Интеграция в сфере образования

Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы

Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что означает интегрированное обучение?
  • Какие цели и задачи оно перед собой ставит?
  • Какие есть виды, этапы, а также модели интегрированного обучения?
  • Какие особенности интегрированного обучения в России?

Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое интегрированное обучение

Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.

Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.

Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.

Саламанкская декларация

В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:

  • у каждого ребёнка есть право на базовое образование;
  • каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами и разным уровенем способностей;
  • эти особенности стоит учитывать в процессе обучения, создавая комплексные образовательные программы;
  • общеобразовательные школы должны формировать условия для комфортного обучения всех детей, в том числе и с инклюзией.

Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.

В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.

Цели и задачи интегрированного обучения

Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.

Цель интегрированного обучения

Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.

Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.

Задачи интегрированного обучения

Интегрированное обучение решает следующие задачи:

  • создать специальные условия для детей с особенностями развития;
  • помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
  • уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
  • создать уважительную и принимающую атмосферу;
  • наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
  • поддерживать в вопросах обучения и социализации;
  • оказывать психологическую поддержку;
  • формировать позитивное отношение к себе и жизни.

Лев Семёнович Выготский первым заговорил о важности развития концепции интегрированных методов обучения. Он считал, что коррекционные школы, которые создавались специально для детей с ограниченными возможностями не дают необходимых навыков, необходимых для взрослой жизни. Наоборот они усугубляют состояние детей, фиксируя внимание на проблемах.

Технология интегрированного обучения

Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:

  • привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
  • использовать инновационные педагогические решения и идеи;
  • адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
  • делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
  • активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста

Принципы интегрированного обучения

Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:

  • развивает индивидуальные особенности каждого ребёнка;
  • создаёт условия для тесного взаимодействия школы, учителей, узких специалистов и родителей;
  • обучает определённой культуре, которая помогает детям уважительно относиться к непохожим на них детям и принимать различия, не оскорбляя других;
  • создаёт поддерживающее пространство, где каждый ребёнок чувствует свою ценность и способность справиться со всеми задачами.

Формы интегрированного обучения

По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:

  • посещение обычного класса общеобразовательной школы;
  • посещение специального класса общеобразовательной школы;
  • учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
  • полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Модели интегрированного обучения

Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:

  • постоянная полная интеграция;
  • постоянная, но неполная интеграция;
  • частичная интеграция;
  • временная интеграция;
  • эпизодическая интеграция;
  • комбинированная интеграция.
Читайте также:
Формирование лексико-грамматических категорий с использованием темы Грибы, ягоды

Постоянная полная интеграция

При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:

  • уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
  • в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.

Постоянная, но неполная интеграция

Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.

Частичная интеграция

В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.

Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации

Временная интеграция

В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.

Эпизодическая интеграция

Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.

Комбинированная интеграция

Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.

Кому подходит интегрированное обучение

Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.

Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.

Внешние условия Внутренние условия
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу ребёнок психологически готов к школе
есть условия и среда для интегрированного обучения

Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.

Интегрированное обучение в России

Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:

  1. Дифференцированное обучение.
  2. Интегрированное обучение.
  3. Инклюзивное обучение.

Одной из задач, которую ставит перед собой партия «Единая Россия» — развитие инклюзивного обучения в РФ. По данным RG.RU к 2020 году у 71% школьных зданий появились безбарьерные входы для особенных детей, а 8% образовательных учреждений полностью готовы перейти на новую форму организации учебного процесса.

Дифференцированное обучение

Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.

Интегрированное обучение

В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.

Инклюзивное обучение

Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.

Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы интегрированного обучения

Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.

Плюсы интегрированного обучения

  • развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
  • помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
  • возможность не замыкаться в проблемах;
  • развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
  • формирование толерантной культуры.

Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе

Читайте также:
Использование оборудования Лекотека учителем-логопедом

Минусы интегрированного обучения

  • ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
  • недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
  • риск травли со стороны других учеников;
  • сложно подготовить нужных специалистов;
  • необходимо перестраивать всю систему образования.

Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.

А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров

Интеграция образования: сущность, современные интегративнопедагогические концепции Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухина Е.В.

В статье анализируются подходы к определению сущности понятия « интеграция » в образовательном процессе, выделяются ведущие интегративно-педагогические концепции . Также автором описаны основные принципы интеграционных процессов , представляющие системно-категориальную основу проектирования интегральных образовательных пространств.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чухина Е.В.

Integration of education: the gist, the modern integrative and pedagogical concepts

The paper analyzes the approaches to the definition of the concept of « integration » in the educational process, leading integrative and pedagogical concepts . The author also describes the basic principles of integration processes and system-categorical framework of integrated design of educational spaces.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования: сущность, современные интегративнопедагогические концепции»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕГРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Макал ад а бшм беру урдюшдеп «интеграция» угымынын мант аньщтаудьщ эдю-тэсшдер1 талданып, жетекип педагоги-кальщ-интегративт1 концепциялар ерекшеленген. Автор инте-гралды бшм кешстжтерш жобалаудьщ кате гор иял ы к-жуйел i непздерш курайтын интеграцияльщ урдютщ басты кагидатта-рын суреттейдк

В статье анализируются подходы к определению сущности понятия «интеграция» в образовательном процессе, выделяются ведущие интегративно-педагогические концепции. Также автором описаны основные принципы интеграционных процессов, представляющие системно-категориальную основу проектирования интегральных образовательных пространств.

The paper analyzes the approaches to the definition of the concept of «integration» in the educational process, leading integrative and pedagogical concepts. The author also describes the basic principles of integration processes and system-categorical framework of integrated design of educational spaces.

Понятие «интеграция» имеет долгую историю: от сугубо специального термина в математике, затем в биологии. В последнее время этот термин был принят культурологами, философами, теоретиками науки как обозначение глобальной гуманитарной тенденции. Существование многозначных, многоракурсных определений интеграции носит не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер.

По мнению Н.Т. Костюк, по своему объёму данное понятие выходит далеко за рамки отдельных наук. Понятие «интеграция» выражает унификацию понятийного аппарата, характеризующего сходные процессы в различных областях развития естественнонаучного, технического и социального знания. Понятие «интеграция» приобрело общенаучный характер и достаточно прочно обосновалась в сфере образования [4, с. 30]. Актуальность процессов интеграции в образовании подчеркивают результаты исследований А.П. Беляевой, М.Н. Берулавы, Г.А. Бордовского, А.П. Валицкой, А.Я. Данилюка, И.А. Колесниковой, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца и др.

Интеграция вошла в педагогику в качестве полноправно-

Негиг ‘1 свздер: интеграция, интеграциялыц pdicmep, интеграция npimi

Keywords: integration, integration processes, the principles of integration, integrative and pedagogical concepts.

го научного понятия и важной категории дидактики в самом начале 80-х годов. Принятие педагогами этого термина было подготовлено развитием интегративных процессов в образовании на протяжении предшествующих десятилетий. Вначале педагоги вкладывали в это понятие философский аспект, который раскрывает предмет интеграции как единое мировоззрение, вносящее целостность в познание мира.

В работах современных философов показано, что для интеграции как процесса характерно определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, различных множеств. Основа интеграции может определяться общими идеями, средствами, приемами исследования окружающей действительности, сближением различных культур, общностью структур различных видов деятельности, общностью признаков и свойств различных объектов [7].

Интеграционные процессы могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействия между элементами.

Читайте также:
Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Таким образом, результат интеграции – целостность, то есть новая реальность, где каждый из компонентов сохраняет свою суверенность, свои сущностные качества. Интеграция исключает уничтожение, подчинение, растворение одного в другом; она невозможна и для принципиально разных сущностей.

Есть необходимость разграничить понятия целостности и интеграции. Целостность отражает статику системы, то есть уровень развития элементов и связей на данный момент времени, интеграция же – это процесс развития целостности на основе взаимодействия с дифференциацией, но при ведущей роли гармонизации связей. Основной смысл интеграции как средства теоретического синтеза состоит в получении нового познавательного результата, превосходящего по своей эвристической значимости познавательную

ценность всех интегрируемых компонентов.

Уточняя смысл термина «интеграция», Валицкая А.П. подчеркивает, что:

1) во всех аспектах его применения речь идет о процессах, происходящих вокруг первоначальной идеи, объекта, нуждающегося в развитии, становлении, достижении нового качества;

2) в наличии некоторых суверенных элементов интеграции, заинтересованных в его развитии, которые воссоединяются, взаимодействуют в режиме паритетного диалога ради достижения общей цели;

3) имеется некоторый гипотетический образ целостности, как цели общих устремлений, корректирующий направленность интеграционных процессов [1].

Интеграционные процессы в сфере науки, техники и производства вызывают изменения и в образовании. Рассмотрим некоторые из толкований понятия «интеграция», представленные в педагогической литературе.

Имеется ряд подходов к определению понятия «интеграции» в образовательном процессе. Так, по мнению С.И.Архангельского интегрированное обучение представляет собой суммирование средств, содержания, методов и видов обучения. И.Д. Зверев и В.Н. Максимова пишут: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывного связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слиянии научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [3].

Валицкая А.П. указывает, что в сфере образования спектр значений понятия «интеграция» очень широк:

1) это методологический принцип получения комплексного знания (интеграционный подход). Одна из возможностей интеграции знаний на методологическом и методическом уровнях состоит в выявлении общности в подходах и методах, используемых различными науками. Речь идет о том, чтобы выя-

вить, зафиксировать и закрепить в сознании обучающихся общие стороны в приемах анализа различных дисциплин. Выявление общего в методах различных наук сопровождается свертыванием объема знаний, которым должен владеть специалист – это существенно облегчает учебу (снижает затраты его времени) и одновременно повышает его педагогический потенциал. Интегративный подход в современных условиях является ключевым средством в повышения качества образования.

2) способ построения единого образовательного пространства учебного заведения, города, страны, региона, глобального образовательного пространства.

3) обозначение процедур структурно-институционального характера (сближение образовательных систем и типов учебных заведений, факультетов, специальностей).

4) содержательные характеристики учебных планов и методик (межпредметные связи) [1, с. 76-82].

При внимательном рассмотрении этого спектра нельзя не заметить, что названные значения – лишь разные типы, уровни и формы интеграции как общей устремленности интегрированных величин к достижению искомой целостности. Во всех случаях речь идет о создании оптимальных условий для становления личности в природо-социо-куль-турной среде, которая, в свою очередь, представляется как целостность.

Непосредственно проблеме выделения сущностно-категориальных характеристик педагогической интеграции посвящена работа B.C. Безруковой «Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация». В ней дано определение понятию «педагогическая интеграция» и проведенная идентификация категории интеграции относительно понятий взаимосвязи, дифференциации, синтеза [7].

Большое место занимают вопросы категориальной обеспеченности интеграции в работах Ю.С. Тюнникова [6], где вводится понятие «сущностные признаки интегратив-ного процесса». При этом он исходит из следующих положений:

1) Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных

элементов. Только наличие разнородных элементов делает возможным зарождение качественно новых состояний.

2) Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов. В процессе интеграции происходит постепенное изменение отдельных элементов, они включаются во все большее число связей. Накапливание этих изменение приводит к преобразованиям в структуре, к появлению новых функций у вступивших в связь элементов и в итоге – к возникновению новой целостности.

3) Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. Построение интеграции означает, прежде всего, определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств.

Основа интеграции может определяться общими идеями, средствами, приемами, общностью структур различных видов деятельности, общностью признаков и свойств различных объектов и т.п.

4) Интегративный процесс имеет собственную структуру. Обычно интегративный процесс обладает свойством делимости. В нем можно выделить относительно обособленные и вместе с тем соподчиненные между собой этапы, прохождение которых порождает качественные и количественные сдвиги в содержании (уплотнение или укрупнение знаний, концентрацию различных способов действий и т.п.).

5) Педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегра-тивного процесса. Развертывание взаимодействия разнородных элементов процесса обучения на единой логико-содержательной основе приводит к возникновению определенной целостности, выполняющей в учебно-воспитательном процессе относительно самостоятельные функции. Вместе с тем, реализация интегративного процесса дает начало новым взаимодействиям, возможно даже новым системам с новыми качествами.

Читайте также:
Тематическое планирование логопедической работы в младшей группе (ОНР)

В зависимости от поставленных в педагогическом процессе целей и задач интеграция может представлять собой системное

единство определенного круга значении, способов действия и взаимосвязанных с ними познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения.

Эти признаки дают возможность сузить общенаучное понятие интеграция до педагогического, а главное, распознавать и совершенствовать с их помощью различные интегративные процессы в учебно-воспитательной работе. Под интеграцией мы понимаем явление, процесс движения, развитие к более целостному состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности. Это целостное состояние характеризуется не только большей степенью взаимосвязанности всех элементов, но, прежде всего изменением свойств самих элементов.

В литературе выделяют три функции интеграции: интегративную, компенсаторную, стимулирующую. Интегративная функция – основная. Именно ее реализация, прежде всего, выполняет предназначение интеграции как процесса, объединяющего ее к целостности. Реализация компенсаторной функции позволяет более продуктивно использовать возможности каждого элемента системы, привести ее к более оптимальному функционированию, укрепить ее целостность. Стимулирующая функция интеграции означает, что в процессе ее один субъект стимулирует развитие другого субъекта; это может происходить в ходе специально организованных действий, например создания условий для конкуренции субъектов интеграции в процессе их взаимодействия.

Теперь, когда сформулировано базовое понятие, возникает необходимость обозначения основных принципов реализации интеграции в образовании. В теоретической дидактике принципы – это наиболее общие положения, которые определяют ведущие формы деятельности педагога по организации и проведению процесса обучения в образовательной системе. Таким образом, принципы выражают научно обоснованные, необходимые способы деятельности педагога; они могут быть определены как минимально возможный набор правил педагогической

деятельности, необходимый для того, чтобы удерживать практическую деятельность педагога в границах определенной теории.

А.Я. Данилюк [2] выделяет три принципа интеграции образования:

1) Диалектическое единство интеграции и дифференциации.

Интеграция диалектически связана с дифференциацией. Интеграция и дифференциация рассматриваются как две тенденции человеческого познания: а) представлять мир как единое целое, б) глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем. Дифференциация не ведет к утрате целостности системы, напротив, она является необходимым условием ее развития и функционирования.

Дифференциация и интеграция проявляются одна в другой и одна через другую. Исследователи показывают, что существенным является то, что соотношение процессов интеграции и дифференциации не является неизменным, неподвижным. На различных этапах один из этих процессов может доминировать, при этом современный этап характеризуется преобладанием интеграции.

2) Антропоцентризм – это особое, исторически складывающееся отношение педагога к образовательному процессу, в котором центральное место и активная роль отводится ученику. Согласно принципу антропоцентризма, обучающийся занимает центральное положение в образовательной системе, а его сознание является важнейшим фактором интеграции учебного содержания. Ученик становится не только смысловым (тем, ради чего), но и организационным центром образования (субъектом учения, субъектом конструирования учебного содержания).

3) Культуросообразность. Современное образование все более приобретает культу-росообразный характер. Культура выступает для него в качестве модели-образа, в соответствии с которым оно само организуется. Образование – это еще не вся культура, оно представляет собой ее часть, но такую, которая в отличие от всех других ее составляющих в малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференци-

Сущность понятия интеграции в образовательном процессе

Одно из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного учителя, воспитателя, управленца в сфере образования – слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе, о системе учебного занятия, о системе взаимоотношений педагога и детей и т.д. Это естественно, ибо, как говорил А.С. Макаренко, никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы; никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.

Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).

Интеграция в образовательном процессе означает:

– комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;

– взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

– органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

Читайте также:
Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

– взаимосвязь общего и дополнительного образования;

– гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;

– введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

– объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);

– взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

– осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи);

– осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи);

– интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированный урок);

– интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В школе, любом образовательном учреждении можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту.

Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:

– расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

– усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

– использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий.

Интеграция в обучении

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Главными идеями интегративного обучения являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • -диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира. Внутри интегративного образования можно выделить отдельные технологии:

  • интеграцию;
  • проектные технологии;
  • технологии образования в глобальном информационном сообществе;
  • преподавание крупных систематических учебных курсов на основе Интернета.

При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке.

Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Например, в процессе обучения информатике младших школьников целесообразно организовывать связи между такими предметными областями как русский язык, математика и другие.

Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Проанализируем положительные и отрицательные стороны интеграции.

  • Позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения.
  • Создает оптимальные условия для развития мышления, развивая логичность, гибкость, критичность.
  • Способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, появляется возможность получить больший объём знаний.
  • Является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества.
  • Читайте также:
    Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе (Предлог ИЗ-ЗА)

    Интегрированный подход требует от учителя повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования.

    К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации, в отдельных случаях, большие временные затраты при подготовке к уроку.

    Перечислив положительные и отрицательные аспекты интегрированного обучения можно сделать вывод: несмотря на то, что помимо интеграции существуют другие технологии, позволяющие нашим детям получить образование, совместимое с реальной жизнью. Преимущество интеграции в обучении — это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. Система образования реализует и предъявляет все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и задачей учителя является стремление все к большему повышению качества преподавания урока, качества предоставляемых знаний и связи с другими предметами за счет интегрированного обучения.

    Понятие интеграции в образовательном процессе и методика её применения.

    Соколова Ева Рудольфовна

    учитель английского языка МКОУ Нововоронежская СОШ № 3, г.о. город Нововоронеж

    Шамина Галина Ивановна

    учитель русского языка и литературы МКОУ Нововоронежская СОШ № 3, г.о. город Нововоронеж

    Понятие интеграции в образовательном процессе и методика её применения.

    Понятие интеграции в образовательном процессе и методика её применения

    Одно из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного учителя, воспитателя, управленца в сфере образования – слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе, о системе учебного занятия, о системе взаимоотношений педагога и детей и т.д. Это естественно, ибо, как говорил А.С. Макаренко, никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы; никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

    С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.

    Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).

    Интеграция в образовательном процессе означает:

    – комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;

    – взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

    – органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

    – взаимосвязь общего и дополнительного образования;

    – гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;

    – введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

    – объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);

    – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.

    Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

    Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

    – осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи);

    – осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи);

    – интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированный урок);

    – интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

    Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:

    – расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

    – усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

    – использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

    Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

    Читайте также:
    Птичья столовая - занятие по развитию речи

    Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий.

    В своей работе мы активно используем межпредметную интеграцию. Представляем свой опыт работы на примере проведения урока русского языка с интеграцией английского языка:

    Технологическая карта интегрированного урока русского языка (интеграция английский язык) в 5 классе

    (в соответствии с требованиями ФГОС)

    Учебный предмет: русский язык, английский язык

    УМК (программы учебного курса): Английский в фокусе (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс) «Русския язык»Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. (Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын — М.: Просвещение, 2020 .

    Тема урока: «Заимствованные слова. Англицизмы в русском языке»

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели и задачи:

    • сформировать у учащихся понятие о переходе и о путях перехода слов из одного языка в другой, об изменении заимствованных слов в русском языке;
    • развитие у учащихся интереса к языковым явлениям;
    • развитие умения пользоваться словарями( этимологическим, толковым, иностранных слов);
    • формирование умения анализировать языковые явления;
    • содействовать правильному и обоснованному употреблению заимствованных слов в устной и письменной речи.

    Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности в процессе учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера; формировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки).

    Познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского и русского языка.

    Организация урока: дети делятся на 3 подгруппы по 5 – 6 человек. Парты стоят для ведения работы в микрогруппах.

    (На доске по очереди появляются заимствованные слова.)

    У.Р. Произнесите эти слова ещё раз, медленно, вслух или про себя. Как вы думаете ,эти слова принадлежат русскому языку?

    Ваши предположения верны – эти слова появились в нашем языке из английского языка.

    Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике.

    Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    Заимствование – один из способов пополнения словарного запаса русского языка.

    — Почему слова из одного языка проникают в другой?

    Это явление связано с политическими, культурными, торговыми контактами между народами и государствами. Заимствование слов наблюдается на протяжении всей истории русского языка. К самым древнейшим заимствованиям относятся слова, пришедшие в русский язык из старославянского, греческого, татарского, финского языков. С конца 20 века в русском языке наблюдается процесс английских заимствований. Получили распространение такие слова, как боинг, маркетинг, менеджмент, мини, макси, мер, бизнес и др. На сегодняшнем уроке мы поговорим о словах, пришедших к нам из английского языка. Мы научимся находить эти слова в словарях, понаблюдаем, что происходит с заимствованными словами в русском языке.

    Послушайте текст на английском языке.

    Определите его тему, обоснуйте.

    Выпишите слова, которые показались вам знакомыми.

    3. Анализ заимствованных слов, связанных со спортом.

    Назовите вид спорта.

    Обратите внимание, что в названии каждого встречается корень –бол. Слово это пришло в наш язык из английского языка boll – означает мяч. Волейбол, баскетбол, футбол.

    А что означает первая часть в слове?

    Volley – отбивание на лету.

    Basket – корзина.

    Foot – нога, ступня.

    Вид спорта, требующий выносливости, — бокс.

    Что означает с английского слово бокс? – «удар». Ринг – это площадка, огражденная канатами, где выступают боксеры.

    И ринг, и бокс пришли к нам из английского языка

    Учитель русского языка.

    Из английского языка пришло название игры хоккей. Игра английская, а для ее описания используются слова из других языков. Например, клюшка.

    Как вы думаете, заимствованное это слово или русское? Работа с этимологическим словарем. (Клюшка – исконно русское слово, производное от клюка – «посох, палка с изогнутым концом». Одно из значений этого слова – название спортинвентаря, который используют для игры в хоккей. Играют шайбой, резиновым диском.

    Из какого языка слово шайба?(Из немецкого).

    ИГРА « Живые слова»

    Дети получают карточки с различными словами на английском языке.

    слушать и понимать речь других (развитие навыков восприятия на слух рифмовок разученных ранее).

    Учитель русского языка.

    Исконно русские слова составляют 90% основного словарного запаса нашего языка, следовательно, 10% — заимствованные, которые есть во всех языках мира, потому что государства, общаясь, меняются словами. Народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудия труда, технологии. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В русском языке наиболее сильный приток иностранных слов был в к.17 – н.18 в.в., что было вызвано большими изменениями в жизни русского общества в связи с реформами Петра .

    Читайте также:
    Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ

    Как попадают слова-иностранцы в язык?

    Учитель английского языка.

    Понять, откуда заимствовано слово, можно по некоторым элементам. Для английских заимствований свойственны такие сочетания звуков:

    Задание: выпишите из данных слов английские заимствования.

    Джерси, штанга, шпонка, митинг, вундеркинд, джин, штольня, почтмейстер, спортсмен, шпага, шпинат, джаз, спиннинг, джентльмен, шпиц, пиджак, гроссмейстер, джинсы, шпиль.

    Дети выписывают слова.

    развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

    Регулятивные УУД: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний

    Учитель русского языка.

    Заимствованные слова в русском языке осваиваются графически, фонетически, грамматически, лексически. Что это значит? Это значит, что слова приспосабливаются к нормам русского языка. Давайте понаблюдаем на конкретных примерах, как это происходит.

    Реализация опережающего задания учащимся.

    Графическое освоение – это передача иноязычных слов русскими буквами:

    Сравните: англ. meeting — русск. митинг.

    Фонетическое освоение – это приспособление звукового облика к новым фонетическим условиям. Так звук [h] в русском языке передается по-разному. Сравните

    Наблюдаются различия, связанные с долготой и краткостью гласных звуков. Сравните:

    англ. ball[ ] — русск. футб[о]л, баскетб[о]л.

    Грамматическое освоение – это приспособление иноязычного слова к грамматической системе русского языка. Например, иноязычные существительные могут склоняться, менять род. Так английские сущ. с нулевым окончанием в русском языке становятся сущ. муж.рода: рейд, джем, рекорд.

    При заимствовании возможно переосмысление формы числа им. сущ.

    Сравните: англ. cake (мн. ч. cakes) – русск. кекс, кексы.

    Лексическое освоение – это преобразование лексического значения. В большинстве случаев лексическое значение становится уже, чем в родном языке.

    Сравните: англ. meeting ( встреча, собрание, митинг) – русск. митинг(массовое политическое собрание).

    Заимствованное слово может уточнять соответствующее понятие русского языка.

    6.1. Подберите к английским заимствованиям русские синонимы. При затруднении обращайтесь к словарям.(Работа в группах)

    Хобби — увлечение; тент – навес; сервис – обслуживание; комфорт – удобство; слайд – фотоснимок, показываемый с помощью проектора.

    Тест – вопросник; жокей – наездник; свитер – вязаная фуфайка с высоким воротником, плотно облегающим шею; смог – смесь дыма с туманом; тандем – двухместный велосипед.

    Сквер – городской сад; сейф – несгораемый шкаф для хранения документов, ценностей; форвард – игрок нападения; старт – начало; стюардесса – бортпроводница.

    Оправдано ли появления этих слов в русском языке? Вывод о роли заимствованных слов в русском языке (называют какие-либо новые, достаточно распространенные явления)

    6. 2. «Переведите» выделенные в предложениях слова.

    Спортсмены гордятся своим голкипером.(Игроки гордятся своим вратарем)

    Тамара готовится к кастингу.(Тамара готовится

    Джон имитировал сон. (Джон притворялся, что спит)

    Дети получают наборы слов и работаю т в группах

    – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

    – проводить анализ учебного материала.

    Коммуникативные УУД:

    – слушать и понимать речь других;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    -владеть диалогической формой речи .

    Личностные УУД:

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми .

    – слушать и понимать речь других.

    Регулятивные УУД:

    — Почему же появляются в языке слова-иностранцы?

    — Какую роль они играют?(Пополняют словарный запас, облегчают политические, культурные, научные контакты)

    — О чем нужно помнить, используя заимствованные слова? (Знать их лексическое значение, уместность употребления)

    — Где можно узнать значение заимствованного слова, проверить правильность его

    — Как вы сами оцениваете свою работу на уроке. Поставьте соответствующую отметку в нужной графе.

    Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    данная разработка предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в освоении образовательной программы

    Скачать:

    Вложение Размер
    munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 30.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 57»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

    на Педагогическом совете

    Протокол от« __» ________2018 №___

    старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»

    Зав. МАДОУ Детский сад № 57

    Приказ № _____ от «______»___________2018____г.

    Индивидуальный образовательный маршрут

    Составила: Пысина Светлана Александровна

    Воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»

    Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

    Ф.И. ребенка Родион С.

    на 2018 – 2019 учебный год.

    Возрастная группа старшая № 5 Дата рождения 28.12. 2012 год

    Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

    Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

    От 1 до 1,5 – не сформировано;

    от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

    от 2,6 до 3– сформировано

    + – сформировано; + – частично сформировано; + – не сформировано.

    Реализация образовательного маршрута:

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Проблема : Словарный запас беден. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.). Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Не составляет рассказ из 3-х, 4-х предложений по наводящим вопросам.

    Задача : обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ; Составлять простые распространённые предложения. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

    Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник. утро

    Содержание работы(названия игр, упражнений и прочее):

    Взаимодейс-твие с родителями

    Д/и «Подбери словечко»

    Цель: продолжать развивать навыки словообразования, подбор родственных слов.

    Консультация «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к четкому произношению»

    «Кто что умеет делать».

    подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ

    . Дид. игра «Измени слово»

    Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

    Консультация “Каков язычок?”

    Упражнение «Повторяй за мной»

    Цель: побуждать заучивать строки стихотворений наизусть.

    Дид. игра «Закончи слово»

    Развивать умение детей делить слова на слоги.

    Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок»

    Дидактическая игра «Какого звука не хватает?»

    Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

    Упражнение «Назови первый звук слова»

    учить называть слово, выделяя первый звук, и звук изолированно

    Игровое упражнение “Один-много”

    упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия

    консультация «особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи»

    развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию

    Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

    Ф.И. ребенка Настя О.

    на 2018 – 2019 учебный год.

    Возрастная группа старшая № 5 Дата рождения 17.04. 2013 год

    Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

    Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

    От 1 до 1,5 – не сформировано;

    от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

    от 2,6 до 3– сформировано

    + – сформировано; + – частично сформировано; + – не сформировано

    Реализация образовательного маршрута:

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Проблема: Затрудняется в порядковом счёте в пределах 8; затрудняется в называние фигур:, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. не проводит их сравнения; неуверенно ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; не использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время, затрудняется в определении последовательности месяцев, затрудняется в определении временных отношений (день, неделя, месяц). Не имеет представления о

    предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, с помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно –следственные связи.

    Задача: Показывать образование чисел в пределах 6. Знакомить с цифрами от 1 до 6. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа. • Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнении. •Формировать понимание количественного и порядкового значения числа. • Обогащать представления о геометрических фигурах прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал и их свойствах (углы, стороны). . • Развивать элементарные пространственные ориентировки. Способствовать пониманию пространственных характеристик. • Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга • Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.Дать представления о предметах, выделять свойства и качество предметов, называть профессии взрослых

    Периодичность занятий: 2 раза в неделю во вторник

    Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

    Светлана Пархоменко
    Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

    Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

    Суть ИОМ дошкольника ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

    Цель и направления ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач.

    Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута – это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

    Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника – развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

    – формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

    – возможность занятия разными сферами деятельности;

    – совершенствование речевых навыков;

    – развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

    – развитие представления о времени, пространстве.

    При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения. Структура ИОМ В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты,как: – целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; – содержательный – систематизация и группировка учебных предметов; – технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; – диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; – организационно – педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; – результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута Так как основная цель образовательного маршрута – это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

    Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной,включая в себя следующие действия:

    1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

    2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

    3. Далее нужно изучить физические особенности ребенка, такие как походка, осанка, мимика и указать группу здоровья. Здесь необходимо отметить состояние здоровья, а также характеристику сна и аппетита.

    4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

    5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр. Оформление образовательной программы Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута,куда входят следующие разделы:

    – общие сведения о дошкольнике;

    – особенности внешнего вида дошкольника;

    – познавательная сфера дошкольника;

    – уровень знаний по разделам программы;

    – уровень развития речи;

    – отношение к занятиям;

    – наличие трудностей в общении;

    индивидуальные особенности;

    – дополнительные сведения о дошкольнике.

    Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

    Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут по О. О. «Обучение грамоте» для воспитанника старшей группы. Наименование организации:.

    Индивидуальный образовательный маршрут для детей с Фнр, ОНР Индивидуальный план коррекционной работы На 2017-2018 учебный годФ. И. ребенка: Лог. заключение: 1. Подготовительный этап Цель: тщательная.

    Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника 3–4 лет по пяти образовательным областям Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования,.

    Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Актуальность проблемы:.

    Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья Подразделение ГБОУ школа №1373.

    Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию 6–7 лет Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы по разделу программы «Речевое развитие» Цель: Развитие всех компонентов.

    Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. Петров Ваня, средняя группа. Образовательная область «Речевое развитие» Проблема:.

    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Для воспитанника: Попроцкой Анастасии Возраст ребенка: 5 лет По данным диагностики педагогического.

    Примерный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ Примерный индивидуальный образовательный маршрут ребенка с кохлиарным имплантом на 2016-17 уч. год Ф. И. ребенка: _, дата рождения: Группа:.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: