Использование ИКТ в практике логопеда

Использование ИКТ в логопедической практике

Инна Батырь
Использование ИКТ в логопедической практике

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.

Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного его обучения в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эти занятия были интересными и разнообразными.

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.

Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Википедия дает четкое определение термину ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.

Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы,в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.

Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами, а в науке соответствующими теориями и принципами.

Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой единого информационно-образовательного пространства. Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто в дошкольном образовании, а в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений детей.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность педагогов и детского сада в целом. В условиях динамично меняющего мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментально значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Становится аксиомой и то, что использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике,можно выделись следующие направления:

Документация, диагностика, инд. занятия, подгрупповые занятия, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование)

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ информации.

Речевая карта – один их обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся профессионально интерпретированные результаты обследования устной речи. Структура речевой карты – традиционная, форма – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать. Для проведения диагностики используются демонстрационные презентации, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.

Возможности информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми очень разнообразны:

– повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;

– автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;

– развитие уверенного речевого поведения и устранения тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;

– расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

– повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

– повышение скорости материала запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная

– активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

– формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

– создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

– реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

– возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что реализовывает принципы прочности, систематичности);

– совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

– подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов.

В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ:

использование интерактивной доски;

Читайте также:
Маленькие секреты учителя-логопеда

– создание собственных мультимедийных проектов;

использование Интернет-ресурсов;

Использование компьютерных программ.

При подготовке к НОД с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила,по которым:

Общая продолжительность занятий должна составлять 25-30 мин, из которых 5-7 мин. Дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (презентации, компьютерные игры) еще 5-10 мин.

Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность, о сочетании цветов и их количества (слайд)

Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников я используюобучающие компьютерные программы:

«Баба Яга учится читать»;

«Игры для Тигры»;

– комплект «Дошколка»;

– так же стала создавать свои собственные.

Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками. Не исключение стал и наш детский сад. Для работы с детьми были приобретены две интерактивных доски.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов – флипчартов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.

Я использую ИД на занятиях по обучению грамоте. Мой опыт свидетельствует, что она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.

Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано – в условиях семьи. Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. Главное условие взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель».

Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются родительские собрания, лекции для родителей, оформление наглядной информации, круглые столы.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением учителя-логопеда, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ», где поставили цель, задачи и план на год по решению данной проблемы. ИКТ широко используются на педагогических советах ДОУ, семинарах-практикумах, мастер-классах.

Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на мой уровень ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников ДО», на портале МААМ. ru, «Мультиурок».

Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Мое мнение, что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельности и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.

ИКТ на логопедических занятиях с младшими школьниками

Современные образовательные технологии использую в работе больше около 10 лет. Элементы современных технологий, применяемых мною на практике, позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы. Эффективность коррекционно-логопедической работы с обучающимися повышается также с помощью использования мультимедийных средств.

Несколько лет работала над методической темой «Развитие лексики учащихся с ОНР на логопедических занятиях с использованием ИКТ в условиях общеобразовательной школы». Надо отметить, что вопрос применения ИКТ в практике логопеда с целью повышения эффективности логопедической работы в общеобразовательной школе недостаточно отражён в специальной методической литературе.

В этой связи особое значение приобретает изучение вопроса применения информационных технологий на логопедических занятиях в общеобразовательной школе. С их помощью на более высоком методическом уровне можно решать многие логопедические и коррекционные задачи, в том числе, систематическое обогащение словаря на основе овладения способами словообразования и активизации имеющегося лексического запаса учащихся с общим недоразвитием речи, и введение его в практику общения.

Применение ИКТ на логопедических занятиях позволяет успешно решать образовательные, коррекционные, воспитательные задачи.

  • формирование умений различать и выделять морфологические части слова;
  • совершенствование навыка выбора проверочных слов;
  • формирование умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • расширение и активизация словарного запаса.
Читайте также:
Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия

  • развитие познавательных психических процессов: внимание, восприятие, мышление, память;
  • развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений;
  • развитие познавательной активности учащихся.

  • формирование умения ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед общей частью родственных слов или после нее, образуются новые слова, и изменяются их значения;
  • способствование накоплению морфологических обобщений;
  • расширение запаса однокоренных слов;
  • формирование навыка правильного использования новых слов в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. установления связи между формой и значением);
  • коррекция умения передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;
  • создание основы для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова не только на базе количественного накопления словаря, необходимого для полноценного общения, но и посредством правильного понимания детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности, адекватного их употребления в том или ином контексте;
  • восполнение пробелов речевого развития в русле изучения тех тем школьной программы, усвоение которых связано с морфологическим анализом слов, умением различать их значимые части. К этим темам относятся: «Безударные гласные в корне», «Правописание безударных гласных», «Правописание звонких и глухих согласных», «Правописание приставок и предлогов».

Воспитательные задачи – формирование положительной учебной мотивации.

Особенно продуктивно применение ИКТ на вводных занятиях, когда проводится объяснение нового материала. В ходе занятий с опорой на наглядный и анимационный материал, используемый в электронных презентациях, учащиеся накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к морфемному составу слова помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологические обобщения. Причём на протяжении всего восприятия нового материала у учащихся не ослабевает интерес к учебной информации, демонстрируемой на экране, а, наоборот, они активно принимают участие в тройном взаимодействии «учитель – экран компьютера – ученик», продуктивно усваивают новые знания и более полно и точно их запоминают.

На последующих занятиях по закреплению пройденной темы учащиеся демонстрируют хороший уровень запоминания полученной информации на уроке с применением ИКТ. Причём в памяти детей всплывают отдельные образные моменты, на которых логопед сознательно акцентировала внимание: например, фрагменты запоминания новых учебных правил, которые проецировались на экран компьютера с дополнительными привлекающими внимание элементами: «Запомни!», «Прочитай внимательно!», «Запомни правило!».

Применение электронных документов в качестве источника учебной информации и наглядного пособия весьма продуктивно на этапе логопедического занятия, когда происходит ознакомление с новым материалом. Этап восприятия и усвоения нового материала является наиболее трудным для учащихся с общим недоразвитием речи в силу недостаточно развитых психических познавательных процессов, несформированной положительной мотивации к приобретению новых знаний у этой категории учащихся. Использование на занятиях электронных презентаций позволяет активизировать деятельность обучаемых, вызвать у них интерес к изучаемому материалу. Кроме того, корректировать речевые недостатки учащихся, оптимально воздействуя на сохранные анализаторы. При правильном распределении внимания учащихся, учитель-логопед задействует три механизма восприятия:

  • зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, картинным материалом, анимациями на экране;
  • слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорит логопед, или с пониманием речи диктора, используемой в презентации;
  • дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.

Кроме того, использование динамических моделей позволяет приблизить происходящее на экране к практике детей.

Например, анимации, используемые в темах «Приставки» и «Предлоги» позволяют соотнести их смысловую нагрузку с ориентировкой в пространстве, что, в свою очередь, способствует развитию пространственного восприятия и формированию пространственных представлений у учащихся с общим недоразвитием речи.

Мною проведены наблюдения за деятельностью учащихся на уроках с применением ИКТ, за влиянием использования ИКТ на продуктивность деятельности учащихся, на развитие их лексики, на успешность усвоения программных умений и навыков в целом.

Восполнение пробелов речевого развития на логопедических занятиях происходит в русле изучения тех тем школьной программы, усвоение которых связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. К этим темам относятся: «Безударные гласные в корне», «Правописание безударных гласных», «Правописание звонких и глухих согласных», «Правописание приставок и предлогов». Это особенно важно, т.к. одна из целей логопедического воздействия в условиях школьного логопункта – это повышение качества знаний, повышение успеваемости по таким учебным предметам, как русский язык, литературное чтение.

Другими словами, суть логопедических упражнений с применением ИКТ сводится к подготовительной работе по формированию умений и навыков, отсутствующих у детей с ОНР и необходимых для усвоения соответствующего программного материала. Именно этим они принципиально отличаются от заданий учителя в классе.

Применение ИКТ с целью развития словарного запаса учащихся с ОНР целесообразно и эффективно. При этом необходимо помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов. Одна из основных задач – постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений между словами. Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений).

Применение ИКТ на занятии вызывает у детей интерес, формирует положительную мотивацию к обучению в школе, развивает восприятие, внимание, познавательную активность, что весьма важно для учащихся, имеющих трудности в обучении. Компьютерные средства обучения на логопедических занятиях, являясь интерактивными, обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя-логопеда, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Читайте также:
Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема Овощи

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

    Рубрика: 7. Дефектология

    Опубликовано в

    Дата публикации: 29.11.2013

    Статья просмотрена: 843 раза

    Библиографическое описание:

    Дмитриева, О. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О. И. Дмитриева, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 18.01.2022).

    Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. Информационно-коммуникационные технологии все чаще используются в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

    Читайте также:
    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

    Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики — наглядность.

    При подготовке к учебной деятельности педагог должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. «В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Параджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».

    У детей дошкольного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

    Начиная использовать коммуникационные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в коррекционном педагогическом процессе, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.

    Преимущества использования коммуникационных технологий в работе с детьми-логопатами:

    1. Мотивационно-занимательная сторона обучения.

    2. Индивидуализация и дифференциация форм работы.

    3. Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.

    4. Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

    Основными базовыми положениями применения коммуникационных технологий являются:

    – Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.

    – Ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру речевого дефекта.

    – Использование коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

    – Новые средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.

    – Новые средства обучения могут применяться в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).

    Однако, следует сказать, что компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т. е. апробации.

    Результативность применения коммуникационных технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов логопедической группы. Новые средства обучения, основанные на использовании коммуникационных технологий должно быть обоснованным и продуманным, а также использоваться наряду с традиционными средствами.

    Определены основные требования к использованию коммуникационных технологий:

    – Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

    – Ясное осознание педагогом цели, времени и места введения информационных технологий.

    – Адекватность компьютерной программы стоящей учебной задаче.

    – Мера в использовании.

    – Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

    – Учет возраста, уровня речевого развития дошкольников.

    А также представлены условия применения средств.

    – Организовывать восприятие предъявляемых компьютерных программ надо таким образом, чтобы максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

    В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.

    При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно используются следующие игры: «Супердетки. Учим буквы» (Компания «Мультисофт», 2007г.), «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» («Руссобит — Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором» и «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003–2007гг.).

    Остановимся на описании игры «Азбука — малышка».

    – Любимые герои из мультфильмов.

    По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы.

    С помощью данной игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:

    1. Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями — звук, буква, слог, слово, предложение.

    2. Практическое деление слов на слоги.

    3. Дифференциация гласных и согласных.

    4. Выделение начального звука в слове.

    5. Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

    6. Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.

    7. Составление разрезных картинок из разного количества частей.

    Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:

    – Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится дидактическая игра «Кто больше слов назовет?».

    – На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.

    – Последняя часть работы — нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.

    Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например, на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи.

    Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек. Это набор мягких игрушек «Смешарики», а также мягкие игрушки-самоделки: куклы — звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.

    Читайте также:
    Конспект деловой игры для детей с родителями

    Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно–гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами.

    Широкое использование информационных технологий продиктовано необходимостью «расширения зрительно-пространственной активности», предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [2]. Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

    Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.

    Следовательно, использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками имеет следующее значение.

    Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

    Использование наглядных средств вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

    Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

    В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Таким образом, правильное использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми способствует формированию четких представлений о произносительной стороне языка, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются в речевой практике.

    1. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

    2. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.

    Проектно-исследовательская работа «ИКТ в логопедической работе»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Шанс»

    ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

    «Использование информационно – коммуникационных

    технологий в логопедической работе»

    Учитель-логопед

    высшей квалификационной категории:

    г. Волгодонск

    Я представляю вашему вниманию опыт работы на тему:

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе».

    В настоящее время цель политики модернизации российского образования состоит в обеспечении конкурентноспособности национальных систем образования.

    Для этого необходимо постоянно обновлять образовательные, коррекционные технологии и принципы организации педагогического процесса с использованием современных инновационных и коммуникационных технологий.

    Это, в свою очередь, требует от педагогов ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам динамично меняющегося социума, потребностям родителей в особых образовательных, коррекционно-развивающих услугах, что способствует как повышению собственной профессиональной компетентности педагога, так и повышению качества образования в целом.

    В связи с этим, коллектив нашего учреждения выходит на новый уровень организации педагогической деятельности.

    Я обозначила тему методической работы как: «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе».

    Целью моей методической работы явилась организация эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ.

    Для реализации поставленной цели определены направления и задачи работы.

    создать корневые разделы автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя – логопеда;

    разработать электронные диагностические учебно-методические пособия;

    разработать электронный вариант перспективного планирования;

    разработать электронные учебно-методические пособия; использовать в коррекционно-развивающей деятельности разработки коллег;

    осуществлять проектную деятельность с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов;

    осуществлять консультационную поддержку родителей (размещение информации на стенде «Уголок логопеда»; индивидуальное и групповое консультирование; организация дистанционной поддержки родителей (веб-сайт));

    осуществлять взаимодействие со специалистами учреждения.

    Направления деятельности учителя-логопеда с использованием ИКТ:

    диагностика речи старших дошкольников;

    использование ИКТ на логопедических занятиях;

    консультационная и просветительская поддержка родителей;

    осуществление взаимодействия со специалистами учреждения;

    создание АРМ учителя–логопеда;

    распространение опыта работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе».

    Организация мониторинга речевого развития дошкольников средствами ИКТ.

    Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической). Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы и приемы диагностики, которые бы при минимальных затратах времени позволили бы получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон развития воспитанников и устанавливать степень их соответствия или несоответствия тем или иным показателям.

    На основе картинного материала О.Б. Иншаковой Альбом для логопеда. Москва «Владос», 2003г. мною создается каталог тематических презентаций для обследования речи дошкольников. Это значительно экономит время для проведения обследования речи детей. В ходе поисковой деятельности ребенка при выполнении электронных заданий учителю-логопеду представляется возможность расширить границы диагностируемых процессов, выявить и определить направления коррекционно-развивающей деятельности.

    Коррекционно-развивающая деятельность с использованием ИКТ.

    С 2008 года на логопедических занятиях в нашем учреждении мною успешно реализуются следующие программы:

    Логопедическая программа «Игры для Тигры» Л.Р. Лизуновой

    Данная технология разработана на основе методик обучения детей с особенностями развития Л.Н. Ефименковой, 1987; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, 1990; Г.А. Каше, 1971; Р.И. Лалаевой, 1999; Н.В. Серебряковой, 2001; Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, 1968; Л.В. Лопатиной; Г.В. Чиркиной, 1969, 2002, а также типовой программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой (1985).

    Читайте также:
    Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

    Адресована данная программа учителям-логопедам всех типов и видов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения; предназначена для работы с детьми с дизартрией, общим недоразвитием речи, может быть использована в процессе логопедического воздействия на ребенка с любым другим речевым нарушением, а так же как комплексная система работы по совершенствованию речи у детей с нормальным речевым развитием.

    Исходя из этого и собственной практики, делаю вывод о том, что данная компьютерная технология является универсальной для образовательных учреждений, реализующих различные коррекционно-развивающие программы.

    Серии упражнений программы представлены 4-мя блокам: Просодика, Звукопроизношение, Фонематика, Лексика. Упражнения программы позволяют работать над:

    – звукопроизношением;
    – просодическими компонентами речи;
    – фонематическим восприятием;
    – лексико-грамматическим строем речи.

    Развивающую программу А.Ю. Коркиной «Домашний логопед. Практический курс» использую в работе по развитию слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

    Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой программе выделяю для работы раздел «Развитие связной речи».

    Однако,компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи. Также использую компьютерные игры:

    Компьютерная игра «Баба-Яга учится читать» (Разработчик: Com.Media Издатель: МедиаХауз Год выхода: 2003 Язык интерфейса: русский Возраст: Для детей 5-7 лет)

    Программа поделена на три ступени:
    1. Букварик
    Изучение букв алфавита в веселых стишках, которые читает Баба-Яга.
    2. Слогарик
    Звуко-слоговой анализ – мудрый Ворон просит собрать слог из букв, которые лежат на полке. Хватаем буквы и тащим их на доску. В случае правильного ответа из сундучка раздается веселый звук.
    3. И самая сложная – Карта с заданиями (мини-играми).

    Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов – предложение.

    Гарфилд первоклассникам (Лексика и орфография).

    Волшебный букварь.

    Уроки Кирилла и Мифодия. Начальная школа. Русский язык 2-3 класс.

    Использование электронных учебно-методических пособий и материалов в коррекционно-речевом процессе.

    В процессе коррекционно-развивающей деятельности использую как собственные электронные учебно-методические пособия и материалы, так и разработанные другими авторами в соответствие с тематическим планированием.

    Данные пособия применяются для:

    развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;

    развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;

    автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;

    дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;

    развития связной речи и познавательных способностей;

    для проведения в игровой форме обобщающих заданий, тестов.

    Решение учебных и коррекционных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. Их использование предусматривает первостепенную роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

    Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения.

    Так, был проведен опрос детей, посещающих логопедические занятия по двум направлениям: отношение ребенка к занятиям с учителем-логопедом и отношение ребенка к логопедическим занятиям, на которых используются возможности персонального компьютера. Цель: определить отношение ребенка к традиционным логопедическим занятиям и занятиям с использованием ИКТ. Первое условие: предлагалось нарисовать «солнышко», если ребенок идет на занятия с желанием и «тучку», если идет без желания. Второе условие: предлагалось нарисовать «сердечко», если ребенку нравятся занятия с применением компьютерных технологий и «тучку» если не нравятся.

    Результаты показали, что все дети с удовольствием посещают занятия и положительно относятся к занятиям с применением ИКТ.

    Работа с родителями.

    Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логопункта, предполагает активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс и закрепление в домашних условиях полученных речевых умений и навыков. Как сделать так, чтобы родители стали главными союзниками с учителем-логопедом?

    Наряду с традиционными формами работы (выступления на родительских собраниях, размещение информации на стенде «Уголок логопеда», открытые занятия и др.) внедряю компьютерные технологии в логопедическую практику, что позволяет сделать просветительскую работу более продуктивной и эффективной. Связь с родителями осуществляю при помощи Интернета посредством электронной почты, разрабатываю собственный веб-сайт.

    Электронная почта позволяет обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей. Кроме обычного текста, передаю звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл. При помощи электронной почты без визуального контакта консультирую родителей, отвечаю на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, даю рекомендации, рассылаю приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролирую своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков). Кроме того, отправляю воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать учреждение. Через электронную почту происходит обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между учителем-логопедом и семьей, так и между родителями.

    Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей использую различные медиапособия и электронные книги логопедической направленности.

    Кроме того, рекомендую и помогаю освоить родителям логопедические обучающие программы и игры для занятий в домашних условиях. Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений планирую самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам и демонстрировать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

    Организация проектной деятельности с использованием ИКТ.

    Читайте также:
    Ознакомление старших дошкольников с профессиями

    Проектная деятельность сегодня является одной из инновационных технологий, используемой в обучение дошкольников. В ходе проекта у дошкольников происходит: формирование проектно-исследовательских умений и навыков; осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели; умение работать в команде. Проект позволяет погрузиться ребенку в речевую тематическую среду.

    Так в 2013-2014 учебном году был разработан и реализуется проект взаимодействия с родителями детей-логопатов «Рука об руку».

    Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

    Задачи проекта:

    Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;

    Разработать систему мероприятий, направленных на повышение грамотности родителей в области речевой работы с детьми;

    Реализовать комплекс мероприятий, проанализировать результаты;

    Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, в процессе коррекционно-развивающей работы.

    Организация АРМ учителя–логопеда.

    Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой комплект технических средств обучения (компьютер с выходом в Интернет, микрофоном и колонками, принтер) и комплекс электронных учебно-методических материалов:

    учебных логопедических программ и компьютерных игр;

    учебно-методических пособий и материалов.

    Организация АРМ способствует оптимизации деятельности учителя-логопеда и процесса коррекции речевого развития ребенка.

    Остановимся на возможных корневых разделах АРМ учителя-логопеда:

    1. нормативно-правовые документы;

    2. организационные документы учителя-логопеда;

    3. диагностический материал;

    4. электронные учебно-методические пособия и материалы

    5. тематическое планирование;

    6. конспекты подгрупповых занятий;

    7. конспекты индивидуальных занятий;

    8. материалы для взаимодействия со специалистам учреждения;

    9. работа с родителями;

    10. материалы для консультаций;

    11. проектная деятельность;

    12. электронное портфолио.

    Каждый корневой раздел АРМ имеет перечень ссылок Интернет-ресурсов, что помогает учителю-логопеду быстро найти нужное электронное учебно-методическое пособие для занятия или документы для организации работы.

    Таким образом, опыт работы над проблемой применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе позволил мне сделать выводы о том, что использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию, речевую и познавательную активность, самооценку ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями); способствует достижению желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки, индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребенка, а также зоне его ближайшего развития.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

    Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов на Дону.

    Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения.

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.,2007.

    Кукушкина О.И. Текстовый редактор MS Word и развитие письменной речи детей. М., 2004.

    Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.

    Логопед (журнал), № 5/2008.

    А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он же. Основы педагогического дизайна.

    Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.

    Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов на Дону, «Феникс», 2009 г.

    Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.

    Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. М., «Сфера», 2009 г.

    Шпаргалки для учителя-логопеда ДОУ. Справочное пособие для учителя-логопеда. Санкт-Петербург, «Каро», 2007 г.

    Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта»

    В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

    Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

    Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

    Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

    В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

    Актуальность

    Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

    Значимость

    Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

    Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

    «Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

    Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

    Читайте также:
    Коррекция устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста в условиях билингвизма

    Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

    • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
    • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
    • коррекции речевых нарушений дошкольников;
    • формирования предпосылок к учебной деятельности;
    • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

    Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

    Здоровьесберегающие технологии:

    • Пальминг;
    • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
    • «Су — Джок» — терапия;
    • Телесно-ориентированные технологии.
    • Игровые технологии;
    • Технология наглядного моделирования;
    • Мнемотехника;
    • Информационные технологии.

    Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

    Здоровьесберегающие технологии:

    Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

    Игровые технологии:

    Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

    Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

    Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

    Технология наглядного моделирования:

    Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

    Мнемотехника:

    Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

    Информационные технологии:

    ИКТ в работе современного педагога:

    1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

    2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

    3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

    4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

    5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

    6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

    В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

    Заключение:

    Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

    Доклад «Инновационные технологии в коррекционной работе логопеда»

    «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

    Читайте также:
    Моя страна - конспект НОД

    У ребёнка дошкольного возраста правильная, развитая речь является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребёнку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

    Технологии, которые применяет в своей коррекционной деятельности в своей деятельности можно разделить на две группы:

    Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

    Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

    В педагогическом процессе, инновация обозначает – внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, которые помогают в коррекционно-образовательном прцессе педагога.

    Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

    Инновационные технологии в логопедии подразделяются на:

    современные технологии логопедического

    и пальцевого массажа;

    современные технологии сенсорного воспитания;

    Изучая методическую литературу, а так же в процессе повышения квалификации в своей профессиональной деятельности, решила использовать инновационные методы, которые на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми имеющими диагноз ОНР (общего недоразвития речи, ЗПР (задержки психического развития, СДВГ (синдрома гиперактивности и нехватки внимания) посещающими нашу группу.

    Последний метод: это использование компьютерных средств, которые относятся к информационным технологиям – позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной, дает возможность расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, так же возможность быстрого создания собственного дидактического материала, а за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

    В достижении положительных результатов успешно применяю компьютерные игры, интерактивные игры Mersibo, интерактивные DVD фильмы и мультфильмы, тематические презентации для детей.

    Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

    Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов и не только.

    В своей деятельности прохожу обучение по работе с интерактивными играми и пособием.

    Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

    На просторах интернета можно найти различные компьютерные игры. В своей работе применяю только апробированные специалистами практиками компьютерные игры и пособия. Например:

    Сайт учителя-логопеда высшей квалификационной категории Гурьяновой Н. В., г. Санкт-Петербург. Игры серии «Кеша» для развития речи, внимания, памяти и мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели.

    Интерактивные игры Mersibo – «Лого-ассорти» и др. ( USB -носитель или подписка). В своей работе использую «Лого-ассорти» на USB -носители.

    Набор интерактивных игры и упражнений является универсальным инструментом в моей работе. 30 игр обеспечивает возможность выбора: применять игры на этапе знакомства ребенком, в процессе речевого обследования или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игрвой деятельности.

    Игры поддерживают все направления работы логопеда:

    Развитие моторных навыков;

    Отработка лексико-грамматических категорий;

    Совершенствование связной речи;

    Исправление нарушенного звукопроизношения;

    Развитие фонематического слуха.

    Игра «Торт со свечами» Артикуляционная гимнастика

    Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

    Список использованной литературы:

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

    Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

    Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

    Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

    Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. – №2. – с. 37-39

    Моторин В. “Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

    Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: