Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ДОУ

Содержимое разработки

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

на 2019 – 2020учебный год.

Возрастная группа средняя гр.Дата рождения _________

Дата составления образовательного маршрута:январь 2020 г.

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

От 0-30%– не сформировано;

от 30% до 60%– частично сформировано;

от 60 % до 80%– сформировано

+ – сформировано; + – частично сформировано; + – не сформировано.

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Проблема:Не выполняет элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте. Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение этих игрушек (перекатывает машинку с места на место, «футболит» машинкой, отсутствует замысел в игре, отмечается бедность, стереотипность, формальность игровых действий.Несформированность целевого компонента игры («пинает» мяч, не ставя цель забить мяч в ворота или поиграть в футбол). Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов, что говорит о недостаточном объёме представлений о предметах окружающего мира, об отношениях людей в процессе их деятельности. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения.

Задачи: развивать игровую деятельность (хоть как отвечать на просьбы воспитателя и вовлекать в игровую деятельность). Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (учить умению самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник.

Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее):

Взаимодействие с родителями

беседа “Чистота и опрятность”

формирование привычки следить за своим внешним видом (пользоваться расчёской, умываться.).

игра «Живые игрушки»

научить детей сопереживанию, участливому отношению к другим, привить бережное отношение к игрушкам.

«Чаепитие для куклы Кати»

отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку;

Консультация

Д/И «Кому это нужно?»

Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

игра «Покажу, как я люблю»

способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Консультация

“Источники опасности”

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Д/и«Накроем стол для кукол».

Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».

закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

консультация

“О чём говорит светофор”

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Д/И «Что хочет делать Маша?»

Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

знакомить с родным городом

Консультация

“Игра — дело серьезное”

Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Образовательная область «Познание»

Проблема:Вызывает затруднение работа с информацией и овладения новым материалом. Не сформированы первичные представления о себе, семье, об обществе. На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Перенос усвоенного способа действий в аналогичную ситуацию осуществляет. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.Слабо развиты операции анализа и синтеза. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.

Задачи:Продолжать работу по формированию целостной картины мира.Формировать умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, знает особенности геометрических фигур.Формировать умение называть части суток, иметь представление о смене частей суток. Называть текущий день недели.Формировать умение классифицировать предметы, определять материалы, из которых они

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник.

Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее):

Взаимодействие с родителями

Д/и «Собери бусы»

Читайте также:
Структура логопедического занятия

закрепить знания о геометрических фигурах; развивать мелкую моторику рук.

Игра «Что положим в холодильник?».

развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

«Упакуй подарок»

формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Консультация

Дидактическая игра «Кто(что)летает?»

закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Д/и «Назови фигуру».

учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Консультация

Игра «За цветами»

формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Игра «Как же их отличить?».

развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Дидактическая игра«Какое время года?»

Развивать умение соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, нарисованным на картинке; развивать слуховое внимание,

консультация

Дидактическая игра «Что за насекомое?»

уточнять и расширять представления о жизни насекомых, учить описывать насекомых по характерным признакам

Дидактическая игра«А что потом?»

закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Правильно использовать в речи слова с пространственным значением (: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа)

Консультация

Дидактическая игра«Когда ты это делаешь?»

закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Образовательная область «Речевое развитие»

Проблема: Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих. Словарный запас ниже возрастной нормы. Ребенок только повторяет слова за воспитателем, на заданные вопросы не отвечает. Органы артикуляционного аппарата без патологии. Подвижность речевого аппарата снижена.Слоговая структура речи и фонематический слух нарушены.Звукопроизношение не нарушено. Связная речь ниже возрастной нормы.Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая.Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Оттеночные цвета не знает. Знает круг, треугольник, квадрат. По величине предметы различает с трудом, не все параметры величины может определить и назвать.Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.

Задачи: обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; Развивать умение понимать обращеннуюречь с опорой и без опоры на наглядность.Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник.

Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее):

Взаимодействие с родителями

Д/и «Подбери словечко»

продолжать развивать навыки словообразования, подбор родственных слов.

Консультация «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к четкому произношению»

«Кто что умеет делать».

подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ

«Расскажи, что ты видишь?»

развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию

Консультация

Упражнение «Повторяй за мной»

побуждать заучивать строки стихотворений наизусть.

Беседа «Что ты видел по дороге в детский сад?»

развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию

Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок»

«Опиши игрушку»

Развивать умение составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ об игрушке .

Д/и «Чего не стало?»

Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Игровое упражнение “Один-много”

упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия

консультация «особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи»

«Опиши предмет»,

Развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию

«Добавь слово»

Находить нужное по смыслу слово (глагол)

Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Консультация«Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»

Рассматривание сюжетных картин.

Побуждать рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Проблема: Не может правильно держать карандаш и кисть, и создавать простейшие изображения красками. Не способен изобразить круг и предметы, состоящие из прямых и наклонных линий. Не умеет петь протяжно, четко произносить слова, начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми, петь в сопровождении музыкального инструмента.

Задачи:Формировать умение правильно пользоваться карандашами, кистью и красками. Учить изображать отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты. Формировать умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы. Формировать умение выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник.

Читайте также:
Конспект комплексного занятия по грамоте и развитию речи

Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее):

Взаимодействие с родителями

Д/и «Музыкальный магазин»

продолжать развивать чувство ритма, творческих способностей детей.

Консультация

Развивать чувство цвета, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками

«Собери матрёшку»

Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке;Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Консультация

Д/И«Какой музыкальный инструмент звучит»

Развитие тембрового слуха, чувства ритма.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Развивать восприятие, внимание, воображение.

Консультация

Д/И «Палитра художника»

Развивать чувство цвета, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.

Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Д/И «Волшебные линии»

Развивать графические навыки рисования.

консультация

Д/И «Подбери краски, которые использовал

художник в своей картине»

Развивать цветовое восприятие, упражнять в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

«Весело – грустно»

развивать представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).

Д/И «Теплые и холодные краски»

Закреплять знания о теплых и холодных цветах.

Консультация

Дидактическая игра«Формы»

закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах;вылепить из пластилина объемные формы,

Образовательная область «Физическое развитие»

Проблема: Не может ходить и бегать, не наталкиваться на других детей. Неможет держаться прямой линии при ходьбе. Бегает хаотично. Не сформировано умение бегать, изменяя темп в соответствии с указанием воспитателя. Вызывает затруднение умение ориентироваться в пространстве и умение начинать и заканчивать упражнения по сигналу.

Задачи:Формировать знания о составляющих здорового образа жизни, факторах разрушающих здоровье, значение ежедневных физических упражнений, соблюдение режима дня. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.Упражнять в равновесии при ходьбе по ограниченной площади опоры и приземлении на полусогнутые ноги в прыжках. Учить отталкиваться двумя ногами и правильно призем­ляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг и ходить парами. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выпол­нять правила в подвижных играх.Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник.

Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее):

Взаимодействие с родителями

«Найди свой цвет»

Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Д/И «Хорошо и плохо»

приучать детей к здоровому образу жизни; учить сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.

«Большие ноги»

Учитьходить в определённом направлении, менять скорость и направление движения, соблюдать ритмичный шаг,

Консультация

Упражнение «Прыг – прыг, топ – топ»

Учитьпрыгать разными способами: на двух ногах

«Передал – садись»

развивать ловкость, быстроту движения.

Консультация

Учить ходить по площадке, выполняя ритмичные шаги в соответствии со словами ведущего, по сигналу «Стоп!» останавливаться, стоять не двигаясь. Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие.

Д/и «Спортивный инвентарь»

формировать интерес к физкультуре и спорту; знакомить со спортивным инвентарем; учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.

«Найди свой цвет»

Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

консультация

Упражнять в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками.

Д/И «Четвертый лишний»

формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.

« Ванька-встанька».

Углубление дыхания; -общефизиологическое воздействие; укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.

Консультация

Д/И «Найди пару»

знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Журнал Педагог

Автор: Фомина Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ “Родничок”
Населённый пункт: г.п. Междуреченский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

логопедической группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ФИО ребенка :………

Дата рождения : …….

Фамилия имя отчество мамы, образование: …….

Фамилия имя отчество папы, образование: ……..

Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 5 лет______________________________________________________

Цель ИОМ: Создание благоприятного климата для конструктивного общения ребенка, развитие коммуникативных умений , навыков и

сотрудничества и преодоления всех видов трудностей.

Читайте также:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях

создать условия для совместной игровой деятельности ….. с другими детьми , повышать уровень коммуникативных умений ,

Сформировать мотивацию достижения успеха. Научить …. понимать чувства других, оказывать поддержку и

сопереживать, оказать помощь в преодолении речевых нарушений

Количество занятий в неделю: 2 занятия_________________________________________________________________________

Форма проведения:

занятие, игровая деятельность, совместная деятельность,самостоятельная деятельность , беседы, наблюдения,

Ожидаемый результат:

В результате планомерной и систематической работы с …., имеющей небольшие трудности в общении со

сверстниками и не совсем адекватную самооценку,а так же испытывающую речевые трудности, планируем повысить у ребенка

самооценку, волевые качества.

Развить у …. умение контролировать собственную речь , носящую активный характер.

Форма работы с родителями:консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________

Родитель ______________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Цель: – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно –

развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

….. поступила в группу компенсирующего вида «Колобок» для детей с нарушениями речи в сентябре 2016г. с заключением ПМПК:

общее недоразвитие речи.

Характеристика на ребенка

Физическое развитие

физически развита. Движения скоординированы. …

активная , подвижная. Воспринимает показ как образец,

выполняет уверенно (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения) . Соблюдает и

правила в подвижных играх. Запас двигательной энергии …..

настолько велик, что она самостоятельно реализует потребность в

движении естественным путем – в подвижной игре. Движения скоординированы.

Соматическое здоровье.

Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный

Настроение у ….быстро меняется. Часто ищет похвалы, ласкового слова, но бывает обидчива.Не стремится к лидерству, радуется

победам коллектива и своим собственным.

Задания и поручения взрослых выполняет охотно и старательно, ждет поощрения. Может занять себя; любит играть с куклами,

рисовать .Очень любит мягкие игрушки и имеет любимую.

На занятия идет охотно. В процессе работы активна, любит отвечать правильно ,ждет похвалы. Очень любит работу в тетради в

клеточку, справляется с заданиями по образцу. Графические навыки развиты достаточно.

При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию, сложностей в переключении от одного движения к другому

не испытывает. Ведущая рука – правая.

Артикуляционная моторика развита недостаточно. Непроизвольное внимание сформировано неполностью. Объем зрительного и

слухового внимания недостаточен.

Объем произвольного внимания также не совсем сформирован, распределяемость и переключаемость

внимания не нарушены.

устойчивость развита достаточно.

… знает и называет основные и оттеночные цвета. Называет все плоскостные фигуры.

Восприятие схемы тела, его частей сформировано.

Представление о последовательности частей суток, времен года сформировано не полностью . Воспроизводит с опорой на картинки.

У ребенка недостаточно сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости

месяцами времен года.

Способность к запоминанию стихотворений сформирована в достаточной мере.

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Методические рекомендации

по разработке и использованию

индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Составитель: воспитатель

младшей группы

Рединова М. С.

Методическое руководство:

старший воспитатель Овчаркина О.В.

Тулун, 2016 год

на заседании педагогического совета МБДОУ

от «___» ___________ 20___ года

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Составитель: воспитатель младшей группы Рединова М. С. Методическое руководство: старший воспитатель Овчаркина О.В. МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок», 2016 год

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута – важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника.

Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников ……

Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора …………………………………………..

Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………….

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка ……………………………….

Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………

Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ ………………….

Список рекомендуемой литературы …………………………….

Пояснительная записка

“Мы ничему не можем научить человека.

Читайте также:
Конспект: Знакомство с дикими животными леса

Мы можем только помочь ему открыть это в себе”.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально–психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).

Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.

Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута , перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников

1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

– достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

– результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

– на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ направлены на решение следующих задач:

– определение уровня возможностей дошкольника;

– выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;

– создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

– как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

– как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

– состоянием его здоровья;

– уровнем готовности к освоению образовательной программы;

– интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

– профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

– возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

– возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;

– наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений.

ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

1.2. Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.

Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Задачи мониторинга:

– организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);

– оценка эффективности использования ИОМ;

– выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

Этапы мониторинга:

– сбор медико-педагогической информации о ребенке;

– анализ и оценка полученных данных;

– выстраивание ИОМ ребенка;

– интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка;

– отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

Технологические аспекты данной проблемы:

– сводные информационные таблицы по диагностике;

– аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:

1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).

2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы:

– предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);

– выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик);

– отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);

– продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)

– планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);

3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).

4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).

Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зо ны его ближайшего развития, а именно:

– беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

– игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

– занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

– приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

Читайте также:
Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

– релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Стандартная образовательная программа ориентирована на «средних» дошкольников. Более способные дети могут слишком быстро усваивать ее, а слабые, наоборот, отставать.

Бесплатные занятия с логопедом

Новый подход к дошкольному образованию, установленный ФГОС ДО, требует, чтобы воспитатели использовали все педагогические ресурсы для достижения максимальных результатов в развитии детей. И здесь возникает одно затруднение. Стандартная образовательная программа ориентирована на «средних» дошкольников. Более способные дети могут слишком быстро усваивать ее, а слабые, наоборот, отставать. В итоге и те, и другие теряют мотивацию к обучению. Чтобы этого не произошло, воспитатели должны находить персональный подход к своим подопечным и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты развития дошкольников (ИОМ).

Цели составления ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника разрабатывается для того, чтобы:

  • выявить особые образовательные потребности ребенка;
  • помочь ему освоить образовательную программу;
  • обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант;
  • добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь.

Что входит в ИОМ?

В структуре индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста выделяют компоненты:

  • диагностический — определяет методы обследования ребенка для составления и корректировки ИОМ;
  • целевой — заключается в постановке конкретных целей согласно требованиям ФГОС ДО;
  • организационно-педагогический — устанавливает способы и условия достижения поставленных целей;
  • содержательный — включает сведения о работе педагога по каждому предмету образовательной программы;
  • технологический — описывает, какие технологии, методы, приемы будут использованы в работе с ребенком;
  • результативный — содержит финальные результаты развития ребенка, которых нужно достичь к моменту перехода из детского сада в школу.

Как составляется индивидуальный образовательный маршрут дошкольника?

Первый этап – подготовительный. Воспитатель собирает информацию о ребенке, необходимую для составления ИОМ:

  • общие сведения (ФИО, пол, возраст и т. д.);
  • характеристику семьи;
  • особенности физического развития и здоровья;
  • особенности моторики;
  • уровень развития познавательной сферы;
  • уровень развития речи;
  • уровень знаний по предметам образовательной программы ДО;
  • отношение к занятиям;
  • наличие сложностей в общении со сверстниками, взрослым и т. д.

Очень важно выявить текущий уровень освоения программы ДО. Для каждого направления определяются методы и формы педагогической работы, задачи, результаты, которых планируется достичь. Обычно эту часть ИОМ оформляют в виде таблицы. Для наглядности приведем образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Месяц

Направление работы

Содержание работы

Запланированный результат

Коррекция речевых проблем (бедный словарный запас, трудности с составлением ответов на вопросы, предложений, изменением формы слов)

● Упражнения на составление простых и сложных предложений

● Упражнения с ответами на вопросы

Расширение словарного запаса, устранение проблем с составлением предложений, изменением формы слов, ответами на вопросы

Таблицу можно дополнить колонками «Данные диагностики», «Причины сложностей», «Взаимодействие со специалистами», «Полученные результаты» и др.

Готовый ИОМ должен включать учебный план на каждый день недели с указанием конкретного вида деятельности ребенка в конкретное время. В маршрут обязательно включается блок тематического планирования работы с родителями.

ИОМ регулярно корректируется, дополняется. Для этого минимум дважды в течение учебного года проводят мониторинг развития ребенка, устанавливают текущий уровень его развития.

Учебно-методическая разработка
Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И. – ребенка Максим К.

Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель.

Дата заполнения: 20.09.2016 года.

Дата рождения: 30.11.2008 г

ДОУ детский сад №… г Б…. тип МБДОУ группа средняя.

Тип группы: разновозрастная.

Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес.

В каком возрасте поступил: 4 года.

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (смена места жительства) 15 августа в среднюю группу 2016 «Зайчата».

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая: удовлетворительная адаптация: ребенок не испытывал трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, однако эмоциональное состояние было плохое (плач в течение всего дня, нарушение дневного сна). Адаптация составила 3 недели.

Физическое состояние ребенка:

Сформированность движений: соответствуют возрасту, координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, высокая скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.

Утомляемость ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания на протяжении установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко.

Читайте также:
Рабочая программа по развитию речи у неговорящих детей 2-4 лет

– ведущая рука правая.

-точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);

– работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность.

Особенности внимания: с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления.

Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности.

– Отмечается высокая активность; низкие: целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.

– Продуктивность в работе и обучении: с помощью, лепки, аппликации, рисования может выразить свои впечатления об окружающим мире, позитивное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. В обучении показывает средние результаты.

– Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины без ошибок.

– Присутствует точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом.

– Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.

Уровень обобщений допустимый: умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.

– Самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.

– преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);

– высокая скорость запоминания, устойчивая память;

– запоминает, но сказать не может.

– Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.

низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.

– Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.

– Не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.

– Не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.

– Наличие заикания: отсутствует.

Элементарные математические представления:

– механический пересчет в пределах 5, с помощью показа;

– знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;

– возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

– может выделить из множества заданное количество предметов;

– счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;

– понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.

Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

– у ребенка имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).

– временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.

Особенности игровой деятельности.

– Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.

– В играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью.

– Умеет подчиняться игровым правилам.

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.

– Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.

– Ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.

– Умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.

– Всегда активен, открыт, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.

– Заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.

– Адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.

– выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.

Читайте также:
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса

Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одевается, раздевается, обувается, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.

Заверяю: заведующий ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания на 2016-2017 учебный год.

Для воспитанника: Максим К.

Возраст ребенка: 5 лет.

Самомассаж кистей рук

Работать над сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами.

Совершенствовать навыки составления и использования предложений.

«Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой;

«По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших;

«Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта

Д/и «Спой имена друзей» (импровизация) «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка», «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».

– самостоятельное выполнение упражнения с предметами;

– держание осанки, руки;

«хороводный шаг» р.н.м. «А я по лугу»;

«дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы, сени»

«Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой.

Координационно-подвижные игры – пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка».

Пластическое игровоеинтонирование – исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. «Смелый наездник», «Марш деревянных солдатиков», «Капельки», «Мышата».

“Рукам работа – сердцу радость” – изготовление аппликаций, лепка “По страницам любимых произведений”;

ремонт “заболевших” книг в книжном уголке “Книжкина больница”.

настольные игры “Собери и угадай”, “Исправь ошибку”, пазлы “Русские народные сказки”,

Использование театральной деятельности в работе для усвоения содержания произведений.

Чтение стихов с показом, со сменой силы голоса.

Дидактические игры « Что стало не так?», «Украсим платок», «Найди такой же».

(фитодизайн в технике аппликации)

Рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол, применяя право выбора техники воплощений;

Привлечение к созданию декораций для показа театра.

Создание подарков, используя пластилинографию.

Лепка персонажей для показа театра.

Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов). Конструирование ракеты по выбору.

Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели.

Игра «Построй такую же».

Игры и упражнения на различение и правильное называние основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник): «Цветное лото», «Оденем кукол», «За покупками в магазин», «Составь букет», «Найди пару».

Работа по шаблону. Моделирование. Д/и «Танграм». Составление квадрата из набора геометрических фигур. Д/и на собирание несложной фигуры из готовых частей – деталей; на видоизменение – трансформацию фигуры; на разделение заданной фигуры на составные части.

Воссоздание фигур по образцам-контурам

Дидактическая игра – задание. “Сколько квадратов?”

Театральная деятельность: разыгрывание ситуаций.

Решение проблемных ситуаций.

Дидактические игры-занятия, сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»), игры-имитации, игры-этюды.

Беседы на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы: Во что хочешь играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности.

Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

Приобщение к труду, задания на выполнение поручений.

Д/и «Трик-трак», Настольно – печатные дидактические игры на раскрытие трудовых процессов.

Театральная деятельность на развитие эмоционального отклика на переживания персонажей сказок, мультфильмов, спектаклей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ НА …..-……. УЧЕБНЫЙ ГОД.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ НА …..-……. УЧЕБНЫЙ ГОД.

Задачи: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специ­альных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной до­статочности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчи­ковой гимнастики;

Основные направления логопедической работы

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения для постановки шипящих и сонорных звуков;

— самомассаж языка, губ

– Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

– Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

– Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Читайте также:
Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

– Отрабатывать движения языка вверх, вниз, развивая его подвижность;

– Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

– Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами, покусывания зубами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

– Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Формирование правильного звукопроизношения :

Звуков (ш) (ж) (л) (р) (рь)

автоматизация поставленных звуков в слогах, слова, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.

Развитие фонематических процессов

– Дифференциация неречевых звуков.

– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

– Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

– Формирование умения узнавания и различения слова, близких по звучанию.

– Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

– Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

– Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

– Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

– Формирование умения выделять слова с заданным звуком из предложения, текста.

Совершенствование грамматического строя речи :

– согласование имен числительных с именами существительными;

– согласование сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже.

– образование относительных и притяжательных прилагательных

– образование сущ. во множественном числе

– образование уменьшительно-ласкательных форм

– практическое усвоение образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы)

Развитие связной речи:

– Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

– Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по схемам.

– Закрепление навыка построения распространённых предложений .

– Закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов–описаний;

– Закрепление навыка пересказа.

Совершенствование психологической базы речи:

– расширение объема зрительной и слуховой памяти;

– развитие логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

– Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

– Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок

Развитие мелкой моторики .

– Развитие динамической организации движений (точно воспроизводить серию движений выполняемых последовательно).

– Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

– Формирование графо-моторных навыков (рисование с проговариванием).

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Пример индивидуального плана коррекционной логопедической работы с ребенком с ОНР 2 уровня

Пример индивидуального плана коррекционной логопедической работы с ребенком с ОНР 2 уровня

В данном материале представлен индивидуальный план коррекционной логопедической работы с ребёнком 5 лет с общим недоразвитием речи.

Выделены основные направления и содержание логопедической работы по каждому из направлений.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
НА 20__-20_ УЧ. ГОД

Ф.И.: Ф. Артемий
Возраст: 18.06.12
Год обучения :1
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II уровня, стертая дизартрия.

Направления работы

Содержание работы

Место занятий в общем плане работы

Развитие общей, мелкой моторики и графомоторных навыков.

Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

(пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, кольца су-джок, прищепки и др.), массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.), биоэнергопластика, упражнения на развитие реципрокной координации рук.

Развитие переключаемости движений пальцев рук, подвижности кисти, формирование правильного орудийного захвата.

Работа по развитию конструктивного праксиса.

Индивидуальная работа воспитателей, инструктора по физической культуре, отдельные упражнения на индивидуальных и подгрупповых занятиях логопеда, с родителями

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Развитие подвижности и амплитуды движений подвижных органов артикуляции, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения от одного движения к другому, логопедический массаж. (общий комплекс артикуляционной гимнастики).

Выполнять упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Отрабатывать силу, длительность выдыхаемой воздушной струи.

Мимические упражнения по лексическим темам, («Грустный-веселый», «Осень» «Овощи на вкус» , «Дуб» и т,д.)

На индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями

Уточнение артикуляционного и акустического образа гласных звуков, имеющихся согласных.

Формировать навык четкой артикуляции: выработка правильных артикуляционных укладов звуков А, О, У, Ы, Э, И.

Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Лягушка», «Слон», «Окошко», «Почистим зубки», «Блинчик», «Расческа» и др.

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

Отработка слитного произнесения нескольких гласных.

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»).

Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса).

Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

Медикаментозное лечение по рекомендациям невролога.

Постановка и автоматизация звуков Ль, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь.

На индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями

Развитие фонематического слуха

Различение звучания шумов и музыкальных инструментов; направления, громкости звучания; узнавание и различение гласных звуков; дифференциация неречевых звуков.

Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

Формирование умения воспроизводить цепочки гласных, слоговые ряды.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных.

Формирование навыка нахождения заданного звука в ряду других звуков, в слогах, в словах в различных позициях (начало слова, середина, конец).

Развитие системы межанализаторных связей, как основы для анализа неречевых и речевых звуков.

Развитие слухового внимания с подключением предметных и графических визуальных опор (схемы, символы).

Работа над ритмом (сначала простым, затем более сложным).

На подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями

Совершенствование психологической базы речи

Формирование мотивации к общению.

Развитие процессов запоминания и узнавания во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, аффективной);

Развитие объема слуховой памяти до 4 единиц.

Развитие объема зрительной памяти до 5-6 единиц.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.

Совершенствование наглядно-действенного мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Формирование навыков соотносительного анализа и практической группировки, операций сравнения, обобщения и классификации на базе овладения сенсорными эталонами и родовыми понятиями.

Формирование умения устанавливать аналогии, причинно-следственные и временные связи.

(Учить составлять группы предметов на основании 1-3 одинаковых признаков (цвета, формы, величины, назначения).

Учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам).

Развитие умения работать по образцу, по словесной инструкции.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями

Развитие пространственного восприятия

Ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве от себя (вверху. внизу, сзади, впереди, на, под, в, справа, слева),ориентировка на плоскости (нахождение верха листа, низа, центра, правого и левого края)

На занятиях воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального работника, с родителями

Расширение словарного запаса

Активизация и расширение пассивного и активного словаря существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексическим темам.

Фронтальные и индивидуальные занятия воспитателя, фронтальные занятия логопеда, с родителями

Коррекция грамматического строя

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование множественного числа существительных.

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Закрепление навыков образования предложно-падежных форм.

Подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда, индивидуальная работа воспитателей и родителей

Коррекция слоговой структуры слова

Отработка слов, начиная с 1 типа слоговой структуры Воспроизведение ритма в движениях и играх; ходьба и маршировка под музыку; двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.

Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуковых цепочек.

Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие («продолжи ряд» и т. д).

Работа над двухсложными словами без стечения согласных;

Работа над трёхсложными словами без стечения согласных.

Упражнения в произнесении слогов со стечением согласных.

Формирование умения произносить слоги и слова сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

Упражнения в произношении слов усвоенной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений.

На занятиях воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального работника.

Индивидуальные занятия логопеда, с родителями

Развитие связной речи

Стимулировать ребёнка к ситуативному употреблению простых предложений.

Добиваться ответов на вопросы в доступном фонетическом оформлении (сопряженно, отражённо).

Повторение за взрослым, заучивание простых предложений, текстов.

Фронтальные, занятия логопеда.

Индивидуальные занятия логопеда.

Абрамова Елена Леонидовна,
учитель-логопед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: