Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 18.01.2022).

Актуальность

Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности.

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.

Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи;
  2. Совершенствовать речевую моторику.
  3. Обогащать и активизировать словарь.

Коррекционно — развивающие задачи:

  1. Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление).
  2. Развивать фонематические процессы.

Воспитательные:

  1. Развивать интерес к занятиям.
  2. Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду.

В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях).

Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.

Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.

Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений.

Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.

«Братец Кролик и Братец Лис»

На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым.

Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом.

Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!»

Кролик с Лисом враждовали

И картинки выбирали.

Кролик брал со звуком [Р],

Ну, а Лис со звуком [Л]:

рак, ракета и ведро,

лак, лошадка и дупло,

белка, лайка и баран,

кенгуру и барабан,

рамка, радуга, кровать –

Помоги им выбирать.

(Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л])

Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап.

Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках).

У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал.

Игра «Собери урожай»

Кролик с Лисом убирали

Урожай в сентябре.

И корзины наполняли

Рано утром на заре:

помидор, укроп, картофель,

перец, редька и горох,

огурец, морковь и репа –

Урожай у них неплох!

Но делить решили звери

Заготовки по частям.

Что возьмёт в корзину Кролик?

А что Лис себе припас?

Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р’] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки)

Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли.

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком.

Братец Лис поспорил с братцем Волком:

— Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым.

Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка.

— На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк.

— У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее!

Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост.

— Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса.

— Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал.

— Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке.

Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом.

Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика.

— Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис.

Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел.

Братец Лис всерьёз заболел,

Братец Лис не встаёт с постели.

Братец Лис совсем покраснел,

И забыл с Волком о споре.

Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым.

Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник.

Братец Кролик готовит суп

Понаваристей для больного,

Чтоб поправился рыжий плут

И устроил погоню снова.

Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник.

Игра «Угощенье»

Приглашает Лис зверят,

Накрывает всё подряд:

лимонад, желе, малину,

пирожок, пюре, калину,

торт, зефир, кефир и квас,

салат, селёдку, ананас,

бутерброды и творог,

йогурт, рыбу и сырок.

Отгадай, что на пикник

Приготовил старый Лис.

(Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам.

Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья.

Вот так и стали они не врагами, а друзьями!

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
  2. Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с.

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми.

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.

Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.

Используется огромное количество игровых методик, сказки реже.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств.

Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для

«Замок»: 1- ладони вместе, 2 – пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как.

Конспект занятия в средней группе «Приключения. »

«Дорогие ребята, мой братец превратился в козленочка и чтобы вернуть ему человеческий облик необходима волшебная вода, которая есть у злой Бабы Яги. Пожалуйста, помогите мне достать ее, а иначе мой братец навсегда останется козленочком… Аленушка».

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

— С этим братцем в лес ходил

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок.

Читайте также:
Весенние изменения в природе - конспект

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной.

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный. »

Дети: — Сказку Колобок. Воспитатель: — Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по.

Са-са-са — под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша — мама моет малыша

Основные термины (генерируются автоматически): волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

Использование игровых моментов и элементов сказки в работе над подготовкой дошкольников к обучению грамоте (из опыта работы)

Подготовка детей к обучению грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению. В данной статье описаны несколько игровых приемов при овладении звуковым анализом, использование сказки при правописании слогов жи-ши и музыкальных упражнений в индивидуальной работе.

Использование игровых моментов и элементов сказки в работе над подготовкой дошкольников к обучению грамоте (из опыта работы)

На сегодняшний день написано много теоретического и практического материала по логопедии. Поэтому мне хочется поделиться своим опытом и рассказать о находках, которые помогают разнообразить занятия, улучшают усвояемость предлагаемого материала, т.е. дети учатся во время игры.

Дошкольникам еще трудно воспринимать абстрактные понятия, термины. Чтобы облегчить это восприятие, я использую сказки, элементы игры. Например, когда мы начинаем изучать гласные звуки, я беру за основу сказку «Теремок».

В 1-й день изучения гласных я ставлю в «Речевой уголок» красивый домик — Теремок. Он остается там на виду у детей до их выпуска.

Сказка поэтапно длится 6 занятий. На 1-ом занятии к Теремку приходит Лягушка, которая поет песенку «Ааааа». На 2-ом занятии приходит Мышка с песенкой «Ииии», на 3-ем – Волк с песенкой «Уууу», на 4-ом- Лиса с песенкой «Ооооо», на 5-ом- Заяц с песенкой «Эээээ», на 6-ом- Медведь с песенкой «ыыыы» (с его приходом Теремок не ломается).

Каждый приход героев сказки эмоционально представляется, обговаривается со всеми сказочными элементами. На каждом новом занятии дети знакомятся с одним звуком-песенкой и поют ее вместе с героями сказки, повторяются песенки с предыдущих занятий под любую мелодию и обязательно вспоминаем уже живущих героев. А я постоянно спрашиваю у детей «Какую песенку поет тот или иной герой?». Таким образом, дети вскоре запомнят все гласные без всякого усилия.

Затем я делаю заключение, что все жители Теремка стали жить одной семьей, а у семьи должна быть одна (общая) фамилия и знакомлю детей с очень красивой фамилией – «Гласные». Постепенно дети запоминают этот термин. При этом я напоминаю, что все песенки-звуки у гласных хорошо поются и тянутся.

Понятие «согласные звуки» тоже даю через придуманную сказку. Таким образом, темы «Гласные и согласные звуки» усваиваются детьми легко и хорошо запоминаются, тем более, что Теремок с его жителями всегда перед ними в «Речевом уголке».

Для лучшего запоминания обозначения твердых и мягких согласных я придумала историю с зайчиками (из детского конструктора с цветными зайцами).

Синий зайчик очень любит зиму, особенно кататься на льду. Лед- скользкий и он часто падает, ударяется о твердый лед и от удара остаются шишки синеватого цвета. По аналогии при звучании твердых согласных показываю синего зайчика.

Зеленый зайчик любит лето, особенно прыгать по мягкой зеленой травке. И при звучании мягких согласных показываю зеленого зайчика.

Эти зайчики очень хорошо помогают в обозначении мягкости и твердости согласных. Дети быстро к ним привыкают и обычно правильно пользуются цветом, тем более что оба зайчика стоят у них на виду в «Речевом уголке». Конечно, параллельно надо учить детей слышать и различать на слух и твердые и мягкие согласные. Затем я закрепляю этот навык в игре с пособием, которое сделала из цветных пробочек (красного, синего, зеленого цвета).

Можно их заменить детским пластмассовым конструктором из цветных квадратиков с белыми соединениями. Ими можно выкладывать звуки, слоги (обратные и прямые), слова, т.е. делать звуковой анализ. А это показатель развития фонематического восприятия.

При подготовке дошкольников к обучению грамоте я придумываю сказки. Например, во время изучения правописания ЖИ-ШИ использую такую сказку.

Однажды в азбуку, где жили буквы пришло приглашение в театр на спектакль «Сказочный город». Нарядились буквы красиво, пришли в театр и уселись на свои места. И так получилось, что за согласными Ж и Ш сидели гласные Ы и И. Начался спектакль. В это время гласная Ы палочкой от своей буквы стала толкать в спинки букв Ж и Ш. Они обиделись и попросили Ы не мешать им смотреть на сцену. Но Ы снова стала толкать Ж и Ш и так до конца спектакля. Рассердились эти буквы и сказали Ы , что больше с ней дружить не будут и вставать после них не разрешают. Тогда добрая буква И попросила: «А можно я буду вставать после Ж и Ш вместо Ы , чтобы не было пустого места и дети смогли прочитать слово?». Буквы Ж и Ш согласились. С тех пор после Ж и Ш стали писать вместо Ы букву И. А еще появилось такое стихотворение «ЖИ и ШИ всегда пиши с буквой И».

На правописание ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ тоже использую сказки собственного сочинения. Тогда дети сразу включаются в сказочную ситуацию и быстро запоминают правильное написание этих слогов. В индивидуальной работе, после постановки звука, идет трудный период автоматизации.

Читайте также:
Коррекция речевого развития у детей с ОВЗ

Очень важно автоматизировать поставленный звук в слогах. Повторять однообразные слоги детям не интересно, скучно. Я придумала упражнение «Музыкальные слоги». Для этого можно выбрать любую мелодию, даже по желанию ребенка и петь ее с нужным слогом (вместо слов). Я чаще всего использую песенку «В лесу родилась елочка», очень удачный вариант – почти 30 слогов в одном куплете. А если ее спеть и на другие слоги, то получается повторение нужного звука около 100 раз. И ребенку интересно. Можно в это время и отхлопывать и играть на ксилофоне и т.д. и адресовать песенку разным игрушкам. Тогда автоматизация проходит радостнее и с большим успехом.

Я знаю, что педагоги, особенно работающие в детском саду, творческие и эмоциональные люди. Они, конечно, знают, что чем больше дети улыбаются на наших занятиях, чем больше детям нравятся наши занятия, тем лучше они будут усваивать программный материал и качественно подготовятся к обучению к школе. Я буду рада, если логопеды возьмут на заметку мои находки и будут их использовать в своей работе.

Буслович Елена Соломоновна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Логосказки в коррекционной работе логопеда

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
– систематичность и последовательность,
– учет возрастных особенностей,
– учет индивидуальных особенностей,
– учет структуры дефекта,
– поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
– развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
– Артикуляционные.
– Фонетические.

– Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
– Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
– Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
– Сказки, способствующие формированию связной речи.

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
– Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
– стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
– повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Сказка о маленьком котенке

Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).

Читайте также:
Создание рукописной книги с детьми с ЗПР

Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя…”. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной). Котенок очень любил блины со сметаной (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай (Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх). После завтрака котенок выходил гулять на улицу.

Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
– знакомят детей с гласными и согласными звуками,
– формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
– развивают слуховое внимание;
– развивают фонематический слух;
– знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
– формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания – составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

Читайте также:
Развитие речи в сенсорной комнате

Использование элементов технологии «Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда

Содержимое публикации

Использование элементов технологии «Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда

Мастер – класс

Оборудование: экран, проектор, фломастеры или маркеры, Игры В.В.Воскобовича : «Лабиринт букв», «Предметный мир вокруг нас», «Читайка на шариках», «Шнур – грамотей: Яблонька, Снеговик, Ромашка», «Необычное животное», «Буквоцирк».

Ход мероприятия: Участники сидят за столами перед экраном. На экран проецируется сопровождающая презентация.

– Начать свой мастер – класс мне хотелось бы цитатой из пьесы Александра Свечникова «Путешествие в историю» :

Царь Прометей спросил Евклида: «Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию?» На что учёный ответил: «НЕТ царской дороги к познанию».

На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с ОНР. Соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей проявляется в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем, социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры, при обучении детей.(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)

В логопедической литературе отмечается специфика игровой деятельности у детей с ТНР, разработаны научно- методические аспекты применения игры, как коррекционного средства (В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева). Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.

Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности «Сказочных лабиринтов» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

Преимущество развивающих игр В.В. Воскобовича.

Широкий возрастной диапазон (от 2х до 7-8 лет).

Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Такие игры, как «Геноконт», «Прозрачный квадрат», способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, мышления, пространственного воображения до структурной модели осознания себя, как части живого. От фокусирования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений.

Дидактическая мультимодульность.

Одна и та же игра может быть направлена на развитие математических, конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться педагоги, родители без специального обучения.

Образность и универсальность.

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

Эмоциональная культура игры.

Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьёзными. Но игра- дело весёлое. Поэтому яркой особенностью этих игр является лёгкость в отношении, искромётный юмор и ирония, которую ребёнок воспринимает как язык равенства, поддержки. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет галошадь. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребёнок развивает главные качества личности- творца непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.

Возможность индивидуального коррекционного обучения.

Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:

Подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.

Во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.

Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

В нашей логопедической группе мы создали развивающую среду «Фиолетовый лес» Почему фиолетовый? Наверное потому, что необычный и интересный. Вместе с любознательным Малышом Гео наши воспитанники путешествуют по этой чудесной стране, узнают много нового, развиваются. Цель путешествия – золотой плод познания, который дети собирают из чешуек новых знаний. Путь нелёгкий, и преодолеть его помогают лесные жители: Ворон Метр, Незримка Всюсь, гусеница Фифа, кот Коттерфильд и другие.

Развивающие игры мы условно разделили на четыре группы:

Игры, по обучению грамоте.

Игры на развитие лексико – грамматического строя.

Игры на развитие связной речи.

Игры, способствующие развитию пространственно – временных отношений и формированию пространственного словаря.

С участниками проводятся игры:

«Буквоцирк» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: закреплять знание гласных звуков и букв, развивать речевое дыхание, голосовые характеристики.

Содержание: Участникам на слайде презентации представляется «Буквоцирк».В нём работают поющие клоуны: Арликин, Орлекин, Урлекин, Эрлекин и т.д. Участникам предлагается спеть вместе с клоунами песню гласных.( компьютерная игра «Поем гласные»)

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Лабиринт буквы А» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Закрепить знание буквы А. Развивать навык буквенного анализа слов, чтения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, логического мышления. Развивать графо – моторные навыки.

Содержание: Участникам раздаются лабиринты с «Игровизорами», маркеры.

Предлагается выполнить следующие задания:

-Найдите все буквы А, закрасьте их.

-Найдите путь от «стрелки» до буквы А в центре лабиринта , минуя бусины с другими буквами. Обвести главную букву А по контуру.

-Пройти в лабиринте от «стрелки» до главной буквы через все буквы А.

– от «стрелки» до картинок собрать слова по бусинам.

«Шнур – грамотей» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию «глаз – рука». Закрепить навык буквенного анализа и синтеза слов, чтения. Совершенствовать память, способность ориентироваться на плоскости. Развивать гибкость мышления, сообразительность.

Содержание: Участникам предлагается несколько пособий: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик». Даются задания:

– составьте слова из 2 – 3 -4 букв не используя звёздочку.

-составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.

-составьте родственные слова.

«Читайка на шариках» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Развивать навык чтения, мышление, сообразительность, ориентировку на плоскости.

Содержание: Участникам предлагаются модели читаек. сгибая уголки в разных направлениях составляют слова.

«Предметный мир вокруг нас» (развитие лексико – грамматического строя речи)

Вариант: «Найди лишнюю картинку»

Цель: Активизация словаря, закрепление обобщающих понятий.

Содержание: Участникам предлагаются пластиковые «Игровизоры» и фломастеры. Участники выполняют задания:

-найдите лишнюю картинку.

-почему считаете её лишнеё?

-как одним словом назвать оставшиеся предметы? – почему их называют игрушками, мебелью, и т. д.

Вариант: «Назови одним словом»

Цель: Активизация словаря, закрепление обобщающих понятий.

Содержание: Участникам предлагаются пластиковые «Игровизоры» и фломастеры. Педагоги выполняют задания:

-как можно назвать все эти предметы одним словом?

– помогите дирежёру, портнихе и столяру найти свои инструменты.

– как можно назвать инструменты для оркестра? Для шитья? Для работы с деревом?

– какой инструмент оказался лишним?поче6му? для какой работы он может пригодиться?

«Необычное животное» (связная речь).

Цель: Развивать конструктивное, образное мышление, умение образовывать сложные слова путём сложения двух основ (лягушко – хряк, крококот, китозай). Развивать умение составлять описательный рассказ с элементами творчества.

Содержание: Участникам раздаются наборы деталей мягкого конструктора. Предлагается составить из него необычное животное, придумать ему имя и составить небольшой описательный рассказ по плану:

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда ДОУ МАДОУ детский сад комбинированного вида 60 г. Апрелевка Подготовила: учитель – логопед Петрунина. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГригорий Квашнин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда ДОУ МАДОУ детский сад комбинированного вида 60 г. Апрелевка Подготовила: учитель – логопед Петрунина.” — Транскрипт:

1 Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда ДОУ МАДОУ детский сад комбинированного вида 60 г. Апрелевка Подготовила: учитель – логопед Петрунина А.А.

2 Сказкотерапия Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент планвно запускается процесс компенсации речевых и психических функций. Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций

3 Актуальность Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Возможности сказок огромны: рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям; сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов все это значительно облегчает понимание текста детьми; если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

4 Цель сказкотерапии: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально – экспрессивной сферы дошкольников. ЗАДАЧИ: Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие диалогической и монологической речи. Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом. Развитие мелкой моторики. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики). Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

5 Использование сказкотерапии с детьми с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического планна, которые обусловливают нарушения общего развития. Характер речевых патологий у таких детей, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности. Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у детей с ОВЗ считается комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Применяемые приёмы сказкотерапии позволяют детям с ОВЗ получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.

Читайте также:
Итоговое занятие по теме 'Продукты питания' в средней группе для детей с ОНР

6 ЛОГОСКАЗКА Виды логосказок Артикуляционные Пальчиковые Фонетические Лексико – грамматические Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах) Сказки, способствующие формированию связной речи Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Основная цель логосказки всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

7 За основу в своей работе я взяла русскую народную сказку «Репка» и использовала данную сказку на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях.

8 На начальном этапе работы : – изготовление материала (фигурки героев сказки) – чтение сказки детям

9 Артикуляционная гимнастика Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда), открэл окно (упражнение «Окошко» ) и начал делать зарядку(упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка» ) с вареньем(упражнение «Вкусное варенье»).Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата»).Начала репка расти (упражнение «Грибок»).

10 Пальчиковая гимнастика – упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу – по форме репы. – упражнение «Собака». – средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «уши». – упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки. – упражнение «Мышка» – кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.

11 Автоматизация звука Автоматизация звука [Л] в слогах: Посадил дед репку. Он ее поливал утром и вечером: л-л-л-л Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-эл, ул- эл-эл, эл-эл-ал. А когда репка выросла, стал ее тянуть: план-полы-плэ, кло-клуб-клык, слэ-сла-слу. Но вытянуть не может.

12 Лексико-грамматические задания Игра «Доскажи словечко». Услышала мышка, что ее зовут. из дома …выбежала, по дорожке. побежала. Через мостик речку. перебежала, к огороду. прибежала, в калитку. забежала, к деду близко. подбежала.

13 Формирование связной речи Пересказ сказки с элементами драматизации

14 Инсценировка сказки «Репка» на осеннем празднике в подготовительной группе «Медвежонок» (логопункт)

15 Таким образом, использование сказкотерапии позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

16 «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень» (Ирина Токмакова)

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Максимальный эффект в коррекции речевых возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда в обучении применяются сказки. Чтение сказок, их сочинение, разыгрывание сказочных сюжетов повышает эффективность логопедической работы с деть­ми, формируют положительную мотивацию к занятиям. Занятия-сказки максимально ориентированы на потребность ребёнка в эмоциональном общении, в них дети одновременно авторы, участники и зрители происходящего.

Просмотр содержимого документа
«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»

МДОУ № 548, г. Екатеринбург

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Все этапы коррекционной работы над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи II – III уровня, как правило, имеют длительный период. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дошкольники с речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка – дошкольника с ТНР достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов. Для повышения эффективности коррекционной работы с деть­ми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе мы используем логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.

Занятие-сказка включает следующие элементы:

– логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

Читайте также:
Семейная гостиная Буду чисто говорить

– упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

– игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;

– кукольный (настольный) театр, игры драматизации.

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.

Этапы работы со сказкой:

Знакомство со сказкой. На данном этапе используются – картинный материал, фланелеграф.

Работа со сказкой (знакомство с героями, беседа по содержанию). Используются мягкие игрушки, картинный материал.

Пересказ сказки. Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены нецветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).

Развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность проделанной работы с детьми). Разнообразие видов театра при работе с одной сказкой сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми используются различные виды театров: пальчиковый, настольный разных подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Положительными результатами работы можно назвать следующее:

– процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.

– использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.

– заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.

Список литературы

Борякова Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В.В., Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А. Логосказки. СПб., 2002.

Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А.. Логопедия в диалогах. СПб., 2004

Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1998.

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.
Однако, возможности сказки, в широком понимании, исчерпаны далеко не полностью:
• Сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором, найти в ней мораль, нравственный урок.
• Сказки не в полной мере используются для развития у детей внимания, воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь можно сравнивать сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Возможности сказок огромны:
-рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
-сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;
-если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
• Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи.
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
В своей логопедической практике использую следующие формы работы:
 Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
 Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
 Постановка сказок (игры-драматизации).
 Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
 Куклотерапия (пальчиковые, бумажные,куклы, фланелеграф, магнитные, стендовые).
 Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:
• вычленение слов из сказки с заданным звуком;
• рифмовка слов (удалец-молодец);
• придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
• подбор эпитетов к сказочному герою;
• называние сказочного героя по эпитетам;
• называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
• подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям – сказочного персонажа;
• придумывание нового названия сказки;
• называние пропущенных слов в сказке.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:
• составление предложений по опорным картинкам из сказок;
• составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
• составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
• составление предложений с опорой на игрушку;
• упражнение “Закончи предложение” и т.д.
Приёмы при формировании связной речи:
• словесная режиссерская игра;
• пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;
• совместное решения проблемного вопроса к сказке;
• изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй;
• моделирование; сказки про самого себя;
• перевирание сказки;
• бином фантазии;
• сказки по-новому.

Читайте также:
Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Дидактические сказки.
Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.
Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:
Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

Для старшей логопедической группы детского сада лучше брать просты, казалось бы знакомые сказки, несложные по сюжету и структуре: «Три поросенка», «Репка», «Рукавичка», «Царевна-Несмеяна», «Волшебное кольцо» и др. Это обусловлено характером речевых нарушений контингента детей этой группы. Обязательно наличие иллюстраций и картинок к этим сказкам. Ведь картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а так же событий, ситуаций, эпизодов. По картинкам педагогу легче провести живую, непринужденную беседу, во время которой отрабатываются все компоненты речи.
Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:
• Все ли ему понятно?
• Понравилась ли ему сказка?
• О ком рассказывается в сказке?
• Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?
• Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?
В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов (важно, что объяснение должно быть доступным). Например: изба – деревянный дом; сваты – знакомые жениха, которые просят родителей невесты выдать ее замуж. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, доступные по смыслу 5-летним детям (смысл их можно объяснить попутно), которые позволяют понять мораль сказки. Дети, к примеру, на вопрос: «А мышка одна смогла бы вытянуть репку, ведь только с ней ее вытянули?», дают утвердительный ответ. Сказку можно прочитать повторно и привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. Загадки, к примеру, о героях-животных, должны быть описывающие действия животного и его признаки, доступными для понимания детей. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Легко, например, по сказке «Репка» отработать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД, задавая соответствующие вопросы.
Одним из интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки и по мере чтения. В работе необходимо уделять внимание заданиям, развивающих аналитико-синтетические способности, возможности рядообразования.
С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов. В той же сказке «Репка» можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (эти ошибки могут быть смысловые (посадил волк репку), грамматические (стала репка тянуть деда), фонетические (кошка Журка) и др. Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил. В ситуации «Пересчитаем, сколько хвостов у героев сказки «Репка», дети дали ответ – 4. Объяснилось все просто: у собаки, кошки, мышки и у РЕПКИ!
Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять каритнки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. Интересно детям составлять схемы сказки с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадают («Цапля и журавль», «»Старик и волк», «Бобовое зернышко»). Зная такую сказку, дети воспроизводят временную последовательность эпизодов в ней. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прем озаглавливания эпизодов.
Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек.
Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Или просто некоторым детям нужно чуть больше времени. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.
Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.
Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».
Для развития связной речи, воображения, творческого мышления используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии предлагалось помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.
Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.
Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка». Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» – разными голосами.
Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.
Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
В своей работе активно использую авторские сказки Г.Юдина для запоминания слов на заданные звуки.
Сказки Г.Юдина:

Читайте также:
Домашнее задание по теме День защитника Отечества

Запомните слова со звуками [м, м’], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».
ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей.
Малины! – заорал Миша.
Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
Это тоже здорово! А теперь я сочиню. А про что?
Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы! ,
– Что ты, что ты!- испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий.
Айболит!—заорал медвежонок.
Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей – лес,
Откуда ты так много знаешь?
Литература.
1.Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
2. Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
3. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольнлго и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.
4. «Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
5. «Сказки. Игры. Загадки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
6. «Поиграем в сказку», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: