Использование элементов музыкотерапии для пациентов с очаговыми поражениями мозга.

К вопросу о когнитивной реабилитации пациентов, перенесших острый церебральный инсульт

Впоследнее время все больше появляется интересных данных как экспериментальных, так и клинических исследований по восстановлению высших психических функций путем когнитивного обогащения необычным количеством разнообразной сенсорной стимуляции. Так, в эксп

Впоследнее время все больше появляется интересных данных как экспериментальных, так и клинических исследований по восстановлению высших психических функций путем когнитивного обогащения необычным количеством разнообразной сенсорной стимуляции. Так, в экспериментальных условиях было установлено, что погружение в обогащенную среду способствует излечению повреждений мозга у крыс [42]. При этом обнаружились статистически значимые различия: восстановление связей между нервными клетками в виде усиленного ветвления дендритов происходило более энергичней в стимулированной различной сенсорной стимуляцией группе, чем в стандартной.

В клиническом исследовании авторами выявлено, что конвергенция активизации кинестетической, моторной, зрительной и глазодвигательной систем в сочетании с когнитивной нагрузкой достоверно улучшает показатели кратковременной вербальной памяти, произвольного внимания (достоверное увеличение количества правильных решений в рядах Крепелина, снижение времени выполнения пробы Шульте и ошибок в коррекционных пробах Бурдаха) [12]. Полученные результаты обуславливаются имеющейся концепцией интегративного влияния полисенсорной афферентации (визуальной, аудиальной, кинестетической стимуляции) на активизацию когнитивной деятельности (Н. А. Бернштейн, Р. Гранит, P. MacLean). Согласно материалам отечественной и зарубежной литературы, выявлено как отдельное влияние аудиальной (звукотерапия, музыкотерапия, ритмотерапия), визуальной (цветотерапия, видеотерапия), кинестетической стимуляции (методы Г. Ю. Кудрявцевой, Брейн Джим), так и их сочетанное действие [4, 5, 19, 26, 40, 60].

Изучение влияния мультисенсорной стимуляции с учетом всех информационных каналов (от пяти органов чувств) обусловило разработку и обоснование дифференцированного подхода к когнитивной коррекции больных, перенесших острый ЦИ, в зависимости от «вертикальной» и «горизонтальной» организации поражения головного мозга, включающего последовательную активизацию уровней регуляции мозговых функций в соответствии с этапами развития нервной системы в фило- и онтогенезе [5, 27]. Мультимодальный подход при данном методе направлен на улучшение межполушарных взаимоотношений и способствует уменьшению дезинтеграции деятельности головного мозга «по вертикали» и «по горизонтали», возникающей при острой и хронической ишемии. Для мультисенсорной стимуляции обычно используют кабинет, в котором применяют несколько стимулов, например, свет (часто в форме волоконной оптики, которая может двигаться и меняться), ткани (подушки и вибрирующие прокладки), запахи и звуки. Их подбирают для каждого индивидуально, поэтому во время одного сеанса используются не все доступные формы стимуляции [9, 40, 43, 45, 49, 60].

Реабилитация высших психических функций систематическими когнитивными упражнениями как способа улучшения когнитивной сферы не нова. Десятилетиями люди после травмы головы или инсульта лечились с помощью когнитивной терапии, используемой для восстановления умственных функций, утраченных в результате повреждения мозга [5, 27, 49, 57]. Как было позже установлено, систематическая когнитивная активация может способствовать интенсивному ветвлению дендритов у жертв инсульта или черепно-мозговой травмы; это в свою очередь облегчает восстановление функции, что было позже подтверждено и параклиническими методами исследования [49, 51, 54]. Так, при использовании позитронно-эмиссионной томографии было выявлено улучшение глюкозного метаболизма головного мозга в когнитивных упражнениях у людей с легкими КН [54]. На практике установлено, что длительное использование когнитивного тренинга, направленного на тренировку конкретной нарушенной функции: речи, письма, счета, памяти с опорой на сохранные модальности пациента с использованием мнемонической техники, способствует функциональной перестройке мозга с формированием новых ассоциативных связей и реституцией КФ [5, 13, 45, 49, 54].

Как отмечают многочисленные исследователи, важное значение в КР с сосудистыми больными также должно быть уделено психологической реабилитации, которая помогает добиться адекватности личностных мотиваций достигнутому уровню реабилитации и выработке правильных установок в отношении трудовой и бытовой деятельности [5, 9, 21, 51, 60].

На основании многолетних исследований было установлено, что эффективная психологическая реабилитация при остром ЦИ включает следующее: психокоррекционные мероприятия как индивидуальные, так и групповые с целью формирования новых мотиваций в отношении здоровья, быта, семьи, производственного коллектива, окружающих больных, лечебного персонала; создание оптимального психологического климата в условиях междисциплинарной бригады; семейная психокоррекционная работа с родственниками с целью повышения их роли в формировании и реализации новых мотиваций пациентов и способствования их реабилитационной активности; библиотерапия с использованием подборки специальной литературы, а также фотоальбомов и писем больных, отражающих конкретные достижения в реабилитации отдельных пациентов в данном лечебно-реабилитационном учреждении; психотерапевтические мероприятия — аутогенная тренировка, гипнотерапия, музыкотерапия и др.; приобщение к труду — терапия занятостью (поделки из бумаги, лески и др. материалов), уборка помещения и любой другой труд в условиях лечебного и реабилитационного отделения («социальная» нагрузка); организация клуба «бывших пациентов» с четкой психокоррекционной направленной программой [5, 9, 21, 49, 51]. Помимо этого могут быть применены и другие психологические методы.

В отечественной и зарубежной литературе широко представлены данные по применению альтернативных психологических методов в терапии когнитивных нарушений [5, 9, 27, 43, 48, 60]. Так, установлено различное влияние (как благодатное, так и разрушительное) звука на организм человека. Например, ритмичные звуки некоторых исполнителей за счет прямого воздействия на мозг способствуют выбросу стрессовых гормонов, ухудшению памяти, ослаблению (через 1–2 года) общего состояния (особенно при прослушивании музыки в наушниках); мантра, или медитативные звуки «ом», «аум» и др., имеющие вибрирующий характер, способствуют повышению концентрации внимания [2, 5, 28, 56, 60].

Читайте также:
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе при дисграфии

В современной литературе до сих пор ведутся бурные дискуссии о влиянии искусства и творчества на процессы синапто- и нейрогенеза [44, 48, 53, 60]. Немалую роль сыграли в этом зарубежные исследователи, проведя как экспериментальные, так и клинические исследования. Так, было установлено, что когда подопытные животные испытывают чувство новизны, обогащение окружающей среды и физические упражнения, ген zif-268 — непосредственно-ранний ген (IEG) и связанный поведенческим состоянием ген, который ассоциирован с поколением протеинов и факторов роста, облегчают синаптогенез и нейрогенез, т. е. рост мозга [58, 59].

Множество экспериментальных исследований привело к формированию новой гипотезы в области синапто- и нейрогенеза, состоящей в том, что активное восприятие действительности, творческий подход к решению задач, креативность инициируют определенные гены, которые, в свою очередь, генерируют протеины, улучшающие пластичность мозга и дифференцирующие стволовые клетки в новые ткани. Эти процессы могут начаться в течение минут и продолжаться в течение часов, дней и недель [52, 53, 58, 59]. Как известно из современных источников, экспрессия определенных генов и нейропластичность, стимулируя синапто- и нейрогенез дифференцированием стволовых клеток и их созреванием в мозге через деятельностно-зависимые познавательно-эмоционально-поведенческие события, является основным механизмом восстановления инсультных больных, которое делает современную нейрореабилитацию доступной [44, 47, 49].

Первые сообщения о том, что творческий процесс у человека поддерживается или сопровождается выделением в центральной нервной системе веществ опиоидного характера — эндорфинов и энкефалинов — не мог остаться без внимания со стороны клиницистов [52, 53, 60]. Ряд зарубежных исследователей даже рекомендуют в качестве метода лечения людей с деменцией арт-терапию, поскольку она обладает существенным потенциалом для стимуляции, улучшения навыков общения и повышения самооценки [52, 53, 60]. Считается, что различные виды деятельности, например рисование и живопись, предоставляют индивидам благоприятную возможность для самовыражения и позволяют делать выбор, учитывая цвета и темы их произведений.

Рядом авторов достоверно установлено, что музыкотерапия приносит пользу людям с деменцией: повышает уровень благополучия, улучшает память [48, 53, 60]. Этот метод предусматривает как активное участие в музыкальной деятельности (например, пение или игра на музыкальном инструменте), так и пассивное (только слушание пения или музыки). При этом обнаружено, что индивидуально подобранная программа дает лучшие результаты, чем прослушивание традиционной релаксационной музыки [48]. Установлено активирующее влияние на КФ классической музыки Моцарта. В настоящее время существуют целые школы и направления, изучающие влияние классической музыки на активизацию КФ [48, 56].

В последние десятилетия специалистами по КР была выделена терапия танцами, спортом, драмой [52, 53, 60]. Таким образом, обогащение событий жизни, которые вызывают эффект исцеления через культурные и духовные аспекты искусства (по выражению Rossi, 2002) в процессе творчества (искусства, музыки, танца, драмы, юмора, литературы, поэзии, духовности и культурных ритуалов), могло бы оптимизировать условия реабилитации инсультных больных, в частности нейрокогнитивной реабилитации. По заявлению зарубежных неврологов, тезис «Искусство ради искусства» можно трансформировать в лозунг «Искусство ради совершенствования мозга» [58, 60].

В последнее время становится все более популярной ароматерапия [39, 42, 50]. Она имеет явные преимущества над лекарственной терапией, широко используемой при деменции [39, 50]. Этот метод несет положительный эффект, хорошо переносится по сравнению с нейролептиками или седативными препаратами. Два основных эфирных масла, используемых для ароматерапии при деменции, экстрагируются из лавандового и мелиссового бальзама. Преимущество ароматерапии также состоит в том, что эфирные масла можно вводить в организм несколькими путями, например, в виде ингаляций, ванн, массажа и местно в форме крема. Это означает, что терапию можно назначать индивидам с разными проявлениями поведения: например, у нетерпеливого и беспокойного больного ингаляция может быть более эффективной, чем массаж [42, 45, 50].

Однако, несмотря на многочисленные клинические и экспериментальные исследования по влиянию вышеперечисленных методов на увеличение нейро- и синаптогенеза, до сих пор остаются не изученной областью все возможности и ограничения этого нового подхода неврологии к исцелению и реабилитации больных после инсульта [51], что обуславливает необходимость дальнейших исследований в этом направлении с целью разработки и внедрения немедикаментозных методов коррекции когнитивных нарушений при ЦИ.

Острая необходимость внедрения методов КР при ЦИ диктуется высокой степенью инвалидизации пациента, значительными социально-экономическими издержками государства и ростом духовной деградации общества. Учитывая актуальные возможности немедикаментозной коррекции: отсутствие побочных эффектов, относительно экономичную себестоимость, простоту в применении, представляет как медико-биологический, так и социально-экономический интерес разработка и внедрение немедикаментозной коррекции когнитивных нарушений при ЦИ. С учетом вышеизложенного нами была разработана модель коррекции КН с учетом онто- и филогенетического развития высших психических функций.

Читайте также:
Алалия в школе

Таким образом, разработка и внедрение ранних немедикаментозных методов когнитивной нейрореабилитации больных в остром периоде ЦИ вкупе с современными фармакологическими средствами обусловит оптимальное формирование процессов нейро- и синаптогенеза, увеличение новых межнейрональных связей, что обеспечит раннее, полноценное нивелирование когнитивного дефекта различной степени выраженности и, как следствие, будет способствовать решению ряда как медико-биологических, так и социально-экономических проблем, вызываемых высокой инвалидизацией вследствие выраженных постинсультных когнитивных расстройств.

Литература

  1. Богданов О. В. Физиологические основы процессов восстановления функций мозга и реабилитации организма. СПб, 2000. 60 с.
  2. Братова Е. А. Влияние различных методов лечения на состояние церебральной гемодинамики и когнитивых функций у детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы. Автореферат дисс. канд. мед. наук. СПб, 2004. 25 с.
  3. Гимранов Р. Ф. Влияние транскраниальной магнитной стимуляции на память человека // Тюменский медицинский журнал. 2001. № 1. С. 43–45
  4. Гойденко В. С., Лугова А. М., Зверев В. А. и др. Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии. М.: РМА, 2000, 168 с.
  5. Григорьева В. Н., Ковязина М. С., Тхостов А. Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. Учебное пособие. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2006. 256 с.
  6. Волченкова О. В., Герасименко М. Ю., Скворцова В. И. и др. К вопросу о применении физических факторов в остром периоде церебрального инсульта // Инсульт. Приложение к журналу Неврологии и психиатрии им. Корсакова С. С. 2007. С. 279.
  7. Карандашов В. И., Петухов Е. Б., Зродников В. С. Фототерапия: руководство для врачей /П од ред. Н. Р. Палеева. М.: Медицина, 2001. 392 с.
  8. Князева Т. А., Кузнецова Л. Н., Отто М. П. и др. Эффективность хромотерапии у больных гипертонической болезнью // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2006, № 1, с. 11–13.
  9. Коган О. Г., Найдин В. Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1988. 304 с.
  10. Кропотов Ю. Д., Чутко Л. С., Яковенко В. А., Гринь-Яценко В. А. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. 2002. Т. 102. № 5. С. 26–28.
  11. Крутько В. Н., Донцов В. И. Компьютерные системы для диагностики и профилактики старения. М.: Национальный геронтологический центр, Институт системного анализа РАН, 2005. 167 с.
  12. Кудрявцева Г. Ю. Комплекс упражнений для улучшения внимания, памяти и равновесия при хронической ишемии головного мозга. Автореф. дисс. канд. мед. наук, Томск, 2005. 24 с.
  13. Кузнецова О. В., Кудрявцева Г. Ю. «Гимнастика мозга» для активизации межполушарных связей под контролем прикладной кинезиологии // II Тихоокеанский конгресс по традиционной медицине. Владивосток, 2001. С. 163–165.
  14. Кучинов А. И., Безносюк Е. В., Юртов О. В. Использование света и цвета в психотерапии // Росс. мед. журнал. 2001. № 3. С. 39–41.
  15. Лапшина Т. Н. Биологическая обратная связь как психофизиологическое воплощение позитивной психотерапии // прикладная психология как ресурс сициально-экономического развития современной России. М., 2005. С. 245–247.
  16. Лебедев В. П. Общие вопросы и основные механизмы эффектов транскраниальной электростимуляции. В сб.: Лечебные эффекты центральных и периферических электровоздействий. СПб, 2001. С. 5–7.
  17. Максимов А. В., Кирьянова В. В. Магнитотерапия. Лечебное применение магнитных полей // Клиническая практика. Вып. 1. СПб.: «Знак», 2000. 24 с.
  18. Манвелов Л. С., Смирнов В. Е. Начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга (лечение, профилактика, трудоспособность) // Лечащий Врач. 2000. № 5–6.
  19. Иванова Г. Е., Скворцова В. И., Киспаева Т. Т., Черных Н. П. Некоторые особенности когнитивной реабилитации в остром периоде церебрального инсульта // Материалы I Международного конгресса «Нейрореабилитация-2009» 2–3 июня. М., 2009. С. 47.
  20. Низкоинтенсивная лазерная терапия. Под общей ред. С. В. Москвина, В. А. Буйлина. М.: ТОО «Фирма «Техника»», 2000. 724 с.
  21. Скворцова В. И., Шкловский В. М., Поляев Б. А. и др. Основы ранней реабилитации больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. М.: Антидор, 2006. 213 с.
  22. Иванов А. А., Полиевский С. А., Григорьева О. В. и др. Применение высокоионизированного воздуха отрицательной полярности для стимуляции работоспособности и улучшения функционального состояния студентов и сотрудников учебных заведений физической культуры. Методические рекомендации. М., 2004. 36 с.
  23. Абдрахманова М. Г., Киспаева Т. Т., Скопцова Н. И. и др. Применение гипербарической оксигенотерапии в клинике нервных болезней // Медицина и экология. 2006. № 4. С. 18–21.
  24. Померанцев И. А., Зубанова Е. Ю., Сюняева Е. Г. и др. Применение метода гипербарической оксигенации при речевой реабилитации больных с моторной афазией при ишемическом инсульте // Журн. Неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Инсульт. Приложение к журналу. Спецвыпуск. 2007. С. 289.
  25. Смирнова О. М., Дробышев В. А., Грибачева И. А. и др. Применение низкоинтенсивного лазерного излучения в остром периоде мозгового инсульта / Сборник тезисов научно-практической конференции «Современные аспекты нейрореабилитации», Москва, 18–19 мая 2007 года. С. 87–88.
  26. Гусарова С. А., Кузнецов О. Ф., Горбунов Ф. Е., Масловская С. Г. Применение точечного массажа у больных с дисциркуляторной энцефалопатией // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1997, № 6, с. 11–13.
  27. Киспаева Т. Т., Иванова Г. Е., Волченкова О. В., Самсыгина О. М. Принципы и методы когнитивной реабилитации больных в остром периоде церебрального инсульта // Научно-практический журнал «Лечебная физкультура и спортивная медицина». 2009. № 7 (67), с. 48–57.
  28. Салтыков А. Б., Ильин В. И., Дронов А. А. Когнитивная деятельность и неосознаваемая ритмическая стимуляция // Психол. журн. 1993. Т. 14, № 5. С. 42–47.
  29. Чутко Л. С., Ливинская А. М., Никишена И. С. и др. Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2006. № 1. С. 42–44.
  30. Хан М. А., Болтиева С. М. Применение магнитотерапии в комплексном лечении детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы // Росс. педиатрич. журнал. 2003. № 3. С. 7–10.
  31. Хомская Е. Д. Нейропсихология. 4-е издание. СПб: Питер, 2005. 496 с.
Читайте также:
Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания

За остальным списком литературы обращайтесь в редакцию.

Т. Т. Киспаева, кандидат медицинских наук

Биоакустическая коррекция для пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Введение

На 2 этапе реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга помимо нарушений функций движения часто наблюдаются нарушения когнитивных функций той или иной степени выраженности, что само по себе значительным образом влияет не только на качество жизни пациентов, но также на реабилитационный прогноз в целом [1, 2, 3, 4, 5].

Следует отметить, что с целью коррекции нарушений когнитивных функций у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга различного генеза в настоящее время используются две основные стратегии: лекарственная терапия и когнитивные тренировки в том или ином виде [1, 2, 3, 4].

Среди лекарственных способов коррекции нарушений когнитивных функций при сосудистых заболеваниях головного мозга широко используются несколько групп препаратов: нейропротекторы, вазоактивные препараты, препараты метаболического действия, нейротрофические препараты, препараты с дофаминергическим, холинергическим и антиглутаматергическим действием [1]. Однако, несмотря на большое разнообразие групп препаратов, использующихся для коррекции нарушений когнитивных функций вследствие очаговых поражений головного мозга, эффективность ни одного из применяющихся препаратов не является достаточной, поэтому препараты, как правило, применяются в комплексе. Кроме того, для развития значимого терапевтического эффекта необходим их длительный курсовой прием, а наличие побочных эффектов в ряде случаев ограничивает их применение.

Вторым общепринятым направлением коррекции нарушений когнитивных функций при очаговых поражениях головного мозга являются когнитивные тренировки либо под руководством медицинского психолога, в т.ч. по классическим стимульным методикам А.Р. Лурии [4, 7], либо с помощью специализированных компьютерных программ типа Scientific brain training PRO, Happymozg, Wikium, Neuronation, Lumosity. Компьютерные когнитивные тренировки иногда называют общим термином брейн-фитнес. Следует отметить, что когнитивные тренировки как самостоятельный метод коррекции когнитивных нарушений имеет многолетний опыт успешного применения, в т.ч. и при использовании его в качестве монотерапии, однако, как и в случае с медикаментозным лечением, эффективность когнитивных тренировок часто является недостаточной.

При этом изучению других нелекарственных технологий, включая многочисленные физиотерапевтические методики с положительным влиянием на когнитивные функции, уделяется недостаточное внимание. Лишь в единичных источниках можно встретить описание методов физиотерапии, кинезотерапии, биологической обратной связи, обладающих значительным эффектом в отношении коррекции нарушений когнитивных функций вследствие очаговых поражений головного мозга, в первую очередь при ПИКН [6].

Перспективным методом коррекции нарушений когнитивных функций у пациентов с функциональными нарушениями и морфологическими повреждениями головного мозга является биоакустическая коррекция (БАК ) [8-12].

Содержание концепции непроизвольной саморегуляции заключается не в технической или когнитивной компенсации нарушенных физиологических реакций, а в активации естественных процессов саморегуляции и восстановительных функций организма, которые в норме осуществляются непроизвольно, но оказались подавлены в результате неблагоприятного сочетания факторов внешней среды, болезни или индивидуально-личностных особенностей. Активация естественных восстановительных процессов осуществляется сенсорной (в данном случае акустической) стимуляцией, скоррелированной с текущей биоэлектрической активностью мозга. Скоррелированность сенсорного потока с эндогенной биоэлектрической активностью мозга создает благоприятные условия реализации процессов нейропластичности. В этой связи, необходимым и практически единственно важным условием применения метода БАК является доступность (открытость) сенсорного «входа» пациента [9].

Материалы и методы

С целью оценки эффективности биоакустической коррекции в когнитивной реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга различного генеза было проведено динамическое обследование 147 пациентов с нарушениями когнитивных функций, проходивших реабилитационное лечение на 2-м этапа в отделении реабилитации СПб ГБУЗ «Николаевская больница» в 2015-2017 гг.

Читайте также:
Работа с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом Заикание + Стертая дизартрия

Контрольную группу составили 106 пациентов (59 женщин и 47 мужчин, средний возраст 60,0±12,4 лет). В опытной группе с применением БАК наблюдался 41 пациент (16 женщин и 25 мужчин, средний возраст 58,6±11,3 года). Группы были сопоставимы между собой по полу и возрасту.

    Критериями включения пациентов в исследование были:
  • возраст старше 18 лет;
  • наличие верифицированного с помощью клинических и инструментальных методов обследования очагового повреждения головного мозга;
  • наличие верифицированных в ходе нейропсихологического обследования когнитивных нарушений, напрямую связанных с очаговым повреждением головного мозга (анамнестические данные, опрос родственников).
    Критерии исключения:
  • хронические сопутствующие заболевания в стадии обострения;
  • речевые нарушения тяжелой степени (тотальная афазия);
  • синдром малого сознания, апаллический синдром, вегетативное состояние;
  • выраженная деменция;
  • наличие в анамнезе когнитивных нарушениях, предшествовавших развитию очагового поражения головного мозга, в т.ч. болезни Альцгеймера.

Оценка когнитивных функций проводилась при поступлении пациентов на 2 этап стационарной реабилитации, а также на 30-е сутки после завершения курса реабилитационных мероприятий. Нейропсихологическое обследование включало: интегральную оценку состояния здоровья по индексу повседневной активности Бартела, индексу мобильности Ривермид, шкале активности повседневной жизнедеятельности (ADL ) Ривермид, модифицированной шкале Рэнкина (mRS ) и шкале Карновского. Качество жизни оценивалось по опроснику качества жизни SF-36. Для оценки эмоционально-волевой сферы использовали Шкалу Гамильтона для оценки депрессии (HDRS ). Количественную оценку собственно когнитивных функций осуществляли по шкалам MMSE , FAB , Рощиной. С целью количественной оценки внимания применяли тест Шульте.

Кроме того, для интегральной оценки различных когнитивных функций (гнозис, внимание, память, чтение, письмо, речь, счет) применяли балльную оценку, выставляемую психологом или логопедом по следующему алгоритму: 0 баллов – нет нарушений функции (условный уровень функционального дефицита менее 4%), 1 – легкое нарушение функции (дефицит – 5-24%), 2 – умеренное нарушение функции (дефицит – 25-49%), 3 – тяжелое нарушение функции (дефицит – 50-95%) и 4 – абсолютное нарушение функции (дефицит функции более 95%).

Методика вмешательства в контрольной группе состояла в пероральном приеме как минимум одного препарата с положительным когнитивнотропным действием, назначенного либо неврологом, либо психиатром. Среди таковых препаратов с учетом показании и противопоказаний назначались Акатинол Мемантин, Цитиколин, Фенотропил. Кроме того, пациентам контрольной группы проводились 10 ежедневных стандартизированных занятий с нейропсихологом в течение 1 часа по классическим стимульным методикам А.Р. Лурии [7]. Таким образом, пациенты контрольной группы получали стандартную комплексную медикаментозно-психологическую терапию когнитивных нарушений вследствие очаговых поражений головного мозга.

Побочные эффекты при проведении данного вида терапии не наблюдались.

Полученные данные анализировались с применением компьютерных программ Microsoft Excel 2010 (Microsoft, США) и Statistica for Windows 10 (StatSoft, США). Непрерывные количественные значения анализировались с использованием среднего значения (М), стандартного квадратичного отклонения (±SD), стандартной ошибки среднего (m) при нормальном распределении; медианы (Ме), квартилей (25%, 75%) при распределении, отличном от нормального. Критерием достоверности служил t-критерий Стъюдента для нормального распределения и критерий Манна-Уитни (U) для распределения, отличного от нормального при уровне значимости р приводило к существенному улучшению когнитивных функций в сравнении с контролем. Так, в группе БАК отмечался достоверно больший, почти 2-кратный по сравнению с контролем, прирост баллов по батарее лобной дисфункции FAB , шкале MMSE , а также по балльной нейропсихологической оценке функций восприятия, памяти, устного счета и чтения. Прирост баллов в группе БАК по тестам на внимание и память также был выше в сравнении с контрольной группой, однако эти изменения не достигали степени достоверности. Позитивного влияния БАК на параметры общего функционального состояния, самообслуживания, а также на функции письма и речи выявлено не было.

Из рисунка 12 видно, достоверной разницы во влиянии на качество жизни между группой БАК и контролем выявлено не было.

Обсуждение

Различные варианты сенсорной стимуляции традиционно используются в программах когнитивной реабилитации пациентов с поражением головного мозга. Стоит отметить, что нейропсихолгические занятия и тренировки по своей сути являются, в том числе, вариантом полимодальной сенсорной стимуляции. Помимо классического подхода в виде занятий с медицинским психологов, существует ряд других методов сенсорной стимуляции, способствующих активации нейропластичности, лежащей в основе восстановления неврологического и когнитивного дефицита после мозговой катастрофы. Среди таких методов часто и с различной степенью эффективности применяются технология «Mind Machine», метод «бинауральных биений», нейроакустические тренировки, адаптивная саморегуляция на основе биологической обратной связи (БОС ), музыкотерапия с задействованием «эффекта Моцарта» [9].

Первые признаки опухоли головного мозга

Первые признаки опухоли головного мозга легко спутать с симптомами других, менее опасных заболеваний. Поэтому и пропустить начало развития онкологии мозга очень легко. Рассказываем, как этого не допустить.

В России ежегодно выявляют около 34 000 случаев опухоли головного мозга. Как и прочие заболевания, оно молодеет. Дело в том, что первые признаки опухоли головного мозга напоминают усталость, депрессию и тревожные расстройства. А при жалобах на головную боль, бессонницу и потерю внимания обычно советуют взять отпуск, а не сделать МРТ, особенно в молодом возрасте. Именно поэтому так легко пропустить начало болезни.

Читайте также:
Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии

Первые симптомы новообразований

Первые признаки болезни не дают чёткой картины — очень уж сильно они схожи с симптомами многих других заболеваний:

  • тошнота. Она будет присутствовать независимо от того, когда вы последний раз принимали пищу. И, в отличие от отравления, самочувствие после рвоты не улучшится;
  • сильная головная боль, усиливающаяся при движении и ослабевающая в вертикальном положении;
  • судороги и эпилептические припадки;
  • нарушение внимания и ослабление памяти.

О наличии опухоли говорит совокупность этих симптомов. Конечно, есть вероятность, что они появятся по другим причинам независимо друг от друга, но встречается такое достаточно редко.

Именно на этой стадии вылечить опухоль проще всего. Но, к сожалению, редко кто принимает подобные симптомы всерьёз.

Первые общемозговые симптомы опухоли

Когда наступает вторая стадия развития заболевания, возбуждаются мозговые оболочки и повышается внутричерепное давление. В результате наступают общемозговые изменения.

Опухоль давит на мозг, влияя на его работу.

В это время лечение ещё успешно, но проходит дольше и сложнее. Симптомы второй стадии уже не так легко спутать с симптомами других болезней:

  • теряется чувствительность на отдельных участках тела;
  • случаются внезапные головокружения;
  • ослабевают мышцы, чаще на одной стороне тела;
  • наваливается сильная усталость и сонливость;
  • двоится в глазах.

Вместе с тем, общее самочувствие портиться, продолжается утренняя тошнота. Всё это проявляется у больного независимо от того, в какой части мозга находится новообразование.

Однако, спутать симптомы всё-таки можно — они примерно такие же, как и при эпилепсии, нейропатии или гипотонии. Так что если вы обнаружили у себя эти симптомы, не спешите впадать в панику. Но к врачу обязательно сходите — неизвестность ещё никому не шла на пользу. Да и с такими симптомами не стоит шутить.

Очаговые признаки опухолей на ранних стадиях

Если общемозговые симптомы проявляются из-за поражения всего головного мозга и влияют на самочувствие всего организма, то очаговые зависят от участка поражения. Каждый отдел мозга отвечает за свои функции. В зависимости от местонахождения опухоли поражаются различные отделы. А значит и симптомы болезни могут быть разными:

  • нарушение чувствительности и онемение отдельных участков тела;
  • частичная или полная потерей слуха или зрения;
  • ухудшение памяти, спутанность сознания;
  • изменение интеллекта и самосознания;
  • спутанность речи;
  • нарушение гормонального фона;
  • частая смена настроения;
  • галлюцинации, раздражительность и агрессия.

Симптомы могут подказать, в какой части мозга располагается опухоль. Так, параличи и судороги характерны для поражения лобных долей, потеря зрения и галлюцинации — затылочных. Поражённый мозжечок приведёт к расстройству мелкой моторики и координации, а опухоль в височной доле приведёт к утрате слуха, потере памяти и эпилепсии.

Диагностика при подозрении на опухоль головного мозга

На наличие опухоли могут косвенно указывать даже общий или биохимический анализ крови. Однако, если есть подозрения на новообразование, назначают более точные анализы и исследования:

  • электроэнцефалография покажет наличие опухолей и очагов судорожной активности коры мозга;
  • МРТ головного мозга покажет очаги воспаления, состояние сосудов и самые мелкие структурные изменения головного мозга;
  • КТ головного мозга, особенно с применением контрастной жидкости, поможет определить границы поражения;
  • анализ ликвора — жидкости из желудочков мозга — покажет количество белка, состав клеток и кислотность;
  • исследование спинномозговой жидкости на наличие раковых клеток;
  • биопсия опухоли поможет понять, доброкачественное это или злокачественное новообразование.

Когда бить тревогу?

Так как первые признаки опухоли головного мозга могут встречаться даже для относительно здоровых людей, следует отнестись к ним разумно: не игнорировать, но и не паниковать раньше времени. К врачу следует обратиться в любом случае, но особенно важно это сделать, если у вас:

  • есть все ранние симптомы новообразования (усталость, головная боль и т. д.);
  • была черепно-мозговая травма или инсульт;
  • отягощённая наследственность: некоторые родственники страдали от онкологических заболеваний.

В ходе осмотра, любой врач может направить вас к неврологу, заподозрив опухоль по косвенным признакам. Офтальмолог, проверяя внутричерепное давление, а эндокринолог — после анализа крови на гормоны. Внимательный врач обратит внимание даже на речь и координацию. Не игнорируйте такие советы: лучше посетить невролога и убедиться, что вы здоровы, чем пропустить развитие заболевания.

Применение музыкальной терапии в комплексной реабилитации пациентов

Одним из перспективных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека при лечении ряда психических расстройств, таких как депрессия, является музыкальная терапия. Лечебное влияние музыки было известно и активно использовалось в медицинской науке древних Египта, Греции, Рима. Начало современного этапа развитие музыкальной психотерапии берег с конца 40-х годов XX века, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры, наиболее известные из них были в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии.

Читайте также:
Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Контролируемое использование музыки в лечении и реабилитации детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний широко применяют во многих странах для лечения и профилактики различных нарушений, включая эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, психические отклонения, заикание, аутизм. В зависимости от активности пациентов, от степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и от поставленных задач музыкотерапия может применяться в пассивной (рецептивной) форме, когда предлагается только прослушать музыку, и активной, когда больные активно выражают себя в музыке (поют, танцуют, играют на инструментах). Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Анализ проведенных в области музыкальной психотерапии исследований позволяет констатировать, что в настоящее время, преимущественно в странах Западной Европы и Америки, разработаны методы активного взаимодействия музыкотерапевта и пациента в форме совместного музицирования.

Для России на практике более традиционна рецептивная форма, хотя проводились отдельные исследования и активного направления.

В Абхазии давно было известно врачевательное свойство музыки, положенное в основу широко бытовавших в прошлом песен, связанных с тем или иным заболеванием. Доминирующее место в музыкальном фольклоре абхазов занимает героическая тема, которая представлена богаче остальных жанров и пользуется особой любовью в народе. Героические песни абхазов – это величественные и патетичные сказания. Яркие, насыщенные музыкальные формы сопровождаются лаконичным текстом и отличаются большим звуковым объемом.

Среди музыкальных мотивов в Абхазии очень известны охотничьи мелодии, песнопения пастухов и земледельцев. Большую роль в традиционной музыке Абхазии играют свадебные песни, не менее известны и траурные, похоронные мотивы. Основной чертой абхазской музыки стало многоголосье, такие песни звучат подобно речи сказителя, где каждый голос исполняет свой мотив и слова. По народному представлению, у каждой болезни было особое божество, гневом которого было вызвано заболевание. Например, при болезни оспой исполнялась песня, посвященная божеству оспы Ахи Зосхану. В песне славили Ахи Зосхана и иногда его супругу – Ханию Белую. Для выяснения причины заболевания к больному приглашалась вопрошательница, по наущению которой совершался обряд – коротание ночи у постели больного.

В большом числе работ указывается на более высокую эффективность комбинированной терапии психических расстройств (депрессия), включающей в себя медикаментозное лечение и психотерапию по сравнению с изолированным применением этих методов. Отдельные авторы подчеркивают вспомогательную роль психотерапии в процессе лечения депрессии.

Рядом авторов отмечено, что в результате применения комплексного метода музыкальной психотерапии были достигнуты снижение выраженности негативных предпатологических психологических проявлений, позитивные сдвиги эмоционального состояния, снижение агрессивности. Положительный эффект психотерапии (включая улучшение общего самочувствия и жизненной активности) сохранялся на протяжении 4 месяцев после окончания стационарного лечения.

Комплекс музыко-психологических методов может служить средством дополнительной коррекции, потенцирующей возможности лекарственной (и других форм) традиционной терапии, а также ускоренной и более эффективной реабилитации больных с разнообразной соматической патологией.

Методы работы с пациентом в процессе реабилитации должны воздействовать комплексно на все сферы его жизни: поведенческую, эмоционально-волевую, интеллектуально-духовную, нравственную, социальную, профессионально-образовательную.

Музыкотерапия может быть использована как дополнительный метод улучшения качества жизни и снятия психоэмоционального напряжения; также улучшается мотивация на лечение на психообразовательном этапе программы психотерапии.

Восстановление когнитивных функций у больных с органическими поражениями головного мозга в комплексной медицинской реабилитации с применением метода биоакустической коррекции

Авторы:
К.В. Константинов*, М.А. Грицышина**, Г. Э. Нефедова**
ГУ НИИ экспериментальной медицины РАМН*, ГУЗ МСЧ №18**, Санкт-Петербург, Россия

Опубликовано: Клиническая медицина, №5, 2012, с. 36-39

  • О методе
  • Механизм метода
  • Показания
  • Лечебный эффект
  • Отзывы
  • Продукция
  • Комплектующие
  • Документы
  • Условия приобретения
  • Обучение
  • Публикации
  • Методические пособия

Быстрый заказ

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Соглашение об обработке персональных данных
В целях соблюдения 152-ФЗ
“о защите персональных данных”

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте название_сайта (далее – Сайт), путем заполнения полей форм обратной связи Пользователь:

  • подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему,
  • подтверждает и признает, что им внимательно в полном объеме прочитано Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях форм обратной связи, текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
  • дает согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
  • выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.
Читайте также:
Теоретические подходы к осмыслению проблемы обучения детей с ОНР

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя признается исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; года рождения; места пребывания (город, область); номеров телефонов; адресов электронной почты (E-mail).

Пользователь, предоставляет название_сайта право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных». Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес контактной электронной почты указанной на сайте название_сайта.

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами Информации, размещенной Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами. Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения. Ссылка на действующую редакцию всегда находится на страницах сайта: название_сайта.ru

К настоящему Соглашению и отношениям между пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения подлежит применению право Российской Федерации.»

Логопедическое занятие на тему “Дикие животные” для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о диких животных леса с опорой на мнемосхемы, расширяется и акимвизируется словарный запас по теме, закрепляется навык образования притяжательных прилагательных. Сюрпризный момент и используемые приемы сказочного перевоплощения поддерживают у детей познавательный интерес и внимание в течение всего занятия. Кроме достижения основной цели – развития связной речи у дошкольников, решаются задачи развития общей и мелкой моторики, включены упражнения на изменение силы голоса, на развитие восприятия, мыслительных процессов анализа и синтеза. У детей воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie_dikie_zhivotnye.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.

  • расширить знания детей о диких животных;
  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать на вопросы;
  • учить составлять описательный рассказ;
  • закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
  • развивать восприятие, внимание, память, мышление;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-бегемотик, разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.

  1. Организационный момент

Дети входят в группу.

Загадки о диких животных.

Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … ( лиса )

Летом серый, а зимой белый . (заяц )

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет . ( волк )

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок . ( белка )

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной . ( ёж )

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной . ( медведь )

  1. Сюрпризный момент

– А у нас сегодня гость.

Появляется игрушка-бегемотик , здоровается.

– Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.

3. Описательные рассказы о диких животных

– Давайте расскажем бегемотику о наших диких животных. Нам поможет план-схема.

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

– Это лось , большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Лиса – хищное животное . В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек . Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк – хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая . Хвостик маленький . Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь – всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц . Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик . Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

– Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.

4. Путешествие в зимний лес

– Ребята вы хотите оказаться в лесу?

– Какое сейчас время года?

– Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.

Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот в зимний лес попадет.

– Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)

– Что вы представляете под звуки этой музыки?

(Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал-

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Дети кружатся под музыку.

Упражнение «Следы зверей»

– Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)

– Как сказать по-другому?

(Следы зайца – заячьи следы,

следы лося – лосиные следы,

следы белки – беличьи следы,

следы волка – волчьи следы)

Упражнение «Кто где живет»

– Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики . Что они делают?

(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)

-А где дом у белки ?

(У белки домик дупло)

– Чем питается зимой белка? (Белка делает запасы на зиму, она сушит грибы и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.)

Открывается клапан , и дети видят запасы белки.

– Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть, убежал в свой дом? Как он называется?

(Дом волка называется волчье логово.)

– Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?

(Мы не увидим следов медведя , потому что медведь всю зиму спит.)

– На этой полянке очень большой сугроб.

– Это и есть дом медведя.

– А я не вижу никакого домика.

– Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.

Открывается клапан, и дети видят, как спит медведь.

– Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не впавший в спячку, медведь очень опасен.

Динамическая пауза – фонологическое упражнение

(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь –

Тише, тише – не шу-меть.

Пальчиковое упражнение «Есть у каждого свой дом»

– Чтобы бегемотик хорошо запомнил, как называются домики диких животных, давайте расскажем ему стихотворение.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надежный дом.

Белочке в дупле на ели

Не страшны зимой метели.

И у зайчика есть дом –

В снег зарылся под кустом.

Спит в берлоге косолапый ,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

– Нам пора возвращаться в детский сад.

Через обруч волшебный мы пройдем.

В детский сад обратно попадем.

5. Упражнение «Составь картинку из частей»

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

– Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.

– А вам понравилось? (Дети отвечают)

– Я в зимнем лесу зачерпнул волшебный снег, и он превратился в сладкое угощение. Это вам, а это я отвезу в Африку своим друзьям: крокодилам, слонам и жирафам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему “Звук У”.

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: “Звук У”. Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко.

Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: “Деревья в осеннем лесу”.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: “Деревья в осеннем лесу.” Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком [А]»

Этот материал поможет молодым специалистам выстроить работу по формированию звукопроизношения и знакомству со звуками с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе. Конспект содержит разнообра.

Конспект подгруппового логопедического занятия «У дедушки Матвея» в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний .

Подгрупповое логопедическое занятие по звукопроизношению для детей старшей группы

Звуки А,У,О,ИЦель: обобщить знания детей о звуках [А], [О], [И], [У].Задачи:1. Научить детей выделять звуки [А], [О], [И], [У] среди других звуков, слогов, слов.2. Совершенствовать навык детей пр.

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР

Материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности.

Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа)

Аннотация: Методическая разработка содержит конспект группового занятия по коррекции ОНР, нацеленного на развитие устной речи, инициативы в двигательных действиях, умения действовать в команде. На занятии используются упражнения для развития голоса, общей моторики, лексико-грамматической стороны речи и др.

Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа).

Тема: «Кто, кто в теремочке живет?»

(занятие из цикла «Дикие животные нашей страны»)

Задачи занятия в рамках образовательных областей:

  • «Здоровье»: развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, способности к самоконтролю при выполнении действий.
  • «Социализация»: развитие умения действовать в команде, формирование умения договариваться со сверстниками, воспитание доброжелательности, готовности выручить сверстника, умения уважать мнение другого.
  • «Познание»: расширение кругозора детей, уточнение и систематизация знаний по теме «Дикие животные».
  • «Коммуникация»: развитие компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, просодики) на материале темы «Дикие животные».

Оборудование: макет теремка, бумажные фигурки животных либо мягкие игрушки (ёжик, лисичка, белочка, зайчик, медведь), иллюстрации сказок, картинки-подсказки (лес, уши, хвост, белый квадрат, серый квадрат, морковка), цветные квадратики и буквы для звуко-буквенного анализа, картинки «Животные с детенышами», разрезная картинка «Зайчик», панно «Осень, «Лето».

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети заходят в кабинет, садятся на стульчики.

Логопед здоровается с ними и даёт задание: «Назовите первый звук в словах, которые я скажу». ( слова: волк, медведь, дупло, норка, белка).

Логопед: «Я назвала слова: волк, медведь, белка. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?»

Дети: «Мы будем говорить о животных!»

Логопед: «Правильно. Мы будем говорить о диких животных, которые живут в сказках. Какие сказки о диких животных вы знаете?»

2. Развитие общей моторики:

Логопед: «Сегодня мы отправимся в сказку, название которой вы должны будете услышать в стихотворении. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глазки и слушайте:

Сядем и закроем глазки,
Вспомним бабушкины сказки,
Чтобы терем-теремок
Нам во сне присниться мог.
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете чудный терем-
На поляне, на лесной
Под высокою сосной!»

(перед детьми появляется макет теремка)

Логопед: «Итак, дети, в какую сказку мы сегодня отправимся?»

Дети: «Мы отправимся в сказку «Теремок».

Затем логопед предлагает детям рассмотреть теремок поближе: «Давайте на цыпочках, осторожно подойдем к теремку, чтобы не напугать его жителей… Но почему никого не видно, нужно их поискать!»

Дети вначале идут на цыпочках, затем делают наклоны вперед, в стороны, подпрыгивают на месте, как бы пытаясь увидеть жителей теремка.

3. Работа по развитию голоса.

Логопед: «Как жаль, теремок пустой. Давайте по очереди скажем «Ах, как жаль»».

Дети говорят опечаленным голосом фразу и возвращаются на свои места. Раздаётся звук: топ-топ-топ.

Логопед: «Ой, кто это? Никого нет. Наверное, нужно всем удивиться, тогда и появится этот таинственный незнакомец».

Дети по очереди говорят удивленными голосами: «Ой, кто это?»

«По сухой лесной дорожке:
Топ, топ, топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый…»

Логопед: «Давайте покажем ёжику, что мы ему рады».

Дети радостно говорят: «Это ёжик!»

В окошке теремка появляется ёжик.

4. Развитие артикуляционной моторики и дыхания.

Ёжик «рассказывает», как он торопился к детям, что с ним случилось по дороге.

Дети по ходу рассказа дуют, делают упражнения «Пещерка», «Заборчик», «Лопата», «Иголочка».

5. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
  • подбор слов-признаков к существительному «ёжик» (колючий, шустрый, маленький, быстрый, серый);
  • подбор глаголов к существительному «ёжик» (бегать, сопеть, шуршать, искать, сворачиваться, кушать, прятаться),
  • составление предложений про ёжика (показ картинок).
6. Развитие звуко-буквенного анализа:

Логопед: «А вот и второй житель теремка пожаловал. Отгадайте про него загадку:

Хорошо кума наряжена,
Шерстка рыжая приглажена,
На груди жилет, а на шее галстук.
Ходит тихохонько, к земле пригибается,
Будто кланяется.
Свой пушистый хвост носит бережно».

Появляется изображение лисы.

Логопед: «Лисичка-сестричка принесла нам задание» (называние букв А,О,У,И,П,К,Т, составление из них слогов, цветовых схем, характеристика звуков).

7. Развитие лексико-грамматического строя речи (продолжение):

Логопед: «Давайте опишем нашу лисичку».

Работа по вопросам логопеда:

– Кто изображен на картинке?
– Какой у неё хвост?
– Какая у лисички мордочка?
– Какие глазки?
– Где живет лиса?
– Как называют лисичку в сказках?

8. Развитие мыслительных процессов:

Логопед: «Чтобы узнать следующего жителя нашего теремка, вам нужно собрать разрезную картинку»

Дети всей группой собирают картинку, получается зайчик.

В окне теремка появляется зайчик, дети с ним здороваются.

9. Развитие лексико-грамматического строя речи:

Выполнение задания «Закончи фразу»:

«Этот шустрый зверек живёт в________».

«У него длинные__________и короткий _________».

«У зайчика летом шубка_____________, а зимой ______________».

Любимое лакомство зверька _______________.

После ответов детей логопед показывает картинки — подсказки (лес, уши, хвост, белый квадрат, серый квадрат.

10. Физ. пауза:

Дети изображают зверей: зайчика, белку, медведя, лисичку, ёжика.

11. Развитие грамматического строя речи:

Работа с деформированными предложениям:

Лиса, охоту, на, однажды, вышла.
Зайца, полянке, на, она, увидела.
Хотела, зайца, поймать, лиса.
Убежал, от, заяц, но, лисы.

12. Развитие мелкой моторики:

Логопед: «Сделаем зарядку для пальчиков:

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем».

13. Обобщающая беседа:

Логопед: «О каких диких животных говорилось в стихотворении?»

Дети: «О лисе, белке, ёжике, медведе».

Логопед: «Каких ещё зверей не хватает в нашем теремке?»

Дети: «В теремке не хватает белочки и медведя».

Появляются изображения медведя и белки. Дети с ними здороваются.

«Опишите белку».
«Опишите медведя».
«Назовите домики у белки, медведя, лисички».
«Назовите ласково белку, лису, ежа, зайца».
«Назовите детенышей белки, лисы, зайца, медведя, ежа» (работа по картинке).

14. Итог, оценивание работы детей на занятии.

Чернова Наталья Николаевна,
учитель-логопед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: