Интегрированная и коррекционная деятельность инструктора по физической культуре с детьми и родителями средней группы

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ

Гуляс Наталья Николаевна
Галкина Людмила Александровна
Смогунова Галина Витальевна

Инструктор по физической культуре, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград
Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград
Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гуляс Н.Н., Галкина Л.А., Смогунова Г.В. Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 18.01.2022).

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. В соответствии с ФГОС одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников является физическое развитие, которое включает в себя образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обусловливает обязательное включение образовательной области «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения занятий нестандартная. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • Интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Формы реализации принципа интеграции:

  1. Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
  2. Интеграция по средствам организации образовательного процесса
  3. Интеграция детской деятельности.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Организация работы в ДОУ по физическому воспитанию детей в целом соответствует современным требованиям к организации и объему двигательной активности дошкольников. Используются разнообразные организационные формы двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и досуги.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Организовывая образовательный процесс, стараемся делать так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. При реализации образовательных областей во всех возрастных группах воспитатели применяют пальчиковые игры; упражнения для глаз; гимнастику (релаксация); массажеры для рук (орешки, палочки); проводятся тематические занятия «Мы любим спорт», «Мы гуляем», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и др.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию вместе с воспитателями мы обращаем внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх при пользовании инвентаря.

ОО «Познавательное развитие»: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

ОО «Речевое развитие»: проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков

Читайте также:
Нарушения голоса - причины и профилактика

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок; привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий: флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; постановка спортивных танцев; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой.

Интеграция физкультурных занятий и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует валеологические песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день, слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковой игрой, используется дыхательная гимнастика, элементы звукотерапии, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой. Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В ДОУ в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников проводится специальная коррекционная работа, направленная на укрепление здоровья детей. При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Физическое воспитание в нашем детском саду – важная часть общей системы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
  2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
  3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
  4. Интеграция образовательных областей способствуют более тесному контакту всех педагогов и специалистов.
  5. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников

В итоге дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Всю работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей в детском саду мы с воспитателями выстраиваем с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Таким образом, интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровьезбережению как ведущий принцип организации деятельности в нашем детском саду направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет нам добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
  2. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М., 2012.
  3. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005. 128 с.
  4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
  5. Майер А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. М., 2012.
  6. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников //Управление ДОУ. 2005. № 5. С. 99-102.

Интегрированная и коррекционная деятельность инструктора по физической культуре с детьми и родителями средней группы

Инструктор: Уважаемые родители! Сегодня мы хотим не только показать, как мы развиваем детей в детском саду, но и предложить игры и развлечения для одного ребенка и группы детей дома, с родителями. А также различные комплексы упражнений и гимнастик для профилактики плоскостопия, формированию правильной осанки и коррекции речи детей (артикуляционная и пальчиковая гимнастика). Все эти упражнения и игры достаточно просты и занимают мало времени, но очень важны для наших деток, потому что только вместе мы сможем добиться высоких результатов в их развитии. Нам бы хотелось, что бы вы сейчас не просто посмотрели, а приняли самое активное участие и потом выполняли бы эти советы дома с детками.

Тема интегрированного коррекционного занятия: «Магазин игрушек»

  • Укреплять здоровье детей посредством оптимизации двигательной активности.
  • Развивать физические качества дошкольников.
  • Побуждать детей к самостоятельной двигательной активности.
  • Обогащать двигательный опыт воспитанников в подвижных играх.
  • Развивать активную речь.
Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи - тема: Пересказ сказки Снежный колобок

Оборудование: Костюм клоуна, сундук, игрушки( кукла, ежик, лиса, шишки, бусины), 2 корзины, 2 веревки, прищепки на каждого ребенка, мячики с шипами.

Время проведения : 25 минут.

Ход занятия:

Вводная часть

Звучит музыка, дети входят в зал, садятся, их встречает клоун.

Клоун: Здравствуйте, ребята! Я- веселый клоун, и сегодня я хочу познакомить вас со своими лучшими друзьями! Как вы думаете, кто они?

Клоун: А кто знает, где они живут?

Дети: В магазине!

Клоун: Вот туда -то мы и отправимся! Пора в путь! ( дети в обход по залу друг за другом идут на носочках, пяточках, широким, мелким шагом, руки держат на поясе. Проделав круг, садятся на места).

Основная часть

– А вот и мой магазин! (клоун показывает на сундук). Стоит мне поколдовать, и появится мой друг! ( клоун достает куклу мальчика). Настало время для разминки, Ваня очень любит заниматься спортом и приглашает сюда родителей, что бы они со своими детками потренировались вместе. (Выходят мамы, встают в пары со своими детьми врассыпную).

Разминка вместе с родителями.

«Мы растем» ( И.п. — встать лицом друг к другу, ноги га ширине плеч, взяться за руки . 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.)

«Наклоны» ( И.п.- то же, руки в стороны, держа друг друга наклоняться в разные стороны).

«Приседания» ( Стоя лицом друг к другу взрослый и ребенок держаться за руки и по очереди приседают).

«Прыжки» ( Стоя лицом друг у другу, дети прыгают одновременно на двух ногах, а взрослые имитируют отбивание мяча).

«Пчела» (артикуляционная гимнастика).

Выполняется вместе с родителями.

Прилетела к нам вчера (Сгибание и разгибание кистей рук)
Полосатая пчела, а за нею — шмель-шмелек,
И веселый мотылек, 2 жука и стрекоза (загибать пальцы)
Как фонарики глаза (показать «очки»)
Пожужжали, полетали (летим, звук «ж»)
От усталости упали!

Клоун: Молодцы! Вот мы и размялись, садитесь на места, а мне не терпится посмотреть, что же там еще у нас есть! Колдует, заглядывает во внутрь: « Ой! Ой! Там что то колючее! Я боюсь! Да это же ежик!» (достает ежика). А сколько он колючек с собой принес!

Детям раздаются резиновые мячики с шипами, они катают их в руках, затем раздаются прищепки на каждого ребенка, дети по очереди называют каждый палец на левой руке, держа прищепку в правой и прищемляют его.

Клоун: Понравились колючие подарки? (собирает все в коробку). Что же еще есть в моем ящике? (колдует, достает лису). Ребят, по-моему, она хочет с вами поиграть! Закройте глаза. (Воспитатель одевает маску лисы).

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

Лиса: Да! Пока вы глаза закрыли, я превратилась в настоящую лису и поиграю с вами в игру «Лиса и зайцы». Я — Лиса, при беседе краса, все зайчата прыг да скок, попадут мне на зубок!

Клоун: Подожди, Лиса! Ты неправильно играешь! Встань подальше, зайчата подойдут поближе, ловить можно тогда, когда я скажу «лиса».

Дети выходят на середину зала, скачут и говорят слова: «Зайцы скачут скок- скок на зеленый лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли лиса, при беседе краса?»

Клоун тихо произносит: «Лиса!», дети бегут на места, Лиса никого не догоняет.

Лиса: Ах, вы так! Ну, я вам покажу! Перемешала я шишки с бусинами, разложите их в 2 корзины! Высыпает все на пол, уходит.

Дети все разбирают, садятся на места.

Клоун: Молодцы! Все разобрали, а у меня в моей коробочке еще, что то осталось! Достает веревку. О! Вот это игрушечка! А как же в нее играть? Не знаете? А я знаю! Игра — «Сороконожка»!

(Дети делятся на 2 команды, выбирается по 1 взрослому, который встает впереди своей команды. Все цепляются за веревку и идут друг за другом, побеждает та команда, которая первая доходит до места, не сбившись).

Заключительная часть

Клоун: Ой, повеселились! Ой, уморили! Садитесь на места, а я посмотрю, что в моем ящике осталось. Какой то мешок… А как в него играть? Ой! Голова садовая! Совсем забыл, это же угощение для ребят!

Под музыку клоун угощает всех детей, дети выходят на середину зала, все танцуют.

Зубцова М.Б.,
инструктор по физической культуре,
МКДОУ д/с №450 «Сибирская сказка»,
г. Новосибирск

Работа с родителями в ДОУ инструктора по физической культуре

Содержимое публикации

Работа с родителями в ДОУ инструктора по физической культуре

Автор материала: Сидорова Гузель Ибрагимовна

Место работы: МБ ДОУ «Детский сад № 249», г. Новокузнецк

Должность: инструктор по физической культуре (бассейн)

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает работу педагога успешной. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и педагога, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения.

Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» – является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

Познакомить родителей с особенностями физического развития детей.

Читайте также:
Весна, труд людей весной - конспект совместного с родителями логопедического занятия

Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения на открытой воде.

Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к занятиям физической культуры и подвижным играм, уверенность в своих силах.

Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития физических навыков, игровой деятельности.

Формы взаимодействия с родителями.

Консультации(индивидуальные, на сайте ДОУ,)

Первое знакомство (очное, виртуальное)

Направления взаимодействия педагога с родителями

Педагогический мониторинг(данная методика позволит определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка)

Педагогическая поддержка(удовлетворение сформировавшихся образовательных запросов родителей)

Педагогическое образование родителей (ориентированно на потребности родителей)

Совместная деятельность педагога и способствует развитию доверительных отношений между родителями и детьми)

ВАЖНО: взаимодействие педагогов с родителями для каждого возраста имеет свои особенности

Перспективное планирование работы с родителями на 2018-2019 учебный год (вторая младшая группа)

В течении года

Форма работы

Участники и ответственные

Индивидуальные беседы, консультирование

Обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребенком в домашних условиях.

Информирование родителей о достигнутых результатах.

Инструктор фк

Закрепление

полученных знаний

Привлечь родителей к организации и проведению активных досугов с ребенком. Закрепить полученные ребенком знания и умения

Инструктор фк

Воспитатели Родители

Помочь родителям через активное наблюдение увидеть процесс физического развития собственного ребенка.

Оценить его достижения, учебные коммуникативные навыки, выявить затруднения

Инструктор фк

Консультирование

Развить педагогическую грамотность родителей.

Инструктор фк

Организация тематических выставок

Развить педагогическую грамотность родителей.

Инструктор фк

Открытые занятия.

Подведение итогов

Инструктор фк

И на учебный год по месяцам – Сентябрь

Участник и ответственные

Ознакомительные беседы

Установление доверительных отношений между семьей и сотрудниками ДОУ. Создание полноценных условий для эмоционально – психического здоровья детей, сбор аналитических данных. Виртуальное знакомство.

Инструктор фк

Родительское собрание

« Давайте знакомиться»

Знакомство со специалистами, работающими в бассейне. Требования, особенности посещения бассейна, специфика режима и т.п. Цели и задачи обучения.

Инструктор фк

Консультация «Особенности развития детей 3-4 лет» (стенд)

Обратить внимание родителей на физическое развитие ребенка данного возраста.

Инструктор фк

Родители.

Для родителей малышей на род.собрании происходит виртуальное знакомство или день открытых дверей. В мультимедийной презентации показаны все этапы пребывания ребенка в бассейне ДОУ- раздевалка, душевая, чаша, осмотр медика.

Перспективный план работы с родителями на 2018 -2019 учебный год.
( старшая группа)

Форма работы

Участники и ответственные

Анкетирование

Сбор анамнестических данных.

Выявление родительских притязаний к образовательному процессу, заинтересованность в физическом развитии детей.

Выявление адекватности родительской оценки детских возможностей.

Круглый стол(обмен опытом)

« Как повысить мотивацию ребенка к физической активности?»

Обозначить имеющуюся проблему. Сплотить родителей, путем решения общей задачи. Найти пути решения общей проблемы.

Родительское собрание

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей; с особенностями работы в старшей группе; с планированием совместной работы на текущий учебный год.

Большое значение имеет безопасность ребенка, в том числе и на воде. поэтому мною была разработана Методическая разработка по безопасному поведению на воде в летний, осеннее – зимний и весенний периоды
(в соответствии с ФГОС )

На его основании составлен Обучающий комплекс для детей и родителей


«БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ОТКРЫТОЙ ВОДЕ В ЛЕТНИЙ, ОСЕННЕ -ЗИМНИЙ И ВЕСЕННИЙ ПЕРИОДЫ»

Аннотация: Учитывая важность предлагаемых детям навыков и умений и с учетом необходимости активной позиции ребенка, обучающий процесс проводится, опираясь на игровую деятельность и на ситуативно – имитационное моделирование. Оно позволяет имитировать действия с потенциально важными или опасными предметами пользования и моделировать основные угрожающие ситуации поведения на воде и возле открытых водоемов и закрепить основные правила безопасности.

Важно отметить, что образовательная область «Безопасность» тесно переплетается с образовательной областью «Здоровье», поэтому в воспитательный и обучающий процесс по теме «Безопасное поведение на воде в летнее и зимнее время года» необходимо интегрировать элементы знаний и умений культурно-гигиенических навыков и формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Цель работы: формировать у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения на открытой воде в летнее время года и вблизи замерших водоемов зимой и весной и правильного поведения в критичных ситуациях, угрожающие здоровью и жизни.

Цель в работе с родителями: закрепление знаний о правилах поведения на открытых водоемах.

Образовательная область «Безопасность» тесно переплетается с образовательной областью «Здоровье», поэтому в воспитательный и обучающий процесс по теме «Безопасное поведение на воде в летнее и зимнее время года» необходимо интегрировать элементы знаний и умений культурно-гигиенических навыков и формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

Ребенок должен знать об опасности, которая может таить в себе вода в природе, знать о последствиях неправильного поведения на воде;

Знать и понимать, когда и как может появиться опасная ситуация, природу воды и ее свойства;

Уметь видеть и различать наиболее опасные ситуации, связанные с водой, знать, что делать в каждой конкретной ситуации;

Знать правила поведения на открытых водоемах в различное время года;

Знать правила поведения при возникновении опасной ситуации на воде;

Характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;

Способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;

Знать наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;

Учитывая то, что дети дошкольного возраста усваивают знания в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение цели:

– учить детей видеть, когда вода друг, а когда враг;

– учить элементарным действиям во время усталости на воде;

– формировать умение реально оценивать возможную опасность;

– помочь детям запомнить правила поведения на открытой воде;

– воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

Читайте также:
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

– формировать у детей представление об особенностях летнего отдыха;

– развивать умения выполнять безопасный алгоритм действий на воде;

– воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к природе;

– воспитывать желание соблюдать правила безопасности;

– привлекать родителей к взаимодействию с детским садом, для успешного развития у дошкольников представлений о безопасном поведении на воде.

Перед началом проведения обучающего комплекса была проведена Предварительная работа с родителями

анкетирование родителей, которое позволит определить, есть ли у родителей понимание необходимости специального ознакомления своих детей с правилами безопасного поведения на воде;

памятка «Главные правила безопасности на воде»,

оформление родительского уголка на тему «Безопасность на воде и оказание первой помощи утопающему»

этот комплекс может проводиться двумя способами- дети и род. по отдельности и все этапы комплекса вместе.

Примерный план мероприятий по формированию у воспитанников и их родителей (законных представителей) безопасного поведения на воде в летний, осеннее – зимний и весенний периоды.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

(кто проводит)

Анкетирование среди родителей по теме «Как себя вести на воде?»

Круглый стол «Я и моя безопасность»

Инструктор физ. воспитания.

Просмотр видеороликов и мультимедийных презентаций на тему «Правила поведения на воде в зимний период»

Инструктор физ. воспитания, воспитатель

Беседа с родителями «Как уберечь себя от беды?»

Беседа со специалистами из служб спасения.

Инструктор физ. воспитания

Конкурс творческих работ (рисунков и плакатов) «Будь осторожен на воде!»

Инструктор физ. воспитания

Оформление стенда в вестибюле образовательного учреждения с наглядной агитацией на темы: «Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на воде», «Советы отдыхающим», «Если ты в лодке».

Инструктор физического воспитания,

Выпуск памяток и листовок «Внимание, вода!».

зам.заведующего по ВР, воспитатель

Инструктаж «Правила поведения на воде в летний период»

Тренинги по оказанию первой медицинской помощи, людям терпящим бедствие на воде.

Викторина «Что нужно знать о летнем отдыхе»

зам. заведующего по ВР, воспитатель группы

Помимо обучающей и просветительской работы с родителями целесообразно включение родителей в педагогический процесс. Для этого родитель может привлекаться к каждому этапу педагогического процесса. Это и родит. Собрания и круглые столы (когда они делятся опытом друг с другом) и участие в развлечениях и на открытых занятиях. Отчет о проделанной работе размещается на сайте ДОУ.

Совместная деятельность включает: выставки литературы на тему здоровья и физического развития детей, в подборке литературы или статей (в оформлении выставки могут помочь родители).

Особое место отводится совместному творчеству детей с родителями. Это очень важный педагогический процесс. Отчет о мероприятиях размещается на сайте ДОУ и в группах (информационные стенды).

Таким образом, работа с родителями должна быть регулярной, иметь обратную связь и помогать родителям в воспитании и обучении детей.

Планирование взаимодействия с родителями по физкультурно-оздоровительной работе для средней группы

ольга платонова
Планирование взаимодействия с родителями по физкультурно-оздоровительной работе для средней группы

Тема Цель Формы и методы работы Ход

1. «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»

Выявить уровень знаний родителей по физкультурно – оздоровительной направленности

2. Закаливание – первый шаг на пути к здоровью.

Продолжать знакомить родителей с доступными формами закаливания

2. Задачи закаливания.

3. Формы закаливания.

4. Эффекты закаливающих процедур.

3. Зарядка – это весело!

Познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, дозировкой и длительностью упражнений.

Открытый просмотр утренней гимнастики.

– расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга;

– повышать интерес детей к физической культуре и спорту;

– назвать виды спорта, изображенные на фотографиях;

– времена года, когда можно заниматься тем или иным видом сорта;

– систематизировать фотографии по видам спорта.

– использовать материалы газеты для беседы о пользе занятий спортом.

5. Спортивные игры дома

Влияние образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье, физкультуре, спорте.

6. «Подвижные игры детей на прогулке»;

Показать родителям влияние подвижных игр на эмоциональное и физическое развитие детей.

День открытых дверей

Приложение № 4 (конспект прогулки)

7. «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания»

Укрепление организм в целом и сделать его менее подверженным риску инфекционных заболеваний.

Консультация 1. Разновидности гриппа

2. Первые признаки

3. Профилактика гриппа. Вакцинация.

5. Прогулки на свежем воздухе.

6. Правильное питание.

8. «О соблюдении режима дня в детском саду и дома»

Способствовать пополнению арсенала знаний родителей по вопросу режим дня ребёнка. Индивидуальная беседа 1. Структура режима

2. Значение режима дня для ребенка (учет возрастных особенностей и времени года)

3. Режим дня в выходные дни.

9. «Мы растём здоровыми» Формирование

навыков безопасного поведения

в дошкольной организации, быту,

на улице, в условиях природы,

обогащение двигательного опыта

Папка – передвижка 1. Все обо мне

2. Правильное питание. Витамины.

3. Помоги себе и другим.

4. Мы смелые и ловкие.

10. «Какие витамины нужны осенью» Познакомить родителей со значением витаминов для детского организма. Напомнить, в каких доступных продуктах они содержаться. Беседа – консультация 1. Зачем нужны витамины осенью.

2. Какие витамины бывают.

3. В каких продуктах они содержатся.

11. «Одежда детей в осенний период» на прогулке Помочь родителям выбрать оптимальный вариант одежды для двигательной активности детей на прогулке, учитывая индивидуальные особенности. Консультация 1. Почему важно правильно одеть ребенка на прогулку

2. В одежде из каких тканей будет теплее.

3. Одежда в дождливую погоду.

4. Индивидуальные особенности ребенка.

12. «Одежда детей в зимний период» на прогулке Консультация

13. «Одежда для детей в весенний период» на прогулке Консультация

14. «Одежда для детей в летний период» на прогулке Консультация

15. “Как я прививаю своему ребенку привычку к здоровому образу жизни” Поделиться опытом семейного воспитания по формированию ЗОЖ в семьях. Конкурс родительских эссе 1. Укрепление здоровья детей

Читайте также:
Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

2. Формирование привычки к здоровому образу жизни

3. Профилактика простудных заболеваний

4. Привитие культурно – гигиенических навыков

16. «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Мастер – класс 1. Контейнеры от киндер – сюрприза;

4. Разделочные доски;

17. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей Составление индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; Родительское собрание с приглашением медицинского работника детского сада. 1. Медицинские показания

2. Возрастные особенности

3. Индивидуальные особенности

18. «Если хочешь быть здоров…» Приобщать семьи к здоровому образу жизни. Спортивный праздник с родителями Приложение №5

19. Снежные постройки и зимние игры на участке Развивать желание родителейи детей в совместно деятельности проводить отдых Час семейных встреч Фотостатья: «Как и что можно построить для зимних игр!»,

20. «В гостях у Айболита» Познакомить родителей с медицинским кабинетом, с его местоположением в здании детского сада, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением. Познакомить с профессией медицинской сестры детского сада, воспитывать уважение к труду медицинского работника. Экскурсия в медицинский кабинет 1. Знакомство с медицинской сестрой

3. Назначение оборудования и медицинских инструментов

21. «Использование точечного массажа в домашних условиях» Формирование у родителей мотивации ЗОЖ, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей. Консультация 1. Определение

2. Условия проведения самомассажа для детей.

3. Самомассаж головы.

4. Точечный самомассаж для лица.

5. Точечный самомассаж рук.

6. Точечный самомассаж ног.

22. «Правильное питание ребенка в ДОУ и дома» – основа здорового ребенка. Ознакомление родителей с правильным питанием детей в ДОУ и дома. Семинар – практикум 1. Особенности здорового питания от 3 до 7

2. Энергетический баланс.

3. «Здоровая» тарелка

4. Полезные «друзья»

5. Правила питания детей.

23. «Играем вместе» Вызвать эмоциональный отклик, преемственность работы ДОУ с семьей. Фотовыставка 1. Какие подвижные игры играли?

2. Сколько времени проходила подвижная игра

3. Сколько времени проводилась прогулка.

4. Кто участвовал в подвижных играх.

24. Спортивный уголок дома Показать необходимость спортивного уголка в домашних условиях. Презентация 1. Возможность установки спортивного уголка дома.

2. Виды спортивных уголков.

3. Выбор спортивного уголка с учетом индивидуальных особенностей детей.

25. Привлечение родителей к организации уставной деятельности ДОУ

Создание условий для более тесного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития, воспитания и оздоровления дошкольников

Помощь в приобретении и изготовлении спортивного инвентаря, обустройство спортивных площадок.

1. Перечень игрового спортивного оборудования.

2. Спортивное оборудование своими руками.

26. Дыхательная гимнастика Познакомить родителей с одним из способов профилактики гриппа и ОРВИ Папка – передвижка 1. Правила выполнения упражнений.

2. Техника выполнения упражнений

3. Значение дыхательной гимнастики.

27. «Что нужно знать о детских глазках?» Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей. Папка – передвижка 1. Актуальность проблемы.

2. Признаки нарушений зрения.

3. Рекомендации врача.

28. Релаксация Пропаганда здорового образа жизни; знакомство с методом релаксации для борьбы с детскими «перегрузками» Мастер – класс 1. Определение.

3. Методы релаксации для детей.

4. Показ упражнений с детьми.

29. Игры для детей с нарушением зрения. Дать информацию родителям об играх для детей с ослабленным зрением, в которые можно играть с детьми дома. Папка – передвижка Картотека игр.

30. Гимнастика для глаз на каждый день. Дать родителям примерный комплекс гимнастики для глаз на каждый день. Папка – передвижка Комплекс гимнастики для глаз.

31. Десять советов родителям по оздоровлению детей. Заинтересовать родителей воспитанников в созданий условий для оздоровления детского организма Памятка Приложение №6.

32. «О здоровье всерьез» Обеспечение взаимодействия и единых требований детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Собрание – студия 1. Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе и детском саду.

2. Вместе с родителями определить наиболее эффективные методы и приемы укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни.

3. Способствовать осознанному пониманию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

33. «Я и моя семья». Использование различных форм взаимодействия с родителями для вовлечения их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. Детско-родительский проект. 1. Формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта.

2. Формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;

3. Изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.

34. «Папа, мама, я – спортивная семья» Обучение коллективному взаимодействию детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни. Спортивный праздник Приложение №7

35. «Уроки здоровья»

Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей Проект 1. Актуальность

2. Обмен опытом родителей воспитанников по приобщению детей к ЗОЖ

36. «Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия» Познакомить родителей с упражнениями, направленными на укрепление мышц стопы и способствующие профилактике плоскостопия. Памятка Приложение №8

С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью», «Спортивные игры дома». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения родителями. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наглядно-информационное направление – это традиционная форма работы через родительские уголки, из которых родители получают информацию о содержании физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информируем родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения. Даем рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях, например при просмотре телепередачи более 20мин., уместно сделать гимнастику для глаз.

Читайте также:
Предпосылки успешного обучения в школе

Познавательное направление – это повышение компетенций родителей в вопросах здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

С этой целью мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

– общие и групповые родительские собрания;

– занятия с участием родителей;

– участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

– беседы с детьми и родителями

группы в социальных сетях и пр.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Особенность используемых нами форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, педагогов и детей.

Фотоотчет второй младшей группы «К летней оздоровительной работе готовы!» Закончилась трудовая неделя,которая была насыщена событиями. Одно из них смотр -конкурс на лучший летний участок. В этом году захотелось сделать.

Фотоотчет «Посещение физкультурно-оздоровительной базы «Снежинка» Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения.

Фотоотчёт «Городской семинар по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ» Фотоотчёт «Городской семинар по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ» 26 октября в нашем ДОУ проходил Городской семинар по теме «Актуальность.

Отчет о летней оздоровительной работе в средней группе Отчет о летней оздоровительной работе в средней группе. Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников.

Отчет о летней оздоровительной работе в средней группе Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на свежем.

Перспективное планирование на год по работе с родителями «Театральная деятельность» Предлагаю Вашему вниманию перспективный план на год по работе с родителями. Дата: Сентябрь: 1. Анкетирование родителей “Выявить индивидуальные.

Перспективный план взаимодействия с родителями в средней группе на 2016–2017 учебный год Перспективный план взаимодействия с родителями в средней группе на 2016 – 2017 учебный год Сентябрь1. Оформление уголка для родителей;.

Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в средней группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в средней группеСентябрь «Часовщик»Часовщик прищурил глаз, Закрыть один глаз. Чинит часики.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что – нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.

Система физкультурной работы в коррекционных группах дошкольного учреждения

1. Пояснительная записка

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержанное психическое развитие.

Эти дети не могут и не должны быть изолированы от сверстников. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Главное направление работы дошкольного учреждения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум.

Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер, дети с диагнозом обще недоразвитие речи I II III уровня, усложненным разными типами дизартрий. У них наблюдается задержка психического развития, нарушение всех компонентов речевой системы. Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей физического и психического развития.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей и психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания.

Использование в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья основной комплексной программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой не решает задачи физического воспитания, которые ставят перед собой педагоги коррекционных групп.

Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей, еще труднее их развить. Нормативы физической подготовленности не учитывают уровень физического развития детей, запас их сил и состояние здоровья. Занятия не решают проблему тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья дошкольников.

Разрабатывая систему физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, мы руководствовались данными исследованиями лаборатории Аршавского, изучили работы педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского, взгляды Н.М.Амосова на проблемы воспитания здорового ребенка. Научным ориентиром нашей работы стали теоретические положения о взаимосвязи физического и психического в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензитивных периодов, а также о деятельном подходе в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньбев, А.Р.Лурия).

Читайте также:
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Взяв за основу программы В.Г.Алямовской для часто болеющих детей “Здоровье”, Т.Л.Шахомировой “Расти, здоровым малыш”, которая ориентирована на работу с детьми и родителями по оздоровлению детей.

Разработанная система физкультурной работы в коррекционных группах должна органически входить в жизнь детского сада, и решать задачи физического развития детей с ограниченными возможностями.

Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является педагогическая диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

В соответствии с этим физкультурные занятия стоятся на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы, в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Сочетание этих походов невозможно при проведении фронтальных занятий и требует работы с детьми по подгруппам и индивидуально.

Все занятия ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей.

– Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;

– забота об охране и укреплении здоровья детей;

– формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

– воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Средства реализации

  • Проведение утренней стимулирующей гимнастики.
  • Организация коррекционных физкультурных занятий.
  • Введение сюжетных коррекционных занятий в подготовительной к школе группе.
  • Диагностика физического развития детей.
  • 2. Структура программы

    Наименование Программы: Система физкультурной работы в коррекционных группах для детей 5-7 лет.

    Основание для разработки Программы: Отсутствие программ по физической культуре для детей ограниченными возможностями здоровья

    Основные разработчики Программы: Заведующий дошкольного учреждения, инструктор по физическому воспитанию

    Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей.

    – Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;

    – забота об охране и укреплении здоровья детей;

    – формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

    – воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

    Перечень разделов Программы:

    – основные направления Программы и их содержание;

    – основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе;

    – основные задачи и направления физкультурной работы в коррекционных группах;

    – основные направления Программы и их содержание;

    – предполагаемые конечные результаты;

    – приложения:

    • Конспекты утренней стимулирующей гимнастики;
    • Конспекты коррекционных физкультурных занятий;
    • Конспекты сюжетных физкультурных занятий;
    • Комплекс упражнений на дыхание.

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

    – Внедрение в практическую деятельность современных форм работы по физическому воспитанию детей

    – Совершенствование комплексного подхода оздоровления дошкольников.

    3. Цели и задачи

    Целью данной Программы является сохранение и укрепление здоровья детей

    При этом решаются задачи:

  • Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах.
  • Забота об охране и укреплении здоровья детей.
  • Формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  • Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
  • 4. Основные направления Программы и их содержание

    С целью решения поставленных задач вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, подразделяется на:

    – комплекс утренней стимулирующей гимнастики

    – комплекс коррекционных физкультурных занятий

    – комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики

    – комплекс упражнений на дыхание.

    5. Основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе

    6. Основные задачи физкультурной работы в коррекционных группах.

    Задачи коррекционных занятий по физической культуре:

    • Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
    • Развивать основные физические способности (силу, ловкость, выносливость, быстроту и т.д.).
    • Развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
    • Развивать коммуникативные навыки.
    • Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
    • Выполнять последовательно упражнения по речевой инструкции.
    • Формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

    В ходе экспериментальной деятельности и поиска новых форм работы с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья были, найдены варианты нестандартной организации физкультурной деятельности.

    7. Основные направления Программы и их содержание

    Утренняя стимулирующая гимнастика.

    Разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.

    Структура утренней стимулирующей гимнастики:

    • Упражнения на дыхание;
    • Пантомима;
    • Упражнения для кистей рук;
    • Различные виды ходьбы;
    • Оздоровительный бег;
    • Подвижные игры;
    • Релаксация.

    В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.

    Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.

    Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

    Коррекционные физкультурные занятия.

    Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия; блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения; оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резинстентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.

    Коррекционное физкультурное занятия проводится два раза в неделю. При проведении второго коррекционного физкультурного занятия коррекционные упражнения меняются, а основные виды повторяются.

    При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

    Читайте также:
    Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

    Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.

    Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.

    Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

    Сетка занятий для детей 5-6 лет

    Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы «Движение. Дыхание. Речь.»

    Оздоровительная работа в детском саду
    Физическая культура в детском саду
    Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы «Движение. Дыхание. Речь.»

    Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса; Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях; Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений; Способствование вступлению детей в межличностный контакт.
    Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.
    Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.
    Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой), а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.
    – Следующая базовая составляющая – движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног), но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка), мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.
    – Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи – это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием – он должен попеременно переставлять руки и ноги – формируется грамматический строй речи.
    – Нарушение на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный комребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гиперактивных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по какимто причинам «пропустил» наш ребенок.
    Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с

    Оздоровительная работа в детском саду

    Физическая культура в детском саду

    Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы «Движение. Дыхание. Речь.»

    Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса; Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях; Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений; Способствование вступлению детей в межличностный контакт.

    Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.

    Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.

    Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой), а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.

    – Следующая базовая составляющая – движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног), но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка), мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.

    – Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи – это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием – он должен попеременно переставлять руки и ноги – формируется грамматический строй речи.

    Читайте также:
    Консультация логопеда для музыкальных руководителей

    – Нарушение на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный комребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гиперактивных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по какимто причинам «пропустил» наш ребенок.

    Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с занятиями по физической культуре, ведь основные движения таких занятий: ползание, шаг, бег, прыжки. Сегодня мы хотим представить такое коррекционную познавательную деятельность: на ней будут использованы и дыхательная гимнастика и самомассаж, гимнастика для мышц глаз и темпо – ритмические упражнения на развитие координации, эмоционального настроя, кроме того ползание, ходьба на четвереньках, шаг, бег, прыжки. Многие упражнения сопровождаются речью.

    – Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию (чего чаще всего нет у детей с речевыми нарушениями). Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь. встречайте!

    Звучит музыка, дети входят в зал, строятся в шеренгу.

    Инструктор по физ.культуре: Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она не обычная, на ней что-то написано, послушайте! «Здравствуйте ребята! Мы все в лесу слышали, что вы – умные, ловкие, смелые! Поэтому мы и решили вас пригласить на поиски клада, который спрятан в осеннем лесу. Только поторопитесь, а то лесные тропинки снегом занесет. Жители волшебного леса».

    – Вы согласны отправиться за кладом?

    Логопед: Тогда давайте подготовимся к походу! Разомкнитесь на локти.

    – Солнце встало над опушкой, на щеках у нас веснушки (Поднять руки вверх).

    – Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем (гладим щечки, касаемся их пальчиками).

    – Солнце село на макушку (коснуться головы), мы пощиплем наши ушки. Тянем вверх, тянем вниз, солнце село за карниз (руки за голову).

    – Наши плечи поднялись, вверх-вниз, вверх-вниз, прямо руки затряслись!

    – Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! Мы его опять надули, подержали так и сдули.

    – Сейчас ноги разомкнем, а потом в поход пойдем!

    – Раз – на пятку, на носок. покрутили – путь далек (2 раза на разные ноги). На носочках прыгнем смело, вам гулять не надоело?

    – А теперь пора в поход, лес уже давно зовет!

    Инструктор по физ.культуре: К походу готовы?

    Инструктор по физ.культуре: Для того, чтобы узнать расстояние. Которое нужно пройти, надо прохлопать наши шаги. Упражнение «Парад».

    – Молодцы! Неизведанные дороги ждут нас! Заячьи тропы (носок), волчьи (пятка), медвежьи (боковая сторона ступни), хождение змейкой и по диагонали.

    Логопед: Мы оказались в лесу! Посмотрите, как здесь красиво!

    Гимнастика для глаз: Вдалеке порхает птичка, посмотрели на реснички. Слева – гриб, а справа кошка, поморгали мы немножко.

    – Посмотрели в даль опять, можно даже помечтать.

    – Нам пора идти в поход, что за поворотом ждет?

    (раздаем ленты)

    Инструктор по физ.культуре: А вот и река, чтобы через нее перебраться, хватаемся за веревку (в правую руку берем ленту, дети в кругу).

    – Я хватаюсь за веревку – правой ловко, левой ловко (взмахи руками попеременно 8 раз).

    – Перебрались через реку, но все вымокли и замерзли (дети показывают – дрожат, руками «сбрасывают» с себя воду – 3 раза).

    Разминают руки: ладонь – кулак.

    Логопед: Для того, чтобы согреется, предлагаю напилить и нарубить дров. Упражнение «топор – пила» (дети одновременно показывают руками разные движения). Складываем ленты на середину, костер готов, садимся в круг.

    Инструктор по физ.культуре: Упражнение «костер».

    «Жарко» (дети на ягодицах отодвигаются от костра)

    «Руки замерзли» (протягивают руки к костру, шевелят пальцами).

    «Ой, какой большой костер!» (встают, машут руками)

    «Искры полетели!» (хлопают в ладоши)

    «Костер принес дружбу и веселье» (берутся за руки, идут по кругу).

    Инструктор по физ.культуре: Согрелись у костра, идем дальше. Я вижу тоннель, нам нужно пройти через него, для этого делимся на две колонны.

    Дети в колонне широко расставляют ноги, первый ребенок проползает по-пластунски между ног детей и встает в конец, затем следующий и так до конца.

    Дети выстраиваются в одну шеренгу.

    Логопед: По-моему перед нами гнездо дракона, а в нем яйца. Что же сейчас случится?

    Дети: Вылупятся дракончики!

    Логопед: упражнение «Яйцо»

    Делается в парах. Ребенок, сидящий впереди – птенчик – он медленно поднимает голову, расправляет крылья, медленно встает, вытягивается. Ребенок, сидящий за ним – скорлупа – он обхватывает птенчика руками и ногами пока тот сидит, а затем медленно поднимается вместе с ним и падает на землю, расставив руки и ноги. (Выполняется 2 раза, меняясь друг с другом)

    – Вылупились наши драконы и научились дышать пламенем: глубокий вдох – надули животики – выдох. (2-3 раза)

    Инструктор по физ.культуре: Какой ветер поднялся! (раздается вой ветра). Подхватил нас, закружил и мы полетели. летим. все дальше и дальше.

    Под плавную музыку дети красиво выполняют танцевальные движения врассыпную, раскрывается ширма и дети за нее прячутся.

    Логопед: Потерялись наши детки! Когда человек прячется в лесу. Он кричит.

    Логопед: Вам, уважаемые родители, необходимо узнать своего ребенка по голосу. (Каждый ребенок за ширмой произносит «Ау!», если мама его узнает, он выходит).

    Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо, что все детки у нас нашлись, мы все во время похода очень подружились и поиграем сейчас вместе с родителями в игру «Ровным кругом».

    Читайте также:
    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи

    Все идут по кругу, со словами: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг! Дружно вместе, стой на места, сделаем вот так!» Показывается ведущим движение, все его повторяют.

    – Вот как мы все сдружились во время похода! Но мы забыли о самом главном! Наш клад!

    Логопед: Наш клад – это наша дружба и мы ее сегодня нашли! Поэтому все вместе мы преодолели все трудности, а вкусное угощение сдружит нас еще больше (дети угощаются конфетами)

    Коррекционная работа по физическому воспитанию в ДОУ

    Автор: Лобанова Елена Викторовна
    Статья посвящена особенностям коррекционной работы по физическому развитию в ДОУ

    Автор: Лобанова Елена Викторовна

    Коррекционная работа по физическому воспитанию в ДОУ.

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций ребенка и его

    полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью

    педагогической работы в ДОУ. За последнее время число здоровых детей

    уменьшилось в 5 раз и составляет 12% от общего количества.

    Главная задача физического воспитания в ДОУ состоит в том, чтобы

    удовлетворять естественную биологическую потребность в движении,

    добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего развития ребенка.

    Хотелось бы поделиться опытом по коррекционно- развивающей работе по

    физическому воспитанию в нашей группе «Горошинки». Одной из

    особенностей группы, является индивидуальная работа с каждым ребенком

    воспитателями, старшей медсестрой, инструктором по ФИЗО по коррекции

    физического развития. Для более плодотворной работы условно делим детей

    на группы с общими признаками нарушения здоровья, например , подгруппа

    часто болеющих детей, подгруппа детей с нарушениями опорно –

    двигательного аппарата, подгруппа детей с минимальными мозговыми

    дисфункциями и тд.

    Чтобы создать определенную систему коррекционной работы с каждым

    ребенком, как бы, условно выделяем для себя три этапа:

    1 – аналитический этап

    – сбор информации о детях каждой подгруппы ,

    изучение рекомендаций специалистов, диагностика уровня физического

    2-теоретический этап

    – поиск форм и методов коррекционной работы. Это –

    изучение необходимой литературы, методических рекомендаций по работе с

    каждым ребенком соответственно его заболеванию, выработка основных

    направлений коррекционно-развивающей работы для каждой подгруппы

    Результат работы на этом этапе: разработка программы коррекционно –

    развивающей работы для каждой подгруппы детей исходя из особенностей

    их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

    3- практический этап

    – это четкое выполнение намеченной коррекционно-

    развивающей работы с каждой подгруппой детей . По необходимости

    вносятся коррективы в процессе работы

    Существующая система представляет собой комплекс медико- психолого-

    педагогических технологий, направленных на коррекцию отклонений в

    физическом развитии, реабилитацию, предусматривающую восстановление

    С детьми, страдающими нарушением осанки и плоскостопием

    -2 раза в неделю занятия по лечебному комплексу упражнений (инструктор

    -в течение дня во всех режимных моментах проводится работа по

    профилактике данных заболеваний (воспитатель);

    – ежедневная утренняя гимнастика;

    -физминутки во время занятий;

    -специальные упражнения босиком в группе (по рекомендациям врачебно-

    физкультурного диспансера -авторы Сидоров С.П. и Атабекова М.А.);

    – в течении дня используются подвижные игры, направленные на

    формирование правильной осанки и силовые упражнения для укрепления

    мышечного корсета ( разработанные научными сотрудниками Уральской

    государственной Академии физической культуры Шармановой С.Б и

    -в течение дня обеспечивается баланс разных видов активной деятельности:

    50%- занятий, требующих умственного напряжения, остальные 50% –

    занятия физкультурно – оздоровительного цикла;

    С ребенком, страдающим сколиозом:

    -ежедневно проводится комплекс корригирующих упражнений,

    рекомендованный ортопедическим центром, где наблюдается ребенок;

    -2 раза в течение дня с ребенком выполняется стойка у стены с

    развернутыми плечами продолжительностью 7 минут;

    -после гимнастики ребенок укладывается на раскладушку без подушки на

    -для вытяжки позвоночника используются турник и кольца спортивного

    Каждое новое упражнение вводится постепенно, сначала отрабатывается в

    игре. Занятия проводятся под музыку или с сопровождением стихами,

    считалками и конечно же, используются игровые комплексы «Цапля»,

    «Петух», «Медведи» и т. п., ребенок обходит воображаемую лужу,

    перепрыгивает через ручеек и т. д. Все эти занятия снимают мышечное

    напряжение, скованность, делают детей более ловкими и активными,

    Так же необходимо отметить , что приступая с ребенком к выполнению

    комплекса физических упражнений , необходимо придерживаться правил:

    выполнение нового упражнения начинается по частям, с изучения

    каждой фазы движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

    выполнение движенияпроводится в облегчённых условиях;

    можно и нужно использовать имитационные , подражательные

    использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают

    уверенность ребёнку при выполнении движения,

    изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик

    как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда,

    траектория и т. д. ,

    изменение эмоционального состояния.

    Хотелось бы отметить, что в коррекции по физическому развитию большую

    роль играет грамотно организованная спортивно- игровая среда. С этой

    целью в группе созданы: физкультурные комплексы, подобран спортивно –

    игровой материал, игрушки – забавы. Применение предметов спортивно –

    игрового оборудования позволяет конкретизировать возникающие перед

    детьми двигательные задачи.

    Большое значение уделяется работе с родителями, даже не работе, а

    сотрудничеству. Целью такого сотрудничества является активное участие

    родителей в коррекционно-развивающей работе ; умение закреплять

    элементы практической работы дома, желание сделать день детей радостным

    Наряду с тем встречается ряд трудностей:

    Недостаточное количество учебно – методического материала,

    которым родители могли бы пользоваться дома;

    Отсутствие в районе специалиста – ортопеда, у которого можно было

    бы получить грамотную консультацию;

    не все родители откликнулись на сотрудничество с нами с целью

    помочь своим детям.

    Конечно, проблем много, но стараемся решать их и надеемся , что все у нас

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: