Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно – перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:

Вложение Размер
risovat.docx 20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.

У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования.

К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно – перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Что такое для ребенка рисование? И что такое – рисовать? Это для него, как говорить, даже точнее, как дышать. Когда ребенок до года еще не умеет говорить, он кричит, чтоб взрослые его услышали и обратили внимание. Когда же он уже начинает разговаривать, в силу маленького словарного запаса и крохотного социального опыта, он не может выразить, всего, того, что видит чувствует, понимает, осознает, какие выводы делает из всего этого. Поэтому почти все дети дошкольного возраста любят рисовать и тянутся к изобразительным материалам, чтобы выразить себя.

Существуют разные методики развития речи детей. Например, доказано, что существенно способствует этому процессу развитие мелкой моторики. Некоторые дети, поступая в группу, не выговаривали больше десятка звуков и не могли удерживать в руках предметы. И именно с этими детьми мы с воспитателями решили заняться …. рисованием. И не просто рисованием, а освоить очень серьезную, требующую большой сосредоточенности, терпения и хороших моторных навыков методике рисования штрихом.

Штрих –это лишь черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. А еще с помощью штриха можно многое рассказать о своих любимых сказочных героях: пушистая шерсть у котенка, красивое оперенье у птиц, колючая хвоя у ели…

Родители первоклассников знают, как трудно их детям выполнить простейшие упражнения в прописи: нарисовать ряд «палочек» или «крючков». А сколько таких «палочек» нужно, чтобы изобразить на листе белой бумаги сову с совенком, кошку, цыпленка.

«Хочу заметить, – написала в тетрадке отзывов одного из воспитанников, что раньше Максим без желания занимался рисованием, в основном просил у меня помощи. Теперь же у него появился огромный интерес, большое желание заниматься рисованием при помощи штриха. Ведь работы получаются интересные, необычные. Максим стал увереннее держать карандаш, самостоятельно наносит линии при изображении предметов. Хотя Максим младше других ребят в группе, он с большим желанием, старанием и терпением выполнял работу, смог дорисовать до конца и рассказать о том, что нарисовал».

«Рассказать о том, что нарисовал» – тоже важная составная часть работы. Почему «волшебный грибок» – основу любой работы – нужно располагать именно в центре листа? Почему есть «правильная композиция», а есть «неправильная»?

Выслушивая ответы детей воспитатели и логопед обращают внимание на правильное произношение. Каждое занятие с дошкольниками заканчивается обсуждением рисунков.

Для развития устной и письменной речи нужно выстраивать работу таким образом, чтобы «вхождение» ребенка в письменную речь происходило как «переход от рисования вещей к рисованию речи» [Выготский 1994: ], так как в генетической линии развития знаковых и символических средств рисование предшествует письменной речи.

В самом начале своей работы базой послужила книга В.А.Грека «Рисуем штрихом» 1992 года издания и ксерокопии из журнала «Дошкольное воспитание» за 1997 год.

Многое пришлось разрабатывать самим. Например, уже на первых занятиях заметили, что не следует давать детям большие альбомные листы: покрыть их ровным штрихом за отпущенное время трудно, дети быстро утомляются, начинают скучать. Теперь на занятиях в группе им выдают маленькие листы. Обязательно звучит негромкая спокойная музыка. Для удобства и помощи в работе имеются таблички с разными видами штриха – дети могут выбрать любой, какой им понравиться.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных игр и упражнений:

  • «Нарисуй узор по клеточкам»
  • «Соедини точки»
  • Попади в цель»
  • «Дорожки»
  • «Лабиринты»
  • «Закончи рисунок»
  • Выполнение штриховок
  • Графический диктант

«Наблюдая за своим ребенком, я заметила, что он не только с радостью выполняет эту работу в детском саду, но и с большим желанием рисует дома. И сама я, когда было предложено выполнить совместную работу с ребенком по этой методике, с большим удовольствием под руководством своего сына это выполнила» (Из «тетради отзывов»).

И воспитатели и родители замечают, как всего за год изменились дети. В отзывах родителей часто встречается фраза: «Моему ребенку очень нравиться рисовать, а теперь даже получается хорошо разговаривать»

Через рисунок дети входят в мир, который когда-нибудь станет их миром, в котором они учатся быть своими, к встрече с которым, благодаря полученным навыкам, воспитанным упорству и усидчивости, они будут готовы.

На занятиях мы играем и рисуем. Речь — это не только средство общения, которое всегда непосредственно связано с его практической деятельностью, но и одно из главных средств мыслительной деятельности. Игра и рисунок в развитии ребенка — это особые формы мышления, в которых через обозначение собственных представлений об окружающей действительности происходит многократное воспроизведение образов действительности, их обобщение и понимание.

Родители должны всегда помнит, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личности будет более гармонично развита.

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 782 раза

Библиографическое описание:

Дондокова, И. Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14123/ (дата обращения: 18.01.2022).

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения.

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. В педагогике этот метод относится к древнейшим средствам обучения, но даже сейчас, в современном образовании, в соответствии с требованиями ФГОС, он не теряет своей актуальности.

С интенсивным развитием информационных технологий человечество получает все больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика.

Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний.

Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко.

Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90 % информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации.

Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет познавательную роль, служит инструментом познания.

Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде.

Принципы создания инфографики:

К сожалению, инфографику воспринимают как визуализированную статистику — цифры, проценты, анализ. Так каким же образом инфографику связать коррекционно-логопедической работой с детьми? В этом случае работает принцип «дети не любят читать, они любят смотреть и участвовать».

Использование этого метода помогает организовать интересное логопедическое занятие, а также повысить уровень мотивации дошкольников к выполнению конкретных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один графический рисунок можно легко отразить в большой рассказ. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать размышлению, составлению рассказов и быстрому запоминанию дидактического материала.

Для создания инфографики используются различные компьютерные программы (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании:

  1. PowerPoint
  2. ActivInspire
  3. Infogr.am
  4. Piktochart.com
  5. Prezi.com
  6. Datawrapper.de

В коррекционно-логопедической работе самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведение путём образования ассоциаций.

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) и с помощью компьютерной программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно.

Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Коррекционный процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры, что особенно важно для детей с нарушениями речи так как для них характерна быстрая утомляемость.

Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению.

Похожие статьи

Использование информационных технологий в коррекционной.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? 1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, работа учителя-логопеда, синквейн

На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и

Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед использует игровые.

Включение компьютерных технологий в работу с детьми.

В настоящее время в коррекционнообразовательный процесс активно включаются различные медиаобразовательные средства.

Гибкий, простой и интуитивно понятный инструментарий, позволяющий логопеду объединять графические материалы, текстовую информацию и.

Использование электронных образовательных ресурсов.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной

Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим

Кроме того, в связи с инертностью образования новых сложных.

Содержание работы учителя-логопеда по развитию.

Основанием для отбора содержания являются принципы, которые служат для формирования процесса логопедической работы, определяют набор речевого материала и обеспечивают эффективное развитие познавательных универсальных учебных действий.

Применение инновационных технологий при коррекции.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная работа, ребенок, дефектная речь, инновация, логопедическая работа, нарушение, нарушение звукопроизношения, речевой материал, современное образование.

Методические рекомендации по организации коррекционного курса.

. как некое сложное сочетание, представляющее собой самостоятельное образование (Л.С

использовать: иллюстративный материал, видеоматериалы, натуральные предметы

среды, при включении в коррекционно-развивающее обучение современных пособий и игр могут.

Применение электронных образовательных ресурсов в работе.

Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь

В таком виде процесс познания новой информации доставляет настоящее удовольствие

эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом.

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Использование информационных технологий в коррекционной.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? 1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, работа учителя-логопеда, синквейн

На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и

Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед использует игровые.

Включение компьютерных технологий в работу с детьми.

В настоящее время в коррекционнообразовательный процесс активно включаются различные медиаобразовательные средства.

Гибкий, простой и интуитивно понятный инструментарий, позволяющий логопеду объединять графические материалы, текстовую информацию и.

Использование электронных образовательных ресурсов.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной

Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим

Кроме того, в связи с инертностью образования новых сложных.

Содержание работы учителя-логопеда по развитию.

Основанием для отбора содержания являются принципы, которые служат для формирования процесса логопедической работы, определяют набор речевого материала и обеспечивают эффективное развитие познавательных универсальных учебных действий.

Применение инновационных технологий при коррекции.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная работа, ребенок, дефектная речь, инновация, логопедическая работа, нарушение, нарушение звукопроизношения, речевой материал, современное образование.

Методические рекомендации по организации коррекционного курса.

. как некое сложное сочетание, представляющее собой самостоятельное образование (Л.С

использовать: иллюстративный материал, видеоматериалы, натуральные предметы

среды, при включении в коррекционно-развивающее обучение современных пособий и игр могут.

Применение электронных образовательных ресурсов в работе.

Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь

В таком виде процесс познания новой информации доставляет настоящее удовольствие

эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом.

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

В статье выяснены особенности коррекционной работы логопеда, раскрыта возможность психического развития и формирования правильного звукопроизношения у детей посредством использования графических рисунков.

Основные понятия статьи – коррекционная работа, логопедические приемы, звукопроизношение, графический рисунок.

The article clarified the correctional work of the logopedist, revealed the possibility of mental development and the formation of correct sound pronunciation in children through the use of graphic images.

Basic concepts of article – correctional work, speech techniques, pronunciation and articulation, graphic design.

Анализ научной проблемы.

В педагогической науке доказано, что нарушение речи связано с проблемами развития моторики кисти руки, а тренировка тонких движений пальцев рук имеет большое значение не только на развитие письменных навыков, но и на овладение им правильным произношением. Работая с графическими рисунками на логопедических занятиях, дети развивают зрительно-моторные координации, происходит развитие памяти и внимания, а у младших школьников формируется навык четкого и быстрого письма.

По моему мнению, при коррекции нарушений звукопроизношения следует учитывать тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики.

Я полагаю, что использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда должна вестись комплексно и зависеть от общей подготовленности детей-логопатов, их индивидуальных особенностей.

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

Считаю целесообразным использовать прием графического рисунка в коррекционной работе логопеда, так как опора на зрительные образы повышает эффективность логопедической работы благодаря тому, что их использование делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными и доступными, создается благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной логопедической работы.

Осмысление последних исследований и публикаций. Речевое развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста всегда находилось под пристальным вниманием педагогов и психологов. Логопедия на протяжении многих десятилетий вырабатывала различные методы и приемы по речевому развитию, и преуспела в этом. Доказано, что развитие графических навыков в процессе коррекционных логопедических занятий вызывает активизацию высших психических функций. Использование наглядных пособий, благодаря развитости и ведущей роли в восприятии информации зрительного анализатора, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Также, наглядные средства позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу для ребенка интересным, формируя в его сознании «физиологический образ звука». С помощью рисунков-символов дети могут увидеть и понять артикуляционный уклад при произнесении звуков, узнать, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха и пр. Графические рисунки-символы позволяют ребенку-логопату осознанно относиться к артикуляционным упражнениям и «подстраивать» свою артикуляцию до получения отрабатываемого звука.

Доказано, что активная включенность ребенка в процесс занятия и осознанность выполняемых действий, повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. Особенно графические рисунки-символы актуально использовать при всех формах дислалии, в особенности – при стертой форме дизартрии. Это доказано Л.В. Лопатиной [4], исследования которой показали наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов, что приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. В то же время отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому в коррекционно-логопедической работе при формировании фонетической стороны речи дошкольников актуально применение наглядных зрительных опор.

Цель статьи: показать особенности использования графического рисунка как эффективного приема в коррекционной работе логопеда.

Основной материал. Логопед для коррекции речевых нарушений в своей работе применяет различные методы и приемы работы, зависящие от цели и индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с тем, что 90% информации человек получает через зрение, одним из ведущих методов в логопедической работе является метод наглядности.

Использование рисунков в работе логопеда может иметь различные цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, фоне, величине и т.д.);
  • развитие фонематического восприятия (например, на рисунке найти предметы, в названиях которых имеется определенный звук);
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков);
  • закрепление правильного произношения, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Так как формирование правильного звукопроизношения тесно связано с мелкой моторикой кистей рук, коррекционная работа логопеда может включать в себя развитие графических навыков.

На первом этапе работы ребенок учится ориентироваться на плоскости листа, приобретая простейшие графические навыки, что приводит к развитию пространственного мышления, внимания, слухового восприятия и функции самоконтроля.

На втором этапе помощь логопеда эпизодическая, так как акцент делается на формировании умения ребенка самостоятельно работать с графическим материалом. Задания, в зависимости от успехов занимающегося, усложняются. Предлагается не только, например, скопировать графический материал, но и изобразить его зеркально. Подобные задания, которые предполагают самостоятельную работу ребенка при активном пространственном восприятии, формируют и укрепляют взаимодействие полушарий головного мозга. Завершив задание, ребенок по желанию может дорисовать и раскрасить свою работу, что позволяет развить его воображение, возбуждает фантазию, индивидуализирует цветовую гамму ребенка и побуждает к творчеству.

Третий этап требует большей самостоятельности и ответственности ребенка, дает возможность самовыражения и самореализации. Здесь происходит аккумуляция и реализация наработанных ранее навыков. Ребенок, помимо улучшения своего произношения, учится облекать свои мысли в приемлемую и понятную для окружающих форму с помощью, к примеру, устного рассказа по скопированной и дорисованной картинке или мини-сочинения. Некоторые дети пытаются самостоятельно составлять графические рисунки.

Приведем примеры использования графического рисунка с различными целями направленности. Например, на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза логопед подбирает сюжет по теме отрабатываемых звуков и создает схематичный «меловой рисунок». Дети, внимательно его рассмотрев, должны найти слова по заданной теме. Например, отрабатывая звуки [Д], [Д’], логопед на рисунке изображает следующие предметы: дом, девочка, мальчик, дудочка, дерево, забор из досок, дрова. Детям сначала предлагается задание найти слова со звуком [Д], а затем со звуком [Д’]. Слова, которые можно найти со звуком [Д]: дом, дача, дверь, доски, дудочка, друзья, со звуком [Д’]: девочка, дерево, дети. В процессе работы на начальных этапах занимающиеся часто ошибаются, испытывая трудности при дифференциации твердых и мягких согласных. Но, проводя подобный прием регулярно, постепенно фонематическое восприятие развивается, и дети легче справляются с подобными заданиями. В процессе выполнения данного задания с помощью рисунков не только реализуется цель коррекционного занятия, но и развиваются внимание, память, мышление.

Следующий прием с использованием графического рисунка – это пиктограммы. Например, занимаясь на этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков, дети учат стихотворение вида «частушек-нескладушек», состоящего из набора не связанных друг с другом частей. Дети должны перефразировать его, правильно переставив слова в предложениях. Для успешного самостоятельного выполнения ребенком задания можно предложить ему его выполнить с помощью пиктограмм. С опорой на зрительное восприятие ребенку без особых проблем удается вспомнить и повторить стихотворение, при этом он старается правильно проговорить все свистящие и шипящие звуки. Без помощи логопеда занимающийся, смотря на пиктограмму, в состоянии повторить предложения с предлогами, и назвать те предлоги, которые в них использовались.

Так же с использованием графической деятельности логопед может работать над предложением, рассказом или диалогом. В частности, дети дорисовывают конец предложения, зарисовывают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, работают с предложениями, из которых «убежали» предлоги, или в которых «все слова перепутались», рисуют предложения со словами на заданный звук.

Также графический рисунок как прием зрительного показа целесообразно использовать при формировании звукопроизношения. Например, при демонстрации артикуляции звуков, внимание ребенка обращается на положение и движения артикуляторных органов, для чего используются разнообразные артикуляционные схемы, «полные» и «частичные» профили артикуляций.

Например, при показе артикуляционного уклада звука «с» предъявляется карточка-символ «насос», при этом логопед обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука. Делается сравнение звучания данного согласного звука с неречевыми звуками с использованием картинок – льется вода из крана; посвистывает ветер, насос накачивает шину велосипеда. Для закрепления упражнения применяются условные знаки-символы когда ребенок, уточняя положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ «Улыбка». Для определения положения языка логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой, обозначая упор языка в нижние зубы при артикуляции звука, после чего ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Далее, ребенок выбирает графический символ, когда логопед отмечает, что посредине язычка находится «желобок», по которому дует ветерок. Ребенок выбирает символ.

Для определения характера выдыхаемой струи выбирается символ графический символ «снежинка», а символ «широкая стрелка» появляется при выдыхании сильной и длительной воздушной струи.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Прием графического рисунка в коррекционной работе логопед может использовать на всех этапах занятий, так как опора на зрительное восприятие помогает быстрее, легче и эффективнее справиться с заданиями. Использование графического рисунка в коррекционно-логопедической работе предполагает учет возрастных и психологических особенностей каждого ребенка, соответствуя задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.

Использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда создает благоприятные условия не только для формирования правильного звукопроизношения, но и развивает психические процессы, то есть носит комплексный характер.

Использование графических рисунков в виде символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов, «подстраивать» артикуляцию до получения нужного звука.

Описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов, позволяет ребенку осознать выполняемые артикуляционные действия, а личностная включенность ребенка в коррекционный процесс в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : Метод. пособие / авт. Кондратенко И. Ю. и др. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 219 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  2. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть I. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под редакцией Л.С. Сековец. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  4. Лопатина, Л.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М.: Владос, 2006.
  5. Машкова, Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов / Н.П. Машкова // Логопед. – 2010. № 1.
  6. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Неговорящие или плохо говорящие дети охотнее расскажут то, что нарисовано собственноручно, чем по картинке, который предложен чужим взрослым человеком.

Бесплатные занятия с логопедом

Детям очень важно выразить свои мысли и чувства. Неговорящие или плохо говорящие дети охотнее расскажут то, что нарисовано собственноручно, чем по картинке, который предложен чужим взрослым человеком.

Детское рисование, как один из видов самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, заключает в себе огромный скрытый потенциал. Оно является средством интеллектуального, графо-моторного, эмоционального, волевого, нравственного и творческого развития детей. В процессе рисования формируются и развиваются все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление.

Шаблонное рисование

Для детского рисования характерна тенденция к закреплению визуальных образов, превращающихся иногда в устойчивые шаблоны. Эти шаблоны не что иное, как прочные образования, соответствующие элементарным требованиям изображения. Как ни странно, но это оказывается эффективным при начале обучения грамоте. Поэтому важно учить детей разнообразным способам и приемам рисования, учить их располагать изображения предметов разных по величине в несколько рядов. Постепенно дети постигают начальные основы построения композиции.

На этом дошкольном возрастном этапе в программу обучения иногда вводится рисование с натуры. На таких занятиях ребята учатся находить и передавать в рисунке сходства и различия однородных предметов, совершенствуют графические навыки. В качестве натуры можно использовать разные предметы из окружающей обстановки: комнатные растения, предметы посуды, ветки деревьев, игрушки, овощи, фрукты.

Обогащается и содержание сюжетных рисунков детей шести-семилетнего возраста. Для детей данного возраста тема занятия должна быть четко обозначена. Беседа по сюжету занимает меньше времени, но тем не менее данный вид работы сохраняется.

Навыки изобразительной деятельности

В процессе обучения рисованию ребята 6-7 лет должны приобрести следующие технические навыки по изобразительной деятельности:

  • умение изменять ритм и направления движения кисти руки при рисовании различных линий, мазков;
  • умение сохранять размах движений, силу нажима, направления штрихов при закрашивании отдельных элементов рисунка;
  • стремление к более точному выполнению задания и самооценка его результатов.

Все эти навыки закрепляются во внутренней плане, а затем переходят во внешний, таким образом успешно восполняя психологическую базу речи.

Рисование и развитие речи

Освоение понятий формы, цвета, пространственных обозначений, ситуативные высказывания в процессе самонаблюдений за предметами и явлениями при зрительном обследовании объектов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин живописцев положительно влияют на увеличение лексического объема и развития монологической речи.

На практике опытные логопеды включают в конспекты логопедических занятий элементы изодеятельности для создания положительного эмоционального фона в процессе работы над речью. Рисование в логопедии помогает высвобождению агрессии, отрицательных эмоций, регулирует психосоматические реакции, корректирует нарушения коммуникаций, повышает самооценку.

  • изотерапия,
  • имаготерапия,
  • кинезитерапия.

Кроме того можно создавать удивительные рисунки с помощью цветного песка, листьев, крупы, ракушек, мелких камушков. Это отличный способ смотивировать ребенка, имеющего нарушения речевой функции, на общение, на самостоятельную речевую деятельность.

Внедрение приемов арттерапии в логопедическую коррекцию особенно эффективно при тяжелых нарушениях речи, таких как заикание или дизартрия.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Коррекция нарушений речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования

Автор: Пуханова Тамара Степанвна
учитель-логопед, г.Владивосток

Оригинал: скачать.

Система образования в школе, независимо от того, какая технология (программа) обучения выбрана, рассчитана на то, что дошкольник должен прийти в школу без каких-либо нарушений речи и мыслительной деятельности.

На практике это далеко не так. Общеизвестно, что в последние годы количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно растёт. Недостатки речевого развития вызывают много трудностей в усвоении школьной программы в полном её объёме, в частности, в обучении чтению и письму, приводят к затруднению в общении между детьми и дальнейшей их социализации. Большое количество учащихся первых классов с различными речевыми нарушениями побудило искать дополнительные, наиболее действенные способы коррекции речевых недостатков.

Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздействии.

Для изучения данной проблемы использовались следующие ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ: наблюдение, сравнение, анализ продуктов деятельности учащихся, обобщение, систематизация, концентрический принцип построения творческих задач, диагностика.

Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции.

Для детского рисования характерна тенденция к закреплению графических образов, превращающихся при определённых условиях в застывшие шаблоны. Эти шаблоны представляют собой прочные образования, отвечающие элементарным требованиям изображения. Это оказывается полезным при начале обучения письму.

Системность в предъявлении заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у младших школьников. В моей работе сложилась определенная система в предъявлении заданий и упражнений по рисованию на логопедических занятиях. Она основана на дидактическом принципе предъявления задач: от простого к сложному и на концентрическом типе построения художественно-творческих задач, где каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Эта сформировавшаяся система обосновала целесообразность выполнения рисунков в порядке, описанном ниже.

1. Рисование линий.

Проведение различных линий, в разном направлении, различной конфигурации сначала на листе в клеточку, затем на чистом листе. Этот вид заданий знакомит ребёнка с тетрадным листом в крупную клетку; учит ориентировке в клетке, вести волнообразные линии, не отрывая карандаша или ручки от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.

2. Работа с трафаретами.

Виды заданий: обведение рисунков – трафаретов, штриховка трафаретных рисунков, заполнение картинки – трафарета той буквой, обозначающей звук,
на который начинается название картинки. Своеобразная штриховка рисунка буквами.
Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.

3. Работа с геометрическими объектами.

Виды заданий: обведение сплошной линией пунктирного изображения геометрических фигур с последующей их закраской разными яркими цветами; использование в рисунке только одного вида геометрических фигур, например: кругов, квадратов, треугольников; использование в рисунке разных геометрических форм; рисование симметричных рисунков, где даётся для дорисовки половина геометрической фигурки или рисунка; повторение предложенного рисунка в зеркальном отражении; творческое задание на продуцирование множества образов из множества кругов или других геометрических фигур.

Выполняя эти упражнения и задания, дети знакомятся или закрепляют понятия о геометрических фигурах, дифференцируют их между собой. При выполнении этих заданий у детей формируется навык планирования хода выполнения рисунка, развивается сенсорная сфера.

4. Использование рисунков для развития фонематических представлений, расширения словарного запаса, развития связной речи.

4.1. Знакомство с определённым звуком и буквой его обозначающей.

Виды заданий: выбор картинок на заданный звук, представленных на наборном полотне с последующей их зарисовкой в тетрадях (на следующем этапе дети самостоятельно придумывают рисунки на определённые звуки). Затем:
1-й этап работы – написание в центре каждой картинки одной большой буквы, обозначающей звук, на который начинается название этой картинки. 2-й этап работы – плотное заполнение всей картинки буквами (своеобразная штриховка буквами), обозначающими звук, на который начинается название этой картинки.

Принципиально важно в этих заданий прописывание сначала крупных, а затем мелких букв в рисунках. Это соотносится с развитием у ребёнка сначала крупной, а затем только мелкой моторики.

4.2. Помощь рисования в дифференциации звуков и букв по различным основаниям.

Виды заданий: выбор и дифференциация картинок представленных на наборном полотне и последующее срисовывание их в тетрадь по различению – парных гласных звуков; кинестетически сходных букв; твёрдых и мягких согласных звуков; парных согласных звуков по глухости – звонкости; звуков – аффрикат «Ч» и «Ц».

При выполнении задания предлагается заполнить рисунки буквами, обозначающими звуки, на которые начинаются названия этих картинок. Аналогичное задание, выполненное самостоятельно (без зрительной опоры).

4.3. Анализ и синтез звукового состава слова.

Виды заданий: придумать и нарисовать такие картинки, чтобы по первым (или по последним) звукам их названий можно было составить новое слово, затем нарисовать его.

5. Применение рисунков для развития словарного запаса и связной речи.

Виды заданий: составление предложений по картинкам, нарисованным учениками; составляя, и записывая предложение, заменить одно или два слова (как правило, ключевых) в нём рисунками; разнообразное сочинение коллективных и индивидуальных рассказов с опорой на собственные сюжетные рисунки по определённой теме.

На этом этапе работы с рисунками дети «оречевляют» свои творческие замыслы.

6. Использование рисунков для развития памяти.

Виды заданий: кодировка (рисование картинок-символов, обозначающих ключевые слова) стихотворений при их заучивании.

Здесь рисунки играют роль наглядного плана или подсказки в заучивании стихов.

Таким образом, ДЕТСКИЙ РИСУНОК на логопедических занятиях:

· успешно восполняет «психологическую базу речи»;

· является средством умственного, графо-моторного, эмоционально- эстетического, волевого развития детей;

· это продление детства ребёнка, комфортный переход к учебной деятельности после детского сада;

· выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние;

· способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики движения;

· помогает осуществлять связь между школьными предметами;

· снимает авторитарный стиль ведения занятия;

· помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;

· эффективно помогает коррекции имеющихся у детей нарушений и недоразвития устной и письменной речи.

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Наталья Гордиенко
Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.

Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.

Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

— для установления контакта с ребенком;

— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопеда.

Рисуночные упражнения

Свободный полет (закорючки)

Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е. Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Логопед просит ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывает ее до чего-нибудь осмысленного. Потом логопед предлагает ребенку рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать. На начальных этапах логопед рисует свое продолжение до тех пор, пока рисует ребенок: даже если он все нарисовал, продолжает делать незначительные штрихи, чтобы ребенок успел максимально раскрыться. Случается и так, что ребенок стремительно дорисовывает линию — например полукруг взрослого превращает в колесо. Постепенно логопед может вводить ограничение времени, но с согласия ребенка. Следует показывать ему,как продумывается план рисования: поворачивать лист с закорючкой, примеряться к тому, что будет нарисовано.Можно также сказать: «Сначала продумай, что ты хочешь нарисовать, посмотри на линию с разных сторон и представь рисунок, который собираешься сделать».

Упражнение может проводиться и в группе. Логопед делит детей на пары и дает каждому по 2—3 листа бумаги и карандашу так, чтобы в одной паре дети рисовали разными цветами. Дети сгибают листы пополам и еще раз пополам (по вертикали и горизонтали, а затем разворачивают их. Каждый рисунок будет помещаться в одну из четвертинок. Затем логопед объясняет задание: «Один из вас рисует другому любую линию. Другой делает то же самое. После этого вы продолжаете рисунок так, как вам захочется. По-старайтесь ничего не говорить — когда вы закончите рисовать, обменяйтесь рисунками и обсудите, что получилось у каждого».

Логопед в ходе индивидуальных занятий с ребенком может раскрыть его творческие способности и выявить возможные проблемы развития. Для этого важно соблюдать несколько условий.

— Показывать разные приемы использования линий, заданных партнером. Логопед может изменять направление рисунка, рисовать разную перспективу, используя линию как главный или второстепенный элемент своего рисунка. Например, прямая по диагонали листа может быть частью дороги или забором, по одну сторону логопед изобразит сад, а по другую — воришку, который утащил оттуда яблоки.

Использовать разные сюжеты — например, рисовать что-то живое, если ребенок по преимуществу рисует предметы и неживую природу. Можно нарисовать настоящую сюжетную картинку — например из полукруга сделать меч и схематически изобразить битву двух самураев.

Логопеду не нужно стараться рисовать очень хорошо, пусть рисунки будут четкими, но достаточно простыми.

— Рисовать детям линии разных конфигураций и в разных местах отведенного пространства. Можно использовать и такой прием, как рисование, например, черточки в одной части листа, а зигзага — совсем в другой. Тогда ребенку придется продумывать весь план картинки.

— Рисовать несколько раз в качестве первоначальной закорючки одну и ту же линию, чтобы ребенку пришлось придумывать разные сюжеты для ее продолжения.

— При отгадывании рисунка ребенка следует давать допустимый, но необычный ответ. Например, если он рисует кошку, логопед может добавить определение ее настроения (озадаченная кошка, кошка, которая убежала от собаки и т. д.). Понимание рисунка не должно выходить за пределы того, что изобразил ребенок.

— Затрагивать необычные (возможно, неизвестные ребенку) темы. Например, незнакомых животных, необычные ситуации, фантастические виды транспорта и т. д. Пусть ребенок потрудится и расскажет как можно больше о рисунке. Логопед может задавать ему наводящие вопросы.

— Уделять внимание анализу рисунков ребенка: как он использует линию логопеда, ломает, перечеркивает или закрывает ее собственным рисунком (это признак напряжения его в общении с педагогом):

— как меняются сюжеты ребенка (повторы и однообразие могут отражать как проблемы интеллектуальной сферы, так и эмоциональное неблагополучие в момент рисования);

— существует ли рассогласование между рисунком и его описанием (ребенок может давать весьма необычное описание при абсолютно ординарном рисунке).

— Подчеркивать реальные успехи ребенка. Например, если не нравится рисунок целиком, можно отметить его необычный ракурс; если рисунок не очень тщательно выполнен, следует отметить интересную идею юного художника.

Использовать ситуацию соревнования, особенно если ребенок сам втягивает логопеда, рисуя большое (почти на весь лист) зачерченное пятно и т. д. С одной стороны, нужно показать, что это трудная задача, похожая на самый настоящий вызов, с другой — придумать какой- то выход (например, нарисовать испорченный телевизор — просто дополнить рамкой это пятно)

Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Его суть —в развитии двух умений: передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Каждый участник получает лист бумаги и один из цветных карандашей. Важно, чтобы все рисовали разными цветами. Каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде логопеда все приступают к работе, но через 10—20 с (по усмотрению логопеда) рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше, и так до конца, пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то дорисовать и изменить, но не может ни менять, ни зачеркивать уже выполненный рисунок. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать, и что из этого вышло. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального плана, нужно обсудить,

что помешало его реализовать (кто-то невнимательно посмотрел на рисунок, замысел был обозначен неточно и т. д.). Важно, чтобы дети проговорили, что уровень понимания замысла другого и умение донести свою мысль до других тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение,усложнив правила игры: ограничить детей определенной темой («Живая природа», «Неживая природа», «Дом» и т. д., уменьшить время рисования и т. д.

По ходу выполнения упражнения следует обсудить с детьми и такие темы:

— в чем соблазн простых рисунков (легче передать замысел, но и примитивную мысль высказать легче, чем что-то более сложное);

— что чувствуешь, когда тебя не поняли;

— как нужно оформить свой замысел, чтобы другой тебя понял;

— как нужно изучать рисунок другого, чтобы как можно лучше его понять;

— кто несет ответственность за непонимание.

Основным итогом данного упражнения становится принятие детьми обоюдной ответственности общающихся людей за взаимопонимание: часто тот, кто хочет быть понятым, считает, что другой должен понять его сам по себе, если он любит и хочет помочь, но часто бывает так, что нужно постараться обеим сторонам.

Цвет для передачи настроения и чувства

Это упражнение основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций и т. д. Ребенок получает набор карандашей и задание логопеда: «Сейчас я буду описывать какую-то ситуацию — попробуй изобразить ее цветом, на обратной стороне рисунка поставь ее номер. Не рисуй картинку, рисуй только свое настроение». После того как ребенок изобразит все ситуации в цвете, логопед просит его перемешать рисунки и зачитывает ситуации в другом порядке. Затем он просит ребенка вспомнить настроение и найти рисунок, а потом по номеру на обратной стороне проверить себя. Пусть сам ребенок решит, что стоит изменить в рисунке, если допущена ошибка. Это упражнение может проводиться в группе. Тогда рисунки всех участников складываются вместе и определение того, где какой рисунок, происходит сообща. При обсуждении можно предложить детям давать названия чувствам и ситуациям, которые они зарисовывают.

Цель упражнения — учить детей находить определения различным эмоциям и переживаниям, различать их.

Ситуации «Вся гамма чувств»

— Ты идешь в зоопарк и смотришь на игры обезьян.

— Сегодня — твой день рождения, тебе дают коробку. Ты открываешь ее.

— Начался дождь — это значит, вы не пойдете в поход, которого ты так долго ждал.

— Сломалась твоя любимая игрушка (телевизор — в тот самый момент, когда должен был начаться интересный фильм).

— Неожиданно на улице на тебя гавкает большая собака.

— Ты случайно задел малыша — тот начал плакать.

— Твои друзья обещали пригласить тебя на день рождения, но потом забыли сделать это.

— Учитель приносит в класс стопку проверенных тетрадей — сейчас ты узнаешь оценку за диктант.

Упражнения могут варьировать и дополняться разными заданиями. В зависимости от возраста ребенка и. целей занятий можно использовать тематические рисунки и ситуации для рисования.

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе по развитию когнитивных процессов у детей Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Учитель-логопед – Романова Маргарита Александровна ГБДОУ детский.

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Светлячок» Использование логосказки в коррекционно-развивающей.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Обеспечить воспитание.

Отчёт об итогах выполнения календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Отчёт об итогах календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР III уровень.

Проект «Преодоление страхов у детей 5–7 лет с использованием рисуночных методик» Страх – древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные.

Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач в работе является формирование навыков коммуникации.

Стоит отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд специфических нарушений формирования и развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.

Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания. Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. Также стоит отметить, что выделяют несколько групп по критерию степени способности к овладению импрессивной и экспрессивной речи: дети, не владеющие только звучащей речью; дети, имеющие трудности в освоении языка; дети, имеющие трудности как в использовании устной речи, так и трудности коммуникации [1].

Включение детей с ограниченными возможностями в инклюзивную образовательную модель способствует более продуктивному обучению и социализации, тем не менее необходимо проводить ряд дополнительных специальных коррекционных мероприятий с целью коррекции речевых нарушений [2].

В связи с этим возникает необходимость выбора форм и методов коррекции речевых нарушений у данной категории детей.

Рядом исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др.) отмечено, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.

В литературе понятия «визуализация» и «наглядность» имеют синонимичное значение. Так, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин в словаре методических терминов и понятий дают следующее определение: «Визуализация (от лат. visualis – зрительный) – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [3].

Т.А. Сырина рассматривает в своей работе термин «наглядность» как опору в процессе обучения на дидактический принцип наглядности и как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения) [4].

В отечественной педагогике изучением применения наглядности занимались такие авторы, как П.П. Блонский, В.К. Воробьева, Л.В. Занков, Т.А. Ильина, П.Ф. Каптерев, А.М. Леушина, В.И. Маркин, Г.И. Щукина и др. Идеи наглядности в педагогике разрабатывались также в трудах И.Д. Песталоцци и К.Д. Ушинского.

С нашей точки зрения, визуализацию и наглядность можно считать синонимичными терминами, обозначающими способы более зримо представить учебный материал.

Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе использование технических средств.

Исходя из анализа имеющихся в литературе визуальных средств в работе с детьми, можно выделить следующие формы: игры с предметами; моделирование ситуаций; работа с карточками, пиктограммами; использование видео роликов и гиф-анимации; тематические книги; календари событий ребенка; жетонная система; визуальное расписание; система «Да-нет»; система «Сначала – потом»; фиксация ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем); видео-моделирование; моделирование естественных ситуаций; социальные истории; презентации; схемы.

Все средства визуальной поддержки могут быть использованы для решения задачи, поставленной для коррекции того или иного нарушения.

Одним из ярких примеров применения визуальных средств в педагогической практике при обучении связной речи у детей дошкольного возраста являются приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. [5]. Мнемотехника зачастую смешивается с моделированием, и её можно считать частью мнемотехники.

Мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и схематично их зарисовать.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это итог того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

В качестве условных заместителей элементов модели используются символы разнообразного характера: геометрические фигуры (различного размера и цвета); символические изображения предметов (силуэты, контуры); планы и условные обозначения, используемые в них; предметные картинки; силуэтные изображения; опорные рисунки (для обучения заучиванию стихотворений); мнемотаблицы (образования дополнительных ассоциаций) [6].

Условные заместители элементов модели являются графической аналогией. Графический образ – это метафора, раскрывающая свойства объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки (треугольник и круг над ним – это девочка и вообще персонаж женского рода; элементы – уши, хвост – это и мышка, и белка, и собака; волнистые линии – и река, и море, и тропинка).

Работа на занятиях по обучению рассказыванию с применением мнемотаблиц строится в три этапа:

  1. Рассматривание таблицы и анализ того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. На третьем этапе осуществляется пересказ сказки, рассказа, рассказывание стихотворения по заданной теме [5].

Для закрепления полученных знаний можно изготовить альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Применение графической системы записи смысловой программы позволяет наглядно показать детям, как приемы построения каждого отдельного предложения, так и приемы построения целого рассказа, способствует развитию операций синтеза и создает возможность наблюдения за правильной реализацией содержания предложения и в целом всего рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью [6].

В.К. Воробьева, используя методику моделирования, предлагала формировать навык фраз описательного характера с помощью опоры на графический план. Сенсорно-графическая программа наглядно показывает детям, что от перестановки порядка признаков последовательность предложения описательного характера не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа в целом. С этой целью логопед организует действия на перестановку элементов графического плана, убеждающие детей, что от изменения порядка слов при описании предмета фраза не «рассыпается». Хороший результат дает сравнение двух вариантов сообщения: фраза с неполным набором признаков и фраза с полным набором признаков, в результате чего дети подходят к выводу о том, что предмет можно узнать только тогда, когда в речи представлено большинство его характеристик [7].

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды образовательных учреждений активно включились в процесс широкого использования информационных компьютерных технологий в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом [8].

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи дошкольников логопед использует обучающие компьютерные программы, предоставляющие реальные возможности для качественного, индивидуального обучения детей с ОВЗ. Это позитивно сказывается на мотивации детей, результативность и ускоряет процесс коррекции речи.

Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино, аудио и видео средств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти к деятельностному способу коррекционной работы. Положительный результат, от использования информационных компьютерный технологий, возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий заключаются в том, что предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме, это способствует тому, что у детей растет мотивация и интерес занятиям. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным. Также значительно сокращается время на формирование речевых навыков [8].

Одним из удобных и эффектных способов представления информации являются мультимедийные презентации. Преимущества презентации: наглядность, удобство, простота, быстрота – способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Презентации можно использовать на подгрупповых, индивидуальных занятиях, исходя из поставленных задач и индивидуальных возможностей детей.

Для того чтобы оценить эффективность использования визуальных средств поддержки для коррекции речевых нарушений, мы провели эксперимент с группой детей, имеющих ограниченные особенности здоровья, в количестве 20 человек, имеющих нарушения речи.

В работе с данной группой детей по критерию владения ребенком речью мы выделили условно две группы: дети, владеющие звучащей речью («вербальная группа»); дети, не владеющие звучащей речью и/или имеющие нарушения понимания речи («невербальная группа»).

Стоит отметить, что основной задачей по работе с невербальной группой детей является формирование навыков звучащей речи, обучение альтернативной коммуникации для успешного взаимодействия с окружающими, а также развитие навыков чтения и письма.

Основной задачей в работе с детьми, владеющими звучащей речью, является обучение социально-приемлемым формам взаимодействия со сверстниками в процессе игры по очереди, по правилам, в сюжетно-ролевой игре, развитие навыков письменной речи и коррекция языковых компонентов (лексика, грамматика, фонетика).

Общей задачей для каждой из групп является – развитие навыка коммуникации доступным для ребенка способом, но при этом выбор целей коммуникативной программы по формированию коммуникации зависит от владения ребенком речи. В свою очередь, каждое из направлений связано с другим и позволяет работать с ребенком комплексно, так как все аспекты коммуникативного поведения взаимосвязаны [9].

В ходе диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья нами было выявлено, что вне зависимости от степени владения речью все дети показали высокие результаты владения навыками визуального восприятия. Самые низкие результаты были получены в результате тестирования таких навыков, как связная речь, коммуникация, диалог и монолог.

В ходе формирующего эксперимента нами была проведена коррекционная работа по коррекции нарушений речи с каждой группой детей по трем основным аспектам речевой деятельности, в каждой из которой свои цели и задачи, а также формы работы.

Мы выделили такие направления как: когнитивный аспект (понимание речи), сенсомоторный (работа над навыками звучащей речью) и коммуникативный (взаимодействие) (таблица).

Функции средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Читайте также:
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: