Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

ГБДОУ д/с №26 Василеостровского р-на г.Санкт-Петербурга

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

на 2016-2017 учебный год

Адаптированная образовательная программа

Выполнила учитель-логопед ГБДОУ № 26:

Нефедьева Мария Александровна

Санкт – Петербург 2018

Скачать:

Вложение Размер
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_nefedeva.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с №26 Василеостровского р-на г.Санкт-Петербурга

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

на 2016-2017 учебный год

Адаптированная образовательная программа

Выполнила учитель-логопед ГБДОУ № 26:
Нефедьева Мария Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

на 2016-2017 учебный год

Адаптированная образовательная программа

Ф.И. ребенка: ___________

Логопедическое заключение: ТНР ОНР III

Обращённую речь понимает.

Полиморфное нарушение звукопроизношения – межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).

Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.

Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.

Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).

Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Рекомендованные игры и задания

  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.

Развитие психических функций

Развитие мелкой моторики

Развитие общих речевых навыков

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Учитель-логопед ГБДОУ № 26________________/Нефедьева М.А./

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

на 2017-2018 уч. год

Ф. И. ребенка:_______________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих шипящих(_______________)); сонорных звуков (________________) и т. д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

Рекомендованные игры и задания

Сенсорное развитие

1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осяза­ние, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов, обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций

1. развивать все виды восприятия, учить воспри­нимать и учитывать при сравнении предметов признаки, вос­принимаемые всеми органами чувств.

2. Совершенствовать, характер и содержание способов обсле­дования предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать раз­витие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей го­лосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудес­ный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Коррекция звукопроизношения

1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.

1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы биоэнергопластики

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.

3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря

1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Упражнять в словоизменении.

3. Упражнять в словообразовании.

1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми слова­ми, словами-антонимами и словами-синонимами.

3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно­сительными и притяжательными прила­гательными.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами .

6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)

2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозокзаморозки, гриб — грибы, березаберезы, яблокояблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

3. Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с существительными.

11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон­чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познаватель­ного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или кол­лективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 1 младшей группы «Пчелки» по речевому развитию (2 – 3 года)

Содержимое публикации

ФИО: Жилякова Надежда Владимировна

Место работы: МБДОУ ДСКВ 36 «Жемчужинка» г. Юрга Кемеровской области

Должность: воспитатель детского сада

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 36 Жемчужинка»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 1 младшей группы «Пчелки» по речевому развитию

Разработан: воспитатель Жилякова Н. В.

2019 – 2020 г

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (период с января по май 2019-2020 уч.год)

Ф.И.О. ребенка: Козлов Макар Дмитриевич

Воспитатели: Жилякова Н. В., Саханова Т. Л.

Результаты педагогической диагностики по 5 образовательным областям

дата обследования январь

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Уровень развития

Речевое развитие

Не достаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые и бытовые действия, не проговаривает слова и небольшие фразы, не может отвечать на простейшие вопросы

Познавательное развитие

В связи с недостаточно сформированной речью, не может называть предметы ближайшего окружения;

Направление работы:

Обогащать словарь ребенка;

Активизировать знакомые слова в речи и развивать связную речь;

Учить составлять элементарные конструкции и обыгрывать их;

Развивать мелкую моторику.

В результате проведения промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что есть небольшие сдвиги. У Макара появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать, ответить на вопросы при помощи речи, но может показать, сгруппировать предметы по количеству и цвету.

Необходимо продолжить работу во втором полугодии по:

развитию словаря через словесные и дидактические игры;

развитию правильного звукопроизношения через ежедневные организации артикуляционной и пальчиковой гимнастики, в ходе индивидуальных занятий и режимных моментов.

Количество инд.занятий, время по циклограмме

Основное содержание :

Режимные моменты

Методы и приемы, используемые в работе

Подготовка к завтраку и обеду

Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Снеговик», «Сосульки», «Весна на ладошках»

«Чтобы мишке было теплее» – нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

Упражнение с массажными мячиками: «Ёжик», «Орех»

Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

Совместная и самостоятельная деятельность

Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте»

«Прятки игрушек под платочком»;

«Дай!» (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера);

«Покажи»! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой);

«Сортировка по цвету, форме или размеру». (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

Дидактическое упражнение «Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов)» — ребенок находит, взрослый называет.

Игровое упражнение: «Колобок»;

Пропевание гласных звуков

Подготовка ко сну и подъем

Поручение: «заправь одеяло», «Расправь постель», «Одень правило вещи»

Прогулка и подготовка к обеду

Беседа «Что изменилось на участке», «Моя Родина»

д/и «Что, где находится»

Ожидаемый результат:

Усовершенствование устной речи ребенка;

Развитие мелкой моторики;

Развитие сенсорного восприятия окружающего мира

Взаимодействие с родителями:

Рекомендации по пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

Буклет «Развитие речи через игру»

Консультация «Правильная речь родителей и близкого окружения дома и вне дома».

Взаимодействие с специалистами:_______________________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию воспитанника ДОУ

Наталья Шифер
Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию воспитанника ДОУ

2018–2019 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2018-2019 учебный год

Ф. И. О. воспитанника ___ Группа № 2

Дата рождения 27.12.2011 г. Возраст 6 лет.

Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2018

Воспитатели: Шифер Н. Н. Лопатина Е. А.

Результаты педагогической диагностики: Имеет низкий уровень в образовательной области: речевое развитие.

Проблема ребенка:

– динамика процесса заучивания не соответствует возрасту (медленно запоминает, тяжело дается заучивание стихотворений;

– низкий уровень развития монологической и диалогической речи; затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в поверке слоговой структуры слова;

– затрудняется составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение;

– уровень развития ниже показателей возрастной нормы.

Задачи (планируемый результат):

– автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках, скороговорках и в монологической свободной речи;

– развивать монологическую и диалогическую речи; устранить затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в поверке слоговой структуры слова

– учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;

Периодичность индивидуальных занятий: 1 раза в неделю

Продолжительность индивидуальных занятий: 36 недель

Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.

Сентябрь

Занятие 1. Чтение сказки «Лиса и кувшин» в обр. О. Капицы.

Цель: Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать.

Результат: Появился интерес к художественной литературе.

Занятие 2. Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?»…

Цель: Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Результат: Улучшилось внимание и память.

Занятие 3. Д/и «Четвёртый лишний».

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Результат: Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением.

Занятие 4. Д/и «Назови ласково».

Цель: Развитие навыков словообразования.

Результат: Выполнил верно.

Октябрь

Занятие 1. Беседа «В гостях у бабушки».

Цель: Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях.

Результат: Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом

Занятие 2. С/И «Закончи предложение».

Цель: Формировать связную и грамматически правильную речь.

Результат: Выполнил верно

Занятие 3. Игра – драматизация сказки «Рукавичка».

Цель: Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

Результат: Задание выполнил с небольшой помощью воспитателя.

Занятие 4. Заучивание стихотворения М. Исаковского «Ветер».

Цель: Развивать память, речь.

Результат: Улучшилось внимание и память.

Ноябрь

Занятие 1. Д/и. «Найди белку»

Цель: Употреблять в речи предлоги НА, С, В, К. Расширять глагольный словарь

Результат: Выполнил верно.

Занятие 2. Составление рассказа по картине И. Левитана «Поздняя осень».

Цель: Учить составлять рассказ по картине.

Результат: Задание выполнил с небольшой помощью воспитателя

Занятие 3. Составление рассказа «Моя любимая игрушка».

Цель: Развивать навык описания предмета с опорой на схему.

Результат: Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением.

Занятие 4. Д/и «Подбери признаки»

Цель: Формировать умение образовывать относительные прилагательные

Результат: Выполнил верно.

Занятие 5. Упр. «Найди букву и звук».

Цель: Развивать фонематический слух.

Результат: Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.

Декабрь

Занятие 1. Чтение р. н. с. «Снегурочка»

Цель: Способствовать развитию речи как средства общения; обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Совершенствовать умение пересказывать.

Результат: Допустил несколько незначительных ошибок.

Занятие 2. Пальчиковая игра «Пальчики – помощники»

Цель: Формировать умение слушать художественное произведение, поддерживать интерес игровыми действиями с пальчиками.

Результат: Наблюдается положительная динамика в развитии.

Занятие 3. Инсценировка русской народной песенки «Тень – тень»

Цель: Закреплять умение слушать художественное произведение, используя прием «Повтори фразу»

Результат: Появился интерес к художественной литературе.

Занятие 4. Заучивание стихотворения З. Александровой «Дед Мороз».

Цель: Развивать память, речь.

Результат: Улучшилось внимание и память.

Январь

Занятие 1. Обучение рассказыванию. Новогодние встречи

Цель: Совершенствовать умение составлять рассказ из личного опыта.

Результат: Наблюдается положительная динамика в развитии.

Занятие 2. Игра «Найди место для своей картинки»

Цель: Закреплять умение составлять предложения со словосочетаниями.

Результат: Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.

Занятие 3. Составление рассказа по картине «Снеговик».

Цель: Учить составлять рассказ по картине.

Результат: Задание выполнил.

Занятие 4. Заучивание стихотворения К. Чалиев «Шуршат по дорогам…»

Цель: Развивать память, речь.

Результат: Наблюдается положительная динамика в развитии.

Февраль

Занятие 1. Игра «Доскажи словечко».

Цель: Учить подбирать родственные слова.

Результат: Выполнил верно.

Занятие 2. Упр. «Подбери слово»

Цель: Учить словообразованию.

Результат: Научился подбирать синонимы.

Занятие 3. Упр. «Раздели на слоги».

Цель: Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Результат: Выполнил верно.

Занятие 4. С/И «Закончи предложение».

Цель: Формировать связную и грамматически правильную речь.

Результат: Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.

Март

Занятие 1. Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

Цель: Развивать память, речь.

Результат: Наблюдается положительная динамика в развитии.

Занятие 2. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Цель: Учить восстанавливать последовательность сказки по опорным картинкам.

Результат: Появился интерес к художественной литературе.

Занятие 3. Игра «Доскажи словечко».

Цель: Учить подбирать родственные слова.

Результат: Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.

Занятие 4. Упр. «Подбери слово»

Цель: Учить словообразованию.

Результат: Научился подбирать антонимы.

Апрель

Занятие 1. Составление рассказа по «Космическим картинам»

Цель: Совершенствовать умение составлять рассказ.

Результат: Выполнил верно.

Занятие 2. Беседа «Профессии».

Цель: Обучение рассказыванию.

Результат: Выполнил верно; навык сформирован.

Занятие 3. Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель».

Цель: Развивать память, речь.

Результат: Наблюдается положительная динамика в развитии.

Занятие 4. Упр. «Раздели на слоги».

Цель: Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Результат: Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.

Май

Занятие 1. Составление рассказа по картине «В лесу».

Цель: Учить составлять рассказ по картине.

Результат: Выполнил верно; навык сформирован.

Занятие 2. Игра «Доскажи словечко».

Цель: Учить подбирать родственные слова.

Результат: Выполнил верно.

Занятие 3. Беседа «Школа».

Цель: Обучение рассказыванию.

Результат: Выполнил верно; навык сформирован.

Результаты индивидуальной работы:

В результате проведенной работы у ребёнка повысился уровень индивидуальных достижений в речевом развитии. Произошел прогресс в развитии монологической и диалогической речи; ребенок научился делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Сформировался навык рассказывания по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок; появился интерес к художественной литературе; наблюдается динамика по пересказыванию сказок, рассказов. У ребенка наблюдается положительная динамика в развитии памяти, внимания, что позволяет заучивать стихотворения и их рассказывать.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла “Отдыхаем и развиваемся” Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла “Отдыхаем и развиваемся” Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность – Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Берегите бумагу” Образовательная область: познавательное.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию во 2 младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Фамилия, имя, отчеств Баталов Александр Евгеньевич

Дата рождения: 13.03.2017 г.

Группа: 2 младшая

Интересы, склонности, способности (определяются на основе беседы и наблюдения) Любит играть с машинками и играми по сенсорному развитию.

Результаты педагогического наблюдения/диагностики/ выявленные проблемы Речевое развитие

Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

Направления работы в соответствии с образовательными областями

Эпизодичность проведения

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ

Используемые технологии, программы

Формы контроля и учёта достижений ребёнка

Учить, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгтна, Н.Б.Венгер.

Наблюдение, дидактические игры.

Сроки реализации: сентябрь 2020- май 2021

Содержание работы

Дата прове-дения

Направление работы

Реализуемая задача

Место индивидуальной работы в режиме дня

Содержание работы (методические приемы, игры, упражнения)

Взаимодействие с родителями, специалистами

Достижения ребёнка

Учить, рассматривая картинку, предмет,называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Цель . Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть.

Беседа с родителями «Дидактические игры дома-как организовать»

Учить, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ«Угадай, что звучит»

Цель: учить рассматривать картинку;упражнение на раз­витие слухового внимания.

Учить, рассматривая картинку, предмет,называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Кто что делает?»

Цель: учить детей, рассматривая картинку, называть изоб­раженные на ней предметы и их качества, действия; выпол­нять действия, которые они видят на картинке; развивать игро­вые навыки.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Цель: учить детей различать и называть игрушки; совершенствовать пони­мание речи, развивать слуховое восприятие; продолжать зна­комить детей с расположением групповой комнаты, с назначе­нием вещей, которые в ней находятся; учить детей понимать значение слов вверх, вниз и повторять их вслед за воспита­телем.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДУ «Кто пришел и кто ушел?».

Цель: учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке «Наши уточки с утра. »; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподра­жания.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Найди пару»
Цель: учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь; развивать ассоциативное мышление, сообразительность.

Консультация: « Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Наши друзья — животные»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных (питание, особенности поведения); воспитывать гуманное отношение к животным.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Найди детёнышей»
Цель: Закрепить знание детьми домашних (диких) животных и их детёнышей; развивать мышление, познавательную активность; обогащать словарь названиями детёнышей животных; воспитывать любовь к животным.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Назови, что видишь»
Цель: Называть действие; закрепить и систематизировать представление об использовании бытовых предметов

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Автомобили»
Цель: Развивать у детей навыки звукоподражания; учить согласовывать движения и произносимые звуки

Консультация для родителей: « Речь ребенка»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Узнай по описанию»
Цель: Учить детей внимательно слушать простые загадки, отгадывать их; находить среди предметов или картинок отгадку

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Платочек для куклы»

Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

Учить, рассматривая картинку,предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ « Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Учить, рассматривая картинку,предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.

Консультация для родителей: «О чем говорить с ребенком в семье»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

ДИ «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Дидактическая игра «Что за форма?»

Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?), среди нескольких других разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик)

Папка-передвижка « Познавательное развитие в раннем возрасте»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Дидактическая игра «Перекладывание цветных шариков»

Научить различать и называть основные цвета (в данной игре-красный и синий)

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Дидактическая игра « Потрогай и угадай»

определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Дидактическая игра «Куда что положить?»

Совершенствовать у детей способность к обобщению, учит группировать знакомые предметы по общему признаку ( большой- маленький)

Учить, рассматривая картинку,предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Игра «Разрезные картинки»

Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку.

Консультация для родителей “Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность”

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Игра «Упакуй подарок»

Формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Игра «Найди заданный предмет на картинке»

Развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.

Консультация для родителей на тему:

«Роль семьи в развитии познавательной активности

Учить, рассматривая картинку,предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Игра «Найди такой же»

Развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Игра «Соберись на прогулку»

Развивать внимание детей.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Рассматривание иллюстрации «Дети в детском саду», беседа по ней.

Развивать представление о детском саде, как ближайшем социокультурном окружении, о правилах поведения в ДОУ.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Проигрывание ситуации: «Как вы с мамой переходите дорогу?»

Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения.

«Развитие мелкой моторики у детей».

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.действия.

Вторая половина дня.

«Как вести себя в лесу?» (с рассматриванием иллюстраций)

Рассказать о правилах поведения в лесу

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Развитие способности принять на себя роль животного

Консультация «Возрастные нормы развития речи детей»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Игра – инсценировка «Колобок»

Учить принимать на себя роль.

Порекомендовать артикуляционную гимнастику, согласно возраста.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Инсценировка сказки «Теремок»

Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Побуждать имитировать движения

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Учить называть предмет, рассказать о ней какая она.

Советы «Играйте вместе с ребенком»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

«Найди, о чем расскажу»

Развивать умение рассказывать: описывать предмет, картину

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

«Поможем сказочным героям»

Умение узнавать героя и озвучивать голос.

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Развивать речевое дыхание, учить регулировать его силу.

Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»

Учить, рассматривая картинку, предмет называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Вторая половина дня.

Дыхательная гимнастика. «Веселый ветерок»

Развивать речевое дыхание, формировать правильную речь ребёнка.

Результативность проведенной работы по каждому направлению:

Вестник Педагога

Автор: Гарифуллина Алсу Зиноровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №12” г.Канаш
Населённый пункт:
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ тяжелое нарушение речи
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальный маршрут развития

ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи)

воспитанника подготовительной к школе группы №4

МБДОУ «Детский сад №12» г.Канаш на 2017-2018 учебный год (первый год обучения)

Цель: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

подготовительной к школе группы

Гарифуллина А.З. старший воспитатель

Кравчнко И.П. учитель-логопед

Николаева Н.А. муз. руководитель

Канаш, 2017 г.

Общие сведения о ребенке

Дата рождения: 09.09.2011г.

Мышкин Александр Димитриевич, посещает подготовительную к школе группу №4 МБДОУ «Детский сад №12»г.Канаш с сентября 2017 года.

Группа здоровья III.

Андрей воспитывается в полной, малообеспеченной семье. Посещал общеразвивающую группу МБДОУ «Детский сад №12»г.Канаш

В отношениях с взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие, отмечается замкнутость, скованность в общении, поведение организовано, к

лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много

ошибок, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.

Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая левая

Математические представления в прямой счет в пределах 10 затрудняется, цифры называет с помощью взрослого, с помощью взрослого называет

геометрические фигуры, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.

Сформированность пространственно-временных отношений ориентируется

в пространстве и времени не в полном объеме (путает понятия

право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).

Конструктивный праксис интереса в игры с конструктором не испытывает, постройки самостоятельно совершает неохотно, не достаточно владеет

работой с бумагой.

Развитие речи речь затруднена, встречаются ошибки в словах сложного слогового состава. Затрудняется в пересказе (с помощью наводящих

вопросов), не может выразительно и связно участвовать в диалогической беседе.

Звукопроизношение: характеристика по группам звуков: сигматизм шипящих, лямбдацизм, ротацизм; смешение звуков. Слоговая структура:

нарушена в словах, в предложениях Лексика: лексический запас не сформирован. Грамматический строй: ошибки в словоизменении, словообразовании.

Связная речь: по наводящим вопросам.

Логопедическое заключение: ОНР II уровень (отвечает на вопросы односложно, встречаются аграмматизмы в предложении, лексическое значение

слов объяснить не может, слоговая структура многих слов нарушена).

Интеллектуальное развитие: мыслительные операции не сформированы: затрудняется при исключении четвёртого лишнего предмета на наглядном

уровне, классифицирует предметы самостоятельно, подбирает обобщающее слово к ряду предметов с помощью педагога («Посуда», «Одежда», «Овощи»,

«Фрукты»). Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена.

Представления о сенсорных эталонах сформированы в неполном объеме: предметы по форме не соотносит, путает при показе геометрические фигуры; при

показе путает основные цвета. Соотносит предметы по величине (большой, маленький), собирает разрезные картинки из 4-5 фрагментов (не видит ошибки,

помощь не эффективна, ошибки не исправляет). Собирает пирамидку из 5-6 колец, совершая целенаправленные действия (замечает ошибки, исправляет их и

находит правильный способ).

Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, не всегда получается складывать бумагу,

штриховку и закрашивание фигуры выполняет не аккуратно.

Игровая деятельность предпочитает играть самостоятельно, любимых игр не имеет.

Интегрированное занятие «Путешествие в Подземное царство»

Интегрированное построение занятий способствует снятию у детей перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Театрализованная интегрированная непосредственная организованная деятельность в логопедической подготовительной группе «Маленькая Фея».

Тема: «Путешествие в Подземное царство»

Цель: Развитие и совершенствование у детей связной монологической речи.

Задачи:

  • упражнять детей в отчётливом произношении звука «с»;
  • учить различать этот звук на слух, находить слова с заданным звуком в стихотворном тексте;
  • совершенствовать умение находить в группе объектов предмет, обладающий характерным звукам;
  • познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений, с ролью дождевых червей в круговороте органического вещества;
  • воспитывать уважительное, заботливое отношение к природе и людям.

Интегрированные образовательные области:

  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация;
  • художественное творчество;
  • художественная литература.

Действующие лица: Подземный царь – взрослый; Петух, Хорек, Жук, Сороконожка, Уж, Ученик – дети.

Оборудование: паутина, болото, камень и подземное царство в бутафорском исполнении; бумага для рисования; земля; дождевые черви; влажные салфетки; картинка с предметами, в названии которых есть звук «с».

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Лунтик», с акцентированием внимания на герое «Корнея Корнеевича»; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Всё обо всём»; знакомство с насекомыми и дождевыми червями в природе; рисование и лепка (из пластилина и соленого теста) различных гусениц, червей и насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы получили письмо для детей подготовительной группы «Маленькая Фея» от Подземного царя (воспитатель читает письмо)!

«Дорогие мои друзья!
Я, хозяин волшебной тропинки, Подземный царь, приглашаю вас в путешествие в подземное царство, в конце которого вас ждет сюрприз. А для этого нужно отгадать мои загадки – задания.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. Если вы все сделаете правильно, то мы увидимся.
Ваш Подземный царь.»

Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем по тропинке, которая приведет нас в подземное царство? Справитесь с загадками?

(дети идут по тропинке, находят первое задание, воспитатель его читает)

1 задание: Словесная игра «Подбери слово».

«Вспомните, что можно шить?»
«Связать?»
«Завязывать?»
«Надевать?»

Препятствие: «Паутина злого паука»

(после выполнения 1 задания дети пролезают через паутину и идут дальше по тропинке, где находят 2 задание)

2 задание: Звук «с» заблудился

Фонематическая зарядка. Как воздух выходит из шарика? (с-с-с…)Кто внимательный?

Послушайте стихотворение, в нем спрятался звук, который повторяется много раз.

Солнце село за селом,
Спят синицы.
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес…
Сон в страну свою унес
Всех.
(В. Лунин)

Какой звук? Назовите.

– Хлопните в ладони один раз, если услышите звук «с».

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Пес тоскует на цепи,
А попробуй отцепи.
В небе коршун кружится
Третий час подряд.
Но ему, разбойнику,
Не украсть цыплят.

Назовите дни недели, в которых есть звук «с» (среда, суббота, воскресенье)

Воспитатель показывает картинку и просит назвать как можно больше предметов со звуком «с».

Доскажи словечко
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы …… (санки).

На шесте – дворец
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).

Жил – был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака).

Воспитатель: Звук найден, идем дальше, тропинка проходит через волшебное болото.

Подвижная игра «С кочки на кочку»(дети перепрыгивают с кочки на кочку, проходят через болота, идут дальше)

3 задание: Игра «Волшебная шкатулка»

Воспитатель: Для того, чтобы пройти дальше, каждый ребенок должен положить в шкатулку доброе, ласковое, вежливое слово.

Задание выполнено, дети подошли к входу в подземное царство, где их уже поджидает Подземный царь.

Подземный царь: «Ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, у меня под землей так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом».

Но вам я очень рад, видно со всеми моими загадками – задачами справились.

Ребята, а что это за рисунки здесь? Это ваши? Что вы нарисовали? (дети рассказывают, что они нарисовали: гусениц, бабочек, муравьев…)

Воспитатель: «Подземный царь! Дети справились с твоими заданиями и хотели бы познакомиться с Подземным царством и задать тебе интересующие их вопросы.

Кто живет в почве?
Чем дышат почвенные растения?
Почему царю нравится его подземное царство?

Царь приглашает детей в свое царство. Дети проходят, осматривают, присаживаются.

Подземный царь: «Видно, не зря я вас пригласил к себе, теперь и вы будете о моем царстве знать. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что ее надо беречь. Да еще возмущаются: то им пыльно, то грязно! А я землю – матушку любую люблю».

Воспитатель: «Дорогой царь! Познакомь ребят с землей – почвой на твоей волшебной тропинке».

Подземный царь: «Хорошо, но сначала пусть ребята скажут, что мы увидим в земле, когда выкопаем ямку?» (дети высказывают свои предложения)

Подземный царь: «Ребята, как вы думаете, почему я такой грязный?» (выслушивает ответы детей)

– Правда, под землей все равно этого не видно, даже мыться не нужно.

– Ребята, я приглашаю вас в «лабораторию». Возьмите комочек земли и нарисуйте им что-нибудь на листе бумаги. Какого цвета рисунок у вас получился? (дети рисуют)

Подземный царь: «Да, в моем царстве немного красок – черные, коричневые оттенки, но они по-своему красивы. Ребята, посмотрите на стенку подземного дома, какие цвета вы тут видите? Почва похожа на слоеный пирог. Вот самая верхняя полоска – самая темная, в ней больше всего пищи для растений. Здесь много корешков, живут много личинок и жучков. Чем глубже мы будем опускаться в мое царство, тем меньше будет еды для растений, меньше корешков и почвенных жителей».

(Подземный царь предлагает всем потрогать почву и определить, какая она: теплая или холодная, мягкая или шершавая, сухая или влажная. Есть ли в ней корни растений? Он объясняет, что почва кормит и поит растения на его тропе. Чем больше в ней пищи для растений, тем лучше и быстрее они растут. Затем он предлагает подумать, откуда берется еда в почве).

Подземный царь: «Природа – настоящая волшебница. В ней так все устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас, ребята, видел как осенью с деревьев опадают листья? А потом куда они деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда-то исчезают?». (предложения детей)

– Дело в том, что все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая еда для растений. Так все и происходит: земля – почва кормит растения, а потом они ее.

-Я хочу познакомить вас с теми, кто помогает таким превращениям, благодаря кому, моя тропа не завалена кучами сухих листьев, веток и пней.

(Подземный царь ведет детей к месту, где в коробочке с увлажненной почвой лежит дождевой червяк. Открывает коробку, спрашивает у детей кто это.)

Подземный царь: (обращается к дождевому червяку)

– Любезный дождевой червяк! Большое спасибо, что вы согласились познакомиться с моими гостями. Я знаю, что у вас очень много дел. (наклоняется к коробке, как бы выслушивая червяка)

– Ребята, дождевой червяк говорит, что рад с вами познакомиться, он надеется, что среди вас нет таких, кто давит его родственников, когда те появляются на поверхности земли во время дождя. И еще он просит спросить, знаете ли вы, что он делает в земле? (ответы детей)

– Дождевой червяк просит еще передать, что он приносит свои извинения за то, что у него так мало времени и так много работы, поэтому он должен вернуться в землю. Ему предстоит сегодня превратить в почву много сухих листьев. Давайте попрощаемся с ним и отпустим его домой.

Подземный царь: Ребята! Я приготовил для вас очень ценный подарок – мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля – почва — помогает расти растениям. Я дам каждому из вас немножко землицы, и вы подсыплете ее в горшочки с вашими комнатными растениями, чтобы они быстрее и лучше росли. (дети благодарят Подземного царя)

Воспитатель: «Уважаемый царь! Огромное спасибо за такой чудесный подарок. Ребята приготовили для тебя тоже подарок, небольшую сценку, стихи и загадки о твоих друзьях».

«Кто как считает» М. Карим

Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я – до шести!
Ведущий: Воскликнул жук!
Паук: Я – до восьми!
Ведущий: Шепнул паук.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко Жука и даже Паука – считаю я до сорока!
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он сможет!

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком.

Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет.

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

Ящерицу я ловил
Страх меня остановил.
– А чего же тут бояться?
– Хвостик может оторваться.

На лужайке, у пенька
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полет,
Загудел как самолет.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
До свиданья, я спешу.

Воспитатель: «Нам пора, уважаемый царь».

Подземный царь: « Да и я устал, глаза болят, да и здоровье мне не позволяет долго общаться с земными. Пойду-ка я за порядком следить, да червей дождевых считать, беречь от людей. Если нужен буду – зовите, теперь вы знаете как меня найти». (прощается с ребятами и они уходят).

Рыкова Вероника Николаевна,
воспитатель логопедической группы
МБДОУ Краснокаменский д/с №5 «Капелька»
Курагинского р-на, Красноярского края

Читайте также:
Применение игровых технологий в работе логопеда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: