Открытый музыкальный досуг «Путешествие в Подземное царство» в средней группе в рамках проектно-исследовательской работы в области познания «Окружающий мир»
В нашем проекте: «Подземное царство», мы познаем с детьми слои почвы (чернозем, песок, глина, камни), исследуем их свойства и значимость для окружающего нас мира. Одной из видов продуктивной деятельности проекта является художественно – эстетическое развитие, которое проводится в игровой форме и стимулирует воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче.
Музыкальный досуг «Путешествие в Подземное царство» является сюрпризным и закрепительным этапом нашего проекта.
Цель проекта: Познакомить детей с почвой, ее структурой и свойствами, со значением ее для жизнедеятельности человека и живой природы. Формировать ответственное отношение к окружающей среде.
В процессе работы решались следующие задачи:
1.Выявить слои почвы (чернозем, песок, глина, камни) и их свойства;
2.Активизировать наглядно-образное мышление детей;
3.Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление у детей;
4.Развивать интеллектуальные и творческие способности детей;
5.Развивать коммуникативные способности;
6.Развивать художественно-эстетические способности детей;
7.Формировать познавательный интерес, готовность к совместной деятельности;
8.Воспитывать бережное отношение к земле и окружающему миру;
9.Учить детей использовать свои знания в сюжетно-ролевых играх.
Используемые методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.
Продукт проекта: Организация сюжетно-ролевой игры «Подземное царство»»; создание совместно с детьми плакатов и выставок творческих работ по данной тематике; собрание книг и иллюстраций о подземном мире; посещение «Почвенно-аграрного музея им.Вильямса» Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева; проведение в ДОУ музыкального досуга «Путешествие в Подземное царство» для родителей и детей старших групп.
Дети заходят в зал, встают полукругом.
Воспитатель («Кормилица Земля»): Здравствуйте, дети! Вы узнаете меня, если отгадаете загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
Что это? Подскажите дети?
Дети: Земля!
Земля: Правильно, я – Кормилица Земля. А почему меня называют Кормилицей?
Ответы детей (выслушать).
Ребенок:
Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Земля: Молодцы! Со мной вы встречаетесь каждый день. Меня любят все и складывают обо мне не только стихи, но и пословицы. Вот послушайте:
– Добрая кормилица, Матушка Земля — это общий дом для людей, зверей, птиц, растений…
– Земля кормит людей, как мать детей.
– Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
– Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
– Земля заботу любит.
Земля: Но сегодня особенный день – праздничный. Подземный царь дал мне задание проверить и узнать: Отгадали ли вы его загадки?
Дети: Отгадали!
Земля: Хорошо! Сможете все свои знания о Подземном царстве показать?
Дети: Да!
Песня о земле или подземном царстве.
Дети садятся на стулья.
Земля: А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы, сколько во мне слоев и как они называются?
Ответы детей. (Чернозем, песок, глина, камни).
Ребенок:
Земля наша слой за слоем,
Как матрешка состоит:
Камни, глина и песок,
Чернозем и слой листов.
Травы почву украшают
И от солнца закрывают.
Вдруг раздается гром и появляется Подземный царь.
Царь: Ух! Здравствуйте ребята! Не могу больше сидеть один под землей в своих царских палатах! Скучно мне. Решил сам подняться и узнать, как вы справились с моими заданиями.
Земля: Детки молодцы, почти все узнали про меня.
Царь: Хорошо. Вот я и проверю!
Земля: Давайте, ребята, станцуем для царя.
Танец-хоровод «Земелюшка – чернозем».
Земелюшка – чернозем,
Да, земелюшка – чернозем.
Чернозем, чернозем,
Земелюшка – чернозем.
Тут березонька выросла,
Тут березонька выросла.
Выросла, выросла,
Тут березонька выросла.
На березоньке листочки,
Да, на беленькой листочки.
Листочки, листочки,
На березоньке листочки.
Под березонькой травонька,
Да под березонькой травонька.
Травонька, травонька,
Под березонькой травонька.
А на травоньке цветики,
Да на травоньке цветики.
Цветики, цветики,
Да на травоньке цветики.
Земелюшка – чернозем,
Да, земелюшка – чернозем.
Чернозем, чернозем,
Земелюшка – чернозем.
Царь: Молодцы! А знаете ли вы, для чего нужен чернозем на грядках?
Дети: Да! Овощи выращивать!
Песня-танец «Вы умеете сажать капусту?»
Где когда – то круглый год
Было пусто, было пусто,
Зеленеет огород
И растет капуста…
Вот как мы ее рукой
В ямку клали, в ямку клали.
Вот как мы ее землей
Засыпали, засыпали.
Вот как мы ее ногой
Укрепляли, укрепляли.
Вот как мы ее водой
Поливали, поливали!
Дети водят хоровод, движения в соответствии с текстом.
Земля: Видишь, Подземный царь, ребята и про огород знают!
Царь: Для таких умных детей я и сокровища припас в подарок. Только хочу их знания сам проверить в своих лабораториях. А ты Земля Матушка помоги им.
По очереди приглашаются команды к заранее приготовленным для опытов столам: с черноземом, песком, глиной и камнями.
Царь: Ну, кто у нас ученый по чернозему?
Выходят дети рассказывают о черноземе:
Чернозем получается из старых листьев, цветов, умерших насекомых.
А еще готовят и рыхлят чернозем дождевые черви.
Ребенок:
В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День – деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных.
Ребенок: Мы в группе сделали слои почвы. И поселили в чернозем дождевых червей. Теперь они живут в нашем домике.
Дети проводят опыты с черноземом:
– чернозем имеет запах;
– в нем есть воздух;
– в нем есть травинки, листочки, палочки;
– в нем есть вода ( опыт нарисован).
Ребенок: Чернозем нужен для питания и роста деревьев, цветов, овощей и фруктов.
В группе мы в чернозем посадили лук.
Царь:
Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Дети: Песок!
Царь: Правильно! А есть ли у вас знатоки по песку?
Выходят дети, рассказывают о песке и проводят опыты:
Песок есть в слоях земли, на море, в реке.
– песок имеет запах;
– песок бывает желтый, коричневый, красный и даже черный;
– песок состоит из маленьких песчинок;
– сухой песок не лепится и может летать как пыль по ветру;
– из мокрого песка можно лепить куличи и дворцы:
Ребенок:
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец –
Ай да папа молодец!
“Путешествие в подземное царство” конспект интегрированного занятия для старших дошкольников
На данном занятии дети в игровой форме знакомятся с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала, закрепляют умение читать карту, учатся любить природные богатства родного края.
Просмотр содержимого документа
«”Путешествие в подземное царство” конспект интегрированного занятия для старших дошкольников»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 179 общеразвивающего вида»
« Путешествие в подземное царство»
Конспект интегрированного занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Арзамасова Маргарита Анатольевна
Задачи:
познакомить детей с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала (железная руда, каменный уголь), с профессией геолога;
закрепить умение читать карту;
закрепить представление о том, что кирпич сделан из полезных ископаемых, но сам таковым не является;
развивать познавательный интерес к занятию;
воспитывать любовь к природным богатствам родного края.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Литературный ряд: русские народные пословицы, загадки о полезных ископаемых, Римма Дышаленкова «Уральские камешки».
Музыкальный ряд: муз. Е. Крылатова «Тема Крота» из к/ф «Дюймовочка» (2007 ), муз. Е. Родыгина, сл. М. Пилипенко «Уральская рябинушка».
Предварительная работа: чтение книги «Геология в картинках», рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых, беседа «Полезные ископаемые в нашем быту», викторина: «Что, где, когда?».
Словарная работа: месторождение, геологи, ископаемые, шахты, доисторические времена.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?
( Ответы детей – слайд №1).
Сегодня я предлагаю вам отправиться в подземное царство, чтобы посмотреть какие природные богатства находятся глубоко под землей на Южном Урале, крае, где мы с вами живем.
Почему природные богатства называются полезными ископаемыми?
(Ответы детей). Верно, полезные – потому, что они приносят пользу людям. Ископаемые – потому, что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли. А какие это богатства, мы узнаем во время путешествия. У нас будет помощник.
(Звучит музыка «Тема крота» из к/ф «Дюймовочка», на экране слайд № 2)
Кто это? (Ответы детей). Почему именно крот? (Ответы детей). Правильно, он живет под землей и знает все про множество настоящих богатств и сокровищ. Нужно найти их. А чтобы мы под землей не заблудились и нашли клад, он прислал нам карту. Только карту эту тоже нужно найти: надо пройти пять шагов вправо. (шагают и считают) А вот и карта (слайд № 3).
(Рассматривание и чтение карты.)
Как вы думаете, откуда начнем наш путь? ( Ответы детей). Верно, мы будем двигаться от цифры один по стрелке.
(Дети проходят несколько препятствий: «Дремучий лес», «Болото», «Пещера» (слайды №№ 4,5,6), выполняя различные задания :обойти, перешагнуть, подлезть,
и находят сундук).
Воспитатель. Чтобы узнать, что здесь находится, отгадайте загадку:
«Не зря она варилась в доменной печи,
На славу получились ножницы, ключи». (Ответы детей)
Да, это руда. На карте она обозначается черным треугольником (Слайд № 7) Когда железную руду добывают из земли, она похожа на обыкновенный камень, а место, где глубоко под землей залегает руда, называется месторождением. ( Слайд № 8). Чтобы руда стала полезной, ее надо переработать. На каком комбинате нашего города перерабатывают железную руду? ( Ответы детей). Верно, руду везут на металлургический комбинат, чтобы переплавить в металл. А зачем людям нужен металл?
(Ответы детей). Верно, чтобы сделать станки, инструменты, рельсы, трубы.
И снова в путь. На карте новое препятствие. Если мы его пройдем, найдем новый сундук.
(Дети проходят задание «Подземные воды»- слайд № 9 и находят еще один сундук)
Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой здесь таится клад:
«Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло. (Слайд № 10). ( Ответы детей).
На карте каменный уголь обозначается черным квадратом. Почему его называют каменным? ( Ответы детей). Верно, потому что он твердый, как камень. Но ведь камень не горит, почему же уголь дает пламя? (Ответы детей). Верно, он образовался из древних растений и деревьев, которые раньше росли на Земле. А добывают его глубоко под землей в шахтах.
(Слайд № 11) Что люди научились делать из каменного угля? (Ответы детей)
И снова в дорогу. У нас остался еще один клад, но он находится на поверхности Земли, поэтому нам нужно выбираться наверх. Помогут нам в этом следы, которые оставил крот.
( Слайд № 12. Ребята идут по следам (вырезанные из бумаги шаблоны разложены на полу) и «выходят на поверхность земли».
Воспитатель загадывает загадку о следующем кладе:
« Перед тем, как в стену лечь,
В печь залез бока обжечь.» ( Слайд № 13)
Какое отношение имеет кирпич к полезным ископаемым? Рассмотрите, пожалуйста схему изготовления кирпича.
( Слайд №14. Дети отвечают по схеме).
Правильно, кирпич не относится к полезным ископаемым, он только сделан из них. Это искусственный камень. Где используется кирпич? (Ответы детей).
Как вы думаете, как полезные ископаемые попадают на поверхность земли? Может ли любой из нас достать их из земли? (Ответы детей).
(Слайд № 15) Этим занимаются геологи. Именно они находят месторождения полезных ископаемых.
(Слайд № 16) На память о нашем путешествии крот решил подарить вам драгоценные камни, которые мы поместим в нашу коллекцию полезных ископаемых.
Римма Дышаленкова. Уральские камешки.
Интересно, знают дети, что такое самоцветы?
На Урале проживая, знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет?
На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал!
Я хочу, чтобы об этом ты немножко тоже знал.
О замечательных камнях-самоцветах крот расскажет нам в следующий раз, когда мы снова решим отправиться в подземное путешествие.
В старину люди говорили: «Сделал дело – гуляй смело»!
Мы славно поработали, пора и отдохнуть. Настало время уральский хоровод заводить!
Дети исполняют хоровод «Уральская рябинушка» и выходят из зала.
Статья Интегрированное занятие “Подземное царство”. Автор: Башмакова Вероника Юрьевна
Автор: Башмакова Вероника Юрьевна
Данное занятие подходит для детей старшей группы, которое дает детям представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в природе.
Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы
(например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни
подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного
поведения в окружающей среде.
Автор: Башмакова Вероника Юрьевна
«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru
Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения
и развития детей!
Подземное царство
Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного
царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в
природе.
Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы
(например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни
подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного
поведения в окружающей среде.
Предварительная работа.
Чтение литературных произведений о животных;
проведение опытов по выявлению свойств воздуха.
Ход занятия
Ребята, вас сейчас ждёт интересное занятие.
(На доске крепится
любите решать кроссворды? (
замечательно!
1-й вопрос.
Шишка. Гриб. Лесной орех.
Кто запасливее всех?
Из окна летят скорлупки,
А в окне – хозяйка в шубке.
(Белка)
2-й вопрос.
Это животное приходится родственником белки,
собирает орехи в защечные мешки.
(Бурундук)
3-й вопрос.
Лишь вечер на лес напускает дремоту
Выходит из логова он на охоту.
Опаснее нету врага у зверей,
Увидев его, все бегут поскорей.
(Волк)
4-й вопрос. Зверь такой на свете есть:
Он немытого не ест,
Всё в реке ополоснёт,
А зовётся он …
(Енот)
Ребята, вы заметили про кого были все эти вопросы-загадки? (
же, если вы правильно ответили, то по вертикали получите
слово – название ещё одного животного, самого знаменитого землероя.
(
Используя карточки-подсказки, расскажите, что вы знаете о нем.
Составление описательного рассказа о кроте с использованием
опорных картинок («
домик» – где животное живёт; «тарелка» – чем
питается; «шуба» – какой у него мех и т. д.).
Воспитатель.
Ребята, вы хорошо описали крота, я лишь немного добавлю к
вашему рассказу. Кроты встречаются практически везде: в саду и огороде, в
парке и на футбольном поле. Им нужны лишь насекомые – их любимое
лакомство и рыхлая земля. Кроты предпочитают одиночество и большую
часть времени находятся под землёй. На поверхность земли они выходят
лишь в период брачных игр, да ещё изредка тёмными ночами в поисках
пищи. Верным признаком того, что поблизости живёт крот, служат
кротовины (горки земли). Это он выталкивает лишнюю землю из своих
ходов. Кроме крота в Подземном царстве (
так можно назвать почву как среду
) живут и другие его обитатели. В сырой земле прячутся жабы и
ящерицы; они обитают в верхнем слое почвы. (
Предложить для рассматривания
плоскостную модель Подземного царства).
Некоторые насекомые, например
майский жук, начинают свою жизнь в почве, поскольку откладывают в ней
свои яйца. Гусеницы некоторых видов бабочек (бабочки-совки) образуют
куколку в почве. Роют ходы, продвигаясь в почве в поисках пищи,
землеройка и крот. Огромное количество червей живёт в земле. Некоторые из
них уже оказались в специальных подземных кладовках у кротов и
землероек. Многие из обитателей Подземного царства столь малы, что плохо
видны невооружённым глазом. Это микроорганизмы – самые маленькие
живые организмы. Они состоят только из одной клетки. Животные и
насекомые, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает
вода, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они улучшают
плодородие почвы. Почва не может обходиться без живых существ, а живые
существа не могут обходиться без почвы. Она необходима для них, как среда
существования. Вот замечательное подтверждение того, что всё в природе
взаимосвязано. Говоря о взаимосвязях в природе надо сказать, что крота по
традиции ошибочно считают «вредителем». «Роет землю старый крот,
разоряет огород», – так о нем говорят в народе. Но, во-первых, крот не
вредит растениям, это насекомоядное животное. Во-вторых, (и это главное), с
позиций экологии (науки о защите природы) в природе нет «вредных» и
«полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и
крот: питаясь насекомыми, живущими в почве, он не позволяет им
размножиться сверх меры и уничтожить растения. Если ваши родители
считают, что кроту не место на вашем огороде, то надо постараться его
поймать и выпустить где-нибудь в стороне от огорода. Ребята, теперь вы
знаете о существовании Подземного царства с его многочисленными
обитателями. Скажите, а чем дышат жильцы этого царства? Как и все
животные – воздухом. А как вы думаете, есть ли в почве воздух? А давайте
мы с вами сейчас это проверим.
Я опускаю в банку с водой комочек земли, а вы понаблюдайте и скажите, что
появляется в воде. (
Откуда появился воздух в воде? (
А теперь проведите опыт самостоятельно, чтобы вы смогли хорошо
рассмотреть этот процесс.
Ребята, а сейчас рассмотрите почву, которая у вас в розетках: как она
выглядит (плотная или рыхлая). Обратите внимание на то, что внутри
комочков есть «пустые места» – там и «прячется» воздух. Это почва с
участка, где редко ходят люди. А это земля с тропинки. Что вы можете о ней
сказать? (
Сравнить с первым образцом).
Так вот, на тропинках, дорогах земля под
тяжестью наших тел сжимается, «пустых мест» между комочками земли
становится меньше, они прижимаются друг к другу, а воздух «уходит». Для
него не остаётся места.
Вопросы к детям.
1. Подумайте и скажите: где воздуха в почве больше – в местах, которые
любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека?
2. В лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых
существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не
посещают?
3. Что произойдёт с подземными жителями, если люди в парке, в лесу будут
ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
Воспитатель.
Чем больше мест будут вытаптывать люди, тем меньше
подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут
исчезнуть, что и происходит сейчас, особенно в местах массового отдыха
людей.
Физминутка.
1.К нам жук влетел, 2. Вот он вправо полетел,
Зажужжал и запел: Каждый вправо посмотрел.
«Ж-ж-ж».
3.Вот и влево полетел, 4. Жук на нас хочет сесть,
каждый влево посмотрел. Не дадим ему присесть.
5.Жук наш приземлился, 6.Жук, вот правая ладошка,
Зажужжал и закружился. Посиди на ней немножко.
7.Жук, вот левая ладошка, 8.Жук вверх полетел
Посиди и тут немножко. И на потолок присел.
9.На носочки мы привстали, 10.Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп
Но жука мы не достали. Чтобы улететь он смог.
Ребята, рассмотрите воду в обеих баночках. Чем она отличается? (
Да, действительно, в одной баночке чистая вода, а в другой – грязная,
которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы
выливаем в раковину, или просто выплёскиваем на землю. Ребята, полейте
почву в одной ёмкости чистой водой, а в другой – грязной. Что произошло?
(
В первой ёмкости почва стала влажной, но осталась чистой:
она сможет напоить дерево, травинку. А во второй? Почва стала не только
влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри.
Вопросы к детям.
1. Если бы вы были на месте дождевого червя или крота, то какую почву
выбрали бы для своего дома?
2. Чтобы вы почувствовали, если бы вам пришлось жить в грязной земле?
3. Чтобы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём попросили
бы их?
4. Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю
вместе с дождём, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и
«мёртвая вода» – грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям
приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берётся
«мёртвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после
мойки автомобилей и т.д. Во многих местах на нашей планете земля-почва
загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой
водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам
необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать
так, чтобы в нём всегда было чисто. Гуляя в парке желательно ходить по
дорожкам, стараться не топтать всё вокруг: ведь мы там гости, а в гостях
ведут себя, не разрушая дом хозяина. Ну а по большому счёту, нужно беречь
всю окружающую нас природу.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг!
Всё, что нужно год от года
Нам даёт сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек!
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!
Портал педагога
Автор: Борисова Римма Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №52”
Населённый пункт: д. Березняки Московской обл.
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: “Путешествие в Подземное царство”
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52»
Непосредственной образовательной деятельности.
Область: Познание
«Путешествие в Подземное царство»
Старшая логопедическая группа.
Воспитатель: Борисова Римма Ивановна.
закрепить знания детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и
значении; сформировать представления о “подземном мире”: обитателями почвы, их
особенностями, и ролью в формировании почвы.
Образовательные:
закрепить знания детей о почве, ее особенностях и значении в жизни растений;
сформировать представления почвенных обитателях, о роли дождевых червей в
круговороте вещества (волшебное превращение листьев)
закреплять умение исследовательской деятельности.
способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи
извивающийся червяк, плодородная почва.
Развивающие:
развивать у детей мыслительные процессы,
обогащать словарный запас.
развивать грамотную речь, устойчивое внимание, логическое мышление,
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению природы, желание оберегать и приумножать
окружающий природный мир
воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к
Оборудование и материалы:
старинный ключ с замком, комочки почвы, лупы на каждого ребенка.
Дети с воспитателем выходят на прогулку. На дорожке они находят ключ.
Воспитатель. Необходимо найти дверь, которую можно открыть этим ключом.
(дети подходят к двери и открывают её, в этот момент раздается голос…)
Царица. Кто нарушил мой покой, отвлек меня от важных дел?
Как много детей! Здравствуйте. Извините, если я вас напугала.
Я, Царица подземного мира.
Спасибо, что вы нашли ключ, который я потеряла.
Я редко выхожу на поверхность земли, у вас здесь светло, тепло, природа красивая.
Как вы думаете, какое мое подземное царство?
Что находится в моем подземном царстве?
Что такое почва?
Назовите обитателей почвы?
Что растет благодаря почве?
Для чего нужна почва человеку?
Царица. Я покажу вам вход в мое царство, будьте аккуратны, посмотрите почва похожа на
Что находится в нижнем слое – глина, второй слой – песок, верхний слой самый темный, в
нем больше всего питательных веществ, для растений.
Я приготовила для вас комочки почвы.
Рассмотрите почву через лупу, что вы увидели?
Возьмите ее в руки.
(теплая-холодная , мягкая-твердая, гладкая-шершавая, сухая-влажная)
Царица. Природа – настоящая волшебница. В ней так все устроено, ничего зря не
пропадает. Каждый год на землю падает так много листьев. Как вы думаете, что с ними
происходит, куда они исчезают?
Царица. Какую пользу приносят листья почве?
Царица. Посмотрите, какую интересную картину я вам выложила из листьев.
Если разложить их по кругу, то получится «круговорот листьев» в природе. Ранней весной
почва дает жизнь молодым зеленым листочкам, постепенно природа украшает их, они
становятся красными, желтыми, коричневыми, осенние листья покрывают землю,
превращаясь в плодородные вещества для роста новых растений весной.
(продемонстрировать комок почвы, в котором хорошо видны перегнивающие,
Посмотрите, эти листья пролежали в земле с прошлой осени и постепенно превращаются
Царица. Предлагаю вам поиграть в мою любимую игру: «Червяк и дерево».
Царица. Я хочу пригласить вас в гости к моему другу, червячку.
(маленькая корзинка украшена осенними листьями, в ней лежит червячок с небольшим
Царица. Посмотрите, какой он?
Ребята, где вы видели червяка?
Почему червяки называются дождевыми?
В какую погоду чаще замечаем червей на участке детского сада?
Какую пользу червяки приносят почве?
Царица. Они приносят пользу почве, и мы должны относиться к ним с уважением. Но
червячок и подземные обитатели рассказывали мне страшную историю, что встречается
им в подземном царстве железные и стеклянные банки, пластмассовые бутылки, мешают
рыть норки, дышать
Как этот мусор попадает в почву?
Чему и кому наносит вред мусор?
Царица. А вы как поступаете с мусором?
Царица. Попрощаемся с червячком у него много дел, он должен превратить в почву
много сухих листьев.
Вы, ребята, мне очень понравились, вы добрые, отзывчивые, много знаете о природе
подземного мира. Я думаю, что вы не будете засорять природу, обижать червячков и
других животных. И наша земля будет радовать нас своей сказочной красотой.
Вам я приготовила сюрприз, найдете его в сундучке под самым большим деревом на
А мне пора с вами прощаться. До свидания, ребята!
(Дети находят большой, кудрявый клен и сладкое угощение и книги о подземных
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в Подземное царство»
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира
«Путешествие в Подземное царство»
Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире, развитие навыков свободного общения с окружающими людьми.
Образовательные задачи:
1.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; обитателях почвы.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие («Коммуникация»).
3.Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор во время просмотра мультимедиа; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи – употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй) («Коммуникация»)
4.Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели» («Коммуникация»)
Развивающие задачи:
1.Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы;
2.Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
3.Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять, группировать по общим признакам).
Воспитательные задачи:
2.Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы:
3.Воспитывать культуру поведения в природе;
Оборудование и материалы:
Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, комочки сухой почвы, 2 банки с водой, лупы, , иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев.
Беседы с детьми о необходимости почвы для жизни всего живого, трудовая деятельность детей в уголке природы и на участке детского сада; Создание «Фермы червяков»; проведение опытов, чтение произведений о насекомых и пресмыкающихся, живущих в земле; загадывание загадок; разучивание стихотворений; просмотр мультфильма по произведению «Дюймовочка»; разучивание песен; дидактические игры.
Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, по дороге встретила Старичка – Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок – мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля – почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли.
(Дети высыпают землю в горшочки с цветами)
Воспитатель – А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо)
Да это письмо от Старичка – Боровичка! Прочитаем, что он пишет?
Надеюсь, что Вам понравился мой подарок – мешочек с волшебной землей, и
вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это
не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей. Это целое Подземное царство, которое вы не видите!
Хотите с ними познакомиться? Тогда отправимся в путешествие по волшебной тропинке. ( звучит музыка)
– Ребята, вот я вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок
А, это тот самый волшебный ключ. Но чтобы попасть в Подземное царство нужно сказать волшебные слова : «Абра- кадабра, сим – соломин! Открывайся дверь!»
Ой, как темно здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка. Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок!
Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном царстве!
-Хотите узнать о нем побольше?
Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку люблю, и много о ней знаю. Вы уже узнаете, из чего она состоит (отв) , кто в ней живет.
Отгадайте мою загадку:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут –
А я все терплю и всем добром плачу.
Воспитатель -А что же такое почва?
-Как вы думаете дети?
-Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.
-Вы спросите зачем?
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения создают почву.
-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.
-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья
-А куда они потом деваются? (ответы детей)
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом
Воспитатель: Мы с вами знает, что в почве есть воздух, Подземные жители дышат воздухом, как и все животные.
Ребята, а как вы думаете, где нам лучше живется, дышится в тех местах, где вы всегда гуляете, или там где вы бываете редко? Где воздуха больше? (ответы).
А мы сейчас узнаем в какой почве подземным жителям дышится легче, там где вы гуляете или где бываете редко. Садись с нами Боровичок и посмотришь, как ребята будут проводить опыты.
Опыт: Вот два образца почвы:
Первый с участка, который мы редко посещаем ( почва рыхлая ).
Второй с тропинки с плотно утрамбованной землей.
Для каждого образца банка с водой. На первой банке наклеена этикетка с изображением следа человека, в эту банку мы опустим образец почвы с тропинки, а на другой рисунок растения, в эту банку мы опустим рыхлую почву. Одновременно опускаем образцы почв в банки с водой и наблюдаем, в какой из них больше воздушных пузырьков.
– Как вы думаете, где подземным обитателям легче дышется?
Вывод: правильно в рыхлой почве, там, где люди меньше гуляют воздуха больше. Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Физкультминутка:
РАЗ – и стану я Землёй, –
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и в миг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас, Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем –
Братья нам и мы друзья!
Мы размяться все успели, И на место снова сели. Воспитатель:
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
– Скажите, пожалуйста, каких подземных жителей вы знаете? Кто живет под землей? (ответы детей) (показ слайдов)
Воспитатель: А я тоже знаю про одного подземного жителя загадку.
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь)
Ребята расскажите мне, где живет дождевой червь?
Чем он питается?
А как выглядит дождевой червь.
Пользу или вред приносят дождевые червяки почве?
Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним?
А когда наступает зима, где находятся дождевые черви (отв)….
А они могут выползти на поверхность зимой..(отв)
Всю зиму черви находятся под землей и им наверное там очень скучно. А когда становится скучно хочется помечтать. А как вы думаете о чем может мечтать дождевой червяк. Давайте пофантазируем и каждый из вас пусть придумает и нарисует мечту дождевого червяка. (Звучит музыка дети рисуют).
По окончанию рисования дети рассказывают придуманные ими истории. (2 – 3 рассказа)
Воспитатель предлагает «издать» книгу «О чем мечтает дождевой червяк».
Вручение свидетельства «Друга дождевого червяка» и выпуск червей из фермы «Дождевых червяков»
конспект интегрированной образовательной деятельности для детей 6-7 лет” Путешествие в царство Снежной королевы”
Бузина Галина Ивановна
воспитатель высшей категории
МАДОУ д/сад № 153
Задачи
Здоровье
Обеспечение оптимальной двигательной активности в процессе образовательной деятельности.
Снятие статической напряженности через двигательную активность детей, как способа смены деятельности.
Безопасность
Формирование умения работать с водой и различными предметами; железными, деревянными, пластмассовыми.
Познание
Закрепить знания детей о зимних месяцах, их порядок следования, закрепить обратный и порядковый счет в пределах 10. Формировать умение узнавать и называть цифры, понимать их числовое значение. Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку. Развивать воображение, мыслительную деятельность детей; логику, умение устанавливать закономерности, проводить сравнение и анализ предметов. Развивать тактильные ощущения (железный, деревянный, пластмассовый) Развивать интерес к экспериментальной деятельности
Социализация
Воспитывать умение работать в команде, желание сочувствовать, помогать друг другу.
Формировать навыки доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, умение выслушивать их.
Вырабатывать у Сережи желание прийти на помощь своим друзьям. Помочь Диме при выполнении задания; «Найди пропущенную цифру ».
Коммуникация
Ввести в активный словарь детей слова: снег, месяц, дерево, пенопласт, железо. Закрепить умение использовать слова: геометрические фигуры, цифры. Активизировать речевую деятельность детей с помощью вопросов. Закреплять умение согласовывать числительные в роде, числе, падеже.
Чтение художественной литературы
Совершенствовать умения внимательно слушать условия задач- шуток.
Музыка
Использование музыкального фона и голосового сопровождения
Труд
Участие детей в расстановке и уборке инвентаря
«Путешествие в царство Снежной королевы»
Формирование положительного эмоционального настроя.
Вот и настало время, когда мы с вами собрались вместе.
Я дарю вам свою улыбку.
А вы в ответ улыбаетесь мне.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.
Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.
И поздоровайтесь, так как вам этого хочется.
Дети вместе с воспитателем встают в круг и играют с мячом
Игра с мячом: ты катись веселый мячик быстро – быстро по рукам
у кого веселый мячик тот назовет (или посчитает) нам какое сейчас время года?
назови зимние месяца?
как называется первый месяц зимы?
Как называется последний месяц зимы?
Звучит громкая музыка вьюги
В – «Что случилось? пойду посмотрю!», находит «Стрелочку» (дидактический материал смотри фото) с конвертом, а в конверте письмо и рамка от зеркала, читают письмо.
Я Снежная королева обращаюсь к вам дети земли! Мое волшебное зеркало разбилось, и его осколки разлетелись по всему ледяному царству, только самые храбрые, дружные, смелые дети смогут собрать их. Найти осколки
будет очень сложно т. к надо будет выполнять сложные задания.
А если вы не соберете осколки, и не вставите их в эту рамку, на земле наступит вечная зима.
В – Ребята, что будем делать? а может быть это хорошо вечная зима?
Д– ответы детей, воспитатель подводит детей к тому, что надо помочь.
В – А задания сможете выполнить, не испугаетесь? (ответы детей)
Тогда объясните мне, а что такое ледяное царство? (ответы детей, где предполагается, что дети скажут, что там холодно и все из- за льда)
воспитатель, предлагает детям одеться потеплей, дети имитируют прием одевания, проговаривая названия одежды.
В – что ты оденешь Саша? А что одеваешь ты Вероника? Что можно взять с собой в ледяную страну. ( Ответы детей) санки, коньки, веревку, ледоруб, и т.д.
Отправляемся в путь. И я думаю, ребята, что у нас с вами все получится. Ведь мы идем вместе. А когда друзья вместе, то любое путешествие становится особенно увлекательным и необычным. Стрелочка, показывай дорогу!
(воспитатель располагает стрелку так, чтобы ее было видно всем и не заметно поворачивает на право).
В: Ребята, в какую сторону повернула стрелка? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель предлагает поднять ту руку, куда повернула Стрелка, и назвать ее, дети и воспитатель идут в заданном направлении, под задорную музыку проговаривая речевку).
Идем, идем с тобой дружок
Идем дорогой длинною.
В царство льда идут друзья
И Стрелка их ведет туда.
Подходят к мольберту, на котором задание.
1.Заморозила снежная королева цифры, и потерялись они на снежной равнине.
Нам с вами надо соединить их по порядку и не ошибиться (на большом листе в разброс нарисованы цифры, дети по очереди их соединяют, начиная с 1до 10).
( первый ребенок выполняет задание и если оно выполнено правильно загорается лампочка).
В – ребята вы обратили внимание, Аня выполнила задание правильно и загорелась лампочка, что бы это значило?
Дети – Она помогает нам не допустить ошибку. Дети по очереди выполняют задание, находят осколок зеркала и идут дальше за стрелочкой, проговаривая слова речевки.
2 Найди пропущенную цифру.
На большом листе бумаги написаны в столбик цифры, а рядом по обе стороны цифры пустые клетки. Детям предлагается «найти пропущенные цифру» и выбрать их из большого количества цифр. А где же цифры?
( звучит аудиозапись плеска воды и криков).
«Помогите! Караул! Захлебнулся! Утонул!»
В: Неужели что – то случилось? Ребята, да это же наши цифры кричат. Они провалились в ледяную прорубь, одевайте скорей коньки и на помощь.
( дети подбегают к емкости с водой, в которой находятся цифры из разных материалов: дерево, метал, пласмас, поролон).
В: – Да они же тонут. А эти еще держатся на плаву. Ребята, спасайте цифры!
(дети вытаскивают цифры из воды и рассказывают, кто какую спас).
В – Какую цифру спас ты Вова?
Р – Я спас цифру 3.
В – Утонула твоя цифра или нет? ( ответ ребенка).
В.- Как ты думаешь, почему?
Р – Она утонула потому что железная.
(Воспитатель опрашивает всех детей, кто спас цифры).
В – Какие вы смелые! Спасли цифры. Здорово! Но нам надо дальше выполнять задание. Положите все цифры в лоток, пусть они обсохнут. А мы воспользуемся теми цифрами, которые не попали в воду. Вот они.
(дети выполняют задание, берут осколок, прикладывают к рамке и продолжают путь, за стрелочкой проговаривая слова речевки.)
3 «Разложи геометрические сосульки по признакам»
В красный лоток надо сложить все большие, синие сосульки.
В желтый лоток все красные сосульки с углами.
Сможете! Вот и отлично. Значит, давайте уточним, как надо разложить (повторяем задание).
Дети выполняют задание. ( Все вместе проверяют все ли правильно, находят осколок, прикладывают к рамке и продолжают путь, за стрелочкой проговаривая слова речевки)
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, и присесть на снежной полянке
Дыхательная гимнастика: Ребята, какой чистый, свежий, морозный воздух. Так и хочется им дышать и дышать. Предлагаю вдохнуть глубоко и с шумом выдохнуть и еще раз. А теперь погреем руки, подышим на них и теплыми руками погреем лицо, ( дети массируют свое лицо; лоб, нос, щеки, подбородок и проговаривают прямой и обратный счет.)
А теперь решим «Задачи шутки»
4 «Задачи шутки»
1.У собаки родились котята 4 белых и 4 черных.
Вопрос: Сколько котят у собаки?
Аня, почему ты так решила?
А ты Софья как думаешь?
2. У мамы есть собака, кошка, дочка, мышка.
Вопрос: Сколько детей у мамы?
Если дети не понимают скрытый смысл загадки, воспитатель при помощи вопроса; Почему ты так думаешь? Подводит детей к правильному ответу.
3. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки.
Вопрос: Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один?
4. В корзине четыре яблока, разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно осталось лежать в корзине?
5. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две – сзади.
Вопрос: Сколько ног у животного?
6. Сколько орехов в пустом стакане? Дети решают задачки , находят осколок, прикладывают к рамке и продолжают путь, за стрелочкой проговаривая слова речевки.)
5 «Найдите закономерность и разложите льдинки по стаканам так, чтобы не осталось ни одной (на стаканах цифры от 1 до 10)».
В – Как будем выполнять это задание? (ответы). Я чувствую здесь обман, нас хотят запутать, (если дети затрудняются, обращаю внимание на цифры на стаканах, предлагаю сосчитать стаканы).
В – А если в первый стакан под цифрой 1 мы положим 1 льдинку, а во второй сколько? (выполняют).
В – Мы справились! Ура! Ищите осколок, и прикладывайте к рамке.
Звучит музыка.
В это время воспитатель подводит детей к двери, на которой нарисован замок Снежной королевы.
В – Ребята я пойду посмотрю, что там, а вы постойте и внимательно послушайте , ( берет зеркало заходит внутрь, переодевается, меняет зеркало на целое и выходит в образе Снежной королевы.
Перед тем как выйти она дергает за нитку, которая привязана к кругу на потолке с мелко нарезанными салфетками, идет снег)
Королева – Здравствуйте ребята я так рада, что вы до меня добрались и все осколки моего зеркала собрали, посмотрите на него оно опять стало целым, а это значит что на земле как и прежде будут все времена года и вы сможете насладится ими.
Мои задания были очень трудными?(Ответы)
А какое задание было самым трудным для тебя Саша, Женя?
я хочу вам сказать спасибо, за то, что вы были смелыми, дружными, выручали друг друга, так здорово решали задачи, справились со всеми заданиями. Вы самые замечательные дети.
Снежная королева предлагает детям взять снежные разноцветные фишки, если понравилось красные, если не понравилось – синие.
Дети берут фишки, говоря что, понравилось, что нет, и опускают свои фишки в шкатулку, (можно поднять над головой и показать гостям) Снежная королева подводит итог: по вашим фишкам я узнала, что вам очень понравилось, Значит УРА! И вы можем возвращаться домой .
Закрываем глаза и произносим 1,2, 3,ветер странствий в детский сад нас отнеси. Фонограмма ветра.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?
Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия. Их организация, структура, использование методических приёмов и речевого материала зависят от диагноза, установленного специалистами и от уровня нарушенных психомоторных функций ребёнка.
Одним их основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все вышеперечисленные принципы и условия в работе учителя-логопеда.
Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие.
При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.
На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон.
- Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
- В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
- Конь бежит – земля дрожит.
- Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.
Например, стихотворение «Март»:
«Если солнышко печёт,
Тает снег,
Ручей течёт
И грачи на горе, –
Значит, март на дворе».
(В. Мусатов)
В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.
С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда:
- Логопедическая поддержка работы по экологическому образованию детей;
- Анализ программ, методик по экологическому образованию с точки зрения их соответствия уровню речевого развития детей дошкольного возраста;
- Присутствие на занятиях с целью выявления уровня речевого общения детей;
- Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с другими специалистами (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию);
- Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей;
- Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями;
- Участие в составлении диагностических карт;
- Работа логопеда с родителями.
Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО,2006.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.
Олькова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 19 «Сказка»,
г. Омутнинск Кировской области