Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвостикова Алёна Александровна

Экологическое воспитание неразрывно связано с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи . Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хвостикова Алёна Александровна

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Хвостикова А.А.

Хвостикова Алёна Александровна – учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: экологическое воспитание неразрывно связано с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы. Ключевые слова: экологическое воспитание, ребенок, речь.

Речь – общественное явление, которое является средством общения между людьми, начиная с дошкольного возраста. Верное, а главное своевременное речевое формирование – важное условие в становлении личности дошкольника. С помощью речи ребёнок постигает окружающий его мир, накапливает познания и опыт общения, овладевает нормами поведения. В случае если речь ребёнка не совершенна и имеет различные нарушения, к Вам на помощь приходит логопед, который организует воспитание и речевое обучение через специально организованные занятия. Каждое занятие логопеда носит эмоциональный, развивающий и, по возможности, воспитывающий характер. На логопедических занятиях развивается не только речь, но и интеллект.

В современном мире актуальным и интересным, как я считаю, является изучение темы: «Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда ДОО с детьми с ОНР». Не секрет, что каждый из нас успешно использует в своей работе различный литературный материал природоведческого содержания, термины экологии. В свое время В.А. Сухомлинский сказал: «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка».

Важная и основная задача учителя-логопеда ДОО – всестороннее развитие речи детей с такими нарушениями. У детей с общим недоразвитие речи недостаточно сформированы познавательные процессы, которые связаны с речевой деятельностью (память, мышление, внимание, воображение), на этих основах формируется речь ребёнка. Игра – является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания на своих занятиях рекомендуется использовать дидактические эколого-речевые игры. Такие игры способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель дидактических игр экологического характера заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то можно заметить, что около 50% тем связаны с темами

экологического содержания, например, такие как «Птицы», «Деревья». «Грибы», «Времена года», «Ягоды», «Наша станица», «Животный мир» и другие имеют место быть в течение всего учебного года.

На коррекционных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными приёмами, дидактическими играми и упражнениями такими как: «Кто, где живёт?», «Бегает, прыгает, летает», (о приспособлении птиц и животных к среде обитания), «У кого какой дом?», (об экосистемах); «Что потом?», «Птицы-рыбы-звери» (развитие и рост организмов); «Выбери дорогу правильно» (о правилах поведения в природе) и другие, стоит использовать современные технологии.

Использование мультимедийных презентаций помогает детям ярче воспринимать предметы и явления природы. Развитие эстетического отношения к окружающему миру воспитывается у детей с нарушениями речи в умении видеть красоту голубого неба, яркой цветочной поляны, зелёного леса, отдельного животного или птицы. На подобных занятиях у детей с общим недоразвитием речи обобщаются и систематизируются представления о живой и неживой природе, о сменах времён года, воспитывается любовь и интерес к своей малой Родине – Кубани!

Основную роль на логопедических занятиях стоит отводить применению наглядного художественно-оформленного материала. Увлекательные игровые моменты могут помочь вызвать интерес у ребенка, привлечь его внимание, вызвать стремление заниматься. На логопедических занятиях можно использовать такие интересные дидактические игры экологической направленности:

Читайте также:
Конспект НОД и презентация Автоматизация звука (Л)

«Зелёные обитатели» (цель: закрепить знания о животных и птицах, обитающих в разных климатических поясах Земли);

«Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);

«Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку – животное, которое не живёт в определённой климатической зоне);

«Мяч лови – детёныша назови» (цель: называть детёнышей животных или птиц определённой среды обитания).

Одна из проблем коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – это развитие монологической речи. На занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями не только закрепляются знания о природных явлениях, о животных и птицах, но и формируются эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам, формируются экологические представления.

1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «Детство-пресс», 2006.

3. ЗотовВ.В. Лесная мозаика. М.: Просвещение, 1993.

4. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. М., 2005.

” Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР”
статья по логопедии

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребенку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения? Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия с использованием игровых технологий. Одним из основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала для коррекционных занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше перечисленные условия в работе учителя-логопеда.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_ekologicheskogo_materiala_v_rabote_logopeda.docx 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребенку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения? Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия с использованием игровых технологий . Одним из основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала для коррекционных занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше перечисленные условия в работе учителя-логопеда.

Экологическое воспитание, в группе комбинированной направленности, осуществляется через изучение лексических тем на неделю. Если посмотреть годовое лексическое планирование , то увидим, что

около 50 % тематики связаны с экологическим содержанием. Следует отметить, что решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания в работе учителя-логопеда не обойтись.

В своей работе я использую различные методы : наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций; словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы; практические ( экологические игры ) .

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм : «Съедобное – несъедобное», «Кто где живёт?», «Узнай на вкус» , «С какого дерева лист?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу» , «Что сначала, что потом», «Угадай, что в мешочке», «Когда это бывает?» «Чей хвост?», «Четвертый лишний» и т.д.

С целью развития связной речи использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов, загадок-описаний ( «Животные» «Времена года», «Овощи, Фрукты», «Грибы» и т.д.)

На индивидуальных и подгрупповых занятиях рационально использовать Лепбуки по экологическому воспитанию. Его структура и содержание доступно ребенку, обеспечивает игровую, исследовательскую и творческую активность. Лэпбук позволяет: пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику.

В рамках речевой студии «Грамотейка»,по экологическому воспитанию, использую игры-эксперименты Их цель: создание социальной ситуации для развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы исследовательской деятельности. С их помощью у детей расширяется представления об окружающем мире и решаются ряд коррекционных задач. Например:

Форма проведения : игра-эксперимент

Материал: 2 тарелки закрытые салфетками. (2 яблока: одно зелёное, другое красное).

Грамматический строй: подбор прилагательный, образование относительных прилагательных

Звукопроизношение: автоматизация поставленных звуков

Связная речь: рассказ по собственным действиям

Логопед: Отгадайте что на тарелке: «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки?» Что это? Яблоки какие? Что можно приготовить? Как называется сок (варенье, компот) из яблок?

Проблемный вопрос : не пробуя яблоко, как можно определить какое из этих яблок на вкус сладкое, а какое кислое?

Гипотезы детей: красное кислое, зелёное сладкое (ответы детей).

Способ проверки : Дети пробуют на вкус, находят правильный ответ, делают вывод: красное яблоко сладкое, зелёное кислое.

Самоанализ деятельности каждого ребенка : Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? О чем ты догадался?

Одним из приемов в работе учителя-логопеда в экологическом воспитании использую речевые логических задачи. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли . Речевые задачи содержат не большой объём текста, поэтому их удобно использовать как часть занятия, в режимных момента или в организации логопедических минуток . Например :

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов на пруду: жёлтые красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетел кораблик, опустится на воду и поплывет. Много прилетит их сюда сегодня и завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики

Белым слоем покрыл снег землю. Поля теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идёт снег. Кончится- страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?

«О чём рассказал ёжик»

Каждый по своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, грибы, жёлуди, рассовывает их по дуплам. Если найдёт грибок на земле, то повесит его сушиться на дереве – зимой пригодится. Целый день работает белка и всё на соседа посматривает- ёжика. Он к осени ленивым стал, мало по лесу бегает, мышей не ловит, забирается в сухие листья и дремлет. «Что то ты ёж совсем разленился»- спрашивает белка.- Почему к зиме на готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет? Рассмеялся ёж и что-то тихонько белке сказал, так тихо что я не расслышала» Что ёж сказал белке? Почему ёж засмеялся?

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективное коррекционно-развивающее обучение дошкольников с ТНР , приобщая их к окружающему миру.

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб.:«Детство-пресс», 2006.

2.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» ,СПб «Детство Пресс», 2015.

3. Николаевой С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007.

Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

Подготовила учитель – логопед Зарипова Лилия Музагитовна

Республика Башкортостан, город Туймазы

Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.

Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Это связано с тем, что 2017 год по указу Президента РФ В.В. Путина, объявлен в стране годом экологии. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны.

Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится к окружающему миру, формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» – так писал русский писатель М.М. Пришвин.

Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников – организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.

Задачи:

  • формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
  • развитие лексико — грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников

(все игры проводятся с картинками по теме)

Игры на формирование фонетико — фонематических восприятия:

1. «Назови картины» (на заданный звук – на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря.

Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком.

2. «Четвертый лишний» (на заданный звук – на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук.

3. «Запомни и назови» (на заданный звук – на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.

Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.

Игры на развитие лексико — грамматического строя речи:

1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах , упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.

Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё.

2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.

Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково.

3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе.

Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе.

4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.

5. «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать относительные прилагательные в роде.

Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.

6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из числительных и существительных.

Ход игры: ребенок считает слова — предметы до 5, согласовывая числительные и существительные.

7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в назывании детенышей животных (птиц).

Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),

8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», “Деревья”, “Цветы”, «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок определяет лишнюю картину, дает обоснованный ответ, почему лишний

( например, яблоко, груша, апельсин, свекла. Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин – фрукты).

Игры на развитие связной речи:

1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формировать умение составлять предложение с заданным словом.

Ход игры: ребенок берет картину и составляет предложение, включая это слово.

2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение знаний воспитанников о предметах (объектах), развитие связной речи.

Ход игры: ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет описательный рассказ о предмете.

Экологическое воспитание детей в системе коррекционно – педагогической работы
Занятие в старшей логопедической группе «Берегите планету»

Цель: Дать представление о неразрывной связи человека с природой, подвести пониманию того, что все мы нужны друг другу, познакомить с основными правилами поведения в природе, активизировать и обогащать словарь детей, способствовать воспитанию уважительного отношения к природе, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе, правильно произносить звуки.

Словарная работа – ядовитые газы.

М/П – худ.слово, вопросы. Жалобная книга, игра «Собери грибы».

Материал – ёлки, сухое дерево, картинки, корзинки, листочки.

Худ.литература – «В гармонии с природой» А.Ф. Павленко;

«Экологическое воспитание» Л.И. Глизерина.

Ход занятия

Ведущий:

Придумано кем – то и просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

– Здравствуйте! – скажем солнцу и птицам

«Здравствуйте» – милым улыбчивым лицам

И каждый становится добрым доверчивым

Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером

Ведущий: Ребята, знаете ли вы, что такое природа?

(Солнце, цветы, деревья, растения, животные т.е. природа – это то, что нас окружает.)

Ведущий: Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы

– для того, чтобы люди были здоровыми, какой воздух нужен? (чистый)

– как вы думаете, что загрязняет воздух?

(Воздух загрязняют заводы, т.к. они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют машины, которые, выпускают из выхлопных труб обработанные газы, курильщики) опасен он, тем, что людям трудно дышать, появляется аллергия, можно заболеть.)

– А где же самый чистый воздух? (В лесу.)

– А раз так, значит человек должен очень бережно относится к природе, дружить с ней, уважать её законы.

– А вот может ли природа жить без человека, в этом нам поможет разобраться сама Фея Природы.

Приходит огорчённая Фея Природы. Она говорит, что побывала в своих владениях – в лесу, на реке, в поле – везде слышала жалобные голоса растений, и животных. Все жалобы записала в жалобную книгу природы. Послушайте, кто и на что жалуется.

1 страница – на ней нарисована ёлка и пеньки, пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна осталась. Но под Новый год появились в лесу, жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок – дети обсуждают.

2 страница – жалоба лягушек.

«Когда мы сидим под водой, нам жаловаться не на что, но стоит выбраться из воды на сушу, как обязательно находятся охотники пострелять в нас из рогаток. Объясните, дорогие ребята, что нельзя так поступать, мы – то только квакать умеем» – дети рассказывают для чего нужны в природе лягушки.

3 страница – жалуются муравьи

«Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас, как бревно. Из тысяч хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них – забава, доя нас беда. Пожалейте нас».

– Как защитить муравейник? (Огородить заборами.)

4 страница – нарисованы дубки, липки, ели.

«Жалуемся мы на лыжников. Снег закрыл молодые деревца, одни макушки торчат. А лыжникам всё нипочём – топчут нас и портят. Просим внимания и защиты».

Нарисованы птицы.

«Птичьих столовых у нас много. За это, ребята вам наше птичье спасибо. Но много в птичьих столовых: меню однообразное, каша мороженая, хлебные крошки снег засыпал. То ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто».

Фея благодарит, за доброе сердце и с помощью волшебной палочки приглашаем на лесную полянку. Раньше полянка была очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали поляну пустыми банками, грязной бумагой, бутылками – как помочь поляне? (дети приводят полянку в порядок и оживляют сухое дерево, отвечая на вопрос, как вести себя в лесу?)

По ходу можно определить ветку ели и ветку сосны.

Игра «Собери съедобные грибы». (Дети садятся.)

Ребята, как вы думаете, без чего ещё человек не может прожить? (Без воды.)

Фея рассказывает – Жил на свете Водяной. Не простой, а самый главный. Как все главные лица, жил неплохо. Водой руководил. Решил он как – то проверить, вся ли вода в царстве на месте, всё ли в порядке? Не обманывают ли его подчинённые. Недоверчивый он был, подозрительный.

Водяной – будешь тут подозрительным. Глаз да глаз за всеми нужен. Учёт и контроль. Без них вся вода меж пальцев уйдёт. Ничего не останется, одна пустыня. (Включили компьютер, взял очки, счёты.)

Фея – между прочим, был главный водяной старый престарый.

Водяной – ну уж, прямо сразу и старый. Ну, пожилой…

Фея – мудрый, премудрый.

Водяной – Вот это верно, нет возражений. Правда, в последнее время такое на свете делается, не успеваю за всеми уследить. Принтеры…компьютеры. «Вот телевизор недавно купил фирмы « Наливное яблоко». Постучу по нему – новости показывает. Да беда новости все не весёлые – то нефть в море разлили, то речку загрязнили, то родники замусорили. Одно расстройство.

– А вы, то сами как считаете, ребята, нужна ли вода человеку и для чего?

– Какую воду считают чистой? (Чистая вода прозрачная, не пахнет, нет неприятного вкуса. Когда то давно, люди пили речную воду, а теперь её пить нельзя. Одна загрязнена. Заводы сливают грязную воду, многие бросают мусор в воду…)

Водяной – Да и воды в природе стало меньше, правда, Русалки мои счёт ведут.

Фея – знаю, как Русалки твои считают. Насобирают капель побольше, солью их вместе и смотрятся, как в зеркало. То чешую чистят, то хвосты украшают. (Водяной вызывает Русалку.)

Русалка- Ну, чего надо? Поспать не дают. Чуть что, Русалка подай, Русалка принеси, причесаться некогда.

Водяной – ты это прекрати! Ты перед кем стоишь? Ты перед главным Водяным стоишь! Говори куда вода пропадает?

Русалка – Ежели ты главный, то сам должен всё знать.

Водяной – Цыц! Распустились там под водой все! В рабочее время начальству грубят! Принеси ка мне сейчас книгу учёта и расхода воды!

Русалка (пожимает плечами зевает) так бы сразу и сказал! А то только и делают, что воспитывают. Рыбой не корми, дай только всех поучить. Счёты бы лучше новые прислали. Сами – то на компьютере клавиши нажимаете, а мы все по старинке. (Приносит книгу, увешанную водорослями.) Водяной бережно берёт, отряхивает.

Русалка – вот, н извольте сомневаться, всё точно, как в аптеке. И даже ещё точнее.

Водяной – так выпало 5 тысяч 3 литровых банок в виде дождя. С земли, прудов, озёр, испарилось 2 тысячи банок. (считает на пальцах) так, 10*3, 100 в уме. А остальное где?

Русалка – и вправду, часть воды исчезла.

Водяной – упустили водицу родимую, а нынче вода дорога.

Ребята, а вы не подскажите, куда могла деться?

(Люди не экономично расходуют, из кранов вода протекает, нужно закрывать краны.)

Вода нужна и рыбам, и растениям и животным.

Водяной – Давайте буем охранять реки и озёра, научимся не загрязнять воду, беречь её. А я со своими поданными строгий учёт буду вести, чтобы ни одна капелька у нас больше не пропадала.

Ребята – Мы растём, растём

Всё о мире узнаём

Не обидим мы букашки

Гнёзд не разорим и пташек

Не сорвёт прекрасный ландыш

Ручеёк не замутим.

Фея – Все должны жить дружно на Земле, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Ребята – Давайте, люди, дружить друг с другом

Экологическое воспитание детей на логопедических занятиях по развитию связной речи

Экологическое воспитание детей

на логопедических занятиях по развитию связной речи

Развитие речи детей является важным компонентом в развитие ребенка. В наше время у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения речи разной степени сложности. Активное развитие современных технологий сильно влияет на развитие детей. Современные дети проводят больше времени за компьютером и другими средствами технического прогресса.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в дошкольных учреждениях и в окружении своих родителей, поэтому взрослые должны следить за своей речью, она должна быть четкой, внятной и понятной для детей. Развитие речи происходит во время занятий детей с воспитателями, педагогами и родителями. В то время, когда они гуляют на улице, ходят в зоопарки, музеи, цирк, на различные детские представления, обогащается лексический запас слов.

У многих детей дошкольного возраста отмечается скудный словарный запас. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. В ходе логопедических занятий и развивающих занятий с воспитателями дети изучают различные лексические темы. Воспитатель и учитель-логопед взаимодействуют друг с другом и, таким образом, материал, полученный детьми, закрепляется многократно на разных уровнях.

2017 год – стал Годом экологии в России. Взаимодействие человека с природой является важной проблемой в наши дни. Экологическое воспитание детей подразумевает формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, что включает в себя непрерывное обучение и воспитание детей, направленные на формирование его экологической культуры, которая проявляется в отношении ребенка к окружающей среде.

Лексические темы, в ходе изучения которых происходит экологическое воспитание детей: «Лес», «Грибы», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года» и другие.

На логопедических занятиях экологическое воспитание реализуется следующим образом:

    уточняются и обогащаются знания детей о растениях, животных, природных явлениях; обогащаются знания о природных изменениях в разное время года; формируется представление о взаимоотношении живой и неживой природы; объясняются детям элементарные правила поведения в природе; развитие познавательного интереса к окружающему миру.

На логопедических занятиях по лексическим темам предполагается активное развитие связной речи ребенка. Дети с помощью мнемосхем и сюжетных картинок составляют описательные рассказы. Перед тем как составлять такие рассказы, с детьми проводится беседа о животных, птицах, растениях и об отношении человека к ним. Помимо закрепления полученных детьми знаний о животных, птицах и растениях, у детей формируется доброжелательное отношение к живым существам и окружающему миру.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями, такими как «Назови ласково», «Подбери слова», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Распредели по домикам» и многие другие, я использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

На занятиях также использую игры с развивающего портала «Мерсибо»: «Дикие животные», «Домашние животные», «Мам, я тут», «По домам», «Потерянный хвост» и другие.

Для развития речи ребенка необходим богатый опыт, получаемый детьми в ходе экскурсий, целевых прогулок, чтения художественной литературы. Дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Действительно, экологическое воспитание детей неразрывно связано с коррекционной работой по обогащению словаря, развитию монологической речи. Чем лучше ребенок воспринимает, наблюдает и анализирует природные явления, замечает красоту окружающего мира, тем грамотнее он может выразить свои мысли в связном рассказе.

Эколого-логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи

Конспект досуга разработали

учителя-логопеды:

Мараханова Г.Ю.

Ярославцева А.Г.

Детский сад «Марьинский» находится в экологически чистом уголке Подмосковья на территории старинного липового парка имения Фонвизиных. Мы обладаем прекрасной ухоженной территорией в 2 га. Поэтому экологическое направление всегда было нашим приоритетом.

В 2017 году мы стали победителями конкурса на присвоение звания региональной инновационной площадки Московской области РИП-2017 по теме «Формирование развивающей предметно-пространственной среды экологической направленности «Дом природы на ладошке».

Открылись большие возможности для коррекционной работы для детей с ОВЗ.

Хотим предложить конспект эколого-логопедического досуга «Разноцветная сказка» для детей старшего возраста.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщить знания детей по теме «Осень».Активизировать словарь, упражняя в подборе слов – признаков к слову «осень». Совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, согласование числительных с существительными)

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: листья клена, яблони, липы, дуба, березы, осины, рябины; корзинка с шишками и каштанами; письмо Лесовичка.

  1. Организационный момент. (Дети входят в экологическую зону леса)

Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию в лес».

Учитель – логопед читает стихотворение:

« Осень на опушке

По листве тихонько

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Логопед: «Сегодня мы пригласили вас, чтобы полюбоваться разноцветной сказкой осеннего леса и еще раз восхититься ее разнообразием и необычностью».

Логопед: А какой бывает осень?(Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой…)

Логопед: « А теперь давайте прислушаемся к осени.Какие звуки вы слышите?

(Звуки осени: шуршание листьев, ветер, голоса птиц)

Логопед: Какие запахи почувствовали? (прелой листвы, пряной травы, дыма)

Логопед: А вы знаете, что осень имеет свой цвет?Правильно! Цвет осени – это цвет осенних листьев. Давайте рассмотрим листочки

Логопед: Выберите себе листочек, который вам понравился (спросить, почему выбрал именно этот листок)

Дыхательное упражнение

Логопед: Листочек положили на ладошку и напоминаю, что дуть нужно плавно, медленно, воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом не спеша.

Игра «Разноцветные листья»

Логопед: Вы узнали с какого дерева ваш листик?Покажите и назовите (дети показывают и называют деревья)

Логопед: А теперь покажите и назовите с какого дерева упал листик и вспомните какой это листок.

Ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листок. И т.д.

Логопед: Молодцы! Хорошо справились.

Игра «Посчитай»

Логопед: А теперь, дети, давайте посчитаемкусты, пни, листья, деревья, ветки…

Дети: Один кленовый лист, два кленовых …. пять кленовых листьев;

Один ореховый куст…… пять ореховых кустов

Один дубовый пень…… пять дубовых пней

Одно осеннее дерево…. пять осенних деревьев

одна еловая ветка…. пять еловых веток

Подвижная игра «Листья»

Логопед: Давайте представим, что вы превратились в осенние листья.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают

И нам под ногами шуршат, шелестят Движения руками влево-вправо

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках

Игра «Составь узор» Составляем с детьми узоры из разноцветных листьев на асфальте

Игра «Кто быстрей ответит?»

Логопед: Кто является обитателями леса?

Звери: лиса, волк, медведь, олень, лось, белка, куница, кабан, ежик

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лесные звери»

Логопед: Молодцы! А теперь давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек, щек. (Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений)

Упражнения для губ и щек

Фыркающий еж (Вибрировать губами)

Трусливый зайчик (поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы)

Сердитый волк (оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы)

Упражнения для языка

Белочка, собирающая грибы большие и маленькие (язык присосать к небу(«Грибок»), открывать и закрывать рот, не отпуская его)

Мишка, облизывающий мед (Язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу)

Логопед: Кто еще живет в лесу?

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, сорока

Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел и птенцы»

с воспроизведением ритмического рисунка

Логопед: В лесу можно часто увидеть лесного доктора – дятла

Логопед: Как он лечит? (Он стучит по дереву, ищет насекомых).

Вы слышали стук дятла в лесу? (дети показывают артикуляционное упражнение «Дятел»)

Давайте поиграем в игру «Дятел и птенцы». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д), а вы будете за мной повторять: ДД; ДДДД; ДД Д; Д ДД; ДДД;

Логопед: Отгадайте загадку про еще одного лесного зверька:

На спине иголки

Острые и колкие.

А свернется он в клубок-

Нет ни головы, ни ног

Упражнение«Ежики-шишки»

Логопед: Посмотрите, к нам пришли ёжики и хотели бы с нами поиграть! (Берем ёжики – шишки из корзинки). Давайте мы возьмем по одной шишке в руку.

(Пальчиковая гимнастика с природным материалом)

Мячик-ежик мы возьмем, (берем шишку)

Покатаем и потрём (катаем между ладошек)

Ручкой ежика прижмем.

(Проговариваем 2 -3 раза)

Логопед: Дети, как называются эти плоды и с какого они дерева?

А теперь поиграем с каштанами

Упражнение «Каштаны»

Логопед: Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети. Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и верчу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Логопед: Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Логопед: Отдохнули? А теперь в путь (логопед подводит детей к дереву с дуплом). Дети, какое интересное дупло, а в нем что-то лежит? Это письмо от старичка-лесовичка (логопед читает письмо)

Логопед: Старичок-лесовичок написал, что очень любит лес, волнуется и спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети: В лесу нельзя:

– громко говорить (кричать)

– включать громко музыку

– рвать с корнем цветы, грибы

– ломать ветки деревьев

– разорять гнезда, муравейники

– оставлять за собой мусор

– разбивать стеклянную посуду

Логопед: Молодцы! Лесовичок будет очень рад.

Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)

Игра «Если осень не придет?»

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Итог (Оценка работы детей)

Логопед: Куда мы сегодня ходили? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает каждого ребенка.

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 10.05.2018 2018-05-10

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Вдовицына, Е. Я. Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников / Е. Я. Вдовицына, Т. В. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50147/ (дата обращения: 18.01.2022).

Любите музыку, и она вам поможет.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Педагоги дошкольных образовательных организаций комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряют в образовательный процесс эффективные технологии здоровьесбережения. Решение проблем здоровья детей — работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательной организации на длительный период, осуществляемая в тесном контакте с родителями дошкольников. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. В связи с этим для нас, музыкальных руководителей детского сада, актуальной и важной является проблема изучения и применения приемов коррекции речи дошкольников на занятиях музыкой.

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Музыка — это одно из средств развития голоса и артикуляционного аппарата.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Однако успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия музыкального руководителя, логопеда и педагога, в рамках которого воспитатель и музыкальный руководитель закрепляют приобретённые на логопедических занятиях навыки и умения, автоматизируют их в самостоятельной и совместной деятельности в течение дня. Музыкальный руководитель с целью развития артикуляционного аппарата организует в ходе занятия музыкой следующие виды деятельности.

Валеологические песенки-распевки

С них мы начинаем каждое музыкальное занятие. Несложные, добрые тексты и мелодия: «Доброе утро», «Трямди-песенка», «Здравствуй», состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный фон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Распевки даём больше на гласные звуки, чтобы лучше отработать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии голоса и артикуляционного аппарата. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Основными задачами дыхательных упражнений на занятиях музыкой являются:

– укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

– тренировка силы вдоха и выдоха;

– развитие продолжительности выдоха.

В результате организации дыхательной гимнастики у ребенка улучшается качество вдоха и выдоха. От правильного вдоха (одновременно через нос и рот) зависит качество звука при пропевании и проговаривании фразы. Качество выдоха (спокойный и медленный) влияет на умение четко проговорить фразу так, чтобы дыхания хватило до конца предложения.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Техника дыхания — короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Музыкальная фраза должна быть плавной и если делать много вдохов, то мелодия будет как будто разорванная на кусочки. Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты правильного и неправильного пения русской народной песни «Во поле береза стояла».

1) Вдох — Во по-ле. Вдох — бе-ре-за. Вдох — сто-я-ла. 2) А теперь на одном дыхании: вдох — Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла….

Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Поэтому на первых порах мы подбираем песенки с короткими музыкальными фразами. В старшем дошкольном возрасте помогает пение по фразам (цепочкой). Чтобы достичь свободы и равномерности в дыхании, применяем специальные упражнения.

Упражнения на развитие дикции

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Условием хорошей дикции является не только умение четко произносить гласные и согласные звуки, но и понимание смысла слов песни. Для становления дикции мы используем следующие приемы:

– выразительное чтение песни;

– коллективное проговаривание текста нараспев так, чтобы все слова звучали ясно;

– коллективное проговаривание текста шепотом на высоком звучании;

пропевание мотива песни на разных слогах (ле, ля, ли, лю и т. д.).

Успехом пользуются скороговорки, потешки, то, что детям доступней и ближе.

Работу по формированию дикции делим на несколько этапов.

I этап — пропевание гласных. На занятиях обращаем особое внимание на правильное дыхание во время пения. Постановку голоса, темп и ритм речи. После этого отрабатываем выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

II этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих свистящих звуков.

III этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.

IV этап — закрепление всех звуков в свободной речи.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой нами песенке-попевке короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции.

Работа по развитию дикции в пении не ограничивается одной узкой задачей — правильной постановкой звуков. Она отличается одним важным аспектом — развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивает его чувства, которые проявляются в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта важно на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, совершенствующая движения артикуляционного аппарата. Она является эффективным средством профилактики и коррекции некоторых речевых нарушений. Детский голосовой аппарат — нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей — «не навреди!».

В работе используем упражнения: «Машинка», «В горку и с горки», «Лошадка», «Беззвучное пение» и т. д. Предлагаем повторить приемом «Эхо», как «разговаривают» животные: уточки, лягушки, гуси, мышки, котята и т. д.

Организуем артикуляционную гимнастику по системе В. Емельянова («Фонопедическая система В.Емельянова»), который обратился к проблеме артикуляции и с медицинской точки зрения, и с педагогической, и с вокальной. В данной системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:

1) артикуляционная гимнастика;

2) интонационно-фонетические упражнения;

3) голосовые сигналы доречевой коммуникации;

4) упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.

Все упражнения из этой области используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.

На занятиях музыкой мы используем пословицы, поговорки, сказки, которые помогают раскрыть нравственно-этические понятия добра и зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривают пословицы и поговорки на народных фольклорных праздниках, придумывают мелодии колыбельных песен и поют их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным и игровым фольклором обогащается внутренний мир ребенка.

В своей работе отдаем предпочтение использованию народных игр с пением и движением. «У медведя во бору», «Гуси-гоготошки», «Заинька, серенький». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети не только передают в движении художественный образ, но и общаются, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку.

Важной составляющей музыкально-оздоровительной работы является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной и игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Нами сформирована фонотека, в состав которой входят:

– музыка для релаксации;

– музыка для танцев и хороводов;

– музыка для слушания;

– фоновая и шумовая подборка.

Фонотека записана на цифровые носители, что дает возможность воспитателям использовать ее в каждодневной практике. Детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Мы привлекаем воспитателей и родителей к участию в праздниках, развлечениях, к исполнению песенных номеров, частушек, напевов, участию в инсценировках небольших сюжетов сказок, в обрядовых праздниках. Например, в таком развлечении как «Посиделки» используются поговорки, припевки, русские напевы, песни. На 8 Марта дети, воспитатели, родители пришли к Матрёшке в магазин, где за товар расплачивались частушками, песнями, народными играми с напевами, исполнением р. н.м. на музыкальных инструментах. Тесный педагогический контакт музыкального руководителя, воспитателя и логопеда дает положительный результат в развитии певческих навыков детей и в коррекции речевых нарушений.

  1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. — СПб.: «Детство — Пресс», 1999.
  2. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Составитель Трифонова И. — СПб., 2000.
  3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Орлова Т. М., Бекина С. М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6–7 лет.- М., 1988.
  5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. — СПб.: КАРО, 2004.
  6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. — Ярославль: Академия развития, 2005.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: