Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

“Учимся играя” Информационный уголок логопеда. Работа с родителями
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Этот материал поможет логопедам в оформлении логопедического уголка для родителей. В нем отображены основные направления работы логопеда в коррекционном детском саду для детей с общим недоразвитием речи. Представлены варианты игр, которые помогут родителям сделать занятия с ребенком увлекательными и веселыми.

Скачать:

Вложение Размер
ugolok_5-6_let_st.gruppa.doc 735.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Именно в игре ребенок

свободно владеет речью,

говорит то, что думает,

а не то, что надо.

Не поучать и обучать,

а играть с ним, фантазировать,

вот, что необходимо ребенку».

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребенка. Основная цель занятий по развитию речи — формирование качественной речи в процессе общения.

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.

Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем об этой эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, нужно внимательно следить за настроением ребенка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящее слово, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения — жесты, мимику, пластику.

Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используют упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи — это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предполагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Игры для развития звуковой культуры речи

у детей 5-6 лет

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 5-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов. Вот некоторые игры, которые помогут Вашим малышам развить речь.

Игра на развитие речи «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха, учить определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если помощь будет исходить от детей (приятелей, братьев, сестер).

Игра на развитие речи «Строим дорожку»

Цель — развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе логопед (взрослый) уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. В дальнейшем взрослый исполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.

Игра на развитие речи «Ловушка»

Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.

Предложите детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту (стол), параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук …

Игра на развитие речи «Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, МА — мама, КУ — кубик, АР — арбуз и т.д.

Можно использовать мячик. Это сделает игру более динамичной, и поможет детям развить ловкость и реакцию.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово, хлопая при этом в ладошки на каждый слог и считать. Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Прочитайте ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

– Кого видел поэт? В каком виде они были?

– Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

– Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.

Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без . (ботинок) и . (чулок)

И птичек без . (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игра на развитие речи «Кузовок»

Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Перед началом игры детям раздаются цветные фишки, или другие предметы, которые в дальнейшем могут быть «залогом». Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку + дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок (-ик).

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок. » и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по – одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Несколько вариантов игр для активизации в речи детей антонимов

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый рассказывает ребенку, историю об ослике: «Ослик очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Его мама с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру, и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре». Далее взрослый играет с ребенком в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и вернуть мяч взрослому.

Можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь . («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь . («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь . («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты . («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты . («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай . («конец»).

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон .

Луна видна ночью, а солнце .

Огонь горячий, а лед .

Река широкая, а ручей .

Камень тяжелый, а пух .

Игровое упражнение «Скажи по – другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому Мальчик бежит (мчится, несется).

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен

Оформление кабинета учителя-логопеда в ДОУ по ФГОС

Речевое развитие – это одно из главных условий формирования личности ребенка. Со всеми детьми, имеющими речевые нарушения, проводится коррекционная работа в ДОУ.

Федеральный государственный стандарт предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только тогда дети могут избавиться от дефектов и подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:
• Кабинет должен быть доступен. Все материалы должны находиться в доступном для детей месте – в открытых полках на уровне детей.
• Весь материал должен быть систематизирован. Все материалы должны быть разделены по темам и находится в отдельных местах.
• Должен соблюдаться принцип интеграции. То есть материал одной образовательной области должен применяться и в других образовательных областях.
• Кабинет должен быть мобилен. Столы переставляться для образования других видов коррекционной работы.
• Должен быть принцип вариативности. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны – в зависимости от целей обучения, возраста детей.
• Всё в кабинете должно привлекать внимание детей и быть эстетичным. Дидактический и наглядный материал, игрушки, мебель, оформление должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Кабинет учителя-логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

Таким образом, я представляю вашему вниманию свой кабинет, в котором происходит коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Площадь кабинета 7,5 м.
Наличие посадочных мест 8-10
Наличие рабочих секторов: 6
• Консультативно-информационная зона;
• Учебно-образовательная зона;
• Коррекционно-развивающая зона;
• Сенсомоторная зона;
• Организационно-методическая зона;
• Зона игрового сопровождения.

Опись имущества кабинета

(СОСТАЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, РАССКАЗОВ, СКАЗОК)
1. Альбом «Составь предложение»
2. Альбом «Я учусь пересказывать» Часть 1. Н. Э. Теремкова
3. Альбом «Я учусь пересказывать» Часть 2. Н. Э. Теремкова
4. Альбом «Составь рассказ по серии сюжетных картинок»
5. Альбом «Составь рассказ по серии сюжетных картинок»
6. Альбом «Расскажи сказку»
7. Альбом «Учим составлять рассказы» 4-6 лет
8. Альбом «Театрализованная деятельность» Е. Бортникова
9. Пособие «Расскажи сказку по картинкам» (на развитие речетворчества)

Сенсомоторная зона:

1. Шарики Су-док 12 шт.
2. Массажные мячики – 13 шт.
3. Игра со счётными палочками «Собери картинку»
4. Мозаика
5. Игра «Монетки» (маленькие)
6. Игра «Монетки» (большиеие)
7. Игра «Гвоздики-резиночки» – 6 шт.
8. Счетные палочки – 3 шт.
9. Игра «Собери бусы»
10. Игра «Серпантин»
11. Шнуровка «Башмак», «Белочка» «Жук на цветке» «Слон»
12. Игра «Надень резинки на пальцы»
13. Игра «Конструктор-крышка»
14. Игра с прищепками «Чего не хватает»
15. Игра «Собери рисунок» (из камушек Марплс)
16. Игра «Собери заборчик» (конструктор в банке)
17. Игра «Собери бусы, браслет их скрепышей»
18. Игра «Рыбалка» – 2шт.
19. Игра «Собери картинку» (вязаные полоски)
20. Игра «Собери картинку» (вязаные геометрические фигуры)
21. Игра «Ориентировка»
22. Игра «Найди отличия»
23. Игра «Четвёртый лишний»
24. Танграм 5шт
25. Коробка форм
26. Мягкие кубики «Дикие животные»
27. Головоломка «Змейка» 2 шт.
28. Планшет «Транспорт» «Овощи», «Фрукты» «Насекомые»
29. Кубики «Дикие животные» «Домашние животные»
30. Пособие «Улитка» «Геометрические фигуры»
31. Лото «Классификация» (Одежда, цветы, игрушки, дикие животные, домашние животные, деревья, овощи, фрукты, транспорт)
32. Пазлы «Подводный мир» «Бамбуковая сказка», «Барбоскины»
33. Мягкие пазлы «Вертолет» «Самолёт» «Машины»
34. Домино «Транспорт» «Спелые ягодки»
35. Лото «Весело учиться»
36. Кубики «Барбоскины» Кубики «Фиксики» Кубики «Маша и медведь» Кубики «Ну, погоди»
37. Пирамидка

Организационно-методическая зона:

1. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» Н. В. Нищева, 2007г.
2. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р» Н. В. Нищева, 2007г.
3. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова Е. М. Струнина, 2004г.
4. «Логопедия» Синяк В. А.,1985г.
5. «Устранение за икания у дошкольников в игре», И. Г. Выгодский, Е. Л. Пеооингер, Л. П. Успенская, 1984г.
6. Игры и упражнения для исправления заикания» В. И. Рождественская, А. И. Павлова, 1978г.
7. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» В. И. Рождественская, Е. И. Радина, 1968г.
8. «Обучение дошкольников правильной речи» М. Г. Ненинг, Н. А. Герман,1980г.
9. «Логопедическая ритмика» Г. А. Волкова, 1985г.
10. «Правильно ли говорит ваш ребенок» А. И. Максаков»1988г.
11. «Игры в логопедической работе с детьми» В. И Селивёрстова, 1979г.
12. «Развиваем фонематическое восприятие» Н. М. Миронова Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями», 2012г.
13. Н. Ю. Костылёва «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет»
14. Диагностический инструментарий по Стребелевой Е. А. «Методика обследования речевого развития ребёнка»
15. Документация учителя логопеда.

Зона игрового сопровождения:
Игры на развитие ВПР (высших психических функций)

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам

Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.

Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.

Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.

Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ

 В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам:

‒ артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

‒ мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.;

‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;

‒ фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.

‒ лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

‒ грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство утомляет и побуждает к безделью и агрессии. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке должен носить многофункциональный характер, дающим возможность использовать его в разных целях.

Создавая коррекционный уголок группы, очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-2005-№ 4
  2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
  3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, Н. В. Нощева.-Спб.:Детство-Пресс,2006.
  4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.,2007.

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей включает несколько разделов:

— расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

По каждой лексической теме указывается примерный словарь на всю неделю, очерчивается круг слов, которые будут вводить в активную речь детей все специалисты и родители под руководством логопеда. Это обеспечивает скорейшую актуализацию новых для детей слов.

— формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: лексико-грамматические игры и упражнения.

— развитие тонкой и общей моторики, координация речи с движением: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, подвижные игры.

— развитие фонематического, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

— совершенствование пространственно-временных ориентировок;

— развитие конструктивного праксиса;

— развитие мышления, памяти, внимания.

Ликбез для родителей

Артикуляционная гимнастика для детей 3-18 месяцев Дети с нарушениями речи
Дисграфия

    механизм и формы дисграфии, советы родителям, упражнения, помогающие в преодолении дисграфии

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов
Дислексия

    формы и причины дислексии, основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками, тексты зрительных диктантов, тесты на определение дислексии для взрослых.

    причины возникновения дизартрии, основные направления коррекционной работы, упражнения, методики, куда обратиться за помощью

Дизартрия, стертая форма дизартрии (коротко)
Гиперактивность и расторможенность

Алалия, ОНР, ЗРР, МДД

    причины и симптомы заикания, методы преодоления заикания, правила и упражнения, практические советы, куда обратиться за помощью

    немного истории, клинические варианты мутизма, лечение мутизма, рекомендации, куда обратиться за помощью

    формы ринолалии, устранение ринолалии, гимнастика, упражнения, куда обратиться за помощью

    симптомы, методика логопедической работы, рекомендуемые упражнения, куда обратиться за помощью

Чем кесарята отличаются от естественно рожденных детей?
Как избавиться от межзубных звуков?

Материал для уголка логопеда «Советы родителям»

«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Ушинский К.Д.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Вы мечтаете, чтобы Ваш ребенок был здоровым, способным, умным и грамотным!

Предлагаем Вам достигать желаемого вместе с логопедом. Для этого необходимо
всегда соблюдать простые правила, а именно:

  1. Заниматься нужно ежедневно по 10 – 15 минут.
  2. Выполнять задания логопеда в игровой форме.
  3. Даже за маленькие успехи ребёнка всегда следует поощрять.
  4. В повседневной непроизвольной деятельности не забывать о поставленной цели и обращать внимание ребёнка, как на собственную речь, так и на речь окружающих людей.
  5. Чистоговорки, пословицы, загадки, стихи, сказки, рассказы и пересказы помогают закрепить поставленные звуки.
  6. Обращайте внимание на собственную речь: говорите неторопливо, размеренно и чётко.

Помните: Ваша речь – пример для ребенка.

  1. Не допускайте передразнивания и высмеивания речи ребенка.
  2. Старайтесь выполнять все рекомендации логопеда, в том числе посещение узких специалистов (невролог, сурдолог, окулист, оториноларинголог и др.) по рекомендации логопеда.
  3. Являйтесь к логопеду по первому требованию.

В случае невыполнения данных требований, педагогами школы будет ставиться вопрос о выводе ребенка с логопедических занятий.

Помните, большие победы складываются из маленьких побед!

ВОЗМОЖНО, ВАШЕМУ РЕБЁНКУ НУЖЕН ЛОГОПЕД ИЛИ ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ?

Обратите внимание на речь Вашего ребёнка. Вас что-то беспокоит? Посоветуйтесь со специалистом. Он развеет ваши сомнения, если нужно — подскажет наиболее подходящий Вашему ребёнку путь решения проблемы. Не откладывайте посещение логопеда в долгий ящик, иначе благоприятное время может быть безвозвратно упущено.

НЕ ЗА ГОРАМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В 1 КЛАСС?

Для успешного обучения ребёнка в школе к завершению дошкольного возраста должны быть сформированы следующие умения и навыки:

1. Правильное произношение и различение звуков.

2.Грамотное изложение собственных мыслей.

3.Активное развитие и пополнение словарного запаса.

4.Умение различать смысловую нагрузку слов.

К сожалению, в настоящее время у большинства детей наблюдается недостаточная сформированность этих навыков, поэтому возникает масса проблем с обучением ребёнка чтению и письму в начальной школе. ОБРАТИТЕСЬ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ЛОГОПЕДУ ИЛИ К ЛОГОПЕДУ-ДЕФЕКТОЛОГУ.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК НАЧАЛ «ЗАПИНАТЬСЯ» В РЕЧИ, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ К НЕВРОЛОГУ.

ЕСЛИ ЖЕ РЕБЁНКУ ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ «ЛОГОНЕВРОЗ» ИЛИ «ЗАИКАНИЕ», ТО ВАМ СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НЕХИТРЫЕ ПРАВИЛА:

1. Не стоит за ребёнка договаривать слова или мысли, подождите, пока он сам всё скажет.

2. Постарайтесь не прятать глаза, а сохранять визуальный контакт с ребёнком.

3. Задайте тон в речи: говорите спокойно, плавно. Ребёнок будет стараться говорить также.

4. Говорите со своим ребёнком, не отвлекаясь на другие дела.

5. Создайте вокруг ребёнка спокойную, позитивную обстановку, исключите всякие психотравмирующие ситуации, длительный просмотр видео, и пр.

6. Никогда не критикуйте и не наказывайте ребёнка за неправильную, невнятную речь.

7. Если ребёнка интересует вопрос заикания, не бойтесь говорить об этом открыто.

8. Выполняйте назначения врача и советы логопеда.

НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД?


Ваш ребёнок неохотно разговаривает и больше молчит;
— неправильно произносит звуки в словах;

— имеет проблемы в понимании Вашей речи;

-искажает слоговую структуру слова (паровоз – павоз и др.);

— имеет низкий словарный запас;

— не может связно рассказать о чём-либо;

— у ребёнка присутствует назальный голосовой оттенок, регулярно повторяющиеся запинки в речи, или смазанная, нечёткая, непонятная для окружающих речь.

Если хотя бы один пункт присутствует, то есть повод для беспокойства и обращения за консультацией к логопеду. Не откладывайте решение проблемы в долгий ящик. Время может быть безвозвратно упущено!

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА….НА КУХНЕ

У Вас нет времени заниматься с ребёнком? Нужно готовить ужин? Тогда эти советы для Вас!

Вы готовите, а Ваш малыш играет рядом, точнее он «помогает». Развивая пальчики ребёнка, мы развиваем его речь.

1. Игра «Золушка». Насыпьте в тарелочку горох и рис или фасоль и гречку, пусть малыш разберёт их на две кучки.

2.Если на листок картона намазать тонкий слой пластилина, то с помощью той же крупы ребёнок сможет выложить изображение какого-нибудь предмета. Получится аппликация из круп.

3.Разрешите Вашему ребёнку поиграть с сырыми макаронами. Они бывают разных форм и размеров. Из макарон можно выкладывать различные узоры или нанизать на ниточку, чтобы получились бусы для мамы.

Можно поиграть и в словесные игры.

1. «Что нужно для борща?» Ребёнок называет все продукты, овощи. Что бы игра получилась весёлой, Вы можете называть те продукты, из которых борщ не варят.

2. «Назови предметы мебели» (посуды, все фрукты, все мучные или молочные продукты).

3. «Что для чего нужно?» Назначение разных кухонных принадлежностей.

4. «Угадай, что это?» Называете признаки предмета (белое, холодное, сладкое – мороженое и т.д.)

Прикладывая свою фантазию, Вы сможете помочь своему ребёнку познавать мир и развивать речь.

Ошибки родителей при обучении детей чтению

Хотите научить своего ребёнка чтению? Тогда делайте это правильно! Не допускайте ошибок, последствия которых приходится с большим трудом исправлять.

Показывая букву, называем её как звук. Например, буква С, а не ЭС. Учим различать этот звук, находить его в словах, придумывать слова с этим звуком. ЭС – это уже 2 звука и при чтении слога СА, ребёнок прочтёт ЭСА. Избегайте «говорящей» азбуки. Её озвучивают непрофессионалы.

Учите плавному чтению, а не отдельными буквами (побуквенное чтение). Например, правильно тянем ССССААААА, а не С, А – СА. Сначала учим слоговому чтению, затем плавно переходим на чтение целыми словами.

Часто слышим : «Он не выговаривает буквы».

Внимание! Выговариваем и слышим мы ЗВУКИ, а буквы видим и пишем!

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предисловие

  • 1-я неделя Овощи
  • 2-я неделя Фрукты
  • 3-я неделя Сад-огород
  • 4-я неделя Откуда хлеб пришел
  • 1-я неделя Деревья
  • 2-я неделя Грибы
  • 3-я и 4-неделя Осень
  • 1-я и 2-я неделя Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме
  • 3-я и 4-я неделя Домашние животные
  • 1-я и 2-я неделя Домашние птицы
  • 3-я и 4-я неделя Новый год. Елочные игрушки
  • 1-я неделя Рождество
  • 2-я неделя Зимние забавы
  • 3-я неделя Зимующие птицы
  • 4-я неделя Зима (обобщение)
  • 1-я неделя Посуда
  • 2-я неделя Транспорт. ПДД
  • 3-я неделя День защитника Отечества
  • 4-я неделя Моя семья
  • 1-я неделя Восьмое марта — мамин праздник
  • 2-я неделя Профессии
  • 3-я и 4-я неделя Перелетные птицы
  • 1-я неделя Ранняя весна
  • 2-я неделя День космонавтики
  • 3-я неделя Пасха
  • 4-я неделя Мебель
  • 1-я неделя Повторение
  • 2-я неделя День Победы
  • 3-я неделя Весна. Первоцветы
  • 4-я неделя Насекомые

    1-я неделя Весна (обобщение)
    2-я неделя Домашнее задание на лето

Логопедический уголок

Марина Рудич
Логопедический уголок

Наш логопедический уголок в старшей группе -одно из любимых мест воспитанников.

Там находятся их любимые игры для развития мелкой моторики и развития воздушной струи, для воспитателя дошкольного образования там находятся демонстрационный материал для занятий различного формата, различные картотеки.

На верхней полке расположены архиваторы с иллюстративным материалом по лексическим темам, а также различные картотеки и игры.

Вот так оформлен

иллюстративный материал по лексическим темам

материалы по развитию связной речи воспитанников

Материалы по звукопроизношению

Материалы по обучению грамоте

-домик гласных звуков

– раздаточный материал для занятий:

-для определения позиции заданного звука в слове

-схемы для определения количества звуков в слове

– материал, для составления схемы предложения

– Дидактическая игра “Слоговые часики”

Материалы для развития психологической базы речи[/b]

Пособия для развития воздушной струи

тут у нас перышки, дудочки, мыльные пузыри, пособия сделанные руками.

Игры, пособия для развития мелкой моторики рук

-Игра с прищепками “Кто что ест”

-Дидактическая игра “Покорми поросенка”

-Дидактическая игра “Резиночки”

-Развивающая игра “Найди такой же мешочек”

-Игры с прищепками

-Игры с пробками

-Игры с макаронами и бусами

Игры, направленные на развитие слухового восприятия

Часть образовательной среды-логопедический кабинет «Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространства, материалами, оборудованием и инвентарём для развития.

Дидактическое пособие «Логопедический домик» В нашем детском саду с нового учебного года открывается логопедическая группа. И встал вопрос по оформлению группы. Было решено сделать.

Логопедический час Логопедический час. Тема: «Игрушки». 1. Упражнение на развитие мимических мышц – Ребята, сегодня я вас приглашаю в магазин игрушек. Покажите.

Логопедический лэпбук Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука в виде модного сейчас лэпбука. Лэпбук – это такая самодельная книжка.

Логопедический проект «Послушный ветерок» Подготовили: учитель-логопед Гурылёва Ж. В. учитель-логопед Крыгина О. Ю. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное.

Логопедический проект «Веселые пальчики» «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Логопедический утренник «Учимся говорить!» ЦЕЛИ: – закрепление умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики; – совершенствование и.

Мой логопедический кабинет Презентация логопедического кабинета Мой профессиональный девиз: Терпение и творчество, Упорство и победа – Вот главные этапы В работе.

Собрание «Логопедический калейдоскоп» .

Внедрение в логопедический процесс национального компонента. В течение учебного года, обучая старших дошкольников на логопункте правильному произношению звуков, я знакомлю их с образом букв. В начале.

–>Логорина –>

Если у ребенка затруднено носовое дыхание, он дышит ртом, часто простужается и болеет, а голос имеет назальный оттенок (попросту говоря “гнусавит”), то можно попробовать решить проблему с помощью дыхательной гимнастики. Ежедневные упражнения в хорошо проветренном помещении в течении нескольких месяцев помогут нормализовать кровообращение, проходимость дыхательных путей и безболезненно решить широкий круг проблем. Самыми эффективными упражнениями являются упражнения по А.Н. Стрельниковой. Подробности о гимнастике А.Н, Стрельниковой можно без труда найти на просторах интернета. Здесь предлагаю памятку для выполнения упражнений и полезные видео для ее освоения.

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Маленький ребенок воспроизводит то, что слышит. Если окружающие взрослые говорят в соответствии с нормами русского языка, то и ребенок избежит большого количества ошибок, овладевая речью. Помогите ребенку! Исправьте себя, чтобы быть примером для подражания.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т.д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие, мышление и воображение.

Консультация содержит различные варианты использования фотоаппарата с целью развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для размещения в родительском уголке.

Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые употребляет? Поймёт ли он устаревшие слова в народных сказках и потешках, правильно ли растолкует значение пословицы или крылатого выражения?

Русский язык богат словами, которые обладают сходным значением, но указывают на какие-то оттенки. Огромное количество слов с противоположным значением, в то время как дошкольники, довольно долго обходятся небольшим их количеством: большой – маленький, тёплый – холодный и т.п.

Между тем, от того насколько хорошо ребёнок владеет всем многообразием слов, их значений, во много зависит его умение интересно рассказывать.

К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор­мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруд­нение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запом­нилось правильно. Очень важно именно первый раз безошибочно про­изнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях.

Начиная с пяти лет дети переходят в старший до­школьный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ре­бенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возра­сте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поли­вают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гос­тях, которые приходили к ним на праздник.

Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошколь­ным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальней­шего развития речи и других высших психических функций ребенка.

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызван­ный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще раз­говаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружа­ющих людей.

Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.

Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

В тексте Вы найдете ответы на разные вопросы: «Что такое заикание?», «Проявления заикания», «Как уберечь ребенка от заикания» и многое другое, в том числе небольшую памятку для родителей и педагогов.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.

Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить . Читать дальше »

Ребенок только начинает изучать буквы. Это очень не легкая задача. Естественно, что на первых порах ребенок может путать буквы, это особенно заметно при попытке их написать. Ведь буквы так похожи!

Неточность в изображении букв может проявляться следующим образом:

– недописывание элементов буквы;

– добавление лишних элементов;

Документ содержит описание правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонорных звуков, артикуляционных и дыхательных упражнений, а также стихи к ним. Материал будет полезен воспитателям и родителям детей с речевыми нарушениями.

Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела (занятия продуктивными интеллектуальными видами деятельности, игры, прогулки или отдых), определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т.п. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей школьной жизни.

Даже к 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а тем более определяют время по часам.

В 5 – 7 лет ребенка нужно научить:

– воспринимать временные интервалы: сутки, . Читать дальше »

Важнейшим показателем развития и необходимым фундаментом дальнейшего успешного обучения ребенка являются его знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Запас и качество необходимых знаний дошкольника

зависят непосредственно от уровня развития его восприятия и сформированности обобщенных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и других так называемых сенсорных эталонах.

Если взрослые мало разговаривают с дошкольником на «детские темы». Не предлагают ему заданий для развития мышления и речи, его познавательные процессы (восприятие, внимание, память) формируются с задержкой, и это непременно затруднит обучение в школе.

У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.

Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются фонетико-фонематические недостатки.

При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематиче . Читать дальше »

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и пере­мещения предметов относительно друг друга и собствен­ного тела . Они играют значительную роль во взаимодей­ствии человека с окружающей средой и служат необхо­димым условием ориентировки в ней.

У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании при­лагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заме­няются обозначениями «боль­шой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»).

Уголок логопеда. Простые логопедические рекомендации и советы для родителей

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

    обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом

  • включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им кажутся занимательными на данном этапе развития);
  • стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с ними).
  • Цели и задачи создания центра

    В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

    • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
    • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

    Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

    • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
    • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
    • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

    Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

  • развитие логического мышления, внимания, умения находить причинно-следственные связи;
  • отработка звукопроизношения (при разучивании чистоговорок и скороговорок);
  • развитие фонематического слуха (дети понимают значения слов из стихотворений, сказок, воспринимаемых на слух);
  • освоение принципов грамматического строя языка в играх (например, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов -чка-, -онк- и др., а также изучение синтаксических норм, в частности, правил построения предложений).
  • Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

    При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

    Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

    Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста
    Группа Задачи
    Первая младшая Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх. Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке. Уточнение и обогащение словаря. Воспитание внимания к обращённой речи.
    Вторая младшая Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками). Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками). Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений). Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры. Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
    Средняя Активизация и обогащение пассивного и активного словаря. Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных. Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха. Тренировка мелкой и крупной моторики. Развитие пространственных представлений.
    Старшая, подготовительная Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий. Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например). Развитие артикуляционной моторики. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры). Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи.

    Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.

    Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.

    Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.

    Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.

    Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

    Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.

    Для родителей

    Консультации для родителей

    Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

    Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
    Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
    Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
    Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
    Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

    Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
    Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
    Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

    Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

    Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
    Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

    Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

    Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
    Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
    Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

    Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
    Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
    Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
    Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

    Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
    Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
    Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

    Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
    Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

    Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
    Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
    Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

    Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
    При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

    Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
    Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

    Характеристика речевого развития

    • Уровень развития речи детей в 2 года
    • Уровень развития речи детей в 3 года
    • Уровень развития речи детей в 4 года
    • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
    • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

    Памятки для родителей

    • Полезные советы для неравнодушных родителей
    • Требования к речи первоклассников
    • Комплексы артикуляционной гимнастики
    • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
    • Обогащаем словарный запас
    • Рекомендации логопеда на летний период
    • Правила занятий с ребенком дома

    Вопросы-ответы

    • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

    Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

    Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей
    Читайте также:
    Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся школ 8 вида
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: