Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисевская Ольга Сергеевна

Анализируется использование русского фольклора для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, формулируются принципы коррекционной работы, рассматривается влияние на различные анализаторы, приводятся примеры малых форм фольклора

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисевская Ольга Сергеевна

use of the Russian folklore for development of the speech of children with limited opportunities of health is analyzed, the principles of correctional work are formulated, influence on various analyzers is considered, examples of small forms of folklore are given

Текст научной работы на тему «Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Use of the Russian national folklore as form of correctional influence for development of the speech of children with limited opportunities of health Lisevskaya O. (Russian Federation) Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья Лисевская О. С. (Российская Федерация)

Лисевская Ольга Сергеевна /Lisevskaya Olga -учитель русского языка, дефектолог, ГКС(к)ОУ Тепикинская школа VIII вида, Волгоградская область Урюпинский район,

Аннотация: анализируется использование русского фольклора для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, формулируются принципы коррекционной работы, рассматривается влияние на различные анализаторы, приводятся примеры малых форм фольклора.

Abstract: use of the Russian folklore for development of the speech of children with limited opportunities of health is analyzed, the principles of correctional work are formulated, influence on various analyzers is considered, examples of small forms offolklore are given.

Ключевые слова: коррекция, речь, память, фольклор, возраст. Keywords: correction, speech, memory, folklore, age.

У детей с ОВЗ слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные связи, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов [2, с. 21].

Для решения данной проблемы я стала применять русский народный фольклор.

В коррекционной работе русский народный фольклор:

• помогает расширить словарный запас детей;

• способствует развитию слуховой памяти;

• дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

• развивает фонематический слух;

• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.

Совместно с детьми старших классов создали «Копилочку» по лексическим темам (пословицы, поговорки, потешки, загадки и скороговорки). Данный материал можно использовать и для автоматизации и дифференциации звуков, для обогащения словаря, совершенствования грамматического строя речи и развития связной речи (умение поддерживать беседу, совершенствование диалогической и монологической речи, пересказы и т. д.).

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывают человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности, поведении и речи. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Результаты обследования показывают, что большинство детей с ОВЗ имеют различные отклонения в речи, нуждаются в своевременной квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов-воспитателей.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с ОВЗ – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми.

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребенка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Для этого педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано в планах на каждый месяц (включая режимные моменты) обозначить такие формы работы:

– рассказывание сказок, пересказ сказок;

– заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок;

– рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам;

– обогащение и активизация активного словаря детей посредством русского фольклора;

– проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь – это важная составляющая общего познавательного развития детей.

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь — клад найдешь,

Налево пойдешь — коня потеряешь,

Прямо пойдешь — сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Читайте также:
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с билингвизмом

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

Использование русского народного фольклора на занятиях способствует развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Так, на примерах героев русских сказок Кощея и Лешего учили детей выделять мягкие и твердые согласные. Кощей символизировал твердые звуки, а Леший — мягкие. Использовали такие приемы: «Подарки для Кощея» — предметы, в названиях которых первый звук твердый (торт, конфеты), и «Одежда для Лешего» (пиджак, кепка).

Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные, обратились к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда, выяснили, что дерево «звучит» глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда появился прием «Кто в какой избушке живет?»: дети расселяли звонкие согласные в ледяной домик, а глухие — в лубяной.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал? — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

— Как голова, цела? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

При изучении раздела «Устное народное творчество» проводим нетрадиционные уроки: КВН загадок и пословиц, конкурс чтецов, «Праздник народных игр», музыкальную сказку «Царевна-лягушка»» и «Масленичные игры».

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.

От оптимального решения учителя, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор материала для занятий.

Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

1. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008, № 5. – С. 32-37.

2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, – 2008, № 8. – С. 20-23.

3. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: Сфера. – 2011.

4. Фольклор – музыка – театр / под ред. Мерзляковой С. И. – М.: Владос. – 1999.

5. Никитина А. В. 29 лексических тем. – СПб.: Каро. – 2008.

6. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание, № 8. – с. 86-91.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений (из опыта работы)

Наталья Мяготина
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений (из опыта работы)

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева)

Читайте также:
Звуки Б — БЬ - конспект занятия

«Неусловным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей, стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К. Д. Ушинский.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение устного народного творчества огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей речевой группы я выбрала тему «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Устное народное творчествонеобходимо родителям и педагогам для:

развития просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации);

автоматизация звуковой речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, непринужденной обстановке, в привычной детьми среде);

развитие связной речи (где, как не в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь);

развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы);

развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;

развитие юмора и воображения – не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;

усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ним и речевым развитием дошкольников.

В работе с детьми я использую следующие формы русского народного фольклора:

1. Пословицы и поговорки.

Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки образны, наделимы сравнениями, эпитетами. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи. Она уместна после работы с рассказом, сказкой.

2. Скороговорка – тоже игра со словом. Хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки и совершенствования голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.

3. Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина.

4. Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, развития и совершенствования речевого слуха, речевого дыхания.

5. Прибаутка – небольшие стихотворения из 2 – 4 строчек. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей и мелкой моторики.

6. Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

7. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.

8. Считалки – истории для детей, способ осуществления объективной справедливости, как бы судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

9. Сказка – в исследованиях сказки с позиции педагогики фиксируется лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, связную речь, владение многозначностью народной речи.

Использование устного народного творчества в коррекционной работе

Работать над развитием речи, в процессе использования устного народного творчества я начала с 2009 года.

Дети, пришедшие в речевую группу, плохо выражали свои мысли, с трудом пересказывали сказки, использовали простые предложения, не обогащенные эпитетами, сравнениями, имели нарушения в звукопроизношении.

Для решения всех задач по коррекции речевых нарушений у детей создана необходимая предметно – развивающая среда.

Необходимая предметно-развивающая среда

Демонстрационный, наглядный и раздаточный материал Дидактические игры Настольные игры

1. Альбомы «Радуга Дуга», «Ладушки».

2. Уголок «Русская изба»печка, самовар, утюг, ступка, корытце, чугунка, ухват, картины, крынки из глины, туески из бересты, прялка, тряпичная кукла, куклы обереги, люлька, лоскутное одеяло, подушка из лоскутков, сундук, сарафаны, косынки, деревянная лавка, вязанные салфетки, вышитые рушники, салфетки, половицы

3. Библиотечка русского народного творчества

(сказки «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Царевна- Лягушка», «Елена Премудрая», «Иван-Царевич и Серый волк», «Зимовье зверей», «Мои первые аппликации- Любимые герои сказок», «Посмотри и раскрась – Зимовье зверей», «Посмотри и раскрась сказку- Маша и Медведь», «Скороговорки маленьким», «Стихи малышам- потешки»

Читайте также:
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

4. Иллюстрации к русским народным сказкам, к потешкам, к скороговоркам, к загадкам

5. Альбомы для индивидуальных занятий игр с детьми «Веселые задания»

«Диагностические задания»

6. Картотеки пальчиковых игр, скороговорок, пословиц, загадок, чистоговорок. 1. Направленные на формирование звуковой культуры речи «Кто больше?», «Звук заблудился», «Обложки любимых книг», «Произноси правильно», «Что слышим», «Подумай и скажи»

2. Направленные на обогащение словаря, развитие связной речи

«Путешествие в гости к сказке», Расскажи сказку», «Загадки и отгадки», «Путешествие в Сочинялку», «Считалочка», «Из какой сказки», Кто быстрее»? «Четвертый лишний», «Найдите двух героев одной сказки», «Какие две сказки перепутал художник? «К какой сказке нарисованы эти картинки?» «Кого художник не нарисовал?», «Добрые и злые герои», «Художественное слово к сказочно- былинному жанру», «Загадки», «Составь портрет сказочного героя», «Найди недостающего героя», «Перепутанные сказки», «Шапка невидимка» (Приложение№8) Пазлы «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению», «Три медведя», «Гуси лебеди», «У страха глаза велики».

Кубики «Сложи картинку».

«Расскажи сказку»

«Собери сказки»

Лото «Сказки», «Подбери к пословице картинку”

Одной из эффективных форм работы с детьми по коррекции речевого развития считаю различные досуги и развлечения с использованием фольклорных героев. Это своеобразные итоговые продукты совместной деятельности с детьми, родителями. Мы проводили встречу в семейном клубе на тему «Роль народной игры в формировании личности ребенка». В рамках этой встречи был проведен праздник «День рождения Рябинки в кафе «Осеннее», в ходе которого дети и родители загадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки, народные приметы. Вместе с родителями собрали библиотеку книг русского народного творчества, оформили альбомы «Радуга Дуга», «Ладушки», театральный уголок, осуществляли проектирование «За что мы любим сказки, пословицы и поговорки». Также родителям предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную пословицу (поговорку). Умение передавать художественный образ в рисунке, помогало расширить возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословицам в этом случае были более выразительными и разнообразными. В уголок для родителей помещала папки – раскладушки «Фольклор», «Широкая масленица», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», консультации «Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста». В группе было проведено родительское собрание на тему «Играем пальчиками».

Коррекционная работа включает в себя разные виды деятельности; постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи. От оптимального решения педагога, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, увлекательной, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточку, которую нанизывают связью поколений, чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Я считаю, что мы можем и должны использовать народное творчество.

Таким образом, произведения устного народного творчества развивают у детей речь, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Малые фольклорные формы в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР (III-й уровень). Из опыта работы

Разделы: Логопедия

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Исследование и описание в данной работе развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм поможет вовлечь педагогов в поиск новых методов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушениями речи.

Цель исследования: выявить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм.

Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР (III уровень).

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи - тема: Пересказ сказки Снежный колобок

Предмет исследования – коррекция развития лексико-грамматических средств языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирования произносительной стороны речи у детей с ОНР (III уровень) средствами малых форм фольклора.

Была выдвинута гипотеза о том, что использование малых фольклорных форм в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР(III уровня) способствует развитию лексико-грамматических средств языка, формированию произносительной стороны речи, развитию самостоятельной развернутой фразовой речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста и особенности развития речи детей с ОНР, определить основные методы и разработать методики использования малых форм фольклора в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, проследить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм в процессе экспериментальной работы.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдение, эксперимент, анкетирование родителей. Были рассмотрены методики коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей с ОНР с помощью малых форм фольклора, приемы и формы работы, предложенные Н.С.Жуковой, В.П.Глуховым, Ю.Г.Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, , О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии в большинстве случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает педагога использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала.

Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е.Виноградова, “педагогическими потребностями народа”, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).

Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Для работы над развитием языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты малых фольклорных форм, в синтаксических конструкциях которых заложен потенциал параллельных, кольцевых построений, основанных на тождестве, сравнении или противопоставлении двух частей.

Для проверки эффективности разработанного методического комплекса, был проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе коррекционной логопедической группы (ОНР, III уровень) ДОУ №1 г. Липецка (сентябрь 2011 г.– май 2012 г.), результаты которого позволили обобщить опыт работы по данной проблеме.

Для изучения состояния речевого развития детей были использованы следующие методы: диагностика речевого развития с помощью серии заданий с использованием малых форм фольклора; наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и бытовой деятельности в условиях ДОУ; изучение медико-педагогической документации; беседа с родителями, воспитателями и детьми.

В своем исследовании я опиралась на “Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей III уровня речевого развития”, разработанную Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, в которой раскрывается основное содержание логопедической работы с детьми: формирование и развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование произносительной стороны речи.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования малых фольклорных форм в развитии речевых умений у дошкольников с ОНР, я проанализировала ситуацию в группе. Меня интересовало, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Исходя из этого, мною была разработана диагностическая карта обследования речи с использованием фольклорного материала у детей с ОНР третьего уровня развития. Для этой цели были использованы приемы обследования речи детей с ОНР Р.Е.Левиной, Л,И,Ефименковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой.
В Таблице представлены основные виды речевой деятельности детей с ОНР третьего уровня речевого развития, подлежащие обследованию.

Схема обследования речи детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм

Основное содержание работы

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

Читайте также:
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Статья «Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Оксана Евгеньевна Стрижевская учитель-логопед,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Читайте также:
НОД по логоритмике 'Карлики и великаны'

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т.д.;

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделируемом таким образом корреционно-логопедическом процессе малые фольклорные формы служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Читайте также:
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа (образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т.д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нём: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

– сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

– усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Использование русского фольклора в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Куликова Наталья Александровна,

МБДОУ «Д/с «Настенька» г. Абакан

Овладение родным языком, как способом и средством общения и познания представляет собой одно из самых существенных достижений ребёнка в дошкольном детстве. Подготовленный артикуляторный аппарат и умение хорошо распознавать и дифференцировать точное или искаженное произношение звуков в своей и чужой речи, являются необходимыми предпосылками для становления произносительной стороны речи у детей с различной патологией.

Грамотная речь – важнейшее условие многогранного и полноценного развития детей. Благодаря, богатой и правильной речи, у ребенка появляется возможность в познании окружающей действительности, он может легко излагать свои мысли. Отношение со сверстниками и взрослыми приобретает содержательный и полноценный характер, у ребенка активно формируется психическое развитие.

В настоящее время численность детей с дефектами звукопроизношения умножается, педагоги и родители обязаны иметь сведения о том, какие недостатки речи говорят о действительно важных её нарушениях, а какие на самом деле оказываются возрастными нарушениями. Вопрос состоит в том, возможно ли при своевременном обследовании и коррекции, компенсировать дефекты звукопроизношения у старших дошкольников.

Проблемы формирования чистого звукопроизношения в дошкольном возрасте исследовали многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, А.В. Миртова, М.Ф. Фомичева, И.Е.Тихееву, А.М. Бородич, и т.д.

С рождения в процессе речевого развития у ребенка формируются в сознании несколько языковых систем, каждая из которых обладает собственным правилом и строением. Сначала у ребенка появляется крик, который переходит в гуление, лепет, слоги, которые перерастают в слова и наконец фразы и предложения [3].

Специфика формирования звуков на начальном этапе является не стабильность артикуляционной моторики при их произношении. Другие фонетические компоненты появляются группами, а порядок овладения групп согласных находится во взаимозависимости от артикуляционных особенностей звуков, состоящих в этих группах. Большая часть звуков формируются поэтапно, через промежуточные звуки. Большую значимость имеет отслеживание смены “звуков – заместителей”. Процедура замены звуков трудная и своеобразная. А. Н. Гвоздев полагал, что звуки, которые отсутствуют в процессе развития речи, заменяются другими звуками, которые уже сформированы у ребенка [2].

Освоение звуковой стороны языка, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наступает с того момента, когда язык становится способом общения. Специфика формирования звуков на начальном этапе является не стабильность артикуляции при их произношении.

Чистым звукопроизношение представляет собой одно из важных звеньев становления речи. Чистым звукопроизношением ребенок овладевает поэтапно. Звуки усваиваются не изолированно, а в процессе поэтапного овладения навыками верного произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный, многогранный психический процесс, ее зарождение и последующее формирование зависит от множества причин. Речь развивается в том случае, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат и дыхание ребенка достигнут конкретного уровня развития но, имея даже сформированный мозг, довольно развитый речевой аппарат, хороший физический слух, в отсутствии речевого окружения, ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него возникла и правильно развивалась речь, необходима речевая среда.

Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Нужно чтобы у ребенка возникла необходимость пользоваться речью, как главным средством общения со сверстниками, близкими, чтобы достичь желаемого результата необходим образец взрослых.

Народное искусство слова, устное народное творчество, называется фольклором. Используя в своей речи русский фольклор, дети обучаются лаконично, красочно и четко излагать свои мысли и чувства, речь обретает интонационную выразительность. У детей формируется умение творчески применять слово, образно обрисовать предмет, дать ему колоритную характеристику, а также развиваются навыки правильного звукопроизношения.

Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя: загадки, потешки, пестушки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, частушки, колыбельные песни, легенды, сказки, притчи, мифы, былины, героический эпос, сказание и прочее [4].

По мнению, А.П. Усовой, О. Ушаковой потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются великолепным материалом для становления произносительной стороны речи. Язык, созданный народом богат выразительной лексикой и образными разговорными формами. С помощью народных игр, можно показать детям богатство родного языка. Содержащийся в народных играх фольклорный материал содействует овладению родной речью. Например, игра – забава “Ладушки – хлопушки”, где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы соответствующими движениями. По мнению Т. Тарасова, в процессе игр – забав, развивается не только речь, но и мелкая моторика рук, что подготавливает руку ребенка к письму [5]. Загадки обогащают словарный запас детей за счет неоднозначности слов, могут помочь освоить звуковой и грамматический строй русского языка, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф.А.Сохина [7].

После постановки звука, ребенок проходит этапы автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи. При автоматизации во фразовой речи, работу можно сочетать с разучиванием стихотворения, рассказами по картинке, дидактическими играми и т.д. При закреплении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Поэтому к этому этапу работы переходят только после автоматизации звука в словах. [1]

Мы разработали комплекс заданий по использованию упражнений для формирования навыков звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Мы подобрали серию занятий, направленных на закрепление навыков правильного звукопроизношения у старших дошкольников, условно разделенную на два этапа:

I. Подготовительный этап

  1. развитие слуховой памяти, слухового внимания, и фонематического восприятия;
  2. устранение неточности развития речевой моторики, выполнение подготовительных артикуляционных упражнений для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата.

II. Развитие произносительных умений и навыков

  1. ликвидирование неправильного звукопроизношения;
  2. формирование умения различать звуки, близкие по артикуляции и звучанию;
  3. развитие произносительных умений и навыков в разных видах самостоятельной речи детей.

Для определения исходного уровня сформированности звукопроизношения мы применили методику обследования звукопроизношения у детей 5-6 лет по Стребелевой Е.А [6].

По завершении двух этапов, мы провели контрольный эксперимент. При анализе полученных данных у детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были обнаружены следующие результаты: количественный анализ полученных данных на констатирующем этапе позволяет говорить о том, что произносительная сторона речи старших дошкольников с ОНР III уровня в рамках обследуемых показателей характеризуется следующими особенностями.

Неправильное звукопроизношение у детей экспериментальной группы было обнаружено у 4 человек (40%). Эти дети испытывают трудности при произношении сонорных звуков.

В экспериментальной группе 3 ребенка (30%) еще допускают ошибки в определении заданного звука в словах, не всегда могут найти слова с определенным звуком из ряда других слов, не выделяют слова с заданным звуком из фразы, не сразу находят место заданного звука в словах.

В экспериментальной группе 4 ребенка (40% ) четко выговаривают все звуки родного языка.

Таким образом, использование русского фольклора способствует закреплению навыков правильного произношения у старших дошкольников с ОНР III уровня, при условии что педагог: побуждает ребенка использовать фольклорный материал для автоматизации и дифференциации звуков, включает речевой материал в упражнения, игры и творческие задания.

1. Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2007.

3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ.- 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 2007.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во института психотерапии, 2007.

6. «Нагляд. материал для обследования детей». — Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2009.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Ф.А Сохина.-2-е изд.,испр.-М ., Просвещение, 2007.

Мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:

Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Тема: Путешествие в страну «Звукляндию»

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.

1. Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

Читайте также:
Конспекты занятий для обучения дошкольников русскому языку

2. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа, мяч, магнитная доска, картинки, с изображением разных предметов, настольная игра «Ходилка», интерактивные игры «Мерсибо».

Ход мастер-класса

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО.»

“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В. А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Своевременная и действенная логокоррекционная работа должна предупреждать трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий).

Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основными функциями дидактических игр являются:

  • формирование устойчивого интереса к учению;
  • формирование психических новообразований;
  • формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • формирование собственно учебной деятельности;
  • а также навыков самоконтроля и самооценки.

Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях собственные игры и наработки, а также с недавнего времени являюсь активным пользователем ИПП «Мерсибо», который позволил мне использовать в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. База интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

Сегодня я научу вас, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи. Итак…

Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Звукляндии. По сигналу колокольчика мы превращаемся с вами в детей!

Одевайте бантики или кепочки. (показываю на стол с атрибутами)

А поедем мы на автобусе. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация автобуса) и повторяем движения за мной!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим».

(1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

1 — покачиваемся на месте
2 — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 — «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 — пожимаем плечами.
5 — выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 — качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 — «крутим руль» и бибикаем.
8 — подпрыгиваем на месте.

Приехали. Остановка «Словечкино», выходите.

И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.)

Вставайте в полукруг.

Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку. Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» — «арбуз» и так далее).

Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в автобус, едем дальше.

Музыкальное задание: Е. Железнова «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.

Приехали. Остановка «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

1 стол: слон — стол — сумка — карандаш

2 стол: книга — кошка — портфель — компас

3 стол: обруч — тетрадь — ослик — облако

4 стол: утка — улитка — ухо — собака

5 стол: лук — лиса — рак – ландыш

На доску помещается изображения отгаданных слов.

Какие вы молодцы!

И еще одна настольная игра «Ходилка» (на закрепление правильного произношения звуков, игровые задачи: развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила).

Играют 4 человека, остальные – группа поддержки.

Материал лежит на небольшом столике (подаю к ним на стол): игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит неправильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

Задание: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен придумать слово с автоматизируемым звуком.

Читайте также:
Литературная викторина по сказкам русских писателей

За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Мы немножечко устали и нам нужно отдохнуть.

Выходите сюда ко мне и мы с вами разомнемся.

Аист над землей летает,
Аист ветки собирает
Аист собирает ветки, 1
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый, 2
Аист вьет гнездо на крыше…
Тише, тише, тише, тише. 3

1. И.п. – руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.

2. И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.

3. И.П. – приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.

Едем дальше. Автобус ждет.

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.

Сейчас поиграем в электронные игры (база интерактивных игр «Мерсибо»)

Присаживайтесь на стульчики. (обращаю внимание на интерактивную доску)

Игра «Меткий стрелок». (В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова.) вы должны выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого стрелок называет картинки, а вы выбираете, в какую из них надо целиться. (Дети выходят по очереди и с помощью электронного маркера выбирают правильный ответ)

И еще одна игра

«Находчивая буква». (Игра на определение места согласного звука в слове.) Я выбираю букву в настройках и начинаем игру. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце? (Ребенок называет слово, анализирует и выбирает правильную схему.)

Наше путешествие по стране Звукляндия подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет

– Вам понравилось путешествие?

По сигналу колокольчика превращаемся обратно в педагогов.

(звон колокольчика). Снимайте бантики и кепочки.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

Все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков.

Значение словесных игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, т. к. их использование даёт более быстрое формирование правильного звукопроизношения. Игра облегчает осознание процесса овладения звуками, дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе — вот главная задача логопеда.

Преимуществом словесных игр является и то, что они не требуют специального материала, определённых условий, а нуждается лишь в знании логопедом самой игры. Логопед может сам варьировать словесный материал игры в зависимости от поставленной дидактической задачи, а при необходимости, может ввести варианты игры с усложнением. Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих, что так же крайне важно в процессе работы над поставленным звуком.

Хотелось бы сказать несколько слов о настольных играх на примере лабиринтов/ходилок: они не просто инновационные, а также и универсальны. Играя в эти лабиринты можно не только автоматизировать корригируемые звуки, но и используя одни и те же игровые поля: проводить дифференциацию звуков, учить (изучать) буквы, выполнять артикуляционную гимнастику, работать над лексическим строем речи (словарная работа), проводить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Детские, развивающие интерактивные игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок, в которые мы привыкли играть, когда сами были детьми.

Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

Все игры, и словесные, и настольные, и интерактивные, должны присутствовать в работе учителя — логопеда!

В заключении я предлагаю написать синквейн и выиграть приз!

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;

2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;

3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;

5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.

Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.

1 строка: существительное

Интересная, словесная, настольная, интерактивная

3 строка: что делает?

Обучает, развивает, помогает

4 строка: что вы думаете о теме?

Актуальное направление работы (используется в детском саду)

5 строка: новое слово

Спасибо, приз Ваш! (беру поднос) Это волшебное угощение.

Если отведаете эти конфеты, то у вас сразу появится желание применять игровые технологии в работе с детьми.

А съев волшебное печенье, вы будете на «отлично» знать методику организации различных игр.

Напиток поможет вам справиться с любыми поставленными задачами и добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей.

Спасибо! А эти электронные игры, разработанные мной будут напоминать вам о нашей встречи (раздаю диски с играми).

Кондрашова Виолетта Витальевна,
учитель-логопед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: