Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР

Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Итоговая работа. Проект на тему: «Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

1. Актуальность проекта.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя- логопеда с детьми.

Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. Компьютер,

Мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Проблема: формирования информационной культуры родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательный процесс ДОУ.

2. Для решения указанной выше проблемы предлагается:

  • использование компьютерных технологий, которые позволят оптимизировать педагогический процесс, — индивидуализировать обучение детей с общими нарушениями речевого развития.
  • значительно повысить эффективность речевой деятельности.
  • решение вопросов методического обеспечения
  • разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться другие педагоги

3. Цель:

  • Вызывать у дошкольников при общении с компьютером живой интерес, к игровой деятельности и формировать с помощью этого интереса такие важные структуры: познавательную мотивацию, произвольную память и внимание, обеспечить готовность ребенка к обучению в школе.
  • Оказать практическую помощь родителям и детям.

4. Задачи:

  • Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  • Создать банк компьютерных игровых упражнений по лексическим темам.
  • Разработать рекомендации по игровым упражнениям для родителей детей логопедической группы.

5. Преимущества компьютерных технологий:

  • Благодаря компьютерным технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи.

6. Задачи:

  • как пополнение словарного запаса, -формирование грамматического строя, -формирование связной речи, -повышается интерес у дошкольников к процессу обучения, -развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

7. Новизна.

  • Новизна проекта состоит в том, что при использовании компьютерных технологий используется достаточно сильный потенциал для коррекционно-образовательного процесса.

8. Участники проекта:

  • Учитель-логопед
  • Старшие дошкольники логопедической группы
  • Родители.

9. Продолжительность проекта:

  • 1год. ( Сентябрь-Май)

10. Планируемый результат:

  • презентация проекта в форме устного представления.

11. Этапы реализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап;
  2. Реализация;
  3. этап оценки эффективности проекта.

I. Подготовительный этап.

  • Изучение опыта работы и создание информационно – коммуникационной среды.
  • для детей — создание игровых упражнений с помощью анимации по лексическим темам.
  • Для родителей письменные рекомендации к этим игровым упражнениям

2) Составление плана-схемы проекта.

3) Обсуждение проекта с родителями.

4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II. Практический этап (Реализация)

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе

1) Выполнение игровых упражнений на компьютере.

2) По всем лексическим темам.

3) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей

III. Этап оценки эффективности проекта.

1) Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

12. К проекту прилагаются:

  • Игровые упражнения по лексическим темам
  • В компьютерном варианте.
  • Рекомендации родителям по каждой лексической теме.
  • Согласование существительных с прилагательными.

Мы имеем следующие результаты:

  1. Определен уровень знаний детей после использования игровых упражнений (приложение 1).
  2. Разработаны игровые упражнения по лексическим темам. (приложение 2).
  3. Проведены консультации, даны практические рекомендации родителям по реализации задач.
  4. Реализация проекта позволяет сделать вывод:

Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Информатизация образования — это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Читайте также:
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонетической Дислалией

Альманах педагога

Автор: Макарова Марина Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №73 “Светлячок”
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ Детский сад № 73 «Светлячок»

Учитель – логопед Макарова Марина Дмитриевна

Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством

дидактических игр и игровых упражнений.

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.

Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то

есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического

строя. Под лексико – грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически

правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления,

понимают возможность понимания слов, под

активным – употребление их в речи. Грамматический строй – это система взаимодействия

синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает

умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение

составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Овладеть

с прилагательными в роде, числе, правильно строить

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи

проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в

современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из

самых актуальных. Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при

котором нарушены все компоненты речи: помимо звукопроизношения, страдает словарный

овладение активным и пассивным словарем: дети понимают значения многих слов, объем их

пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. Бедность

активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод,

цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном

состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно,

значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко.

Исследователи (Н. С. Жукова, Л.Ф. Спирова, С. Н. Шаховской) выделяют следующие

нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР:

– ошибки при употреблении родовых, числовых, падежных окончаний существительных,

местоимений, прилагательных («копает лопата», «много ложков»);

– неверное использование падежных и родовых окончаний количественных числительных

(«нет два пуговиц»);

– неточное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени

– ошибки в использовании предложно-падежных конструкций («под стола», «в дому»).

Нарушения синтактической структуры предложения выражается в пропуске членов

предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Словарный запас дошкольников с ОНР отстает от возрастной нормы, как количественно,

так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных

прилагательные, притяжательные прилагательные.

Дети строят простые нераспространенные и распространенные предложения. Однако и в

управления (высокую дерево, дотронулся лоба, ухаживал белку. ), пропуски или замены

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Таким образом, лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у

детей с общим недоразвитием речи, и целью коррекционной работы является формирование

лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством

упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются

эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Задачи работы по формированию грамматических категорий у детей с ОНР:

1. Выявить особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи.

2. Разработать содержание коррекционной работы на формирование грамматического строя

речи, основанное на использовании дидактических игр и игровых упражнений.

3. Оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим строем речи.

детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на

каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

4. Включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.

По формированию лексико – грамматических средств языка у детей проводились

занятия, куда входила работа по накоплению словарного запаса и работа по построению

грамматического строя речи в старшем

дошкольном возрасте необходимо начинать с обследования детей – сформированы ли у них

При планировании коррекционной работы старалась учесть следующие условия, от

которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений: психофизические и

индивидуальные особенности у дошкольников; подбор игр в соответствии с системой

грамматического строя языка; соответствие игр интересам старших дошкольников.

Работа ведется по следующим направлениям:

– упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

образование относительных и притяжательных прилагательных);

– составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно

словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию

лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

соберет?”, “Все ко мне”, цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

В игре “Что каким бывает?” дети отвечают на вопросы взрослого. Например, «Что

может быть высоким? Холодным? Мягким? Деревянным? и т.д.». За правильный ответ

Читайте также:
Использование коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

раздаю детям разноцветные звездочки. Выигрывает тот, кто собрал больше звездочек.

Игра “Чей хвост?” помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия

притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в

описательные рассказы по определенной теме.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно отсутствие четких временных

представлений. Они путают названия и последовательность месяцев, у них нет четких

представлений о частях суток. Для уточнения таких понятий я использовала игру “Когда это

бывает?” Игровую ситуацию создает вопрос – загадка: “Кто узнает, когда это бывает?”

Игры «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер» – закрепляют в речи детей наречия,

расширяют словарный запас. Например, «Вчера мы ходили в кино, гуляли по парку». Затем

следует перейти к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.

Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: “Что вам

нужно?”, “Дополните предложение”, “Скажи по-другому”. Цель этих игр – научить подбирать

слова, близкие по значению.

Ведется работа и над синтаксической стороной речи. Кроме составления простых

предложений стараюсь научить детей составлять предложения с однородными членами. Для

«Формирование лексико — грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр»

«Формирование лексико – грамматического

строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр»

Игра-это искра, зажигающая огонь

пытливости и любознательности.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим условием для полноценного общего и речевого развития ребенка является своевременное развитие лексико-грамматического строя языка, потому как речь и язык выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в планировании организации деятельности ребенка, а также формировании речевых связей и самоорганизации поведения.

Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нoрмальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, недоразвитие фонематического слуха, аграмматизмы в речи, скудный словарный запас, нарушение фонемообразования и дефекты звукопроизношения. Эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Одним из важнейших направлений коррекционно – развивающего обучения детей с ОНР является формирование лексико-грамматических средств языка, навыка словообразования и развития связной речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Проблему формирования лексико-грамматического строя речи в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущей педагогической идеей моей работы является разработка и апробация комплекса дидактических игр по коррекции лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С этой целью я провожу с детьми углубленную работу и поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим; знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений; постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта; подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование; включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.

Коррекция лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективна при условии учета:

    ведущего вида деятельности; психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования; характера проявлений лексико-грамматических нарушений; индивидуальных речевых и психических особенностей детей с общим недоразвитием речи.

Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед учителем-логопедом в его работе с дошкольниками с ОНР – необходимо широко использовать дидактические игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

Теоретическая база опыта.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию

Усвоение грамматического строя у детей дошкольного возраста включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах изменения слова по падежам, числам, родам синтаксисом, словообразованием.

Следовательно, по мере развития психических процессов, обогащения жизненного опыта ребенка, усложнения и изменения деятельности, при общении с взрослыми формируется грамматический строй ребенка в качественном и количественном аспектах.

Читайте также:
Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.

В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах , -Пупко,

и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики.

Данные об этом представлены в работах , , и др.

По мнению , и др., своевременное усвоение грамматического строя ребенком является важным условием не только его полноценного речевого, а также общего психического развития.

В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях , , и других отмечается, что для дошкольников с ОНР овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Пути научно-практического решения подготовки дошкольников с ОНР к обучению в условиях общеобразовательной и специальной школ рассматриваются как создание и реализация гибких программ, позволяющих формировать у детей с речевыми нарушениями знания, умения и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка.

Грамматический строй является одним из основных элементов речевой системы. Развитие лексики влияет на всестороннее развитие ребенка. Овладение грамматическим строем является важнейшим условием умственного развития, решает задачу накопления и уточнения представлений, развития содержательной стороны мышления, формирования понятий. Наряду с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, потому как овладение лексическим значением происходит на основе операций обобщения, синтеза, анализа. Полноценному общению мешает скудность словаря, соответственно, и общему развитию ребенка, отрицательно влияет на формирование высших психических функций. Поэтому к числу важных задач логопедической работы с дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи, относится формирование лексико-грамматического строя речи.

Одним из средств, которые способствует формированию грамматического строя, является использование на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях дидактических игр.

была первым отечественным педагогом, которая рассмотрела дидактическую игру как средство развития речи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Значение игры, как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас, приводит к постепенному количественному росту словаря.

Это способствует подготовке детей к предстоящему школьному обучению и наиболее полному преодолению речевого недоразвития.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Лексико-грамматические нарушения при общем недоразвитии речи являются ведущими, для устранения данных нарушений необходимо достаточно много времени. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных приемов коррекции, учитывая индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи.

К методам относятся дидактические игры, игры драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования (использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и стремлений), возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала

Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Итак, надобность проведения коррекционных идей в работе логопеда с дошкольниками через дидактическую игру явна. В процессе дидактической игры формируются такие ситуации, побуждающие к речевым высказываниям, устанавливают малыша в такие условия, когда у него появляется самостоятельное хотение высказаться и поделиться своими впечатлениями.

При создании комплекса дидактических игр по коррекции грамматического строя речи я поставила перед собой следующие задачи:

а) формирование грамматического строя речи;

б) получение навыков словообразования;

При выборе дидактических игр учитывались те игры в основе, которых лежат следующие принципы:

Читайте также:
Игровые технологии в коррекции заикания

а) дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (тактильного и зрительного);

б) назначение пособий, картинок, предметов. Условия игр и смысл вопросов должны быть понятны и ясны детям;

в) пособия, используемые логопедом при проведении дидактических игр, должны иметь эстетический вид;

г) количество пособий и условия игры, которые используются в ней, должны обеспечить интерес всех детей в процесс коррекции

Новизна и своеобразие опыта заключается в том, что учитель-логопед в целях более эффективной коррекции лексико-грамматических категорий подбирает дидактические игры на логопедические занятия по тематическому принципу. Так как это способствует:

-систематизированному усвоению и запоминанию ;

-неоднократному повторению в течении всего периода обучения;

-повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности

Комплекс дидактических игр по коррекции лексико – грамматического строя речи я включила в качестве составной части в программу коррекционно – развивающей работы с детьми, которая реализуется в группах для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Работа по коррекции лексико-грамматического строя речи была согласована с планом работы воспитателей.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях я применяю специально разработанные панно предметные картинки, муляжи, предметы, игрушки, макеты для того, чтобы вызвать интерес у детей к обучению.

Таким образом использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе дает больше возможности для развития речи детей с ОНР.

-повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

– создается психологический комфорт;

– дети большее количество усваивают речевого материала;

-активизируются и развиваются психические функции (память, внимание, мышление);

При целенаправленной коррекционно-развивающей работе над лексико-грамматическим строем с использование средств дидактической игры дети дошкольного возраста с ОНР могут достичь возрастных норм и овладеть более высоким уровнем развития.

Проведенная коррекционно-развивающая работа по разработанному и апробированному комплексу подгрупповых и индивидуальных занятий, в основе которого лежит использование дидактических игр, с дошкольниками с ОНР, является эффективной и позволяет сформировать у детей умения употреблять существительные в именительном и в родительном падежах единственном и во множественном числе; навыки употребления предложно – падежных конструкций; а также образовывать количественные, относительные и притяжательные прилагательные, новые слова, что является основным средством грамматического строя.

Включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных в данном опыте, для преодоления лексико-грамматического недоразвития позволяет находить новые пути и методы его исправления, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре

Таким образом, работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

Грамматический строй языка сложен для ребенка с ОНР, поэтому самостоятельно ему с ней не справиться. В связи с этим к целому ряду последствий приводит отсутствие своевременной помощи: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, своеобразие эмоционально-волевой сферы, речевой негативизм, трудности в овладении всей школьной программы и задержка познавательных процессов.

Следовательно, полноценному формированию личности ребенка способствует своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию лексико-грамматического строя посредством дидактических игр

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений:

– открытые просмотры: занятий с детьми по формированию лексико-грамматических категорий языка в МДОУ Открытое занятие«Весна. Составление описательного рассказа по опорной схеме.»; «Дикие животные», «Зима», «Одежда»; итоговое занятие по обучению грамоте «Школьные принадлежности»

– передача опыта работы молодым специалистам (индивидуальные консультации) «Применение дидактических игр на логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи»; «Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»; «Нарушение речи у младших школьников и пути их устранения»: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр»

– выступление перед коллегами на педсоветах, проведение тематических консультаций: «Значение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР» (из опыта работы)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы с ОНР

Конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи.

Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Задачи:
1.Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью Воспитательа, согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?).
2.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.
3.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь людям.

Читайте также:
Знаковая символика как средство коррекции моторной алалии у детей с ТНР

Предварительная работа: беседа о разновидностях и назначении, возрастных отличиях одежды, обуви, головных уборов, рассматривание натуральных объектов и предметных картинок, повторение стихотворения «Игрушки», пальчиковой гимнастики «Семья».

Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, предметная картина «Семья», картины-шутки «Катя», «Дима», два варианта картин с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов (по три на каждой), плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками.

Раздаточный материал: на ковре мелкие предметные картинки по теме на липучках.

Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят вокруг Воспитателя, возле мольберта, на котором висит картина «Семья».
Воспитатель: – Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети: Катя и Дима. Давайте назовем членов этой семьи.
Дети называют: – Мама, папа, дедушка, бабушка, Катя и Дима.
Воспитатель: – А Катя для мамы и папы кто? – Дочка. А для бабушки с дедушкой? – Внучка.
Дима для мамы и папы кто? – Сын. А для бабушки с дедушкой? – Внук
2. Знакомство с притяжательными прилагательными.
Дети садятся за столы.

Воспитатель выставляет на доску две картинки с наложенными изображениями предметов.
Игровое упражнение «Узнай предмет».
Воспитатель: – Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать. Найдите шляпу мамы. Ника, покажи ее на картинке, обведи указкой (ребенок выходит к доске, обводит предмет) – Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа» – Дети, это чья шляпа? Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа». – Найдите фартук бабушки. Вова, обведи фартук бабушки указкой (ребенок выходит к доске, обводит изображение) А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) Это чей фартук? (Дети отвечают хором) – Да, это бабушкин фартук.
По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Катино платье, Димина кепка)
Воспитатель: – Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Дети индивидуально отвечают. Затрудняющимся детям Воспитатель задает опорные вопросы («Чьё это платье?». )
Воспитатель: – Платье и фартук – это что? Дети: – Это одежда
Ботинки и валенки – это что? – Это обувь
Шляпа и кепка – это что? – Это головные уборы

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками стоя.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
3. Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе.
Катя и Дима еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто наряжаются во взрослые вещи. Воспитатель вносит картинки-шутки. Задает вопросы детям.
– Катя надела чей фартук? … Правильно, бабушкин. Бабушка – хозяйка на кухне. Катя обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках. Катя надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья. Катя надела чью шляпку. А как ты догадалась, что это мамина шляпка?
Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или Воспитателем.
По аналогии работают с картинкой «Дима»

( папины брюки, папина шляпа, дедушкины валенки, дедушкин жилет)
Воспитатель: – Получилось ли у детей с помощью этих вещей стать взрослее? Конечно, нет. Только беспорядок навели! (Воспитатель указывает на ковер с разбросанными картинками)
Давайте отдохнем, а потом поможем детям разложить все эти вещи по местам.
Физкульминутка: Проговаривание стихотворения «Игрушки» с движениями и эмоциями.
В наш детский сад ходит много ребят.
Игрушку из дома нести каждый рад.
Катин зайчишка прыгает так,
Вовин мишутка топает так,
Машина кукла плачет вот так,
Тимина рыбка плавает так.
Танечкин мячик скачет вот так.
Любят игрушки все дети вот так!

4. Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу Воспитателя.

Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы.
Воспитатель: – Дети, что это? ( Это шкаф) А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз) – Три.
Головные уборы мы положим на верхнюю полку.
Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.
Давайте сначала я попробую. Берет картинку с ковра.
Воспитатель: – Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда.
Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.
Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», « Почему на вешалку?»
Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда»
По аналогии: Катин берет, мамина шуба, бабушкины тапки, папина шляпа, дедушкины сапоги (солдатские, старые), Димина футболка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у нас порядок! Чьи вещи мы разложили в шкафу (хоровые ответы: «мамины», «папины»…) Вещи находятся на своих местах. Как называются предметы, которые лежат на верхней полке. Правильно, головные уборы. А те, которые висят на вешалках? … Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что? (обувь).
Теперь в доме чистота и порядок. Но как же нам помочь Кате и Диме. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? Дети предлагают свои варианты дел. – Правильно, надо совершать взрослые поступки, помогать своим родным и тогда они скажут: «Какие вы молодцы, совсем уже взрослые!»
Ребята, мне будет очень интересно узнать, как вы дома помогаете своим родным. Расскажите мне потом?
. Молодцы ребята! Теперь Катя с Димой знают, что нужно сделать, чтобы повзрослеть!

Читайте также:
Структура групповых логопедических занятий в условиях стационара с пациентами с речевыми расстройствами грубой степени выраженности

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 14.04.2018

Статья просмотрена: 2330 раз

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3281/ (дата обращения: 18.01.2022).

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

Логопедическое воздействие при устранении ОНР ставит своей целью научить ребенка связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Коррекционная работа с детьми с ОНР включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.).

Формирование словаря идет по следующим направлениям:

‒ расширение объема словаря;

‒ уточнение значения слов;

‒ формирование семантической структуры слова;

‒ организация семантических полей, лексической системы родного языка;

‒ активизация словаря, совершенствование перевода из пассивного словаря в активный.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно употреблять их в предложении в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексико-грамматическими категориями на основе подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где используются особые методические приемы.

Формирование грамматических представлений включает:

‒ упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

‒ упражнения на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы, относительные, притяжательные, качественные прилагательные, образование сложных слов);

‒ составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

В своей работе по формированию лексико-грамматических компонентов мы применяем тематический принцип. Задания подбираются по темам, работа ведется в течении недели, игры и упражнения планируются на каждый день недели. Это способствует согласованной совместной работе учителя-логопеда и воспитателя, детальной проработке материала, закреплению словаря и грамматических категорий в процессе ежедневной практической деятельности. Приведем пример тематического планирования (тема одежда).

Тема «Одежда»

Понедельник

  1. Знать и называть различные виды одежды:

‒ верхняя (пальто, куртка, шуба, комбинезон, плащ);

‒ легкая (костюм, юбка, платье, блузка, сарафан, халат, брюки, пиджак, джинсы, шорты);

‒ вязаные вещи (свитер, джемпер, кофта, рейтузы, шарф);

‒ белье (майка, трусы, чулки, носки, пижама, купальник, плавки, колготы, гольфы).

  1. Различать одежду:

‒ по сезонам (с примерами)

для осени — осенняя

для зимы — зимняя

для весны — весенняя

для лета — летняя;

‒ по принадлежностям (с примерами)

для женщин — женская

для мужчин — мужская

для детей — детская;

‒ по назначению (с примерами)

для дома — домашняя

для работы — рабочая, форменная

для спорта — спортивная

для школы — школьная

на каждый день — повседневная

для праздника — праздничная.

  1. Уметь образовывать форму родительного падежа множественного числа.

Игра «Один— много»:

платье — (много) платьев

Обратить внимание на слово «пальто». «Упрямые слова» — эти слова всегда одинаковые, никогда не меняются.

Игра «Закончи предложение» (со словом пальто):

Мама купила новое ….

В магазине продавалось много разных ….

Мама любуется своим новым ….

  1. Игра «Назови ласково»:

У Кати платье, а у куколки … (платьице)

Тема «Одежда»

Вторник

  1. Выбрать одежду, про которую можно сказать:
  1. Знать детали одежды:

Пояс, петли, молния, штанина, хлястик, складки, подкладка, оборка, капюшон, спинка, лямки.

Читайте также:
Можно ли остановить заикание?

У рубашки есть — рукава, манжеты, воротник, карман, застёжка, пуговицы

Учим слово: воротничок.

  1. Уметь образовывать приставочные глаголы:

Мама платье (что делала?) — шила

Мама пуговицы (что делала?) — пришивала

Мама дырку (что делала?) — зашивала

Мама цветок (что делала?) — вышивала

Мама юбку (что делала?) — подшивала

Мама костюм (что делала?) — перешивала

  1. Игра «Чего не хватает?»:

Цель — закрепление частей одежды:

‒ формы существительного родительного падежа единственного числа;

‒ развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, рукав, манжета, брючина, карман, пуговица и т. д.)

Тема «Одежда»

Среда

  1. Знать, кто шьёт одежду, и где шьют одежду.

Портной, портниха, швея работают на швейной фабрике, в ателье.

Модельер — создаёт модели одежды.

  1. Знать, какими инструментами пользуется портной.
  2. Знать, какие действия выполняет портной:

мерить, отрезать, кроить, сшивать детали, снять мерку, примерять, подшить, пришить, перешить, вышить.

Жил портной один умелый,

Знал прекрасно свое дело,

Шил одежду на заказ,

Ткани выбирал для вас,

Креп, парчу, шерсть и атлас,

А потом снимал он мерку,

Делал выкройку с примеркой,

Белой ниткой ткань метал,

На машинке все сшивал,

Выходил наряд отменный,

Знал наш мастер свое дело.

  1. Игра «Ателье» («Сшейте сами»).

Цель: закрепление у детей целостного восприятия предмета, закрепление деталей одежды, закрепление приставочных глаголов, формирование простых распространенных предложений.

Каждый ребенок берет конверт с деталями одежды. Затем достает части одежды и «шьёт»: платье, юбку, рубашку, сарафан и т. д. В процессе работы дети рассказывают, что они делают («Я пришиваю рукав и воротник к платью»).

Тема «Одежда»

Четверг

  1. Рассмотреть различные материалы:

Ситец, байка, шерсть, шёлк, капрон, мех, кожа.

  1. Уметь образовывать относительные прилагательные:

платье из ситца — ситцевое,

рубашка из байки — байковая,

пальто из шерсти — шерстяное,

блузка из капрона — капроновая,

платье из шёлка — шёлковое,

шуба из меха — меховая,

куртка из кожи — кожаная.

  1. Правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе:

платье из шерсти — шерстяное,

шарф из шерсти — шерстяной,

кофта из шерсти — шерстяная,

брюки из шерсти — шерстяные,

  1. Уметь правильно подбирать существительные к прилагательному

Игра «Подбери слово».

шёлковый — шарф, халат;

шёлковая — юбка, блузка;

шёлковые — брюки, рубашки.

  1. Уметь соотносить материал и изделие.

Игра «Исправь ошибку».

Петрушка (Незнайка) сшил одежду, неправильно используя материалы:

Я сшил пальто из ситца — ситцевое пальто;

Я сшил брюки из меха — меховые брюки;

Я сшил куртку из шёлка — шёлковую куртку

Почему нельзя носить такую одежду?

  1. Уметь образовывать притяжательные прилагательные.

У мамы платье — это мамино платье;

У папы рубашка — это папина рубашка;

У Тани пальто — это Танино пальто;

У Коли брюки — это Колины брюки;

У бабушки фартук — это бабушкин фартук;

У дедушки куртка — это дедушкина куртка.

Тема «Одежда»

Пятница

  1. Расширение словаря прилагательных.

Учить подбирать признаки:

Брюки какие? — новые, старые, красные, черные, серые, теплые, легкие, шерстяные, зимние, летние, детские, модные.

Платье какое? — новое, нарядное, красивое, ситцевое, шерстяное, шёлковое, теплое, легкое, домашнее, детское.

  1. Учить подбирать слова-антонимы.

Игра «Скажи наоборот»:

  1. Составь рассказ-описание по плану:

— Из какого материала?

— Из каких частей состоит?

— Когда носят (сезонность)?

— Для кого предназначена одежда (мужская, детская, женская)?

  1. Воспитывать бережное отношение к одежде. Объяснять, что значит беречь, ухаживать за одеждой.

Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития речи, что необходимо при поступлении детей в школу и для дальнейшего обучения.

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». АЙРИС-ПРЕСС, М. 2004 Г.
  2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи». М., ГНОМ И Д, 2000 Г.
  3. Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» М., ГНОМ И Д, 2003 Г.
  4. Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» М, 2002 г.
  5. Косинова Е. М. «Уроки логопеда» М., ЭКСМО, 2005 Г.
  6. Теремкова М. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР» М., ГНОМ, 2016 г.
  7. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003 г.

Похожие статьи

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) растет и, несмотря на постоянный

В общем представлении грамматический строй представляет собой систему взаимодействия, взаимоотношения слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование логико-грамматических конструкций у детей.

целом у детей с общим недоразвитием речи выделяется стойкое нарушение усвоения грамматического строя языка, нормативное овладение которым является условием полноценного речевого и общего развития ребенка.

Особенности грамматического строя речи младших школьников.

III, грамматический строй речи, грамматический строй, ребенок, существительное, уровень, имя существительного, грамматическое средство

Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы

Формирование логико-грамматических конструкций у детей. логико-грамматическая конструкция языка, общее недоразвитие речи.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

ребенок, работа, множественное число, согласование прилагательных, речевая практика, грамматический строй, окончание, общее недоразвитие речи, игра, существительное.

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших.

Преодоление общего недоразвития речи, а также недостаточного развития лексико-грамматического строя речи у детей с.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение словарным запасом.

Мама садится …(в) машину. Коля бежит …(по) дороге. Автобус едет…(по) улице.

Методические подходы к развитию лексического строя речи.

В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, особенно число дошкольников с общим недоразвитием речи.

Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Для индивидуальных игр в группе оборудован речевой уголок, где содержаться материалы для закрепления всех компонентов устной речи.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, предмет, оборудование, глаз, образная память, бархатная бумага, двигательная память, зрительная память.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) растет и, несмотря на постоянный

В общем представлении грамматический строй представляет собой систему взаимодействия, взаимоотношения слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование логико-грамматических конструкций у детей.

целом у детей с общим недоразвитием речи выделяется стойкое нарушение усвоения грамматического строя языка, нормативное овладение которым является условием полноценного речевого и общего развития ребенка.

Особенности грамматического строя речи младших школьников.

III, грамматический строй речи, грамматический строй, ребенок, существительное, уровень, имя существительного, грамматическое средство

Формирование логико-грамматических конструкций у детей. логико-грамматическая конструкция языка, общее недоразвитие речи.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

ребенок, работа, множественное число, согласование прилагательных, речевая практика, грамматический строй, окончание, общее недоразвитие речи, игра, существительное.

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших.

Преодоление общего недоразвития речи, а также недостаточного развития лексико-грамматического строя речи у детей с.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение словарным запасом.

Мама садится …(в) машину. Коля бежит …(по) дороге. Автобус едет…(по) улице.

Методические подходы к развитию лексического строя речи.

В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, особенно число дошкольников с общим недоразвитием речи.

Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Для индивидуальных игр в группе оборудован речевой уголок, где содержаться материалы для закрепления всех компонентов устной речи.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, предмет, оборудование, глаз, образная память, бархатная бумага, двигательная память, зрительная память.

Использование индивидуально-ориентированной лексики при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией

В данной статье кратко описываются изменения, которые произошли в лексике русского языка, начиная с 90-ых годов 20-го века, отмечается важность использования так называемой «современной лексики» при подборе дидактического материала для занятий с больными, страдающими моторной афазией. Дается практический материал.

Использование индивидуально-ориентированной лексики при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией (практический материал из опыта работы).

Коренные изменения, произошедшие в 90-ые годы 20-го века во всех сферах нашей жизни, серьезным образом сказались на словарном составе русского языка, который переживает с тех пор и по настоящее время в буквальном смысле неологический бум.

Изменение государственности, отказ от прошлых социальных, экономических, политических, духовных основ общественной жизни, мощное развитие науки, компьютерных технологий, расширение международных контактов – все это дало мощный толчок для развития языка.

И наиболее заметны эти процессы в лексике и фразеологии. Ушли из употребления целые пласты лексики, обозначающие реалии советской действительности (колхоз, агитбригада, пятилетка, соцсоревнование), стандартные клише, сложившиеся за годы советской власти (ударник коммунистического труда, социалистическое соревнование, великие стройки коммунизма, советский образ жизни).

В последние десятилетия в русский язык вошло большое количество заимствованных слов. Можно считать неологизмами слова: дилер, менеджер, маркетинг, ипотека, импичмент, брифинг, модем, пейджер. Появилась новая фразеология: новые русские, средний класс, шоковая терапия, дикий рынок, лицо кавказской национальности, группа поддержки, русскоязычное население, встреча без галстуков. Новым в таких клише часто является именно сочетание слов, а не слова как таковые.

Читайте также:
Советы для родителей по работе в домашних условиях с заикающимися детьми

Уход в пассив пластов лексики эпохи социализма, новая жизнь слов, обозначающих актуальные понятия нашего времени, вторжение жаргонов в общелитературный язык, поток заимствований, наводнивший не только язык науки и техники, но и повседневного быта и официальную публичную речь, обилие рекламных слоганов — все эти изменения в языке активно воспринимаются языковым сознанием людей.

«Новые» слова и фразеологические обороты активно употребляются носителями языка (особенно представителями молодого и среднего поколения), становятся частотной лексикой. Этот факт мы, логопеды, обязательно должны учитывать при подборе вербального материала для логопедических занятий.

В настоящей статье я хочу поделиться своим опытом использования так называемой «современной лексики» при работе с больными, страдающими моторной афазией грубой степени выраженности, предложить лексический материал для упражнений по растормаживанию произносительной стороны речи.

Методы растормаживания должны использоваться с обязательным учетом индивидуальных особенностей личности больных (возраст, образование, профессия, интересы), то есть с учетом преморбидного словаря больного, или, по словам Т.Г.Визель, индивидуального «языкового портрета». У одного человека превалирует сугубо бытовая речь, у другого – жаргонная, у третьего – деловая, у четвертого – художественно-окрашенная и т.д. Именно эти наделенные чертами индивидуума высказывания или их типовые модели хранит правое полушарие мозга. Они и характеризуют «языковой портрет» или «языковой типаж» (профессор, хулиган, «анекдотчик» и т.п.) конкретного человека, и не только нормально говорящего, но и с патологической речью.

Таким образом, подбирая лексический материал для упражнений по растормаживанию произносительной стороны речи, логопед должен сначала определить так называемый «языковой типаж» больного, понять, какие словосочетания, фразеологические обороты и т.п. у больного наиболее автоматизированы, а также вызывают положительный эмоциональный отклик.

Лексический материал для упражнений по растормаживанию произносительной стороны речи у больных с моторной афазией (договаривание слов и фраз с «жестким» контекстом):

Тема: Туризм, путешествия.

  • Я купил билет на чартерный /рейс/.
  • Я купил билет на самолет в бизнес-/класс/.
  • На набережной стоял шикарный пятизвездочный гранд-/отель/.
  • В турагенстве мне предложили горящую /путевку/.
  • Турагенство «Нева» предлагает оздоровительные и экскурсионные /туры/.
  • 25 европейских стран являются странами шенгенского /договора/.
  • Стихийное бедствие – это настоящий форс — /мажор/.
  • Чтобы посетить европейские страны, нужно оформить шенгенскую /визу/.

Тема: Здоровье. Медицина.

  • В регистратуре меня попросили предъявить медицинский страховой /полис/.
  • В настоящее время многие больные обращаются к нетрадиционной /медицине/.
  • Тема: Банк, кредитование.
  • Удобно рассчитываться кредитной /картой/.
  • Сбербанк предлагает выгодный потребительский /кредит/.
  • Всегда выгодно иметь недвижимое /имущество/.
  • Кризис загнал россиян в долговую /яму/.

Тема: Спорт.

  • Скейтбординг, сноубординг, ролики, горные лыжи — это экстремальные виды /спорта/.
  • Главный тренер Локомотива вынужден был взять тайм — /аут/.
  • Перед соревнованиями спортсмены прошли допинг -/контроль/.
  • Тема: Фирма, офис.
  • В нашей фирме действует строгий дресс — /код/.
  • Мы приобрели мебель для офиса за безналичный /расчет/.
  • Фирма потерпела финансовый крах и теперь она полный /банкрот/.
  • В этом кафе вкусный и недорогой бизнес — /ланч/.
  • В нашей фирме в приоритете неформальные межличностные /отношения/.
  • …..- это коммерческая /тайна/.

Тема: Времяпрепровождение подростков.

  • Мы пойдем отмечать день рождения в ночной /клуб/.
  • Этот парень умеет танцевать аргентинское /танго/.
  • Подростки часто посещают гейм — /клуб/.
  • Назначить встречу – т.е. забить /стрелку/.

Тема: Интернет.

  • Интернет – это всемирная информационная /сеть/.
  • Я часто покупаю вещи через интернет — /магазин/.
  • «Одноклассники» — это популярная социальная /сеть/.
  • В анкете надо указать свой контактный /телефон/ или адрес своей электронной /почты/.
  • Вход заблокирован. Неправильно указан логин или /пароль/.

Исходя из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что использование актуальной современной лексики при растормаживании произносительной стороны речи у больных молодого и среднего возраста позволяет максимально активизировать пласт автоматизмов, растормозить непроизвольные механизмы речевой деятельности, что способствует значительному восстановлению речевой функции.

Растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией (по методике М.К. Шохор-Троцкой)

На сохранность при афазии музических функций и возможность использования пения и автоматизированных речевых рядов в целях восстановления речи указывали многие отечественные и зарубежные специалисты (С. Н. Давиденков, 1915; Ю. А. Флоренская, 1949; Е. М. Батурина, 1958, и др.). А. Р. Лурия (1962) отмечает, что сохранность автоматизированной речи является одним из необходимых условий для осуществления плавного развернутого высказывания. Однако венгерские афазиологи Vargha и Gereb (1959) дают подробное описание и обоснование этих видов работы в резидуальной стадии восстановления.

Как показал опыт М.К, Шохор-Троцкой (1972), пение и автоматизированные речевые ряды могут быть использованы в целях растормаживания речи и на раннем этапе после инсульта при пассивном участии больного в восстановительном процессе. Автор широко применял их в целях растормаживания экспрессивной стороны речи при моторной афазии.

Содержание методики. Как правило, растормаживание экспрессивной стороны речи следует начинать с выяснения круга хорошо знакомых и любимых больным песен. Это выяснение проводится в процессе беседы, когда логопед называет или напевает больному различные песни, а больной знаками показывает, насколько хорошо они ему известны. Если больной находится еще в относительно тяжелом состоянии и плохо понимает чужую речь, то об узнавании напеваемой мелодии можно судить по эмоционально-мимической реакции больного.

Читайте также:
Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

После выявления мелодий, на которые больной дает положительную эмоциональную реакцию, логопед отбирает одну из них и на каждом занятии 5-6 раз напевает ему эту мелодию (сначала без слов). При этом логопед побуждает больного мимикой и словесной инструкцией к совместному пению.

На первых двух занятиях по этой методике при сопряженном с логопедом напевании растормаживаются и выявляются контуры и ритм мелодии, паузы, делящие мелодию на синтагмы, интонационные ударения и т. п. На 3-4-м занятии восстанавливается относительно правильное продуцирование мелодии. В дальнейшем (5-7-е занятие) намечается и постепенно расширяется возможность произнесения больным в некоторых словах текста песни ударных гласных, губных согласных звуков и последних рифмующихся слогов. В процессе этих и последующих 2-3 занятий все более выявляется звуковой рисунок слов, который со временем становится все более полным, четким, развернутым.

Уже с 3-4-го занятия возникает необходимость использования других речевых рядов. Это вносит разнообразие в работу, помогает расширить словарь больного и позволяет избежать фиксирования его внимания на каких-то отдельных словах и закрепления каких-то определенных грамматических категорий (падеж, род и т. п.).

Наряду с пением в этой работе большое место занимает порядковый счет от 1 до 10, который также является устойчивым автоматизированным видом речевой деятельности. Он включает относительно короткие слова с повторяющимися слогами.

На 6-8-м занятии, а иногда и раньше вводится называние дней недели, месяцев, перечисление пальцев руки. Тем самым делается попытка растормаживания произнесения более сложных в звуковом отношении и нерифмованных слов. Позже можно использовать чтение хорошо знакомых больному стихотворений. В некоторых случаях растормаживание речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов протекает несколько быстрее.

Возникшие в процессе пения или произнесения других речевых рядов слова закрепляются с помощью сопряженно-отраженного повторения вслед за логопедом, с опорой на специально подобранные картинки и цифры. Уже на 8-12-м занятии обычно отпадает необходимость сопряженного повторения с логопедом того или иного речевого ряда, появляется возможность отраженного произнесения слов текста песни, чисел цифрового ряда и т. п.

В отдельных случаях не рекомендуется растормаживание речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов. Это касается тех больных, которые сразу начинают хорошо, свободно петь вместе с логопедом. Пение в данном случае нецелесообразно, более того – оно противопоказано, как противопоказано повторение стереотипных фраз, речевых эмболов и т. п. Не всегда возможно использование пения и автоматизированных речевых рядов при наличии у больного амузии, расстройства воспроизведения ритмов, грубой апраксии артикуляционного аппарата и стойкого речевого эмбола.

Важно, что вслед за возможностью повторения речевого ряда больному становится доступно повторение вместе с логопедом и других слов, произносимых в ритме этого ряда, но не входящих в его контекст. Эти слова постепенно начинают входить в активный словарь больного, однако наиболее быстрое накопление активного словаря протекает уже в процессе использования методики, стимулирующей элементарное устное высказывание больного.

В результате использования методики растормаживания экспрессивной стороны речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов, а также стимулирования понимания речи на слух у больных создаются предпосылки к восстановлению внутреннего интонирования, внутренней мелодики речи. Использование логопедом сопряженной речи, протекающей напевно, богатой плавностью интонационных переходов, гаммообразностью, является мостиком к появлению возможности повторения больным речевых периодов, состоящих из фраз, делимых на синтагмы.

Использование при афазии автоматизированных речевых рядов играет и более широкую пусковую роль. Оно, во-первых, восстанавливает ритм речевого высказывания с определенными интонационными подъемами и спадами, во-вторых, ведет восстановление речи не от слова к фразе, а от фразы к слову; в-третьих, само использование развернутого грамматического текста различных речевых автоматизированных рядов исключает насыщение речи больного словами номинативного характера и тем самым способствует предупреждению аграмматизма типа «телеграфного стиля».

Растормаживающий эффект данной методики безусловно связан с упрочненностью автоматизированной речи и эмоциональным воздействием пения (М. К. Шохор-Троцкая, 1966).

В некоторых случаях не рекомендуется уделять много внимания пению и автоматизированным речевым рядам, а также сопряженному повторению. Это касается тех больных, у которых наблюдается спонтанное восстановление автоматизированной и повторной речи. Для растормаживания и стимулирования речи этих больных рекомендуется с первых же занятий переходить к глобальному чтению фраз к сюжетным картинкам, а затем уже к стимулированию чтения ответов на устные вопросы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: