Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи
Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно – ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.
При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.
Основной целью индивидуальных занятий учителя-логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.
Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий – формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Планирование
индивидуальной лого-коррекционной работы
c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)
1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка,при помощи:
– логопедический массаж, который осуществляет логопед;
– самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;
– массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;
– артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;
1.2.Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;
1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;
1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;
1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.
1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.
2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):
2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;
2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;
2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;
2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;
2.5.Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;
2.6. Дифференциация поставленных звуков;
2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.
3.Развитие общей и мелкой моторики:
3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор – Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
4.Формирование фонематического восприятия:
4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы – В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
5.Формирование фонематического слуха:
5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор – В. И. Селеверстов.
6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:
6.1.Словообразование и словоизменение:
– формирование обобщающих понятий по лексическим темам;
– подбор слов – антонимов;
– подбор слов – синонимов;
– образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
– преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;
– образование названий детенышей;
– образование относительных притяжательных имен прилагательных;
– преодоление конструктивного аграматизма;
– формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;
– употребление существительных в косвенных падежах;
– образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;
– согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;
– образование относительных и притяжательных прилагательных;
– согласование количественных числительных с именами существительными;
– согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;
– понимание и употребление простых и сложных предлогов;
– уточнение грамматического значения слова.
7. Развитие лексической стороны речи:
7.1. Расширять предметный словарь;
7.2. Расширять словарь признаков;
7.3. Расширять глагольный словарь;
7.4. Формирование структуры значения слова;
7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;
7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
8. Формирование связной речи:
8.1. Составление различных форм расширенных предложений;
8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;
8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;
8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;
8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);
8.8. Формировать умение составлять пересказ;
8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;
8.10. Развитие связной монологической речи;
8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;
8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
9.Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:
9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);
9.2.Развитие зрительного восприятия:
– узнавание контурных изображений предметов;
– узнавание силуэтов предметов;
– узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;
– собирание разрезных картинок.
– исключение четвертого лишнего;
– установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;
9.4. Развитие пространственных представлений;
9.5. Развитие временных представлений.
10.Воспитание самоконтроля за речью:
В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.
Проект «Страна красивой речи». Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями «Страна красивой речи» Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и их родителям на основе индивидуального подхода Раздел.
Дидактические игры по развитию речи для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста Д/и «Предлоги» Цель: составить предложение с заданным предлогом. Д/и «Придумай предложение со словами….»Цель: упражнять в составлении.
Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.
План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для.
Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».
Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Путешествие в прошлое» ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 26.02. по02.03) Тема: «Путешествие в прошлое и будущее на машине.
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Цветы и травы» ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 14.05.2018 г. по 18.05.2018 г.) Группа: старшая группа № 2 Тема:.
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Зимняя сказка» Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пур-га,расширение представлений.
Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход.
Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с ОНР
методическая разработка по логопедии на тему
Особенности планирования и проведения работы по коррекции общего недоразвития речи детей 1,2,3 уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostenko_ind-kor_programmy_onr_oo.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
на 2016-2017 уч.год
учителя-логопеда Костенко Н.В.
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – В. Д.
Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень
Формы, методы, приемы
Развитие артикуляционной моторики:
Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».
Развитие импрессивной речи:
– расширять объем понимания речи;
– учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».
-Демонстрационный материал по лексическим темам
-Игры с предметами
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом
-оформление логопедического альбома
-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.
Создавать предпосылки к развитию речи:
-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;
– формировать умение правильно отвечать на вопросы
Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи
«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»
Развивать мелкую моторику:
– «Волшебные ниточки и клубочки»
Постановка речевого дыхания:
«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»
-игры с предметами
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – Ф. М.
Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень
Формы, методы, приемы
Развитие артикуляционной моторики:
Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».
Развитие импрессивной речи:
– расширять объем понимания речи;
– учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».
-Демонстрационный материал по лексическим темам
-Игры с предметами
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом
-оформление логопедического альбома
-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.
Создавать предпосылки к развитию речи:
-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;
– формировать умение правильно отвечать на вопросы
Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи
«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»
Развивать мелкую моторику:
– «Волшебные ниточки и клубочки»
Постановка речевого дыхания:
«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»
-игры с предметами
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – В. Т.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень
Формы, методы, приемы
Развитие артикуляционной моторики:
Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».
Формирование правильного звукопроизношения:
постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь
Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности
а) через внешний контроль со стороны взрослых
б) через использование сигналов обратной связи
в) через систематическую работу
Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.
Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».
Сентябрь- май лр
Развитие импрессивной речи:
– расширять объем понимания речи;
– учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».
-Демонстрационный материал по лексическим темам
-Игры с предметами
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом
-оформление логопедического альбома
-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.
Создавать предпосылки к развитию речи:
-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;
– формировать умение правильно отвечать на вопросы
Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи
«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»
Развивать мелкую моторику:
– «Волшебные ниточки и клубочки»
Постановка речевого дыхания:
«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»
-игры с предметами
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – С. Ф.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.
логокоррекционной работы и задачи
Формы, методы, приемы
Развитие подвижности речевого аппарата.
Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,
Формирование правильного звукопроизношения:
постановка звуков простого и сложного онтогенеза.
Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности
а) через внешний контроль со стороны взрослых
б) через использование сигналов обратной связи
в) через систематическую работу
Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.
Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом
Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.
Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога
Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.
Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных
Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.
Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,
Дидактическая игра «Делим слова на слоги».
Различные упражнения типа «Запомни – повтори», «Скажи – повтори» и др.
Формирование грамматического строя речи:
– употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;
– употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;
– употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;
– предложного формы имени существительного;
– согласование имен числительных с именами существительными;
– согласование прилагательных с существительными;
– знание и употребление пространственных предлогов
«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».
Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»
Развитие фонематическое восприятие
Развивать слуховое внимание, память.
Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.
Учить выделять согласный звук из конца слова.
Определять поставленный звук в разных позициях.
Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»
Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».
Формирование мелкой и общей моторики:
Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.
Развивать мелкую моторику рук.
Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.
Формирование связной речи:
Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему
Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам .
Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».
Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»
Планирование индивидуальной логопедической работы.
Составление индивидуального образовательного маршрута ребёнка с нарушениями речи подразумевает обязательное наличие плана индивидуальной логопедической работы. После проведения логопедического обследования логопед заполняет речевую карту и выстраивает речевой профиль каждого ребёнка. Затем на их основе составляет план индивидуальной логопедической работы с каждым ребёнком, имеющим нарушение речи (далее – индивидуальный план). Из личного опыта работы можно утверждать, что в индивидуальном плане нужно выделить следующие направления логопедической работы:
- 1. «Формирование . » (когда речевой процесс отсутствует или находится в зачаточном состоянии).
- 2. «Развитие . » (когда речевой процесс сформирован, но недоразвит).
- 3. «Коррекция . » (когда процесс нарушен).
Эти направления нужно соотнести с результатами логопедического обследования (см. речевую карту и протокол обследования) и определить блоки работы. Рассмотрим пример планирования индивидуальной логопедической работы по блокам и выделим особенности такого планирования.
I. Работа над зву копр оизношением.
1. Необходимо обратить внимание на форму нарушенного звукопроизношения. Отталкиваясь от неё, будем планировать индивидуальную логопедическую работу:
A) при отсутствии звука: подготовка к постановке звука, постановка звука и закрепление изолированного произношения, автоматизация звука.
Б) при искажении звука: подготовка к постановке звука, постановка звука и закрепление изолированного произношения, автоматизация звука.
B) при замене звука: подготовка к постановке звука, постановка звука и закрепление изолированного произношения, автоматизация звука, дифференциация со звуком-заменителем.
Г) при смешении звуков: дифференциация обоих звуков (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях).
2. Также необходимо уточнить, на каком уровне нарушено звуко-произношение: нет даже изолированного звука (значит, нужна постановка), нет звука на уровне слогов, слов, предложений (автоматизация с соответствующего уровня).
3. Наконец, важно определить последовательность работы над звуками. Традиционно принято начинать работу от свистящих к шипящим, потом соноры и аффрикаты. На современном этапе часто коррекция начинается с того звука, с которого легче ребёнку, от чего получается.
II. Работа над просодической стороной речи: формирование, развитие, коррекция.
- 1) работа над дыханием (формирование диафрагмального дыхания, развитие речевого дыхания, формирование направленной и сильной воздушной струи);
- 2) работа над голосом (развитие силы и высота голоса, коррекция назального оттенка и т.д.);
- 3) работа над интонацией (развитие разных видов интонации);
- 4) работа над темпом и ритмом (коррекция ускоренного темпа, коррекция ритма речи).
III. Работа над фонематическим восприятием, звуковым анализом и синтезом.
Если эти процессы не сформированы, то начинать нужно с различения неречевых звуков. Если процессы недоразвиты или нарушены, то можно начать с различения собственно речевых звуков, но тоже в определённой последовательности: от наименьших различительных трудностей к наибольшим (т.е. от наиболее различимых на слух и в артикуляции звуков к наименее, а потом – к различению смешиваемых, например: с – м, с – р, с – т, с – ш, с – з, с – ц).
Работа над звуковым анализом и синтезом, как правило, направлена на их формирование и развитие.
IV. Работа над слоговой структурой слов: коррекция (т. к. имеются пропуски, перестановки, добавление лишних слогов, искажение структуры отдельного слога).
Необходимо научить ребёнка определять количество слогов в слове (делить слова на слоги), соединять слоги в слова, работать над словами сложной слоговой структуры.
Отметим, что в логопедической работе необходима интеграция указанных блоков, так как отработка звукопроизношения строится на правильной воздушной струе и голосе, ведётся в словах разной слоговой структуры, а также в начале, середине, конце слова и при стечении согласных (эта последовательность определяется конкретным звуком, так как некоторые звуки проще автоматизировать в конце слова – [л], [ч], а некоторые – при стечении – [р]).
V Работа над мелкой моторикой: развитие умений удерживать позу, переключаться с одной позы на другую.
Отметим, что, несмотря на то, что речь идёт об индивидуальных занятиях, планирование работы не должно ограничиваться только произносительной стороной речи, а включать лексику и грамматику, так как произношение отрабатывается на разных уровнях (слоги, слова, предложения).
VI. Работа над лексикой.
При OHP І-ІІ уровня мы говорим о формировании лексики, а при OHP III уровня – о развитии (обогащение, уточнение, активизация). Видами работы являются: работа над предметным, предикативным и атрибутивным словарём.
VII. Работа над грамматическим строем: формирование, развитие, коррекция.
- 1) работа над словоизменением (в роде, числе, падеже);
- 2) работа над словообразованием (суффиксальный, префиксальный и др. способы);
- 3) работа над построением предложений (от простых нераспространённых – к их распространению и усложнению).
Здесь также можно отметить необходимость интеграции блоков (например, когда мы работаем над предметным словарём «Детёныши животных», необходимо отработать суффиксальный способ словообразования, над предикативным словарём – префиксальный способ словообразования).
VIII. Работа над связной речью: формирование (при OHP І-ІІуровня), развитие (при бедной связной речи OHP IIIуровня), коррекция (при ОНР, когда в связной речи не соблюдается последовательность событий).
Таким образом, планирование логопедической работы является важнейшим звеном коррекционного процесса. Логопед осуществляет различные виды планирования своей деятельности, по которым в дальнейшем выстраивается диагностическая, коррекционно-развивающая и методическая работа, а также строится индивидуальный образовательный маршрут ребёнка.
Вопросы для самопроверки
- 1. Какие виды планирования логопедической работы в дошкольной образовательной организации вам известны?
- 2. Почему необходимы различные виды планирования логопедической работы?
- 3. В чём заключается планирование фронтальной логопедической работы?
- 4. В чём заключается планирование индивидуальной логопедической работы?
Индивидуальный план логопедической работы при заикании
Индивидуальный план логопедической работы
при заикании
Данный план составлен для ______________, который имеет логопедическое заключение: заикание.
План составлен на основании результатов логопедического обследования. При его составлении учитывалась структура речевого дефекта ребенка, возраст, а так же индивидуальные особенности ребенка.
План рассчитан на реализацию в течении одного учебного года. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия 20 минут, при этом время может быть изменено в зависимости от состояния и реальных возможностей ребенка.
Направления работы:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Перспективное планирование логопедической работы
Содержание работы
1 этап – Работа над дыханием, артикуляцией, голосом
* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
* Постановка диафрагмально-реберного дыхания:
-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,
-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.
* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.
* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.
* Координация речи и движений рук:
-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,
-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,
-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение “Ручки”),
-маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук – упражнение “ручки”).
* Развитие общей и мелкой моторики.
2 этап – Работа над словами и простой фразой
* Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).
* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.
* Постановка диафрагмального речевого дыхания:
-упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных – АОУИ, ЯЮЕЁ,
-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:
1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце),
2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.
* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.
* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.
* Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).
* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)
* Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения “Ручки” (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.
Ноябрь, декабрь, январь
3 этап – Работа над фразой
* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.
* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.
* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.
* Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз:
1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов:
-ответы на вопросы,
2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков:
-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,
-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,
* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.
* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.
* Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:
-описательного рассказа о предмете, игрушке,
-рассказа по картине,
-сюжетного рассказа по серии картин,
-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение “ручки”).
* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение “Колесо”).
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ “Лицей №5”, г.Губкин, Белгородская область.
Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.
Этапы
Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Слоговой состав слова.
Деление слов на слоги.
Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.
Развитие фонематической стороны речи
-выделить определенный звук из ряда других звуков;
-определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;
– повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;
– самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;
– называть ряд слов, содержащих определенный звук.
– воспроизводить заданные ритмические рисунки;
– сочетать отстукивания ритма и проговаривания;
– производить элементарный звуковой анализ и синтез;
Восполнение пробелов в формировании связной речи
– называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
– заучивать наизусть рифмованные фразы.
– читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
– отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.
Этапы
Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
Гласные и согласные звуки.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Слоговой состав слова.
Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).
Дифференциация предлогов и приставок.
Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.
Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами.
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи
Развитие навыков построения связного высказывания:
– установление последовательности событий;
– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.
Этапы
Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
Гласные и согласные звуки.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Слоговой состав слова.
Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
Совершенствование фонематического анализа и синтеза.
Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).
Дифференциация предлогов и приставок.
Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.
Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи
Развитие навыков построения связного высказывания:
– установление последовательности событий;
– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.
Этапы
Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).
Дифференциация предлогов и приставок.
Уточнение и закрепление понятий: существительное, прилагательное, глагол, антонимы, синонимы, омонимы.
Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Восполнение пробелов в формировании связной речи
Развитие навыков построения связного высказывания:
– установление последовательности событий;
– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Формирование практических представлений о тексте.
Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.
Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.
Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)
Этапы
Содержание работы
Развитие общей моторики
Развитие мелких движений пальцев рук.
Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Работа на логопедических занятиях
Самостоятельная работа дома
Игровые приемы и упражнения
Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука
Знакомство с артикуляцией звука
Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т – т – т);
• присоединение голоса(.д – д – д.);.
• выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т – т – т – ттрррр)
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
• вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”).
Специальные упражнения для звука [Л]:
– вызывание межзубного [Л]:
• “Улыбка”;
• прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
• так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
– постановка звука [Л] от
вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
• “Качели” (для губного [Л]);
• “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ы ыыы”.
– механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.
Коррекция звука.
1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.
З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений
Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности
Работа над звуком
1) Звук в слоге:
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
2) Звук в слове:
• в начале; • в середине; • в конце;
• в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.
2) Формирование фонематического анализа
З) Развитие семантической деятельности
4) Развитие фонематических представлений
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
1) Произнесение слов, слогов и предложений.
2)Работа с таблицами.
3)Работа с игровым материалом, картинками.
4) Чтение текстов.
5)Работа с деформированным текстом.
б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.
1)Составь из названных звуков слог,слово.
2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком
1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.
2)Введение звука в самостоятельную речь.
Чтение слогов, слов, предложений, текстов.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради
Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.
Свистящая и шипящая группа звуков
Этапы
Содержание работы
Развитие общей моторики
Развитие мелких движений пальцев рук.
Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Работа на логопедических занятиях
Самостоятельная работа дома
Игровые приемы и упражнения
Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности
Знакомство с артикуляцией звука.
Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”);
• с присоединением голоса(“д -д – д”);
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”.
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).
Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р.
Работа над звуком
1) Звук в слоге: открытом; закрытом;
в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки
Развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений
1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.
З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений
Развитие фонематических представлений.
1)Произнесение слов, слогов и предложений;
2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками;
4) Чтение текстов;
5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
Составить из названных звуков слог, слово.
Дать полный ЗБА слова.
1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
2) Придумать слово по количеству звуков, слогов.
3) Подобрать картинки на звук.
1) Пересказ различных текстов.
2) Составление рассказов:
– по опорным словам;
– по сюжетным картинкам;
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.
«Музыка и речь» (инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)
консультация по логопедии
Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкальный руководитель, так как
музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:
– музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение.
– движения создают ритм, который является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.
– пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_rech.docx | 29.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга
(инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)
Галкина Марина Дмитриевна
Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию доклад по теме «Музыка и речь», в котором расскажу о взаимосвязи в кррекционно-образовательном процессе музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Под музыку Грига:
Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!
Актуальность взаимосвязи в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда вытекает из программных задач, которые мы решаем совместно, используя инновационные технологии, новые методы, приемы и более эффективные средства.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы, средства и приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
В своей работе мы руководствуемся
программой воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.Б. БАРЯЕВОЙ.
Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкальный руководитель, так как
музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:
– музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение.
– движения создают ритм, который является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.
– пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. И особенно хорошо, если они будут сопровождаться музыкой.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.
Исключительная ценность использования музыкально – игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения — базиса различных видов искусства.
У детей логопедических групп отмечается заметное отставание в музыкальном развитии по сравнению с их сверстниками из обычных групп: дети не справляются с пропеванием звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка; плохо артикулируют гласные звуки.
За основу мы взяли технологию Т.С. Овчинниковой, представленную в книге
«Вокально – коррекционный коллаж» 2012 год для логопедов, дефектологов, психологов, музыкальных руководителей.
В работе с детьми мы используем приложение к книге «Вокально-коррекционный коллаж» Т.С. Овчинниковой
«Пять шагов на пути к правильной речи» ,
которое раскрывает пять этапов системной работы музыкального руководителя и учителя – логопеда.
Все пять шагов включают в себя задачи , которые мы решаем совместно: дыхание, ритм, темп, динамика, лад, движения, моторика, голос, звукопроизношение, просодика, фонематика, слоговая структура слов, рифмование слов и фраз, которые в зависимости от возраста детей усложняются и совершенствуются.
1. шаг – знакомство со средствами музыкальной выразительности (динамика, ритм, темп, лад); – пальчиковая и артикуляционная моторика; – развитие правильного дыхания и голоса; – речевой материал (ударение)
2 шаг – – средства музыкальной выразительности; – пальчиковая и артикуляционная моторика; – автоматизация гласных звуков (распевки, голосилки) – координация дыхания – движения, дыхания – слушания; – учимся рифмовать фразу по слогам, по словам
3 шаг – – средства музыкальной выразительности; – пальчиковая и артикуляционная моторика, – автоматизация шипящих звуков (распевки, песенки); – учимся выкладывать ритмический рисунок в стихах; – работа над интонацией в песне, в стихах.
4 шаг – – средства музыкальной выразительности (ритмоблок, характер); – освоить сложно-координированные пальчиковые и ручные движ.; – автоматизация шипящих звуков (распевки, песенки); – творческие задания (шумовой оркестр); – метод пластического моделирования (мимика, пантомимика); – показ стихов в речевых заданиях (речь с движением).
5 шаг – – средства музыкальной выразительности (форма, нюансы, цвет); – формирование интегрированного восприятия образа (цвет, движение, тембр); – творческие задания на основе визуализации образов; – театрализация, инсценировки стихов, песен, мелодекломация.
Во всех пяти шагах мы порциально включаем логоритмику (А.Буренина, Анисимова, Шашкина, Н.Рычкова, Н.Савицкая и др.) , которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.
- Логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективно средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом (Г. А. Волкова).
- Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
- Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
- Особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Слышать, видеть, понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать, играть ритмично
— громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,
Самому придумать что-то, изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели— ЧИСТОЙ РЕЧИ детворы!
Первая задача, которую нужно решать, — это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
- Затем, видеть, концентрировать внимание на ведущем, реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
- Понимать просьбу, инструкцию — следующая ступень работы.
- Ощущать пространство, учиться двигаться по залу, не наталкиваясь друг на друга, на предметы — очередной шаг в работе.
В результате систематических занятий у детей:
– укрепляется костно-мышечный аппарат, – развивается дыхание, – развиваются моторные, сенсорные функции, – чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию: -координации, – общей и тонкой произвольной моторики. – с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, – развиваются речевой слух, речевая память.
Чтобы достигнуть главной цели мы используем различные средства, методы и приемы:
1. Дыхание – игры на дыхание под музыку (с продуктивной деятельностью)
развивают слуховое внимание, плавный длительный выдох, звукопроизношение, координацию речи и движения, способствуют развитию мелкой моторики и обогащению словарного запаса.
2. Артикуляция – используем логопедические голосилки, распевки, песенки на автоматизацию звуков (Овчинникова, Нищева, Баромыкова…)
3. Фонематика – для развития фонематического слуха, дифференциации шумовых и речевых звуков мы используем мы используем технологию Е. Железновой «Сказочки-Шумелочки». Дети сначала знакомятся со сказками, запоминают шумовые звуки, учатся различать их, потом рассказывают сказки по ролям, используя шумы (подручный материал) и вместе с тем знакомятся с шумовыми инструментами. А уже на следующем этапе самостоятельно участвуют в «Шумовом оркестре».
4. Ритм – Музыкально-дидактические игры.
– Используем наглядность (кубики…) для воспроизведения ритмослогов;
– обыгрывание песенки «Два кота» интонировании и передаче ритмического рисунка хлопками, передача образа в движениях; – речь с движением – «Как живешь?» – развивает внимание, ритм, согласования слова и движения и развитию четкой артикуляции и силы голоса (используется всеми педагогами…..);
– «Киска» – развитие эмоций, передача их в мимике;
– Инсценирование песенок Усачева « Мишка косолапый» – используем как элемент ритмопластики: передача образа и характера через движения.
5. пальчиковые игры – Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры .
– Используем технологию М.И. Родиной « Бусоград» – разыгрывание сказочек «В гостях у феи Бусинки»…, сказки про Волшебные кристаллы , сказки про веселых Гонзизиков . (Игровое пособие А.Бурениной Обр. центр «Аничков мост»…. ) Гонзики представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. *развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; *увеличивают реактивность (ввиду быстроты смены движений); *повышают общий уровень организации мышления ребёнка при разыгрывании диалогов.
6 . Музыкально – ритмические движения и игры
Главное значение в них имеет ритм. Ценность этих игр заключается в том, что они *развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование *учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им, раскрепощать движения. Необходимо помнить, что движения и речь неразрывно связаны между собой. Активно-выполненное движение является залогом четкой артикуляции, и наоборот…
Используем современную (взрослую) музыку (Газманов…), песенки и музыкальные сказки в современной обработке. Одна из задач логоритмических упражнений – коррекционно – оздоровительная: снимать психоэмоциональное напряжение у ребенка. Для этого используем релаксирующие упражнения под музыку.
7. Детское творчество
представлено театрализованными играми . Дети разыгрывают сценки, сказки; поют песни, рассказывают стихотворные тексты, танцуют. Мы включаем это в сценарии праздников, досугов.
способствует развитию у детей чувству самовыражения, умения слышать музыку, понимать ее.
Сначала дети слушают профессиональных актеров, затем самостоятельно читают стихи под музыку.
9. работа с партнерами –
( в рамках проекта « Особый взгляд» по работе со слабовидящими детьми) способствует социализации детей в новом пространстве.
Дети посещают библиотеки, где взаимодействуют со взрослыми, с родителями и друг с другом, поют, танцуют, читают стихи, участвуют в мастер-классах, получают новые знания.
Из опыта работы, хочется поделиться еще некоторыми приемами работы с детьми:
1. Эмоциональный настрой. «Начинать занятия необходимо в так называемом состоянии радости жизни. Не так важно, что и как мы делаем, а важно — в каком настроении». М.Н. Норбеков
2 . Превращение слова в действие.
«Формируя предметные представления у детей, одновременно выполняйте движения. Работа пойдет намного эффективнее, чем рассматривание картинок с изображением предметов и многократное повторение слов, так как двадцать двигательных связей сильнее, чем двадцать зрительных» М.М.Кольцова
3 . Говорим нараспев.
Эффективность работы повышается, если разговаривать с детьми нараспев, повышая или понижая тон.
4 . Использование современной музыки. Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает положительные эмоции.
5. Трансформирование игры. Многократное повторение — это залог успеха. Повторять с детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто изменяем уже известные игры, даем им новые названия, а материал, который необходимо заучить, оставляем прежним.
Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М. Монтель, поможет решить поставленные перед педагогами задачи: выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний и становлению грамотной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н.
Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной .
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД.
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме “Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада.
«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.
Из опыта работы: “Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи”
Из опыта работы: “Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи”.
Консультация «ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ»
Консультация для педагогов дошкольного образования.
Использование интерактивной системы «ОптиМьюзик» в организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ
Светлана Дюндина
Использование интерактивной системы «ОптиМьюзик» в организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ
ГБОУ «Речевой центр»
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, я как специалист, обеспечивающий деятельность стажировочной площадки в рамках реализации мероприятия «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по экспериментальному переходу на ФГОС образования детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, использую современные компьютерные технологии, облегчающие, систематизирующие и стимулирующие процесс усвоения обучающимися учебного материала. Одним из таких средств является интерактивная учебная система «ОптиМьюзик» (Великобритания).
Несмотря на то, что звуковое сопровождение на английском языке, система легка и доступна в использовании. Обучающиеся Речевого центра изучают иностранный язык со 2 класса и понимают слова, используемые для озвучки проектов.
Интерактивная учебная система представляет собой как готовые к использованию проекты (около 80, так и обширную базу для создания новых на русском языке.
Использование технологии интерактивного светового луча способствует развитию компенсаторных навыков. Учебная система обеспечивает увлекательность, интересность и весомость личностных качеств обучающихся в предоставляемом материале, коммуникативный характер её содержимого; общедоступность передаваемой информации; многообразие применяемых методов и приемов, обеспечивающие совокупность и взаимодополняемость.
Интерактивная учебная система расширяет пути взаимодействия с обучающимися с ТНР в течение всего периода их обучения, воспитания и реабилитации; служит результативным средством в формировании позитивного учебного стимула. Имеет большое значение для диагностики,формирования и развития:
• восприятия цвета (соотнесение по цвету, оттенку, узнавание, называние цветов, соотнесение цвета с реальным объектом);
• пространственных отношений (понимание пространственных предлогов и наречий «из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева», удалённости в большом пространстве, ориентировка на листе бумаги «верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх»);
• ориентировки в собственном теле (части тела) и в окружающем пространстве;
• навыков социально-бытовой ориентировки, самоопределения и самостоятельности;
• произвольности, способности к саморегуляции, самооценке;
• памяти, внимания, мышления;
Интерактивная учебная система активно поддерживает образовательные стандарты, способствует коррекционно-педагогическомувоздействию при разноуровневом обучении образовательным категориям:
• развивает, стимулирует и тренирует моторные навыки, особенно зрительно-моторную координацию;
• развивает сенсорную чувствительность, зрительную память и память в целом;
• развивает устойчивость внимания, увеличивает период концентрации внимания;
• формирует причинно-следственные связи;
• стимулирует общение и работу в группе, мотивирует участников слушать и отвечать, активизирует ведение диалога;
• развивает способность делать выбор, обосновывать его, показывать свои предпочтения;
• формирует у детей положительное представление о себе;
• развивает и повышает самооценку и самоуважение;
• развивает личностные качества (делать выбор и принимать решения);
• знакомит с навыками самостоятельного расслабления и отдыха;
• создаёт положительные эмоции.
Благодаря своей мобильности, система может быть подстроена под индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Материал, предлагаемый в интересном и доступном изложении, позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что ускоряет запоминание содержания занятий и делает его осмысленным.
Применение интерактивной учебной цветомузыкальной развивающей среды «ОптиМьюзик»помогает осуществить следующие планируемые задачи:
1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
2. повышение уровня мотивации к обучению;
3. развитие и совершенствование познавательных процессов обучающихся (памяти: образной, моторной, словесно-логической, внимания (зрительного, слухового, кинетического);
4. активизация познавательной сферы и расширение кругозора;
5. формирование способности ребенка к анализу и синтезу графических изображений;
6. развитие эмоционально-волевой сферы и умение воспринимать и оценивать эмоциональные проявления человека;
7. формирование умения договариваться с партнерами о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
С 2014 года предмет «Развитие речи»по темам для групповых занятий: «Ферма», «Цвета радуги», «Транспорт», «Космос», «Джунгли» проводятся с использованием интерактивной учебной цветомузыкальной развивающей среды «ОптиМьюзик».
На индивидуальных занятиях «ОптиМьюзик» использую в соответствии с индивидуальными планами коррекционной работы, где акцентируется развитие сенсорного восприятия и мыслительных операций.
В результате использования интерактивной системы у обучающихся с ТНР создается положительная учебная мотивация. Проводимые занятия становятся для детей привлекательными, личностно значимыми.
Инновационный проект «Использование методов кинезиологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР» Руководитель проекта: Заведующий МБДОУ№31 Н. А. Правдюкова Авторы проекта: учитель-логопед О. В. Шилова учитель-логопед Н. А. Краснолуцкая Правильная.
Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Вам, вероятно, известно, что в нашем учреждении функционируют.
Использование игр с крупами в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко наряду с речевыми нарушениями проявляются вторичные отклонения в развитии. Для детей с.
Использование интерактивной доски при организации образовательного процесса с детьми, имеющие нарушения речи Сегодня хочу представить вашему вниманию тему моего доклада :Использование интерактивных средств обучения (интерактивная доска) при организации.
Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15» Использование интерактивной.
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.
Использование новых наиболее эффективных форм организации работы по обучению детей правилам пожарной безопасности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 116 “Лучик” Проект на тему: “Использование.
Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Актуальность В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие.
Семинар-практикум «Использование интерактивной доски в дошкольной организации» Рекомендации к подготовке НОД с использованием интерактивной доски (примерные подобранные игры к НОД) Начало работы с интерактивной доской.
Использование нестандартного оборудования и различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ Использование нестандартного оборудования и различных форм при организации физкультурно- оздоровительной работы в МДОУ. Для обеспечения.