Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО
статья

Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО

Скачать:

Вложение Размер
innovatsionnye_podhody_k_zdorovesberezheniyu_i_zdoroveobogashcheniyu_detey_v_obrazovatelnom_prostranstve_doo.docx 30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО

В последние годы выявилась тенденция к существенному снижению показателей здоровья детей дошкольного возраста, из-за этого в настоящее время все более востребованными становятся технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей и направлены на изучение индивидуальных возможностей организма. Для педагогов возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей в процессе воспитательно-образовательной работы, поэтому главной задачей является – создание образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и приумножала его.

Н. К. Смирнов предлагает рассматривать здоровьесберегающие образовательные технологии в виде системы, которая состоит из педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка, работы по воспитанию культуры здоровья [4].

Существуют различные мнения, различные понятия, но когда мы впервые слышим сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаем дошкольников, в голове формируется свое собственное определение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом таким же образом вырастить своих детей, будучи им достойным примером Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только физического, психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Для того чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического, валеологичееского воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Мы поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

В 2016 году коллективом была разработана и апробирована рабочая инновационная программа «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» [3], цель которой – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать его. Данная программа апробируется второй год и даёт свои положительные результаты. У детей появился интерес к познанию себя, своего организма, им прививаются навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности, снижена заболеваемость.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:

– знание правил гигиены и ухода за своим телом;

– знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

– знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

– знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Инновационной деятельностью в содержании, формах, методах и средствах в работе педагогического коллектива является сочетание воспитательно – образовательного процесса и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий, взаимодействие специалистов и воспитателей.

Всё содержание работы в МБДОУ строится по определенной системе, которая сложилась в работе коллектива на протяжении нескольких лет, постоянно совершенствуется, изучаются и апробируются последние достижения педагогической и медицинской науки.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность педагогов, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие[1].

В рамках реализации программы «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» был реализован проект «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательной деятельности ДОО». Главной целью проекта является организация здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.

1.Обобщить имеющиеся научные данные по организации здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.

2. Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста.

3. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

4. Формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

5. Обеспечить интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

6. Апробировать методики оценки здоровьесберегающего образовательного процесса.

7. Обобщить и распространить инновационный опыт реализации современных.

Проект базируется на следующих научно-педагогических принципах:

– принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

– принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

– принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

– принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

– принцип системности в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Среди подходов, используемых в проекте, необходимо выделить следующие:

-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию здоровьесберегающей работы с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно- ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности;

-деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

– аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей;

-здоровьесберегающий подход, направленный на укрепление здоровья дошкольников и получения ими основных навыков и умений по здоровьесбережению.

Важно обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особое значение в деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающего пространства придается подбору здоровьесохраняющих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками[2]. Выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • ритмопластика;
  • динамические паузы;
  • подвижные и спортивные игры;
  • релаксация;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
  • коммуникативные игры;
  • занятия из серии «Здоровье»;
  • самомассаж;
  • точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии:

  • технологии музыкального воздействия;
  • сказкотерапия;
  • технологии воздействия цветом;
  • технологии коррекции поведения;
  • психогимнастика;
  • фонетическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Эффективность инновационной работы отслеживается по состоянию здоровья детей. В связи с этим необходимо проводить мониторинг развития, где используются следующие показатели:

– уровень физического развития (соответствие весо-ростовых показателей биологическому возрасту);

– уровень физической подготовленности (соответствие развития физических качеств возрастным нормативам);

– оценка функционально состояния основных систем организма;

– уровень психического развития (комплекс показателей, обеспечивающих гармонию психического и физического развития).

Результаты этих показателей заносятся паспорт здоровья ребенка. Схема обследования детей состоит:

– медицинских показателей (диагноз при поступлении в детский сад, группа здоровья, анализ заболеваемости);

– данных физического развития (весо-ростовые показатели, пропорциональность развития, соматический тип ребенка); данных физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, быстрота, равновесие);

– данных состояния основных систем организма (реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, состояние сердечно-сосудистой системы, возможности дыхательной системы, состояние нервной системы, опорно-двигательного аппарата, лор-органов, стоматологические заболевания;

– данные психического развития (соответствие уровню возрастного развития мышления (сформированность наглядно-образного мышления, наличие элементов словесно-логического мышления), речь, внимание (устойчивость, объем), память (объем, прочность), воображение, эмоционально-волевая сфера (тревожность, гиперактивность, гипоактивность и др.), общительность);

– данные об образе жизни (состояние семьи, познавательная, двигательная активность, уровень самостоятельности, склонности и увлечения).

В обследовании здоровья детей принимают участие педагоги психолог, логопеды, медицинский работник. На основании диагностических данных определяется стратегия развития и укрепления здоровья каждого ребенка, соотносятся показатели развития, полученные в течении и в конце учебного года.

Другая цель диагностики:

1. Изучить особенности культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.

1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

3. Изучить особенности компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

4. Изучить особенности личностно-социального развития ребенка в связи с культурой здоровья.

Педагоги должны применять в своей работе все методы в системе и помнить, что инновационный подход к использованию в образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий в ДОО, делает образовательно-воспитательный процесс разнообразным, интересным и эффективным, а также способствует снижению количества детей, имеющих отклонения в здоровье.

За время работы детского сада в инновационном режиме – созданы условия для внедрения эффективных технологий социализации в воспитательно – образовательный процесс. Коллективом авторов создается методический продукт: «Методический портфель», куда войдут:

– методическое пособие «Комплексное использование современных здоровьесберегающих технологий», в нем будет раскрыто взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации задач здоровьесбережения и здоровьеобогащения дошкольников.

– комплексно – тематическое планирование здоровьесберегающих мероприятий;

– конспекты, сценарии оздоровительных мероприятий для детей и взрослых ;

– диагностический инструментарий: анкеты для педагогов, родителей, карты наблюдения за состоянием здоровья детей в разных видах деятельности.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в ДОО здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, воспитанники, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

1. Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» М. «Просвещение» 2005.

2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» М.: Линка-Пресс, 2000.

3. Рабочая инновационная программа «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» МБДОУ №24, разработчики педагоги МБДОУ № 24 Тюпикина О.В., Чумакова С.В., г.Усть-Лабинск, 2016

4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002.

Статья Инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Автор: Сергей Николаевич Гапутин

Автор: Сергей Николаевич Гапутин
Развитие у детей интереса к физической культуре происходит через формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. В данной работе описываются современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях с детьми в дошкольном образовательном учреждении. В своей работе считаю необходимым использование инновационных методик по укреплению и сохранению здоровья дошкольников. Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий. Это и игровой стретчинг (гимнастика на растяжение), физкультминутки, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и другие.

Автор: Сергей Николаевич Гапутин

Гапутин С ергей Николаевич

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детство», ЦРР г.Калуга, НСП «Кораблик»

«Инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий .

1. Игровой стретчинг-(гимнастика на растяжение)

это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченно го пространства (возле стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

4. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

действия с предметами или материалами;

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

5. Дыхательная гимнастика

К самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

6 . Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.

7. Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) –

глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.

Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Вера Булдакова
Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Статья : «Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Автор: Булдакова Вера Леонтьевна

Департамент образования администрации г. Томска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, в центре которого ставится здоровье ребёнка. Все части здоровья нам очень важны. Все виды здоровья нам очень нужны.

Таким новшеством и условием повышения качества дошкольного образования в МБДОУ ДС № 27 г. Томска в средней группе №6 на сегодняшний день является внедрение иновационных технологий по организации здоровьесбережения. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся заботиться о своем здоровье, используя нестандартные техники. К тому же использование этих методов – увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Современные здоровьесберегающие технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

. самостоятельная деятельность детей

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

двигательно-оздоровительные физкультминутки

• физические упражнения после дневного сна

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

• физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

оздоровительные процедуры в водной среде.

Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологииусловно можно разделить на три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппойежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительныйэффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

• закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

• проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

• проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

• сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Самомассаж — это все виды массажа на самом себе. Выполнять его нужно самостоятельно. Если самомассаж выполнять систематически, то улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Для развития речевой функции дошкольников, их оздоровления нами разработан комплекс упражнений самомассажа, который успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: Су-Джок терапию.

Хотелось бы более подробно остановиться именно на этой здоровьесберегающей технологии. Так как я использую её с 2013 года.

Цель су-джок терапии: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья (стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах).

Использование элементов су-джок в оздоровлении детей содействуют снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус. Стимулируют речевые области в коре головного мозга Совершенствуют навыки пространственной ориентации, развивают память, внимание.

Су – джок терапию можно включать во все образовательные области. Она хороша тем, что очень разнообразна своим применением; даёт стойкий положительный эффект в оздоровлении детей; стимулирует детей к самопознанию, само оздоровлению и стремлению к здоровому образу жизни.

Но любая форма организации дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

1. Пак Дже Ву «Основы Су-Джок терапии»;

2. В. М. Акименко «Новые логопедические технологии»;

3. Г. Кибардин «Су-Джок самодиагностика и лечение».

«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности» «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности». Экспериментальная работа развивает у детей познавательную.

Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музея как средства реализации игровых технологий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ Самообразовательная работа «Применение здоровье сберегающих технологий в ДОУ» [/b] Формирование культуры здоровья – эта задача актуальна,.

Динамический час как форма организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ Динамический час 1. Пробуждение /под звуки спокойной музыки дети просыпаются/ 2. Выполнение упражнений на развитие мышц всего тела, гибкость.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Педагог: Ульмескулова С. Ж. «МДОУ Д/с № 148 о. в.» г. Магнитогорск Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Куделина Ольга Владимировна,.

Здоровьесберегающих технологий в организации коррекционно-развивающей деятельности воспитателя Использование Здоровьесберегающих технологий в организации коррекционно-развивающей деятельности воспитателя КОБЛИКОВА ВАЛЕНТИНА воспитатель.

Современные подходы к организации работы с родителями в ДОУ Современные подходы к организации работы с родителями в ДОУ ___ Выполнила: Фролова О. Е. Воспитатель.

«Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»

« ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА »

Разработчик: Костина И.С.

Заместитель заведующей по ВМР

Аннотация

В статье представлены современные подходы в организации работы детского сада по формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Основным в организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ является, безусловно, использование здоровьесберегающих технологий. Мы придерживаемся мнения, что эффективность здоровьесберегающих технологий определяется их грамотной “встроенностью” в общую систему здоровесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

В нашем детском саду используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация

Технологии эстетической направленности

  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Ленивая гимнастика
  • Гимнастика корригирующая

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурное занятие
  • Обучение скалолазинию
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Самомассаж

Коррекционно-развивающие технологии:

  • Арт-терапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказко-терапия
  • Технологии коррекции поведения
  • Логоритмические минутки

Одной из технологий обучения здоровому образу жизни нами осваивается технология обучения дошкольников скалолазанию. Эта технология привлекла нас не только тем, что дает возможность развивать физические качества дошкольников, но и формирует логическое мышление детей. Это новая и интересная форма занятий несет в себе огромный потенциал положительных эмоций дошкольников. Детям, начиная с раннего возраста свойственно стремление познавать окружающий мир опытным путем. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. По данным к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения деятельность по обучению детей элементам скалолазания. Скалодром для детей – это действительно один из самых эффективных способов заинтересовать ребенка спортивным образом жизни – захватывающие тренировки помогут ребенку по-настоящему увлечься и укрепить здоровье.

Скалодром – это искусственная имитация скалы на стене позволяющая повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание образовательной деятельности и совершенствовать навыки лазания.

Цель деятельности направлена на обогащение двигательного опыта детей и совершенствование физических качеств дошкольников. К особенностям организации образовательной деятельности на скалодроме относится этапность процесса развития двигательных навыков.

  • 1 этап заключается в общей физической подготовке и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме.
  • 2 этап – это практическая образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой образовательной деятельности), которая также проводится в определенной последовательности:

Основные принципы развития юного скалолаза вытекают из особенностей организации деятельности.

Образовательная деятельность по скалолазанию малыми подгруппами в индивидуальном порядке, в соответствии с расписанием образовательной деятельности по обучению скалолазанию. Дети занимаются на скалодроме в удобной спортивной форме и обуви. Образовательной деятельность проходит 2 раза в неделю длительностью 15-20 минут.

Таким образом, скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и справляться с трудностями (высота, сложность движений), становится более решительным. Почти все дети без исключения, любят лазать, преодолевать препятствия, соревноваться в ловкости. Занятие на скалодроме позволяет делать все то же самое, но безопасно, под присмотром педагогов.

Наш детский сад уделяет внимание именно комплексному использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе поддержки детской инициативы. Одной из форм поддержки детской инициативы и формирования валеологической компетентности дошкольников является организация проектной деятельности детей и направлена на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты проектов выражены в достижении ценностного ориентира. Проекты «Окошки в мир», «Олимпиада» и др. реализовывались через разные виды детской деятельности и направлены на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Данные проекты позволяют комплексно использовать здоровьесберегающие техногии, интегрировать различные виды деятельности детей, поддержать интерес детей в течение всей деятельности, добиться положительных результатов в достиженнии ценностных ориентиров в области валеологического образования детей.

Важным в формировании навыков здровьесберегающего поведения является создание центров активности дошкольников, которые должны дать импульс самостоятельной деятельности детей. В каждой группе детского сада созданы центры здоровья, где детей встречают сестренки Ладушка и Кислородинка. Ладушка развивает мелкую моторику рук у дошкольников.

Кислородинка заботится о развитии правильного дыхания. Все упражнения в данном разделе разработаны на основе парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это лекарство от всех болезней. Уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад. Не имеет ограничений, можно заниматься в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Стрельниковскую гимнастику называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи производятся одновременно с движениями.

Таким образом, важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

БДОУ “Детский сад № 279”, г.Омск, Омская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лукасевич Е.В. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00060.html (дата обращения: 18.01.2022 ).

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 “Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников” в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: “использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания”.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.). Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ( из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде “Тропинки здоровья”:

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики – 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: “Мы листаем книгу”, “На закате дремлет пруд…”, “Рыбки”, а также занятий пальчикового театра “Лошадка”, “Ловко с пальчика на пальчик…”, “Яблочко”, “Петушок”. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем – лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием – звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика – это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. “Волшебные” игры для глаз – это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД – йога в играх.

Йога – одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: “Пузырики”, “Говорилка”, “Ветерок”, “Пчелки”, “Косим траву”, “Петух”, “Каша кипит”, “Вырасти большой”, “Мельница”, “В лесу”, “Веселая пчелка”.

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием “чудо” – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

– Ходьба босиком по корригирующим дорожкам (“закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам”) 15-20 сек.
– Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках (“согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, “разогреть” внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
  4. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
  5. Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  9. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
  10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в детском саду, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 13.12.2017 2017-12-13

Статья просмотрена: 725 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, Е. Н. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в детском саду, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива / Е. Н. Евдокимова, Н. И. Пузикова, Т. П. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46609/ (дата обращения: 18.01.2022).

На основе практического опыта – коллектива авторов: педагога высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкальных руководителей высшей категории Пузиковой Натальи Ивановны и Новиковой Тамары Павловны, разработана концепция инновационной деятельности в области здоровьесбережения и здоровьеформирующих технологий в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», которая создаёт оптимально – благоприятные условия для индивидуализации образовательной деятельности при реализации проекта «Здоровый ребенок – здоровая нация!»

Ключевые слова: здоровьесозидающие технологии, здоровьесозидающие технологии, арт-технологии.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

Цель разработки концепции: «Обеспечение процесса сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения посредством инновационной деятельности педагогического коллектива».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» – определение Всемирной организации здравоохранения.

«Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – воспитанников и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это показатель того, «взимается» или нет с воспитанников, без их согласия, плата за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью» [1, С.121].

Помочь решить эту проблему может использование инновационных технологий здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности.

Рождение проблемы. «Берегите здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

Наш инновационный продукт в форме проекта «Здоровый ребенок – здоровая нация!» соответствует стратегическому курсу развития нового стандарта в образовании. Стратегическая идея заключается в переходе от принципа, желаемого «сохранения здоровья в детском саду» к принципу необходимого и обязательного «Сохранения здоровья в детском саду». Указанное направление включает темы: создание комфортной среды обучения, через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной среды; здоровье тела и духа; снижение рисков профессионального выгорания педагогов.

Наш проект информационно-творческий, коллективный. Срок его реализации шесть месяцев. Участниками проекта стали педагоги, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, родители, дети подготовительной группы. Цель – результат проекта: создание поэтического, музыкального спектакля «Великие холода» по сказке С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», и создание журнала «На улице искусств».

Основными идеями нашего проекта стали: сохранение и охрана духовного здоровья детей, использование новых технологий в решении этого проекта (кейс – метод, арт-технологии, коммуникативно – диалоговые (развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному самоопределению дошкольников, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству).

Для работы мы определили задачи проекта.

В области театрального искусства:

1. Установить взаимосвязь между общественной жизнь России и её культурой. (Взаимоотношения между родственниками, отношение к родителям).

2. Использование инновационных технологий здоровьесбережения: коммуникативно – диалоговых, которые усиливают включенность, участников в групповое обсуждение проблемы.

3. Развивать творческое воображение, актерские способности, навыки: импровизации и навыки сценического взаимодействия, при создании спектакля.

В области хореографии:

1. Использование инновационных технологий здоровьесбережения: арт-технологии (то есть использовании техник разных видов искусств пения, танцев, рисования, как средства творческой самореализации и способа личностного развития).

2. Расширять знания в области современного хореографического искусства.

3. Привить любовь к танцу, сформировать танцевальные способности, выразительность, художественный вкус, интерес выражение собственных ощущений, используя язык хореографии.

В области музыкальной деятельности:

1. Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа

2. Сформировать основы музыкальной культуры нашего народа.

3. Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

В области художественной деятельности

1. Развивать у детей воображение, фантазию, творческий поиск в использовании инновационных арт – технологий в изобразительной деятельности

2. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых положены декоративные образы.

3. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, желание участвовать в оформлении спектакля.

В области воспитания:

1. Экология души, содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка; развивать чувство гармонии, жить в согласии с собой.

2. Совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности.

Принципы нашего проекта:

1. Последовательность и системность — один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;

2. Доступность и индивидуализация — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим определение посильных для него заданий;

3. Постепенное повышение требований — заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения является чередование нагрузок с отдыхом;

4. Сознательность и активность — для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе;

5. Повторяемость материала — только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей, создает положительные эмоции;

6. Наглядность — безукоризненный практический показ движений педагогом;

7. Детоцентризм — превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе, взаимного уважения.

Музыкальный спектакль дело коллективное. Спектакль не может быть интересным без музыки и хореографии. Создание декорации тоже является немаловажным для постановки спектакля.

Как следствие была организована творческая группа: Руководитель театральной студии Евдокимова Е. Н., музыкальный руководитель Пузикова Н. И., хореограф Новикова Т. П., руководитель студии по изобразительной деятельности Дородникова В. Д., учитель-логопед Жидкова Л. В. и воспитатель группы № 3 Ковшина Е. В.

Актерами нашего театра стали дети подготовительной группы № 3.

Прочитав сказку С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», мы так увлеклись её постановкой, что закончили спектакль уже в феврале. Премьера нашего спектакля состоялась 10 февраля.

Чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания детей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью.

Необыкновенно добрая, волшебная, трогательная сказка Софьи Прокофьевой о мальчике Васе, который обидел маму, о великих холодах, которые наступили из-за этой обиды и, самое главное, о прощении – как о той самой силе, которая заставляет отступить великий холод и растопить лед в сердце. Одно слово «Прости» оказывается таким легким и таким спасительным. А еще сказка о том, что лучше одной единственной, самой любимой, доброй, красивой мамы не найти больше на свете. И не заменят ее ни четыре мамы сразу, ни мороженщица, ни лисичка, ни медведица.

И хотя у нас не мальчик Вася, а девочка Василиса мы постарались передать все эмоции этой сказки – доброту, грусть, трогательность, искренность, душевность, одиночество и радость прощения.

В задачи подготовительного этапа входило: собрать и проанализировать актуальную информацию о здоровьесберегающих технологиях, пути их внедрения в жизнь детского сада. Подобрать литературный, музыкальный, художественный материал на тему здоровьесбережение. Изучить и внедрить новые инновационные здоровьесозидающие технологии при создании спектакля «Великие холода». Подготовить эскизы реквизита, декорации, подобрать музыкальные характеристики героям, сочинить хореографические композиции к спектаклю используя арт – технологии.

Провести диагностику творческих способностей детей, используя технологию «Открытая трибуна». Обсуждение темы спектакля, используя технологию «Круглый стол». Обсуждение сверхзадачи спектакля, используя технологию «Волшебный стул». Мотивация детей на создание спектакля, используя технологию «Кейс – метод». Распределение ролей в спектакле, используя новую технологию «Техника аквариума». Напечатать сценарий для учителя – логопеда для работы над звукопроизношением. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов, фотографий. Привлечь родителей к изготовлению журнала.

Второй основной этап включал в себя работу с детьми.

«Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир» [2, с.2].

Мы начали работать над спектаклем. Прочитав сказку С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», посмотрели мультфильм, созданный по этой сказке, обсудили сценарий, созданный по сказке С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», используя метод «Круглый стол». Это одна из организационных форм познавательной деятельности для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных».

Обсуждали проблемы по содержанию спектакля, используя технологию «Техника аквариума» – это разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения.

Определяли сверх задачи спектакля «Великие холода», используя технологию «Открытая трибуна» – способ вывести дошкольника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. Что я хочу сказать этим спектаклем? Моя гражданская позиция. Соблюдается принцип добровольности. Участвовать могут все. Педагоги, родители и дети.

Распределяли роли в спектакле «Великие холода», используя технологию «Волшебный стул»- социально – психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать интерес к самому человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно – ориентированная и игровая деятельность. На волшебный стул приглашаются все желающие. И как только ребенок садится, присутствующие поочередно произносят все положительные стороны личности. И предположение подходящей роли для этого актера.

Разучивали музыкальные и хореографические композиции, изготавливали атрибуты к спектаклю, изготовили журнал «На улице Искусств», разучивание текста с детьми, работали над звукопроизношением. А потом репетировали спектакль.

Заключительным – этапом нашего проекта стала премьера спектакля. Наш спектакль дети показали для детей детского сада, для своих родителей, а также на сцене Родительского университета в городе Волжском 1 апреля 2016 года для педагогов и родителей города.

По окончании проекта мы провели анкетирование детей, родителей, педагогов группы № 3, № 9, музыкального руководителя, хореографа, педагога по изобразительной деятельности, которые рассказали о пережитых чувствах, полученных эмоциях…

Выводы: Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми в детском саду, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

В результате работы над проектом выявлена высокая физическая активность детей, умение разрешать реальные педагогические проблемы; создается атмосфера благоприятного социально-психологического микроклимата индивидуально для каждого ребенка; формируются взаимоотношения семьи и детского сада по воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических здоровьесберегающих технологий в работе детского сада, позволил сохранить и укрепить здоровье детей.

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М.; АПК и ПРО. – 121с.
  2. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О. Ф.Горбуновой. М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Педагог дополнительного образования Жекотова Л.В.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада – квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с туберкулезной интоксикацией. Все усилия педагогов и врачей, согласно разработанному нами плану «Здоровье», направлены на оздоровление и повышение иммунитета наших воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, которые направлены на решение сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется нами в следующих формах: медико-профилактических; физкультурно-оздоровительных; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ; валеологического просвещения родителей.

В нашем детском саду ежедневно ведётся медицинский осмотр детей медицинской сестрой, что позволяет получить чёткую информацию о состоянии здоровья каждого ребенка дошкольного учреждения. Регулярно проводятся курсы противорецидивной терапии для часто болеющих детей, общий и точечный массаж, дыхательная гимнастика, витаминизация блюд витамином С, закаливающие процедуры ( воздушное закаливание, хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).

Воспитанники получают рациональное сбалансированное питание, в котором повышены нормы молочных, мясных продуктов, овощей и фруктов. Также в МБДОУ №8 действуют группы круглосуточного пребывания воспитанников с целью минимизации контакта воспитанников с членами семей, соседями, являющимися положительными (отрицательными) переносчиками микобактерий туберкулеза, оказания помощи семье в развитии воспитанников.

В нашем ДОУ ведется непрерывная ежедневная работа по развитию физических возможностей детского организма и укреплению его здоровья. Так, например, реализуется проект «Дорожка здоровья» по профилактике плоскостопия, имеется сухой бассейн, массажеры.

Организована кружковая работа «Игровой стретчинг» – оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.

Оснащение спортивным инвентарем малого физкультурного зала, спортивной площадки, наличие пособий для индивидуальной работы по физическому развитию в группах помогает педагогам достигать хороших результатов в поддержании здоровья воспитанников. В этом году на территории детского сада были оборудованы мини-футбольное поле, баскетбольные щиты.

В своей работе с воспитанниками мы проводим тематические беседы, игры и викторины по здоровому образу жизни, демонстрируем иллюстрации, знакомим ребят с предметами личной гигиены, необходимыми для сохранения жизни и здоровья. Организуются пальчиковые игры, гимнастика для глаз, гимнастика пробуждения, игротерапия. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки в своей работе мы успешно используем арт-терапию (сказкотерапия, куклотерапия).

Для воспитания у детей интереса к здоровью и спорту традиционно организуются «Недели здоровья и спорта», Дни здоровья, физкультурная образовательная деятельность, спортивные праздники. На «Сабантуе» дети знакомятся с башкирскими, русскими, татарскими подвижными играми и играми других народов России. Зимой в ДОУ организуются турниры по хоккею.

В нашем детском саду проводятся семинары-тренинги, консультации, практикумы для педагогов, обсуждения вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Для создания благоприятных условий оздоровления в семье наши педагоги ведут разнообразную работу с родителями (законными представителями): деловые игры, родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, педагогические советы, спортивные праздники, конкурсы, праздники здоровья. Р егулярно оформляются папки-передвижки, стенгазеты, обновляется информация на стендах.

Планомерная, целенаправленная деятельность коллектива нашего ДОУ помогает добиться положительных результатов в оздоровлении воспитанников и в их общем развитии.

Читайте также:
Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: