Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему

В этой статье bзучается технология “биоэнергопластика”, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара. Представлены этапы и последовательность коррекционной работы при формировании атикуляционной моторики с применением биоэнергопластики. Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

Вложение Размер
нетрадиционная технология “биоэнергопластика” в работе логопеда 22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «биоэнергопластика»

в коррекционной работе учителя-логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей является решение этих проблем через применение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения новых знаний.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией, это дети с особыми возможностями здоровья.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и моторной сфере, мы применили в своей практике инновационную технологию – биоэнергопластика.

Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. «Биоэнергопластика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. В коррекционной работе наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. При выполнении артикуляционного упражнения рука, как бы «дублирует» положение языка , нижней челюсти, губ. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков. Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.

Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:

1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

  • Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту.
  • Составление заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения
  • Подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

  • Ознакомление со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями, используя артикуляционные сказки. При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.

3 этап: Основной (октябрь — апрель)

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

  • Проведение артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики, как статических, так и динамических упражнений

4 этап: Автоматизация умений (октябрь — апрель)

Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

  • Самостоятельное выполнение движений ребёнком, а учитель-логопед сопровождает выполнение упражнений, рассказыванием сказок.

Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Для разнообразия используем перчаточный, теневой, пальчиковый театры; подбираем или придумываем артикуляционные сказки, разные истории-путешествия сказочных героев. Занятия проводим индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей.

Все полученные знания на коррекционных занятиях, дети закрепляют дома с родителями. С этой целью с семьями воспитанников устанавливаем партнёрские отношения. Для повышения педагогической культуры среди родителей проводим семинары-практикумы, игровые тренинги:

  • знакомство с органами артикуляции;
  • особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков;
  • со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой;

Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

О йога-данс или биоэнергопластике – интернет-ресурс.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.

Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие “Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с СНР”

В данном пособии раскрывается понятие “биологическая обратная связь”, подробно описаны этапы работы с целями и задачами. Рассматриваются особенности использования технологии БОС в корр.

“Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда”

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп.

Применение технологии “Биоэнергопластика” в коррекционной работе

Биоэнергопластика –это содружественное взаимодействие руки и языка.

Буклет “Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками”

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр.

Консультация для педагогов:”Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда на логопункте”.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речев.

статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».

Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2983 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 18.01.2022).

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

 доступность (финансовые затраты небольшие)

 простота использования (применение педагогами и родителями)

 вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

 обеспечение успешности ребенка;

 кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

 выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

 благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

  1. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  4. Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  7. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Автор: Набиуллина Айгуль Фанилевна

Организация: МБДОУ детский сад «Светлячок»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Большеустьикинское

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного мозга. Известно, что дошкольный период является значимым в становлении и формировании речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя-логопеда, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.

Традиционная форма работы по коррекции речевых нарушений, артикуляционная гимнастика, способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные, стандартные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Другими словами, увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению мало способствуют эффективности коррекционной работы.

В последние годы многими авторами описаны приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.

Я, как учитель-логопед заинтересовалась новым и интересным направлением коррекционной работы, таким как биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, при условии их пластичности, раскрепощенности и свободы, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Работа в системе биоэнергопластики:

  • активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
  • стимулирует интеллектуальную деятельность;
  • развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
  • развивает артикуляционный аппарат;
  • формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

В коррекционной работе учителя-логопеда, с использованием элементов биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Биоэнергопластика может стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).

Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с нарушениями речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Может сложится, мнение о трудоемкости метода биоэнергопластики. На самом деле применять на практике может как воспитатель, так и специалист логопед. Важно оценить как эмоциональную, развивающую и здоровьесберегающую пользу, так и организационную составляющую артикуляционной гимнастики, проводимой на основе метода биоэнергопластики. Наблюдая за детьми во время выполнения артикуляционной гимнастики, можно заметить, что детские руки все время ищут себе некое занятие, сама природа стремится к занимательности, к игре. Метод биоэнергопластики как нельзя лучше объединяет в себе элементы игры и целенаправленные коррекционные действия.

Таким образом, основной принцип элементов биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластика вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода биоэнергопластика. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться не только логопедами, но воспитателями в коррекционной работе.

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на постановку свистящих звуков с применением элементов метода биоэнергопластика

При выполнении упражнений ребенок сидит на стульчике напротив логопеда. Руки ребенка разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 5 – 7 секунд. После выполнения каждого упражнения ребенку предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» – упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» – пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» – пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопатка» – кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» – кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» – кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

В заключение хочется отметить, что применение элементов метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога, что в нашей работе является значимым. Желаю удачи!

  1. Бадаян Л.О. Невропатология М., 1982;
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999г, -№4;
  3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002г;
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004г;
  5. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004г;
  6. Новиковская О.А. Логоритмика. С-Пб, 2005г;
  7. Новоторцева Н.А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999г;
  8. 8. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000г;
  9. 9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999г;
  10. 10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.,2000г.

Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников

Ольга Уварова
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников

Доклад к педагогическому часу на тему: «Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников»

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляционного аппарата лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика («биоэнеогия» — это та энергия, которая находится внутри человека; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками,а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами,и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Таким образом биоэнергопластика:

первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

оптимизирует психологическую базу речи;

развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

синхронизирует работу речевой и мелкой моторики.

стимулирует интеллектуальную деятельность;

развивает артикуляционный аппарат;

формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Следующий этап – выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Педагог с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.

Тик-так, тик-так, язычок качался так,

Словно маятник часов, кто в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо).

Сели дети на качели и взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.

(Движения ладонями с сомкнутыми пальцами вверх-вниз)

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.

(пальчики расставлены в стороны как у лягушек)

4. «Слоненок»

Я водичку набираю и ребяток поливаю!

Буду подражать слону! Губы хоботом тяну.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).

5. «Блинчики».

Испекли блинов немножко, остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).

Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)

Раздается чей-то стук.

8. «Иголочка».

(пальцы сжаты в кулак, указательные выставлены вперед)

Я – веселая лошадка, темная как шоколадка.

Язычком пощелкай громко, стук копыт услышишь звонкий.

(рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев).

Правила выполнения биоэнергопластики в образовательном процессе

Использование воспитателями биоэнергопластики может осуществляться не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время режимных моментов, время проведения 3-5 мин

• Элементы биоэнергопластики можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

• Выполнение биоэнергопластики со всей группой детей не требует четко фиксированных поз за столами (допустимы свободные позы на ковре и т. д.)

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Отмечается повышение концентрации зрительного и слухового внимания, сформированность пространственной ориентировки, точность выполнения движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Таким образом, проведенная работа доказывает эффективность, целесообразность применения биоэнергопластики в группе для детей с нарушениями речи.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

3. «Чистим зубки».

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

4. «Киска сердится»

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Не подходите близко!

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Я – индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

12. «Лошадка»

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

14. «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Пробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!

Прикреплённые файлы:
bioyenergoplastika_pov9g.ppt | 3592 Кб

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация “Влияние оригами на развитие речи дошкольников” Оригами для детей – отличный способ развить логическое и пространственное.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

Бесплатные занятия с логопедом

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов – логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 – 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» – упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» – пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» – пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» – кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» – кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» – кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Для педагога

Автор: Кулинская Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №40 Снегурочка
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югры
Наименование материала: доклад
Тема: Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология для детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Биоэнергопластика –

здоровьесберегающая технология для детей с

тяжелыми нарушениями речи»

Кулинская Ирина Владимировна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Снегурочка»

Цель: развитие артикуляционного и зрительного гнозиса и праксиса при

-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в

-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;

-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Актуальность: В дошкольный период происходит становление и

формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное

увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из

актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции

Цель и задачи

Приемы и методы

нарушениями речи регулярно используются нейропсихологические приемы:

артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой;

методы мозжечковой стимуляции;

упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Преимущества биоэнергопластики:

ускоряет исправление звукопроизношения у детей, так как работающая ладонь

многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга;

развивает координацию движений, мелкую моторику пальцев рук и

помогает перейти к выполнению упражнений по ощущениям;

развиваются такие психические процессы как память, внимание, зрительное и

слуховое восприятие, мышление;

синхронизируется работа полушарий головного мозга;

развивает пространственную ориентировку.

Этапы работы с использованием метода

биоэнергопластики при выполнении артикуляционной

1. Диагностический – обследование строения и подвижности органов

2. Подготовительный:

– знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ,

языка и челюсти по традиционным методикам.

выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике.

3. Основной:

одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и

ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой

руки ребенка в перчатке.

– одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом

и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

4. Заключительный. Самостоятельное выполнение ребенком

артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках,

используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без

Этапы работы с использованием метода

биоэнергопластики при выполнении

артикуляционной гимнастики:

Ожидаемый результат

П р и м е н е н и е

а р т и к у л я ц и о н н о й

г и м н а с т и к и

биоэнергопластикой будут способствовать:

– привлечению интереса детей к выполнению упражнений,

что значительно увеличивает эффективность гимнастики;

совершенствованию координаций движений, развитию памяти,

Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство

ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, и ориентировку в

собственном теле, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой

моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и

перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Страна образования

Автор: Власова Татьяна Юрьевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГКУ СРЦН “Доверие”
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: Адаптированная программа
Тема: Биоэнергопластика в логопедической работе
Раздел: полное образование

Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие»

в муниципальном образовании город Салехард»

Составитель: Логопед второй

Власова Татьяна Юрьевна

по развитию

артикуляцио

несовершенн

посредством

артикуляцио

биоэнергопл

Актуальность реализации программы……………………..…………. 6

нарушенных звуков с применением метода «Биоэнергопластика»…………….11

артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики»……………………….…22

Список использованной литературы………………………………………………..46

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного

мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

ребенка. В

увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди

дислалией, общим недоразвитием речи.

мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных

выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям.

Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением

эффективности коррекционной работы.

направлению является повышение эффективности процесса коррекции речевых

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у

детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева

Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В.,

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности,

стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН

Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка

со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки

тонких движений пальцев.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с

актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи

детям с нарушениями речи в освоении программы дошкольного образования и

положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого

подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи

недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков

воспитания и обучения.

нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную

логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного

аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей

кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать

различные положения органов артикуляционного аппарата. И применение такого

метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так

отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей,

пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает

сопровождение, стихи, презентационные материалы.

упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением

элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физ-минуток в любых видах

интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая

моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку

процессов осуществляется на более высоком уровне.

моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции

быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений

по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою

логопедической работы как для развития артикуляционного аппарата, речевого

дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического

моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже

усиливая их результативность.

развитию артикуляционной моторики у несовершеннолетних с нарушением речи

3. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

3.1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование правильных движений и определенных положений органов

3.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– развитие мелкой и артикуляционной моторики;

– стимулирует интеллектуальную деятельность;

– работа над моторикой артикуляционного аппарата;

состояние, активизирует психические процессы

4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Е. Ф. Архипова, профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова

Сотрудники Института физиологии детей и подростков, изучая деятельность

функции руки «…уровень развития речи детей находится в прямой зависимости

от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Так, на основе

проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена

следующая закономерность: «…если развитие движений пальцев соответствует

возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие

движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая

моторика при этом может быть нормальной».

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Коррекционная работа с применением элементов биоэнергопластики для

несовершеннолетних начинается с изучения и анализа особенностей состояния

нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром

работы с детьми. Исключительное значение в логопедическом процессе придается

игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно

Планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики и

биоэнергопластики апробировалось в

упражнения и выполнении его без ошибок. Биоэнергопластика

качестве разминок, физминуток в любых видах коррекционной педагогики.

П л а н и р о ва н и е

п р о в ед е н и я

а рт и кул я ц и о н н о й

г и м н а с т и к и

биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может

изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия,

на которых несовершеннолетний знакомится с органами артикуляции, выполняет

используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом,

логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом,

упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке),

ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогают поверить в свои

силы, стимулируют к новым успехам.

На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также

выполняется по традиционной методике. Логопед сопровождает артикуляционную

гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не

На четвёртом (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти

и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед вместе с

ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной

руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в

течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно

кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы

рука в кисти не напрягалась.

На пятом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале Зима
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: