Интегрированное занятие по теме Весна

Интегрированное занятие в старшей группе “Весна”

  1. Обогащать словарь детей качественными прилагательными.
  2. Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».
  3. Развивать связную речь.
  4. Познакомить с новым видом искусства «балет».

Предварительная работа: Беседа с детьми о весне, наблюдение за весенними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих весенний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему весны. Рисование весенних примет детьми и родителями. (Домашнее задание).

Материал: Музыкальный центр, компьютер. Набор для рисования: акварельные краски, кисть, бумага для рисования, альбомный лист.

Ход интегрированного занятия в старшей группе:

Звучит музыка «Весна» («Весна» Антонио Вивальди).

Воспитатель: Ребята, о чём эта песня?

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить?

Воспитатель: Молодцы правильно, мы будем говорить о весне.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. И адресовано нам. Давайте прочтём его.

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Весна. Я прошу Вас помочь – собрать подснежник. Так как без первого подснежника не будет весны. Составить его можно только выполнив несколько заданий, они на лепестках подснежника».

Воспитатель: Ребята, вы слышали, поможем весне собрать подснежник? (Да.)

Воспитатель: Но вы же понимаете, за каждую часть лепесток нам придется хорошенько потрудиться.

Воспитатель: А вот и первая часть, и в ней задание.

1 часть лепесток: Игра «Назови, какая бывает весна» (подбор прилагательных с помощью картинок)

Ребята справились с заданием.

Даниил, помоги приклеить первый лепесток. (Приклеиваем часть лепестка на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.

Вы правы: весна бывает разная – и веселая и грустная. Первая часть лепестка вернулась на свое место, а вот и вторая часть лепестка.

Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 часть лепестка: Игра «Назовите три весенних месяца»

В этом задании нам придется вспомнить, какие же месяцы весны вы знаете?! (Март, Апрель, Май).

Верно, сколько их всего? (три), первый месяц весны как называется ? (март), второй? (апрель), третий? (май).

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Вы знаете, что синоптики в этом году прогнозируют очень «холодный» март! А кто знает, кто такие синоптики?! Может, спросим у наших гостей!? (Да.)

Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы.

А где можно узнать то, что вы не знаете? (книги, интернет, телепередачи). Кто сможет объяснить – что значит «злой» март! — ответы детей.

Ира, помоги, пожалуйста, приклеить, второй лепесток.

Воспитатель: Ребята, наши предки очень любили весну, поэтому научились определять погоду по специальным приметам.

Лепесток предлагает нам задание: определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру? (Да.)

3 часть лепестка: Игра «Весенние приметы»

Воспитатель: Ранний прилёт жаворонка – сулит

Дети: раннюю весну.

Воспитатель: Купаются воробьи ранней весной –

Дети: к скорому теплу.

Воспитатель: Увидел скворца – знай:

Дети: весна у порога.

Воспитатель: Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это.

Дети: к дружной весне.

Воспитатель: Коли прилетели дрозды, значит морозов уже.

Воспитатель: Зяблик летит к холодам, а жаворонок.

Воспитатель: У человеческого жилья много синиц, значит весна будет.

Воспитатель: Если в марте видно дятла, то весна.

Дети: поздней будет. Теперь мы всегда сможем определить погоду.

Помоги Лена повесить 3-й лепесток.

4 лепесток: «Весенние пословицы»

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя весной и что бывает весной в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о весне знаете вы?

Пословицы о зиме

Зима не Март сухой да мокрый май, будет каша и каравай.

Апрель с водою — май с травою.

Апрельский цветок ломает снежок.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Май холодный — не будешь голодный.

Владлена помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть лепестка.

Физминутка «Не идет ли к нам весна?»

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)

Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)

За деревней, за долиной,

Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).

Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)

Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Воспитатель: Весна – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение весну в музыке, стихах, в красках Зина прочитает для нас стихотворение «О весне».

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

В берлогу заглянула:

– А ну, вставай, медведь!

– На веточки дохнула

Читайте также:
Звуко буквенный анализ (презентация)

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Автор: К. Кубилинскас.

5 лепесток: «Весна в поэзии»

Как описал весну поэт? Какая она? (ответ детей).

Кристина помогает повесить 5-ю часть лепесток.

Воспитатель: Ребята, настроение весны можно передавать не только в словах, в музыке, а еще и в движениях танца. Есть такой вид искусства, который называется балет. Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент из балета Стравинский. Балет «Весна священная». (Просмотр фрагмента.)

Вам понравилось? (Да.)

Какой характер музыки передали балерины? (нежный, волшебный и.т.д).

Как они танцевали? (грациозно, мягко, очень пластично и изящно).

А теперь я вам предлагаю создать свой образ весны под музыку. Выберите любые атрибуты, необходимые для танца (дети танцуют импровизацию под музыку (Феликс Мендельсон – “Весенняя песня”).

6 лепесток: «Весенняя на палитре художников»

Воспитатель: Молодцы, у вас очень хорошо получилось. Что-то мы совсем забыли о лепестках. Вот последняя, 6-я часть.

А задание такое: определить и рассказать, как художники передают особенности весны в своих картинах.

Посмотрите внимательно на экран, сейчас мы с вами рассмотрим несколько вариантов знаменитых картин. (дети рассматривают 2-3 варианта репродукции картин).

Ребята, как бы назвали эту картину? Прочитайте, кто автор этой картины? (дети читают автора). А называется она… (дать название).

Какое название вы дали бы этой картине? (дети отвечают).

Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).

Чем отличаются? (отвечают).

Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? Сережа нам напомнит (стихотворение о пейзаже).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Алина, помоги, пожалуйста, прикрепить последний лепесток.

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг подснежника висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).

Глаза – что мы сегодня видели?

Ушки – что мы сегодня слышали?

Язычок – о чем мы сегодня говорили?

Руки – что мы сегодня своими руками делали?

А что мы делали своими руками? (ничего).

Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).

Нам подснежник приготовил поистине творческое задание. Нарисовать весенний пейзаж с помощью бумажного комочка.

1. Рисование начинаем с подготовки краски. Выбираем необходимые тона, для будущего рисунка.

2. Наливаем в каждое отдельное блюдечко небольшое количество воды.

3. Кистью добавляем немного акварели. Уровень цвета регулируем при помощи густоты, но гуашь оставляем жидкой.

4. Разрываем любую бумагу на клочки.

5. Скатываем их в комочки удобного объема.

6. Каждой палитре выделяем индивидуальный бумажный кусочек, подготавливаем немножко дополнительных, на всякий случай.

7. Обмакиваем комочки в блюдечко с разбавленной краской.

8. Немного ждем, пока уйдет лишняя вода.

9. Наносим штампы на чистый лист бумаги, формируя задуманный рисунок.

10. С помощью скользящих движений делаем штрихи и полосы.

11. Промакиванием комочков на бумагу создаем фактуры.

12. Все просто и легко Пора приступать к работе.

А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках. «Весна» Антонио Вивальди (Дети рисуют). (По окончании работы включается ролик, где весна благодарит ребят за помощь). (Дети рассказывают.)

Интегрированное занятие в старшей группе на тему: “Весна”.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Интегрированние всех образовательных областей. Виды деятельности игровая, коммуникативная, продуктивная,позновательная.

Скачать:

Вложение Размер
integrirovannoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx 40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе “Весна”.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель: Обобщить представления детей о весне и весенних явлениях.

  1. Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.
  1. Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.
  2. Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)
  2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе; рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», изготовление скворечников и кормушек совместно с родителями; рисование весенних пейзажей.

Оборудование. Карточки с изображением животных и птиц. Цветная бумага, клей, ножницы, цветная бумага. Мяч.

В: Ребята, отгадайте мою загадку:

– Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает. Когда это бывает?

В: Молодцы, правильно. Сегодня мы будем говорить о весне. Пока мы с вами отгадывали загадку, весну украли. Вот посмотрите, письмо нам оставили.

Я злой волшебник, заколдовал и забрал в своё царство Весну, чтобы она

не принесла людям тепла и радость. Если вы выполните все задания, я ее верну.

В: Ребята, нам нужно обязательно вернуть Весну, ведь жизнь без весны на земле невозможна. Ребята, а здесь есть подсказки как вернуть Весну. Мы поможем Весне вернуться к людям?

В. Назовите признаки весны в живой и не живой природе:

Вот какие есть признаки весны в неживой природе.

  • Весной становится теплее, повышается температура воздуха.
  • Дни становятся длиннее (увеличивается световой день).
  • Снег тает.
  • Оттаивает почва.
  • На реках тает лёд. Начинается ледоход. А потом и половодье.
  • Небо голубое и высокое.

Зимой основные осадки – это снег. А весной начинает идти дождь, хотя и снег тоже выпадает.

Признаки весны в живой природе.

Растения, птицы, животные, насекомые, люди. Почки набухают, появляются листочки. Насекомые просыпаются. Животные меняют шубки, некоторые выходят из спячки, появляется потомство. Вернулись перелетные птицы.

  • Назовите весенние месяцы ( март, апрель, май)
  • Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)
  • Назови президента России
  • Сколько дней в неделе
  • Назовите 5 день недели
  • Назовите 2 день недели
  • Назови времена года

В. Молодцы с этим заданием мы справились. Теперь мы с вами разделимся. Каждый возьмёт из этой коробки карточку и подойдёт к столу на котором лежит такая же геометрическая фигура, что и на карточке (квадрат, прямоугольник, треугольник).

  1. Перед вами лежит белый конверт. В нем разные картинки. Разложите их перед собой.

Я буду читать вопрос, который нам задает злой волшебник., а вы подумав поднимите карточку с правильным ответом.

  • КАКОЙ ЦВЕТОК РАСЦВЕТАЕТ ПЕРВЫМ НА ЛЕСНЫХ ПОЛЯНКАХ?(подснежник)
  • ПЕРВЫМИ, ИЗ ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ, В НАШИ КРАЯ ПРИЛЕТАЮТ(грачи)
  • КТО, ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ, ПРОСЫПАЕТСЯ ВЕСНОЙ ПОСЛЕ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ? (еж)
  • КОГО СПАСАЛ ДЕД МАЗАЙ (ИЗ СКАЗКИ Н. А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ») ВЕСНОЙ ОТ ПОЛОВОДЬЯ?(зайцев)
  1. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.
  1. «Весенние праздники» Теперь возьмем синие конверты. Там были картинки, но злой волшебник порвал их на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется ( 8 марта, День космонавтики, 9 мая)

В. Какие мы с вами молодцы. Со всеми заданиями, которые нам задавал злой волшебник, мы справились. Но он нас обманул, он не сдержал свое слово, вот какой он коварный. Как же нам быть. Ведь без весны не наступит лето. А мы его так ждем.

Я знаю, кто нам помогут – это птицы. Ведь они вестники весны. (Беседа о птицах.)

В. Какие птицы прилетают весной в наши края?

Д: Грачи, скворцы, трясогузки, жаворонки, дикие гуси и утки, журавли, ласточки, кукушки, соловьи и др.

В : Как этих птиц можно назвать одним словом?

Д: Перелётные птицы.

В: Почему они так называются?

Д: На зиму эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

В : Вы говорили о том, что весна и птицы приносят нам радость. Чем радуют нас птицы?

Д: Своим внешним видом, красивым оперением, чудесными песнями.

В. Чтоб весна вернулась к нам, мы сегодня с вами сделаем вот таких замечательных птиц из цветной бумаги. Для этого нам понадобиться цветная бумага, клей, ножницы, шаблон круга разных размеров.

Интегрированное занятие на тему Весна

Призениация занятия тему Весна.Проводила воститатель Ворожищева Ольга Андреасовна.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие на тему Весна»

Интегрированное занятие на тему: «Весна»

Подготовила:

Ворожищева О.А.

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социум
  • Творчество
  • Ознакомление с окружающим
  • Обучение грамоте
  • Художественная литература
  • Лепка

Тема: «Времена года – Весна.

Программное содержание:

  • Закрепить знание детей о весенних месяцах, совершенствовать умение называть признаки каждого весеннего месяца
  • Продолжать формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов, различать гласные и согласные звуки, составлять предложение с заданным словом
  • Продолжать учить детей работать с тестом, развивать фантазию и творческие способности.
  • Воспитывать умение слушать и слышать задание воспитателя.

Тема: «Времена года – Весна»

Материалы и оборудование:

Иллюстрации весны, приметы, музыкальные произведения, раздаточный материал для художественной деятельности, сосулька, стаканчик, веточка вербы и березы (можно иллюстрации), тесто для лепки, листы для изодеятельности (готовятся заранее).

Настрой на позитив: «Солнышко, солнышко я тебя люблю, солнышко, солнышко я тебя прошу. Дай ты мне солнышко света и тепла, дай ты мне солнышка здоровья и добра»

Ритмы по Штайнеру:

Как хорошо тебе и мне,

Мы родились в такой стране.

Где люди все одна семья,

Куда не глянь, кругом друзья!

Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня …

  • Как изменяется погода весной?
  • Что происходит со снегом?
  • Посмотрите на нашу сосульку (демонстрируется сосулька в стаканчике). Что с ней происходит? Почему?

Посмотрите на картины и расскажите…. Опорные слова: снег, лед, небо, свет, проталины, ледоход, полынья, половодье, распутица …

Словарная работа:

  • Проталина – место где стаял снег и открылась земля
  • Полынья – незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
  • Половодье – разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной – синонимы: разлив, паводок
  • Ледоход – движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.

Что делают дети весной?

Посмотрите и опишите, как дети заботятся о природе? (Рассказы детей)

Из-под снега вырастает,

Пальчик, пальчик ты устал?

Он в ответ захохотал,

Как же я устану с вами.

Если стали мы друзьями!

Давайте вместе сделаем подснежник из теста с использованием трафарета…

Ребята давайте вместе вспомним весенние месяцы. (март, апрель, май)

Давайте вместе разделим эти слова на слоги! (дети делят слова на слоги прохлопывая их)

  • ВОРОБЕЙ
  • ВЕСНА
  • ГРАЧ
  • ПРОТАЛИНА
  • ВЕРБА
  • СОСУЛЬКА
  • СТРИЖ

Билингвальный компонент: Көктем – весна, торғай – воробей, бәйшешек – подснежник.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На лужайке поутру мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы – ручейки,

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Из книги В. Волиной «Праздник числа»)

Послушайте стихотворения и постарайтесь запомнить как можно больше примет весны:

Я раскрываю почки.

В зелёные листочки

О весне сказали нам воробьи драчливые,

Вербочки лохматые, ручейки шумливые,

Бабочка-крапивница на лесной проталинке,

Синие подснежники и сырые валенки.

(Н. Найденова)

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый, слышит: каплет. Вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу: заливает, не до сна.

Вылез он и видит: лужи, тает снег, пришла весна!

(Г. Ладонщиков)

Перечислите приметы весны!

  • Появляются почки и первые листочки.
  • Просыпается медведь.
  • Появляются лужи, тает снег.
  • Цветущая верба.
  • Ручейки.
  • Проталинки.
  • Бабочки.
  • Подснежники.
  • Сырые валенки.

Экспериментальная деятельность детей:

Давайте посмотрим на наши веточки.

(Дети приносят веточки заранее, они стоят в воде в стаканчиках)

– Посмотрим что у нас произошло?

– На веточке вербы распушились почки.

– Они стали какие?

– А на березе появились маленькие листочки и распустились сережки.

А теперь подведём итоги и вспомним приметы весны.

Включается музыка Чайковского Времена года. Весна.

Послушайте музыку внимательно.

Какие чувства она у вас вызывает?

Давайте попробуем нарисовать весну. Посмотрите на изображения.

Может быть вы захотите нарисовать по своему? Предлагаю детям нарисовать весну дома.

Воспроизводят: весенние месяца, признаки, знакомые слова на казахском языке.

Понимают: свойства воды в природе (лед, лужи).

Применяют: знания о делении слов на слоги, умение составлять рассказы по картинкам.

Конспект интегрированного занятия по теме “Весна”.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему “Весна”

Воспитатель МБДОУ № 82 г. Мурманска Тюкалова Н.Н.

Цель: обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Образовательные: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков

Развивающие: развивать связную монологическую речь, развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений, развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.

Воспитательные: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

– Сегодня утром я обнаружила конверт с надписью «Для детей подготовительной группы «Непоседы». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

Воспитатель: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

Северный — холодный, колючий (у-у-у)

Южный — теплый, ласковый (и-и-и)

Восточный — пробуждающийся (а-а-а)

Западный – затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т.д.)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Воспитатель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.

Воспитатель. Задание первое. Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних слов».

Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей и т. д.

А теперь объясните значение слов: оттепель, подснежник, половодье, ледоход, ледокол, проталина, первоцветы, каппель.

Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались. Значит, мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко. Для этого мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением примет весны), а таблица нам поможет.

Дети. Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.

Воспитатель. А что же было дальше?

Дети. Начал таять снег, потекли ручьи, на реках начался ледоход. Появились первые цветы.

Воспитатель. Ребята, как называются первые весенние цветы? Назовите их. ( подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т. д.)

Воспитатель. Молодцы. А что же было дальше?

Дети. Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары, божьи коровки). Прилетели с юга птицы.

Воспитатель. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные). Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Пальчиковая гимнастика Птички-невелички.

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.

(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.

Воспитатель: – Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

(Раздается стук в дверь, детям передают письмо, на котором нарисована сосулька).

Воспитатель: – Весна прислала нам следующее задание. Давайте его откроем.

(Письмо открывают, там мокрая тряпочка).

Воспитатель: – Весна прислала нам сосульку, но она, к сожалению, растаяла. Садитесь за столы, и мы понаблюдаем, как быстро тают сосульки, если их греет тепло.

(Детям раздаются льдинки из термоса, на столах перед каждым ребенком стоит мисочка и лежит салфетка вытереть руки после эксперимента).

Воспитатель: Весной начинается посадка семян, чтобы с приходом лета, можно было высадить эту рассаду на цветочные клумбы. Я приготовила вам стаканчики с землей, в которую вы посадите сейчас семена цветов.

(На каждого ребенка дается пластиковый стаканчик с землей и несколько семян цветов, которые они сажают и поливают водой из растаявшей льдинки. Посадки ставят на подоконник).

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается?

Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в круг.

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Волшебник благодарит вас за то, что вы помогли весне.

Интегрированное занятие в средней группе “Ранняя весна”

  • Дистанционное обучение. #СИДИМДОМА (7)
  • Для Вас, педагоги! (18)
  • Методическая копилка (27)
  • Для Вас родители! (39)

Интегрированное занятие в средней группе “Ранняя весна”

Интегрированное занятие «Ранняя весна»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

по теме «Весну красную зовем»

Задачи приоритетной образовательной области Речевое развитие.

  1. Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны». Активизировать речь детей по теме.
  2. Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
  3. Учить подбирать слова-определения к существительному
  4. Учить отвечать полными предложениями; составлять предложения о весне с опорой на сюжетные картинки, и распространять составленные предложения (учить составлять распространенные предложения)
  5. Продолжать учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
  6. Развивать речь — доказательство.
  7. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов; в правильном употреблении слов- антонимов
  8. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
  9. Отрабатывать интонационную выразительность речи

Задачи ОО в интеграции:

  1. Закрепить и систематизировать знания детей о времени года весна и её приметах.
  2. Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру природы.
  3. Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных весной
  4. Упражнять в умении выявлять простейшие причинно-следственные связи, развивать слуховое внимание, мелкую моторику
  5. развитие познавательных интересов детей; любознательности и творческого воображения;

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Воспитывать бережное отношение к природе
  2. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
  3. Учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми;

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, ритма, творчество.
  2. Закреплять умение работать в нетрадиционной технике рисования. развивать мелкую моторику, подготовить ручку ребенка к письму; развивать координацию движений, внимание; формировать умение видеть красоту природы
  3. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Физическое развитие.

  1. Развивать двигательную активность детей
  2. Упражнять в умении соотносить речь с движениями
  3. Развивать мелкую моторику

Оборудование : мнемосхема «Приметы весны», следы желтого, голубого, зеленого, черного с пестринками цвета с прикрепленными на них признаками весны (солнце, ручеек и подснежник, лист, скворец,) , фон для изобразительной деятельности ,спонжи в виде капелек разного размера, валик, разведенная гуашь белого, желтого, зеленого, светло голубого цветов, фонограмма п/г «Весна», картинка девушки-весны, письмо, мяч, Д/и «Бабочки», декорированная корзинка с угощениями, елочки ,дерево со скворечником, проталины, ручейки (ткань голубого цвета), гнездо с птичками, пенек, прищепки-птички, резиночки для волос коричневого цвета.

Ход занятия.

Эмоциональный настрой

– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга – у всех приветливые лица? Готовы поработать? Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Беритесь за руки и вставайте в круг.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе поласкало, (Погладить ладонями щечки)

Доброго утра тебе пожелало! (Прижать ладони к груди)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

– Друзья, сегодня произошло интересное событие. В нашу группу пришло необычное письмо. Посмотрите, кто его нам принес? (сорока)

– Хотите узнать, от кого это письмо что в нем?

Тогда отгадайте загадку

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)

– Это письмо от Весны. Вот оно.

«Дорогие ребята! Я слышала, что вы звали меня. Но случилась со мной беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите, пожалуйста, мне выбраться, выполните задания. А чтобы вам легче было меня искать, я оставила свои следы. Желаю удачи в вашем нелегком деле. До свидания.»

– Ну что, ребята, поможем Весне? Отправимся на ее поиски?

Но сначала давайте разомнем наши язычки и губы, чтобы красиво говорить.

На первом предложении педагог дает

образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.

Ши-ши-ши – солнце в небе… выше

Ло-ло-ло – и на улице… тепло

Ки-ки-ки – зажурчали… ручейки

Цы-цы-цы – запели звонко… птицы

Ты-ты-ты – скоро вырастут… цветы

На-на-на – это к нам пришла… весна!

– Молодцы! Отправляемся в путь искать следы-подсказки. Ребята, вот первый следок Весны (следок желтого цвета).

-Как вы думаете, какая примета весны может быть желтого цвета?

А вот и наше солнышко. Посмотрите, какое оно красивое!

– Солнце желтое как (одуванчик, лимон)

– Солнце круглое как (мячик, шарик)

– Солнце ласковое как (мама, бабушка)

-Солнце жаркое как (костер, огонь….)

Кто назовет первую примету весны?

1.Ребенок: «Весной солнце светит и греет»

– Солнышко предлагает нам поиграть.

А пальчики лучи.

Просыпайтесь, лучики!

Согревайтесь, рученьки!

Пальцы – лучики проснулись

Наклонились- потянулись.

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку! 12345!

Продолжаем мы играть.

Солнышко проснулось-

Лобика коснулось,

Лучиками провело

И погладило, и погладило.

– Ну что, отправляемся дальше?

(ребенок читает стихотворение)

«1 2 3 4 5- мы весну идем встречать!

Весна- красна, приди скорей,

Землю солнцем обогрей!

Пусть тает снег,

Исчезнет лед,

А птичка песенку споет.

Скорей набухнут почки

И вырастут листочки!»

– А вот и второй след весны. Он зеленого цвета. Как вы думаете, что под ним спрятано? Посмотрим, что же под этим следом (листочек)

-Кто назовет эту примету весны?

  1. Весной на деревьях набухают почки, и появляются листочки.

-Вставайте в кружок. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.

Зимой снег белый, а весной. (черный)

Зимой снег чистый, а весной. (грязный)

Зимой дни холодные, а весной. (теплые)

Зимой дни короткие, а весной. (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)

Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)

Зимой ветер холодный, а ветер весной. (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)

Солнышко пригрело – и вот появились первые проталины.

– Вот они – следы Весны!

Вот следующий следок голубого цвета. Что может быть спрятано под ним?

– Давайте посмотрим, что под этим следом спрятала Весна (подснежник и ручеек)

– Помните красивое стихотворение про Снегурочку? (произносим вместе)

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники – Снегурочкины слезы

Проговорим эту примету Весны.

  1. Ребенок: «Весной тает снег, бегут ручейки, появляются проталины и первые цветы –подснежники»

Весна прекрасное время года, и хочется говорить только ласковые слова.

Не солнце, а …Солнышко,

Не ручей, а……РУЧЕЕК

Не корабль , а ….КОРАБЛИК

Не ветер, а…. ВЕТЕРОК

Не облако, а…ОБЛАЧКО

Не лист, а…ЛИСТИК

Не цветы, а …ЦВЕТОЧКИ

А вот и другой след. Он почему-то на дереве. Какого он цвета? (черный с пестринками , крапинками) А что же под ним? (скворец в скворечнике)

Кто назовет эту примету?

4.- Ребенок: Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

– А каких перелетных птиц вы знаете? Почему птицы возвращаются к нам весной? (Становится теплее, появляются жучки, червячки, бабочки)

Скоро у птиц появятся птенчики. Как называются птенцы у скворца? (Скворчата)

П/г «Скворчата»

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Смотрите, в гнезде скворчата. (гнездо на пенечке) Они кушать хотят. Давайте их покормим. Чем мы их можем накормить? (червячками) Правильно

(Дети с помощью прищепок-птичек кормят птенцов червячками-резиночками)

Ребята, а какие еще насекомые появляются весной? (бабочки, божьи коровки, жуки…)

Игра «Бабочки»

«Ярко лучики сияют,

За окном сосульки тают,

Ручейки везде бегут,

Птички весело поют»

А теперь давайте вместе расскажем о красавице-весне.

Вот наша помощница -таблица, которая поможет выполнить нам последнее задание. Сейчас мы расскажем о весне все, что узнали. Вспомним главное правило красивой речи:

«Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.»

-Посмотрите на картинки. Расскажите, что вы видите на них. Ответ начинайте со слова «весной». (Весной солнце светит.)

Весной солнце светит ярко.

Весной появляются коричневые проталинки.

Весной распускаются красивые подснежники.

Весной бегут веселые ручейки.

Весной появляются первые листочки.

Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

– Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! И вот она- красавица Весна! (картинка девушки-весны)

Она благодарит вас за то, что вы ее разыскали, и так красиво о ней рассказали. И дарит вам свою песню.

«Весна» (пальчиковая гимнастика Железновых)

Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Развитие артикуляторной моторики включает развитие кинестетического и кинетического орального праксиса. Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения.
В ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента используется перчаточная кукла лягушка Квакушка. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию и игре, была изготовлена дидактическая кукла Кваки, которая используется на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова Кваки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.
Кваки также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. Для достижения поставленной цели используется любой вид театра в играх: “Подари подарки”, “Собери яблоки”, “Помоги Маше” и др.
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
– Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
– Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким – Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».
2. Знакомство с повествовательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению повествовательной интонации.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по различению вопросительной интонации.

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика).
Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша – Коротышка, указательный пальчик – Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.

(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.)
– Здравствуй, ёлка!
(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.)
– Здравствуй, пень!
(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(Поднимается мизинец. Все зайчики проснулись.)
(Олеся Емельянова)

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика (биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
– становление координации общих движений;
– развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
– воспитание чувства ритма и темпа;
– формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
– развитие физиологического и речевого дыхания;
– активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
– воспитание умения работать сообща.

Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. Например:
«Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

Игры-имитации постепенно усложняются:
– Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
– Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
– Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
– Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
– Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
– Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
– Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
– формирует знания об окружающем мире;
– активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
– развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
– совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
– развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.

Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007

Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

Аннотация: В статье изложен опыт работы по использованию театральной деятельности в логопедической группе с ОНР.

Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей. Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям.

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, ОНР можно выделить ряд общих проблем:

  1. в первую очередь – это нарушение общения,
  2. во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно. При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Чаще всего нарушения речи у детей сопровождаются отклонением поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы. скованностью, зажатостью, повышенной активностью или наоборот пассивным
поведением.

Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В своей работе основной целью мы ставим:

  1. Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи у Ребёнка в целом и отдельных её компонентов.
  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Лого ритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.

Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Разные виды театров, используемые в работе

В нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров.

Театрально-игровая деятельность включает разные виды театров: «Пальчиковый», «Конусный», «Плоскостной», «Кукольный», «Театр масок», «Театр смешариков»,«Настольный театр».

Разнообразие различных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, происходит автоматизация поставленных звуков в словах, в предложениях, скороговорках и связной речи.

Театрально-игровая деятельность на занятии

Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя:

  • Работа по звукопроизношению
  • Развитие лексико-грамматических категорий речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие творческих способностей у детей

Театрально-игровая деятельность в режимные моменты

  • Разыгрывание сценок
  • Разыгрывание диалогов
  • Проговаривание потешек, стишков, чистоговорок
  • Заучивание ролей и показ спектаклей
  • Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя

Развитие звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Используем театр «Киндер игрушек» для отработки поставленных звуков. Передвигая по игровому полю игрушки, дети разыгрывают мини-сценки. «В Стране сказочных фигур», «По дорожке вместе с тигром», «Жужжим, шипим, стрекочем».

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие лексико-грамматических категорий речи мы отрабатываем на занятиях с элементами игр — драматизаций. Используя пособие Н.А.Гурьевой, по блочным темам разработаны занятия по сказкам «Пых», «Колосок», «Заюшкина избушка».

Работу по данному направлению представляю на примере белорусской сказки «Пых».

Работа по сказке «Пых»:

  1. Предварительное чтение сказки с воспитателями
  2. Обсуждение на занятиях
  3. Игра-драматизация на занятие
  4. Отработка лексико — грамматических категорий речи на занятие
  5. Логического мышления на занятие

В ходе отработки темы «Дикие животные» поставлены кукольные спектакли «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка», «В гостях у Степашки» и используются отрывки сценки на занятие и в свободное время детьми.

Пальчиковый театр

В нашей работе мы активно используем пальчиковый театр. На наш взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

В своей работе мы используем пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Разыгрываем наши мини – пьесы в режиме работы группы.

Театр вязаных игрушек Особенно детям нашей группы нравится разыгрывать представления из театра вязаных игрушек. Вязаные игрушки мягкие, красивые, приятные на ощупь привлекают внимание детей.

Работа по данной деятельности включает:

  • Артикуляционную гимнастику
  • Работа над дикцией
  • Игры-монологи
  • Стишки, чистоговорки.
  • Составление творческих диалогов между сказочными героями
  • Кукольные представления

Поставлены мини-спектакли «Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка».

Конусный театр «Колобок»

Конусный театр «Колобок» изготовлен руками детей группы и поэтому особенно нравится детям рассказывать данную сказку при помощи конусных фигурок.

В работе над сказками мы используем разные виды театров, что позволяет детям поддерживать интерес к рассказыванию русских — народных сказок.

Плоскостные театры используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности детьми. Работа над сказкой «Теремок» включает в себя:

  • Рассказывание сказки по цыпочке
  • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
  • Рассказывание по ролям
  • Игры драматизации
  • Показ плоскостного театра
  • Отработка лексико-грамматических категорий речи на занятиях «Посчитаем животных», «Назови какой, какая».
  • «Угадай, кто отзывается».

Очень важно для детей логопедической группы почувствовать себя артистами.

В ролях дети раскрепощаются, произношение звуков улучшается, в целом речь становится более выразительной. Артистами нашей группы были поставлены и показаны для детей младших групп следующие спектакли «Лесная аптека», «Красная шапочка на новый лад», «Репка». Дети с удовольствием играли данные сказки для детей младших групп. После показа сказок наши дети рассказывали стихи о лекарственных растениях. Наши спектакли носят, и обучающий компонент знакомим детей детского сада с лекарственными растениями, с повадками диких животных, с работой на огороде. Кроме этого формируется нравственный компонент взаимовыручки в трудных обстоятельствах, умение прислушиваться к другим и поступать правильно в сложных ситуациях.

Элементы драматизации мы активно применяем и на занятиях по обучению грамоте. По обучению грамоте были проведены следующие занятия:

  1. «В гостях у Мальвины и Буратино»,
  2. «Научим Незнайку различать буквы».

На данных занятиях дети закрепили символы букв. Научили Буратино выкладывать схему слов из звуков и букв. Правильно научили Буратино составлять предложения и выговаривать чисто говорки, развили музыкально — ритмические движения, поучаствовали в конкурсе «Узнай по движению героя».

Развитие творческих способностей у детей

Развитию творческих способностей детей нашей группы способствует проведение праздников «Правильной речи», «День смеха», «День сказочных персонажей».

На этих праздниках каждый из детей группы может перевоплотиться в сказочного героя, движениями показывать его манеру говорить, двигаться как он.

Соревновательный момент этих мероприятий способствует концентрации внимания детей. Более правильным ответам. Интерес поддерживается на протяжении всего мероприятия. Речь детей становится более чистой и выразительной. Дети стараются следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи.

Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным.

Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

  • Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
  • Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
  • Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
  • А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой.

У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

  1. Н.А.Гурьева «Игры-занятия с детьми»
  2. В.А. Лапковская Н.П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду»
  3. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
  4. И.Г.Выгодская Е.Л Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуаци
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: