Информационный блок для родителей по лексической теме: Дикие животные

Рекомендации родителям по лексическим темам

Загадки
• Я, сознаюсь, виновата:
я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
часто бегаю тайком. (Лиса)

• Под соснами, под елками
живет клубок с иголками. (Еж)

• Быстрый маленький зверек
по деревьям скок-поскок. (Белка)

• Серый байковый зверюшка,
косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай. (Заяц)

• Кто зимой холодной
ходит злой голодный? (Волк)

• Летом по лесу гуляет,
зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Дидактическое задание «Угадай, кто это?»
(подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный – . .
Серый, зубастый, страшный, хищный – .
Хитрая, пушистая, рыжая, хищная – .
Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький – .
Маленький, колючий, быстрый –

Дидактическое задание «У кого – кто?»
(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медведь – медвежонок/медвежата
волк – волчонок/волчата
лиса – лисёнок/лисята
ёж – ежонок/ежата
лось – лосёнок/лосята
бобр – бобрёнок/бобрята
олень – оленёнок/оленята
рысь – рысёнок/рысята
белка – бельчонок/бельчата

Дидактическое задание «Назови маму»
(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
у медвежонка мама медведица
у лисёнка мама лисица
у рысёнка мама рысь
у лосёнка мама лосиха….

Дидактическое задание «Кто где живет?»
(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).
Кто живет в норе? В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.
Кто живет под кустом? Под кустом живёт заяц.
(в дупле – белка, в логове – волк)

Дидактическое задание «Чей хвост?»
(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) – желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:

Вариант №1.
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»

Вариант №2.
Упражнение «Измени слова по образцу»:
нос лисы – лисий нос, лапы зайца – заячьи лапы
след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога

Упражнение на координацию речи с движениями
Я как белка в колесе прыгаю на месте, (Ребенок совершает прыжки на месте.)
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. (Под счет ребенок прыгает 5 раз.)
Прыгать серенький горазд – он подпрыгнул десять раз. (После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.)

Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:
Название животного.
Где живет?
Жилище.
Внешний вид (части тела).
Чем питается?
Детеныши.

Ознакомление с художественной литературой
– Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
– Прочитать украинскую народную сказку “Рукавичка”. Уточнить какую сказку она напоминает. (“Теремок”) Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку “Лиса и волк”.

Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным
Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: “две белки”, “пять белок”, “два волка”, “пять волков” и т. д. (развитие связной устной речи).

Упражнение “Наоборот” – учимся подбирать антонимы.
Лось большой, а заяц – .
Белка слабая, а волк – .
У волка хвост длинный, а у медведя – .
Лиса – хищное животное, а заяц – .

Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность «Заяц»
«У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе».

Читайте также:
Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

«Заяц зимой»
«Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух»
Где спит зимой заяц?
– Чем питается зимой заяц?
– Кто враги зайца?
– Что спасает зайца от врагов

Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке – сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Консультация для родителей детей подготовительной логопедической группы по лексической теме “Дикие животные наших лесов”

Данная консультация подойдет не только родителям, но и педагогам дошкольного образования по лексической теме “Дикие животные наших лесов”

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей детей подготовительной логопедической группы по лексической теме “Дикие животные наших лесов”»

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов»

Предметный: животное, медведь, чаща, берлога, лапа, лиса, нора, тело, еж, иголка, заяц, ухо, туловище, белка, дупло, кисточки, запасы, подготовка, шкурка, лось, копыта, рога, волк, пасть, логово, мех, брюхо, кабан, клыки, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть.

Глагольный: жить, готовиться, прятаться, охотиться, запасаться, есть, менять, впадать (в спячку), удирать, выть, рычать, купаться, питаться, линять.

Признаков: дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный, трусливый, лесной, большой, косолапый, шустрый, рыжая, маленький, мохнатый, пушистый, бурый, зубастый, неповоротливый.

Предложите ребенку вспомнить ребенку названия диких животных наших лесов (медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь). Это можно сделать, используя уже знакомую вам игру с мячом. Вы бросаете, друг другу мяч и называете животных. Побеждает тот, кто назовет животное последним.

Знает ли ребенок, что дикие животные сами добывают себе еду, сами сооружают себе жилище? А как называются жилища диких животных? Проведите игру «Чей дом?»? она позволит вам проверить уровень знаний ребенка по этой теме, поупражняться в образовании притяжательных прилагательных.

Как называется жилище медведя? (Берлога)

Берлога – чье жилище? (Медвежье)

Как называется жилище лисы? (Нора)

Нора – чье это жилище? (Лисье)

Как называется жилище волка? (Логово)

Логово – чье это жилище? (Волчье)

Как называется жилище белки? (Гайно)

Гайно – чье это жилище? (Беличье)

Помогите ребенку разделить названия диких животных на слоги. Пусть он назовет сначала тех животных названия, которых делятся на два слога (мед-ведь, ли-са, бар-сук, ка-бан, бел-ка, за-яц, бо-бер), а потом – тех названия, которых делятся на один слог (лось, еж, рысь).

Составить рассказ-описание об одном из диких животных. Для составления рассказа предложите ребенку план:

Как называется животное?

Оно дикое или домашнее?

Какие у него туловище, голова, хвост?

Чем покрыто его тело?

Как называется его жилище?

Как называются его детеныши?

Это лиса дикое животное. Лиса – хищница охотится на мышей птиц зайцев. Лиса – некрупное животное. У нее небольшое стройное тело голова с острой мордочкой и острыми ушами и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы – нора. Ее детеныши – лисята.

Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми

Игра «Скажи ласково»

Заяц пушистый, а заинька пушистенький.

Лиса хитрая, а лисенок хитренький.

Медведь мохнатый, а медвежонок мохнатенький.

Белка шустрая, а белочка шустренькая.

Волк страшный, а волчонок страшненький.

Ёж колючий, а ежонок колюченький.

Игра «Один – много»

Животное – животные – много животных.

Медведь – медведи – много медведей.

Берлога – берлоги – много берлог.

Лапа – лапы – много лап.

Коготь – когти – много когтей.

Лиса – лис – много лис.

Нора – норы – много нор.

Часть – части – много частей.

Ёж – ежи – много ежей.

Иголка – иголки – много иголок.

Заяц – зайцы – много зайцев.

Ухо – уши – много ушей.

Белка – белки – много белок.

Шкурка – шкурки – много шкурок.

Волк – волки – много волков.

Игра «Образуй новое слово»

Голова медведя (чья?) – медвежья. Уши лисы (чьи?) – лисьи.

Туловище медведя (чьё?) – медвежье. Шкура лисы (чья?) – лисья.

Хвост медведя (чей?) – медвежий. Хвост лисы (чей?) – лисий.

Пасть волка (чья?) – волчья. Логово волка (чьё?) – волчье.

Когти волка (чьи?) – волчьи. Дупло белки (чьё?) – беличье.

Лапки белки (чьи?) – беличьи. Хвост белки (чей?) – беличий.

Шкура зайца (чья?) – заячья. Хвост у зайца (чей?) – заячий.

Информационный блок для родителей по лексической теме «Дикие животные»

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 4-5 лет по лексическим темам

Практика использования информационного блока для родителей по лексической теме «Дикие животные».

Дикие животные.

Словарная работа.

Существительные: животные, волк, волчонок, медведь,

медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок,
заяц, зайчонок, белка, бельчонок, лес,
логово, мясо, добыча, хищник, берлога,
корень, ягода, мед, нора, насекомое, мышь,
лягушка, птица, трава, куст, кора, ветка,
орехи, голова, мордочка, глаз, нос, ухо,
пасть, зуб, шея, туловище, живот, брюшко,
спина, лапа, коготь, шерсть, иголка;

Прилагательные: серый, зубастый, страшный, большой,

маленький, сердитый, низкий, высокий,
длинный, короткий, острый, тупой, густой,
пушистый, мягкий, твердый, толстый, тонкий,
добрый, злой, ласковый, заботливый, грязный,
чистый, быстрый, смелый, сильный, бурый,
косолапый, неуклюжий, голодный, сытый,
красивый, рыжий, хитрый, теплый, густой,
волчий, медвежий, заячий, беличий, лисий, ежовый;

рычать, смотреть, видеть, наблюдать, дышать,
нюхать, есть, грызть, жевать, бегать, кусать,
грызть, собирать, бежать, играть, царапать,
заботиться, прыгать, рыть, выть, тявкать,
цокать, фыркать, молчать, догонять, отдыхать, спать;

дружно, весело, красиво, нежно, ласково,
чисто, грязно, быстро, медленно, ловко,
высоко, низко, впереди, сзади, справа, слева;

на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.

Лексико — грамматические игры и упражнения:

Рассматривание диких животных. Составление предложений с однородными членами.

Мама (папа) выставляет картинку с изображением взрослого животного и его детеныша. Проговаривает предложения частями, ребенок повторяет.

Это лиса и лисенок, лисенок – детеныш.
Это медведь и медвежонок, медвежонок – детеныш.
Это волк и волчонок, волчонок – детеныш.
Это ёж и ежонок, ежонок – детеныш.
Это заяц и зайчонок, зайчонок – детеныш.
Это белка и бельчонок, бельчонок – детеныш.

Упражнение «Доскажи слово» . Закрепление обобщающих слов.

Лиса, медведь, волк, ёж, заяц, белка все вместе – это … (дикие животные).

Игра «Подбери признак» . Обогащение словаря признаков.

Волк (какой?) — серый, зубастый, страшный, большой, голодный…
Медведь (какой?) — …
Ёж (какой?) — …
Заяц (какой?) — …
Лиса (какая?) — …
Белка (какая?) — …

Читайте также:
Автоматизация звука (з) в словах - конспект логопедического занятия

Игра «Кто где спит?»

Практическое употребление в речи предлогов в, под.

Лиса спит в норе. Волк спит в логове. Медведь спит в берлоге. Заяц спит под кустом. Белка спит в дупле. Ёж спит в листьях, под кустом.

Игра «Сколько детенышей?» . Согласование числительных с существительными.

Взрослый показывает картинку с изображением какого-либо дикого животного и помогает ребенку сформулировать правильный ответ.

У медведя …(один медвежонок).
У лисы … (два лисенка).
У зайца … (три зайчонка).
У волка … (четыре волчонка)…

Родителям рекомендуется:

1. Выясните, знает ли ребенок животных и их детенышей, живущих в наших лесах. Объясните ему, что такие животные называются дикими и живут на воле. Произнесите четко и правильно слова: волк, волчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок. Пусть ребенок произнесет их самостоятельно.

2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением диких животных: волк, волчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок. Предложите ему показать и назвать животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида медведя, волка, лисы, белки, зайца, ежа. Медведь очень большой, лохматый, коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у нее пушистый хвост. Ёж маленький, колючий. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши, короткий хвост. Белка красивая, пушистая…

3. «Длинный или короткий?». Развивать умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов – антонимов.

У зайца длинные уши, а у медведя … (короткие).
У лисы длинный хвост, а у зайца … (короткий).
У белки длинный хвост, а у медведя … (короткий).
У белки короткие ноги, а у волка … (длинные).
У медведя короткий хвост, а у лисы … (длинный).
У ёжика короткие уши, а у зайца … (длинные).

4. Составьте рассказ – описание о диком животном по плану:

1) Кто это?
2) Какой? Какая?
3) Назвать части тела.
4) Чем питается?
5) Назвать детенышей.
6) Где живет?

(формирование связной речи).

Образец. Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост и четыре лапы. Лиса ест птиц, мышей. У лисы есть лисята. Это ее детеныши. Лиса с лисятами живет в норе.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» . Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.

Сидит белка на тележке, (хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Дыхательная гимнастика «Надуй животик» .

Развитие речевого дыхания.

Встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

Упражнение проводится 2-3 раза.

Развитие артикуляционной моторики.

– движение нижней челюсти вправо-влево,
– уколоть язычком правую щечку, потом левую,
– показать зубы нижней челюсти,
– «улыбка»,
– тянуть язычок к подбородку, к носу,
– облизывать губы кончиком языка.

Игра «Разделить на слоги» . Работа над слоговой структурой слова.

Хлопаем в ладоши на каждый слог:

мед-ведь, зай-ка, волк, ли-са, бел-ка, ёж, ё-жик.

Пазлы «Дикие животные» . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

В альбом: вырезать (нарисованные мамой, разукрашенные и вырезанные ребёнком) картинки с изображением диких животных и наклеить.

Нигматдьянова Анна Каримулловна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №395,
г. Пермь

Консультация родителям по лексической теме «Дикие животные»

татьяна данилова
Консультация родителям по лексической теме «Дикие животные»

Занимаясь с нашими детьми по этой теме,даем им знания:

о названиях диких животных;

об их внешнем виде и отличительных особенностях;

Читайте также:
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе - конспект логопедического занятия

о том, где они живут;

о том, чем они питаются

как называются детеныши;

называть диких животныхв единственном и множественном числе:

волк-волки, заяц – зайцы, лиса-лисы…

образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами: лисенок – лисята, зайчонок – зайчата, медвежонок – медвежата

для описания животногоприменять большее количество прилагательных:

мягкая, гладкая, жесткая,, крупная, стройные, острые;

сложных: кареглазая, большеголовый, остромордый, длиннохвостый;

относительных: кожаные, меховые, вязаные, теплые (вещи, полезное,

называть жилище животных: берлога, нора

обогащать речь глаголами: ходит, бегает, прыгает, лает,

рычит, воет, догоняет, охотится

объяснять, почему этих животных называют дикими

Развиваем у ребенка словесно – логическое мышление

игра «Скажи наоборот»

Большой – маленький, прямые – закрученные, широкий – узкий,

пушистая – гладкошерстная, горькое – сладкое, мягкий – твердый,

веселый – грустный, гладкий – шершавый, теплое – холодное,

чистая – грязная, белый – черный, быстрый – медленный.

игра «Мой, моя, моё, мои»

О ком (чем) можно сказать?

Моя – шерсть, шкура, нора, стая, пасть, добыча…

Моё – логово, дупло, сено…

Мои – рога, копыта, ноги, когти, детеныши…

Мой –хвост, рог, нос…

игра «Где лиса?»

Развиваем употребление в речи предлогов. Помещаем маленькую картинку дикого животного на большую картинку с нарисованными деревьями, дорогой, рекой, и т. д. (чем больше объектов, тем лучше)и спрашиваем: Где лиса? (на дороге, в лесу, у реки, под деревом, около пня и т. д.

Прочтите ребенку русские народные сказки с участием диких животных, рассказы писателей мира, выучите народные поговорки, загадки, потешки, пойте песни о животных, рисуйте их.

Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста по лексической теме «Дикие животные» Образовательные области: познавательно- речевое развитие, художественно – эстетическое. Цель: Формирование целостного представления о диких.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости в деревню Простоквашино» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Проект «Синонимы и антонимы в лексической теме «Дикие и домашние животные» Информационная карта проекта Проект:Антонимы и синонимы в лексической теме «Дикие и домашние животные». Автор проекта:учитель-логопед Борисенко.

Рекомендации родителям по лексической теме «Деревья и кустарники осенью» Лексическая тема: Деревья и кустарники осенью Родителям рекомендуется: 1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев». 2. Назови дерево.

Рекомендации родителям по лексической теме «Фрукты. Сад» Лексическая тема: Фрукты. Сад. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты, ягоды. • повторить обобщающие слова.

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы и лесные ягоды» Лексическая тема: Лес. Грибы и лесные ягоды. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком иллюстрации грибов. • Побеседуйте о том,.

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Осень» Продолжается прекрасное время года – Осень! Наши специалисты и воспитатели в увлекательной форме знакомят детей старшего дошкольного.

Рекомендации родителям по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах Родителям рекомендуется: 1. Повторите с ребенком названия овощей, расскажите.

Рекомендации родителям по лексической теме «Транспорт» Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный,.

Занятие по теме «Дикие животные» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о диких животных, их детёнышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме. ЗАДАЧИ: 1. Расширить.

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Дикие животные

Рекомендации для родителей: побеседуйте с ребенком о диких животных, поажите картинки, видео с ними. Расскажите, какие животные живут в наших лесах, где и в какой стиуации вам лично приходилось с ними встречаться.
Дикие животные, в отличие от домашних, живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят свое жилье и не нуждаются в помощи человека.
Защитить диких животных мы можем, сохраняя природную среду, в которой они живут, в первозданном виде.
Сходите в выходные в зоопарк!

Читайте также:
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности

Пальчиковая гимнастика:
«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга Продаёт она орешки. попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Подбери признаки:

Подбери действия:

Волк (что делает?) — …

белка (что делает?) — …

Назови детенышей:

Назови ласково:

Игровое упражнение «Заяц и зайчата».
Дети повторяют движения по тексту. Родитель – заяц, дети – зайчата.

Скок-поскок, скок-поскок,
Заяц прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Всех зайчат играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись!
Лапки ставим на бочок (ставят руки на пояс),
На носочках скок-скок-скок!
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки! (В. Волина)

Один – много:

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

хвост – нет хвоста

Нарисуй или вырежи картинки с изображением зверей наших лесов и наклеить их в тетрадь.

Назови части животного: Голова, морда, туловище, лапы, хвост, когти, усы, шерсть. 8

Посчитай:

один волк, два …, три…, четыре …, пять…

одна лиса, две…, три…, четыре…, пять…

одно дупло, два…, три…, четыре…, пять…

Как называется дом:

Угадай, кто это?

«Кто кем был?»

Медведь был . (медвежонком).

(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот,
бобер, кабан, заяц)

«Чья семья?»
:
Волк, волчица и волчонок – это волчья семья.

Заяц, зайчиха и зайчонок – .

Лис, лисица и лисенок – .

Медведица, медведь и медвежонок – .

Лось, лосиха и лосенок – .

Кабан, кабаниха и кабаненок – .

Бобер, бобриха и бобренок – .

Еж, ежиха и ежонок – .

Отгадай загадки:

Стройный, с тонкими ногами
И ветвистыми рогами.
Он на севере живет,
Вместо сена мох жует. (Олень.)

Хорошо кума принаряжена:
Шерсть пушистая, золотистая;
На груди жилет, а на шее галстук.
Ходит тихохонько, к земле пригибается,
Будто кланяется,
Свой пушистый хвост носит бережно. (Лиса.)

Составьте совместный описательный рассказ о любимом диком животном по плану:
.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?


УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)

– Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке — летом. (Белка)

– Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

– Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у. » (Волк)

– Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект занятия

Рекомендации для родителей по лексической теме недели “Дикие животные”

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

С 16.11 по 20.11.2020 с детьми младшей группы мы занимаемся интересной деятельностью по теме:

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Предлагаем Вашему вниманию несколько рекомендаций по закреплению данной темы:

1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, лисы, оленя), отметить их внешние признаки;

2. Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

3. Закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей (Игра «У кого кто»)

Игры и упражнения

1. Подбери признаки:
Волк (какой?) – серый, злой…
Лиса (какая?) – рыжая, хитрая…
Ёж (какой?)- маленький, колючий…

2. Игра «У кого — кто?»

У белки — бельчонок, бельчата, у зайчихи — зайчонок, зайчата, у лосихи — лосенок, лосята, у слонихи — слоненок, слонята, у лисы — лисенок, лисята, у волчихи — волчонок, волчата, у медведицы — медвежонок, медвежата.

3. Игра «Чей хвост, чья лапа?»

У лисы хвост — лисий, лапы — лисьи, морда — лисья; у медведя – хвост медвежий, лапы — медвежьи, морда — медвежья; у волка хвост – волчий, лапы — волчьи, морда — волчья; у зайца хвост – заячий лапы – заячьи, морда – заячья.

4. Дидактическое задание «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный (медведь);

Серый, зубастый, страшный, хищный (волк).

5. Дидактическое задание «Назови маму» (упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

У медвежонка мама медведица;

У лисенка мама лиса;
У зайчонка мама заяц.

Пальчиковая гимнастика

(«бегают» пальчиками по столу)

Рвет с сосновых веток шишки.

(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)

Читайте также:
Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений

Лапками сжимает ловко

(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несет в свою кладовку.

(«бегают» пальчиками по столу)

Сидит белка на тележке,

(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)

Продает она орешки:

(загибают по одному пальцы, начиная с большого)

(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

Артикуляционные упражнения

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

Отгадай и расскажи

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)

– Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке — летом. (Белка)

– Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

– Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у. » (Волк)

– Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

– Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

НОЯБРЬ
1-я и 2-я неделя

Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме

1. Советую рассмотреть малышом иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие “дикие животные”, “звери”. Затем попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Помочь запомнить названия.

2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.

3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.

4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

5. Упражнение “Угадай кто это?” – учимся подбирать существительные к прилагательным.

    Бурый, косолапый, неуклюжий .
    Серый, зубастый, страшный .
    Хитрая, пушистая, рыжая .
    Маленький, длинноухий, пугливый .
    Серый . косолапый . хитрая . колючий .
Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания

6. Упражнение “Кто как подает голос” на подбор глаголов к существительным.

    Лиса – тявкает.
    Медведь – .
    Волк – .
    Белка – .
    Еж – ..

7. Упражнения в словообразовании.

    “Кто у кого”
    У медведицы – медвежонок (медвежата).
    У лисицы – .
    У белки – .
    У волчицы – .
    У ежихи – .
    У зайчихи – .

“Назови семью”
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок.
Папа – волк, мама – . детеныш – .
Папа – еж, мама – . детеныш – .
Папа – заяц, мама – . детеныш – .
Папа – лис, мама – . детеныш – .

  • “Назови ласково”
    Заяц – зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса – .
    Медведь – .
    Волк – .
    Еж – .
    Белка – .
  • 8. Упражнение “Кому что дадим?” на употребление дательного падежа существительного.

      Мясо дадим волку.
      Малину и мед – .
      Морковку, капусту – .
      Яблоко, мышку – .
      Орехи и грибы – .

    9. Упражнение “Скажи, когда много” на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

      Один волк в лесу, а в стае много волков.
      Одна белка – много .
      И т.д.

    10. Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным.

      Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
      Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
      Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    11. Развитие связной речи. Пересказ с опорой на вопросы.
    Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы “выбежала”, “побежала”, “убежала”.

      Лиса
      Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

    – Кто выбежал на полянку?
    – Куда побежала лиса?
    – Что было потом?

    12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

      Под соснами, под елками живет клубок с иголками.
      (еж)

    Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок.
    (белка)

    Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает.
    (медведь)

    14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

      Зайчик
      Зайчик серый скачет ловко,
      В лапках у него морковка.
      (Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)

    15. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (по выбору)

    Почему грибы на елке
    На сучках висят верхом?
    Не в корзинке, не на полке,
    Не во мху, не под листком –
    У ствола и среди веток
    На сучки они надеты.
    Кто устроил их так ловко?
    Кто с грибов очистил сор?
    Это белкина кладовка,
    Это белкин летний сбор!
    (Е. Трутнева)

    Как на горке – снег, снег,
    И под горкой – снег, снег,
    И на елке – снег, снег,
    И под елкой – снег, снег,
    А под снегом спит медведь.
    Тише, тише.
    Не шуметь!
    (И. Токмакова)

    16. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать ребенку:
    – рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”,
    – русские народные сказки “Колобок”, “Лисичка со скалочкой”, “Заюшкина избушка”, “Теремок”.

    1. Советую рассмотреть ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Познакомить с новыми животными, такими, как барсук, лось, кабан. Уточнить понимание обобщающего понятия “дикие животные”.

    2. Вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.

    3. Вспомнить задки о диких животных.

    4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

    5.Вопросы для проверки знаний ребенка.

      – Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?
      – Почему этих животных называют дикими?
    Читайте также:
    Занятие по теме Сезонная одежда

    6. Упражнение “Назови признак” на подбор существительных к прилагательным.

      Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
      Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)
      Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)
      Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)

    7. Упражнения на подбор глаголов к существительным.

      “Кто как подает голос”
      Лиса – тявкает.
      Медведь – .
      Волк – .
      Белка – .
      Еж – .
      Кабан – .
      Барсук – .

    Медведь (что делает?) – спит, переваливается, косолапит .
    Лиса (что делает?) – .
    Волк (что делает?) – .
    И т. д.

    8. Упражнения в словообразовании.

      “Кто у кого”
      У медведицы – медвежонок (медвежата).
      У лисицы – .
      У белки – .
      У волчицы – .
      У ежихи – .
      У зайчихи – .

    “Назови семью”
    Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок/
    Папа – волк, мама – . детеныш – .
    Папа – еж, мама – . детеныш – .
    Папа – заяц, мама – . детеныш – .
    Папа – лис, мама – . детеныш – .

  • “Назови ласково”
    Заяц – зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса – .
    Медведь – .
    Волк – .
    Еж – .
    Белка – .
    Барсук – .
    Кабан – .
    Лось – .
  • 9. Учимся образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение “Чей хвост?”
    Желательно использовать картинки с изображением хвостов животных.

      Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос “Чей это хвост?”

    Как закрепление материала желательно выполнить упражнение “Измени слова по образцу”.

      Нос лисы – лисий нос.
      Лапа лисы – лисья лапа.
      Глаза лисы – .
      Нора лисы – .
      И т. д.

    10. Упражнение “Кому что дадим?” на употребление существительного в дательном падеже.

      Мясо дадим волку.
      Малину и мед – .
      Морковку, капусту – .
      Яблоко, мышку – .
      Орехи и грибы – .

    11. Упражнение “Скажи, когда много” на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

      Один волк в лесу, а в стае много волков.
      Одна белка – много .
      И т.д.

    12. Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным.

      Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
      Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
      Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    Составить предложения со словосочетаниями: “две белки”, “пять белок”, “два волка”, “пять волков” и т. д. (развитие связной устной речи).

    13. Упражнение “Наоборот” – учимся подбирать антонимы.

      Лось большой, а заяц – .
      Белка слабая, а волк – .
      У волка хвост длинный, а у медведя – .
      Лиса – хищное животное, а заяц – .

    14. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

      Заяц
      У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

    В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

      Заяц зимой
      Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.
    Читайте также:
    Конспект НОД в старшей логопедической группе. Тема: Весенние цветы

    – Где спит зимой заяц?
    – Чем питается зимой заяц?
    – Кто враги зайца?
    – Что спасает зайца от врагов?

    15. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

      Пышный хвост торчит с верхушки.
      Что за странная зверюшка?
      Шелушит орехи мелко.
      Ну конечно, это .
      (белка)

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пышный хвост-краса,
    Кто это? .
    (лиса)

    Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Дл зимы – другого цвета.
    (заяц)

    16. Развитие мелкой моторики. Упражнеия для пальчиков.

      Сидит белка на тележке,
      Продает она орешки
      (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
      Лисичке – сестричке,
      Воробью,
      Синичке,
      Мишке толстопятому,
      Заиньке усатому.
      (Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
      Кому в платок,
      Кому в зубок,
      Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

    17. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

      Зайчик.
      Маленькому зайчику
      На сырой ложбинке
      Прежде глазки тешили
      Белые цветочки.
      Осенью расплакались
      Тонкие былинки,
      Лапки наступают
      На желтые листочки.
      Хмурая, дождливая
      Наступила осень,
      Всю капусту сняли,
      Нечего украсть.
      Бедный зайчик прыгает
      Возле мокрых сосен.
      Страшно в лапы волку
      Серому попасть.
      Думает о лете,
      Прижимает уши,
      На небо косится –
      Неба не видать.
      Только б потеплее,
      Только бы посуше.
      Очень неприятно
      По воде ступать.
      (А. Блок)

    18. Ознакомление с художественной литературой.
    – Впомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
    – Прочитать украинскую народную сказку “Рукавичка”. Уточнить какую сказку она напоминает. (“Теремок”) Что общего в этих сказках? В чем различие?
    – Прочитать сказку “Лиса и волк”.
    – Прочитать рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”.

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Ноябрь

    07.11.2007, 09:51
    Анна С.

    Отличный материал! Вы помогаете не только родителям, но и начинающим логопедам. СПАСИБО!
    14.11.2007, 21:52
    Ирина Амирановна

    Материал действительно интересен и может быть использован не только начинающими логопедами,но и специалистами со стажем.Спасибо. 20.11.2007, 17:40
    светлана

    еще можно сыграть в онлайн и гру голоса животных звуковоое лото и найди маму
    07.11.2009, 16:45
    Надежда

    Спасибо за материал! Мой сын ходит в логопедическую группу и ваша статья помогает заниматься более существенно дома. Или повторять пройденное. 09.11.2009, 23:58
    Лилия

    Спасибо большое, очень интересно и удобно пользоваться вашими рекомендациями. Мне и сыну нравится все – и стихотворения мы учим, и загадки отгадываем, и речь развиваем. Вот только споткнулась на рекомендации к занятиям в ноябре (1-2 неделя) – Прочитать ребенку:
    – рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”. Не могу их нигде найти. В библиотеке много книг, но рассказов с такими названиями нет, еще искала в интернете – но результат тот же. Подскажите, какими рассказами можно заменить данные произведения, или в какой именно книге они находятся?
    15.11.2009, 12:43
    Оксана Сергеевна

    Ответ.(09.11.2009,Лилия)
    Рассказы можно найти в книге Н.Сладкова “Сказки леса”(серия Библиотека Школьника).Книга есть в продаже в Озоне по цене 52 рубля.
    11.08.2011, 18:12
    Светлана Владимировна

    Оксана Макерова, спасибо Вам, за помощь в решении самой трудной проблемы наших современных детей -речи! 16.01.2012, 11:34
    надежда

    Огромное спасибо,очень познавательный материал.
    15.11.2015, 11:50
    Елена

    Спасибо, мне очень понравилась подборка заданий. 02.12.2021, 08:45
    poddubitskaya2011@mail.ru

    Спасибо! Замечательный подбор заданий.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: