Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 4467 раз

Библиографическое описание:

Земляченко, М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13028/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Ключевые слова: инновационные технологии, работа учителя-логопеда, синквейн, мнемотехника, здоровьесберегающие технологии

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту — ОВЗ).

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Инновация — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ.

Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем методы, приемы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Авторами инновационных технологий являются: Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Филичева Т. Б., Нищева Н. В., Смирнова Л. Н.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе:

‒ различные виды массажа;

‒ различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;

‒ артикуляционная, мимическая гимнастика;

‒ гимнастика для глаз;

‒ упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

‒ упражнения на релаксацию;

‒ упражнения на профилактику нарушений осанки;

Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.

Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед использует игровые технологии, так как игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов — от самых простых до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети дошкольного возраста лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Дошкольник во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Используя символическую аналогию? учитель-логопед облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника.

«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию.

Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).

Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления — классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. Ю. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным.

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия

В своей работе учитель-логопед широко применяет ИКТ: современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, зарядки для глаз, интерактивных игр на развитие фонематических процессов.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.

При работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ одной из новых современных инновационных технологий является использование учителем-логопедом синквейна. Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У синквейна есть свои правила написания и нет рифмы.

Учитель-логопед, используя инновационную технологию синквейн, развивает критическое мышление дошкольников, обогащает словарь, систематизирует словарный запас, так как мыслительные процессы занимают значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи.

1 строка — одно ключевое слово — название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка — два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка — три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка — четыре слова — предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка — одно слово — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Главная цель инновационной деятельности — развитие учителя-логопеда как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. –М.: Дрофа, 2007. — 213 с.
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов.- М.: ВЛАДОС, 2003.-225 с.
  3. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14
  4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1. — С. 42–49.

Использование инновационных конструктивно-игровых технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ

Седухина Людмила Алексеевна

Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР “Детский сад №2”, Кунгур

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Седухина Л.А. Использование инновационных конструктивно-игровых технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 18.01.2022).

В работе учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Принимая во внимание, что основными видами деятельности в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большая роль отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение конструктивно-игровых технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются эффективными в логопедической работе.

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

Опираясь на данный опыт, мною было разработано многофункциональное пособие «Волшебное дерево». Цель: развитие тактильно-акустических стимулов, автоматизация и дифференциация звуков, развитие плавной воздушной струи, развитие мелкой моторики, пополнение словаря по теме «Сад. Фрукты»

Каждый этап работы имеет свое название:

Тренажер «Ежовая полянка»: дети ставят пальчики правой руки на «Ежика» (игольчатую поверхность) и проговаривают гласные А- большой палец, О- указательный, У- средний, Ы- безымянный, Э- мизинец.

Читайте также:
Презентация - Дифференциация предлогов и приставок

Л (нажим большого пальца левой руки) – А (нажим большого пальца правой руки)

Пальцы левой руки синхронно с правой соединяют согласный с гласным( пальцы нажимают на тренажер – ЛА), аналогично: Л – О, ЛО и т.д.

-Тренажер «Улитка»: полянка переворачивается и получается тренажер «Улитка». На «Улитке» буква с липучкой двигается к гласным, соединяя буквы читаются слоги.

«Грушевое дерево»: «Улитка» переворачивается и в прорезь вставляется дерево. Предлагается задание подуть на листочки. Под листочками дети читают слоги со звуком «Р» (для детей с поставленным звуком «Р»).

«Яблоня»: На другой стороне дерева дети крепят яблочки (на магнитах) и читают слоги со звуком «Л».

Для усложнения задания логопед предлагает ответить на вопрос «Яблоко какое?» ( возможные ответы: ароматное, круглое, красное…)

Расширяя возможности использования пособий с игольчатой поверхностью хорошо зарекомендовал себя, недавно появившийся в продаже конструктор «Липучка».

Варианты использования конструктора:

  1. Собери букву по образцу
  2. Выложи дорожки к предметам
  3. На каждый звук приклей липучку на панно с шершавой поверхностью
  4. В соответствии с лексической темой соберем: чашку (тема «Посуда»), гусеницу (тема «Насекомые»), зайчика (тема «Дикие животные») и другие предметы
  5. Предлагаем сконструировать игровые модели положений языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок» и другие) ;
  6. Конструируем определенную букву, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;
  7. Конструируем игрушки для игр-звукоподражаний (Л-самолетик, Р – машинка, Ш- шарик, С- насос) ;
  8. Учим различать звуки по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого человечков для раскладывания перед ними картинок). Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала.
  9. При помощи конструктора моделируем звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;
  10. Отрабатываем темы словаря. (Можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов: мебель, транспорт).

Применяя данные конструктивно-игровые технологии с детьми ОВЗ, отметила, что использование конструктора и пособия «Волшебное дерево» открывает широкие возможности для коррекции звуков и творческих способностей воспитанников, формирует результативность логопедического процесса. За время работы с конструктором дети научились им пользоваться, выполнять действия по устной инструкции. У детей возросло внимание к собственной речи, сформировались навыки речевого контроля, как за собственной речью, так и речью других детей. Работа с пособием и конструктором повысила качество коррекционной работы, сформировала положительную мотивацию ребенка на занятии. Дети стали более усидчивы, внимательны и точны.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: АСТ, 2008.

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харламова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский

На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями обучающихся с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю в свою практику современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. Считаю, что выбор данных технологий актуален и целесообразен в работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и обоснован тем, что новые технологии открывают новые возможности, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

Целью моей работы стало – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ средствами современных образовательных технологий.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.

2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса обучения детей-логопатов.

3. Определить результативность проделанной работы.

Ожидаемый результат работы: положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.

Данная работа рассчитана на прохождение обучающихся двух направлений коррекционного курса: предупреждение трудностей формирования письма, коррекция нарушения письма.

Реализация коррекционно-педагогической деятельности предусматривает прохождение следующих этапов:

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи

Ориентировочная продолжительность педагогической деятельности предполагает сроки реализации: 2016-2020 учебный год.

I этап педагогической деятельности предполагал работу по следующим направлениям:

1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.

2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.

3. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Выбор технологий.

На данном этапе реализации педагогической работы проведен мониторинг обучающихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 6 человек. Для мониторинга использовался стандартизированный диагностический материал обследования устной речи младших школьников Т.А. Фотековой “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” (2007). Результаты логопедического мониторинга показали, что у обучающихся отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй речи, словарь и словообразование, связная речь (Приложение 1) Результаты психологического мониторинга выявили у обучающихся низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, слабое развитие зрительно-моторной координации, сниженный уровень мотивации. По результатам изучения мониторинга была определена “зона ближайшего развития” обучающихся.

Результат 1 этапа: проектирование индивидуальных программ коррекционного курса, являющихся частью АООП НОО с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, разработка индивидуального перспективного планирования по сопровождению обучающихся с ОВЗ с отражением используемых педагогических технологий.

II этап Внедренческий.

Данный этап предполагал реализацию индивидуальных программ логопедического курса. Основные задачи:

-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,

-развитие и совершенствование познавательной деятельности,

-развитие психических функций,

-стимулирование речевого развития обучающихся,

-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,

-развитие всех форм речи (устной и письменной),

-повышение интереса к коррекционным занятиям,

-преодоление коммуникативного барьера между педагогом и учеником.

Успешность коррекционного процесса обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)

Весь процесс предполагал использование методов и приёмов:

-Наглядных (иллюстрации, наблюдения)

-Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)

-Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)

-Практических (практические задания, тренинги)

-Контрольно-коррекционных (устный, письменный)

Организация индивидуальных логопедических занятий осуществлялась с учётом особых образовательных потребностей.

Структура коррекционных занятий соответствовала этапу коррекционно-педагогической работы.

Построение логопедических занятий предполагало обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение.

используемые приёмы (применялись на разных этапах занятий):

-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

-гимнастика для глаз,

-массаж кистей и пальцев рук с аппликатором Кузнецова,

-упражнения на релаксацию,

-общие двигательные упражнения.

Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, профилактику миопии, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из дополнительных возможностей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с обучающимися нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета моноблоком с сенсорным экраном позволило использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной и письменной речи, развитие психических функций.

Компьютерная игра подбирается для каждого обучающегося с учётом его физиологических, психологических возможностей, поставленных коррекционных задач. Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов.

Разработаны авторские презентации для коррекции звукопроизношения и дифференциацию звуков.

Игровые технологии.

Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, считаю наиболее оптимальным. На каждом занятии (на разных этапах) использовались игры и игровые приёмы. При отборе игр и игровых приёмов, учитывались следующие требования:

1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности;

2. Учёт структуры речевого дефекта обучающегося;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учёт принципа смены видов деятельности;

7. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.

Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:

Коррекция звукопроизношения: «Рыболов», «Зоводим моторчик” «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: “Рисуем шнурочками”, “Волшебные узоры”, «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево”, «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;

Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», “Звуковая тропинка”, «Читаха-черепаха»

Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».

Разработаны авторские дидактические игры: «Звуковой волчок», «Лабиринты», «Слоговые дорожки», “Цветик-семицветик”

Читайте также:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Метод проектов.

Успешное применение в логопедической работе нашёл метод проектов. Считаю, что он актуален в работе с данной категорией детей-логопатов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Работая в этом направлении, созданы и реализованы краткосрочные проекты: «Весёлый язычок», «Мы дружим с буквой Р» и один долгосрочный проект «Необычная азбука»

Результатом реализации проектов стало: закрепление произносительных навыков, совершенствование словарного запаса, развитие творческих способностей, навыков самоконтроля, повышение мотивации к занятиям, участие во Всероссийском конкурсе.

Нетрадиционные технологии.

Коррекционно-развивающий процесс включал элементы нетрадиционных технологий: творческая терапия, пескотерапия, акватерапия. На занятиях использовались приёмы акватерапии: “Поймай игрушку-назови звук”, “Что в ладошке?”, “Рыболов” «Посчитай рыбок»

Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.

Творческая терапия предполагала изготовление поделок из пластилина, бумаги, солёного теста, подручных материалов. Выбор определенного вида работы зависел от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деятельности учащихся соответствовали лексической тематике, которая отражена в календарно-тематическом планировании индивидуальных логопедических занятий.

Творческая терапия, приёмы работы: выполнение поделок и аппликаций: “Деревья”, “Снегири”, “Рябиновая ветка”, “Варежка”, “Весенний кораблик”, “Пластилиновые буквы”

Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

III этап Основные направления работы:

1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию устной речи обучающихся.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Определение эффективности, применяемых технологий.

Анализ показателей уровня развития речи, после проведенной коррекционной работы за

период с 2016-2019 учебные года, показал положительную динамику компонентов речевой системы

обучающихся (Приложение). Оптимальность используемых педагогических технологий в

коррекционно-развивающем процессе подтвердил данный промежуточный мониторинг.

Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития обучающихся. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с обучающимися, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций, творческих способностей и помогают создать специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент продолжается работа с использованием представленных технологий. Обучающиеся находятся на этапе прохождения следующего этапа коррекционного курса.

В конце 2019-2020 года запланирован итоговый обобщающий этап мониторинга устной и письменной речи обучающихся.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии необходимого материала, методической базы и подготовки самого учителя-логопеда. Для коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ нужны наглядно-дидактические материалы, компьютерное оборудование, проектор, игровые пособия, CD-диски с мультимедийными играми, специализированные логопедические программы. Трудности могут возникнуть при проектированию и построению системы логопедических занятий с учётом индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.

3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы. -М.: ВАКО, 2007.

5.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. –М.: Издательство РОСТ,2011.

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ 2016-2017 год.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня

60 %

30 %

37 %

34 %

(80 % и выше -норма)

Все показатели компонентов речевого развития не соответствуют нормативным результатам

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2017-2018 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

75 %

50 %

70 %

38 %

(Норма 80 % и выше)

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2018-2019 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

89 %

80 %

75 %

65 %

(Норма 80 % и выше)

Сравнительная таблица средних показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ.

(период с 2016-2019 учебные года)

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Игровые технологии в логопедической работе как средство развития детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Рассматривается использование игровых технологий как средство развития детей с ОВЗ,в различных видов деятельности с учётом современных методов и средств обучения.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Николаевна Осадчая,

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»,

Игровые технологии в логопедической работе

как средство развития детей с ОВЗ.

Аннотация. Рассматривается использование игровых технологий как средство развития детей с ОВЗ,в различных видов деятельности с учётом современных методов и средств обучения.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, технологии , игровая деятельность, ФГОС ДО.

«Я говорю и утверждаю, что человек,

желающий стать выдающимся

в каком бы то ни было деле,

должен с ранних лет упражняться…

Например, кто хочет стать хорошим земледельцем

должен ещё в играх либо обрабатывать землю,

либо возводить какие-либо детские сооружения».

Платон (427 − 347 до н. э.)

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью -доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО основной задачей становится решение проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Игра- основной вид деятельности ребёнка. С.Л.Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. Игра с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Одной из целей игры является выработка необходимых навыков, качеств, развития способностей.

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети принимают на себя социальные роли, подражают деятельности взрослых. Особое положение занимают специально разработанные терапевтические и развивающие игры. В играх проявляются индивидуальные особенности детей.

В практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-социализацию: включение в систему общественных отношений.

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;
  • Учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;
  • Содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;
  • Игровой материал подбирается с постепенным усложнением;
  • Используются озвученные, яркие игрушки;
  • Пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными.

Развитие ребёнка во всех его проявлениях неразрывно связанно с речью. При наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо оказать своевременную помощь.

Но как сделать так, что бы ребёнку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество игровых пособий для автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Казалось бы, этап автоматизации поставленных звуков должен проходить быстро и незаметно. Но зачастую дети испытывают на этом этапе трудности, в силу особенностей развития или возраста. Очень трудно добиться многократного повторения одного и того же звука и удержать ребёнка на одном месте. Что бы решить эту задачу, приходится придумывать разнообразные способы, что бы заинтересовать ребёнка игровыми приёмами, моментами, сюжетами.

Свою работу я строю таким образом, что бы у детей повышалась познавательная мотивация.

Одним из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:

-осознание того, что игровая деятельность-ведущая в дошкольном возрасте;

-создание развивающей образовательной среды.

Хорошая речь -важнейшее условие полноценного развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Характер, количество и структура дефектов речи изменились. Если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило не одна группа звуков. Нарушено не только фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика и связная речь. Помимо этого, дети имеют психологические особенности:

1.Низкий уровень познавательной активности;

3.Быстрая утомляемость, и как следствие, низкая работоспособность;

4.Особенности зрительно-пространственного восприятия;

5.Низкий уровень мотивации к обучению.

Эффективным средством при обучении детей являются игровые технологии.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию личностных качеств у ребёнка.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике с детьми ОВЗ, является развитие любознательности, мотивации к занятиям, увеличении результативности коррекционно-развивающей работы.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: погружение в сказочный сюжет, появляется гость, приходит письмо с заданиями. Дети так же могут выполнять роли(пассажиры, жители планета Земля, солнечные лучики, путешественники и т.д.).За успешное выполнение заданий дети оцениваются звёздочками, фишками, лучиками и т.п.,что вносит соревновательный элемент.

Такие игры широко используются, как средство обучения дошкольников. Ребёнок имеет возможность выполнить игровые действия, добиться результата, проявить активность.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых дети выполняют определенные роли. Таким образом можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации, отработать короткие диалоги,в которых есть звукоподражание и простые слова.

Для проведения коррекционно-развивающей работы в логопедическом кабинете подобраны дидактические и компьютерные игры, игрушки. Игрушки используются на занятиях, как герои, которые создают игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое, индивидуальное занятие «приходит гость».Это может быть Буратино, логопедическая лягушка Шуня, Звуковички, Кукла и т.п. Игрушки погружают детей в игровую ситуацию, где дети должны помочь героям, выполняя задания. Такие игровые ситуации воспитывают у детей нравственные чувства, что они не просто знакомились с новой темой, а именно оказывали помощь тому или иному герою.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача.Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия и основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по содержания, организации проведения, игровым материалам.

В качестве дидактического материала используются:

  • объекты природы (шишки, листья, семена, фрукты, овощи);
  • игрушки;
  • реальные предметы (произведения прикладного искусства, предметы обихода);

Логопедический кабинет оснащён компьютером и интерактивной доской. Которые дают возможность использовать Икт в работе. Для развития чувства ритма, дыхания. фонематического слуха, связной речи, используются специальные мультимедийные программы.(«Дыхательная гимнастика», «Сказка о весёлом язычке», «Интерактивные речевые игры», «Трудные звуки», «Констуктор картинок», «Игроматика»).

На занятиях я стараюсь использовать различные современные инновационные технологии. Которые дают возможность развивать мышление, память, внимание, связную речь, грамматический строй речи. Физминутки помагают детям снять напряжение, расслабиться. Развивают мелкую и общую моторику, слухо-моторную и зрительно-моторную координацию. Так же применяю игровой метод су-джок массажёров. Который позволяет нормализовать мышечный тонус,стимулирует речевые области в коре головного мозга. В сочетании с упражнениями по развитию лексико-грамматических навыков и по коррекции звукопроизношения позволяет повысить умственную и физическую работоспособность детей. Даёт максимальный результат целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.

Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Таким образом, в результате применения данных игровых технологий в процессе обучения у детей возрастает самооценка, просходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Но не нужно забывать, что ни одна из технологий не может быть универсальной, пока педагог сам не определится каких результатов хочет достичь.

Список использованной литературы

1.Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников //.Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.

2.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Москва: “Прогресс”, 1987 г.

3.Вуарен, Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

4.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 4. – С. 61-65

5.Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО “ВСГАО”, 2010. – 248 с.

6.Запорожец, А. В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: “Эксмо-Пресс” 1998 г.

7.Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С.19-26.

5.Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: «Владос» 1999г.

Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Горенская Алина Геннадьевна
Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Игровые технологии в логопедической работе с детьми

с особыми возможностями здоровья

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Во ФГОСе ДО написано, что – «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т. к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:

• создание развивающей образовательной среды;

• осознание того, что игровая деятельность – ведущая в дошкольном

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах.Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса

Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровыхприемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме.Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т. п., что вносит соревновательный элемент. Дидактические игры. Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами.Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года?», игры-предположения («Что было бы, если бы.?»).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада.

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

В игре активизируются психологические процессы участников деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Бесплатные занятия с логопедом

В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий.

В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам игротерапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький.

Игровые технологии широко применяются как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

характерные признаки предметов;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

Игры могут различаться:

по виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

по характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

по содержанию – музыкальные, математические, логические и т. д.

по игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.

Используя игровые технологии в развивающее-коррекционной работе, я стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное – это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление – когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в развивающе – коррекционной работе помогает детям раскрепоститься, у детей появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Статья «Игровые технологии на логопедических занятиях по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ»

Фадеева Юлия Александровна учитель-логопед

МБОУ «Средняя школа № 18»

Игровые технологии на логопедических занятиях по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ

«Суметь размыть грань между работой и игрой — большое достижение»

Арнольд Тойнби

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. ФГОС НОО ОВЗ определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно – деятельностный подход. Заключается он в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие) и познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). Использование игровых технологий на коррекционно – развивающих занятиях с младшими школьниками, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи.

В своей практической работе с младшими школьниками я использую различные игровые технологии, основными задачами которых являются:

– формирование устойчивого интереса к знаниям,

– ускорение процесса усвоения знаний,

– повышение качества коррекционно – развивающей работы.

Следовательно, организуя игровую деятельность обучающихся с ОВЗ обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению. В игре происходит формирование коммуникативных и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий.

Игровые технологии помогают ученику выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.

Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, я использую, на своих занятиях, собственные игры и наработки. Мною было разработано и апробировано на логопедических занятиях с обучающимися НОО с ОВЗ многофункциональное дидактическое пособие «Теремок», которое использую для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного материала в соответствии с особенностями детей с ЗПР.

Многофункциональное дидактическое пособие «ТЕРЕМОК» включает в себя, прежде всего, героев сказки «Теремок» , которых мы совместно с детьми изготовили в рамках внеклассной работы. Именно поэтому мои ученики очень их любят, с нетерпением ждут на логопедических занятиях.

Герои Теремка – это не просто куклы, а пальчиковые, благодаря которым развиваем мелкую моторику и речь. Наши пальчиковые куклы изготовлены из сена. Сам «Теремок», который использую при изучении разных тем за счёт того, что в окошечки можно вставлять разный наглядный материал. Например, при знакомстве со звуком, выделении заданного звука в слове, определении места звука в слове, при работе с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, слоговым составом слова, дифференциации парных согласных и другие виды работ. Трёхступенчатый забор выполняет соревновательную роль. Теремок – это базовая, основная фигура, которую я использую в основном при изучении новой темы, а при закреплении применяю другие составляющие этого пособия. «Волшебная ёлочка» интересна тем, что на ней в кармашках можно размещать карточки со слогами, из которых нужно составить слова. А так же на каждую пару согласных имеются карточки на слоговой синтез слова. Содержание связано с тематикой сказки Теремок.

«Волшебные корзиночки» применяю при дифференциации твёрдых и мягких согласных, парных согласных.

«Лесной паровоз» использую при работе с деформированным предложением.

«Лесной магазин» позволяет отрабатывать лексические темы, при этом закрепляем «Слоговой состав слова», «Дифференциацию звуков». Имеются у нас специальные лесные денежки, на которых количество слогов в слове обозначают точки 1, 2,3,4,5. Ученики должны выбрать соответствующую картинку (слово).

«Лесная эстафета». Применяю на этапе закрепления как игру – соревнование в вариантах: помогаем героям, или делимся на две команды.

«Волшебные дорожки» служат на отработку разных тем занятий различными заданиями.

«Волшебный гриб» использую при изучении морфологического става слова. Это гораздо эффективнее, чем просто написанные слова на доске или карточке.

«Сигнальные карточки» позволяют детям давать оценку ответа своим сверстникам.

Каждое занятие заканчивается «Клубочком с добрыми пожеланиями».

Передавая клубочек друг другу – мы расширяем запас вежливых слов и учимся их использовать по назначению, в конкретной ситуации или помогаем героям, которые забыли все вежливые слова, вспомнить их, а волшебный клубочек наш помощник. Данная система позволяет эффективно проводить работу по коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР.

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3.Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – М.: Просвещение, 2017 4. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29. 5. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с. 6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа, изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 384 с. 7. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, 301 c. 8. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998 — 330 с. 9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994 – 251 с. 10. Л.С.Сековец, Л.И.Ивашко «Наглядно – дидактический материал для формирования правильной речи младших школьников», 2011 11. Е.Е.Коржаева «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» – М.: ТЦ Сфера, 2011 12. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова «Игры и упражнения для развития речи», 2012 13. О.Н.Яворская «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками», 2017 14. О.А.Тырышкина «Игровые логопедические занятия по мотивам сказок», 2019 15. О.Н.Яворская «Игры, задания, конспекты уроков по развитию письменной речи у младших школьников», 2019

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: