Интегрированное коррекционно-развивающее занятие ‘Вальс цветов’

Конспект интегрированного занятия «Вальс цветов»

Татьяна Парнюк
Конспект интегрированного занятия «Вальс цветов»

Конспект интегрированного занятия

для детей старшей группы

«Вальс цветов»

воспитатель Парнюк Т. Г.

– воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство;

– знакомить с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика);

– Учить различать оттенки настроения в живописи и использовать цвет как изобразительное средство;

– использовать ритм и композицию как средство выразительности в пластике и изображении танцующих цветов на плоскости;

-обогащение активного словаря

-развитие речевого творчества

– воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

Материалы: цветные фотографии и открытки различных цветов; репродукции натюрмортов (И. Хруцкий «Цветы и плоды», Дик А. «Хризантемы», М. Сарьян «Осенние цветы», Герасимова Н. А. «Весенний», Э. Панов «Сирень с тюльпанами», Скрипченко Л. А. «Нарциссы», искусственные цветы для танца.

Предварительная работа: наблюдение за цветами (садовыми и полевыми); чтение стихотворений о цветах, рассказ К. Паустовского «Золотой луг»; знакомство с русским народным промыслами, в основе орнамента которых лежат мотивы различных цветов; слушание музыки (П.Чайковский: «Подснежник», «Вальс цветов», «Фея сирени»); использование ритмопластических этюдов и придумывание танцев под музыку П. Чайковского; рассматривание открыток, фотографий с изображением садовых и полевых цветов, репродукции натюрмортов (И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы», М. Сарьян «Осенние цветы»).

Первая часть. Зал оформлен как цветущий луг. Стены и «поляна» украшена красивыми объемными цветами (искусственными, на мольберте – цветные фотографии цветов и репродукции известных детям натюрмортов. Под звучание музыкального произведения П. Чайковского «Фея сирени» входит воспитатель – Фея цветов и читает отрывок из стихотворения И. Сурикова.

Фея цветов:

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Росинки светлые на них

Сверкают ярко, точно блески.

Целуют пчелы их и пьют

Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фея цветов. Я прилетела к вам в гости из страны Цветов. Я слышала, что вы живете в чудесном месте под названием Крым, и что у вас множество различных растений и цветов. (Показ фото).

Прострел или сон-трава.

Сейчас весна и расцветают мои любимые цветы: тюльпаны, нарциссы, гиацинты. (Показ фото)

Ребята, а вы любите цветы? Послушайте красивые стихи о цветах. (Чтение стихов сопровождается показом фото цветов)

Цветок – надежда и отрада,

И воплощение всего,

О, роза! Королева сада!

Твое бесспорно волшебство!

Соберу я незабудок

Чтоб вы каждую минутку,

Вспоминали обо мне.

Маленькое солнце на моей ладошке, —

Белая ромашка на зеленой ножке.

Игра «Собери цветок».

(Дети подбирают лепестки к сердцевине: ромашка, василек, подсолнух).

А сейчас я хочу загадать вам загадки о цветах, и проверить знаете ли вы их.

Их укроет от мороза,

В своих веточках …

(Мимоза). (Показ фото).

У извилистой дорожки,

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух). (Показ фото).

Первым вылез из землицы,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник). (Показ фото).

Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается. (Тюльпан). (Показ фото).

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки – из. (Ромашек). (Показ фото).

Вы знаете, многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения цветам. Петр Ильич Чайковский – замечательный композитор, написал «Вальс цветов». Я приглашаю вас всех на танец. Давайте закружимся в прекрасном цветочном вальсе.

(Дети встают со своих мест и кружатся с цветами в руках под музыку, изображая танцующие цветы.)

У нас получился очень красивый танец – вальс цветов.

Ребята, как называлось произведение, под которое мы танцевали? Правильно, «Вальс цветов». А кто его написал? П. И. Чайковский.

Ребята, скажите, когда вы танцевали, что себе представляли?

Вот так красиво, используя музыкальные инструменты, такие как арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.

Ребята, давайте, создадим большую картину, на которой изобразим сказочный луг с танцующими цветами. И назовем мы ее «Вальс цветов».

Читайте также:
Конспект НОД для родителей по логопедии по автоматизации поставленных звуков в старшей группе

Одному человеку это будет сложно сделать. Поэтому каждый из вас нарисует свой цветок и прикрепит его на нашей поляне. Согласны?

Для того, чтобы изобразить вальс цветов, мы должны передать нежность и легкость его настроения.

Я хочу вам показать репродукции картин известных художников, которые изображали цветы в разное время года. (Показ натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды», натюрморт Дика А. «Хризантемы», М. Сарьяна «Осенние цветы»).

Хруцкий И. Т. «Цветы и плоды».

Дик А. «Хризантемы».

Сарьян М. С. «Осенние цветы».

Вы заметили, какие использовали художники краски,чтобы передать осеннее настроение: спелые, насыщенные, присутствуют и темные.

А теперь посмотрите репродукции с весенними цветами. (Показ картины Эдуарда Панова «Сирень с тюльпанами», Герасимовой Н. А. натюрморт «Весенний», Скрипченко Л. А. «Нарциссы». В этих картинах художники использовали цвета более нежные, свежие, мягкие.

Герасимова Н. А. Натюрморт «Весенний».

Панов Э. П. «Сирень с тюльпанами».

Скрипченко Л. А. «Нарциссы»

Мы будем рисовать весеннее настроение.

Скажите, какими красками мы будем рисовать весеннее настроение?Правильно: нежными розовыми, голубыми, желтыми, сочными зелеными.

Чтобы изобразить цветы легкими и воздушными, мы, будем рисовать акварельными красками по мокрой бумаге. (Показ готовой работы).

Для этого нужно смочить лист водой, а затем нанести рисунок акварелью. Он получится как бы размытым под весенним дождем. Затем мы немного подождем, чтобы рисунок высох, и далее дорисуем детали, набрав на кисть более густую краску.

Итак, теперь мы начинаем рисовать цветы для вальса. А помогать и подсказывать вам будет красивая и нежная музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Вот вы и нарисовали прекрасные цветы. Теперь остается только их собрать и расположить на нашей поляне.

Получилось очень красиво! Видно, что цветы танцуют вальс? Да, они кружатся.

Настроение у них легкое, воздушное, нежное.

Ребята, как вы думаете, мог бы кто-то из вас в одиночку создать такую красоту?

Верно, в одиночку пришлось бы трудиться очень долго, а вместе мы дружно справились с этой работой. Эту картину мы повесим в группе и будем любоваться ею и слушать удивительное звучание «Вальса цветов».

Рефлексия: сегодня на занятии звучала нежная, красивая музыка. Помогла она вам в создании рисунка? Какой цветок вам понравился больше всего? Какие чувства вызывает у вас наша цветочная поляна? Выразите своё настроение с помощью смайликов.

Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

И остается прочно с нами,

Все то, что связано с цветами.

Конспект занятия в первой младшей группе «Посадка цветов-бархатцев» Цель: Формирование у детей представлений о жизни растений, их название, строение и об особенностях внешнего вида. Задачи: Формировать знания.

«Посадка семян цветов». Конспект занятия в средней группе Салтыкова Александра НОД: Познавательно-исследовательская (ФЦКМ, расширение кругозора) Тема: Посадка семян в почву. Цель: Развивать представления.

Конспект занятия «В мире цветов» для детей 6–7 лет Цель: расширить знания детей о цветах; воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к природе, вызвать интерес к миру растений;.

Конспект занятия по аппликации «Букет цветов для любимых мам» Подготовила: Савченко Екатерина Андреевна. Возраст: вторая младшая группа Цель: Воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, желание.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Фиалки для феи цветов». Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ДОУ. Место НОД в изучении темы: Занятие.

Конспект интегрированного занятия «Севастопольский вальс» 1. Вступительная беседа. -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие и проводим мы его в музыкальном зале. – Скажите пожалуйста,.

Конспект комплексного занятия «В мире цветов» Цель: Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях, о живой и неживой природе. Задачи: Закреплять знания о строении.

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Путешествие на планету Цветов» Конспект музыкального занятия на тему «Путешествие на планету Цветов» Цель: воспитывать у детей чувство гордости за героев своей Родины;.

Конспект НОД во второй младшей группе «Вальс волшебных цветов» Цель: формировать элементарные математические представления у детей. Задачи: 1) закрепить умение определять и называть цвет предметов,.

Читайте также:
Кубарик - дидиактическая развивающая игрушка

Конспект занятия по ИЗО для воспитанников I ступени с ОВЗ «Весёлая радуга». Смешивание цветов Цель: развитие сенсорного воспитания детей I ступени специальной коррекционной школы VIII вида. Задачи: • учить детей, смешивая цвета,.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе “Под звуки нестареющего вальса”

Цель: ознакомление детей с искусством бального танца “вальс”

образовательные:

  • познакомить детей с происхождением бального танца “вальс”;
  • развивать умение детей различать разновидности танца “вальс”;
  • разучить основные элементы танца “вальс”;
  • развивающие:

  • развивать умение эмоционально выражать характер музыки;
  • поощрять детскую импровизацию и творческую инициативу в движениях и пластике;
  • воспитательные:

  • воспитывать способности активного восприятия искусства;
  • основы художественно-эстетического вкуса;
  • Материалы: мультимедиа; записи музыкальных произведений: П.И. Чайковский “Вальс цветов”, вальс из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь” Е. Дога; слайды: фото различных вальсов, бального зала, вида старинного замка, Золушка; видеоматериал (“Медленный вальс”, “Танго”, “Венский вальс”); волшебная палочка; атрибуты: цветы.

    Организационный момент: Дети входят в зал. Их встречает Фея танцев.

    Фея: Ребята, какие вы сегодня красивые! Скажите, вы меня узнали?

    Фея: Ребята, когда вы приходите в детский сад, вы первым делом что говорите воспитателю?

    Мы сегодня с вами поприветствуем друг друга и гостей по-особенному. Мы сделаем поклон. (Педагог объясняет, как делать поклон девочкам и мальчикам).

    Фея: Ребята, посмотрите, что мы видим вдалеке? (Слайд 1. Презентация)

    Видны стены и высокие башни старинного замка. Сегодня в этом замке большой праздник.

    Фея: Посмотрите, кто же спешит в этот замок? (Слайд 2)

    Фея: Как вы думаете, на какой праздник спешит Золушка?

    Ребята, вы хотите попасть на бал? Но для этого мы должны выяснить, чем занимаются люди на балу? (Встречаются, танцуют, общаются)

    Фея: Какие танцы танцуют на балах? (Танго, фокстрот, полька)

    Фея: Самый главный танец, который танцуют на балу, – это вальс

    Ребята, что вы знаете про вальс?

    Фея: Вальс переводится с французского языка как “кружиться в танце”

    Исследователи относят рождения вальс к концу 18 века, то есть он появился очень, очень давно. Он стремительно ворвался в бальные залы. Вальс получил полное признание и достиг популярности. И если посчитать, то вальс танцуют уже более двухсот лет.

    Фея: Это парный танец, где присутствуют плавные, грациозные, медленные, изящные движения. Раньше, когда страной правили короли и королевы, балы проходили очень часто. И вышел такой указ, чтобы все мужчины и женщины, их еще звали дамы и кавалеры, которые приезжали на бал, обязательно должны уметь танцевать вальс и другие танцы. Иначе их не уважали в обществе и не приглашали на бал.

    Для бала отводилось специальное место в замке – огромный зал, в котором обязательно делали паркетный пол, чтобы лучше было скользить. (Слайд 3, 4)

    Давайте мы посмотрим, как люди танцевали вальс раньше и как его танцуют сейчас. (Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

    Со временем вальс постоянно менялся. Раньше его танцевали быстро, а теперь более медленно.

    Существует очень много разновидностей вальса (Слайды)

    (К фото различных вальсов подбираем название самых знаменитых вальсов)

    Фея: Ребята, мы же хотим попасть с вами на бал?

    Что нам для этого нужно сделать? (красиво одеться, надеть маски, научиться танцевать)

    Фея: Правильно, нужно научиться танцевать вальс.

    Но для начала мы с вами посмотрим, как танцуют вальс настоящие профессионалы.

    Видео DVD-диск ХI Открытый Чемпионат России, европейская программа. Серия Russian Open Championships 2005

    1. “Медленный вальс”.

    2. “Танго” (Сравнение движений танго с вальсом).

    3. “Венский вальс”.

    Фея: Ребята, вам нравится, как танцуют вальс? Обратите внимание на движения, какие они? (Ответы детей)

    Фея: Посмотрите на их лица, что вы видите? (Ответы детей) Давайте сравним эти два вальса. В чем сходство? В чем их различие?

    Послушайте, как свои впечатления об этом танце выразила поэт Людмила Линдронт:

    Не узнать сегодня ни подруг, ни друга,
    Если не успеешь заглянуть в глаза.
    Это не метели кружатся по кругу,
    Это вихрем вальса бал ворвался в зал.

    Фея: Почему сегодня не узнать друг друга?

    Читайте также:
    Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

    Какие слова нам подсказывают, что это танец “вальс”?

    С чем сравнивает поэт вальс?

    Фея: Как вы думаете, без чего мы не сможем станцевать вальс? (Без музыки)

    Фея: Сейчас мы послушаем музыкальное произведения П.И.Чайковского (слушание музыки).

    Фея: Что вам представляется под эту музыку?

    Фея: Кто бы мог танцевать под эту музыку?

    Фея: Вам знакомо это произведение? Какие движения хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)

    Фея: Это ребята произведение П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

    Вот как красиво, используя нежные интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.

    Я предлагаю вам взять цветы и изобразить движениями вальс цветов. (Импровизация танца)

    Фея: Как вы думаете, у вас получился настоящий вальс?

    Фея: У вас получился сказочный вальс.

    Настоящему вальсу, как и другим танцам, нужно учиться. Существуют специальные школы, которые так и называются “Школы бального танца”.

    Фея: Мы с вами тоже научимся танцевать и разучим свой маленький вальс

    Для начала мальчики приглашают девочек на вальс. (Приглашение на вальс; разучивание движений танца)

    1. Основной ход вальса под счет 1 2 3.

    2. Кружение “Лодочкой”.

    3. Кружени под рукой партнера.

    Фея: Ребята, теперь мы точно можем отправиться на бал. Закройте все глаза, я взмахну своей волшебной палочкой, и мы окажемся на балу. Раз, два, три.

    (Звучит мелодия из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь” Е. Дога; на мультимедиа идет показ видеозаписи вальса, где пара начинает кружение.)

    Ребята, вы слышите, звучит ласковая мелодия скрипок, и вот уже первая пара кружится в медленном вальсе. Давайте, мы тоже станцуем свой маленький вальс.

    Кавалеры, приглашайте дам на вальс

    (Звучит музыка, и дети начинают танцевать вальс.)

    Молодцы, ребята. У вас получился замечательный вальс. Мы могли бы еще танцевать, но нам пора возвращаться в детский сад.

    Закройте все глаза, я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в детском саду. Раз, два, три.

    – Ребята, вам понравилось танцевать вальс?

    – Что вы чувствовали, когда танцевали вальс?

    – Что вы можете рассказать о вальсе другим людям?

    Давайте мы друг другу сделаем поклон. (Дети выполняют поклон)

    Развивающее занятие “Вальс цветов”
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Данное мероприятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Направлено на развитие речи, пополнение знаний об окружающем мире. Мероприятие разработано с использованием большого количества наглядности, частой смены деятельности. Данный факт позволяет удерживать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия.

    Скачать:

    Вложение Размер
    vals_tsvetov.doc 74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: ВАЛЬС ЦВЕТОВ

    ЦЕЛЬ : расширение знаний о цветах, формирование бережного отношения к растениям, развивать кругозор и речь детей.

    ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: старший дошкольный возраст

    1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

    Цветы, цветы, как много их-

    И розовых, и голубых,

    Как мотыльков на тонких стеблях. Цветы, цветы.

    Мне улыбаются весь день

    Живую радугу колебля

    Они смеются и цветут.

    Сегодня, ребята, мы отправимся на цветочную поляну. На ней растут волшебные растения. На каждом из них написаны какие-то задания для нас, чтобы мы побольше узнали о нашей природе, цветах (на доске оформлена поляна, на которой растут различные цветы). Всех детей делим на 2 команды. Каждая команда срывает по одному цветку, на которых написаны задания.

    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    1 задание: Незабудка

    У леса и реки на перепутье,

    Где выстлана березовая гладь,

    Такие загорелись незабудки,

    Окинешь взором – глаз не оторвать.

    * Игра ” Назови цветок “

    Сделать 15 шагов и на каждый шаг назвать цветок.

    2 задание: Ромашка

    Знакомые с детства

    Мы рвем на лужайке

    Как белые звезды,

    Средь розовой кашки

    Они развернули свои лепестки.

    Будто в зной полуденный Просятся напиться.

    С синевою неба дружат

    Эти милые цветы

    Я их знаю, знает Ксюша

    Ну, а знаешь ли их ты?

    В посевах ржи, пшеницы и овса.

    Стоит цветочек – синяя краса.

    Хоть сорняком его и называют,

    Цветок тот нашу землю украшает.

    Видел я такой цветок – Золотистый ободок,

    Долго он в траве сидел,

    Стал седым и улетел.

    Пришел в леса весной.

    По лесу он разносит,

    Чудесный запах свой.

    Стоит в поле цветок – Желтый глазок,

    На зеленой ножке.

    В травке золотится,

    По полю разлетится.

    В ней лежит росинка,

    И сверкает солнце.

    Горел в траве росистой Фонарик золотой,

    Потом померк, потух

    И превратился в пух.

    В беленьких платьях,

    Ты назовешь их без всякой подсказки.

    На лугах, лесных полянах

    Цветок полнехонек нектара,

    Зовут пчелиной кашкой,

    Соседствует с ромашкой.

    На проталинке в лесу,

    Первым встретил я весну.

    Я мороза не боюсь,

    Первым из земли пробьюсь.

    Мой брат зовет всех на уроки,

    А я в полях стою высокий,

    От ветра голову склоню,

    Но почему-то не звоню.

    И зернышки в коробочке,

    Цвета желтого цветки,

    Как еще нас называют,

    Для чего нас применяют?

    Имитируем все проговариваемые движения.

    Мы ямку раскопаем,

    Наши красные цветки,

    Ветерок чуть дышит,

    Наши красные цветки

    3 задание ” Ландыш “

    Деревья по ветру парят.

    Веселых ландышей жемчужины,

    Под каждым кустиком горят.

    Конкурс рисунков (цветов) или цветка, которого не бывает.

    4 задание ” Колокольчик “

    Колокольчики мои, цветики степные,

    Что глядите на меня, темно – голубые?

    И о чем звените вы, в день веселый мая,

    Средь нескошенной травы, головой качая?

    Игра ” Доскажи словечко “

    Как на солнечной полянке,

    На зеленой самобранке.

    Диво дивной красоты,

    Все знакомы с нами.

    Яркие, как пламя,

    С мелкими гвоздями.

    Золотой и молодой,

    За неделю стал седой,

    А денёчка через два,

    Спрячу-ка в карманчик

    На лугу среди букашек,

    Оттеснил семью ромашек,

    Как зовут меня, скажи

    Часто прячусь я во ржи,

    Скромный полевой цветок,

    На зеленом шнурочке –

    Знают даже малыши,

    То лесные. (ландыши)

    5 задание ” Подснежник “

    Цветок весны, идущий к нам по снегу,-

    Простой цветок, но сколько он несёт,

    Добра и радости, и счастья человеку!

    Подсчитываются баллы. Награждение команд.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). “Цветы для песочной феи”

    Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез.

    Игры, развивающие восприятие цвета

    Родители узнают, как знакомить детей с сенсорными эталономи цвета.

    Фотоколлаж с методическими рекомендациями “Проектирование образовательного процесса по теме “Цветы вокруг нас” в условиях созданной предменно – развивающей среды”

    Представленные материалы познакомят педагогов со способами организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ по теме “Цветы вокруг нас, продемонстрируют вариант пос.

    Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.

    консультация для родителей.

    РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

    РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме.

    ЦВЕТЫ ПОЛЕВЫЕ И ЛУГОВЫЕ: РАССКАЗЫ О ЦВЕТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ, РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, СТИХИ, КАРТИНКИ.

    Картотека на тему: “ЦВЕТЫ ПОЛЕВЫЕ И ЛУГОВЫЕ: РАССКАЗЫ О ЦВЕТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ, РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, СТИХИ, КАРТИНКИ”.

    Развивающая игра “Цвета”

    для воспитателей, логопедов, психологов, дефектологов.

    Коррекцинно-развивающее занятие “Разноцветный мир”

    Коррекционно-развивающее занятие “Разноцветный мир».

    Цель: Создать условия, необходимые ребёнку для обеспечения развития, формирования основных психических новообразований, адаптации и интеграции в социуме.

    Задачи:

    Повышение уровня групповой сплоченности, чувства принадлежности к группе.

    Развитие умения использовать невербальные способы взаимодействия при установлении контактов друг с другом, развитие социальной перцепции.

    Развитие моторики руки, концентрации внимания, координации движений, логики мышления.

    Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние и доброжелательное отношение к сверстнику в игровой ситуации, развитие умения находить способы самовыражения.

    Освоение основных эталонов цветов.

    Возраст: 8 -10 лет

    Категория детей: дети с нарушениями интеллекта (нарушение познавательной деятельности); дети, с задержкой психического развития.

    Материалы к занятию

    разноцветные объемные цветы (красного, желтого, синего и зелёного цветов);

    пальчиковая кукла «Машенька»;

    пустая рамка для портрета;

    картинки к использованию стихотворения о маме;

    изображение Майданской розы;

    мультимедийная презентация «Разноцветный мир»

    мультимедийная презентация «Подводный мир»;

    мультимедийная презентация «Котята»;

    мультимедийная презентация «Паучок»;

    Раздаточный (по числу детей):

    материалы для разучивания стихотворения (разноцветные картинки);

    витражи – краски по стеклу;

    тарелочки с трафаретами Майданской розы;

    пазлы подводного мира;

    звукозапись пальчиковых игр из серии «Музыкальные обучалочки»;

    звукозапись фрагмента «Утро» Э. Грига;

    «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

    Ход занятия

    I. Вводная часть

    Психолог предлагает детям совершить путешествие в разноцветный мир цветов и красок.

    Весь мир наш создан из цветов
    Есть синий, желтый цвет, есть красный
    В нем красок множество тонов
    Посмотрим мы! Как он прекрасен!

    Демонстрируется презентация с элементами цветотерапии «Разноцветный мир».

    II. Основная часть

    Психолог включает тихую музыку для фонового прослушивания и говорит: «Сегодня, мы с вами вместе побываем в волшебном мире красок и цветов, и наше путешествие начнется с прекрасного цвета…»

    Психолог берет объемные цветы красного цвета и высаживает своеобразную поляну на полу из этих цветов.

    Красный цвет запомнят все!
    Этот цвет, он очень яркий
    Красный – помидоры, флаги
    Красный – ягоды, морковь
    Красный – мамина любовь!

    1. Упражнение «Приветствие».

    Психолог демонстрирует пальчиковую куклу, которую он взял сегодня на занятие и рассказывает детям сказку: «Жила-была девочка, она была совсем одинока и у неё никого не было в этом мире, ни мамы, ни папы, ни братьев, ни сестер…Ребята, вы знаете, у этой девочки даже не было имени…»

    Психолог обращается к ребятам с вопросами:

    – «Как вы думаете грустно или весело жить этой девочки?»

    – «А бывает ли так, что у человека совсем никого нет?»

    Ребятам предлагается всем вместе познакомиться с этой девочкой и придумать для неё имя.

    Выслушиваются все мнения ребят, кукле дается имя.

    Затем психолог предлагает познакомиться с куклой по очереди, передавая куклу их рук в руки. Ребята совместно с родителями передают куклу по кругу, надевая её на руку, и произносят своё имя.

    2. Упражнение «Учим стих по картинке».

    Ведущий обращает внимание ребят на то, что занятие проводится совместно с родителями и на занятии вместе с детьми присутствуют их мамы. Психолог дарит всем присутствующим стихотворение.

    Ребятам и родителям рассказывается стих про маму и показываются соответствующие картинки:

    Вам мама приносит игрушки, конфеты,

    Но любите маму вы не за это.

    Весёлые песни она напевает

    Вам скучно вдвоем никогда не бывает.

    Вы маме доверите все секреты,

    Но любите маму вы не за это

    А любите маму, скажу я вам прямо,

    Ну просто за то, что она ваша мама!

    «Скрипичный ключ и ноты»

    «Мама и ребёнок вдвоем»

    «Ребёнок шепчет на ушко маме секрет»

    Всем ребятам раздаются комплекты картинок, после нескольких повторений, ребятам предлагается вместе с мамами проговорить стихотворение о маме.

    3. Упражнение «Портрет».

    Психолог демонстрирует ребятам и родителям пустую рамку для портрета, рассказывая о том, что в данном комплекте не хватает портрета человека.

    Родителям и детям предлагается побывать в галерее портретов. Психолог предлагает участникам представить, что несколько лет назад каждый из родителей был отличным скульптором и художником, и они смогли нарисовать прекрасные портреты своих детей, которые сейчас присутствуют на занятии. Родителям предлагается вспомнить свои художественные способности и заново нарисовать своего ребёнка. Каждый ребёнок по кругу держит пустую рамку для портрета у своего лица, а родители своими руками, нежными и ласковыми движениями рисуют лицо своего ребёнка, проговаривая вслух ту часть лица, которую рисует родитель (глаза, нос, брови, губы, щеки и т.д.). Руки родителей – это кисть художника, как только портрет готов, мама или папа говорят, как же они назвали свой портрет.

    После окончания упражнения психолог переходит к изучению следующего цвета – жёлтого.

    Желтый – солнца луч искрится
    Листья, осенью в саду
    И лимон, тот, что кислится
    Ярче цвета не найду
    Желтый цвет –
    Цвет доброты
    Мы с вами сейчас
    Нарисуем цветы.

    4. Упражнение «Майданская роза».

    Ребятам предлагается нарисовать красками по стеклу Майданскую розу.

    Психолог рассказывает о Майданской розе, как о необычном цветке. Который похож на сказочный цветок и был придуман мастерами на юге Нижегородской области.

    Этот цветок соединяет в себе четыре цвета (красный, желтый, синий и зеленый). Все цвета подобраны таким образом, что дополняют друг друга и усиливают цвета.

    Ребятам демонстрируется нарисованный цветок Майданская роза и предлагается самим нарисовать его.

    Всем раздается раздаточный материал (тарелочки, витражи).

    После того как ребята закончат рисовать, всем присутствующим демонструются получившиеся росписи по тарелке и психолог переходит к демонстрации следующего цвета – зелёного.

    Есть у нас зелёный цвет
    Крокодил, лягушка, пальма
    С зелёным мы не знаем бед
    И он был выбран не случайно
    Зелёный цвет – он цвет весёлый
    Он настроенье повышает
    И наши пальчики все хором
    С зеленым вместе поиграют

    5. Упражнение «Паучок».

    Ребятам предлагается поиграть в пальчиковую игру совместно с родителями.

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил

    Паучков на землю смыл.

    Солнце стало пригревать

    Паучок ползет опять.

    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.

    «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.

    Кисти свободно опущены, выполняются стряхивающие движения (дождик).

    Хлопаем ладонями по коленям.

    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, поднимаем руки вверх.

    Действия как в первом куплете.

    «Паучки» ползают по голове.

    6. Упражнение «Котята и щенок».

    Два котёночка сидят,

    Три котеночка лежат.

    К ним щеночек подбежал

    «Гав» казал и всех прогнал.

    Три котёночка сидят,

    Два котёночка лежат.

    К ним щеночек подбежал

    «Гав» сказал и всех прогнал.

    Правая рука котята (ладонь открыта, повернута вверх)

    Большой и указательный палец сгибаем в фалангах

    Прижимаем к ладони мизинец, безымянный и средний пальцы.

    Левая рука – щеночек (повернута ребром к полу, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).

    Прячем правую руку за спину.

    Мизинец, безымянный и средний пальцы сгибаем в фалангах

    Большой и указательный прижимаем к ладони.

    Левая рука – щеночек (повернута ребром к полу, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).

    Прячем правую руку за спину.

    Данная игра проводится под музыку, вместе с ребятами пропеваются слова. Во время пропевки и выполнения движений руками на экране воспроизводится презентация с соответствующими слайдами, на которых появляются слова песенки и изображения котят и щенка. Игра способствует развитию моторики руки, внимания, памяти и мышления.

    Ведущий переходит к следующему цвету – синему.

    Синий цвет – морские волны
    Синий мяч и василек (синий цветок)
    Синий – водные просторы.
    В подводный мир пойдем дружок!

    Ребятам демонстрируется презентация «Подводный мир».

    7. Упражнение «Собери подводный мир».

    Ребятам раздаются пазлы с подводным миром, каждому из них достается по одной рыбки, для которой необходимо найти место на морском дне.

    Ребятам дается время для собирания пазла.

    III. Заключительная часть

    Ведущий переходит к заключительной части занятия.

    Перед ребятами демонстрируется разноцветная поляна их объемных цветов, которая собиралась на протяжении всего занятия.

    Педагог предлагает вспомнить все цвета и краски, которые использовались на занятии, и закрепить основные четыре цвета в итоговой игре «Парашют».

    Сегодня разноцветный мир
    Цветов и красок нам открылся
    Ну а сейчас, все вместе мы
    Попробуем повеселиться

    8. Упражнение «Парашют».

    Психолог демонстрирует сшитый их разноцветных лоскутков парашют и объясняет правила игры. Все участники занятия и родители, и дети, и педагоги встают в общий круг и берутся за краешки парашюта. Разучиваются слова.

    Раскрываем разноцветный
    Парашют со всех сторон
    Приготовились ребята (все мамы)
    Всех сейчас укроет он.

    На протяжении всей речёвки парашют раскачивается, после последней строчки все ребята или все мамы по очереди прячутся под парашютом и он накрывает их. Игра повторяется несколько раз. По окончанию игры для всех присутствующих на занятии показывается презентация «Милым мамам».

    Конспект занятия «Весенние цветы»

    автор: Иванова Эвелина Владимировна

    логопед ОГКУЗ «Белгородский дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

    Конспект занятия «Весенние цветы»

    Тема: «Весенние цветы».

    Цель: уточнить и расширить представления о цветах и местах их произрастания.

    Коррекционно-развивающие: закреплять умение определять количество слогов в слове цветок, упражнять в звукобуквенном анализе слов и составление распространенных предложений, развивать ВПФ (мышление, память), общую и мелкую моторику, развивать навык послогового чтения.

    Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарь детей по теме «Весенние цветы», совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, закрепление согласования числительных с существительным и прилагательным, закрепление согласования существительных с прилагательными, закрепление умение правильного согласования прилагательного c существительным в косвенных падежах, закрепление умения образования уменьшительно-ласкательных существительных и образования слов противоположных по значению).

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, любовь и бережное отношение детей к природе, воспитывать умение слушать ответы других детей.

    Оборудование: ПК, картинный материал по теме «Весенние цветы», фишки для звукобуквенного анализа слова, разрезанные на слоги слова и картинки с цветами, картинки семицветика и смайлика.

    Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественная литература».

    Ход занятия

    I.Организационный момент.

    Логопед: Здравствуйте, дети! Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Нарядные сестренки

    Весь день гостей встречают,

    Медом угощают. (цветы)

    Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов. И в этом путешествия буду сопровождать вас я. Я очень люблю цвету, я ухаживаю за ними, забочусь, кто же я? Цветовод (цветочница)

    Логопед: Но для того, чтобы попасть туда, вы должны ответить на мои вопросы. Только отвечать нужно по очереди, на кого я покажу тот и отвечает.

    — Какое сейчас время года?

    — Какие весенние месяцы вы знаете?

    — Какой сейчас месяц?

    — Какие признаки весны вы знаете?

    — Какие весенние праздники вы знаете?

    1. Основная часть.

    Логопед: Ребята, вы молодцы! Все правильно сказали и теперь мы можем с вами отправится в Мир цветов. А если в этом мире много цветов, то какой он? Цветочный. Так как это непростой мир, поэтому будем выполнять различные задания, отрывая лепестки семицветика.

    Логопед: Я отрываю первый лепесточек, какого он цвета? Ребята, чтобы узнать какие весенние цветы спрятались в нашем волшебном Мире, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать.

    1.Из под снега вырастают

    Раньше всех весну встречают.

    Пробивался сквозь снежок,

    Самый первый, самый нежный,

    Самый бархатный цветок!

    2.Из луковки вырос,

    Но в пищу негож.

    На яркий стаканчик

    Цветок тот похож.

    1. Есть у весеннего цветка

    Приметы, чтоб не ошибиться:

    Листик — как у чеснока,

    А корона — как у принца!

    4.Цветёт он майскою порой,

    Его найдёшь в тени лесной:

    На стебельке, как бусы в ряд,

    Цветы душистые висят.

    1. Белым шариком пушистым

    Я красуюсь в поле чистом,

    Дунул легкий ветерок –

    И остался стебелек. (Одуванчик)

    6.У реки на лугу

    Босиком на снегу,

    Он и мачеха, и мать,

    как цветочек этот звать?

    (Мать — и — мачеха).

    1. Прекрасная красавица

    Боится лишь мороза

    В букете всем нам нравится

    1. Прячет цветок сладкий медок,

    и в названье мед таится, узнаете…

    Логопед: А какие еще весенние цветы вы знаете?

    Логопед: Ребята, так как мы с вами смотрели на экран, то наши глазки немного устали, давай сделаем вместе гимнастику для глазок.

    Глазки вправо, глазки влево,

    И по кругу проведем.

    И немножечко потрем.

    Посмотри на кончик носа

    И в «межбровье» посмотри.

    А на выдохе опять

    Глазки заставляй моргать.

    А сейчас расслабились

    И дальше в путь отправились.

    Логопед : Я отрываю второй лепесток, какого он цвета? Цветы перепутались. Помогите их разобрать. Дети, вам надо назвать лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

    «Четвертый лишний»

    • Подснежник, одуванчик, мимоза, роза.
    • Тюльпан, нарцисс, ромашка, ландыш.
    • Мать-и-мачеха, астра, медуница, подснежник.
    • Мимоза, тюльпан, гвоздика, ландыш.
    • Хризантема, подснежник, нарцисс, одуванчик.

    Логопед: Вот и третий лепесточек, а он какого цвета? Дети, вы, наверное, все любите, когда вас называют ласково. Моим цветочкам тоже это нравится. Давайте я вам буду называть цветы, а вы мне говорите ласково.

    Дидактическая игра «Назови ласково»

    Подснежник –

    Логопед: Теперь я отрываю четвертый лепесточек, какой он? Дети, у вас на столе лежат листочки со слогами, соедините слоги и прочитайте слова, которые у вас получатся. А теперь представьте, что вы собрали букет из ваших цветов, как мы скажем из каких цветов у вас букет?

    Букет из фиалок, какой? Фиалковый

    Букет из подснежников, какой?

    Букет из тюльпанов, какой?

    Букет из одуванчиков, какой?

    Букет из ландышей, какой?

    Логопед: Ребята, давайте встанем и сделаем с вами физкультминутку.

    Физкультминутка «Цветы «

    На лугу растут цветы (Разводим руки)

    Небывалой красоты. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)

    К солнцу тянутся цветы. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)

    С ними потянись и ты. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)

    Ветер дует иногда, (Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками)

    Только это не беда. (Грозят пальце)

    Наклоняются цветочки, (Наклоняются вперед и опускают руки)

    Опускают лепесточки. (Приседают)

    А потом опять встают (Встают и поднимают руки)

    И по-прежнему цветут. ( Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)

    Логопед: Осталось совсем мало лепестков, я отрываю пятый лепесточек, какой он? Подбор родственных слов.

    -Дети, у нас у всех с вами есть родственники и у слов они тоже есть, назовите мне слова родственники к слову ЦВЕТОК. (цветочек, цветной, цветик, цвести, цветы, семицветик, цветочница, цветовод).

    Звуко-буквенный анализ слова.

    — Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова ЦВЕТОК.

    -Сколько в слове цветок слогов? Два.

    — Сколько в слове цветок гласных звуков и какие? Два гласных звука (И, О).

    — Сколько в слове цветок согласных звуков и какие это звуки? Четырех согласных звука (Ц, ВЬ, Т, К). Звук Ц какой? Дайте мне характеристику звука Ц (согласный, глухой и всегда твердый). А какие еще всегда твердые звуки вы знаете? (Ж, Ш).

    Логопед: Ребята, давайте разомнем наши пальчик и посчитаем маленькие подснежники.

    Упражнение на развитие мелкой моторики и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

    Мы будем поочередно открывать пальчики пальчиками на руках, начиная с большого пальца

    Посчитаем их:

    1 маленький подснежник,

    2 маленьких подснежника,

    5 маленьких подснежников.

    Сжали пальчики и распрямили. И повращали кулачками.

    Логопед: Вот и следующий лепесточек, а он какого цвета?

    Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

    — Я совсем запуталась и не могу закончить предложения, давайте вы мне поможете. Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

    На клумбе выросли (что?)…..красивые цветы.

    Скоро будет еще больше (чего?)…..красивых цветов.

    Мы очень рады (чему?)…..красивым цветам.

    Везде мы видим (что?)…. красивые цветы.

    Мы любуемся (чем?)…..красивыми цветами.

    Мы будем рассказывать друзьям (о чем?)…..о красивых цветах.

    Логопед: Составление распространенных предложений. Вот и седьмой лепесточек.

    Логопед: У вас на столе лежат кусочки картинки, переверните их и соберите картинку. Что у вас получилось на картинке?

    -А теперь давайте составим предложение со словом , которое изображено у вас на картинке.

    Логопед: Подбор прилагательных к слову цветы.

    Дети, у нас осталась еще сердцевина семицветика. Мы с вами уже говорили, что цветы бывают разные. А какие именно они бывает? А если цветы растут в саду, то они какие, а если в поле, то они какие?

    Дети: Садовые и полевые.

    Логопед: Сейчас я буду называть цветы, а вы должны будете определить какой это цветок садовый или полевой, если садовый, то вы должны поднять хлопнуть, если полевой, то топнуть.

    Логопед: Ребята, все мы иногда вредничаем и говорим все наоборот. Давайте сейчас представим, что мы с вами вредины и будем говорить все наоборот.

    Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    Логопед: У каждого из вас на столе лежит кусочек от картинки, возьмите свой кусочек и подойдите ко мне. Сейчас мы вместе с вами составим картинку и узнаем, что у нас получится. У нас получилась улыбка, давайте все друг другу улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением. Но так как я цветочница, то я пришла к вам с цветами. Я шла по дорожке и нашла вот такой миленький букетик. Что это за цветы? (ландыши). А ландыши можно рвать? (нет). А почему? (потому что этот цветок занесен в Красную книгу). Дети, наше занятие подошло к концу, вы можете быть свободны.

    Конспект занятия – Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

    Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

    Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

    • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
    • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
    • активизировать глагольный словарь.

    Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

    Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

    1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

    Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
    сомкнутыми губами);
    б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
    в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

    Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
    Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
    Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

    3. Артикуляция и характеристика звука М

    Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
    лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

    Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
    Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

    4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

    В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

    – Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
    Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
    – Почему так сказала Маша?
    Маша все съела и спасибо сказала.
    Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

    5. Звуковой анализ и синтез слогов.

    Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

    Игра «Живые звуки»

    Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

    6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

    Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

    Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

    7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

    му-ха – прохлопываем,
    ма-ши-на – протопываем,
    му-хо-мор – пропрыгиваем.

    Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки – муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

    8. Д/и «Подбери слово-действие»

    Муха – летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
    Машина – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
    Мышка – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

    9. Знакомство с буквой.

    Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

    Палочка и палочка,
    Между ними галочка.
    И теперь понятно всем
    Получилась буква «М».
    Дети выкладывают букву из мозаики.

    10. Итог занятия.

    Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

    ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
    Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
    Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
    Кулаками постучим (6раз),
    Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему “Звук и буква М”

    Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
    Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком “М”.
    Задачи:
    1. Научить детей характеризовать звук “М” по акустическим и артикуляционным признакам.
    2. Познакомить детей с буквой “М”.
    3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
    4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
    5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
    6. Развивать фонематические процессы.
    7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

    Ход занятия
    1. Организационный момент
    Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

    Логоритмическое приветствие “Зашагали ножки”

    А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука “О”, “И” или “А”

    Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

    2. Объявление темы занятия.
    Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
    Вышла Буренушка гулять и замычала: “М-м-м” С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

    3. Акустико-артикуляционный образ звука.
    Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М – согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

    4. Связь звука и буквы.
    Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
    Послушайте стихотворение:
    Взялись за руки друзья
    И сказали:: “Ты да я –
    Это мы”.
    А между тем
    Получилась буква М.

    Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

    5. Развитие фонематического слуха.
    Повторение за логопедом слоговых рядов.

    Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

    6. Физминутка.
    Выполнение движений по тексту стихотворения.
    Как у наших у ребят
    Ножки весело стучат:
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
    А устали ножки,
    Хлопают ладошки:
    Хлоп-хлоп-хлоп,
    Хлоп-хлоп-хлоп.

    7. Закрепление звука в слогах.
    Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

    Сколько в этой схеме гласных звуков?
    Сколько согласных звуков?
    Что подсказало вам правильный ответ?

    8. Закрепление звука в словах.
    Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
    Первый вариант – дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.
    После этого слова делятся на слоги.
    Второй вариант – разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
    После этого слова делятся на слоги.

    9. Закрепление звука в предложениях.
    Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

    10. Закрепление звука в тексте.
    Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

    Мы топаем ногами,
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки разведем,
    И побежим кругом.

    11. Итог занятия.
    С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: