Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Овощи, Фрукты

Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Овощи, Фрукты»

Информация для родителей подготовительной логопедической группы выставляется каждую неделю в уголок для родителей, чтобы они знали, что в данный момент проходят дети, что они должны знать по этой теме; предлагаются советы логопеда по развитию речи и различные дидактические игры для закрепления лексической темы.

Тема недели «Овощи. Фрукты».

Дети должны знать:

– названия овощей, фруктов и их частей;
– что овощи растут в огороде, в земле, на грядках, на кустиках, фрукты растут в саду, на деревьях;
– сходство и различие (уметь сравнивать овощи и фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, запаху);
– как овощи и фрукты собирают (выкапывают, срывают, срезают, выдёргивают), обрабатывают (моют, режут, чистят, трут), как их готовят и как употребляют в пищу (в солёном, сыром, сушёном, варёном виде), что готовят из овощей, фруктов;
– что овощи и фрукты полезны, в них много витаминов.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, патиссон, кабачок, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, полив, компот, джем, варенье, сок;

Прилагательные: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный, консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной, фруктовый, шершавый, мягкий, твёрдый;

Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, собирать, поспевать, брызгать, выкапывать, выдёргивать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, резать, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, ухаживать, выжимать, сушить, вынимать, окапывать.

Грамматический строй речи

– Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе):

огурец – огурчик – огурчики,
перец – перчик – перчики,
яблоко – яблочко – яблочки,
груша – грушка – грушки,

– Дидактическое упражнение «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

помидор – помидоры – помидоров,
тыква – тыквы – тыкв,
сливы – сливы – слив,
апельсин – апельсины — апельсинов и т.д.

– Дидактическое упражнение «Назови, какой?» (образование относительных прилагательных):

сок из помидоров – томатный,
сок из яблок – яблочный, (из слив, апельсин, винограда, персика)
сок из моркови – морковный,
варение из персиков – персиковое,
варение из абрикосов – абрикосовое.

– Дидактическое упражнение «Согласование существительных с прилагательными»:

помидор вкусный, морковь вкусная, бобы вкусные, мандарин вкусный, яблоко вкусное, слива вкусная и т.д.

– Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов;
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок и т.д.

– Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):

картофель крупный, а редис — …(мелкий),
перец внутри пустой, а морковь — …(полная),
помидор мягкий, а огурец — .. (твёрдый),
персик большой, а абрикос — …(маленький),
апельсин круглый, а банан — …(длинный),
лимон кислый, а персик — …(сладкий).

Советы логопеда родителям

Хотите, чтобы дети лучше запомнили названия овощей, фруктов, их цвет, форму и вкус? Дайте им возможность ухаживать за овощами и фруктами в огороде и в саду: сажать, поливать, рыхлить, окапывать и белить деревья, собирать урожай. Можно поиграть с овощами и фруктами дома, щупать их, мыть, резать, тереть на тёрке, выжимать сок, сортировать.

Усвоить материал по теме вам помогут игры:

– Игра «Узнай на вкус». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек морковки, огурца или другого овоща. Такая же игра проводится с фруктами. Ребёнок должен угадать, что это.

– Игра «Узнай на ощупь». Ребёнок ощупывает овощ или фрукт, находящийся в непрозрачном мешочке.

– Лепка и рисование овощей, фруктов, штриховка контуров в различных направлениях.

– Игра «Придумывание загадок об овощах и фруктах». Взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, например: этот овощ зелёный, овальный, твёрдый, сочный. Ребёнок угадывает, что это. Затем загадывать учится сам ребёнок, а угадывает взрослый. Объясните ребёнку, что нужно указать, какой овощ или фрукт по вкусу, форме, цвету, на ощупь.

– Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов).

Например: яблоко, груша, ваза, лимон (ваза); лимон, персик, помидор, абрикос (помидор); лук, репа, крапива, чеснок (крапива). Обязательно спросите ребёнка, почему он выбрал в качестве лишнего тот или иной предмет.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Мы делили апельсин (Изображают апельсин – пальчики в кулаке)
Много нас, (Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами)
А он – один. (Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного)
Эта долька – для ежа! (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная смизинца)
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда! (Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
Разбегайся, кто куда… (Пальцы разбегаются по столу)/

Читайте также:
Индивидуальный план логокоррекционной работы при ОНР III уровня

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Рекомендации родителям по закреплению пройденного материала по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Грибы. Ягоды»

Наталья Жданова
Рекомендации родителям по закреплению пройденного материала по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Грибы. Ягоды»

Тема «Фрукты».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

– рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все

это можно назвать одним словом «фрукты»;

– по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут

фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

– рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. «ОДИН – МНОГО»

Фрукт фрукты фруктов

Задание 3. Скажи какой? какая? какие? какое(5 – 6 слов)

Груша (какая) ___

Яблоко (какое) ___

Абрикос (какой) ___

Сливы (какие) ___

Задание 4. Игра «Веселый счет»

Один лимон, два лимона…пять лимонов (апельсин, банан, персик, абрикос, яблоко).

Задание 5. Игра «Жадина». Про какие фрукты можно сказать :

Задание 6. Игра «Скажи наоборот»:

– большой (фрукт) – ….

Задание 7. «Из чего – какой?».

Фрукты Сок Начинка Варенье Конфеты из

Тема «Овощи»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

– рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,

огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох,

объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, и т. д.)“,

Задание 2. Один – много»

огурец огурцы огурцов

овощ

Задание 3. «Посчитай». Согласование существительного с числительным

Овощи 1 2 3 4 5

Ответь на вопросы: Какие овощи растут на земле? Какие овощи растут в земле?

Образец: На земле растут огурцы. В земле растет редиска. И т. д.

Задание 4. Игры «Назови цвет», «Назови форму» (назови как можно больше слов – определений)

Морковь (какая) — оранжевая, помидор (какой) —.

Огурец (какой) — овальный, репка (какая) —. ,

(картофель, капуста, свекла, горох, лук, перец).

Задание 5. Скажи, какие овощи срывают (срезают, выкапывают, выдергивают)

– Помидоры…. – Чеснок…. – Редис…

– Огурцы…. – Картофель…. – Морковь….

– Баклажаны…. – Капусту…. – Репу….

– Перец… – Тыкву…. – Свеклу…

Задание 6. Отгадай загадку и раскрась отгадку.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора

Среди овощей

Тема: «Грибы. Ягоды».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

– во время совместной прогулки показать грибы и ягоды, которые растут в лесу (съедобные грибы: белый гриб, маслёнок, опенок, лисичка, подберезовик, подосиновик,сыроежка и ядовитые: поганка, мухомор); (клюква, брусника, черника, волчьи ягоды) какие из них съедобные, а какие нет;

– вместе с ребенком вспомнить что можно делать с грибами и ягодами. (жарить, солить, мариновать, варить, сушить, мыть, собирать, искать).

Задание 2.Игра: «Чего в лесу много»

подберезовик подберезовики много подберезовиков

ягода

Задание 3. Игра «Большой – маленький»

Задание 4. «Скажи наоборот»

Задание 5. «Что из чего?»

Сок из арбуза (какой) – ….

Сок из ягод (какой) – ….

Варенье из клубники (какое) – ….

Джем из вишни (какой) – ….

Варенье из смородины – …

Варенье из черники – …

Пирог с земляникой – ….

Задание 6. «Скажи ласково»

вкусная вкусненькая красная

Задание 7. «Жадина»: Представь, что это твои грибы.Ответь на вопросы: Чей это боровик? (Мой боровик.) И т. д.

Задание 8.Отгадай загадку и раскрась отгадку:

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки.

Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам» Материал для выполнения детьми мастер – класса: листы бумаги, с расчерченными таблицами – кроссвордами по разным лексическим темам, распечатки.

Дидактическая игра на классификацию «Фрукты. Овощи. Ягоды» Игры на классификацию можно начинать с самого младшего дошкольного возраста. Это умение разделять предметы на классы также будет необходимо.

Дидактические игры и пособия по теме «Ягоды и грибы, овощи и фрукты» Велика роль наглядности в формировании представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Великие педагоги своего времени внесли огромный.

Дидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой “Конструктор картинок” от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: “Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Читайте также:
Формирование точных движений органов артикуляции

Рекомендации родителям по закреплению лексической темы «Лето» с детьми старшего дошкольного возраста (логопедическая группа) 1. Предложите Вашему ребенку отгадать загадку: Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет,.

Сценарий сказки в стихах «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты» «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» Развлечение о пользе правильного питания Авторская сказка в стихах: музыкальный руководитель.

Сценарий развлечения «Осенние забавы» по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Лес. Грибы» Задачи (по образовательным областям): закреплять знания детей об осени: идут дожди, люди собирают урожай, знать овощи и фрукты (познание);.

Сценарий развлечения «Овощи, ягоды и фрукты самые витаминные продукты» Сценарий развлечения “Овощи,ягоды и фрукты–самые витаминные продукты”. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами на.

Лексическая тема «Фрукты и овощи»

  • Буквы и звуки (16)
  • Социально-коммуникатиное развитие (5)
  • Художественно-эстетическое развитие (2)
  • Лексические темы (35)
  • Рассказы по картинно-графическим планам (5)
  • Вместе учим песни (1)
  • Детский фольклор (12)
  • Произношение (19)
  • Обучение грамоте (22)
  • Игры (22)
  • Художественная литература (15)
  • Развитие мелкой моторики рук (13)
  • Пальчиковая гимнастика (4)
  • Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) (13)
  • Организованная образовательная деятельность (19)
  • Для вас, Родители! (7)

Лексическая тема «Фрукты и овощи»

Дети могут знать:

-названия овощей, фруктов и их частей;

-что овощи растут в огороде, в земле, на грядках, на кустиках, фрукты растут в саду, на деревьях;

-сходство и различие (уметь сравнивать овощи и фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, запаху);

-как овощи и фрукты собирают (выкапывают, срывают, срезают, выдёргивают, обрабатывают (моют, режут, чистят, трут, как их готовят и как употребляют в пищу (в солёном, сыром, сушёном, варёном виде, что готовят из овощей, фруктов;

-что овощи и фрукты полезны, в них много витаминов.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: огурец, помидор (томат, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, патиссон, кабачок, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, полив, компот, джем, варенье, сок.

Прилагательные: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный, консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной, фруктовый, шершавый, мягкий, твёрдый.

Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, собирать, поспевать, брызгать, выкапывать, выдёргивать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, резать, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, ухаживать, выжимать, сушить, вынимать, окапывать.

Грамматический строй речи

Игра «Назови ласково»

ФРУКТЫ

Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик; виноград – виноградик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик;
Яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.

ОВОЩИ

Помидор- помидорчик, морковь-морковка,
Огурец- огурчик, тыква- тыковка,
Лук- лучок, свёкла- свёколка,
Чеснок- чесночок, капуста- капустка,
Горох- горошек, картошка- картошечка.

Игра «Один – много»

Овощи

Помидор — помидоры,
баклажан — баклажаны,
перец — перцы,
кабачок — кабачки,
тыква — тыквы,
морковь — моркови,
свёкла — свёклы,
луковица — луковицы,
репа — репы,
редька — редьки и т.д.

Фрукты

банан — бананы,
мандарин — мандарины,

слива — сливы,
персик — персики,

яблоко — яблоки и т.д.

Игра «Назови какой, какая, какое? »

Образование относительных прилагательных, например: сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — . ; варенье из груши — . ; сок из апельсина — . варенье из апельсина — .

Согласование существительных с прилагательными»:

помидор вкусный, морковь вкусная, бобы вкусные, мандарин вкусный, яблоко вкусное, слива вкусная и т. д.

Игра «Сосчитай до пяти»

(согласование существительных с числительными) :

один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов;

одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

картофель крупный, а редис — мелкий,

перец внутри пустой, а морковь — полная,

помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

персик большой, а абрикос — маленький,

апельсин круглый, а банан — длинный,

лимон кислый, а персик — сладкий.

Хотите, чтобы дети лучше запомнили названия овощей, фруктов, их цвет, форму и вкус? Дайте им возможность поиграть с овощами и фруктами дома, щупать их, мыть, резать, тереть на тёрке, выжимать сок, сортировать.

Усвоить материал по теме вам помогут игры:

Игра «Узнай на вкус»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек морковки, огурца или другого овоща. Такая же игра проводится с фруктами. Ребёнок должен угадать, что это.

Игра «Узнай на ощупь»

Ребёнок ощупывает овощ или фрукт, находящийся в непрозрачном мешочке.

Лепка и рисование

овощей, фруктов, штриховка контуров в различных направлениях.

Читайте также:
Автоматизация звука (Щ) - конспект

Игра «Придумывание загадок об овощах и фруктах»

Взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, например: этот овощ зелёный, овальный, твёрдый, сочный. Ребёнок угадывает, что это. Затем загадывать учится сам ребёнок, а угадывает взрослый. Объясните ребёнку, что нужно указать, какой овощ или фрукт по вкусу, форме, цвету, на ощупь.

Игра «Четвёртый лишний»

(выделение лишнего предмета из группы предметов). Например: яблоко, груша, ваза, лимон (ваза) ; лимон, персик, помидор, абрикос (помидор) ;лук, репа, крапива, чеснок (крапива). Обязательно спросите ребёнка, почему он выбрал в качестве лишнего тот или иной предмет.

Рекомендации родителям. Лексическая тема “Овощи. Огород.”.

Содержимое публикации

Лексическая тема: «Овощи. Огород.»

1. Повторите с детьми, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть дети перечислят известные им овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зеленого цвета (салат, горох, зеленый лук). Смогут ли дети вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового овоща (баклажан)?

2. Рассмотрите с детьми овощи (предметные картинки, муляжи, натуральные овощи). Закрепите их названия: огурец, помидор, свекла, морковь и т. д.

3. Закрепите в словаре обобщающее понятие «овощи».

4. Потренируйте детей называть цвет овощей по образцу: помидор красный, …и т. д.

5. Игра «Жадина»: Представьте, что это ваши овощи. Ответьте на вопросы: Чей это огурец? (Мой огурец.)Чья капуста? (Моя капуста.) и т. д. Затем поменяйтесь с детьми ролями.

6. Игра с мячом «Назови ласково». Вы бросаете ребёнку мяч и называете один из овощей; ребёнок ловит мяч, называет овощ «ласково» и возвращает мяч вам (помидор – помидорчик и т. д. ).

7. Поиграйте с детьми в игру с мячом «Один — много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном числе):

Огурец. — Огурцы.

Кабачок. — Кабачки.

Баклажан. — Баклажаны.

Помидор. — Помидоры.

8. Потренируйте детей в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:

Сок из моркови. Морковный сок.

Салат из свеклы. — Свекольный салат.

Икра из кабачков. — Кабачковая икра.

Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.

9.Прочитайте детям стихотворение об овощах.

Овощи просто растут в огороде.

Эти видны, эти спрятались вроде.

Вот помидор, как фонарик, над грядкой;

Вот баклажаны стоят по порядку,

Солнцу подставив толстые щеки.

Вот кабачки, толстяки, лежебоки.

Перец ребристый на ветках висит,

Как светофор красный перец блестит.

Лук выпускает из грядки стрелу,

Репа качает листом на ветру.

Прячет морковка свой хвостик в земле,

Скоро увижу его на столе.

Овощи все уродились на славу.

Хрупкий горошек, капуста кудрява.

Летом, дружок, не ленись потрудиться,

Много тогда овощей уродится.

10. Попробуйте совместно придуматьзагадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую — дети. Например:

Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)

Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис.)

Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или парнике. Что это? (Это баклажан.)

11.Загадайте и объясните детям загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Телятки гладки, привязаны к грядке.

Произнесите текст загадок вместе с детьми, а затем предложите им сделать это самостоятельно.

12. Повторите с детьми, что можно готовить из овощей. Во время этой беседы отрабатывайте произношение названий овощей и глаголовмыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

— Какие овощи можно положить в суп (борщ, щи, салат)?

13. Предложите детям рассказать об одном из овощей по плану:

Как называется овощ?

Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

Что можно приготовить из него?

Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

14.Учитеотвечать на вопросы:

Огурец, помидор, морковка — что это?

Где растут овощи?

Когда убирают овощи?

15. Прочитайте детям сказки:«Репка» (3 – 5 лет), «Вершки и корешки» (5 – 7 лет). Задайте вопросы по содержанию. Предложите рассказать сказку вместе с вами, а потом и самостоятельно с вашей помощью.

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Читайте также:
Ребусы для профилактики ошибок на письме

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор – 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец – 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок – 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец – 2 перца — 5 перцев
1 свёкла – 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты – 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока – 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока – 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха – 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Читайте также:
Игры для развития фонематического восприятия

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок – Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Овощи, Фрукты

Автор: Салова Надежда Николаевна

Организация: МКДОУ д/с № 112

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из важнейших задач детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. В соответствии с современными законодательными документами взаимодействия с родителями должно быть дифференцированным, учитывать статус семьи, социальные запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектов. Особенность совместных проектов заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Данная форма интересна тем, что тематика проектов может варьироваться в зависимости от интересов детей и их возможностей, от направлений образовательной деятельности и запросов родителей. Реализация совместных проектов способствует налаживанию эффективной взаимосвязи с семьями, родители начинают проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

Проект реализован с детьми средней группы (4-5 лет). Длительность проекта 3 недели. Работа по проекту проводилась в рамках общего проекта МКДОУ д/с №112 «Я вырасту здоровым». Основная цель проекта-формирование основ здорового образа жизни. Данный материал отражает взаимодействие с семьей в ходе реализации проекта.

Цель: объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Задачи:

  • развивать ответственность, инициативность родителей в реализации общей идеи;
  • сформировать у родителей понимание о пользе овощей и фруктов для здоровья детей;
  • вызвать желание поработать по теме проекта совместно с ребенком;
  • приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, закреплять с детьми пройденный материал;
  • способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Совместная работа родителей и детей

  1. Найти и выучить с ребенком стихотворение или загадку о овощах и фруктах.
  2. Подобрать интересный познавательный материал по теме проекта.
  3. Нарисовать вместе с ребенком рисунок «Любимые фрукты и овощи в нашей семье» и подготовить совместную краткую презентацию работы для представления в группе.
Читайте также:
Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Формы и методы работы с родителями

  • Папка-передвижка «Витамины для детей»
  • Размещение наглядно-познавательной информации «Овощи и фрукты-полезные продукты»
  • Беседа «Поговорите с ребенком о прошедшем дне»
  • Консультация «Как предупредить авитаминоз у детей в весенний период»
  • Консультация «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах».

Практический материал

Консультация «Как предупредить авитаминоз у детей в весенний период».

Солнечные лучики согревают воздух уже совсем по-весеннему. Казалось бы – живи и радуйся! Однако голову от подушки оторвать становится все тяжелее и тяжелее, да и сил не остается почти ни на что. Знакомая картина? Знакомьтесь – его величество Авитаминоз. И, к огромному сожалению, авитаминоз в весенний период у детей – явление не менее распространенное, чем у взрослых.

И это дело ни в коем случае недопустимо пускать на самотек, не придавая проблеме особого значения. Ведь детский организм интенсивно растет, а значит и витамины ему нужны постоянно. А недостаток витаминов, минералов и микроэлементов весьма негативно сказывается на развитии ребенка и на работе всех органов и систем его организма. И сложно предугадать, какими осложнениями для вашего крохи может обернуться авитаминоз.

Врачи советуют родителям немедленно бить тревогу в том случае, если они обнаружат у ребенка такие проблемы, как:

  1. Повышенная утомляемость ребенка. Внимательные родители обязательно заметят, что ребенок стал быстро утомляться, все время норовит прилечь. У детей постарше могут начаться проблемы с успеваемостью в школе, рассеянность внимания, ухудшение памяти.
  2. Нарушения сна . Авитаминоз может дать о себе знать нарушениями сна. У одних детей может наблюдаться повышенная сонливость, у других – бессонница.
  3. Проблемы с деснами. Еще одним весьма достоверным признаком авитаминоза зачастую становятся кровоточащие десны. Причем в тяжелых случаях кровь остается не только на зубной щетке , но и даже на мягкой пище. В этом случае родители должны как можно быстрее обратиться за медицинской помощью.
  4. Простудные заболевания. В том случае, если ребенок начинает часто болеть простудными заболеваниями, родители также должны задуматься о возможности авитаминоза. К сожалению, очень часто болезненность ребенка родители списывают на ослабленный иммунитет. И никто не связывает эти два понятия – авитаминоз и ослабленный иммунитет – между собой. И очень зря. Кстати говоря – именно недостаток витамина С и приводит к снижению работы иммунной системы.
  5. Некоторые другие заболевания . В том случае, если в организме ребенка не хватает витаминов группы В, возможно развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы, поджелудочной железы, нервной системы, конъюнктивита. И точно установить причину, которая спровоцировала развитие этих заболеваний, практически невозможно. Поэтому гораздо разумнее стараться предотвратить авитаминоз, чем потом лечить его последствия.
  6. 6. Малый вес и рост ребенка . Конечно же, природные и наследственные факторы играют огромную роль. Но в том случае, если ваш ребенок чрезмерно медленно набирает вес или растет, обязательно задумайтесь – а нет ли у крохи авитаминоза?

И помните о том, что в весеннее время проблема авитаминоза стоит особенно остро. Поэтому и проявления могут развиться крайне быстро. Позаботьтесь о профилактике авитаминоза своевременно. Причем и про всю остальную семью забывать также не стоит.

Витаминно-минеральные комплексы

Конечно же, решение этой проблемы есть, и оно совсем рядом. Современная фармакология предлагает многообразие самых различных витаминных комплексов. В принципе, витаминно-минеральные комплексы стали доступными людям относительно недавно – примерно 50 лет назад. Именно этим и оперируют противники фармакологических витаминных препаратов: «ведь жили же раньше люди без витаминов, и ничего! И такого слова, как авитаминоз, не было в арсенале медиков тех времен априори».

И действительно – понятия «авитаминоз» не было. Зато была такая страшная болезнь, как цинга. Обязательными спутниками подобного заболевания были сильнейший упадок сил, вялость, потеря зубов, различные массовые кровотечения, а как печальный итог – смерть человека. А ведь цинга есть не что иное, как последняя стадия авитаминоза.

Поэтому не стоит отвергать достижения современной фармакологии. Однако в другую крайность впадать также не стоит – витамины не конфетки, и есть их бесконтрольно ни в коем случае нельзя. Передозировка витаминов не менее опасна для детского организма, чем его нехватка. Все витаминно-минеральные комплексы ребенку должен назначать его лечащий врач – педиатр, который осведомлен о состоянии здоровья ребенка и его индивидуальных особенностях организма.

Правильный рацион питания

Однако витаминно-минеральные комплексы – это не единственная панацея. Очень важно правильно сбалансировать рацион питания ребенка. Весной он должен быть обогащен продуктами, которые в большом количестве содержат витамины и микроэлементами, так необходимые малышу. Детские врачи-диетологи советуют обратить особо пристальное внимание на меню малыша.

Молочные продукты должны составлять не менее 40% всего рациона питания крохи. Причем актуальны все молочные продукты – молоко, кефир, ряженка, сметана, йогурты. Разумеется, следует отдать предпочтение продуктам, не содержащим искусственных красителей. В молоке содержится большое количество кальция, который способствует усвоению всех остальных витаминов.

Читайте также:
Постановка и автоматизация звука (Л) в речи ребенка

Также необходимо следить за тем, чтобы в рационе питания малыша было достаточное количество животного белка. Он просто необходим для полноценного развития ребенка и функционирования его организма. Но не забывайте о том, что все мясные блюда для ребенка должны проходить тщательную термическую обработку.

Кладовые природы

Очень многие родители, опасаясь развития у ребенка авитаминоза, стараются покупать ему как можно больше различных овощей и фруктов. Конечно же, это весьма похвально. Но решить проблему того, как предупредить весенний авитаминоз, таким способом вряд ли удастся. Ведь к весеннему периоду в привозных фруктах и овощах практически не остается никаких витаминов. Поэтому ничего полезного, кроме клетчатки, ребенок не получит.

И вот тут самое-то время вспомнить о том, что нам может предложить природа. Зачастую народные способы того, как предупредить весенний авитаминоз у детей, гораздо эффективнее, чем импортные фрукты и самые дорогие поливитаминные комплексы.

  • Всевозможные сухофрукты
  • Сырая свекла и морская капуста
  • Корень сельдерея
  • Шиповник
  • Рябина

Однако помните о том, не стоит принимать поливитаминные комплексы и витаминные отвары одновременно, без согласия и одобрения врача. В противном случае возможен переизбыток тех или иных витаминов.

Будьте здоровы и радуйтесь весне!

Консультация для родителей на тему: «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах»

О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших нутриентов, от которых напрямую зависит здоровье человека. Кроме того, овощи и фрукты имеют превосходный вкус и аромат, никакая другая еда не приносит большего удовольствия и пользы. Это настоящий подарок природы, позволяющий обеспечить организм жизненно необходимыми полезными веществами.

Сегодня давайте выясним, какие самые распространенные мифы существуют о фруктах и овощах, и попытаемся их развеять.

Миф № 1: Фрукты и овощи в свежем виде более питательны, нежели измельченные и замороженные

Правда: В замороженном виде овощи и фрукты не менее питательны свежих. В измельченном виде они упаковываются и подвергаются заморозке непосредственно сразу же после сбора. Благодаря специальным современным технологиям в таких продуктах питания сохраняется большинство полезных веществ.

Миф № 2: Ананасы, грейпфруты, сельдерей, капуста, кофе и некоторые другие продукты сжигают жир и снижают вес

Правда: Нет таких продуктов. Некоторые фрукты, овощи и даже кофеин действительно способны ускорят скорость метаболизма (то есть скорость, с которой организм сжигает калории или энергию), но лишь на некоторое время. Сами по себе же они не являются природными жиросжигателями, в каком большом количестве вы бы их не употребляли.

Миф № 3: В моркови содержится много сахара

Правда: Одна чашка сырой моркови равна 52 ккал и 12 граммам углеводов, причем половина из них – простые сахара, а остальные полезная для организму клетчатка и сложные сахара. Сахар в моркови идет как бы «в комплекте» с огромным количеством витаминов и минералов (бета-каротином, витамином А, фалкаринолом и др.) и уж совсем не является вредным для фигуры.

Миф № 4: Салат Айсберг совершенно бесполезный продукт

Правда: Многие думают, что этот салат – трава травой, но это не так. Айсберг – настоящий кладезь полезных веществ. В одной чашке салата содержится 20 % суточной нормы кальция, 15 % — витамина А и более 90 % — витамина В9.

Миф № 5: От картофеля толстеют

Правда: Если вы запечете одну картофелину и съешьте ее, то она прибавит вам всего 161 ккал и 4 грамма клетчатки. К тому же, в охлажденной приготовленной картошке присутствует резистентный крахмал, который играет свою важную роль в похудении. Главное – это следить за размером съедаемых порций и отказаться от картошки в жаренном виде и фри.

Миф № 6: Кукуруза – это сплошные углеводы

Правда: Да, это так, но углеводы в ней самые «высококачественные», то есть сложные. Так, один большой початок кукурузы содержит 15 % суточной дозы клетчатки. Кроме того, зернышки этого продукта богаты фруктозой, витаминами группы В, лютеином и зеаксантином, обеспечивающие «взгляд как у орла».

Миф № 7: Фруктовые соки низкокалорийные

Правда: Фруктовые соки, хоть и обеспечивают наш организм необходимыми витаминами и минералами, весьма калорийны. Современный человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, медицина предлагает нам самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях. Однако не будем забывать, здоровье – это то, что едим мы и наши дети.

Здоровье и питание детей неразрывно связано. Всё больше число детей отчаянно борются с собственным весом. Многие дети имеют повышенный уровень холестерина, такой, который врачи ожидали бы найти у их располневших родителей. Когда научные исследователи смотрят на состояние детских артерий, то они обнаруживают ранние стадии артериальных повреждений, которые являются первыми признаками того, что у ребёнка случится сердечный приступ.

Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребёнка, но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является важным условием хорошей успеваемости ребёнка в школе. Обычно, дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Что входит в состав продуктов, которыми вы кормите ребёнка? Полезны ли они в его возрасте? Каким должен быть режим питания в той или иной ситуации? Включая по телевизору какую – нибудь детскую программу, практически невозможно избежать атаки бесконечной рекламы, пропагандирующей продукты для «лёгкого перекуса». А ведь перед этой продукцией зачастую родители не могут устоять, не говоря уже об их детях. Какой бы завлекательной ни была реклама, в какие бы пёстрые коробочки ни упаковывали товар, не забывайте – питание детей должно быть натуральным!

Читайте также:
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Пища помогает ребёнку расти. Он растёт с самого рождения до юности. Еда даёт ему необходимую энергию.

Ребёнку необходимы различные виды энергии, которая образуется путём сжигания продуктов питания. Растущему организму ребёнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов. Продукты питания – это топливо для энергии, энергия ведёт к активной жизнедеятельности и выработке тепла, которое используется нашим телом для функционирования всех органов и систем.

Питание влияет на внешность ребёнка. Здоровый блеск волос первый признак правильного питания, так как волосы на 98 % состоят из белка. Поэтому употребление необходимого количества белков способствует улучшению волос, их вида и роста. Также как и волосы, ногти и кожа требуют употребление витаминов и белков, их состояние – индикатор правильности питания вашего ребёнка.

Какие же продукты необходимо употреблять в питании детям и чем богаты эти продукты?

  • Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно- зелёные овощи с листьями.
  • Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.
  • Цельные зёрна: входят рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа.
  • Цельные зёрна содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.
  • Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.

Приятного аппетита и здоровья Вам и вашим деткам!

Наглядно-познавательная информация

Памятка для родителей «Овощи и фрукты-полезные продукты»

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.

Остановимся на самых известных.

Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.

Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росту полезных бактерий в кишечнике.

Банан богат калием, полезным для работы сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение.

Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника.

Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).

Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.

Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.

Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.

Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.

Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.

Картофель укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.

Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.

Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Овощи, Фрукты

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи:

  • дети с трудом могут подобрать нужное слово,
  • неправильно употребляют предлоги,
  • неправильно изменяют окончания слов,
  • не согласуют слова между собой,
  • с трудом могут составить распространенные предложения и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Из опыта работы могу сказать, что упражнять детей в употреблении грамматических форм лучше всего на материале лексических тем.

Советы учителя-логопеда по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей по лексической теме «ОВОЩИ»

Упражнения для детей 4-5 лет

1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи».

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.

Читайте также:
Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.

1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один помидор — много помидоров.

Одна морковь — много моркови.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

10. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

11. Упражнения для пальчиков «Засолка капусты» на развитие мелкой моторики.

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим

(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

12. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос:

«Из чего хозяйка варила суп?»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Что растет на нашей грядке?

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

•Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

•Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это?

•Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

14. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Росточком была, все воду пила.

Словно сахар захрустела.

Лето прожила, много листьев сберегла,

А раздеться не смогла.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас накормит круглый год.

Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Рассказать ребенку о труде людей осенью по сбору урожая овощей.

6. Упражнение «Назови цвет, форму» (Учим ребёнка согласовывать существительное с прилагательным).

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.

7. Упражнение «Посчитай» (Учим ребёнка согласовывать числительное с существительным).

1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.

1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5… И так далее.

8. Упражнение «Назови ласково» (Учим ребёнка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

9. Упражнение «Один-много» (Учим ребёнка употреблять существительные в родительном падеже множественного числа).

Один помидор — много помидоров. Одна морковь — много моркови. И так далее

10. «Как назвать много» (Учим употреблять существительного в множественном числе)

Репа — репы. И так далее.

11. Упражнение «Измени по образцу» (Учим употреблять глагол настоящего времени во множественном числе).

12. Упражнение «Измени по образцу» (Учим ребёнка изменять глаголы прошедшего времени по числам).

Что делал? — Что делала? — Что делали?

Сажал — Сажала — Сажали

13. Упражнение «Какой сок?» (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные).

Сок из огурца — огуречный.

Сок из моркови — морковный.

Сок из лука — луковый.

14. Упражнение «Какие овощи?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные).

Если вощи сварить, то они будут какие? — Вареные.

А если овощи пожарить, тогда они будут какие? — Жаренные.

Если овощи потушить, то они будут .

Если морковь парить, то морковь будет .

Если огурцы посолить, то они будут .

Если помидоры мариновать, то они станут .

Если капусту квасить, то капуста будет .

15. Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

Помидор, лежать, куст, под.

Картошка, расти, огород, в.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи предложение»).

Мама почистила картошку, чтобы.

Мама помыла овощи, чтобы.

Мама купила свеклу, чтобы.

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Морковь оранжевая, а огурец — зеленый.

Лук горький, а репа — .

16. Познакомить детей с многозначными словами.

Объяснить, что слово «лук» имеет два значения.

17. Развитие логического мышления.

•Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?

•Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.

•Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, весь день на солнышке она.

18. Развитие слухового внимания.

Послушать стихотворение и ответить на вопрос: «Из чего хозяйка варила суп?»

Читайте также:
Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Что растет на нашей грядке?

19.Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

У Лариски две редиски,

У Алешки — две картошки,

У Сережки-сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

В огороде помидор

Взгромоздился на забор.

Будто сам он — огородник!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

— Это глупо и нелепо!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

Стыд тебе и позор!

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину! (Я. Бжехва)Считалочка

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали вкруг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять!

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать!

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ФРУКТЫ»

Для детей 4-5 лет

1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом «фрукты».

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве).

4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов.

5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму» Слива (какая?) — синяя, овальная.

Абрикос (какой?) — … И т.д.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.

1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин — много апельсинов.

Одна груша — много груш.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

10. Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

11. Упражнение «Назови варенье» (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться .

Варенье сварили из груш, оно будет называться .

Варенье сварили из персиков, оно будет называться .

Варенье сварили из вишни, оно будет называться .

Варенье сварили из слив, оно будет называться .

12. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

13. Упражнение «Что где растет?» на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на .

Сливы растут на .

14. Развитие связной устной речи.

Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом «а» по образцу.

Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Лимон овальный, а яблоко круглое

. Лимон желтый, а яблоко зеленое.

(И так на примере всех фруктов.)

15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

•Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.

•На сучках висят шары,

Посинели от жары.

16. Развитие мелкой моторки.

Ориентация на листе бумаги.

На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта.

Ответить на вопрос: «Что ты нарисовал(а)?» (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко)

Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскрасками

17. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держать «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: