Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Грибы

Лексическая тема «Грибы»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных: съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий: быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов: на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик – боровики – много боровиков
Сыроежка – сыроежки – много сыроежек.
Опенок – опята – много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб – грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов — грибной суп.
Место, где растет много грибов— грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,— грибная пора.
Начинка из грибов — грибная начинка.
Пирог с грибами — грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой – подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 . И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение “Скажи наоборот, заканчивая предложение” на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой – .
У боровика ножка толстая, а у подосиновика – .
Опята съедобные грибы, а мухоморы – .

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

“Я корзину в лес беру”

Я корзину в лес беру, одна рука – ладонь лежит на столе,

другая рука – кулак стоит на столе
Там грибы я соберу. На каждое слово первых двух строк

меняем положение рук одновременно.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь – начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб – любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок —
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я . (Подосиновик)

Читайте также:
Дидактические игры в коррекционной педагогике

Пока дети — каждый в берете,
Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки –
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы!
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

Рекомендации для родителей. Лексическая тема: Грибы.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рекомендации для родителей. Лексическая тема: Грибы.

Повторите с Вашим ребенком:

Где растут грибы? (Грибы растут в лесу).

На какие две большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).

Какие ты знаешь съедобные грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, сыроежка, масленок, опенок, лисички и др.)

Какие ты знаешь несъедобные грибы? (Бледная поганка, мухомор)

Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)

Как называются корни у грибов? (Грибница)

Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

Словарь: гриб, белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, волнушка, опенок и т.д.; поганка, мухомор; лес, земля, шапка, ножка; осень.

Действия: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить; прятаться, вырастать.

Признаки: съедобный, ядовитый, грибной; цвет: коричневый, серый, рыжий, красный с белыми пятнами, белый; размер: большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий…

Предложите ребёнку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок».

Грибок

Мы в лесок пойдём,

Мы грибок найдём

В шапочке нарядной

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Загадки о грибах

· Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко –
Одноножкам в шляпках. (Грибы)

Читайте также:
Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

· Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога. (Гриб)

· Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – . (Боровик)

· Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – . (Подосиновик)

· На пеньке сидят братишки.
Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются . (Опята)

· Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые . (Лисички)

· Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый . (Мухомор)

· Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята.
Ну, а это на полянке ядовитые . (Поганки)

· Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой.
Ты их бери, не мешкай, ведь это – . (Сыроежки)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

(Загибают пальчики по одному, начиная с мизинцев, на обеих руках одновременно.)

Мы грибы идём искать.

(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

(Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца, на обеих руках – мизинец, безымянный, средний, большой пальцы.)

Оттого и потолстел.

(Совершают круговые движения большими пальцами)

Уважаемые родители! Научите своих детей следующему:

– Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.

– К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию.

– В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома-веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.

– Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Надежда Пахомова
Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Уважаемы родители!

На этой неделе образовательный процесс в нашей группе состоится по теме «Лес. Грибы. Ягоды.».

На этой неделе наши занятия объединяются общей темой.

Цель проведения тематической недели: Ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, ягод, польза и значение в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Для закрепления материала родителям рекомендуется:

– Рассмотрите с ребёнком иллюстрации и картинки леса, грибов и ягод.

– Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

– Повторить обобщающие слова «грибы», «ягоды».

– Вспомните вместе с ребёнком о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными.

Побеседуйте с ребёнком о том, какие блюда можно приготовить из грибов и ягод.

1. Предложите ребёнку рассказать о грибе по картинке – схеме

2. Предложите ребёнку рассказать о лесной ягоде по картинке – схеме.

3. Поиграйте в игру с мячом «Весёлый повар». (Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч)

Читайте также:
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): один мухомор — много мухоморов, одна малина — много., одна брусника — много., один подберёзовик — много …

5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): гриб — грибок, грибочек; ягода —, мухомор -, подберёзовик – …

6. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек; один мухомор, два мухомора. пять мухоморов; одна земляника, две земляники. пять земляник.

7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний).

Белый гриб, волнушка, клюква, опята.

Черника, ежевика, мухомор, малина.

Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик.

Малина, ежевика, клюква, волчья ягода.

8. Дидактическая игра «Есть – нет».

Мухомор – нет мухомора

Информационно-творческий проект «Лес, грибы, ягоды» Паспорт проекта: Вид проекта: Информационно – творческий, краткосрочный. Сроки реализации: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей.

Календарное планирование тематической недели «Грибы. Ягоды» Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме. 24 сентября понедельник Утро: прием детей, игры, общение, утренняя зарядка, подготовка.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В лес по грибы и ягоды» Цель: Развитие познавательных интересов. Задачи: Закрепить знания детей об осеннем лесе, уточнить названия основных деревьев, грибов.

Конспект занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды» “Лес. Грибы и ягоды”. Цель:продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; Задачи: Образовательные:.

Занятие по природоведению «Лес. Деревья. Грибы. Ягоды» Лес. Деревья. «И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего на свете нет, Чтобы природой не дышало…» Алексей Толстой.

Логопедические задания по лексической теме «Ягоды» 1. Что это? Назови одним словом: малина, клубника, черника, брусника 2. Отгадай загадки: Эту ягодку найдете ее в саду, а на болоте. Круглая,.

Развлечение «В лес по ягоды» по лексической теме «Лесные и садовые ягоды» Развлечение «В лес, по ягоды» Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием ягод, их свойствах и особенностях. Закрепить правила поведения.

Рекомендации родителям по теме «Зимующие птицы» Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ (рекомендации родителям) 1. Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих.

Рекомендации родителям по теме «Моя семья. Женские профессии» Лексическая тема «Моя семья, Женские профессии.» 1. Провести беседу: о семье, кто живет в семье, о том, что в первый месяц весны, Восьмого.

Читайте также:
Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия

Конспект занятия «Дары леса — грибы, ягоды» Сентябрь 4 неделя тема: «Дары леса: грибы, ягоды» 1-ый день Понедельник 25.09.17 Временной отрезок Непосредственно образовательная деятельность.

Рекомендации родителям. Лексическая тема “Лес,ягоды, грибы.

Содержимое публикации

Лексическая тема: Лес. Ягоды. Грибы.

Побеседуйте с детьми о том, что в лесу растут ягодыигрибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

Рассмотрите с детьми картинки с изображением лесных ягод (малина, земляника, черника…). Обратите их внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут в лесу.

3. Прочитайте детям стихотворениео лесных ягодах.

На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу.

Побеседуйте с детьми о том, что можно приготовить из ягод. Потренируйте произношение существительных варенье, джем, компот, повидло. Закрепите в речи глаголы собирать, мыть, варить, готовить. Обогащайте речь детей прилагательными мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый.

Рассмотрите с детьми изображения мухомора, белого гриба, подберезовика. Произнесите эти слова, предложите детям повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно. Объясните, что мухомор есть нельзя, потому что это ядовитый гриб.

6.Побеседуйте с детьми о том, что можно приготовить из грибов. Закрепите в активной речи глаголы собирать, мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

7.Предложите детям ответить на вопросы:

Что растет в лесу?

Где растут ягоды?

Где растут грибы?

Какие ягоды знаете?

Какие грибы знаете?

Что готовят из грибов?

Что готовят из ягод?

8.Прочитайте детям сказку «Война грибов». Выясните, что им запомнилось.

9. Потренируйте детей придумыватьзагадки-описания о лесных ягодах.

Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)

10. Потренируйте детей в придумываниизагадок-описаний о грибах. Например:

Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)

11. Обучая детей образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например:

Варенье из малины. — Малиновое варенье.

Джем из черники. — Черничный джем.

Компот из земляники. — Земляничный компот.

Повидло из брусники. — Брусничное повидло.

Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс.

Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.

12. Предложите детям послушать, а затемвыучить стихотворение О. Высотской «Грибок».

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин

13. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с детьми в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два;ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пятьи возвращает мяч вам. Например:

Два мухомора. — Пять мухоморов.

Два опенка. — Пять опят.

Две лисички. — Пять лисичек.

Две сыроежки. — Пять сыроежек.

14. Потренируйте детей составлять рассказы-описания об одном из грибов и об одной из ягод по плану.

Читайте также:
Культура речи - конспект занятия

РАССКАЗ О ГРИБЕ

Как называется этот гриб?

Он съедобный или несъедобный?

Как выглядит ножка гриба?

Какая у него шляпка?

Что можно из него приготовить?

РАССКАЗ О ЛЕСНОЙ ЯГОДЕ

Как называется ягода?

Где она растет?

Какая она на вид, на вкус, по запаху?

Что из нее готовят?

Этоподосиновик,съедобный гриб. Он растет в березовом, осиновом или еловом лесу. У него толстая прямая ножка с серым налетом и крепкая оранжевая шляпка. Из него можно приготовить жаркое или сварить суп, его можно мариновать.

Этомалина.Она растет в лесу на высоких кустах. Она красная, овальная, мягкая, сочная, душистая. Из нее можно сварить малиновое варенье, приготовить желе, ком­пот, джем.

15. Выучите с детьми и используйте в качестве физкультурной паузы во время занятий следующее упражнение.

Все зверушки на опушке Маршируем на месте. Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачем вприсядку, собирая воображаемые грибы. Рыжики срывали. Лисички бежали Бежим, собирая воображаемые грибы. Лисички собирали. Скакали зайчатки, Скачем на прямых ногах, собирая воображаемые грибы. Срывали опятки. Медведь проходил Идем вперевалку, в конце строки топаем ногой.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и показать ему съедобные грибы (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Познакомить с несъедобными грибами (поганка, мухомор). Сформировать обобщающее понятие “грибы”.

Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Помогите запомнить информацию.

3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

6. Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна сыроежка – много сыроежек.
    Один опенок – много опят.
    И т. д.

7. Упражнение “Какие грибы” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.
    И т.д.

8. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Несмышленыши-масленки
Запеленуты в пеленки,
А масленки-старички
Носят все воротнички.

(Е. Серова)

9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Этот гриб – любимец мой,
    С ножкой толстой и прямой.
    Красной шляпкой он накрылся,
    Под осинкой схоронился.
    (подосиновик)

Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(лисички)

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

10. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Раз, два, три, четыре, пять
    (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с больших пальцев)
    В лес идем гулять.
    (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу)
    За черникой,
    За малиной,
    За брусникой,
    За калиной.
    Землянику мы найдем
    И братишке отнесем.
    (загибать пальчики, начиная с большого)

1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и уточнить, какие съедобные грибы он знает (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Закрепить обобщающее понятие “грибы”.

Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Расспросите о строении гриба.

3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

6. Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна сыроежка – много сыроежек.
    Один опенок – много опят.
    И т.д.

7. Упражнение “Какие грибы” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.
    И т. д.

8. Познакомьте ребенка с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка. Объясните разницу в значениях этих слов.

9. Упражнение “Скажи наоборот, заканчивая предложение” на подбор антонимов.

    Старый гриб большой, а молодой – .
    У боровика ножка толстая, а у подосиновика – .
    Опята съедобные грибы, а мухоморы – .

10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.

( Н. Саконская)

11. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Этот гриб – любимец мой,
    С ножкой толстой и прямой.
    Красной шляпкой он накрылся,
    Под осинкой схоронился.
    (подосиновик)

Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(лисички)

12. Развитие мелкой моторики.

а) Упражнения для пальчиков.

    Раз, два, три, четыре, пять
    (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с больших пальцев)
    В лес идем гулять.
    (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу)
    За черникой,
    За малиной,
    За брусникой,
    За калиной.
    Землянику мы найдем
    И братишке отнесем.
    (загибать пальчики, начиная с большого)

б) Работа с пластилином. Вылепить грибы.
(Можно заменить аппликацией на тему “Грибы в лукошке”.)

Читайте также:
Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

Для занятий рекомендую использовать альбом №1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Стр.23-27.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

01.10.2007, 21:31
галина

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Конспект ИОД в старшей логопедической группе по лексической теме “Грибы”.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе “Формирование лексико-грамматического строя речи с элементами обучения грамоты с детьми с ОНР” по лексической теме “Грибы”.

Митрохина Елена Ливьевна,

высшей квалификационной категории

МАУДО города Ялуторовска

Коррекционно-образовательные цели:

1.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, корзина, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, ядовитый, съедобный, грибной, грибная, грибное).

2.Совершенствование грамматического строя речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам;

3.Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах.

4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, за, по.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

2. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными, образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с муляжами грибов, картинки с изображением грибов, шляпы грибов.

  1. Организационный момент:

Дети входят в зал под музыку осеннего вальса.

Логопед встречает детей с корзинкой в руках, в корзинке муляжи грибов.

В лесу я набрала много грибов. Давайте назовем их (выставляются грибы: боровик, подберёзовик, подосиновик, лисичка, груздь).

– Возьмите по одному грибу, название которого вы запомнили

Выставляется картинка «Грибы».

– Сейчас сядет на свое место тот, кто увидел свой гриб на картинке.

2. Рассказ логопеда о грибах.

-Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

3. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Маше и Медведю.

(Звучит русская народная песня «Ой, грибы, грибы, грибочки»).

Отправил медведь Машу в лес. Захотелось ему пирога с грибами. Поможем Маше собрать грибы.

-Что маше взять с собой (корзину)

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Читайте также:
Особенности коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушение зрения, в логопедической группе

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

Идет Маша по дорожке и встречает ёжика.

А грибов в лесу видимо-невидимо. …

5. Ритмы с пропеванием слогов СА, СЫ.

6. Игра «Собери съедобные грибы в корзинку»

Ежик говорит Маше:

-Помни, Маша, собирать можно только съедобные грибы.

Дети, помогайте Маше. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их). Работа с интерактивной доской.

-А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)

-А под березой? (подберезовик)

7. Упражнение на выработку воздушной струи «Подуй на грибок».

Дети подходят к лесной полянке

– У каждого из вас грибок. Он спрятался под листочком.

– В лесу поднялся сильный холодный ветер. Улыбнитесь. Приоткройте ротик, положите широкий язык на нижнюю губу и сильно подуйте на листочки. (С-С-С).

8. Упражнение «Назови ласково».

Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Маша огорчилась.

Не переживай, Маша!

Этот дождь грибной.

Для грибов полезный.

Из маленьких грибочков

вырастут большие грибы.

Назови их ласково.

-Боровик до дождя был… (боровичком)

-опята-…

9.Песня (с движениями) Муз. руководитель:

Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у лесочка собрались грибочки. (дети одевают шляпки грибов).

10. Упражнение «Будь внимательным»

Подойдите к столу, возьмите по одной картинке.

Найдите, у кого такая-же картинка и встаньте рядом.

– Вспомните, какие грибы выросли под дождиком? Давайте прохлопаем слова и узнаем сколько в них частей: бо-ро-вик, му-хо-мор, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик, сы-ро-еж-ка…

– В каком названии два слога? Три слога, четыре слога?

Дети привязывают капельки грибочки к тучкам.

11. Чтение слогов со знакомыми буквами.

Лиса бежала букву потеряла. (Кубик Зайцева по имени С, по фамилии СА-СО-СУ-СЫ)

12.Распевка «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,

Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.

Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.

Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.

13. Многозначность слов.

Какие грибы напоминают лису?

14. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:

одна лисичка, две лисички… Шесть лисичек

Собрала лиса лисички и убежала в лес.

15. Работа с предлогами (детям нужно показать соответствующую словам картинку).

Маша решила поиграть с мышкой.

А сейчас, будьте внимательны! Покажите картинку.

-Гриб для мышки, точно дом.

Где сидит она на нём?

-Где играет за грибом?

-Где же скачет над грибом?

-Где ползет она по шляпке?

-Где под шляпкой прячет лапки?

16. Образование относительных прилагательных (грибной, грибная, грибное,

-Маше пора возвращаться к Медведю.

А сколько вкусного приготовил мишка из грибов:

Суп с грибами (какой?) – …

Салат с грибами-…

Пирог с грибами-

А нам пора прощаться!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

НОД «Дары леса: грибы, ягоды»

Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу, учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые.

  1. Систематизировать знания детей о лесных ягодах и грибах; учить правильно называть их, различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Формировать культурные умения правильного поведения в лесу.
  1. Развивать познавательный интерес; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; речь; мелкую и общую моторику.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Видеозвонок от Белочки (включается видео с обращением белки к детям).

II. Основная часть

1. Белочка хочет, чтобы мы ей помогли приготовить запасы на зиму. Поможем ей ребята?

Нам нужно отправиться в лес. Что мы с собой возьмём в лес? Возьмем с собой корзинку для грибов и корзинку для ягод. А разве сейчас есть грибы и ягоды в лесу? А какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете?

– Но лес далеко. Пешком мы не доберемся. На чем можно доехать? (На грузовике, на легковой машине, на автобусе, на мотоцикле, велосипеде.) На чем же лучше добраться? Машина и автобус между деревьями не проедут, да и запах бензина испортит чистый воздух в лесу. Мотоцикл очень тарахтит, всех птиц и животных испугает. Лучше поехать на трехколесных велосипедах. Почему на велосипедах лучше? (Потому что не надо бензина, не будет тарахтеть, проедем по узкой тропинке.)

2. Физкультминутка «Мы едем в лес на велосипедах» (включается аудиозапись).

А сейчас мы с вами, дети

Едем на велосипеде.

На носочки поднимись,

На сиденье опустись.

Ноги ставим на педали,

Руки на руль опускаем,

Плечи дружно расправляем,

На педали нажимаем.

Правила мы соблюдаем!

Крутим правою ногой,

Крутим левою ногой,

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы приехали – слезать!

Дети представляют, что едут на велосипедах, приезжают в лес, оставляют велосипеды около большого дерева и идут по лесу пешком.

– Ну вот мы и приехали в лес! (Включается аудиозапись «Звуки леса».)

Давайте с вами вспомним как себя вести в лесу.

3. Д/И «Поведения в лесу»

Цель: Формирование культурных умений правильного поведения в лесу.

Правила игры: Детям предлагаются картинки с изображением поведения в лесу. Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, как нужно себя вести в данной ситуации.

Какие грибы будем собирать, чтобы помочь белочке? Давайте вспомним если…

4. Д/И «Знатоки грибов»

– Растет под осиной гриб – … (Подосиновик.) Какая у него шляпка? (Красная.) Какая ножка? (Белая). Длинная или короткая?

– Растет под березой гриб – …(Подберезовик.) Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая). Какая ножка? (Серая.)

Читайте также:
План урока: Дифференциация (с)-(ц)

– Гриб с масляным бочком – … (Масленок.) Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом.)

– Гриб желтенький, как шубка у лисы – …(Лисичка.)

– Гриб, как солнышко, рыженький – …(Рыжик.) Как называется такой цвет? (Оранжевый.)

– А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб.) Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая.)

А все ли грибы можно собирать? Почему? Какие грибы нельзя собирать? Давайте послушаем нашего друга профессора «Почемучкина». Что он нам ответит?

5. Просмотр мультфильма «Профессор – Почемучкин» – Почему некоторые грибы называются ядовитыми? (включается мультфильм)

6. Игра – эстафета: “Собери грибы”.
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб. (Включается аудиозапись.)

Какие грибы мы положим в корзину? (Перечисляют – съедобные.)

– Какие грибы остались? Почему мы их не положили в корзину? (Они несъедобные.)

А овощи вы в лесу не нашли? Овощи в лесу не растут.

А чем грибы отличаются от фруктов и овощей? (У грибов есть ножка и шляпка, а у овощей и фруктов их нет.)

В лесу можно найти не только грибы, но и ягоды.

Но для этого нам нужно пройти дальше.

А какие же лесные ягоды нам нужно собирать? Белочка подскажи нам!

6. Фильм о ягодах (включается видио с рассказом белки о ягодах).

7. Малоподвижная игра «Собери ягоды»

Нужно собирать те ягоды, о которых поётся в песне. Но ягоды всегда прячутся под ветками и их не так просто собрать, нужно наклониться, подлезть под ветку и только тогда сорвать нужную ягоду. (ставятся дуги, под которые нужно пролезть)

(включается аудиозапись с песней «Ягодки»)

Все ли мы ягоды собрали? А почему? Какие ягоды ядовитые?

Нам ребята, пора возвращаться обратно, в детский сад. Белочке мы помогли подготовиться к зиме. Корзинки с ягодами и грибами мы оставим ей в лесу.

Мы же белочке помогали! Ой, а это не наша корзинка, так здесь какое-то письмо читает). «Спасибо вам за помощь, а это вам от меня, вы знали, что из ягод получаются удивительные бусы. которые можно носить, а потом съесть, попробуйте их сделать, у вас получиться!»

Итак, садимся на наши велосипеды, поехали… (включается аудиозапись).

Вот и мы и вернулись в детский сад.

8. Конструирование – бусы из рябины.

Ребята, попробуем сделать бусы? Тогда приступаем. И правда красивые у всех получились бусы.

Вам понравилось путешествие? Что вы узнали на занятии?

Что вам больше всего понравились?

Если вам понравилось наше занятие – похлопайте в ладоши, а если не понравилось – потопайте ножками.

Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: