Инклюзия в образовании – Эссе на тему Мир без барьеров и границ

Инклюзия в образовании – Эссе на тему Мир без барьеров и границ

Должность: Учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Череповец

Тема: “Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру ?”

Вопрос инклюзивного образования остается открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и материально обеспеченных систем.

Инклюзивное образование-интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями , одаренных детей, детей-мигран�

Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время. Начинать решать эту проблему надо с детства, так как много детей имеют ограниченные возможности здоровья.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет. Родители нормально развивающихся детей чаще говорят о необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, чтобы получить наилучший результат в образовании собственного ребенка. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.

Дети должны с детства уметь чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными. В то время , как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние обучения и воспитания.

Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети

с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений

Для эффективной реализации инклюзивной формы образования необходимо выполнение следующих условий:

-психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к совместному обучению детей;

-повышение квалификации специалистов работающих с этими детьми;

-соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;

внедрение так называемой “безбарьерной среды”;

-придание специальным образовательным учреждениям новых функций — оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также специалистам этих учреждений.

С течением времени систематическая социальная изоляция детей с различными формами инвалидности может привести к двум формам неравенства, которые в равной степени разрушительны для социального развития : неравенство шансов или возможностей в жизни и неравенство результатов. Воздействие обеих форм неравенства может быть особенно пагубным для детей в области образования, где неравенство может перейти на социальную мобильность в дальнейшей жизни. Учитывая сильную взаимосвязь между уровнем образования и благополучием ребенка, например, здоровьем и возможностями в будущей жизни, особенно важно понять препятствия, с которыми сталкиваются дети в такой сфере социального включения, как образование, а так же позитивные факторы, способствующие их включению в основное образование.

Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — задача учителей. Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться.

Реализация инклюзивного подхода подразумевает комплексную помощь со стороны специалистов в области коррекционной педагогики ,специальной и педагогической психологии. Нельзя оставлять педагога один на один с этой проблемой.

“ОБразование без барьеров и границ”, эссе
статья по теме

Эссе представлено в рамках Московского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания – 2012, номинация “Сердце, отданное детям”. . Дети с ограниченными возможностями здоровья… Кто они? Что их интересует? Чем они живут? Что им нужно сейчас и будет необходимо потом. Много вопросов, и не на все сразу можно найти ответ.

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_bez_barerov_i_granic.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Листвак Валерия Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

вместе с ребенком,

исходя из возможностей ребенка.

Учитель – тот, кто способен спуститься с высот своих знаний

и вместе с детьми совершить восхождение.

Дети с ограниченными возможностями здоровья…

Кто они? Что их интересует? Чем они живут? Что им нужно сейчас и будет необходимо потом. Много вопросов, и не на все сразу можно найти ответ.

Пока маленький человек открыт миру, нужно помочь ему открыть этот мир: увидеть солнце, радугу, звезды, дождь и снег; научить подниматься по ступенькам мастерства и успеха, переживать взлеты и падения, победы и поражения, слезы радости и огорчения.

Конечно, этот путь они пройдут, и каждый по-своему… Все это будет позже .

Каждый раз, подходя к школе, я вижу на ней надпись «Школа для всех». Что значат эти слова для меня и для моих воспитанников?

Я думаю, что в этой школе самое важное – раскрыть способности каждого обучающегося, воспитать самостоятельную, творческую, уверенную в себе личность, готовую жить в современном мире. В такой школе должны учитываться особые потребности ребенка, его личностные особенности, обеспечиваться успешная социализация. И тогда в детских душах никогда не поселится такая болезнь как разочарование.

Мы понимаем, что все дети разные и все они могут и должны учиться.

Каким должно быть обучение детей с ограниченными возможностями здоровья? Прежде всего – доступным!

Удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся, можно открыть им путь к всеобщему образованию.

Безусловно, очень многое зависит от состояния здоровья таких детей. Личностно-ориентированный подход, активное использование новых информационно-коммуникационных технологий, общение учителя и ученика, общение ребят и умение работать в команде, сопровождение развития детей специалистами, способными раскрыть их неограниченные творческие способности, – все это составляющие качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе мы, педагоги, хотим видеть счастливые глаза детей. С каждого занятия обучающиеся должны уходить со своей маленькой победой: я смог! у меня получилось! Успех в обучении и состояние «нужности» тебя, твоих знаний – единственный источник сил, который рождает энергию для преодоления трудностей и желания учиться.

…Проходя по коридорам школы, я вижу ребят, у каждого из которых свой мир мыслей, чувств, интересов, радостей, тревог. Они счастливы: забыли о своих недугах и рады общению друг с другом. А я уже не замечаю, что некоторые из них на колясках…

Возле кабинета меня ожидают мои воспитанники. Каждая такая встреча – радостное событие для нас. Перебивая друг друга, они спешат рассказать о том, что было у них без меня, что появилось, что озадачило, что обрадовало.

Творческий процесс идет в условиях полной свободы деятельности, построенной на доверии друг к другу: обсуждают свои работы, советуются, помогают, спорят, шутят…

Глядя на них со стороны, понимаешь, что каждый маленький человечек способен думать и чувствовать. Он имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Дети нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе. И конечно, ценность каждого из них не зависит от его способностей и личностных достижений.

Очень бы хотелось, чтобы они стали успешными, и для всех достижение их прогресса, без сомнения, в том, что они сами могут делать и творить.

Ребенок – это счастье, это жизнь. Главное для педагога – суметь рассмотреть в ученике его уникальность, потому что «человека, если он должен стать человеком, необходимо воспитывать и обучать» (Я.А.Коменский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подросток, мечты, планы, барьеры, ресурсы». Программа превентивного образования

План занятий описан на основе курса «Как сбываются и разбиваются мечты», программа превентивного образования «Подросток, мечты, планы, барьеры, ресурсы».

“Мир без барьеров и границ”

Дети с ОВЗ – для меня это удивительный мир, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пуст.

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского».

Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.

Творческий отчет ОБУЧЕНИЕ БЕЗ БАРЬЕРОВ /Коррекционное и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе/

«МЭО – образование без границ. Организация дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»

laquo;МЭО – образование без границ. Организация дистанционного образования обучающихся с ОВЗ&raquo.

Творческий проект «Мир без границ, жизнь без барьеров, творчество без преград!»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.В основе метода прое.

Эссе “Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями. Мир без барьеров и границ”

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»[1].
– Как же реализуется право на образование в нашей стране?

Конституция РФ предоставляет право на образование каждому.

В апреле 2010 г. принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» в городе Москве, по которому каждый ребенок данной категории имеет возможность реализовать свое право на образование в общем потоке или в специальном образовательном учреждении (в соответствии с возможностями и способностями).

Продолжает развитие инклюзивное и интегрированное обучение. Растет количество учреждений, работающих по этим программам.

Вопрос: В чем разница между инклюзивным и интегрированным обучением?

Ответ: Интеграция – адаптация ребенка к требованиям системы посредством коррекции, реабилитации (ребенок либо адаптируется, либо становится для нее неприемлемым). Инклюзия – включение детей с различными особенностями в систему, в образовательную среду с помощью образовательных программ, которые соответствуют его способностям (адаптация системы к потребностям ребенка).
[1] – («Всеобщая декларация прав человека»).

Не следует забывать, что инклюзивное образование не всегда целесообразно и возможно.

Ранняя диагностика, своевременная квалифицированная реабилитация детей позволит интегрировать их в образовательную среду.

Вопрос: Каким образом это происходит?

Ответ: В Москве работает множество реабилиатационных центров и отделений социальной реабилитации. На базе центров работают МППК, ресурсные центры, лекотеки. Специалисты оказывают медицинскую, логопедическую, дефектологическую, психологическую, юридическую, социально – педагогическую помощь. Разработаны специальные обучающие, развивающие, коррекционные программы. Одна из стратегий – создавать пилотные вертикали: центр – сад – школа.
Вопрос: В чем сложность осуществления инклюзии?

Ответ: Специализированные учреждения, на мой взгляд, имеют ряд преимуществ:

• подготовленный педагогический и медицинский персонал, оборудование,
• малый состав в классе,
• индивидуальные программы.

Но в специализированных учреждениях зачастую дети закрыты, изолированы от общества.

Дети с особенностями, посещающие школу общего образования, демонстрируют большую уверенность в своих силах и выборе будущей специальности, больше социализированы.

С другой стороны, администрация школ отмечает, что подобный ребенок – огромная ответственность, дополнительная нагрузка на учителя. Необходима подготовка педагогического состава, группы сопровождения, экономической базы, психологическая подготовка всех участников образовательного процесса (и педагогов, и родителей, и учащихся). На мой взгляд, необходимы уроки Доброты для всего общества, воспитывающие толерантность, умение сострадать, понимать, принимать, помогать.

У каждого человека есть способности, свой потенциал.

Восхищают примеры силы духа и мужества инвалидов, покоривших горную вершину около 6 тысяч метров, участников Паралимпийских игр, девиз которых: «Не победа, а участие!», необыкновенная «кругосветка» путешественника на коляске.

Все это примеры того, чего можно достичь, обладая сильным желанием и целеустремленностью.

Вопрос: Некоторые родители против того, чтобы их ребенок с нормой обучался с особенными детьми. Что я думаю по этому поводу?

Ответ: Если мы хотим воспитать цивилизованное общество, надо начинать с воспитания детей. Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что человек может постичь все тайны мироздания, но, не научившись любить, он останется дикарем.

Задача образования – чтобы каждый особый ребенок имел возможность испытать радость обучения, общения, выхода на спортивную арену, на сцену, мог раскрыть свое я, реализовать себя в жизни.

Хочу надеяться, что найдутся силы и средства улучшить положение и реализовать права детей с ограниченными возможностями по всей России, повысить качество их жизни и образования, создать условия для удобного и комфортного проживания и перемещения в городах, обеспечить доступность социально значимых учреждений.

По словам Хелен Келлер – слепоглухой женщины, которой
пришлось преодолеть множество испытаний и все же прожить, по ее мнению, счастливую и полноценную жизнь: «… Одна из дорог, которая ведет в тупик – дорога нереальных ожиданий… Другая дорога, которая тоже заканчивается тупиком – дорога отчаяния, депрессии… Есть и третья дорога. Она связана с … дверями к счастью, которые,
возможно скрыты, до которых нам порой следует еще внутренне дорасти. Но которые всегда есть. За ними – возможность прожить другую, «незапланированную» жизнь и найти неожиданное счастье.
Счастье, которое не может лишить человека ни одна форма болезни – счастье, которое есть в любви, в отношениях, в радости взаимоподдержки.»

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Эссе на тему «Мир без барьеров и границ»

Это размышления на тему остро стоящей проблемы — инклюзии нашего образования. Слово «инклюзия» («включение») звучит красиво и часто на сегодняшний день. Но вопрос остается открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и материально обеспеченных систем.

«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Л.Н. Толстой

Жизнь каждого человека — это дорога. На жизненном пути встречаются и возвышенности, и равнины, и холмы. Именно это формирует в нас личность.

Большое значение в формировании личности имеет «фундамент», который заложен в нас с детства. Для гармоничного развития личности каждому человеку необходимы определенные грани. Это и воспитание, и среда пребывания и возможность реализации уже заложенных природой способностей.

Поскольку развитие каждого человека подразумевает под собой не только физическое развитие, но и моральное (душевное), нравственное, речевое, то сразу встает вопрос – какие условия необходимы каждому из нас для полноценного развития и, каким образом лаконично сочетать потребности каждого? Все люди по своей организации очень близки друг к другу, ровно также, как и различны в своих нуждах.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет.

Родители нормально развивающихся детей чаще говорят об необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, дабы получить наилучший результат в образовании их чад. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.

А почему не посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны?

Дети, имеющие нормальные образовательные потребности, должны не только развивать умственные способности, но и учиться жить в обществе, а оно, как известно, достаточно разное. Помимо уровня образования необходимо и духовное развитие. Дети должны с детства уметь чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными. В то время, как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние обучения и воспитания. Тем самым обе категории детей будут иметь на жизненном пути не барьеры, а возможности.

Стоящая перед обществом проблема на данный момент требует профессионального подхода, так как специалисты понимают, что не все дети с нарушениями в речевом и умственном развитии могут успешно интегрироваться в массовую школу по ряду причин. Но право детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в речевом и умственном развитии учиться в тех, же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека.

Общеизвестно, что человек — существо социальное. От того, как формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными возможностями, как он вписывается в общество, и какое место в нем занимает, зависит ни много ни мало духовное состояние и здоровье самого общества. С этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой.

Каждый человек-это индивид. Но в каждом из нас природой заложено три основных базисных составляющих, без которых нет возможности существовать как человеку в частности, так и обществу.

Итак, тело каждого человека состоит из:

  1. Крови (душа).
  2. Плоти (потребность).
  3. Скелета (опора, возможность).

Эта модель применима и к обществу в целом.

На сегодняшний день «душа» общества порабощена ценностям. К моему великому сожалению, духовные ценности в их число не входят. Наше общество перестает быть гуманным, не умеет чувствовать, сопереживать, содействовать и принимать! Поэтому вопрос инклюзии необходимо поднимать с вопроса о формировании нравственного общества.

Плоть человека – это его потребности. Плоть общества – это потребности каждого из индивидов. И каждый из них имеет равные права. Исходя из этого, система образования должна быть гибкой и соответствовать потребностям каждого из нас. И это означает не «эксклюзию», а максимально адаптированную «инклюзию». Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — наша задача!

Скелет общества – это опора, это равные права и равные возможности каждого члена общества. Ведь ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. «Мы» должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться. Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребенка, а не барьером!

Именно поэтому необходимо создать единое образовательное пространство, которое бы удовлетворяло потребности всех учащихся. Внимание педагогов при включении детей с особыми потребностями в единое образовательное пространство должно быть акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии каждого ребёнка. Речь должна идти не только о модернизации уже имеющихся программ, а о создании новых. Педагоги сопровождения, коммуникационные возможности, бытовые условия пребывания детей в школах, и многое другое должны иметь место в каждой общеобразовательной школе для возможности реализации инклюзивного образования.

Все люди, все дети, если искренне задуматься, имеют гораздо больше общего, нежели разного. Именно эта мысль должна соединять нас в единое общество, а не разъединять особенных людей с ним.

Картаполова Александра Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №433
имени Героя Советского Союза И.И. Якушкина,
г.Москва

Эссе «Инклюзивное образование» за и против «»

Романова Ольга Алексеевна
Эссе «Инклюзивное образование» за и против «»

В течение длительного времени в системе образования шло четкое разграничение детей на обычных и на инвалидов. Существовала так называемая медицинская модель понимания инвалидности. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не имели права обучаться в общеобразовательных учреждениях наряду с остальными. Но постепенно на смену медицинской модели в современном обществе приходит социальная модель, при которой причина инвалидности кроется прежде всего не в нарушениях здоровья, а в отношенческих барьерах, предрассудках и предубеждениях людей. Суть этой причины раскрыта в Конвенции о правах инвалидов (2006): «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Для успешного преодоления данных проблем в России внедряется особая система образования – инклюзивная. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Истинная инклюзия не ставит перед собой задачу разграничить специализированное и массовое обучение, хотя и находится на стыке этих двух систем. Она призвана создать безбарьерную среду в современном обществе.

Несомненно, инклюзивное образование имеет свои положительные стороны. Оно исключает любую дискриминацию детей, нарушение их прав и свобод, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Образовательные учреждения, внедряющие принципы инклюзии, стремятся создать благоприятные условия для успешной адаптации особых детей к социуму. Кроме того, дети с ОВЗ, посещающие подобные организации, имеют возможность проводить дома с семьей больше времени по сравнению с детьми, обучающимися в коррекционной школе-интернате.

У особых детей, охваченных инклюзией, расширяется круг общения. Как правило, у них появляется больше друзей. Такие дети начинают чувствовать себя увереннее в обществе. Кроме того, чем младше дети, тем проще они воспринимают какое-либо нарушение в здоровье своих сверстников, тем меньше видят в этом проблем. У особых детей развиваются такие качества, как целеустремленность, коммуникативность, вера в себя и свои силы. Обычные дети учатся милосердию, взаимоуважению и взаимопомощи.

В теории инклюзивная система образования выглядит идеальной, но на практике сталкивается со многими проблемами. Внедрению принципов инклюзивного обучения мешает недостаточная материально-техническая оснащенность общеобразовательных учреждений (отсутствие пандусов, подъемников, лифтов). Кроме того, большинство учителей и воспитателей не готово к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Многие педагогические работники не имеют специальной подготовки в области коррекционной педагогики, специальной психологии. У них не хватает представлений о психических и физических особенностях детей с ОВЗ. В штате многих массовых учреждений отсутствуют специальные кадры (логопеды, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тьюторы, медицинские работники и др.). Обучение особых детей с сохранным интеллектом и детей с тяжелой умственной отсталостью должно вестись по абсолютно разным программам, но они пока недостаточно разработаны.

При соблюдении необходимых условий инклюзивное образование не может нести никаких отрицательных последствий для детей, родителей и педагогов. Несомненно, инклюзивное обучение является благом для современного общества, так как учит людей толерантности, нравственно обогащает их, стирает границы между разными социальными группами населения, повышает образовательную конкурентность особых детей, создает перспективы для их дальнейшей успешной самостоятельной жизни. Безусловно, в инклюзии больше плюсов, чем минусов. Имеющиеся недостатки данной системы образования являются скорее временными проблемами, чем минусами.

Коррекционное и инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации Образование в современном мире является сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Региональная педагогическая мастерская «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» состоялась 26 апреля 2017 г. в МКДОУ № 9 компенсирующего.

Инклюзивное образование как современная стратегия образовательной системы «Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком,думай о том, что тебя соединяет с ним,а не о том,что тебя с ним разъединяет.» Л. Н. Толстой.

Инклюзивное образование «Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ» Инклюзивное образование. Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ. Актуальность: В настоящее время в рамках реформы российского.

Презентация «Инклюзивное образование в Италии» Инклюзивное (франц. inclusif- включающий в себя, от лат. include- заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание милосердия. Инклюзивное образование» Цветок милосердияАвтор: Смирнова Любовь Владимировна Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Презентация «Инклюзивное образование в ДОУ: возможности и проблема» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.

«Будущее или настоящее». Консультация «Инклюзивное образование в ДОУ» Демократические преобразования происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства – очень.

Консультация для родителей «Раннее образование «за» и «против» Консультация для родителей. Воспитатель: Бондарева И. В. Раннее образование, за и против. Мы хотим,чтобы наши дети были самыми –самыми.

Проблемы и перспективы инклюзивного образования. Эссэ

Данная работа, надеемся, окажется полезной всем специалистам, работающим с детьми с ОВЗ. Авторы попробовали показать свое видение проблемы, преспектив и дать свою оценку. В эссэ отражен опыт нашей конкретной школе, которая вступиал в программу ” Доступная среда “,а до этого не имела такого опыта. Наш опыт может быть полезным, так как наши ребята показывают достаточные успехи в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы инклюзивного образования. Эссэ»

Эссе «Инклюзивное образование:

проблемы и перспективы»

Возьми в ладони детскую ладошку,

Взгляни в глаза и просто улыбнись

Перед тобой ребенок, хрупкий – крошка,

Перед тобой совсем другая жизнь!

Дети – все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Саламанская декларация отмечает, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка)

В нашей 7 школе опыт инклюзивной работы уже 15 лет. Мы, и не догадывались, что включились в эксперимент по внедрению технологии инклюзивного образования, начиная еще с 2002 года, при этом практически не имея никаких условий для такой работы. Пытаясь определить место нашей школы в общей системе образования, в основу образовательной Программы нашей школы был положен принцип «От «ученик должен» к «ученик может».– Это Принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех без исключения детей. Я не могу сказать, что все учителя школы были готовы к таким преобразованиям. Необходимо было время, чтобы понять и принять принципы инклюзии. Сейчас уже по программе инклюзивного образования работают многие учителя школы.

В настоящее время в нашей школе обучаются дети-инвалиды в количестве 24 человек. Под руководством опытных, чутких педагогов школы они показывают высокий уровень знаний. Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение разностороннего развития личности каждого ученика, создание благоприятных условий для всех участников образовательного процесса.

Мы выпустили класс, в котором обучались дети с ДЦП. Можно сказать, что выпускники этого класса нашли своё место в обществе. А это одна из главных задач нашей школы. Выпускников было всего 4 человека. Хочется сказать о каждом отдельно. Например, Гилязетдинова Катя стала студенткой педуниверситета факультета психологии, всерьёз занимается реабилитацией детей-инвалидов, пишет по этой теме научную работу.

Короткова Валерия поступила в БГПУ, является студенткой недавно открывшегося факультета социальных отношений, хочет стать профессиональным социальным работником.

Муштаков Костя учится в механико-технологичексом колледже, будет мастером по ремонту холодильных установок.

Горенских Аким учится на экономиста в Башкирском экономическом колледже.

Используя уже накопленный опыт, школа приняла на обучение ещё один класс для детей с ДЦП.

У всех детей диагноз ДЦП и ярко выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата. С первых дней за ними наблюдает психолог, проводит коррекционно-развивающие занятия логопед.

Сначала возникали серьёзные опасения, что не все обычные дети и их родители готовы принять в своё окружение инвалидов. Поэтому была проведена большая предварительная подготовительная работа с коллективом учителей, были проведены педсоветы, на которых рассматривались вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями. С родителями учащихся всех классов проведены родительские собрания, в повестке которых были включены вопросы инклюзии и помощи детям-инвалидов.

С детьми неоднократно проводились линейки и классные часы по проблеме быстрейшего включения ребят – инвалидов в образовательную среду и у нас получилось. Наши дети –инвалиды чувствуют себя как дома. Они веселые и смелые,стараются не пропускать ни одного дня.

В итоге ребята с увлечением учаться, охотно включаются в общественную жизнь школы, родители из сторонних наблюдателей стали нашими единомышленниками, и сейчас в школьной жизни принимают самое активное участие. В этом году они выпускники. В школе есть еще 2 класса-3г и 5в.Это дети с ДЦП, а 4 ученика с синдромом аутизма,1 ученица с синдромом Дауна.

Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребёнка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность, не говоря о милосердии.

Наши учителя – предметники пересмотрели свои программы и планы обучения, скорректировав их для данного контингента учащихся, адаптировали некоторые темы для лучшего усвоения и восприятия.

Наша школы попала в федеральную и республиканскую программу «Доступная среда на 2011-2015» В здании построена входная группа, оборудованная пандусами, поручнями, оборудовали туалеты для детей ДЦП, приобрели специальные парты, кабинеты специалистов социально-психологической службы оснастили необходимыми пособиями для работы; созданы зоны релаксации; обустроили спортивный малый зал. Привели здания МБОУ СОШ № 7 и прилегающей к ней территории в соответствии с требованиями доступности для детей с двигательными нарушениями.

Наш же десятилетний опыт обучения этих детей в стенах школы позволяет увидеть следующую картину:

Дети учатся охотно и с интересом.

Принимают активное участие во всех внешкольных мероприятиях.

С удовольствием участвуют в олимпиадах.

Например, ученица Фёдорова Настя со сложнейшей формой ДЦП талантливая, грамотная, пишет фантастические рассказы и повести, участвовала в городском конкурсе «Юный прозаик».

Шинкаренко Кристина занимается йогой и плаванием и достигла больших успехов.

Сабитов Гамир неоднократный призёр республиканских шахматных турниров, а недавно в ноябре принял участие в соревнованиях на уровне приволжского федерального округа.

Прохач Виталий занял 2 место по России в соревнованиях по плаванию, которые проходили в Москве.

Классные руководители работают в тесном контакте с родителями учащихся, постоянно на родительских собраниях проводят беседы об особенностях развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП с привлечением психолога, знакомят с законами РФ о социальных гарантиях и реализации прав граждан на образование. Ребята с ограничениями в здоровье работают в режиме полного дня, после уроков занимаются в ГПД, где воспитатели помогают делать домашние задания, проводят различные мероприятия. В классе проведятся открытые мероприятия для руководителей района и психологов школ, в открытом уроке для психологов девизом стали слова: «Я не могу многого, но я умею многое другое». Целью его было формирование адекватного уровня притязаний и проверка готовности принятия на себя иной социальной роли. В рамках занятия была подготовлена подборка статей об успехах параолимпийцев, людях, которые потеряли здоровье в результате несчастного случая, о людях, которые родились с различного рода увечьями, тем не менее добившихся успеха, живущих полноценной жизнью и ставших успешнее своих здоровых современников. Обсуждали различные жизненные ситуации и способы выхода из затруднения, а подчас и безвыходных положений.

Но хотя ребята очень деятельные, упорные, не всё получается у них гладко. Обстановка в классе в целом доброжелательная. За многие годы совместного обучения ребята научились понимать и ценить друг друга, оказывать помощь при затруднениях в учёбе или в какой-либо деятельности.

Со стороны учителей и родителей требуется большое терпение, понимание.

Дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, сталкиваются с проблемой неприятия их здоровыми детьми. Это связано с тем, что налицо явные двигательные нарушения, которые вызывают непонимание даже боязнь у здоровых ребят. Необходима кропотливая разъяснительная работа со здоровыми детьми школы, а также их родителями, пропаганда дружбы, поддержки и помощи детям – инвалидам. Это важно как для здорового контингента детей школы, так и для детей с особыми потребностями.

Есть трудности у учителей, работающих в данном классе. Работа с такими детьми требует огромной эмоциональной отдачи, терпения, понимания сложности диагноза этих детей.

Практика показывает, развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Круг всех участников, с которыми мы сотрудничаем, достаточно широк: Министерство образования, очень нас поддерживают городское и районное управления образования, методические центры, вузы, и профессиональные центры повышения квалификации, дошкольные, общеобразовательные и коррекционные (специальные) учреждения; центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, а также родительские и общественные организации. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик. Сейчас с успехом апробируем модель Детский сад №10– Школа. Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей с особенностями в развитии в социум, позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для особых «детей».

В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями здоровья. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Свою эффективность по включению «особых» детей в социум и доказала работа нашей школы.

Система образования должна предоставлять реальные возможности каждому человеку получить необходимые знания, умения и навыки. Принцип равноправия между людьми, независимо от их функциональных (умственных и физических) способностей – правильная позиция демократического общества. В основе равных прав заложено признание уникальности каждого человека, незыблемость человеческого достоинства, вера в развитие личности. Гуманизация образовательного пространства, защита детства в целом предоставляет возможность каждому ученику учиться по индивидуальному плану, но вместе со всеми.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Работая с детьми, нам, учителям, необходимо помнить о том, что сказал Сократ: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Открытый взгляд, распахнутое сердце, Душа как нежный аленький цветок,

Стучитесь к нам, и мы откроем дверцу, Вам стоит лишь переступить порог

Эссе “инклюзивное образование – проблемы и перспективы”

«Инклюзивное образование: проблема и перспектива».

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Всю свою сознательную жизнь я прожила рядом с людьми, которые имели физиологический недостаток – это были слепые или слабовидящие люди. Это есть мои папа и мама. Никогда я даже не задумывалась о том, что они «особенные», не такие как все. Так же как все они ходили на работу, водили меня в детский сад, школу, занимались творчеством, спортом. Среди моих подруг была девочка Таня. Мы росли вместе, вместе ходили в детский сад. Пришло время школы и наши пути разошлись – я в общеобразовательную школу города, а моя близкая, задушевная подружка в другой город, в интернат (в нашем городе на тот момент специализированного интерната не было). Помню, как я расспрашивала родителей: что так, почему? Теперь, взрослым человеком, я часто задумываюсь – каково же было ей, маленькой девочке жить вдалеке не только от друзей, но и от родителей?!

Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании, даже уже не говорим, а делаем первые шаги в этом направлении! Думаю, что это самое гуманное и актуальное решение нашего правительства в отношении обучения и воспитания подрастающего поколения. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Приучать к новым условиям жизни нужно не только детей с ОВР, но и тех ребят, которые не знают о существовании сверстников с особыми образовательными и жизненными потребностями или же относятся к ним с пренебрежением. Более того, адаптировать к ситуации стоит и взрослых — родителей, педагогов, да и общество в целом. Дело в том, что немалую роль в вопросе невысоких темпов внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых учеников. Они часто выступают против совместного обучения их детей с инвалидами. Родители полагают, что в результате их чада не получат необходимого объема знаний или внимания учителей, т.е. образование в целом пострадает.

На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе не может стать причиной для каких-либо выводов. Весь вопрос заключается в том, будет ли образовательный процесс способствовать развитию детей, а не тормозить его. Для этого следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство. Кроме того, необходимо участие нескольких сопровождающих взрослых, которые способны помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы он чувствовал себя включенным в процесс решения. При этом другие дети должны продолжать заниматься чем-то другим

Далее – это принятие родителями того, что их ребенок имеет особенности развития. Родители не хотят принять, осознавать это факт. С этим в школе мы сталкиваемся ежедневно.

Следующий немаловажный аспект – неподготовленная материальная база. Если говорить конкретно о нашей школе, то она вообще не отвечает никаким современным требованиям! Негде проводить занятия специалистам, уже не говоря о комнатах психологической разгрузки и релаксации. «Торопись медленно» – сказал Октавиан – Август. Очень актуально это высказывание относительно включения инклюзивного образования. Да, несомненно, инклюзивное образование однозначно должно быть! Но, прежде нужно все подготовить. У нас же получается, что лошадь за телегой идет. Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВР — оснастить помещения техническими средствами, которые нужны таким ученикам.

Таким образом, первоначальная задача администрации школы — изменить территориальное пространство, сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей ребят. Например, ввести в штат сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудовать места общего пользования: класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты; оборудовать въезд детей с ОВР в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу. Правда, все это требует дополнительного финансирования.

Но это далеко не все. Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Помочь учителям в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.

Особую роль в процессе обучения детей с ОВР, по моему мнению, играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

Совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации, воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества. Дети, которые получают инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии, на мой взгляд, должно стать улучшение качества жизни всех учащихся, в том числе из социально-уязвимых групп.

Однако, не смотря на проблемы, старт программе задан. Очень осторожно (для нас дело новое) работа началась. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка). В текущем учебном году в школе функционируют 19 классов с включением инклюзии. На следующий год планируем открыть три специальных класса. Установлен контакт с ОПМПка. Дважды выездная сессия комиссии работала с нашими учащимися.

В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого: равного отношения ко всем без исключения и дискриминации. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Работая с детьми, нам, учителям, необходимо помнить о том, что сказал Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Читайте также:
Проект Мой второй язык для учащихся 1 класса (дети-билингвы)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: