Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки: «Споем мы дружно песню»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя музыки «Споем мы дружно песню». Конспект наполнен интересными вокальными упражнениями, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, дыхательными упражнениями, музыкально-ритмическими движениями под музыку.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки:

«Споем мы дружно песню»

– совершенствование грамматического строя речи;

– развитие фонематического и фонетического слуха и восприятия.

– развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы;

– развитие артикуляционной и мелкой моторики;

– развитие координации речи с движением;

– развитие творческого воображения, фантазии, памяти и логического мышления.

– воспитание любви к Родине и бережного отношения к природе;

– закрепление нравственно-эстетических чувств в общении с природой;

– воспитание положительной установки на участие в занятии.

Атрибуты и оборудование: фортепиано; стулья, расставленные полукругом (по количеству участников); мешочки – «тучки»; султанчик; «мешочек хорошего настроения» с конфетами.

Ход занятия

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами попали на Фабрику звезд. Мы будем из вас делать звезд эстрадной сцены. Вам очень повезло, что вы попали именно к нам.

Учитель музыки: Чтобы нам стать звездами, нужно нам с вами немного потрудиться и выполнить несложные задания.

Учитель-логопед: Кроме того, вас будут ждать веселые игры, чтобы нам с вами не заскучать.

1. Приветствие «Рано утром».

Упражнение выполняется стоя.

Учитель-логопед: Рано утром в школу мы спешим скорей – щелк-щелк

Очень рады видеть всех своих друзей – хлоп-хлоп

И с улыбки это утро мы начнем – шлеп-шлеп по коленкам

Всем здоровья пожелаем и споем.

«Здравствуйте» – 3 р. качая головой вправо-влево, на 3 раз протягивают руки вперед, ладошками вверх.

2. Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Упражнения выполняются сидя.

Наш забавный Язычок… (дети хором произносят слова)

Щелк, щелк, щелк, щелк! (щелкают языком 4 р.)

Зубки чистим мы умело,

Вправо-влево, вправо-влево (дети закрытым ртом двигают языком во рту)

Мы нисколько не устали (упр. Блинчик)

Вверх и вниз им двигать стали (выполняют соответствующие движения)

Словно пчелки, пожужжали (дети произносят «ж-ж-ж-ж…»)

Как машина, порычали (дети произносят «р-р-р …»)

Как лошадки, вскачь пустились (пощелкивание языком)

3. Дыхательная гимнастика.

Упражнение выполняется в кругу.

Учитель музыки: Посмотрите, тучки-облака…

К нам они плывут издалека.

(на фоне музыки ведущий по кругу передает «тучи» — полиэтиленовые пакеты с ручками)

Днем и ночью по небу кочуют,

Пусть они у нас переночуют!

(по показу педагога все надувают пакеты, закручивают их и завязывают ручки на узел)

А утром я их разбужу, (слегка потормошить за ручки)

Ласково поглажу, причешу (погладить, расправить каждую ручку)

Брошу кверху (подбрасывают пакеты вверх)

Хлопну по плечу (мягко дотронуться)

И полечу … (под музыку все «летят» врассыпную)

Встречу дружочка на лету, (встречаются друг с другом)

Обниму, к себе прижму (обнимаются)

Полетала тучка, полетала и устала … (встаем в круг, «тучки» складываем в середину круга)

– С тучкой мы поиграли, и ей пора лететь дальше. Но без ветерка она не сможет улететь. Давайте мы подуем на нее вместо ветерка.

(присесть на колени, выполняя упр. на дыхание)

Учитель-логопед: Будем произносить звуки: с-с-с…, ш-ш-ш-ш …, ф-ф-ф-ф …, направляя воздушную струю на «тучки».

4. Мимическая гимнастика «Солнышко»

Учитель музыки: Мы вместе с ветерком полетели на наших тучках высоко в небо. Здесь, в небе, все спокойно и тихо. Вот мы проплываем мимо ласкового солнышка, которое касается нас своими теплыми лучами. Оно решило немного с нами поиграть.

Солнышко лучиками щекочет нам:

– глазки (поморгать глазками)

– лобик (наморщить лбы)

– носик (наморщить носы)

– ротик (пошевелить губами)

– плечики (пошевелить плечами)

– ручки (пошевелить руками)

– и ножки (пошевелить ногами).

Представьте, как солнышко нас греет, нам тепло и уютно. Теперь потянитесь, улыбнитесь. Сойдем с наших облачков, пусть они продолжают свое путешествие без нас. А мы с вами продолжим выполнять наши задания.

5. Упражнения на развитие дикции, пальчиковая игра «Две медузы»

В море зонтики плывут,

Куда волны из несут.

Вот так чудо! Вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива.

Обжигает как огонь,

Береги свою ладонь.

Плывут туда, плывут сюда

Его не видно иногда (медуза)

– Покажем вместе с вами, как плавают медузы.

Две огромные медузы (широко расставить руки, растопырить пальцы, мягко качать руками)

Прилепились пузом к пузу (сложить ладони вместе перед собой)

Выгнем щупальца сильнее (разъединить ладони, держа кончики пальцев вместе)

Море их волной накрыло (поднять обе руки, ладошками вместе, высоко вверх волнообразными движениями)

И медуз разъединило (широко развести руки в стороны, растопырив пальцы)

Покачались на волне (мягко качать руками)

И уснули в глубине (разведенные руки опустить и сложить ладошки под щекой)

Читайте также:
Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

6. Офтальмогимнастика.

Упражнение проводится стоя, без очков

7. Разучивание песни.

Учитель музыки. Перед началом разучивания педагог акцентирует внимание ребят, повторяя с ними правила певческой посадки.

После чего дает команду:

– Плечи – раз, подбородок – два, внимание – три!

В певческой позе замри.

Первый ряд начинает тянуть звук, указанный педагогом. По взмаху руки педагога к этому звуку подстраивается сначала 2-й ряд, затем и 3-й ряд. Упражнение повторяется несколько раз, начиная с разных рядов и от разных звуков.

«Пропойте звуки учителя».

Педагог поет разные музыкальные фразы, состоящие из нескольких звуков: «ма-ма-ма», «ку-ку-ку», «тра-ля-ля», «лёли-лель».

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

– Здесь родился, живешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Педагог предлагает послушать песню о России и сказать, какие чувства вызывает у них песня «Росиночка – Россия».

Дети определяют характер звучания музыки, средства музыкальной выразительности.

Работа над песней:

– разучивание слов (приемом ритмодекламации);

– работа над ритмическим рисунком мелодии (прохлопывание песенного ритма);

– пробное исполнение песни.

8. Исполнение песни с дирижированием по рядам.

9. Итог занятия.

Учитель-логопед: Понравилось ли вам быть участниками нашей «Фабрики звезд»? Что больше понравилось и запомнилось? Что не понравилось? Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?

Учитель музыки: У нас для вас есть еще один сюрприз – «Мешочек хорошего настроения». Засуньте руку в мешочек и достаньте себе подарок.

Дети достают по очереди конфеты с пожеланиями:

– «Смотри веселей»и т.д.

1. «Две медузы». Музыка, слова и описание движений О. Буйновской, муз.обработка Ю.Забутова // Музыкальная Палитра. №1, 2016, с.30

2. Кремлякова А.Ю. Мешочек хорошего настроения//Музыкальная Палитра. №1, 2017, с.31

3. «Рано утром». Музыкальное приветствие с коррекционной направленностью. Музыка и слова Катрухиной Н.//Справочник музыкального руководителя. №3, 2014, с.79

4. Таюкина С.П., Хаткевич Л.Н. Речедвигательная игра «Тучки-облака»//Музыкальная Палитра. №3, 2013, с. 30

5. Христосова Н.С., Ярославцева Е.В. Артикуляционное упражнение «Язычок»//Музыкальная Палитра. №3, 2010, с. 28

Авторы:
1) Малюк Вероника Михайловна, учитель-логопед 1 категории
2) Козлова Елена Николаевна, учитель музыки высшей категории

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
Занятия по Музыке
Автор: Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.
09.10.2020 10:02

Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»

  • Лукичёва Я.Н. – учитель-логопед МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево
  • Шиян И.С. – музыкальный руководитель МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

Так возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю».

Проект рассчитан на два года, начиная с сентября 2019 г. Реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие логопункт, музыкальный руководитель, учитель — логопед, родители.

Цель проекта: внедрить и апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.

Задачи проекта:

  • формирование слухового внимания
  • развитие слуховой памяти
  • развитие координации движений
  • развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие просодики (голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико-интонационная сторона речи (темп, паузация, ритм)
  • развитие фонематического слуха
  • воспитание темпа и ритма дыхания и речи.

По окончании реализации проекта “Я пою и говорю” ожидаем следующие результаты:

  • дети проявят устойчивый интерес к музыкально — речевым играм
  • смогут грамматически правильно формулировать свои мысли
  • преодолеют речевой негативизм и скованность
  • преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом
  • возрастет положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения у детей с логопедическими проблемами и с заиканием в частности.

Осуществляя коррекционную работу, учитываем:

  • структуру речевого нарушения
  • осуществляю индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности
  • закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях
  • всесторонне развиваю личность дошкольника.

Этапы реализации проекта:

  • 1-й – организационный (сентябрь 2019 г.);
  • 2-й – формирующий (октябрь 2019 г.- март 2021г);
  • 3-й — заключительный (апрель 2021 г. — май 2021г.)

Первый этап — Организационный.

  1. Анализ научной и методической литературы.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Подборка музыкально — логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
  4. Организация предметно – пространственной среды.

Второй этап — Формирующий.

Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции, то есть сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.

В связи с этим широко используется ряд упражнений для укрепления мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.

Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал можно использовать как оформление логопедических игровых упражнений, так и, в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.

Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи: над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.

Реализация проекта проводится с использованием следующих приемов:

  1. Логопедическая ритмика;
  2. Театрализованная деятельность;
  3. Развитие музыкально-ритмических навыков;
  4. Развитие певческих навыков.
  5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, фонопедические упражнения.

Авторские разработки М.Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.

Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.

В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Работа над проектом наполнила повседневную жизнь воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные перспективы в работе и, как следствие, порадовала результатом. Дети активнее вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учётом ситуации, легче идут на контакт со взрослым и сверстниками.

Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятия

учителя музыки Дубровиной Л.А.и учителя-логопеда Кравченко В.Е.

Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».

Цель : Различать музыкальные звуки по высоте, музыкальные инструменты по тембру на основе лексической темы «Дикие животные».

Способствовать развитию умения различать высоту и тембр музыкальных звуков путем слушания и анализа фрагментов музыкальных произведений, исполнения песен, имитации игры на музыкальных инструментах и движений животных.

Способствовать развитию умения анализировать слово по слоговому составу, подбирать слова – признаки при описании животных, образовывать притяжательные прилагательные.

Способствовать коррекции и развитию связной речи:

Обогащение словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи через описание диких животных, анализ слов по структуре, через подбор притяжательных прилагательных.

Способствовать развитию мелкой моторики, развитию ритмичности, плавности, соразмерности движений.

Способствовать коррекции и развитию личностных качеств:

навыков самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства.

Способствовать воспитанию нравственных качеств, заботливого отношения к животным, чувства сопереживания, умения работать в команде.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, магнитофон , музыкальные инструменты: баян, туба, флейта; картинки инструментов.

Картинки с изображением животных (волк, медведь, лиса, заяц, рысь), паровоз с вагончиками – кармашками. Раздаточный материал с изображением животных и хвостов.

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты); К. Сен-Санс «Птичник»; песни: муз.и сл. Г. Эрнесакса «Едет, едет паровоз», «Хомячок», Муз. А. Филиппенко «Весёлый музыкант»; игра-песня «У животных»; видео фрагмент «Паровоз».

Логопед: Вы любите путешествовать?

Я предлагаю отправиться в необычное путешествие. Сегодня мы с вами одновременно побываем на уроке музыки и логопедическом занятии.

– На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

– Давайте на поезде.

Учитель музыки: Сейчас мы попробуем собрать все свои знания, полученные на уроках музыки и логопедических занятиях, и отправимся в путь. Вы должны быть очень внимательными и останавливаться мы будем только на тех станциях, которые нам нужны. Вы готовы, ребята? Тогда в путь! Занимайте места в вагонах.

Видео фрагмент «Паровоз».

Дети садятся на стулья (вагончики), смотрят и слушают видео клип песни «Едет, едет паровоз».

Логопед: Ребята, мы прибыли на станцию «Загадочная». Давайте выйдем из вагонов и отправимся в волшебный лес.

(звучит музыка Э. Григ «Утро»)

Учитель: Ребята, скажите, что вы сейчас слышали?

Учитель: Из чего состоит музыка?

Дети: Из музыкальных звуков.

Учитель: Как можно записать музыкальные звуки?

Ученики: При помощи нот .( на доску прикрепляется нота)

Учитель: Ребята, скажите, какими бывают музыкальные звуки?

Дети: Звуки бывают разные: высокие, средние и низкие.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о высоте звука, а помогут нам в этом наши верные помощники – музыкальные инструменты.

Высокие звуки поются тонким голосом, легко, звонко. А низкие – густые, более басовитые.

Игровой тренинг «Угадай-ка»

Сейчас мы с вами проведем игру «Угадай высоту звука». Я буду на баяне играть звук, а вы должны определить, какой это звук, высокий или низкий.

(если звучит высокий звук – дети поднимают руки вверх, если низкий – руки опускают вниз)

А теперь – второе задание на эту же тему, только труднее. Сейчас вы должны будете узнать обитателей леса. Прослушайте музыку и подумайте, кого из животных «нарисовал» композитор.

(Звучат пьесы). (Школьники слушают начало пьес, сочиненных в низком и высоком регистрах: К. Сен-Санс «Птичник», «Зайчик» М. Иванова, «Медведь» В. Ребикова, Прокофьев «Петя и волк» (фрагмент) и др.)

После того, как дети отгадывают, выставляется картинка с изображением животного. ( Птичка, медведь, заяц ,волк, лиса,)

На доске находятся ступеньки, на которые логопед располагает животных. Учитель музыки поясняет, почему животные расположились на той или иной ступеньке. Птичку расположили на верхней ступеньке, потому, что звучали высокие звуки, медведь – на низкой ступеньке.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть. (волк)

Хитрая да ловкая.

Кур пересчитала. (лиса)

– А как можно назвать этих животных одним словом? (дикие) Где они живут? Кто их кормит? Кто им жилище строит? (ответы детей)

Вывод: Они сами о себе заботятся.

Затем дети описывают животных . (волк – серый, лохматый, злой, хищный, умный; лиса – рыжая, пушистая, хитрая; медведь – большой, толстый, косолапый, неуклюжий, бурый; заяц – маленький, серый, пушистый, трусливый).

– Ребята, мы с вами путешествуем на поезде. А давайте и наших зверей покатаем. В паровозе поедут животные, в названии которых один слог, а в вагоне – животные из двух слогов. (Картинки: волк, лиса, заяц, рысь + поезд с кармашками)

– Теперь мы можем отправиться дальше.

Дыхательная гимнастика «Паровоз». (Под баян )

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

А колёса стучат,

А колёса говорят:

Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег.(повторяем 3 раза)

Логопед: Мы прибыли на станцию «Песенную». Для того чтобы спеть песню красиво, нужно размять губы, язык, т.е. сделать артикуляционную гимнастику.

Упражнения для щёк и губ.

«Толстощёкий хомячок». Хомячок несёт за щеками зерно. Надувание обеих щёк. Высыпал зерно. Втянуть щёки.

«Норка хомяка». Широкая трубочка с открытым ртом.

«Заборчик». На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки.

Чередование широкой трубочки с оскалом.

Упражнения для языка.

«Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу.

«Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.

«Поедем на лошадке в лес». Щёлканье языком. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр.

«Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами.

«Дятел стучит по дереву». В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык к бугоркам, произносим:т-т-т, д-д-д. Дятел здоровается с нами: да-да-да-дак, да-да-да-дык.

Учитель: Ребята, вы знаете песню про хомячка? Хотите спеть её? Сядьте, пожалуйста, красиво, вспомните, как нужно сидеть при пении. Приготовились?

Песня «Хомячок» После песни дети садятся на стулья – вагоны.

Учитель: А мы отправляемся дальше. Занимайте, ребята, места в вагонах.

(дети поют песню «Едет, едет паровоз»).

Учитель: Мы прибыли на станцию «Лентяйка». Остановимся?

Учитель: Отправляемся дальше. – 2 куплет песни «Едет, едет…»

Логопед: Однажды, проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что это проделки злого волшебника, он разнес хвосты по лесу. Пошли звери по лесу свои хвосты искать, но никак не смогли их разделить. Давайте поможем животным.

На «поляне» картинки животных без хвостов, и отдельно нарисованные хвосты. Нужно каждому животному найти его хвост :

логопед – лисе, дети – лисий,

Логопед проводит игру Дикие животные и их детёныши

– Ребята, а вы знаете о том, что у диких животных весной появляются детёныши? Давайте вспомним, как они называются.

Как-то узкою тропой звери шли на водопой.

За мамой зайчихой прыгал… зайчонок.

За мамой волчицей топал… волчонок.

За мамой лисицей крался … лисёнок.

За мамой медведицей шёл … медвежонок.

За мамой ежихой плёлся … ежонок.

Учитель: Ребята, а сейчас помогите музыкальным инструментам найти своего животного. Давайте вспомним, как по высоте звучат голоса животных.

(У птички высокий голос, медведь ревёт низким голосом)

Показать инструменты (туба, флейта)

На ступеньки, расположенные на доске, логопед располагает инструменты в соответствии с высотой звука. (Птичка – флейта, медведь – туба, зайчик- скрипка)

Учитель: Ребята, мы славно потрудились и сейчас отдохнём.

Игра-песня «У животных».

Логопед: Садимся в вагоны, поём песню «Едет, едет паровоз».

Логопед: Ребята, мы приехали на лесную полянку, на которой танцуют и поют зайки. Давайте веселиться вместе с ними!

Песня «Я на скрипочке играю … » ( под баян )

Сначала поём, потом инсценируем, имитируя игру на инструментах.

– Как играла скрипка? ( высоким звуком)

– Почему зайки разбежались от игры на барабане? (испугались)

– Наше путешествие подходит к концу. У нас с вами было так много приключений, что надо немного отдохнуть. Занимайте места в поезде, садитесь удобнее, опустите руки и голову, закройте глаза и послушайте звуки леса. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

(Аудиозапись со звуками леса)

Логопед: Ч ем мы сегодня занимались на уроке? Кого мы встретили на пути?

Учитель: Какими музыкальными инструментами были озвучены животные? Какими звуки бывают по высоте?

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать музыкальные звуки по высоте, узнавали голоса инструментов. Озвучьте инструменты нотками. Если вам было интересно и всё понятно – красного цвета, а если ничего не понятно – жёлтого.

Дети размещают нотки на доске рядом с инструментом и получают нотку в подарок за работу на уроке.

План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ– ДЕТСКИЙ САД №39 “Ромашка”

План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда

Учитель-логопед: Сидорова Г.А.

Музыкальный руководитель: Ажгиревич М.В.

2020– 2021 учебный год

Задачи участников коррекционно-развивающей

работы

Учитель-логопед:

1. Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

2. Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа.

3. Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.

4. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

5. Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза.

6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

7. Обучение умению связно выражать свои мысли.

8. Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.

9. Развитие психологической базы речи.

10. Совершенствование мелкой моторики.

11. Активная речевая деятельность детей во время занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

1.Развитие и формирование:

– слухового внимания и слуховой памяти;

– зрительной ориентировки на собеседника;

– умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

– темпа и ритма дыхания и речи;

3. Автоматизация правильно произносимых звуков.

4. Активизация словарного запаса.

Сентябрь

Изучение документации, логопедическое обследование, заполнение речевых карт

1.Обследование музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, навыков выразительности движений.

2. Планирование работы на год с учетом коррекционной направленности.

Звуки /буквы «У», «А».

Формирование номинативного словаря по теме, обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

1.Учить ритмично, выразительно проговаривать текст и выполнять соответствующие движения. «Мама»; «Хвостатый-хитроватый»;

2. Дыхательно-артикуляционный тренинг

«Загадочная трубочка», «Мотор» Л/ритмика РЛ.Бабушкина

2.Формирование номинативного словаря: Звучит музыка М. Еремеевой на песню «Осень, милая, шурши». Слайд-шоу на тему осени (осенний лес, падающие листья, дождик и т.д.) Вопросы педагога:

рассказ-описание по схеме, согласование сущ. с прил., образование относит.прил., образование мн.ч.сущ.

1. Движения с речью под музыку. Учить владеть своим телом, выстраивать совместные действия Разучивание песни «Огородная-хороводная» Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой.

2.Развитие речевого дыхания и голоса

«Разговоры овощей». /Р.Л.Лалаева

3. Учимся произносить звук “У” Песенка Филлина.

Октябрь

рассказ-описание, образование мн.ч.сущ., подбор родственных слов, согласование сущ.с числ., образование отн.прил.

1.Артикуляционная гимнастика «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

2.Упражнения «Вкусное варенье», «Часики», «Мостик» Развитие артикуляционной моторики.

2. Закреплять и расширять знания детей о ягодах, фруктах, овощах средствами музыкальной игры; Музыкальная игра «Урожайный оркестр»

Звуки/буквы «Т,Ть», «К-Т»,

Закрепление пройденного материала.

1.Упражнение «По садовой по дорожке» Ходьба на носочках. (Лог. Ритмика с.69)

2.Развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса. Муз.игра «Дождик».

Образование относительных прилагательных.

Согласование существительных, прилагательных и числительных. Работа над предложением.

1.Развитие музыкально-слуховых представлений, инициативности поведения, ассоциативного мышления, воображения. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕС»

2. Речевая игра «Лес» активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.

3.Развитие координации, умения передавать с помощью движений характер музыки» Разноцветная листва»» «Вальс», музыка Д. Кабалевского

Звук/буква «Х-Хь», «К-Х»

образование отн.прил, согласование сущ., прил.и числ, работа над предложением, образование сложных слов, подбор родственных слов.

1. Развитие тактильного восприятия.

Игра «Жмурки» Дети под музыку с завязанными глазами собирают грибы и ягоды разбросанные по залу.

2.Игрогимнастика «Ходьба» развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.

«Марш», музыка Н. Богословского

Звуки/буквы: «Ы», «А-У-И-О-Ы»

л/т «Перелетные птицы».

т «Перелетные птицы»:

формирование навыков словообразования, особенности строения тела птиц, образование уменьшительно-ласк.формы сущ

1. Развитие быстроты реакции, слухового внимания, плавности речевого выдоха. Игра «Воробей»

2.Развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы. Игра «Птичий гомон»

Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Я на горку шла» в обработке И. Арсеева

Ноябрь

л/т «Дикие животные»:

рассказ-описание по схеме, подбор притяжательных прил.,согласование их с сущ., подбор антонимов.

1.Развитие ритмического и звуковысотного слуха. произвольности внимания. Муз. игра «Олени и оленята»

2.Мимический этюд : «Лесные звери». Развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.

3Логопедическая распевка «Песенка слоненка» Сонорный звук «Н»

рассказ-описание по схеме, употребление предлогов, составление предложений по демонстрации действий, закрепление предложно-падежных конструкций.

1.Муз- игровое творчество: речевая игра «Как у бабушки Наташи» (сл. народные) – имитировать движения бабушки;

употребление предлогов, составление предложений по демонстрации действий, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Развитие артикуляции: Пение песен со звукоподражанием, связь мимики с интонацией песня «Игрушки» Кукутики. «Ехала машина», «Птичка»

2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3.Развитие дыхания «Листья шелестят», «Задуй свечу» Р.Ю.Лалаевой

4. Вокальное музицирование «Поющий мяч» Р.Л. Бабушкиной.

л/т «Домашние животные»

Расширение словаря по теме, рассказ-описание по схеме, образование сущ.мн.ч.и их употребление в речи.

1. Песня со звукоподражанием «Паслись коровки на лугу» «Вот идут утята»

2 Движения с речью под музыку. «Мы едем» М.Старокодамский 3.Использование характерных ролей. Игры: «Мы делили апельсин»; «Заборчик», «Кролик», «Варенье», «Цветок»

л/т «Домашние птицы»:

развитие навыков словообразования, образование род.п.мн.ч.сущ., рассказ-описание по схеме

1.Дыхательная гимнастика: «Ворона», «Петушок».

2.Артикуляционная гимнастика: «Веселый язычок», «Шоколадка», «Ветерок»,

3.Пение со звукоподражанием: «Голоса птиц»

Декабрь

Рассказ о своей семье по плану педагога, подбор притяжат.прил. к сущ., употребление притяжательных мест. мой, моя, мое, употребление гл.пр.вр., словообразование притяжательных прилагательных

1Логопедическая распевка, автоматизация свистящих звуков: «Слон», Медуница», Крокус. Л.Б.Гавришева

2.Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Собачка» Н.В.Нищева.

3.Инструментальное музицирование «Музыка на кубиках» Р.Л.Бабушкина.

4.Речевые упражнения: «Губная гармошка» Р.Л.Лалаева.

практическое закрепление в речи детей глаголов пр.вр., уточнение и расширение словаря по теме.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник» Н.Нищевой.

2. Инсценировка песни “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой.

3. Развитие чувства ритма, координации движений, ориентировку в пространстве

Танец «Шел по лесу Дед Мороз» Н Вересокиной.

л/т «Зимующие птицы»:

рассказ по серии сюжетных картин, закрепление относительных прилагательных и родственных слов, согласование сущ.с чил.

1.Артикуляционная гимнастика «Птичка» Н.В.Нищева

2.Развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.

Игры: «Телеграф», «Телефон» Р.Л.Бабушкиной.

3. Чистоговорка «Уточка» Аксановой.

4 Развитие интонационной выразительности речи «Мама Уточка»Т.Ю. Аксановой

л/т «Новый год. Зимние забавы»

Рассказ по серии сюжетных картинок, подбор родственных слов, согласование сущ.счисл.

1 Дыхательное упражнение: «Лыжники», «Снег» Р.Л.Лалаевой

2.Артикуляционная гимнастика «Качели», «Язычок» Н.Нищевой.

3 Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Январь

расширение словаря по теме.

1.Развитие силы и длительности речевого выдоха. «Гудок» Р.Л.Бабушкиной

2. Активизация слухового и зрительного внимания, чувства ритма. Оркестр. «Регтайм», музыка С. Джеплина,

формирование словаря прилагательных, образование относительных прилагательных, развитие навыка словообразования

1.Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Игра «Чудак» Р.Л.Бабушкина.

2 Пальчиковая гимнастика «Щи из топора» Р.Л.Бабушкиной.

3. Инсценировка песни “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой.

л/т «Животные Севера»

Формирование навыка словообразования по теме, закрепление употребления имен сущ.мн.ч.в род.п.

1.Развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.

Пальчиковая игра: «Повстречались» Л.Р.Бабушкиной.

2.Развитие просодических компонентов речи, таблица с изображением животных Севера. Игра «Кто же это?» Р.Л.Бабушкиной.

3.Музыкальная игра «Олень и оленята» Развитие координации, ориентации в пространстве.

Февраль

л/т :»Животные жарких стран»

Формирование навыка словообразования по теме, закрепление употребления имен сущ.мн.ч.в род.п.

1 Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «Слоненок» Н.Нищевой.

2.Игрогимнастика «Марш» Н.Богословского

Развитие координации движений.

3.Музыкальная игра: «Кенгуру», Фонограмма музыка Сен-Санса. Развитие звуковысотного слуха, ориентировки в пространстве.

Рассказ-описание по схеме,

формирование навыка словообразования по теме,

употребление глаголов с различными приставками (надевать-одевать и т.д.), употребление сущ.в Род.п.ед.ч.

1.Пальчиковая гимнастика: «Платье», «Брюки». Л,Б,Гаврищева

2. Логопедическая распевка «Прогулка» Л,Б,Гаврищева

3Дыхательная гимнастика А,Н,Стрельниковой «Крылья» «Поднимаемся на носочки»

4.Развитие выразительности движений Музыкальная игра «Ветер и ретерок»

пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.

л/Т «Головные уборы, обувь».

рассказ-описание по схеме,

употребление несклоняемых сущ., составление предложений с приставочными глаголами, согласование сущ.с числит

1.Логопедическая распевка, автоматизация шипящих звуков: «Мышка», «Индюшата», «Ерш» Л.Б.Гавришева

2. Развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных действий. Музыкальная игра «У ребят порядок строгий» Л.Р.Бабушкиной.

3.Дыхательная гимнастика «Воздушный шар» А.Н.Стрельниковой.

л/т «День защитника Отечества»

обогащение словаря, составление рассказа по сюжетным картинкам

1. Развитие ориентировки в пространстве, воображения, быстроты реакции. Музыкально-ритмическая игра «Регулировщик» -«Автомобиль», музыка М. Раухвергера, «Змейка» любая ритмичная музыка в размере 2/4

2. Пальчиковая гимнастика «Воробьишко», «Звери» Л.Б.Гаврищевой

3. Дыхательная гимнастика «Семафор» «Вырасти большой» А.Н.Стрельниковой.

Рассказ по картине,

подбор антонимов-наречий и антонимов-прилпгательных, употребление творительного и предложного падежей сущ.

1.Логопедическая распевка, дифференциация свистящих и шипящих звуков: «Гололед», «Редиска» Л.Б. Гавришева.

2. Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Хомячек» Н.Нищевой

3. Развитие координации движений, пластики, голосового диапазона, музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити. «Солнышко и дождик» Р.Л.Бабушкиной.

(закрепление словаря по теме)

1. Пальчиковая гимнастика: Мама», Л.Б.Гавришева

2. Дыхательное упражнение «Пчелы», «Носик» А.Н.Стрельниковой.

3.Музыкальные игры Г.И.Анисимовой. Развитие координации, ориентации, чувства ритма.

Употребление сущ. во мн.ч. в уменьшительной форме, согласование сущ.с числ., подбор родственных слов

1. Учимся произносить букву «Ц» «Песенка Пони» Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика: «Тучка на колесах», «Одуванчик» Л.Б.Гавришева

3. Инсценировка музыкальной постановки «Стрекоза и муравей» По басне Крылова.

перессказ, употребление в речи предложений с приставочными глаголами и качественными прилагательными, употребление сущ.в ед. и мн.ч., составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

1.Развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков, муз.игра «Поезд»

Музыкальный материал: польская народная мелодия «Скоро поезд отойдет».

2.Логопедическая распевка: «Ялик» Л.Б.Гавришевой.

3 Артикуляционная гимнастика: «Мостик»,» Белка» Н.Нищевой.

Апрель

л/т: «Инструменты, электроприборы»

придумывание начала рассказа,

закрепление правильногоо употребления глаголов совершенного и несовершенного вида с приставками, употребление предлогов из-за, из-под, подбор родственных слов.

1.Артикуляционная гимнастика Языковой вибрант буква «Р» «Песенка кота».

2. Мимическая зарядка по методу А.Уманской «Хмурилка»

3 Развитие слухового восприятия, звукослоговой структуры слова, ролевые стихи «Кто кем становится» по Радыновой.

4.Развитие чувства ритма, координации, ориентации.Музыкальные игры: «Молоток», «Мы строители», «Помощники» Г.И.Анисимовой.

рассказ по серии сюжетных картин, употребление в речи глаголов с различными приставками, составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам, согласование сущ.с прил.и числ.

1. Дыхательная гимнастика «Регулировщик», Дыхание», А.Н. Стрельниковой.

2.Музыкальная игра «Автобус» развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы.

3. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа. Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой. Р.Л.Бабушкиной.

Закрепление правильного употребления глаголов совершенного и несовершенного вида с приставками, подбор прилагательных к существительным, употребление творительного и предложного падежей сущ.

1.Развитие эмпатии, умения определять самочувствие партнера и передавать его состояние с помощью движений. Музыкальная игра «Танец», музыка Д. Шостаковича.

2.Игра «10 Лунатиков» Развитие быстроты реакции.

3.Дыхательная гимнастика «Поворот», «Приземление» А.Н.Стрельниковой.

4.Развитие эмпатии, слухового восприятия, координации в пространстве, чувства темпа и ритма. Музыкальная игра «Сонный поезд»муз. двухчастная форма. Л.Р.Бабушкиной.

рассказ по картинке, употребление сущ. во мн.ч. в уменьшительной форме, согласование сущ. с числ., подбор родственных слов.

1. Логопедическая распевка Л.Б.Гавришевой «Крокус»

2.Дыхательная гимнастика «Радуга обними меня» А.Н.Стрельниковой

3.Развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов. «Танец цветов» Ю Антонова «Не рвите цветы»

Составление рассказа по плану,

усвоение сущ. в дательном, предложном падеже мн.ч

1. Речевое дыхание «Щука» Р.Л.Лалаевой.

2 Пальчиковая гимнастика «Сом» Л.Б.Гавришевой.

3.Развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов. Танец «Три кита»

Об авторе

Ажгиревич Маргарита Валерьевна

Новые записи автора
Комментарии

Новое в блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младш…
ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.
ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну…

В блогах

Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания».

Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания». Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом.

Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».

Педагогический проект на тему: «Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста». «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский Тема проекта.

Статья к родительскому собранию для детей раннего возраста

“Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле” Заметки к родитльскому собранию.

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели “Домашние птицы”. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать.

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети верят в чудеса. Поэтому атмосферу сказки и волшебства мы решили подарить через новогоднее оформление группового.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Прогулка в зимний лес»

Цель: развитие речевых, двигательных, ритмических способностей детей.

  • развитие умения детей соотносить знаковые символы с текстом стихотворения;
  • формированиеумения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое ( в общей, мелкой, артикуляционной моторике);
  • развитие у детей чувства ритма;
  • развитие мелодико – интонационной стороны речи;
  • развитие дыхания и голоса;
  • воспитание музыкального, фонематического слуха, развитие слухового внимания, памяти;
  • активизацияноминативного словаря по теме «Зима»;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на зимние проявления природы.

Оборудование: модели к стихотворению И. Сурикова «Зима», маски зверей, карточки с ритмосхемами, музыкальные инструменты (колокольчики, дудочки, маракасы, бубны), елочки, белка, видео – аудиозапись музыки П.И. Чайковского «На тройке», предметные картинки на зимнюю тематику.

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал под композицию «Три белых коня».

2. Пальчиковая речевая игра по стихотворению Т. Сикачевой«Здравствуй» (приветствие гостей).

Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (вместе со взрослым дети показывают «крылышки»).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небоголубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здрав – ствуй – те! (поют).

3. Отгадывание загадки:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зимушка – зима)
Ребята, а вы зиму любите? (Да.) А какие зимние месяцы вы знаете? А что вам нравится зимой? (Дети рассказывают о любимых играх, а логопед обобщает сказанное детьми).
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да.)
Все сейчас мы в лес пойдем,
Много горок обойдем.
Одолеем сто сугробов,
А на кочках отдохнем.

4. Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора»

(«Марш В.Робера,«Веселый бег» М.Александрова. первая часть – ходьба по кругу, вторая часть – сигнал «гора», ходьба на носочках, руки поднимают вверх над головой, показывая, какой большой сугроб намело; сигнал «кочка» – дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками. Бег «змейкой» – двигаются на носочках, руки на поясе, «сугроб» – останавливаются, показывая, какой большой сугроб намело, ждут музыкального сопровождения.

5. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима».

Логопед Чудо – чудо из чудес
За минуту вырос лес.
Елочки пушистые,
Ветки серебристые.



Зима – удивительноевремя года. Художники пишут красивые картины о ней, поэты в стихах рассказывают нам о зиме. Сейчас мы с вами вспомним и прочитаем замечательные стихи И.Сурикова «Зима» (дети индивидуально и хором читают стихотворение по моделям).

6. Слушание музыки.

Муз. руководитель. – О зиме можно рассказать не только словами, но и музыкой. Послушаем, как П.И.Чайковский изобразил звуками музыки удивительную картину «На тройке». (Дети слушают аудиозапись).
– Понравилась вам музыка? Что ощущали вы?

7. Дыхательная гимнастика.

Логопед.Ребята, а как хорошо дышится на свежем воздухе. (дети выполняют дыхательную гимнастику).
Подуем на плечо – уууух,
Подуем на другое – ууух,
Подуем на живот – ууух,
И трубкой станет рот.
А теперь на облака – ууух,
И остановимся пока.
Логопед. Ой, замерзла я ребята,
С вами по лесу гулять.
Чтоб согреть нам руки – ноги,
Предлагаю поиграть.

8. Массаж биологически активных зон «Снеговик».

Раз – рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом – другую).
Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика).
Три – четыре, три – четыре (погладить ладонями шею).
Нарисуем рот пошире
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз (кулачками растереть крылья носа).
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас (приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб).
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим (погладить колени ладошками).

9. Развитие артикуляционных движений.

Логопед. Смотрите – белочка. О! как она высоко забралась на дерево! (логопед и дети выражают удивление). Прислушайтесь, она щелкает орехи (логопед щелкает пальцами). Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов (дети цокают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают на дно ротовой полости.

10. Ритмическая игра «Следы зверей».

Муз. руководитель. Смотрите какой красивый ритмический рисунок оставила на снегу белочка (муз. руководитель показывает ритмический рисунок, дети повторяют).
Ребята, кого мы можем встретить зимой в лесу? Дети со взрослыми отгадывают и отстукивают ритмические рисунки зайца, лисы, ежика, медведя.

11. Сказка «Лиса и зайцы».

Муз. руководитель. Ребята, а вы любите сказки? (Да.) я начну рассказывать ее, а вы мне помогайте.

Раз, два повернись и в зайчаток превратись.
Жили – были в лесу веселые, резвые зайчишки. Они очень любили музыку. Соберутся бывало на лужайке, возьмут музыкальные инструменты и играют под управлением дирижера.

12. Игра на детских музыкальных инструментах (оркестр «Мороженое».)

Иногда они просто слушали песенки.

13. Песня «Веселый музыкант» Филиппенко.

Но в лесу появилась лиса и она не прочь отведать зайчатины.

14. Игра «Лиса и зайцы».

Раз, два повернись, и в ребяток превратись.
Спасибо, ребята, интересная получилась сказка. Но кажется началась вьюга.

15. Развитие вокально – интонационной выразительности.

Имитируем завывание вьюги (далеко – близко):

Как же нам выбраться из леса в такую непогоду, уже пора в детский сад.
Логопед. У меня есть волшебные сани с колокольчиками, но они появятся только тогда, когда вы правильно подберете картинки к времени года «зима».

16. Словесная игра «Подбери картинку».

Логопед. Наступает расставание,
Нам домой отправляться пора,
И сегодня на прощание,
Мы споем для вас, друзья.

17. Пение песни «Санки» Филиппенко.

Исполнив песню, дети уходят «змейкой» из зала.

Педпроспект

Автор: Кукушкина Марина Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад № 6”
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическое пособие для использования на занятиях по обучению грамоте детей 6–8 лет.
Тема: “Йотированные гласные. Обобщающее занятие”.
Раздел: дошкольное образование

Методическое пособие для использования на занятиях по обучению грамоте

детей 6-8 лет.

Тема: «Йотированные гласные. Обобщающее занятие».

закрепить в памяти детей правила о йотированных гласных буквах.

Уточнить сформированные представления о том, что буквы Я, Е, Ё, Ю дают по

два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и

Напомнить о смягчение согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю.

Развивать фонематическое восприятие, усвоить звуковой анализ слов.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям дошкольных образовательных

учреждений, педагогам, осуществляющим предшкольную подготовку детей; может

быть полезна учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня;

Автор: Кукушкина Марина Васильевна

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 6» г. Ярославль

Сказка о хитрых буквах.

непохожие, с разным характером, всего их было 33. И вот

что однажды приключилось…

Буква Я обижалась и жаловалась:

– Поставили меня в алфавите самую последнюю, а я, Я,

Но не зря её хитрой прозвали, подговорила Я другие

хитрые буквы: Е, Ё, и Ю превращаться в два звука.

– Давайте будем давать два звука, когда первые в слове

стоять будем, никто нам помешать не сможет!

превратилось в [ЙЭ], Ё в [ЙО], Ю в [ЙУ], а сама Я в [ЙА].

Например: яма [йама]. В слове три буквы, но четыре

Понравилось хитрым буквам превращаться, подошли

они к гласным звукам, попросили:

– Можно мы после вас два звука давать будем?

Гласные звуки такие добрые, настроение у них всегда

хорошее, они поют: А. О. У. Ы. И. Э. Разрешили они

хитрым буквам превращаться в два звука.

Например: поёт [пойот]. В слове четыре буквы, но

Мало этого хитрым буквам показалось, подошли они к

твёрдым согласным звукам, говорят:

– Разрешите нам после вас два звука давать.

Твердые согласные строгие, характер у них жёсткий,

отказали хитрым буквам в их просьбе.

Хитрые буквы своими уговорами стали менять характер

твердого согласного, стоящего перед ними на мягкий, но

буквам после согласных только один гласный звук давать: Е

– [Э], Ё – [О], Ю – [У], Я – [А].

Например: люк [л’ук]. В слове три буквы и три звука.

А ещё нашлись согласные, которые на уговоры хитрых

букв не поддались, характер свой не поменяли. Ш,

Ж и Ц

Например: шеф [шэф], жёлуди [жолуди], цех [цэх].

Не успокоились хитрые буквы, оглядели внимательно

весь алфавит и нашли ещё две буквы, которые даже звуков

не обозначают: Ъ и Ь. Пришли хитрые буквы к твёрдому и

мягкому знакам, предложили свою дружбу и попросили

разрешения в два звука превращаться. Ъ и Ь были рады:

– Пусть нас и не произносят, лишь бы писать, где

нужно не забывали! А хитрые буквы пусть после нас в два

звука превращаются, нам не жалко.

Например: съел [сйэл]; льют [л’йут].

Вот так хитрые буквы в правила попали!

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука:

– когда стоят первые в слове: енот [йэнот];

– после гласной дают [дайут];

– после твёрдого знака подъём [подйом];

– после мягкого знака семья [сем’йа].

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я смягчают согласный стоящий

перед ними и дают один гласный звук.

Например: лес [л’эс], тюк [т’ук], пёс [п’ос], ляп [л’ап].

Вы, дорогие ребята, про хитрый характер гласных букв

Е, Ё, Ю, Я помните, правила о них повторяйте, чтобы не

Йотированные гласные – план-конспект занятия

Конспект логопедического занятия

Тема: Йотированные гласные.

Цели: 1. Дать понятие об образовании йотированных гласных.

2. Дать понятие о смягчении согласных посредством гласных второго ряда.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Совершенствование умения составлять предложения с данными словами для получения

карточки гласных букв;

картинка с изображением папы-медведя и сына Мишутки;

индивидуальные картинки с изображениями этих зверей;

текст стихов с иллюстрацией гласных звуков («девочки» Аля, Оля, Уля, Эля, Ира) и звука [ й ];

фотографии с изображением артикуляции гласных и звука [ й ];

материал к рассказу «Котенок».

Какое сегодня число?

Какой идет месяц?

А какой день недели?

Кто готов сегодня на занятие внимательно слушать и хорошо работать?

Перед детьми на партах лежат гласные буквы: А И Ы Э У О. По артикуляции логопеда узнать звук, показать соответствующую букву и назвать ее вслух. В результате этой игры должен получиться ряд гласных – А О У Э Ы. Сравнение с рядом гласных на доске: А О У Э Ы.

– Кто справился с заданием?

– Кто умеет хорошо узнавать звуки по положению губ и языка?

3. – Что вы знаете об этих буквах?

– Для чего они служат?

– Кому помогают эти гласные: папе-медведю или Мишутке?

– Кто прочитает эти гласные за папу-медведя его голосом?

4. – Какая буква осталась на парте? (И)

– Что вы о ней знаете?

– По внешнему виду, на какую букву она похожа? (на Й)

– А что вы о ней знаете?

Стихи с иллюстрацией

И глядит украдкой

На сестрицу краткою:

Ей понравился берет,

У нее такого нет…

5. О том, какая история приключилась со всеми этими буквами и что из этого получилось, мы узнаем сегодня на занятие.

Жили – были две сестрички: И и Й. Они были очень похожи. Одна из них решила купить себе берет. Она купила красивый беретик, переоделась и стала очень гордой. Звала она себя теперь кратко: [ Й] и не хотела ни с кем дружить. Но так жить ей стало скучно и плохо, решила она подружиться с кем – нибудь. Вышла гулять, смотрит, стоит красивая девочка и поет [А].

– [ Й]. Давай дружить и петь вместе. Я буду первой, а ты за мной:

Логопед соединяет карточки со звуковыми изображениями: [ Й] [А].

Записывает на доске ниже первого ряда

Далее логопед рассказывает о том, как [ Й] подружилась с девочкой Олей, которая звонко пела свою песенку [ О]; с Улей (удивленная песенка [У], с Элей (красивая песенка [Э]).

В результате рассказа логопеда на доске будет запись:

Бука И испугалась, что ей не будет места, быстро встала в пару с Ы.

Так и получилось два ряда гласных букв. Они очень дружат между собой и не любят, если ученики их путают.

Интересная история о буквах?

О чем эта история?

Кто догадался, почему эти четыре буквы называются самыми хитрыми в русском языке?

6. Пусть сказочные герои отдохнут и понаблюдают, как мы с вами за партами получим второй ряд.

Логопед при помощи фотографий с изображениями артикуляции гласных звука [Й] демонстрирует слияние звуков:

Дети выполняют слияние звуков перед зеркалами.

В итоге работы на партах получается два ряда гласных:

Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?

7. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы.

Теперь мы узнаем, какую работу они выполняют. Сегодня на занятие мы начнем об этом говорить, а продолжим на следующих. У нас получился второй ряд букв.

– Что вы можете о них сказать?

– Чьи это звуки? (Мишуткины)

Чтение гласных Мишуткиным голосом.

Чтение гласных I ряда голосом папы-медведя.

Как хорошо получается у папы-медведя и Мишутки. У нас сейчас также хорошо получится чтение слогов:

А О У Э Ы МА-МЯ

М

Как звучит согласный в словах папы-медведя?

Как звучит согласный в слогах Мишутки?

Квадратом, какого цвета они обозначаются?

8. Чтение детьми по очереди пар слогов. Вместо буквы М берется первая согласная из имени читающего ребенка.

9. Развитие фонематического слуха (дети карточками с изображением медведя и медвежонка показывают твердость и мягкость согласного в словах).

СА СЕ ЛЁ МУ МИ ЗЯ

ФА ДО РЁ ГЛЮ ДРЯ СВА

А сейчас попробуем построить имена детей. Я предлагаю слог за папу – медведя, а вы – за Мишутку, в итоге должно получиться имя мальчика или девочки:

11. Работа над составлением связного текста

Мишутка шел в гости к своему другу, нес подарок, но дул ветер и несколько шаров улетело. Надо вернуть их на место.

Каждый ученик ставит шарик – букву на место, читает полученное слово.

Составьте предложение с каждым словом так, чтобы получился маленький рассказ о котенке, который у нас появился (картинка котенка на доске).

В нашем классе появился котенок. Его назвали Барсик. Котенок любит лакать молоко. Он говорит: «Мяу!» мы играем с котенком.

Как можно назвать наш рассказ?

Пересказ составленного рассказа с опорой на слова.

12. Подведение итогов занятия

Котенок тоже хочет узнать, с какими хитрыми буквами мы познакомились сегодня на занятии. Скажите ему, ребята. (Я Ё Ю Е)

Котенок приготовил для вас интересное задание. Он дает вам карточки с шарами, на которых изображены эти хитрые буквы. Попробуйте их красиво заштриховать в группе продленного дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: