Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

Опыт работы воспитателя детского сада. Интеграция речевого и физического развития в работе с детьми ОВЗ

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.
Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Большая информационная нагрузка и сложные образовательные программы – реальность для современных дошкольников, поэтому в соответствии с требованиями ФГОС педагог должен целенаправленно использовать интегративный подход при организации образовательного процесса.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к дошкольному образовательному учреждению.
Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы
1. Методологические основы интеграции.
Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего, то, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между памятью, разумом и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.
Понятие «интеграция» учёные определяют так:

• процесс и результат создания неразрывно связанного;
• состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию;
• объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Всё это предполагает:
• рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства;
• уметь переносить виды знания с одного вида деятельности на другой;
• одну информацию на другую;
находить общее и индивидуальное.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в нашем ДОУ – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых я отбираю из определённой темы. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Целостно – интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет обрисовать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщённые умения.

Задачи интегрированных занятий:
– формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений знаний о физкультуре;
– повышать уровень физической подготовки путём формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, и развития двигательных качеств и способностей;
– воспитывать потребность в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, к ней предъявляются следующие требования:
– чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
– продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
– взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
– большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на занятии;
– систематичность и доступность изложения материала;
– необходимое соблюдение временных рамок занятия.
Методика проведения занятия с использованием интегративного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приёмы.

Читайте также:
Задания по лексической теме ‘Мебель’ для 3-4 класса

Практика показала эффективность следующих методов и приёмов:
– сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (перед детьми ставится проблема и даётся несколько вариантов её решения, они, сравнивая и сопоставляя, ищут наиболее подходящий);
– проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ (использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т.п.);
– разнообразные речевые дидактические игры для ознакомления культурно – речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии родного языка, для воспитания чувства уверенности в своих силах «Кто больше увидит и назовёт», «Найди игрушку» и т.д.
Организация физического воспитания детей дошкольного возраста на основе интеграции двигательной и речевой, познавательной деятельности положительно влияет на психофизическое развитие, физическую подготовленность, позитивно сказывается также на развитии эмоционально-волевых свойств личности дошкольника, на его взаимоотношениях в коллективе сверстников и с родителями, на собственной самооценке и повышении собственного статуса как равного среди других, на значительном росте эмоционального настроя на жизнь и двигательную активность, способствует повышению усвоения детьми программного материала по различным разделам образовательной программы, снижению заболеваемости детей.

Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы.
Интегрированные занятия:
– оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками;
– повышают уровень образованности;
Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний

Интегрированные занятия по речевому и физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» уделяется внимание проведению интегрированных занятий в ДОУ: «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, вступившем в силу 16 марта 2010 г, одним из основных принципов является – «принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Министерство образования РФ обращает особое внимание на интегрированный подход в организации образовательного процесса для того, чтобы не допустить перегруза, чтобы сэкономить время для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, в целях воспитания здорового поколения россиян.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ – это соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющих друг друга. [Васюкова Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности //Детский сад от А до Я. 2004. № 6]

Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждавшего, что «всё чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным…».

О применении интеграции в дошкольном образовании стали говорить сравнительно недавно – в 90-х годах ХХ века.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД в организации образовательного процесса соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяют знания из разных образовательных областей) на равноправной основе, с равноценным решением задач.

В процессе интегрированных занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Будет ли занятие интегрированным, когда:

  1. На занятии по ознакомлению с окружающим во время беседы о разных способах и средствах измерения времени проводится словесная игра «Назови соседей» (последовательность дней недели) и упражнение на закрепление счёта в пределах второго десятка (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по ознакомлению с окружающим и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  2. На занятии по ознакомлению с окружающим после беседы о правилах пожарной безопасности провели рисование плаката по теме «Пожарные» (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой).
  3. На физкультурном занятии во вводной части применяется упражнение на закрепление порядкового счёта, при выполнении прыжков применяются карточки с цифрами – «прыгни столько раз, чтобы количество прыжков соответствовало цифре на карточке», после подвижной игры посчитали, сколько человек запятнал ловишка и тд. (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по физическому воспитанию и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  4. На занятии по развитию речи (пересказ сказки) провели физкультминутку (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а физминутка является приёмом снятия или предупреждения утомления детей).
Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  1. формирование в единстве знаний и умений;
  2. повышение интереса к учению;
  3. снятие напряженности, страха, неуверенности.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

  1. музыка + математика;
  2. обучение грамоте + математика;
  3. художественная литература + развитие речи + обучение грамоте;
  4. развитие речи + музыка + рисование;
  5. математика + труд;
  6. ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд;
  7. ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы;
  8. математика + физическое воспитание и др. [Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие .2008.]

Интегрированные занятия могут быть:

  1. Спонтанными (воспитатель спланировал, подключил специалиста)
  2. Специально запланированными (требуют системной подготовки, координации действий воспитателя и других специалистов). Желательно специально запланированные интегрированные занятия вносить в сетку занятий.

Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение знаний [Т.С.Комарова]

Продолжительность интегрированного занятия может быть на 1/3 больше обычного.
Как часто проводить интегрированные занятия каждый педагог должен решить для себя сам.

Есть авторы, которые не рекомендуют проводить интегрированные занятия чаще 1 раза в месяц. Другие авторы считают, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

Мы в своём детском саду попробовали внести интегрированное занятие по физическому воспитанию + развитию речи 1 раз в квартал, как обобщающее. Почему физическое воспитание + развитие речи?

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития всех сторон речи. Занятия по развитию речи в основном статического характера.

Мы решили пойти путём оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников – интеграции физической и речевой деятельности детей. Пример интеграции физической и речевой деятельности детей, с равноценным решением задач обеих образовательных областей в приложении 1. Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей на тему «Зима» в приложении 2.

Чем больше специалистов, тем сложнее процесс координации. Главная роль в процессе координации у воспитателя. Воспитатель координирует. А узкие специалисты – в помощь воспитателю.

На сегодняшний день многие педагоги детских садов работают по лексическим темам, независимо от того, какая у них группа (коррекционная или массовая). Эффективность такого планирования обусловлена тем, что лексическая тема в течение недели проходит через все занятия и режимные моменты. Это позволяет активизировать речевое развитие детей, способствует возникновению желания активно участвовать в общении и совместной деятельности.

Игры и упражнения, способствующие речевому и физическому развитию.

  1. «Шеренга», «колонна»
    Задачи: формирование фразовой речи с включением предлогов; ориентировка в пространстве.
    Назвать того (тех), кто стоит слева или справа от тебя.
    Назвать того, кто идёт впереди тебя или за тобой.
  2. « Я и мы»
    Задачи: употребление глаголов в нужном числе в соответствии с личностными местоимениями; формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

В.: я иду
Я иду, высоко поднимая колени
Я иду на носочках
Я бегу

Второй вариант

Я иду
Я пою
Я бегу
Я молчу
Я на лавочку присела
Головою повертела
А потом я с лавки встала
И руками помахала
В ладоши похлопала
Ногами потопала
10 раз поприседала
И нисколько не устала

Д.: Мы идём
Мы идём, высоко поднимая колени
Мы идём на носочках
Мы бежим

И мы идём
И мы поём
И мы бежим
И мы молчим

Мы на лавочку присели
Головою повертели
А потом мы с лавки встали
И руками помахали

В ладоши похлопали
Ногами потопали
10 раз поприседали
И нисколько не устали.

Педагогический проект по интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста
проект по логопедии (старшая группа)

«Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучия. (Концепция дошкольного воспитания)

Данный материал может быть полезен для педагогов детских дошкольных учреждений, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 5 – 7 лет.

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskiy_proekt_integratsiya_ya_i_ustyantseva.docx 505.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста

«Дошкольное воспитание должно быть пронизано

заботой о физическом здоровье ребенка

и его психологическом благополучии…»

(Концепция дошкольного воспитания)

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных в г. Железногорске появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию.

Сегодня большинство детей дошкольного возраста имеют различные проблемы, связанные с опорно-двигательной системой. Нарушение осанки, плоскостопие, искривление ног – это ещё не болезни, а дефекты развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этих нарушений развиваются такие серьёзные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны испортить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформация скелета неблагоприятным образом сказывается на развитии внутренних органов, приводит к различным расстройствам их деятельности.

Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Помимо речевых проблем такие дети имеют слабо развитую моторику, поэтому у них слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Помимо этого, наблюдаются нарушения развития психических процессов. Это всё происходит из-за дисфункции межанализаторных связей, которая проявляется в слабости слухо – зрительно – двигательных координаций.

Таким образом, одним из направлений основной общеобразовательной программы нашего ДОУ, составленной в соответствии с ФГОС является коррекционная работа. Цель данной работы заключается в создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ДОУ, в коррекции недостатков в физическом, речевом и в психическом развитии воспитанников, их социальной адаптации.

Программа коррекционно-развивающей деятельности предусматривает решение следующих задач, согласно ФГОС:

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

– обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Консолидация усилий специалистов разных областей педагогики нашего ДОУ позволяет эффективно решать проблемы ребенка с речевыми и психофизическими нарушениями. Для этого мы разработали проект, который включает в себя систему интегрированных коррекционных мероприятий с учетом ФГОС, в которых используем как общепринятые методы и приемы, так и специальные игры и упражнения . К общепринятым относятся физминутки; подвижные игры; дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика; самомассаж; элементы логоритмики, целью которых является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой. В систему специальных упражнений мы включаем элементы игрового стретчинга . Стретчинг – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Применение этой технологии позволяет достичь необходимого уравновешивания нервных процессов, улучшения координации и регуляции мышечных усилий, а также содействовать коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

  1. Сулим Е.В. «Игровой стретчинг». 2 – е изд., – М.6 ТЦ Сфера, 2012г.
  2. Косинова Е.М. «Уроки логопеда», – М. ООО изд. «Эксмо», 2008г.

Доклад “Интеграция физических и речевых занятий в ДОУ”

МКДОУ «ЦРР- д/с №5»дЕЛЬФИН»

Консультация для педагогов

Интегрирование физкультурных и речевых занятий

Инструктор ФК: Панкова Анна Олеговна

[Выберите дату]

«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно – педагогической работы. Многие учёные, исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, отмечают у них недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. В связи с этим наша задача не только выделить характер, но и структуру дефекта, увидеть потенциальные возможности физического развития ребёнка. Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности. Это:

Упражнения для стимуляции деятельности речевых центров – система физических упражнений для коррекции речи. Данные упражнения являются составной частью всех обучающих занятий и включает в себя элементы логоритмики – движения, сочетающиеся с речевым сопровождением. При выполнении таких движений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;

Релаксация- особые упражнения на расслаблении мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи;

Подвижные игры- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.

В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Приложение

У медведя во бору
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают “медведем”. На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога “медведя”, 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, “медведь” выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и “медведь” ловит его, то уже сам становится “медведем” и идет в берлогу.

Горелки

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина – женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: “Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!” (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а “старый” водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Наседка и коршун
Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: “Коршун! Что делаешь?” – “Ямочку рою”. – “Зачем тебе ямочка?” – “Денежку ищу”. – “Зачем тебе денежка?” – “Иголку купить”. – “Зачем тебе иголка?” – “Мешочек сшить”. – “Зачем мешочек?” – “Камешки класть”. – “Зачем камешки?” – “В твоих деток шуркать-буркать”. – “За что?” – “Они ко мне в огород лазят”. – “Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

Мороз – Красный нос
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз – Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз – Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избешавшим прикосновения Мороза.

Гуси
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки – «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите же домой!
– Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
– Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Яша
Эта игра – самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).
Водящий – Яша (т.е. Ящер – хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:
Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные.
После этого происходит диалог:
– Чего Яша хочет?
– Жениться хочу.
– Бери себе девку,
Которую хочешь.
Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня – тот становится водящим.

Мышеловка
Все становятся в круг, взявшись за руки – это мышеловка. Один или двое – «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста “мыши” вбегают и выбегают из круга. С последним словом “мышеловка захлопывается” – опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга “мышки” считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие “мышки”.

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка:

«Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у тебя?» — спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький».— «Нет, не видел».

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.

Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Интеграция физического и речевого развития

  • Азбука детской безопасности. (12)
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ (9)
  • СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ (24)

Интеграция физического и речевого развития

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Интеграция – объединение в целое, каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

– быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

– включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

– эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

– связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих мероприятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников и с учетом их возраста.

Для успешного решения задач физического развития необходимо использовать знания и по другим образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Труд», и др. Проводят заключительные интегрированные мероприятия с использованием некоторых образовательных областей – 1 раз в квартал.

Интегрированные мероприятия по физической культуре позволяют ребенку применить и закрепить свои знания и умения по всем образовательным областям в игровой форме, приближенной к реальной жизни.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выходом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе, а также нейройога – новая оздоровительная и необходимая для полноценного развития мозга система упражнений, сочетающая, как нейропсихо – коррекционные методики, так и йогу, что позволяет серьезно тренировать не только тело, но и мозг.

Интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

МАОУ ДС № 200 “Волшебный башмачок”

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально -техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода)
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Обратная связь
  • Гостевая книга
  • ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 “Волшебный башмачок”

Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 “Волшебный башмачок”

Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 “Волшебный башмачок”

Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 “Волшебный башмачок”

Главное меню

  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально -техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • О нас
    • Проектное управление
    • Семейный клуб “Семицветик”
    • Наши партнеры
    • Вакансии
    • Прокуратура Автозаводского района г. Тольятти разъясняет
    • Фотогалерея
  • Главная страница
  • Всегда на связи
    • Обратная связь
    • Гостевая книга
    • ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ

  • ППк
  • Группы компенсирующей направленности в МАОУ
  • Дети с ОВЗ
  • Логопедический пункт
  • Страничка учителя-дефектолога
  • Страничка педагога-психолога
  • Страничка учителя-логопеда
  • Страничка воспитателя
  • Что такое логопедический пункт?

Противодействие коррупции

  • Противодействие коррупции
  • Нам важно ваше мнение!

Национальный проект “Образование”

  • Реализация НП “Образование” в Тольятти
  • Мы в проекте
  • Хорошие новости
  • Национальные проекты

Статья для педагогов: «Интеграция двигательной, речевой и познавательной деятельности в процессе проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»

–> Категория: Консультации для педагогов Создано 14.09.2017 16:24 Просмотров: 847

Статья для педагогов: «Интеграция двигательной, речевой и познавательной деятельности в процессе проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Автор: Гребенюк Елена Александровна, инструктор по физкультуре
МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»

Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение физкультурных занятий с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей – восполнить дефицит двигательной активности. Преимущества физкультурных занятий с элементами интеграции заключается в формировании повышенного интереса не только к физической культуре и спорту, но и к другим видам деятельности, предлагаемым детям.

Мы предлагаем вашему вниманию видеофильм «Презентация подвижных игр».

Задачи:

1. Совершенствовать у детей умение бегать с увертыванием и сменой направления; выполнять прыжки в разных направлениях, с продвижением вперед, с преодолением препятствий.

2. Закреплять умение метать в вертикальную неподвижную цель.

3. Вызывать у детей интерес к подвижным играм, придуманным другими детьми.

4. Формировать у детей умение создавать образ, задуманный в движении, опираясь на изображение.

5. Развивать монологическую речь детей в процессе презентации своей подвижной игры. Развивать у детей умение задавать уточняющие вопросы. Поощрять у детей желание и умение общаться на заданную тему.

6. Развивать умение применять математические знания в сложившейся ситуации.

7. Развивать двигательное творчество и креативное мышление.За несколько дней до занятия детям старшего дошкольного возраста было предложено:

  • вспомнить любимые подвижные игры и объяснить их так, чтобы детям было понятно как в них играть
  • придумать свою собственную подвижную игру (название игры, основной вид движения, который выполняется детьми, правила игры).

Основная масса детей очень любит играть в подвижные игры, вспоминает их названия. Малая часть детей может в монологической речи объяснить цель и правила подвижной игры. Только 3 человека придумали свои подвижные игры. Все дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ были ознакомлены с этими играми, с интересом в них поиграли, но в свободной детской деятельности эта тема не была развернута: дети по прежнему в группе, на прогулке и на физкультурных занятиях играли в подвижные игры, предложенные взрослым. Отсюда пришло желание провести игровое занятие «Презентация подвижных игр», на которое были приглашены авторы новых подвижных игр.

Для проведения вводной части занятия инструктор придумал, какие виды движений может выполнить ребенок, имитируя разных животных. После этого, совместно с воспитателем была разработана презентация с изображением животных (жираф, слон, лиса, белка, кенгуру, обезьяны). Она помогла на занятии вызвать положительные эмоции у детей, разнообразить движения, изменяя темп, амплитуду, мимику лица, что отражалось на качестве выполнения задания. Детям был предложен игровой прием: набрать большее количество ракушек за наилучший образ благодаря интеграции физкультурной и познавательной области (математической) повысился интерес к данной игре.

В основной части занятия детям было предложено 4 подвижных игры: с бегом, прыжками и метанием. Центром каждой части занятия становился отдельный ребенок, не только придумавший свою игру, но и умеющий с интересом ее представить. Например, к игре «Лягушки и комары» ребенок сделал коллаж, в котором скрывалось название и описание игры (фото 1 см. в конспекте «Презентация подвижных игр»)

Для поддержания ролевого интереса ребенок вместе с мамой изготовил маски-лягушки (фото 2 см. в конспекте «Презентация подвижных игр»)

Для активизации участников занятия был использован игровой прием – голосование. Для автоматизации навыка прыгать в разных направлениях, с продвижением вперед, преодолевая препятствия, 2 ребенка придумали разные игры, о которых они должны были рассказать интересно, увлекательно и доступно. Та игра, которая набрала большее количество голосов, была проведена первой. Ребенок, набравший меньшее количество голосов, был расстроен этим фактом, но это побудило его через несколько дней после занятия усложнить свою игру.

Для игры «Меткий стрелок» ребенок в совместной со взрослым деятельности изготовил план своей игры (фото 3 см. в конспекте «Презентация подвижных игр»)

Данная игра показала умение детей ориентировать в пространстве с помощью схемы-плана, способствовала развитию математических способностей. Дети подсчитывали количество необходимых снарядов, добавляя необходимое количество предметов для получения нужного числа. Подводя итог игры и выбирая самого меткого стрелка (у кого в «башне» было больше горожан), дети приняли решение засчитывать одного горожанина каждому стрелку, если в него попало несколько мячей.

В заключительной части занятия детям было предложено сделать «круг дружбы», потому что в ходе занятия дети подружились, стали коллективом. Вопрос инструктора: «Трудно ли придумать свою подвижную игру?» вызвал утвердительный ответ «Легко!» Глаза детей горели искорками счастья, которые дают сочетание двигательной и умственной работы.

Детям было предложено нарисовать себя, играющим в подвижную игру, для того, чтобы создать «Альбом подвижных игр». В свободной детской деятельности в детском саду и дома дети нарисовали рисунки и альбом получился разнообразным. По рисунку каждый ребенок мог легко воссоздать в речи полюбившуюся подвижную игру.

Основной целью этой работы было побудить детей самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками. Развить умение заразительно объяснять игру так, чтобы детский коллектив (в детском саду и во дворе) смог самостоятельно поиграть.

Основными целями проведения ОД являются:

  • реализация принципа преемственности, обеспечивающего непрерывное развитие и воспитание ребенка;
  • осуществление целостности процесса образования (единство воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта обучения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
  • реализация вариативности современного дошкольного образования;
  • становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья детей.

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе проведения физкультурных занятий способствует эффективному решению как оздоровительных, так и воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
  • дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья, возраста детей и их функциональных возможностей.

Образовательные задачи:

  • формировать доступные знания об основах здорового образа жизни и приобщать дошкольников к физической культуре;
  • закреплять и совершенствовать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
  • способствовать овладению детьми игровой деятельностью, соблюдая основные правила игры.
  • упражнять и закреплять двигательные умения и навыки в соответствии с программным содержанием;

Воспитательные задачи:

  • развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
  • формировать у дошкольников умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
  • побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

При составлении плана-сценария ОД, учитываем следующие моменты:

  • интеграция различных областей;
  • постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
  • по возможности чередование массовых и индивидуальных игр и заданий;
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Работа по придумыванию детьми подвижных игр была распространена среди педагогов старших дошкольных групп и с интересом продолжена.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку-знающим, неумелого-умельцем. Словно, волшебная палочка, игра может изменить отношение к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские и творческие способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействии на каждого из детей. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними белее тесный контакт.

Таким образом, в процессе одного ОД решаются задачи из разных областей. Это способствует не только закреплению двигательных навыков и умений детей, а так же происходит развитие познавательных способностей дошкольников на фоне высокого уровня двигательной активности, в результате постепенного возрастания физической и психической нагрузки. Реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывное развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении, что делает процесс образования целостным, расширяется индивидуальный двигательный опыт у детей, прослеживается вариативный подход к процессу образования и воспитания детей в ДОУ. Формируется интерес к физической культуре и спорту.

Результаты работы с использованием интеграции при проведении ОД заключаются в том, что дошкольники являются активными участниками творческого процесса придумывания, организации и проведения подвижных игр. У детей развивается познавательный интерес и повышается самостоятельная двигательная активность – они самостоятельно готовы предлагать и организовывать подвижные игры.

Консультация «Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Елена Тюкова
Консультация «Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. С каждым годом число поздноговорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием речи.

Существует даже утверждение: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Поэтому перед нами педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста важно использовать такую систему упражнений и игр, которая будет направлена на формирование речевой культуры ребенка. Ведь Вы прекрасно знаете, исходя из собственного опыта, – двигательная активность не будет так интересна для ребенка если не использовать речь в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх и т. д.

А теперь мы с вами подробно рассмотрим те формы, медоды, приемы физкультурно-оздоровительной работы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста, и которые мы, педагоги, активно можем использовать в работе с детьми.

Помимо развития речи они так же способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти (как вы понимаете одно другое не исключает). Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке.

Подвижная игра – эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, стимулирующая речевую активность детей.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия.

В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Малышам особенно интересны подвижные игры, которые строятся на основе имитационных движений.

Например: такие игры,как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд» и др.У детей младшего возраста педагогу следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль, кл. -клю-клю – клюют птички и т. д. Благодаря таким играм дети учатся согласовывать речь с движением.

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди»).

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры – драматизации (инсценирование какого- то сюжета): «Волк и зайцы», «Лиса и зайцы» и т. д.

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

Считаю, что такая форма речевого развития дошкольников как подвижная игра со словесным сопровождением побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Двигательные сказки –это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.Это один из разделов программы: «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.

Строятся сказки на уже знакомом детьми сюжете сказки. Эффективно использовать метод проблемного обучения. Как пройти красной шапочке, если впереди волк. Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Возможно додумывание сюжета, его изменение.

Также двигательные сказки могут использоваться в утреннее время.

В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры.

Хочется отметить, что использование двигательных сказок создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное – у детей развивается речь.

Игровые зарядки – Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса.

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Здесь уже речь идет о логоритмике.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, темп дыхания, речевая и двигательная память.

Речевые приемы (во время выполнения комплексов ОРУ) – развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения. (Младшие дошкольники).

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Спортивные термины – обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов.

Виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка, скамейка, кегли, гири и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Считалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества. Считалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Стихи и песни на спортивную тематику, на тему ЗОЖ – повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса (Использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах).

Различные виды расчета при построении– развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения. (Старшие дошкольники).

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Соревновательная деятельность.

Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.

Используется на спортивных соревнованиях «Веселые старты» (недавно у нас проходили «Зимние веселые старты»….).

Также на спортивных соревнованиях, да и не только мы используем

загадки на тему спорта, ЗОЖ. Если зимние соревнования, то дети отгадывают загадки про зимние виды спорта.

Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура).

Ритмическая гимнастика (Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики) – это система физических упражнений, построенная на связи движений с ритмом. Выполняются комплексы ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.

Особую роль здесь отведена использованию мячей-фитболов. Освоению каждого упражнения на мяче-фитболе способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь.

Упражнения на развитие мелкой моторики (Игры с мячом) – развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции, координации движений, равновесия. И здесь особую роль отводится именно упражнениям с мячом.

Доказано, что наиболее эффективным средством развития тонкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья является использование игр и игровых упражнений с предметами. Поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.

И ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.

Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Для детей с речевымиотклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

С целью обогащения словаря ребёнка в игру включаются задании такие как,брось мяч товарищу и назови: на слайде представлены игры, которые мы используем на интегрированных занятиях.

Дыхательная гимнастика – координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Еще И.Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

Сухомлинский Василий Александрович «Ум ребенка на кончиках пальцев».

Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Вывод: Использование всех представленных вам форм, методов, приемов физкультурно-оздоровительной работы оказывает положительное влияние на развитие речи детей.

Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физической культуры полезными и увлекательными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: