Интегрированные логопедические занятия – актуальность, особенности организации

Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях

Интеграция – объединение в целое каких либо частей.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.

Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Кукло- и сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия (лечение движением)
  • Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный и сегментарный массаж
  • Релаксация
  • Физио-, фито-, ионо- и аромотерапия и т.д.

Таким образом, все специалисты дошкольного образовательного учреждения задействуются в осуществлении процесса коррекции и развития детей.

Понятие “интеграция” появилось в Российской педагогике в 80-х г.г. прошлого столетия, это изначальное единство предметности и межпредметности. Естественно, что процесс интеграции охватил и коррекционную педагогику.

Интегрированный курс – это та же учебная дисциплина, но составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.

Интегрированные курсы должны легко вписываться в предметную систему обучения и должны не нарушать традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который реализует коррекционную работу и включает несколько интегрированных курсов, что не только расширяет его предметную область, но и сближает её с другими дисциплинами.

Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.

При планировании педагог как бы мысленно должен просчитать интеграционные механизмы, соединить их и создать количественную модель занятия, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.

Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.

Деятельность – действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:

  • Игровая (художественно-творческая)
  • Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)
  • Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)
  • Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.

Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.

Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.

Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.

Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.

Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.

Предлагаемые планы-конспекты занятий позволяют проследить интеграцию видов деятельности на логопедических занятиях.

Для проведения упражнений используем ёлочные игрушки.

“Пальчиковый бассейн”. Найти пальчиками и определить игрушки из Киндер-сюрпризов.

Назвать свою игрушку, вспомнить и прочитать соответствующее стихотворение из цикла “Игрушки”

Игра “Расставь Матрёшек по росту”.

“Узнай игрушку по звуку и расскажи”

Гремит погремушка, звенит колокольчик, стучит барабан, пищит резиновая игрушка и т.д.

Рассмотреть любимые игрушки, рассказать из какого материала они изготовлены.

Обучение составлению предложений с опорой на модельное изображение.

Развитие умения определять временную последовательность.

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

Назвать дни недели, объяснить, почему так называют.

Ответить на вопросы:

  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько рабочих дней?
  • Какой день наступит после среды?

Игра “День за днём”.

Дети называют дни недели по порядку, передавая по кругу игрушку – часы. Кто ошибся, выбывает из игры, победителю – приз.

Что лишнее? Скажи и объясни.

Июнь, июль, август, декабрь.
Понедельник, вторник, среда, воскресенье.
Январь, май, суббота, август.
Понедельник, зима, среда, четверг.

Составить предложения с использованием моделей:

  • Зимой дети катались на санках, лепили снеговика.
  • Весной мальчики пускали кораблики по ручейку.
  • Летом ребята купались и загорали.
  • Осенью девочки собирали разноцветные листья. и т.д.

Интегрированные фронтальные логопедические занятия в дошкольной образовательной организации.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.

Система интегрированных фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников, разработанная Е. А. Пожиленко, отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этого метода положены комплексность и игровые приёмы. Попытки комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи в свое время проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохи-на. Этой же проблемой занимались Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, А. И. Максимова, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова, А. И. Максаков. В какой-то мере комплексной подход обозначен и Г. А. Каше (1985). Игровые приёмы предлагалось использовать при устранении заикания (Г. А. Волкова, 1983; Выгодская, Пеллингер, 1984), при воспитании звуковой культуры у детей в детских садах (Генинг, Герман, 1980; А. И. Максаков, 1982; А. И. Максаков, Г. А. Тумакова, 1979; Г. А. Тумакова, 1983; Швайко, 1983) и в некоторой степени – в логопедической работе с детьми (Генинг, Герман, 1980; В. И. Селивёрстов, 1987).

В предлагаемой Е. А. Пожиленко системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • 1) развитие сенсорных и моторных функций;
  • 2) формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • 3) развитие мимической мускулатуры;
  • 4) развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • 5) развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • 6) формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т. д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и пейзажных картин и т. д.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, с другой -в условиях Крайнего Севера в период «биологической тьмы» и «погодной чехарды» у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Последовательность ознакомления со звуками в основном предлагается в соответствии с рекомендациями Г. А. Каше (М., 1985). Однако следует помнить, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности изучения звуков, изменения количества занятий, посвященных одному или нескольким звукам. Это обусловлено данным составом групп и характером нарушения речи у детей в этих группах.

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; в) на каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; г)физпаузы и физми-нутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий; д) даются задания на словотворчество детей; е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Методические рекомендации и предложенные конспекты занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Занятия апробированы в подготовительных речевых группах детских садов г. Апатиты и получили хорошие результаты.

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.
консультация по логопедии на тему

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
integrativnye_formy_raboty_logopedpa.docx 118.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования .

учитель-логопед: Ковалева Н.В.

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.

Детям-логопатам необходима частая смена, чередование действий. Такой ребенок не может долго сосредоточится на одном виде деятельности. Интегрированные занятия более результативны, так как у учащихся отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность.

По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

  • Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.
  • Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
  • Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
  • Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов

  1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник). Реализует следующие задачи:
  • Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.
  • Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.
  • Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.
  • Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.
  1. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др.
  • Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.

Модели интеграции могут быть следующие:

1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

Возможные модели совместной работы разных специалистов.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие звуковой стороны речи.
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
  • Формирование связной речи.
  • Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие и коррекция высших психических функций.
  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания. Учитывает разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Логопед – музыкальный работник

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие лицевой и артикуляционной моторики.
  • Развитие звуковой стороны речи.
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Формирование связной речи.

Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

  • Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.
  • Формирование правильного дыхания.
  • Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.
  • Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального

руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач.

На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:

  • Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
  • Формирование чувства темпа.
  • Развитие мышечного ощущения направления движения.
  • Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
  • Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
  • Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
  • Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
  • Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.
  • Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

Логопед – физкультурный работник

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они, как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.

Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие пространственных ориентировок.
  • Координации и ритмизации движений.
  • Снятие мышечного напряжения.

Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

  • Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.
  • Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…).
  • Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.
  • Формирование и развитие словарного запаса.
  • Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.
  • Формирование познавательного интереса, любознательности.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.
  • Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

  • Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.
  • развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;
  • развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работе на разных этапах занятия.

Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя

Марина Андреева
Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя

В детском саду достаточно долго существовала предметная система обучения, которая не являлось адекватной для детей дошкольного возраста, о чем говорится в трудах классиков отечественной психологии (Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.). Но обучение продолжает являться одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. И именно интеграция позволит превратить обучение в увлекательное, занимательное дело.

Работапо коррекции речевых нарушений предусматривает решение следующих задач:

• формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

• преодоление нарушений слоговой структуры слова;

• обогащение словарного запаса;

• развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

• формирование грамматического строя речи и связной речи;

Невозможно реализовать эти задачи без слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей.

Интеграция в логопедическойпрактике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Интегрированные занятия позволяют включать детей с нарушениями речи в разные виды деятельности, что повышает эффективность в логокоррекционной работе.

Такие занятия вызывают интересу детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности.

Работа воспитателя тесно связана с деятельностью логопеда в его работе по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей.

На сегодняшний день модель интеграции коррекционных занятий в совместную деятельность взрослых и детей приобретает особую актуальность. Эта модель наиболее полно раскрывает содержание принципа комплексности и предполагает тесное взаимодействие всех структурных компонентов сложной функциональной речевой системы и в связи с этим предусматривает воздействие на все ее стороны.

Нами используются следующие формы работы:

Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года

Индивидуальная помощь учителя-логопеда по согласованию с воспитателем

Совместная разработка и проведение НОД

Адаптирование речевого материала, используемого на занятиях.

Обмен информацией необходим для совершенствования учебного процесса, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения развивающего и здоровье сберегающего эффекта. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова. По итогам результатов диагностики выстраивается план работы с ребенком, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году.

Оказывается индивидуальная помощь детям в ходе НОД и в совместной деятельности, по согласованию с воспитателем.

Подбирается речевой материал для использования его в различных видах деятельности.

Совместно с воспитателем мы используем артикуляционную гимнастику.

Следующим направлением совместной деятельности воспитателя и логопеда являются пальчиковые упражнения.

• Сюжетные пальчиковые упражнения

• Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

• Пальчиковые кинезиологические упражнения

• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

Игры –манипуляции развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения позволяют детям изображать предметы

транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения.

Пальчиковые кинезиологические упражнения координируют работу правого и левого полушария.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук используют традиционные для массажа движения – разминание, растирания, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)

Комплексы пальчиковых упражнений используются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Но эти упражнения полезно использовать и воспитателям.

Особенности выполнения музыкально-пальчиковых упражнений:

От медленного темпа к быстрому;

Сначала выполняют каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки к правой и обратно.

Виды музыкально-пальчиковых упражнений усложняются в зависимости от возраста детей.

Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга.

Так же, благодаря музыке, можно регулировать скорость выполнения упражнения, акцентирование сильных долей.

Для большего эффекта комплексной работы используется музыкотерапия. Музыкотерапия предусматривает использование музыки, как в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнительного сопровождения других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Музыка, как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.

Музыкотерапия может быть представлена в активной форме, когда дети активно выражают себя в музыке и пассивной, когда детям предлагают только прослушать музыку.

Активный вариант музыкотерапии предполагает использование несложных музыкальных инструментов – это колокольчики, бубны, музыкальных треугольники и др., на которых дети исполняют музыкальное произведение. Каждый ребенок при этом ощущает свою значимость и важность, легче адаптируется в коллективе, получает массу положительных эмоций.

Пассивная музыкотерапия имеет регулятивную форму коррекции, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

При проведении точечного массажа используется пассивная форма музыкотерапии для усиления коррекционного эффекта.

Включение дошкольников с нарушениями речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в коррекционной работе. Ведь каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Использование взаимодействия воспитателя и учителя– логопеда способствует не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирует творческое развитие детей, создает условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников.

Таким образом, интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания.

Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя– логопеда, воспитателей, педагога–психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива в образовательном процессе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности.

«Лэпбук» в работе учителя-логопеда В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Звуки [Э], и [А], [У], [И], [О], [Э]» в с средней группе Дом построить мы решили. (Делают руками над головой «крышу».) Взяли гвозди, молоток (Сжимают и разжимают кулачки) И по бревнам тук-тук-ток.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на март в средней группе День Космонавтики Развитие мелкой моторики На Луну летать мы будем В небе скучно ей одной: Непременно нужно людям Познакомится с Луной.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в средней группе Дикие животные весной. Звук О. Развитие общей моторики. Зайки белые сидят и ушами шевелят. (Дети приседают, держа ладони у головы. Вот так,.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на октябрь (средняя группа) Мебель. Звук. О Речедвигательные упражнения Раз, два, три. Дет шагают. – Раз, два, три. Шкаф высокий – посмотри! Руки высоко ПОДНЯТЬ вверх.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Подготовительная группа День Победы Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках,.

Экспериментальная деятельность в работе учителя-логопеда Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре в образовательной деятельности Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре в образовательной деятельности Обеспечить воспитание физически здорового.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Интегративные подходы в художественной культуре для оптимизации процесса логопедического воздействия

При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании пришло то время, когда учителю-логопеду приходится оказывать коррекционно-речевую помощь детям с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными дефектами. Необходим поиск универсальных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

Удачно и эффективно использовать интегрированные логопедические занятия. Комплексный интеграрованный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий помогут обеспечить высокие результаты в коррекции речи. Взаимосвязь разных видов искусств играет важную роль в становлении полноценной личности детей с нарушениями речи.

О художественном образовании и творчестве на логопедических занятиях

Художественное образование играет важную роль в становлении полноценной личности ребенка, в развитии его способностей.

«Творчество, как универсальный способ самопознания (интеграция деятельности и личностно – ориентированного подходов в педагогике искусства)» говорит, что «эстетическая деятельность человека универсальна. В ней человек выражает свое отношение к окружающему миру и самому себе как уникальной частице мироздания.

Эстетическое освоение мира человеком опирается на все многообразие эстетических свойств деятельности.

Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества, как в сфере познания, так и в художественной деятельности».

Поэтому разработаны и внедряются в образовательный процесс инновационные технологии. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у дошкольников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.

Эти изменения отражены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образование, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009г. № 655, в котором изложено принципиально новое в содержании дошкольного образования: обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам, и прежде всего принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Особенно важно использовать такие занятия для детей в коррекционных группах, где возможно осваивать содержание различных разделов программы параллельно, что позволит сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Использование различных областей художественного образования на логопедических занятиях дает возможность поддерживать внимание воспитанников, проводить коррекционную работу на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Гегель. Правомерность этого суждения особенно понятна тем специалистам, для которых работа над речью, а точнее ее звучанием, осмысленностью, соответствием форм и содержания – и составляет ядро профессиональной деятельности.

Реалии повседневной жизни все чаще ставят перед дефектологами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Особенно возрастает значение работы логопедов в условиях инклюзивно-организованного обучения как относительной образовательной практики. Интегрированное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к условиям образовательного учреждения.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Этой проблемой занимались Т.А.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и многие другие. Обучение связной речи детей имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

Полноценное овладение детьми-логопатами навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Детей необходимо приобщать к миру искусства, как средству развития монологической речи.

Искусство — одно из мощнейших средств воспитания чувств, поэтому так важно научить таких детей понимать и любить произведения живописи, литературы и музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все его виды является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста.

Формирование монологической связной речи и коррекция речевого дефекта у детей-логопатов невозможны без взаимодействия всех участков коррекционно–образовательного процесса.

Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи — весьма сложная проблема, так как у них наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, позднее начало речевого развития, низкая речевая активность.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико- пространственных представлений. Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, используя различные виды искусств, можно говорить об эффективности коррекционной работы.

Интегрированные логопедические занятия

Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна.

Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства:

  • жесты,
  • мимику,
  • пантомимические движения.

Как правило, дети-логопаты отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, логопеды связывают свою работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Театрализованная деятельность в работе логопеда

Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

  • Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  • Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
  • Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения.

Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативные сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи.

Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.

Логоритмика

Для повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют логоритмику, то есть сочетание музыки, движения и речи.

Г.А. Волкова впервые в нашей стране создала логопедическую ритмику как специальную науку.

Музыка — это «звучащее лекарство». А.В.Запорожец отмечал, что система движений влияет на психические процессы, а также развивает речь.

В.А. Гиляровский подчеркивал, что музыка влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга.

«В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально- положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма».

Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, коррекционных задач каждого этапа логопедической работы.

Многообразие средств логоритмики дает возможность всем специалистам, работающим с данной категорией детей, включать эти средства в свои занятия.

Хорошо известна взаимосвязь общей и речевой моторики, которая подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сначала развиваются движения тонких пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук занимает важнейшее место в коррекционной работе и содержит целый комплекс мер, в которые входят:

  • разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
  • пальчиковый театр;
  • рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.;
  • графические упражнения;
  • лепка;
  • ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.

Бумажная пластика

Дошкольная программа развития и обучения детей предусматривает работу с самыми разными материалами. Самая интересная, незаменимая, разнообразная – это работа с бумагой. Она пластична, легка в обработке, не требует больших усилий, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы, имеет приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру.

Используют различные виды бумажной пластики:

  • аппликация – создание работ с помощью ножниц или путем обрывания, мозаика из резаной крошки;
  • витражи и силуэтные вырезания;
  • конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание;
  • папье – маше;
  • оригами- складывание листа бумаги в различных направлениях.

Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука. А в оригами и лепке очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.

Специалисты-медики считают, что занятия оригами и лепкой позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.

Комплекс ритмических движений на занятиях способствует развитию динамических качеств двигательного компонента:

  • выполнению симметричных и асимметричных движений,
  • переключению с одного действия на другое,
  • динамической координации.

Занятия оригами и лепкой очень нравятся детям, потому что это похоже на чудо.

Кружковая работа по развитию ручной умелости

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении может быть кружковая работа по развитию ручной умелости.

Учитель – логопед выступает в этой совместной деятельности в новом качестве, казалось бы, не присущем ему, — решает задачи изодеятельности и конструирования. Очень тонко, ненавязчиво, в интересной, занимательной форме он общается с детьми, рука в руку, опираясь на ведущую деятельность ребенка – экспериментирование и игру.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению взаимодействовать между собой.

Логопеды часто используют работу с бумагой и пластилином не только в кружковой работе, но и на занятиях, например при закреплении лексических тем или при знакомстве с буквой.

Игры с песком

Многим логопедам нравится такой способ креативной терапии, как рисование на песке, игры с песком.

Взаимодействие с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать сои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, элементы рисования, лепка, аппликации, оригами и др. способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильно произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.

Книга своими руками

Владея ножницами и бумагой, можно предложить детям сделать книжку своими руками. При работе по изготовлению книжки интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности.

Создаются условия для подготовки детей к школе:

  • накапливается словарный запас,
  • развивается связная речь,
  • совершенствуются навыки словообразования,
  • уделяется внимание звукопроизношению,
  • фонематическому слуху,
  • формируется мотивация чтения и грамотности письма.

А мы знаем, что любовь к художественной литературе формируется с детства, и это очень важно для формирования полноценной личности.

Использование картин на логопедических занятиях

Ни один логопед не обходится на своих занятиях без помощи картин наших знаменитых художников В. Васнецова, Шишкина, Брюллова и многих других.

Произведения художников учат фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создать самим что-то красивое. Так зарождается творчество.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и отражаются в содержании речи. Они учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события, объяснять выбранный художником колорит, настроение и чувства, соотнося картину с литературным произведением.

Дети обучаются составлению рассказов по пейзажной картине. Конечно, этому предшествует наблюдение за явлениями природы, сезонным изменениям, описанием природы, рассматривание произведений пейзажной живописи, беседы по содержанию картины.

Наша задача — вызвать у ребенка эмоциональное отношение к изображению для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения, закрепляя и автоматизируя грамматические формы.

Взаимосвязь разных видов искусств

На протяжении многих лет детские сады сотрудничают с поэтами, композиторами, художниками нашего города, тем самым приобщая к различным видам музыкального, художественного творчества.

«В настоящее время около 70% дошкольных учреждений Энгельсского района сотрудничают с Краеведческим музеем. Методисты УМЦ решили сотрудничать со специалистами Краеведческого музея г. Энгельса. Возникла новая идея – объединить усилия музейных сотрудников и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Так возник клуб «Музейка».

Это совместная проектная и творческая деятельность, направленная на решение вопросов воспитания культурного развития личности и выявление творческих способностей ребенка».

Сотрудничество (в разных формах) ДОУ и семей воспитанников позволяет установить взаимопонимание, взаимоуважение, проникновение в проблемы сада и семьи по вопросам развития ребенка. А это очень важно особенно в коррекционной работе.

Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру – логопеду каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, легкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации, используя интегративные подходы в художественной культуре — вот задачи, стоящие на данном этапе развития нашей науки перед каждым логопедом- практиком.

Взаимосвязь разных видов искусств и каждый вид искусства в отдельности углубляют необходимые и неожиданные ассоциации, помогают понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа, что является важнейшим звеном в цепи коррекционной работы.

Грудинская Валентина Николаевна,
учитель-логопед I категории МБОУ «СОШ№15»,
г. Энгельс Саратовской обл.

Интегрированные логопедические занятия – актуальность, особенности организации

Интеграция – объединение, слияние в известных пределах обобщенных знаний той или иной области.

Бесплатные занятия с логопедом

Интеграция – объединение, слияние в известных пределах обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия (от лат. — «полный», «целостный») — это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

Сокращение количества занятий, снижение объема учебной нагрузки на каждого ребенка;

реализация коррекционных и образовательных задач через игру;

развивитие творческих способности и коммуникативных умений;

активизация познавательной активности;

формирование коллективных взаимоотношений;

укрепление психического и физического здоровья детей.

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.

Занятия могут быть с использованием сказочных и литературных героев; сказочных сюжетов; разработанных или совместно придуманных игр; воображаемых путешествий, поездок, приключений;

элементов сюжетно-ролевых и дидактических игр; тематических праздников; предметных и сюжетных картин, сюжетов и героев мультфильмов.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи и с умственной отсталостью присуще отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускающего составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Также характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков различной контрастности. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий зачастую просто невозможно. Детям необходима частая смена, чередование действий. Такой ребенок не может долго сосредоточится на одном виде деятельности.

На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.

Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:

1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – дефектолог, логопед – физкультурный работник).

2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

Задачи первого типа интеграции:

Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.

Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.

Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.

Модели интеграции могут быть следующие:

1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

Рассмотрим возможные модели совместной работы разных специалистов.

Логопед – психолог

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

Развитие звуковой стороны речи.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

Развитие и коррекция высших психических функций.

Активизация познавательной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм м и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Логопед – учитель музыки

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

Развитие лицевой и артикуляционной моторики.

Развитие звуковой стороны речи.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Развитие просодической стороны речи.

Формирование связной речи.

Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.

Формирование правильного дыхания.

Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.

Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач.

Такие интегрированные занятия (логопед – музыкальный руководитель) хорошо воспитываются в учебную работу любой современной программы по коррекционному обучению школьников, способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени гармонизации психического развития детей.

На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:

Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

Формирование чувства темпа.

Развитие мышечного ощущения направления движения.

Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.

Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.

Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

Логопед – учитель ЛФК

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.

Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие пространственных ориентировок.

Координации и ритмизации движений.

Снятие мышечного напряжения.

Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.

Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…).

Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.

Интегрированная деятельность логопеда и психолога в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. В 2012 году на международной конференции в Брюсселе нарушения речи детей были темой круглого стола. Представители разных стран и профессий (педагоги, врачи, логопеды, психологи) отмечали серьёзные отклонения в речи детей дошкольного и школьного возраста. Всё больше детей нуждаются в специальной психологической и логопедической помощи.

Логопедические центры и клиники многих стран Европы не справляются с количеством детей. По данным статистики, в настоящее время около 25% детей 4-х летнего возраста страдают тяжёлыми нарушениями речи (для сравнения — в 70-х годах эта цифра составляла 4%). Таким образом, всё более актуальным является вопрос о повышении эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения не только в познавательном, но и в речевом развитии.

Ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая отвлекаемость;
  • истощаемость психических процессов;
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдаются:

  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность или общая заторможенность;
  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • плаксивость;
  • многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей старшего дошкольного возраста.

Наш опыт

Исходя из сложившейся ситуации мы совместно с психологом ДОУ решили разработать проект, целью которого является создание и апробирование модели взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

  • Первый этап

Первоначальным этапом работы стало определение методической базы, на которую мы планируем опираться в ходе реализации проекта. При выделении критерия формирования группы детей, участвующих в проекте, мы приняли решение, что первичным для организации коррекционно-развивающей работы мы будем считать дефект речи и звукопроизношения.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу о недостаточной методической разработанности вопроса организации совместной работы психолога и логопеда в рамках ДОУ. Также в настоящее время имеются расхождения в понимании формы организации интегрированной работы специалистов. В современной периодической печати, в частности, в журналах «Логопед в детском саду», «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и др., взаимодействие логопеда и психолога основывается на проведении интегрированных, т.е. совместных, занятий с детьми. Все конспекты построены таким образом, что есть реплики и задания логопеда, а есть части занятия, которые проводит психолог. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми.

Плюсом подобной формы организации работы является то, что логопед на протяжении всего занятия контролирует звукопроизношение, а психолог в это время работает над развитием познавательных процессов. Но есть и существенный минус — нерациональное расходование рабочего времени специалистов.

Другой подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале. Т.е. какие-то упражнения проводит логопед, а какие-то психолог, но с учётом лексического материала, предложенного логопедом. Преимуществом такого подхода является более рациональное использование рабочего времени специалистов.

Мы выбрали вариант параллельной работы психолога и логопеда на одном лексическом материале с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий.

  • Второй этап

Следующим этапом нашей работы по проекту было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В нашей картотеке есть задания на автоматизацию звуков [Л’], [С] [С’] [З] [Ш] [Р] [Р’] и др. В качестве примера приведем задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л].

Примеры упражнений на отработку звука [Л]

Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».

Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.

Во время коррекционно-развивающей работы нами активно используются пословицы и поговорки на определенный звук. Например, для автоматизации звука [Л] можно использовать такие пословицы, как «Где много слов, там мало дела»; «Кто смел, тот и цел»; «Ловит волк, да ловят и волка»; «Золото не станет золотом, пока не побывает под молотом»; «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал!» и другие. Пословицы можно использовать, например, в игре «Пароль», направленной на развитие произвольной слуховой памяти.

Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

В ходе реализации проекта мы также используем игры и упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк (перекрестные движения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, кинезиологические комплексы). Данные упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Нейрофизиологами доказано, что при регулярном выполнении данного комплекса упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Цель проекта

Конечная цель реализации нашего проекта — это автоматизация навыка звукопроизношения и развитие познавательных процессов. Процесс автоматизации связан с развитием функций мозжечка. Для улучшения мозжечковых функций нейропсихологии предлагают использовать два метода: непосредственное стимулирование мозжечка через вестибулярный аппарат и улучшение функциональных возможностей мозжечка за счет тренировки чувства ритма. Для тренировки чувства ритма мы стали использовать музыкальные пальчиковые игры, разработанные и записанные Екатериной Железновой.

В ходе работы мы заметили, что застенчивые дети (особенно мальчики) музыкальные пальчиковые игры выполняют активнее, чем простые пальчиковые упражнения. Родители удивляются, когда видят, что их дети поют, потому что первоначально на индивидуальной консультации мамы говорили, что «мой сын точно петь не будет».

При написании конспектов проводимых совместно с психологом интегрированных занятий мы учитывали следующие особенности структуры интегрированного занятия:

  • Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
  • Продуманность и логическая последовательность;
  • Взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  • Большая информативность, ёмкость учебного материала, используемого на занятиях;
  • Систематичность и доступность изложения материала.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

  • Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;
  • Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
  • Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;
  • Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Использованная литература:
1. Ефимов И.О. ProРечь. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции. Книга для педагогов, логопедов, психологов и родителей. – СПб., 2009.
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Об авторе: Светлана Владиславовна Проскурина, учитель-логопед I квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми.

Читайте также:
Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: