Использование биоэнергопластики на дошкольном логопункте

Использование биоэнергопластики на дошкольном логопункте

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, закрепление связи звуков и букв.

Бесплатные занятия с логопедом

Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластическое движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Также по мнению Ирины Викторовны Курис, «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека, и пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, закрепление связи звуков и букв.

Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются Алла Васильевна Ястребова и Ольга Ивановна Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Вся система работы состоит из семи этапов. Длительность каждого этапа зависит от ребёнка. Поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики.

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

Хочу поделиться с вами своим опытом использования элементов биоэнергопластики в коррекционной работе. Я начала использовать элементы данной гимнастики в 2010 году. Не потому что мне захотелось попробовать новую методику работы, а из-за заболевания, после которого у меня наблюдается недостаточный объём движений мимических мышц с одной стороны лица, поэтому для более наглядного показа некоторых упражнений артикуляционной гимнастики я стала использовать элементы биоэнергопластики. С первых же занятий по постановке звуков я использую элементы данной гимнастики. Как правило, дети пытаются сразу повторить за мной движение пальцев и кисти, но чаще всего синхронное движение руки и органов артикуляции, плавность движений страдает. Наблюдалось, что ребёнок сосредотачивается на движении руки и перестаёт выполнять артикуляционное упражнение и наоборот – сосредоточен на движении органов артикуляции. Требуется примерно пять – шесть месяцев работы, чтобы ребёнок запомнил и начал выполнять упражнения гимнастики правильно. Опять же всё зависит от ребёнка. На занятиях по обучению грамоте я также использую элементы биоэнергопластики. При изучении букв, после показа буквы, я предлагаю детям показать букву с помощью рук или пальцев. Это развивает воображение, мышление, внимание. Некоторые дети предлагают показ буквы полностью используя своё тело. Затем я предлагаю свои варианты показа буквы. Во время показа буквы с помощью биоэнергопластики мы обязательно произносим звук или звуки, обозначающие эту букву. Тем самым дети запоминают образ буквы, её звук или звуки и кинестетические ощущения. Обязательно называем, в какую сторону смотрит та или иная буква (если это возможно). Развивается ориентировка в пространстве. Профилактика оптической дисграфии. После изучения некоторого количества букв, я предлагаю детям поиграть в игру: «Покажи букву».

Использование биоэнергопластики на логопункте

Юлия Судоплатова
Использование биоэнергопластики на логопункте

Использование биоэнергопластики на логопункте

Проанализировав многолетний опыт работы, опираясь на труды Ястребовой А. В. и Лазаренко О. Н., отмечено, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитию координации движений, мелкой моторики и речи.

Ведущая идея – способствовать развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с ОНР посредством использования биоэнергопластики.

Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками-логопатами состоит в том,что:

– во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование биоэнергопластики вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование биоэнергопластики облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.

Систематическое применение упражнений в непосредственно организованной и в самостоятельной деятельности позволяет добиться следующих результатов:

• -выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами рефлекторно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, усиливает взаимодействие речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;

• -игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;

• -ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;

• -развивается память детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию помогает яркий рисунок на правой странице);

• -у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети учатся «рассказывать» руками целые истории;

Читайте также:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

• – в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

Биоэнергопластика –

это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки

– активизация естественного распределения биоэнергии в организме, что ведёт к повышению интеллектуальной деятельности детей;

– развитие координации движений и мелкой моторики, что ведёт к более качественной и динамичной коррекции речевого развития.

Биоэнергопластика (бэп.)

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими,ритмичными:

Цель: Развивать произвольные

движения языка. Укреплять

мускулатуру языка и щёк.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении 3-5 секунд.

Одновременно: ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 5-10 раз.

Одновременно: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации (нервной проводимости).

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, приоткрыть рот и прикусить язык, продвигать прикушенный язык постепенно вперёд назад.

Одновременно: сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед – назад и влево – вправо.

Цель: Отрабатывать подвижность кончика языка вправо-влево.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, приоткрыть рот, узким кончиком языка задевать уголки губ под счёт. Язык не должен задевать нижнюю губу.

Одновременно: упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения,помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Образовательные области:

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Одновременно: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Цель: вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», удерживать их в таком положении под счёт от1 до 5-10.

Одновременно: ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

Бэп. “Жало”, “Змейка”

Цель: научить ребёнка делать язык узким и удерживать его в таком положении.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Открыть рот, язык выдвинуть как можно дальше, напрягать его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Одновременно: пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать его в таком положении от 1-5-10.

Одновременно: большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Цель: Отрабатывать подвижность кончика языка вправо-влево.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, приоткрыть рот, узким кончиком языка задевать уголки губ под счёт. Язык не должен задевать нижнюю губу.

Одновременно: упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

Цель: укрепить мышцы языка и

отработать подъём языка вверх.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы за верхние зубы. Удерживать язык в таком положении под счет до 5-10

Одновременно: сомкнутая ладонь поднята вверх.

Цель: научить ребёнка удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, укреплять мускулатуру языка.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки

Одновременно: пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

1.5 «Забей мяч в ворота»

Цель: Выработать длительную, направленную воздушную струю.

Образовательные области: «Здоровье», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Попросите ребёнка вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребёнком, загоняя его в ворота.

2.6 «Кто дальше загонит мяч»

Цель: научить ребёнка удерживать кончик языка в заданном положении, выработать направленную воздушную струю.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Расскажи, малыш!» Развитие связной речи на логопункте ДОУ “Расскажи, малыш!”. часто этот вопрос остается без ответа, особенно если у ребенка есть речевое заключение: ОНР или ТНР. Такому ребенку.

Читайте также:
Обучение глобальному чтению

Консультация для родителей «Формы работы с детьми на логопункте» Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.

Конспект индивидуального занятия с детьми 5–6 лет по автоматизации звука [р] с использованием биоэнергопластики Цель: Отработка четкого произнощения звука Р. Учить воспринимать текст на слух. Формировать навыки активно пользоваться мимическими мышцами.

Из опыта работы школьного логопеда «Организация логопедической службы на школьном логопункте» Из опыта работы школьного логопеда Тема: “Организация логопедической службы на школьном логопункте”. Речевые нарушения, встречающиеся.

Из опыта работы учителя-логопеда по применению метода биоэнергопластики в ДОУ С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой.

Консультация для педагогов «Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда» Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А. Сухомлинский.

Консультация «Использование биоэнергопластики в логопедической работе» Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В. А. Сухомлинский Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего.

Логопедические игры в индивидуальной работе с детьми на логопункте «Автоматизация звука [Р]» Цель: Коррекционно -образовательные цели: Автоматизация звука «Р» в словах, предложениях. Закреплять представления о звуковом анализе и.

Осуществление экологического воспитания дошкольников с нарушениями в речи на логопункте Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основной целью речевого развития формирование устной.

Первое родительское собрание на логопункте ДОУ «Речевые нарушения и организация коррекционной работы» БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТРОСНЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК».

Практические рекомендации на тему: «Использование приемов биоэнергопластики в логопедической работе»

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников «Золотой петушок»

Практические рекомендации

«Использование приемов биоэнергопластики

в логопедической работе»

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Актуальность проблемы

В настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи.

Наиболее типичным является неправильное произношение звуков. Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. Для этого применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики :

укрепление мышц артикуляционного аппарата ;

развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе;

объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьше­ нию эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В практической деятельности для вы­ полнения артикуляционной гимнастики используем инновационную здоровьесберегающую технологию биоэнерго пластику.

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необхо­ димая для выполнения определенных действий; пластика – пластичное движение, которое характеризуется непрерывно­ стью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразитель­ ностью.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами био­ энергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Ла заренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика яв­ ляется средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с при­ менением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой . Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Общие рекомендации

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность выполнения – от простых упражнений к сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

3. При выполнении каждого упражнения необходимо использовать счёт, стихотворные строки.

4. Количество повторов каждого упражнения от 5 до 10 раз.

5. На начальных этапах ребёнку предлагается разучить от 3 до 4 – 5 упражнений.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

7. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

8. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем с подгруппой, последний этап – фронтально.

9. Учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.

10. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме.

В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Логопедическая работа с использованием биоэнергопластики состоит из 7 этапов. Продолжительность каж­ дого периода может изменяться в зависимости от индивидуальных осо­ бенностей ребенка.

Первый этап (Две недели)

Читайте также:
Конспект НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы: Космические помощники

Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, выявляются нарушения звукопроизношения общеизвестными методами. После обследования подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков.

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения.

Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы.

Дети повторяют за учителем – логопедом артикуляционное упражнение без включения руки.

Второй этап (Две недели)

Во втором периоде работы детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Данный процесс учитель-логопед сопровождает движениями правой руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Дети, подражая учителю-логопеду, выполняют похожие движения руками.

Третий этап (Одна неделя)

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом. Учитель-логопед выполняет упражнения вместе с ребенком. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Можно на ведущей руке ребёнка нарисовать (наклеить) глазки и ротик воображаемого человечка.

Взрослый объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (варежке). Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет движения, при этом возможно использование движений ведущей руки.

На протяжении трёх периодов дети обучаются выполнению артикуляционной гимнастике индивидуально.

Четвертый этап (Пять – семь недель)

В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке (варежке).

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

Пятый этап (Две недели)

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями левой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений.

Шестой этап (Пять — семь недель)

Артикуляционная гимнастика выполняется в том же положении. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках (варежках). Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений языка и рук.

Седьмой этапЗакрепление полученных навыков

(до окончания учебного года)

На данном этапе используются сказки, рассказы, стихотворения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук, используя перчатки, ростовые куклы.Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно проигрывать без зрительной опоры (зеркала) с элементами драматизации.

Дети замирают от изумления при виде логопедической игрушки, которая «живет» рядом с ними, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто надеваете на руку куклу-перчатку – и сказка началась! Ребенок будет слушать «живую» куклу, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» её. Внимательные педагоги, родители во время игры с логопедической игрушкой могут узнать много нового о ребенке.

В соответствии с тематическим принципом были разработаны комплексы артикуляционных упражнений для формирования правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонор­ ных звуков с включением элементов биоэнергопластики по лексическим темам.

Для проведения комплексов изготовлены логопедические пособия:

Перчаточный театр

«Снежинка» «Язычок»

«Медвежата» «Осенние листочки»

Плоские ручные модели

«Лягушка» «Обезьяна»

Объемные ручные модели

«Мышка выглядывает из сыра» «Медведь в сугробе»

«Червячок вылезает из гриба» «Гусеница в груше»

Ростовые куклы

«Медведь» «Лиса» «Зайчик»

«Клоун» «Клоун»

Практический материал, используемый в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, поиграть с ним так, как он этого хочет. Затем педагог подает его в нужном контексте.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

– первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

– стимулирует интеллектуальную деятельность;

– развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

– развивает артикуляционный аппарат;

– формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

Таким образом, использование био энергопластики способствует под держиванию интереса ребенка, повышению мотивационной готовности детей к заня­ тиям, поддерживанию положительного эмоционального настроя , развитию памя­ ти, внимания, мышления.

Использованные материалы

Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: «Астрель», 2007. – 64 с.

Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. –

СПб., Детство-Пресс, 2011. – 240 с.

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/

Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на рече­ вое развитие дошкольников. – Режим доступа: http :// festival . lseptember . ru / articles /103050

Инновационный метод – биоэнергопластика в работе учителя – логопеда

На современном этапе идет увеличение количества детей с речевой патологией и это является важнейшей проблемой дошкольного детства. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Читайте также:
Презентация - Дифференциация предлогов и приставок

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Упражнения по биоэнергопластике – автор:

учитель – логопед Калабина О. В.

1. Огород.

Мы лопатки свои взяли (артикуляционное упражнение: «Лопаточка» – удерживаем + выставляем руки ладонями вверх),

Быстро грядки раскопали («Лопаточка» + движения руками, имитирующие копание).

А потом мы грабли взяли (упражнение: «Маляр» + показали руки – «грабли» (согнув и растопырив пальцы)),

Свои грядки разровняли («Маляр» + загребаем «граблями» – руками).

Мы сажаем семена (Упражнение «Качели» + делаем щепотку из трёх пальцев – имитируем посадку семян),

Получим урожай сполна («Пузырик» – надуваем щеки + разводим руки в стороны).

2. Осень.

Ходим – бродим мы одни – осень – рядом. где – то («Качели» + указательным и средним пальчиками имитируем ходьбу по столу).

Жёлтый листик на воде – где ты, наше лето? («Лопатка» + руки ладонями вниз – делаем плавные движения),

В руки листик мы берём – вдруг – самый он последний? (Закусив кончик языка зубами – удерживаем его + тремя пальчиками, как – бы, берём листочек и делаем движения кистями рук – из стороны в сторону),

Принимаем осень в круг, здравствуй день осенний (высунув язык изо рта – делаем круговые движения + круговые движения кистями рук).

Радостно как, в огороде («Лягушка» – широкая улыбка + указательными пальчиками рук – показываем «улыбку» – (͜),

Поработать тёплым днём («Ленивый язычок» + сжимаем – разжимаем кулаки).

Яркий луч по грядкам ходит, чудно пахнет чернозём («Змейка» язычком + указательным и средним пальцами – имитируем ходьбу по столу).

Выросло всё и созрело («Катушечка» + поочерёдным движением пальцев рук (сверху – вниз) – имитируем рост растений),

Богатый будет урожай («Орешек» + разводим руки в стороны).

Для всех для нас – найдётся дело – собираем урожай («Качели» + имитируем руками срывание плодов с дерева).

Наши птички голодали (кусаем кончик языка и, одновременно, открываем – закрываем щепоть руки).

И повсюду корм искали («Часики + прямые ладони (от себя) – качаем ими из стороны в сторону – как маятником).

Вот так, вот так – и повсюду корм искали.

Зимовали, кочевали, всё летали, проверяли («Маляр + машем руками, как крыльями).

Вот так, вот так – с деревьев ягоды срывали (Улыбка – слоник + имитируем срывание ягод).

В чаще дерево долбили – насекомых находили («Дятел: д-д-д..+ кулачок о кулачок).

Вот так, вот так: насекомых находили.

Рядом с нами проживали («Орешек» + одна ладонь у груди, другая рука вперёд).

Дружно крошки доедали («Вкусное варенье» + щепоть, как клюв птиц – стучит по кормушке).

Вот так, вот так – дружно крошки доедали.

Высокие вершины, ветры еще спят («Грибочек» + поднимаем руки верх),

Только у деревьев листья шелестят («шипим» – шшш + раскрытыми ладонями делаем плавные движения),

Шепчутся тихонько, говоря друг с другом («Лягушка» – «Слоник» + щепотки рук соприкасаются друг с другом кончиками пальцев).

Льётся дождик звонкий, по веткам упругим («Орешек» + перебирая пальчиками рук – имитируем падение капель дождя).

Весёлый хоровод ведут, белые снежинки («Лошадка» + на руках пальчики – вместе – врозь),

Вьюга по полям летит, широкою тропинкой («Часики» + ладонями делаем плавные движения из стороны в сторону),

Вышла из – за туч луна, круглая горбушка («Гармошка» + показываем указательным и средним пальцами рук – круг).

Высоко висит она, яркою игрушкой («Чашечка» + поднять руки вверх).

Славный я мохнатый шмель, пробудился я в апрель («Иголочка» + машем руками, имитируя движения крыльями),

Звонкими ручьями, яркими лучами (говорим «Динь – динь» + сжимаем – разжимаем кулачки – растопыривая пальцы рук, имитируя лучи солнца).

И летаю и жужжу, над лесочком я кружу («Часики» + машем ладонями – вверх – вниз),

Красный подберу цветок, выпью я душистый сок («Улыбка – слоник» + тремя пальчиками (щепоткой) обеих рук – «берём» цветок и подносим поочерёдно к губам).

«Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, 15 секунд.

«Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху (кончик и боковые края языка загнуть), 15 сек.

«Иголка» – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать его узким, 15 сек.

«Трубочка» -высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть, подуть в получившуюся трубочку, выполнять медленно 10-15 раз.

«Грибок» – раскрыть рот, присосать язык к небу, при этом сильно оттянуть нижнюю челюсть, 15 сек.

«Гармошка» – то же самое, но нижнюю челюсть то поднимать, то опускать, 10-15 раз.

Читайте также:
Рисование крупами для развития мелкой моторики и речи

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком медленно и сильно, тянуть подъязычную складку, 10-15 раз.

«Часики» – высунуть узкий язык и тянуть его попеременно – то в правую сторону, то в левую в медленном темпе, 15-20 раз.

«Качели» – язык поднимаем за верхние и нижние зубы – попеременно – то к носу, то к подбородку, рот открыт, 10-15 раз.

«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в рот, 15 раз.

«Змейка» – рот широко открыть, язык максимально высунуть, и напрячь, сделать его узким; выдвигать вперед и убирать в рот, медленно 10 раз.

«Катушечка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы, широкий язык выкатывать вперед и убирать в рот, 15 раз.

«Ленивый язычок» – улыбаемся, показываем широкий кончик языка, не напрягая язык слегка покусаем его кончик, чтобы не ленился (можно от кончика языка к корню и обратно), 10 раз.

«Маляр» – улыбаемся, широко открываем рот, плавно двигаем кончиком языка вперед – назад, ласково гладя нёбо, 10-15 раз.

«Орешек» – сделать «уколы» кончиком языка в щеку, то в правую, то в левую сильно, медленно; рот при этом закрыт, 15-20 раз.

  1. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.
  2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П.: Детство – Пресс, 2014, 96 с.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. – C.- П. Каро, 2006 – 92 с.
  4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
  5. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  6. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.
  7. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.

Мастер-класс для родителей “Использование биоэнергопластики в логопедической работе”

МАДОУ «Детский сад № 352» г. Перми

Мастер-класс

«Использование биоэнергопластики в логопедической работе»

Сергеева Анастасия Владимировна

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Во многих исследованиях отечественных авторов отмечена связь речевого развития ребенка со степенью развития мелкой (пальцевой) моторики. Достаточно новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей.

От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.

Цель мастер класса – формирование у родителей понимания важности применения биоэнергопластики в развитии речи ребенка.

-познакомить родителей с понятием биоэнергопластика;

-показать элементарные приемы с применением биоэнергопластики;

-объяснить важность применения биоэнергопластики.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного возраста, обозначенных во ФГОС ДО, определен так: « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

В данном случае мы берем более конкретный результат : «у ребенка развита артикуляционная и мелкая моторика ».

В логопедии существует множество различных приемов, используемых для развития артикуляционной и мелкой моторики. В мастер-классе мы сделали упор на использование нестандартного развития артикуляционной и мелкой моторики при помощи биоэнергопластики. Оно не требует больших временных и материальных затрат, только воображение, и возможно некоторое атрибуты. Это легко, и, что немало важно, может использоваться как в ДОУ, так и в домашних условиях родителями.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для выполнения более точных движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка.

Артикуляционное упражнение «Улыбка-окошко»

Располагаем руки на уровне рта. Улыбка – руки, будто за нитки, поднимают уголки рта, окошко – имитируем руками широко раскрытый рот, для этого просто открываем ладони и закрываем в кулак.

Для того что бы применить данный прием на занятии предлагаем детям представить, что волшебник нас заколдовал и теперь делать артикуляционные упражнения мы можем только с помощью рук. Чтобы он нас расколдовал, мы должны выполнить все упражнения правильно.

Данное упражнение является артикуляционным базовым, оно очень часто используется в практике, способствует развитию навыка переключения с одного движения на другое, развитию артикуляционной моторики, а при использовании рук (биоэнергопластики) становится еще более эффективной в плане развития мелкой моторики.

Биоэнергопластика в данном случае позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Мелкая моторика

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев рук. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, “на кончиках детских пальчиков находятся мышление и речь ребенка”. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Читайте также:
Конспект занятия на тему Перенос слов

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки

Эта долька — для стрижа. щипковым захватом правой руки.)

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

Беда. их к груди.)

Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

Этот прием считаю эффективным, поскольку развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, а сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности, но и развивает артикуляционную и мелкую моторику.

Автоматизация звуков

Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи.

Автоматизация звуков порой дается довольно тяжело как детям, так и самому логопеду. Детям не интересно повторять одни и те же слоги или слова, поэтому существенно облегчает задачу логопеда биоэнергопластика.

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

Упражнение «цветок» – наша левая рука имитирует закрывший цветок, правая разгибая каждый палец (лепесток) проговаривает слог, затем можно поменять руку и наоборот «уложить цветок спать» закрывая лепестки и проговаривая слоги.

Использование биоэнергопластики в данном приеме существенно ускоряет не только исправление неправильно произносимых звуков у детей, но и артикуляционную и мелкую моторику, потому что работающие пальцы во много раз усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Слоговая структура слова

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Для развития слоговой структуры с применением метода биоэнергопластики можно использовать дополнительное оборудование, например, эспандер одновременно с речедвижениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения сжимания.

Упражнение поймай (сожми) слог.

Берется любая изучаемая тема (школа).

Педагог предлагает назвать слова — действия по теме.

При этом сжимать эспандер или просто руку в кулак на каждый слог в слове: шко-ла; тет-радь, дос-ка.

Слог и действие эспандера (кулака) одновременно.

Выполнять нужно с разным темпом и ритмом, в зависимости от возможностей детей.

Данный прием очень полезен тем, что ребенок помимо развития моторики артикуляционной (за счет концентрации на слоге и многократном повторении) и развития мелкой моторики, но и тем, что ребенок тренируется делению слова на слоги.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик (синхронизировать движения раскрытого рта и кистей руки) в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.

Или «В гостях у Самоделкина»

Грустная девочка спешит к Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить. Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку. Упражнения повторяются многократно (артикуляция и движение кисти синхронизируются). Девочка благодарит Самоделкина и спешит домой.

Помимо того что данные игры развивают коммуникационные навыки, так же они развивают умение ребенка соотносить и синхронизировать движения раскрытого рта и кистей движения; развивать подвижность губ, челюстей, языка.

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата

Исследование мелкой моторики рук по методике Волковой Г.А.

Основные задачи при исследовании мелкой моторики рук:

1) обследование тонких движений пальцев рук;

2) определение качества и дифференцированности движений;

3) исследование возможности выполнять действия с предметами.

Для реализации данных задач использовались следующие задания:

1. сжать пальцы в кулак;

2. загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»);

3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

4. выложить узор мозаики;

5. самостоятельно застегнуть пуговицы;

6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

7. нанизывать на нитку бусинки;

Качество выполнения предложенных упражнений оценивается по трехбалльной шкале:

«1» балл – с заданием справился;

«2» балла – с заданием справился частично;

«3» балла – с заданием не справился.

Минимальное число по всем заданиям составляет 7 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. Максимальное же число – 21 балл, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.

Исследование артикуляционной моторики по Фотековой Т.А.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

2)язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

3)язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

4)“маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

5)чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей с ФФН, тема Звук Р

Качество выполнения предложенных упражнений оценивается по трехбалльной шкале:

«1» балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

«2» балла – замедленное и напряженное выполнение;

«3» балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.

Минимальное число по всем заданиям составляет 5 баллов, что соответствует высокому уровню развития артикуляционной моторики. Максимальное же число – 15 баллов, что соответствует низкому уровню развития артикуляционной моторики.

Рефлексия: Родители оценивают мастер класс.

1 балл – материал понятен и важен.

2 балла – материал понятен, но большой важности для них не представляет.

3 балла – материал не понятен, не считают его нужным.

Приемы, демонстрируемые на практической части: артикуляционная гимнастика, автоматизация звука, развитие слоговой структуры слова.

В подготовке данного мастер-класса использовались следующие источники:

Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами (составитель: учитель-логопед Тютюнова В.И)

Исследование артикуляционной моторики (Фотекова Т.А.)

Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию

Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию.

Аннотация. В статье рассматривается возможность внедрения метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедический процесс в работе с детьми, имеющими дизартрию.

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.

Актуальность выбранной темы обоснована тремя взаимосвязанными основными проблемами.

Во-первых, в настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема преодоления дизартрии — как одного из наиболее часто встречающихся нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте и представляющим собой значительную трудность для коррекции.

Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы на основании метода биоэнергопластики позволит наиболее эффективно скорректировать сложные нарушения звукопроизносительной стороны речи данной категории детей, а также обеспечить профилактику вторичных нарушений речевого развития.

В-третьих, разработка методики логопедической работы на основе метода биоэнергопластики представляет собой одно из актуальных направлений коррекционно-логопедической работы с детьми данной категории, поскольку ранее именно в этом аспекте данная проблема не изучалась.

Дизартрия возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Причиной этого является парез (ограничение движения) мышц артикуляционного аппарата. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону.

Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Мышцы лица малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови.

Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии.

Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением речевого дыхания, голосообразования и просодики (О.А.Токарева, 1969; Р.И.Мартынова,1969; Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, 1978). Для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок голоса.

В исследованиях М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Неоценимую помощь детям с дизартрией могут оказать логопедические занятия с применением данного метода.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка; соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Для логопедической работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Читайте также:
Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

Начинать следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

“Качели” — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Футбол” — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” — сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” — согнутая ладонь опущена.

На третьем (подготовительном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На пятом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжают давать четкий образец движения.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Перспективность применения метода биоэнергопластики в логопедической практике обуславливается высокими образовательными возможностями: при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Кононова Н.Ю.,
учитель-логопед

  1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология, 1999. N4.
  2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. Центр Владос, 2009. – 287 с.
  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. — М.: Астрель, 2007. – 42 с.
  4. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: Вентана — Граф, 2008. – 240 с.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999. — 136 с.
Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

Логопедический массаж при дизартрии

Современные логопеды имеют в своем арсенале много различных способов постановки звуков и нормализации речи. Один из наиболее эффективных и весомых в глазах родителей – логопедический массаж. Это весьма эффективный современный метод логопедического воздействия, в результате которого удается изменить состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов, тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.

Что такое дизартрия

Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

  • расслабляющиймассаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие. На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;
  • укрепляющиймассаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Противопоказания

Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:

  1. Лихорадка и острые воспалительные процессы.
  2. Инфекционные заболевания кожи, грибок.
  3. Болезни крови, кровоточивость и кровотечение.
  4. Трофические расширения вен.
  5. Гнойные процессы на различных участках тела.
  6. Патологические состояния сосудов.
  7. Туберкулез в активной форме.
  8. Аллергии.
  9. Опухолевые образования (злокачественные и доброкачественные).
  10. 10. Заболевания органов брюшной полости.
  11. 11. Реабилитационный период после хирургических операций.

Нельзя также применять такой массаж при работе с пациентами, имеющими психические расстройства. Особенное если для них характерно чрезмерное возбуждение.

Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.

Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и выраженности нарушений.

Что нужно знать

Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: