Индивидуальный план самообразования логопеда

Индивидуальный план самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

Индивидуальный план самообразования
на 2012 – 2017 учебные годы
учителя-логопеда
Царевой Светланы Викторовны

ИДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

План изучения темы

Содержание работы

Формы представления результатов

Диагностический

  1. Постановка проблемы
  2. Изучение литературы и имеющегося опыта

2012 – 2013 учебный год

Прогностический

  1. Формулирование целей и задач работы над темой
  2. Определение средств, форм и методов работы
  3. Прогнозирование результатов

2013 – 2014 учебный год

Практический

  1. Организация коррекционно-образовательного процесса
  2. Анализ результатов реализации поставленных задач
  3. Корректировка содержания деятельности

2014 – 2015 учебный год

Обобщающий

  1. Подведение итогов
  2. Систематизация материала
  3. Подготовка и размещение материалов на логопедические сайты по теме: «Современные информационные технологии в практике работы педагога»

2015 – 2016 учебный год

Внедренческий

  1. Внедрение системы работы по использованию ИКТ с детьми
  2. Распространение опыта

2016 – 2017 учебный год

Отчет по самообразованию

На первом этапе по самообразованию в 2012 – 2013 учебном году мною была изучена и обобщена психологическая и педагогическая литература по проблеме использования ИКТ в логопедической работе с детьми.

Обоснование выбранной темы: Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в коррекционной школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в коррекционные учреждения в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Изучение литературы по проблеме

Издательство, год

Период изучения 2012 – 2013 уч. г

Черлина Н.А.2004 г.Ноябрь4Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3Томилина С.М.2006 г.Декабрь5Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5.Кузьмина Е.В.2008 г.Февраль6Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12Иванова Е.В.2009 г.Январь7Использование ИКТ в работе логопеда детского садаХодченкова О.А.www.iech.ruМарт8Интернетресурс: schl138.kob./Infomatic/PowerPoint/L 1/htm

Апрель9Интернетресурс: festival.1 september.ru/articles/520782/

На втором этапе по самообразованию в 2013 – 2014 учебном году мною были сформулированы цель и задачи работы над темой, определены средства, формы и методы работы, прогнозированы результаты.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с учащимися с использованием информационных компьютерных технологий

• Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми.
• Выявить уровень развития речи учащихся с использованием информационных компьютерных технологий.
• Разработать и систематизировать методические и дидактические материалы.
• Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с учащимися, распространение положительного опыта.

Условия реализации поставленных задач:

• Использование новых моделей компьютера.
• Работу с компьютером на одном занятии проводить в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).

• повышение интереса к учебному материалу на логопедических занятиях;
• развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
• развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности;
• развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков;
• повышение эффективности логопедической работы в целом.

На третьем этапе по самообразованию в 2014 – 2015 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Отобраны, установлены и использованы в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов (аудиодиск «Учимся говорить правильно», «Игродром», «Тренажер для развития внимания и памяти»).

Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П

2. Созданы или закачаны из Интернета, использованы медиатеки, содержащие презентации POWERPOINTMICROSOFT.

Презентационные материалы применялись для:

• развития речевого дыхания;
• гимнастики для глаз;
• автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах, и связной речи;
• дифференциации акустически близких звуках и графически сходных букв;
• развития фонематического восприятия;
• развития элементарных и сложных форм языкового анализа и синтеза;
• усвоения лексических тем;
• развития навыков словообразования и словоизменения;
• развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

3. Подобраны картинки для коррекциизвукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя речи.

4. Разработана методика логопедического обследования.

5. Проведены открытые логопедические занятия с использованием ИКТ «В поисках звука С», « В гостях у Маши».

6. В работе были регулярно использованы Интернет-ресурсы.

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном годубыла проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Папака по самообразованию учителя-логопеда Клюшник Надежды Викторовны

по самообразованию учителя-логопеда

КЛЮШНИК НАДЕЖДЫ ВИКТОРОВНЫ

Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя – логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя – логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога – психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование – одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя – логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

Читайте также:
Логопедическая неделя в начальной школе

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

«Совместная картотека» – подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

Семинары – практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

Сентябрь, январь, май

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» – создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» – подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

Реализация проекта «Рука в руке» – педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование».

Участие в работе РМО учителей-логопедов

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”; Примерная основная образовательная программа ДОУ

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке».

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи

«Совместная картотека» – создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» – создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

Оформление проекта «Рука в руке» – педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика».

Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование».

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей – логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Наш портал»,«Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

Работа он – лайн «Наш портал», педагогического сообщества «Моё образование» привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088 / (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. – 1983. – №1.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. – М.: Мозаика – Синтез. – 2015г. – 160с.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Читайте также:
Дифференциация Ц-С, Транспорт - конспект фронтального логопедического занятия

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

План по самообразованию учителя-логопеда

на 2015 — 2016 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

Время работы над темо й: сентябрь 2015г – май 2016г

Источники самообразования:

обмен опытом на базе МБДОУ ,

обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

консультирование педагогов МБДОУ;

размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;

показ открытого занятия на МО логопедов;

обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»

автор: Амирова Василя Раисовна

учитель-логопед МАДОУ ДСКВ «Югорка»

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития :

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития :

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

— и зучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2016-17, 2017-18 учебные года.

Участники: дети, воспитатели и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Читайте также:
Совместная деятельность В гостях у сказки

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.


План работы на 2016-2018 учебный год

— Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий.

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.

— Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.
— Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
— Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

— Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Логопедическая работа. Самообразование

Содержится в разделах:

План самообразования учителя-логопеда «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР» Год от года возрастает количество воспитанников с речевыми нарушениями, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. В процессе общения с окружающими, сверстниками и взрослыми речь ребенка формируется.

План работы по самообразованию «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда» План работы по самообразованию «Использование ИКТ в работе учителя – логопеда». на 2021-2022 учебный год Учитель-логопед : Голубева А. Д. План работы по самообразованию учителя-логопеда. Ф.И.О: Голубева Алина Дмитриевна Тема: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

Логопедическая работа. Самообразование – Самообразование учителя-логопеда «Применение биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения» дошкольный возраст

Публикация «Самообразование учителя-логопеда «Применение биоэнергопластики при. » Цель: повысить свой профессиональный уровень. Применение биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста; развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

План по самообразованию учителя-логопеда «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО. Задачи: 1.

План по самообразованию учителя-логопеда «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ» Тема: «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ» Цель: создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Задачи: 1. Повысить.

Самообразование учителя-логопеда «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ» План по самообразованию учителя-логопеда Плескуновой Татьяны Андреевны Тема: «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ» Новокузнецкий городской округ, 2020 Тема: «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ» Цель :повышение методологической основы, уровня квалификации.

Логопедическая работа. Самообразование – План по самообразованию учителя-логопеда

Статья «План по самообразованию. » «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста» Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский. АКТУАЛЬНОСТЬ Владение родным.

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей группе детского сада Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста». Время работы над темой: сентябрь 2019 – май 2020 года. Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Логосказки как средство коррекции речи детей» Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Логосказки как средство коррекции речи детей». воспитатель старшей логопедической группы: Ульянова Т.А Цель: показать роль и значение логосказок как один из эффективных приемов развития ре-чи у детей. Задачи: 1. Повысить.

План по самообразованию «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация образовательной среды предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в.

Индивидуальный план самообразования логопеда

Цель: показать роль и значение логосказок как один из эффективных приемов развития речи у детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Цель: показать роль и значение логосказок как один из эффективных приемов развития ре-чи у детей.

Читайте также:
Конспект занятия Знакомство с творчеством Н.Н. Носова

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (статьи в СМИ, интернет-ресурсы);

2. Разработать картотеки для организации воспитательно – образовательного процесса.

3. Применить эти разработки на практике.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, име-ющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо раз-витие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются ЛОГОСКАЗКИ.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связан-ных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.

Этапы работы по самообразованию

– Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

– Изучение периодической печати.

– Знакомство с работами других педагогов.

– Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

1. Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Фе-дерации” № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» – СПб. «КАРО», 2001

4. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М. : Линка-Пресс, 2008

5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Рече-вые развлечения в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2009

6. Справочник старшего воспитателя до-школьного учреждения, №11, 2013

7. Дошкольное образование, №8, 2009

Разработать картотеки по теме самообразования.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

– Подготовить консультации по те-ме.

Разработать и апробировать си-стему работы по теме самообразования.

– Участвовать в работе конференций, семинаров. -Картотеки по теме самообразования,

-рекомендации, памятки для педагогов и родителей,

-консультации по теме.

Итоговый этап (отчёт)Формы отчета:

– обобщение опыта работы по теме самообразования.

– Выступления на педсоветах, се-минарах – по обмену опытом и педагогических находок.

– Консультации и картотеки для пе-дагогов по теме самообразования.

– Внедрение в педагогический про-цесс методических пособий.

– Ознакомление коллег с новинка-ми методической литературы по те-ме само

– анализ результатов работы.

-Консультации и картотеки для педагогов по теме самообразования;

-Картотека по теме;

-Опыт работы, презентация по теме.

Перспективный план работы по самообразованию

на 2020-2021 год

-Чтение художественной литературы.

-Дидактические, артикуляционные, пальчиковые игры.

-Самостоятельная деятельность.

-Подбор и изучение методической лите-ратуры по данной проблеме

-Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

-Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

-Помощь в обогащении предметно-развивающей речевой среды.

-Обмен опытом между коллегами.

-Помощь в обогащении предметно-развивающей речевой среды.

-Изучить опыт других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Оформление наглядной ин-формации.

-Использование логосказок в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в игре, в свободной деятельности

-Создать картотеку по пальчиковым играм, упражнениям на релаксацию, дыхательным упражнениям, упражнениям на координацию речи с движением, играм на развитие

-Мастер-классы для родителей

-Подобрать цикл сказок на коррекцию речевого развития дошкольников

-Консультация для родителей: «Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома»

-Обмен опытом между коллегами.

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы

-Картотека для воспитателей

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы.

-Оформление результатов работы по теме,представление материалов;

-Создание презентации «Коррекции речи дошкольников при помощи лого-сказок».

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы.

1. Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования При-каз Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» – СПб. «КАРО», 2001

4. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М. : Линка-Пресс, 2008

5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Речевые развлечения в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2009

6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №11, 2013

Читайте также:
Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопункта

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.
учебно-методический материал по логопедии

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_zd.docx 24.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

– это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • Принцип «не навреди!»
  • Принцип сознательности
  • Принцип непрерывности процесса
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности и индивидуальности
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия
  • Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На своих логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

– гимнастика для глаз:

– массаж и самомассаж;

Помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Также на своих занятиях уделяю внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху. Ведь плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются условием четкой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, нарушены.

Для развития дыхания я используем игры и упражнения:

– «Забей мяч в ворота»;

– «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;

– Упражнение «Шторм в стакане».

Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываю возможности каждого ребенка.

Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты). Для преодоления твердой атаки голоса (формирование мягкости) использую пропевание гласных на одном тоне (упражнение «Щенок скулит», с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса.

Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом ( яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки»).

Упражнения на развитие мелкой моторики

Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Использование такого упражнения «Перебери» (ребенку предлагается тарелка, в которой смешанны разные камушки и он должен их положить в разные сосуды).

Кинезеологические упражнения, направленны на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

«Ухо-нос-хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Важной и неотъемлемой часть логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата,

-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков,

-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

– уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.

Массаж и самомассаж рук

На своих занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа. Самомассаж рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимулированию тактильных ощущений, улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить напряжение. Он является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму.

При самомассаже рук часто использую элементы Су- Джок терапии.

Су – Джок терапия

Стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Это Су-Джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Таким образом, Су– Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Упражнения на релаксацию

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,

– помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;

– формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;

-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.

Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

В своей работе я использую физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.

Также на занятиях использую физкультминутки игрового характера. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости.

  • направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
  • развивают общую моторику.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

– дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

– снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Правильно говорящий ребёнок – здоровый ребёнок.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи стоящие перед логопедом:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

– насыщение организма кислородом

– улучшение обменных процессов

– нормализация психо-эмоционального состояния

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

-развивают концентрацию внимания

-обеспечивают межполушарное взаимодействие

-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи ? развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Логопедическая ритмика.

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Самомассаж. Су-Джок терапия. Ауриколо терапия.

В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность.

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

-развитие специализации полушарий головного мозга;

-синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие способности к произвольному контролю;

-снятие психо-эмоционального напряжения;

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Т.О. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: