Использование игровых технологий в преодолении ФФНР

Тема проекта: « Использование игровых методов в работе с дошкольниками,имеющими фонетико- фонематическое недоразвитие речи». Автор проекта воспитатель. – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемipklabdo.lanta-net.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Тема проекта: « Использование игровых методов в работе с дошкольниками,имеющими фонетико- фонематическое недоразвитие речи». Автор проекта воспитатель.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема проекта: « Использование игровых методов в работе с дошкольниками,имеющими фонетико- фонематическое недоразвитие речи». Автор проекта воспитатель МДОУ «Детский сад 17 «Василек» компенсирующего вида Бубнова Светлана Сергеевна Г.Мичуринск

2 Актуальность В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей вольно или невольно отражается и на их участии в играх. Осознание своего недостатка,возможный страх перед речью затрудняет включение таких детей в игру. Эти дети обычно робки,не умеют поставить перед собой цель в игре.В случаях тяжёлых речевых нарушений дети просто отказываются от игр со сверстниками. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3 Гипотеза Так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

4 Аннотация проекта Проект раскрывает методологические подходы к организации процесса развития фонематического восприятия у детей с ФФН через активное использование игр.

5 Практическая значимость проекта: Разработать коррекционную систему по преодолению речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и возможности применения её в практике работы воспитателей детских садов.

6 Цель проекта: Выявить особенности влияния игровых методов на развитие речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

7 Задачи проекта: 1. Изучить теоретические аспекты по теме исследования. 2. Провести обследование детей с ФФНР для выявления их речевого статуса. 3. Предложить игры и игровые приемы,которые можно использовать в работе с детьми с ФФН старшего возраста. 4. Выявить влияние игры на результаты коррекционной работы. 5. Воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку,желание говорить правильно и красиво.

8 Этапы и сроки реализации проекта I Подготовительный этап Июль-август 2010 года Июль-август 2010 года II Основной этап Сентябрь 2010г. – май 2011г. III Заключительный этап Июнь 2011года

9 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта -информационно-практический Тип проекта -информационно-практический По времени -долгосрочный(учебный год) По времени -долгосрочный(учебный год) По предметно -содержательной области- общеразвивающий По предметно -содержательной области- общеразвивающий По количеству участников -групповой По количеству участников -групповой Участники проекта -группа общеразвивающей направленности компенсирующего вида 5-6 лет Участники проекта -группа общеразвивающей направленности компенсирующего вида 5-6 лет По характеру контакта -открытый По характеру контакта -открытый Форма представления проекта -презентация Форма представления проекта -презентация

10 Подготовительный п/п Вид деятельности ЦелиОтветственный Сроки выполнения 1 Анализ литературы Расширение кругозора по данной теме Воспитатель 1-2 недели июля 2010г. 2 Первоначальная диагностика Выявление особенностей игровой активности и коммуникативных качеств детей. Воспитатель 2-3 неделя июля 2010г. 3 Организация предметно- развивающей среды Подбор атрибутов, необходимых для проведения игр. Воспитатель 4 неделя июля Разработка конспектов Распределение и систематизация видов игр Воспитатель 1-3 недели августа Согласование графика проведения экскурсий с городской станцией юных натуралистов и краеведческим музеем Составить график экскурсий Воспитатель 4 неделя августа 2010

11 Основной п/ п Вид деятельности Цели Ответственн ый Сроки выполнения 1 Промежуточная диагностика. Анализ уровня развития каждого ребенка. Логопед, воспитатель сентябрь 2010 г. 2Экскурсии Расширение кругозора детей Воспитатель Сентябрь,май Блок коррекционно- развивающих игр. Блок коррекционно- развивающих игр. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти детей; формирование коммуникативн ых качеств и игровой самостоятельно сти. Воспитатель октябрь 2010 – май 2011 г.

12 Заключительный п/п Вид деятельности Цели Ответственн ый Сроки 1 Отчет о проделанной работе Отчет о проделанной работе Показать итоги работы в форме открытого занятия Воспитатель Учитель логопед Администраци я МДОУ июнь 2011 г. 2 Итоговая диагностика Анализ результативно сти Воспитатель июнь 2011г.

13 Виды игр и сроки их проведения Игры с пением и пальчиковы е игры Дидактичес кие игры Подвижные игры Творческие игры Игры драматизац ии сюж.-ролевыестроитель ные На протяжении всего учебного года, начиная с первых дней Игры, не требующие речевой активности – с I-го периода (осень), оречевленные игры малой и средней подвижности – со II-го периода (зима); игры высокой речевой активности – с III-го периода (весна) Со II-го периода (зима) На протяжении всего учебного года, с первых дней С III-го периода (весна)

14 Сравнительная характеристика показателей игровых навыков детей

15 Результативность 1. Систематическая работа воспитателя вырабатывает у детей с ФФН устойчивый интерес к играм. 2. В результате проведённой работы у дошкольников с ФФН появляется осознанное желание выражать свои мысли. 3. В результате мероприятий проекта осуществляется свободное речевое общение детей.Складываются благоприятные условия для развития их речи,активизации словаря,улучшения памяти и внимания.

16 Выводы 1. Реализация данного проекта способствует достижению наибольшей игровой раскрепощённости и высокой творческой активности. 2. В итоге повышается жизненный тонус детей,а также их физическое и психическое здоровье. 3. Включение в коррекционную работу с детьми с ФФНР игровых приёмов улучшает состояние речи.

Читайте также:
Как уменьшить риск возникновения заикания у ребенка

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР

Нина Погорелая
Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР

Одной из основных задач любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.

Как показывает практика, само по себе, знание букв не исключает се-рьезных затруднений даже у дошкольников с нормальным речевым развитием при обучении грамоте. Тем более, процесс усложняется у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. Основные причины подобного явления, у таких детей — нарушение фонематического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Именно, на обучении фонематическому анализу и синтезу дошкольников акцентирую внимание в своей работе.

Этап формирования фонематического слуха и восприятия является одним из основных начальных этапов работы при коррекции ФФНР. Т. к. несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полно-ценное чтение и письмо невозможны. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, формирования умения произносить сло-ва сложной звукослоговой структуры, а также для усвоения письменной речи. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу, как можно раньше, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — сначала символа, а позже, буквы.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

В своей практике на этапе формирования простых форм фонематическогоанализа использую следующие упражнения:

1. «Внимательные ушки»

Цель: научить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Даю инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок)».

Выделение звука [б]

а)из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

б)из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

в)из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

2. Игра «Да – Нет»

Цель: развивать слуховое внимание, учить отличать правильное и дефектное произношение.

Демонстрирую картинку и прошу ребенка внимательно слушать, как он будет произносить название предмета. Если картинка названа правильно, ребенок говорит «да», если картинка названа неверно, ребенок говорит «нет». (Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.)

Вариант для фронтальных занятий – «Недовольный гномик»

Предлагаю детям прослушать ряд слов или фразу, если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно – дети улыбаются.

3. Игра «Лото»)

Цель: упражнять детей в выделении заданного звука в слове.

А) Раздаю детям цветные кружки и карточки с изображением 6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук,и даю задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Б) Раздаю детям карточки и спрашиваю, у кого название предмета со звуком а (у, о, п). Тому, кто правильно назовет предмет, даю кружок, который ре-бенок кладет на изображение предмета.

В своей группе я создала настенное пособие «Звукоград».

Где живут гласные и согласные звуки. При изучении каждого нового звука мы определяем домик, в котором он будет жить, даем характеристику звука. Помогает нам в этом инопланетянин Юпик. А Дракошка-Звукоешка “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук –вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот, Алёну. ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в ро-ли спасателей и справиться со злодеем Звукоешкой. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Для выделения первого гласного звука из начала слова детям предлагаются следующие упражнения:

«Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки (по немой артикуляции)»

Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай»

У каждого ребенка на столе лежат символы гласных букв.Я произношу слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из символы и читают. Усложненный вариант – «Волшебный коробок» (когда дети выкладывают сочетание букв из палочек)

С целью формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза проводится

Игра «Живое слово»

Детям выдаются карточки с символами букв – в старшей группе (либо «пройденными» буквами – в подготовительной). Произношу слияние гласных или обратные слоги (позднее – слова и даже фразы, дети встают так, чтобы получались соответствующие слияния.

Читайте также:
Нарушения письма - как помочь ребенку

Упражнение с пособием «Подружи звуки»

Цель: учить образовывать прямые и обратные слоги с помощью звуковых символов.

Оборудование: круг из дерева, с расположенными по диаметру символами гласных звуков, в середине – прозрачный кармашек для символов согласных звуков (используются символы Ткаченко Т. А.)

Вначале указкой провожу дорожки от гласных к согласному, составляя обратные слоги. Затем это делают дети. По такому же принципу происходит обучение слиянию согласного с гласными звуками.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку или игрушку, называет ее и определяет первый или последний звук в слове.

Игра «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, лес). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

Игровое упражнение «Веселые кубики».

Цель – формировать умение давать характеристику звука.

Оборудование: Набор кубиков с картинками, набор кубиков для характеристики – красный, синий (пластмассовый, зеленый (тряпичный, колокольчик.

Описание: Вращая кубик с картинками,ребенок произносит: «Крутись, вертись, на бочок ложись!» С окончанием слов, на верхней стороне кубика ре-бенок называет картинку, выделяет первый звук, дает ему характеристику с помощью цветных кубиков, которые выкладывает на столе.

Для формирования умения определять место звука в слове (начало, середина, конец) я использую следующие игровые приемы:

Полоска «Светофор»,разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.

Вначале предлагаю определить место ударной гласной в односложных – двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

Игра «Ежик гуляет». Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому картонному ежику. Объясняю, что я буду произносить слова, а дети будут ставить ежика на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и]в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива.

Упражнение «Покажи на схеме»

У детей – схемы и наборы с цветными фишками. Дети получают предметные картинки и самостоятельно выкладывают звуковые схемы слов с помощью фишек.

Игра «Веселый поезд».

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в ко-торых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце. Дети выходят к доске и прикрепляют предметные картинки под вагончиками.

Работа по определению последовательности, количества, места звука в слове проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма считаю не только умение выделять и различать звуки в речи,но и произво-дить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, по-следовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Первоначально формирование фонематического анализа происходит с опорой на вспомогательные средства и внешние действия.На данном этапе я использую следующие упражнения:

Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Выкладывание звуковых схем на магнитной доске.

Составление схем на самодельных пособиях из накручивающихся крышечек, прищепок, пуговиц. Перечисленные упражнения помогают индивидуализировать процесс обучения и создают ситуацию успеха для каждого ребенка в группе.

Упражнение «Цифровой ряд».

А) Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря,например: «В этом слове 4 звука».

Б) На магнитной доске выложен ряд цифр до 10. Ребенок подходит к доске, называет свою картинку, определяет какой гласный есть в слове и где он стоит. Соответственно устанавливает гласную букву под той цифрой, которая обозначает место звука в слове.

В)На доске устанавливаются комбинации из цифр и букв:.

Дети подбирают картинки к схемам и ставят на доску.

В дальнейшем формирование действий фонематического анализа про-исходит в речевом и умственном плане, без опоры на материализацию действия.

Настольно-печатные игры «Кто кричит, что звучит» и «Читаем сами».

Очень полюбились детям нашей группы и всегда вызывают положительный эмоциональный отклик.

Опыт работы показывает, что работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, так как четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Игровые упражнения в звуковом анализе и синтезе, опираясь на максимальное включение анализаторов в процесс обучения, способствуют ускорению процесса введения в речь поставленных звуков, помогают формировать у детей различные виды самоконтроля, создают основу для обучения грамоте.

Читайте также:
Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии Будем говорить правильно!Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии осуществляется на основе Основной общеобразовательной.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Статья Использование игровых технологий в системе работы по преодолению ФФН . Автор: Леонова Светлана Евгеньевна

Автор: Леонова Светлана Евгеньевна
Аннотация

Статья посвящена проблеме организации коррекционно-педагогической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Использование игровых технологий рассматривается в качестве одного из самых значимых для полноценного речевого развития детей факторов социокультурной среды детского сада. Статья носит научно-методический характер.

Автор: Леонова Светлана Евгеньевна

Использование игровых технологий в системе

работы по преодолению фонетико-фонематического

недоразвития речи детей дошкольного возраста.

Язык и речь играют важнейшую роль в разви тии личности ребенка . Одно и з самых распространенных речевых нарушений в дошкольном детстве – это ее фонетико-фонематическое недоразвитие. В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррек ции. Это объясняется частотой воз никновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дош кольного возраста. Данная проблема рассматри вается в работах Г.В. Гуровец , С.И.Маевской , И.И. Панченко , О.В.Правдиной , Е.Ф. Соботович , М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

У детей шестилетнего возраста с ФФНР в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуко вой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематичес кого восприятия. Недостатки речи при этом не ограни чиваются неправильным произношением звуков, но вы ражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое раз витие при этом нередко задерживается.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра стимулирует познавательную активность детей, позволяет актуализировать жизненный опыт, в игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Высокое развивающее воздействие, которое оказывает игра на все психические процессы ребенка-дошкольника, послужило основанием для ее изучения и использования в коррекционной педагогике. Опыт свидетельствует о необходимости построения комплексной модели речевого развития детей с ФФНР на основе игровых технологий.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнооб разные игры могут и должны использоваться как на самих лого педических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведени и , помогает воспитать необходимые умения и навы ки, п равильное отношение к социуму , к своему месту в нем и т.д. Во втором случае (между занятиями) игра помогает переключить ребен ка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обста новке те новые навыки речи и поведения, которые воспитыва ются у него на занятиях .

Н а логопедических занятиях используются разнообразные виды игр: дидактические («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Построй домики», «Отгадай букву», «Пр идумай слово» и т.д.); подвижные , часто применяемых в качестве физкультминуток («Перебеги дорогу», «Найди свой дом ик», «Собери букет»); творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые («В ма газине», «Школа», «Библиотека») .

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками различных представлений. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать полученные представления в разных условиях, тем самым повышая прочность и осознанность знаний.

Подобное сочетание можно проиллюстрировать на примере сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и организации работы реальной библиотеки в детском саду. В специальном помещении была собрана литература для детей и взрослых, изготовлены формуляры и читательские билеты для воспитанников и сотрудников ДОУ. Открытию библиотеки был посвящен музыкально-литературный праздник. Началу работы пре дшествовало тесное сотрудничество с районной библиотекой №6 г. Ульяновска : заключение договора о сотрудничестве, эк скурсии, викторины и литературные встречи на темы : «Жизнь и творчество К.И.Чуковского » ( А.С.Пушкина , С.Михалкова ). В результате такой работы значительно обогатилась сюжетно-ролевая игра детей в библиотеку, в их речи появились новые слова, словосочетания, речь стала более образной и эмоциональной.

Важное место в комплексной модели речевого развития детей с ФФНР занимает сотрудничество с родителями воспитанников. Т ак в детском саду был объявлен конкурс на сочинение литературного произведения и изготовление книги-самоделки на железнодорожную тематику. И дети, и родители с удовольствием приняли роли писателей, поэтов и сказочников, а изготовленные ими книги являются «гордостью» библиотеки нашего учреждения.

Читайте также:
Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий

На использовании игровых технологий строится и работа родительского клуба «Речь», получившая положительные отзывы родителей. Под руководством педагогов родители осваивают методику проведения различных игр с детьми, а именно: словесные игры «Доскажи словечко», «Волшебная палочка», пальчиковые игры «В гости к пальчику большому», «Пальчики гуляют», игры на развитие общей и мелкой моторики «Хозяюшки», «Волшебные узелочки». Работа клуба способствует повышению интереса родителей к проблемам коррекции речи детей, укреплению социальных связей всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, игра, направленная на всестор оннее развитие ребенка, приобретает особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей .

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

Задачи работы:

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Читайте также:
Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

План курсовой работы

1. Теоретические аспекты логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Читайте также:
Методика коррекции заикания

Выводы по главе 1.

2. Методические особенности использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 2.1. Диагностика речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  • 2.2. Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.3. Применение игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Выводы по главе 2.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.

Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других.

В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме: «Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Цель исследования – теоретически изучить особенности использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Рассмотреть особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
  • 3. Охарактеризовать роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, диагностические методики речевого развития детей данной категории;
  • 4. Обосновать специфику применения игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования логопедическая работа с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования процесс использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

Объем работы 34 страницы, включая приложение.

Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова

Пояснительная записка:

Мы работаем в детском саду компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). По данным нашего учреждения, с 2000 года наблюдается некоторая тенденция к росту количества детей с ОНР 1, 2 уровня. Если в 2000 году их было 2 % от числа всех дошкольников, посещавших наш детский сад, то к 2015 году стало уже более 20 %. Увеличение тяжести речевого дефекта воспитанников привело нас к необходимости поиска и внедрения новейших методик, обеспечивающих комплексный подход к развитию речи неговорящих детей.

Находкой стала авторская «Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова» нашей коллеги Егоровой Наталии Владимировны, логопеда-дефектолога высшей категории, проработавшей более 25 лет с детьми с ТНР.

Отличительной особенностью данной технологии от уже имеющихся в логопедии методик, направленных на формирование слоговой и ритмической структуры слова (Бабина Г.Б., Сафонкина Н.Ю., Четверушкина Н.С., Большакова С.Е.), является системный поэтапный характер работы, в ходе которой решается ряд взаимосвязанных задач по преодолению общего недоразвития речи.

Технология преодоления ОНР 1,2 уровня, представленная в учебно-наглядном пособии Егоровой Н.В. «Поговори со мной, малыш! Или как научить ребенка говорить», базируется на «трёх китах»:

  1. Формирование двигательно-моторного стереотипа речи: отработка слогоритмической структуры слова.
  2. Формирование словоизменения и фразы.
  3. Формирование системы фонологических противопоставлений.

Занятия с детьми с ТНР организованы в форме различных, эмоционально насыщенных, игр и игровых упражнений, ориентированных на организацию партнерского взаимодействия детей друг с другом и со взрослым.

Конструкт организации индивидуальной коммуникативной деятельности с ребенком с ОНР-1 уровня «В прятки мы играем, словечки называем»

Цель: обучение слоговому и слитному произнесению слов первого класса по классификации А.К. Марковой

  • формировать умение слитно, без пауз произносить гласные звуки;
  • отработать слитное произнесение слов 1 класса в им. падеже ед. числе;
  • тренировать чувство ритма по готовым моделям ритмов;
  • отработать образование и проговаривание словосочетания «указательное местоимение «это» + сущ. 1 класса в им.падеже ед.числе»;
  • учить образовывать родительный падеж существительных единственного числа 1 и 2 типа склонения
  • укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, налаживать партнерские отношения.
Читайте также:
Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

Оборудования и материалы: разноцветные стканчики-вкладыши, маленькие игрушки совы, козы, вазы и ватный диск (вата), домик с прорезью, графические изображения букв, ритмическая дорожка (2:3), схема к игре «День – ночь».

Планируемый результат: в ходе работы над первым классом слов, ребенок осваивает следующие умения, необходимые для воспроизведения слогоритмической структуры слова: выделять слог, как единицу речи, произносить прямой и закрытый слоги, произносить слово с правильным ударением.

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

1. Мотивация на совместную деятельность. Пропевание гласных звуков с опорой на ручные модели или графические изображения.

Логопед организует диалог:

Посмотри, найди картинку, когда говорят «АУ»

Кто так кричит «ИА»?

Так говорят «ОА», нелепица какая-то!

Ребёнок согласованно с логопедом пропевает гласные звуки, опускает картинки с графическими изображениями звуков в домик с прорезью.А-У

Кто-кто в башенке живет?

Что я прятала в красном стаканчике?

По дорожке мы шагаем

Ты смотри, не зевай и словечки называй!

Поощряет детей к высказыванию:

Где муха?(вот муха)

Открывает стаканчик:

Это муха? (да, это муха)

День

С целью закрепления и противопоставления Им. И Род. падежей проводится упражнение «Договорочки»: логопед начинает говорить, а ребёнок заканчивает фразу.

Логопед: Это…

Ребенок: коза

Логопед: Нет…

Конструкт организации подгрупповой коммуникативной деятельности с детьми с ОНР-2 уровня «Игротека – это чудесно, играть вместе интересно!»

Цель: закрепление слогоритмической структуры слов второго класса по классификации А.К. Марковой.

Коррекционные задачи:

  • Отрабатывать слитное произнесение слов 2-го класса в им. п. ед. и мн. ч.
  • Отрабатывать образование вин. п. ед.ч. сущ. 2-го класса 1 типа склонения.
  • Отрабатывать образование и проговаривание словосочетания «на+сущ. 2 кл. вин.п. ед.ч. 1 типа скл.».
  • Отрабатывать образование и проговаривание словосочетаний «глагол 1-го лица ед ч.наст. вр.+сущ. 2 кл. вин.п. ед.ч. 1 типа скл.».
  • Отрабатывать противопоставление им. и вин. п ед.ч. сущ. 2-го класса 1 типа скл.
  • Отрабатывать образование и проговаривание словосочетаний «указательное местоимение (это, тут) + сущ.2-го кл. им.п. ед.ч. 1 типа скл.», «личное местоимение (моя) + сущ. 2-го кл. им.п. ед.ч. 1 типа скл.», «глагол ед. ч. повелит.накл. + сущ. 2-го кл.вин.п. ед.ч. 1 типа скл.».
  • Формировать ритм повтора и чередования (1:2) с опорой на зрительные модели.
  • Формировать фонологические противопоставления согласных звуков раннего онтогенеза, различающихся по месту образования.
  • Отрабатывать зрительно-двигательные координации (указательный палец – глаз), формирование умения следить за объектами ритмической дрожки.
  • Развивать слухоречевую память, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Обеспечить положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
  • Создать условия для речевой активности детей.
  • Организовать условия для партнерского взаимодействия детей друг с другом и со взрослым.
  • Закрепить социально-принятые нормы поведения.

Оборудования и материалы: мнемотаблицы: № 1 «Ать, ать, ать, начинаем мы играть!» , № 2 «Игротека», № 3 «Капитан», № 4 «Магазин»; № 5, 6 считалки; игрушечный поезд; предметные картинки для игры «Поезд»: панама – 2 шт., панамы – 4 шт., предметные картинки для игр «Капитан», «Магазин»: кабина, помада, бумага, малина, газета, дубина.

Планируемый результат: в ходе работы над вторым классом слов, ребенок осваивает словоизменение существительных в различных формах самостоятельной деятельности.

Этап деятельности

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Эмоционально читает четверостишие.

Игротека, игротека, что за наслаждение,
Это много-много игр, всем на удивление!

Совместно с детьми проговаривает чистоговорку.

Слова отправляются в путешествие.

Объявляется посадка пассажиров: панам а , панамы, панамы.

Из картинок-слов выкладывает ритмическую дорожку 1:2.

Л.: Повторим, кто же едет?

Игорь – показывает, говорим хором.

Моника – показывает, повторяем дружно!

Логопед хлопает в ладоши.

Ночь! Вместе вспомним слова.

Логопед стимулирует воспроизведение ритма отстукиванием.

День! Ничего не забыли?

Внимание, поезд отправляется.

Демонстрирует движения логоритмики, под музыку задает ритмический рисунок хлопками.

Наш поезд едет вдаль,
Уезжать немного жаль.
Мы мчимся к приключениям,
Машинист жмет на педаль.
Ехали мы, ехали, и приехали!

Логопед обращается к детям.

Игорь, дай панаму.

Периодически логопед, активизируя деятельность, провоцирует детей на неправильный ответ.

Моника, дай бананы.

– Это не бананы. Это панамы.

Моника, дай панамы.

Выходят из-за стола, имитируют под музыку движения поезда. Воспроизводят хлопками заданный ритм.

Кто будет капитаном? … Решит считалка.

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это … я!
(Е.Арс)

Логопед начинает игру, организуя диалог.

Моника, раскладывает картинки, называем их вместе.

Капитан глядит вперед,

Что увидит, назовет!

Педагог указывает на перевернутую картинку.

Что видел капитан?

Ребенок: Капитан видел кабину.

Логопед: Это кабина?

Ребенок: Да, это кабина.

Логопед: Продолжай игру!

Угадавший ребенок, поддерживает диалог и продолжает игру, выполняя роль ведущего.

1-й ребенок: Что видел капитан?

2-й ребенок: Капитан видел малину…

Читайте также:
Как уменьшить риск возникновения заикания у ребенка

2-й ребенок – «капитан», сделав из рук бинокль, проговаривает предложения поочередно с каждой из картинок: «Я вижу кабину». И т.д.

В это время 1-й ребенок переворачивает, названные «капитаном» картинки обратной стороной.

Далее дети вспоминают указанную картинку, называя слово, и переворачивают ее обратно лицевой стороной.

Если ребенок правильно вспомнил и назвал слово, то он одновременно со словом «Да!», ритмично и весело хлопает партнера по ладошке.

Игорь, заполняет нижнюю полку, Моника – верхнюю.

Кто будет продавать? … Решит считалка.

Вы пришли к нам в магазин

Мы сейчас вас удивим!

Логопед начинает игру, организуя диалог.

Логопед: Кто будет продавать, кто покупать?

1-й ребенок: Я буду продавать.

Логопед: Значит, ты кто? – Я продавец.

2-й ребенок: Я буду покупать. Я покупатель.

Логопед: Магазин открывается!

1-й ребенок: Что ты хочешь купить, проси.

2-й ребенок: Дай помаду.

1-й ребенок: Помада дорогая, она стоит пять слов коза. Плати!

2-й ребенок: Коза, …., коза.

1-й ребенок: Молодец, ты заплатил! На помаду.

Логопед: Чья помада?

2-йребенок: Моя помада.

По завершении «покупок» логопед, указывая поочередно на любую перевернутую картинку, задает вопрос.

Логопед: Что тут?

Ребенок: Тут бумага.

Переворачивая картинку, уточняет.

Логопед: Это бумага?

Вместе: Да, это бумага!

«Деньгами» являются слова 1 класса.

Первый ребенок по желанию называет цифру (от одного до пяти) и слово 1 класса (по «напоминалке»).

Второй — произносит слова и загибает пальчики.

Ребенок, «купивший» картинку, показывая на себя, кладет перевернутую картинку-слово на то же место.

Угадавший ребенок, отвечая на вопрос взрослого, переворачивает картинку обратно лицевой стороной.

Если ребенок правильно вспомнил и назвал слово, то он одновременно со словом «Да!», ритмично и весело хлопает партнера по ладошке.

Славно поиграли! Похвалим себя так: НА – МА, МА.

А теперь вот так: МА – НА, НА.

Подводит эмоциональный итог.

Приложение

Для составления авторских мнемотаблиц использованы изображения с просторов интернета.

Мнемотаблица № 1 «Ать, ать, ать, начинаем мы играть!»

1) Галкина Евгения Владимировна,
учитель-логопед
2) Красноперова Райса Нурмухаметовна,
учитель-логопед

Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня

Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие.

Бесплатные занятия с логопедом

ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом. Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.

Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Классификация

По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

  • Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
  • Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
  • Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.

ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

  • первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
  • вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
  • третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
  • четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.

В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

Таблица видов ОНР

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.

ОНР первой степени

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

  1. Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.
  2. Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает все усилия чтобы их понять.
  3. В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов. Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом, например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на поезде.
  4. Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо сказать.
  5. Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму, длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.
Читайте также:
Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

ОНР второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

  1. Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
  2. Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
  3. Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
  4. Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения. Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.

ОНР третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

  • общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
  • звукопроизношение сформировано не полным образом;
  • в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
  • более сложные звуки заменяются простыми;
  • испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
  • один и тот же звук может заменять несколько;
  • словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

ОНР четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

  • нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
  • речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
  • присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
  • неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
  • ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
  • трудности с подбором правильных суффиксов;
  • могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Причины ОНР

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • асфиксия, гипоксия;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • нарушения в центральной нервной системе;
  • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
  • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
  • депривация.

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

  • фонетико-фонематическую;
  • грамматику;
  • лексическую;
  • семантику.

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Читайте также:
Использование элементов музыкотерапии для пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

  1. Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
  2. Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
  3. Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи 1 .

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: