Индивидуальный образовательный маршрут

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут».

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

· дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

· методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

· возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

· образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

· мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

· особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

· профессионализмом педагогического коллектива;

· возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

· возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

· постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

· – самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

· выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

· конкретизация цели (выбор курсов, факультативов), оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:

· Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

· осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

· активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ

· организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:

· предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

· учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

· особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

· варианты расчета учебной нагрузки;

· правила заполнения бланка;

· возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

«Обычно в школе тебя тянут, а тут ты сам себе директор». Что такое индивидуальный образовательный маршрут и как его выстраивают сами дети

Индивидуальная образовательная траектория — путь обучения, при котором ученик получает знания именно в тех сферах, которые ему интересны и ценны, и сам может менять программу. Образовательные консультанты, учителя и сторонники альтернативных методов обучения рассказывают, как выстроить этот маршрут, чтобы получить максимум пользы для ребенка, какую роль в этом играет школа и почему индивидуализация обучения может стать причиной социального неравенства.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Сегодня мы всё чаще видим, что сценарии успеха старшего поколения больше не работают. Учеба в вузе теперь не гарант стабильной карьеры, а смена деятельности — скорее правило, чем исключение. Только за последний год около четверти россиян поменяли профессию. По прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey, в ближайшие 10 лет число работников, которые решат перейти в другую отрасль, в мире увеличится на 12%.

Как следствие, в сфере образования появляются новые тенденции. На смену стандартным, раз и навсегда утвержденным учебным планам приходят индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Суть этой методики в том, что каждый человек строит свой личный маршрут к знаниям — а значит, может в любой момент его скорректировать, если у него изменятся цели, потребности и ценности.

Читайте также:
Профессия учитель-логопед - эссе

Выстроить индивидуальный маршрут можно и в обычной общеобразовательной школе. Однако больше инструментов для этого, как правило, бывает у учеников, выбравших альтернативные методы обучения.

Ученики, находящиеся на заочных или очно-заочных формах обучения, сторонники семейного образования или школ с альтернативными методиками преподавания самостоятельно распоряжаются своим временем.

Вот один из примеров.

Проучившись в государственной школе 9 лет, Туся Ширкова перешла в «Демократическую школу 5, подъезд 7», которая смогла предложить ей более удобный и свободный формат обучения.

«У нас очная школа, но я живу в 120 км от Москвы, поэтому езжу на занятия раз в неделю, а всё остальное время учусь онлайн. Мы все приходим в школу, и проводим утром общий сбор: голосованием решаем, что сегодня делаем. Например, кто-то из учеников предлагает поиграть в футбол, кто-то — сходить в музей или заняться определенным курсом химии. Дальше мы распределяемся по интересам, и так проходит день. У нас нет классов, четких уроков и расписаний. Школа — пространство, где тебе рады и готовы поддержать любую твою инициативу. Но при этом инициатива должна исходить от тебя. Я сама договариваюсь с учителями, в какой день удобно провести занятие, и составляю свое расписание на неделю. Это очень помогает развивать коммуникативные способности и навыки тайм-менеджмента», — рассказывает Туся.

Многие ученики «Демократической школы» прикреплены к обычной общеобразовательной, и в личном кабинете на портале ЦПСО у них есть список предметов, по которым они должны сдать итоговые экзамены онлайн для аттестации в школе.

«Моей основной целью в этом году было прохождение аттестаций, — говорит Туся. — Я больше времени уделяла гуманитарным предметам, потому что они мне в радость. А еще решила подтянуть знания по физике и химии, хотя они мне и не понадобятся для поступления. Сейчас моя цель — понять, куда я хочу поступить. И в дальнейшем, в зависимости от того, какой план я выберу, буду выстраивать свой учебный год.

Когда ребята попадают из обычной государственной школы в новую, более свободную академическую среду, им требуется примерно два месяца на адаптацию. Поначалу они немного растеряны: никто не занимает их делом. Но потом привыкают и уже сами начинают генерировать идеи и предлагать разные активности.

В первый месяц мне было сложно понять, за что хвататься: нужно было пройти аттестацию по 15 предметам. Обычно в таких случаях помогают кураторы. В школе ты можешь выбрать человека и предложить ему с тобой работать. Моя кураторка помогала мне с планированием, документами, учебниками и во всём меня поддерживала.

Здесь любой учитель готов оказать помощь — это основное отличие от моей старой школы. Для меня было открытием, что, если ты не хочешь что-то делать, ты можешь этого не делать. Твои проблемы не обесцениваются, о тебе заботятся и полностью тебя принимают.

Ты тоже принимаешь решения: все школьные правила утверждаются путем голосования. Это дает ощущение собственной ценности, ты чувствуешь спокойствие, что тебя никто не осудит. За год школа помогла мне прокачать soft skills и критическое мышление. В обычной школе тебя тянут: ты находишься в системе, где ходишь с урока на урок через не могу, изучая ненужные и бесполезные дисциплины. А здесь ты сам — директор своей школы и должен придумать себе учебный план. Это очень полезно, развивает самостоятельность, креативность и навыки работы в команде.

Возможно, минус школы, из-за которого она может подойти не всем, — «проседание» академических знаний. Одни ученики приходят за серьезной подготовкой в плотном режиме, а другие — за общением, и для них ценно просто проводить время в сообществе, но, скорее всего, академических знаний у них будет меньше».

Как построить индивидуальный образовательный маршрут?

«Сейчас дети учатся иначе, как — непостижимо для взрослых», — считает Светлана Марзеева, соучредитель Ассоциации развития семейного образования. По ее мнению, основной способ познания современных учеников — гаджеты, а школа давно утратила свою актуальность.

«Раньше было важно именно накопление информации, она была действительно актуальной для того времени, это были свежие научные данные, необходимые и для развития интеллекта, и для будущей профессии учеников. Но за прошедшие годы содержание образовательных стандартов полностью устарело, превратилось в инфомусор.

Сегодня обучение в государственных школах — это информационная интоксикация, от которой вреда гораздо больше, чем пользы. ФГОСы вообще никак не поменялись, они только расширяются и дополняются. В итоге дети перегружены, тратят время на то, что никогда не пригодится им в жизни, но не развивают жизненно важные навыки и умения».

Читайте также:
Логопедический праздник для детей и родителей Говорун-Шоу

По мнению Светланы, при такой нагрузке зачастую самый лучший вариант, если нет желания или возможности отказаться от госшколы полностью, — написать заявление на имя директора школы о переходе на обучение по индивидуальному учебному плану. Оно позволяет включать и исключать учебные предметы, изучать их по блокам, а не параллельно, как в школе, уменьшать часы изучения до минимального базового уровня, определенного ФГОС. Это удобно, если ребенок усиленно занимается спортом, или ему нужна меньшая нагрузка, или требуется больше времени для изучения материала.

Далее школа и родители заключают договор, в котором прописывают детали: например, что ученик не посещает школу по средам, а также уроки ИЗО в связи с обучением в художественной школе; не ходит на уроки русского языка, который изучает в онлайн-школе, где и получает оценки, а госшкола заносит их в ведомость согласно договору о сетевом взаимодействии.

Соосновательница просветительского проекта «PROшколу», учитель Полина Гавриленко менее категорична в этом вопросе. По ее словам, школы постепенно перенимают положительный опыт и стремятся реализовать принцип индивидуализации образования. Большинство учебных заведений переходят на модель профильного обучения в старших классах. В некоторых школах внедряется индивидуальный образовательный маршрут.

Происходит это по-разному. Где-то маршрутные листы формируются только по факультативным занятиям; где-то индивидуальный маршрут создается под конкретный предмет, и ребенок выбирает темп освоения материала, темы, формы контроля; а где-то из большого числа курсов и факультативов с помощью тьютора ученик формирует свой образовательный трек. Чем богаче образовательная среда, тем привлекательнее для ребенка выбор, и тем больше шансов угадать с направлением. Но на такой сценарий тратится очень много ресурсов.

«Сегодня сложно реализовать модель школы, ориентированной на развитие индивидуальности каждого ребенка, — рассказывает Полина. — Чаще всего это могут себе позволить маленькие авторские или альтернативные школы, где большая вовлеченность родителей, и там учатся дети, как правило, из семей с высоким социально-экономическим статусом. Они заинтересованы в максимальном развитии ребенка, включены в его образование. Есть совместная ответственность за результат. Школа и родители стараются обеспечить потребности ребенка и в случае возникновения трудностей или рисков корректируют образовательный трек.

В случае с массовой школой ситуация обратная. Для большинства родителей школа — своего рода камера хранения. Представьте себе родителей, озабоченных тем, как заработать на кусок хлеба, и вот им предложили выбрать предметы, которые интересуют ребенка или пригодятся ему в будущем. Вряд ли они смогут это сделать, учитывая низкий уровень осведомленности родителей в вопросах профориентации».

Также Полина отмечает: независимо от трендов на рынке труда, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, сотрудничать, быть лидером там, где того требует ситуация, активность и инициативность не менее ценны, чем знания. Но, обучая всех по одной программе, добиться таких результатов сложнее.

В идеале индивидуальный образовательный маршрут помогает составить тьютор. В отличие от традиционного учителя тьютор ничего не навязывает, а помогает сориентироваться в собственных интересах, желаниях, потребностях, синхронизировать их с тем, что требуется рынку труда, с тем, что важно уметь в современном мире.

При самостоятельном, внеинституциональном создании образовательного трека Полина Гавриленко советует учителям и родителям обратить внимание на следующие принципы:

  • Ребенок должен психологически быть готовым выбирать. Ситуация выбора сама по себе стресс. Более того, стоит учитывать и возрастные задачи. Так, для старшего подросткового возраста характерен поиск себя, самоопределение. Создание индивидуального образовательного маршрута как никогда отвечает этим задачам.
  • Ориентироваться на личный интерес ребенка, предлагая новые виды занятий. У детей редко бывают укоренившиеся предпочтения, а интерес развивается со временем в процессе обучения.
  • Учитывать зону ближайшего развития. Занятия должны быть в меру сложными: требовать усилий, но не сверх меры, иначе не будет никакого развития.
  • Целью маршрута должна быть индивидуальная образовательная программа. Ценность ИОМ заключается в подготовке ребенка к личностному и социальному самоопределению.
  • Чтобы ребенок действительно приобрел опыт конструирования собственного образовательного трека и выступил истинным субъектом выбора, ему необходимо видеть для себя в этом смысл. В противном случае создание ИОМ превратится в нормативную, а не в личную задачу. Но это уже и называется по-другому — персонализация обучения.

Эксперт и консультант по образованию Полина Мальцева рассматривает школу как всего лишь один из инструментов, с помощью которого может быть сформирован индивидуальный образовательный маршрут:

«Ни одна школа полностью не обеспечит ребенку то, что нужно для качественного развития. Есть необходимость в составлении мозаики, где школа — один из элементов, кроме которого есть еще другие во второй половине дня. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается в семье, если речь идет об учениках дошкольного или младшего школьного возраста. И чтобы его сформировать, нужно совершить три универсальных шага:

  1. Определить целевое состояние. Что будет целью на выходе — когда ребенок уже взрослый и уже самостоятельно реализовывается в жизни? Какая это жизнь и какие в ней ценности и приоритеты?
  2. Понять, что необходимо дать сейчас, чтобы прийти к этому целевому состоянию. Появляется образовательная модель: необходимые знания, навыки, компетенции и личные качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы успешно реализовываться и прийти к этой цели. Когда родитель увидит все эти элементы, необходимо понять, чем они будут „закрываться“, что для этого даст школа, кружки, секции, репетитор или семья.
  3. По мере взросления ребенка и достижения новых целей нужно периодически пересматривать маршрут и по необходимости его корректировать».

Как индивидуальные образовательные траектории влияют на социальное неравенство?

В докладе на конференции «Тенденции образования 2021» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поднял тему неравных возможностей: «Если у нас есть индивидуальная траектория, то, разрушая классно-урочную систему, мы разрушаем и привычную социальную группу, хорошую или плохую. А вводя выбор в эту индивидуальную траекторию, мы создаем новую ситуацию, в которой обостряются риски неравенства».

Читайте также:
Весенние изменения в природе - конспект
Это предположение обусловлено теорией социолога Раймона Будона, согласно которой эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор ребенка разделяются на первичные и вторичные. Первичные проявляются в том, что ученики из более обеспеченных семей имеют более высокие образовательные достижения. Вторичные — в том, что даже при одинаковой успеваемости дети с более высоким социально-экономическим статусом чаще продолжают обучение в старшей школе по сравнению с одноклассниками с более низким социально-экономическим статусом.

По данным ВШЭ, если хотя бы у одного родителя есть высшее образование, в семье возрастает вероятность найма репетитора для подготовки к ЕГЭ. Чем более высокий уровень образования родителей, тем больше дополнительного образования получают дети. А следовательно, это влияет на их школьные успехи. Учащиеся, чьи родители имеют высшее образование, в 60% случаев выбирают именно высокоселективные университеты.

В то же время среди учащихся с высокой успеваемостью дети, родители которых имеют низкий уровень образования, реже идут в 10-й класс. Вероятно, родители навязывают детям тот уровень образовательных притязаний, который знаком им самим, или просто не знают о возможностях современной системы образования. Ученики не подготовлены к ситуации выбора и не имеют нужных ориентиров. Изначально непривилегированные ученики, даже имея хорошую успеваемость в школе, почти лишены шансов исправить ситуацию.

По мнению исследователей, для решения проблемы неравенства в образовании необходимо повышать информированность учеников и их родителей в этой области и помогать детям делать сознательный выбор. Это означает, что в ситуации, когда меняется роль образования, меняется и роль учителя. Учителю нужно выступать в роли консультанта, который мог бы объяснить риски, связанные с тем, что ты выбираешь.

Индивидуальный образовательный маршрут

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Вебинары
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему. Читать далее >>>

Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты всероссийской проверочной работы, проводимой в учебном году

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Индивидуальный образовательный маршрут рекомендован для музыкальных руководителей для работы с детьми ОВЗ. Определены «проблемные зоны» ребенка и основные пути их решения.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная коррекционная программа является индивидуальной. Она предназначена для работы с отстающим обучающимся и направлена на устранение имеющихся пробелов в знаниях. Программа содержит перечень тем по предметам, причины, пути и способы решения проблемы, контроль результативности проведенных занятий.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В данном плане представлены направления деятельности профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН, КДН и ЗП МО МВД, перечислены мероприятий, проводимые с привлечением данного учащегося, указаны сроки реализации каждого мероприятия, перечислены ответственные лица, прописан результат работы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

“Маршрутный лист” – это своеобразный путеводитель, позволяющий ориентироваться в открытой вариативной предметной среде. В данный маршрут заносятся сведения о всех внеурочных занятиях ребёнка не только в школе, но и вне её стен, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Читайте также:
Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе

Индивидуальный маршрут успеваемости учащегося – это приложение к журналу по ликвидации пробелов в знаниях. Этот документ выдаётся учащемуся для того, чтобы он мог видеть какие занятия (пропущенные или плохо усвоенные) он посетил и отработал. Кроме того, этот маршрут обязательно должен подписать родитель для того, чтобы знать о “пробелах” в знаниях своего ребенка.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

При подготовки к ЕГЭ учителю необходимо вести мониторинг готовности ученика к итоговой аттестации. Цель мониторинга: целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускника и его коррекция.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группе в детском дошкольном учреждении. В маршруте расписаны основные направления работы на протяжении всего учебного года. Так же расписаны направления работы развития познавательной деятельной деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Читайте также:
Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”. Смотреть пример >>>

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.

Что такое ИОМ, кому из детей он нужен и как его составить?

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Vintage фото создан(а) tirachard – ru.freepik.com

Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.

Современное воспитание детей

В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.

Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.

Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.

Почему дети разные?

Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?

Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.

Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню “подготовишки”, а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.

При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.

Источник фото: Lukas / Pexels

В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.

Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.

И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?

Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.

Читайте также:
Тема Игрушки - конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР

А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.

Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.

Индивидуальный образовательный маршрут

Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?

Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.

Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.

Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.

ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.

Girl фото создан(а) freepik – ru.freepik.com

Кому нужен ИОМ?

В основном это дети следующих групп:

  • Дети с органическими нарушениями, то есть те, у кого есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с тяжёлыми соматическими заболеваниями, особенно те, кто часто пропускают занятия, находясь в больнице или на домашнем обучении.
  • Дети с ощутимой задержкой психического развития.
  • Дети с расстройством аутистического спектра.
  • Дети с умственной отсталостью.
  • Гиперактивные дети – в том случае, если их активность мешает образовательному процессу.
  • Одарённые дети.

Особенности разработки ИОМ

Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.

При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.

Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.

На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.

Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:

диагностика ребёнка и составление ИОМ;

обучение ребёнка по ИОМ;

новая диагностика и коррекция ИОМ и т. д.

Этапы разработки и выполнения ИОМ

Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:

Определение необходимости назначения ИОМ.

Наблюдение за детьми.

Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:

наблюдение за ребёнком в организованной среде – например, тестирование на память и утомляемость;

наблюдение, как ребёнок ведёт себя в естественной среде, как он общается и со сверстниками, и со взрослыми;

беседа с ребёнком;

беседа и анкетирование родителей.

Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:

биографию ребёнка, характеристику семьи, домашнее воспитание и благополучие, внешний вид ребёнка;

откуда ребёнок пришёл (из другой группы, с домашнего обучения и т. д.);

поведение ребёнка, особенности сна, аппетита;

уровень развития ручной моторики, двигательной сферы, памяти, мышления и мотивации;

особенности речи, грамматический строй речи, словарный запас, особенности произношения слов и предложений.

Читайте также:
Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями

Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).

Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.

Источник фото: Gustavo Fring / Pexels

Некоторые частные случаи ИОМ

Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:

Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.

Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.

Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)

Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:

Тяжело привыкают ко всему новому, в том числе к новой группе. Поэтому можно начать ИОМ с того, что первое время воспитатель сам будет приходить к ребёнку домой, а затем ребёнок постепенно начнёт посещать занятия.

У детей с РАС слабо развито социальное взаимодействие, поэтому у них нарушено речевое развитие. Таким детям порой сложно находиться в компании с детьми без РАС, у них повышенная сенсорная чувствительность, утомляемость и особая потребность в уединении. Все эти особенности также нужно учитывать.

Часто ребёнку/детям с РАС назначают тьютора.

Дети с РАС значительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем звуковую. Воспитателям понадобится целый набор специальных картинок.

Дети с нарушением речи

Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:

Дети не говорят, но хорошо воспринимают информацию. Как правило, с ними работать проще. Бывает, что у них письменная речь формируется быстрее устной.

Другое дело, если сам речевой аппарат у ребёнка развит хорошо, однако ребёнок плохо воспринимает информацию. В этом случае отклонение, как правило, тяжелее.

ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 21.01.2020 2020-01-21

Статья просмотрена: 981 раз

Библиографическое описание:

Чеботарева, И. И. Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования / И. И. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66581/ (дата обращения: 18.01.2022).

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; образовательный процесс; содержание образования

Переход к новой личностной парадигме обучения является ведущей тенденцией современного образования и в целом педагогического сознания общества. Личностно-ориентированный подход в образовании ставит перед современными педагогами множество новых и актуальных целей, таких как: поиск оптимальных путей развития личности, осознание необходимости построения непрерывного образования, индивидуализация образования, адекватное и уместное использование образовательных технологий при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута. Встает вопрос об актуальных психолого-педагогических и методических аспектах для разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в системе современного образования детей в рамках ФГОС.

Для начала необходимо вспомнить, что же такое лично-ориентированное образование — это образование, устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью, а не только с так называемым «социумом». Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным [3].

Читайте также:
Зима, зимующие птицы - рекомендации логопеда для родителей

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией [3].

Индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты. Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих: — развитие представлений — «знаю», развитие представлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой одарённого ребенка и предусматривает формирование соответствующих теоретических знаний, получение ребенком практических сведений о том, как целесообразно поступать; — развитие субъективных отношений — «хочу», развитие субъективных отношений ориентировано на эмоциональную сферу ребенка и предусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивов поведения ребенка; — развитие индивидуальных технологий деятельности — «могу», развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков [1].

Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке, однако, проблема организации ИОМ в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С. В. Воробьева, Н. Г. Зверевой, Н. А. Лабунской, В. В. Лоренц, В. В. Николиной, М. Л. Соколовой, А. П. Тряпицыной. Опираясь на определения перечисленных ученых, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества [4].

Основой выбора индивидуального образовательного маршрута для ребёнка являются: достижение или углубление одарённым учащимся уровня образованности, необходимого для его продвижения по данному образовательному маршруту; успехи в творческой, социальной деятельности; жизненные планы учащегося; состояние здоровья ученика [5].

По мнению ряда педагогов, при построении индивидуального образовательного маршрута содержание образования формируется на основе: личных заказов обучающихся и их родителей; многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретического, практического, исследовательского, опытного, познавательного, творческого, производственного, самообразовательного и др.); реализации вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ [2].

Результатом работы по индивидуальным образовательным маршрутам учащихся становится повышение результативности всех субъектов образовательного процесса, в том числе: — для учителей происходит рост компетентности в преподавании учебных предметов, активизация их участия в профессиональных конкурсах различного уровня; — для обучающихся индивидуализация образования обеспечивает гармоничное сочетание и эффективное включение проектной и внеклассной деятельности в учебную, успешную реализацию профессионального выбора, рост качества знаний по избранным областям деятельности, участие в предметных олимпиадах, конкурсах; — для родителей появляется возможность активизации взаимодействия со школой для поиска оптимальных условий развития способностей своих детей [4].

Таким образом, индивидуализация обучения учащихся вызывает позитивные эмоции у всех участников образования и приводит к росту удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса. Ведь обеспечение в школе реализации индивидуальных образовательных маршрутов — это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Формирование фонематических функций

Консультация для педагогов дошкольных учреждений

Фонематические функции

Матвеева Оксана Валерьевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №55
компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Актуальность.

Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родному языку. Уровень усвоения учебного материала у дошкольников с общем недоразвитием речи очень низок из-за наличия проблем в развитии фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи. Ведущими нарушениями выступают нарушения формирования фонематических функций. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

Содержание.

Определим понятия фонематических процессов. Л.С. Волкова раскрывает эти понятия так:

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления, т.е. всё то, что входит в структуру фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Под фонематическим анализом (Л.С. Волкова, Г. Г. Мисаренко) мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Читайте также:
Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе

Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

На основе понятия «представления», как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Особенности фонематических функций у дошкольников с ОНР изучались Л. В. Лопатиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т. Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше, Л. А. Пиотровской.

Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР будет эффективным при условии реализации дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия, учитывающего механизм нарушения:

· распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей, характеризующиеся акустической близостью звуков.Причина трудностей кроется в недоразвитии слуховой дифференциации

· нарушения фонематического восприятия связаны с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих заменах при звукопроизношении

· ошибки при анализе простых форм фонематическогоанализа (определение места звука в слове). Причина несформированность звукопроизношения, дифференциации фонем и фонематического восприятия

В связи с несформированностью звукопроизношения, фонематического восприятия, невозможен и фонематический анализ, синтез слова, не говоря уже о фонематических представлений. Следовательно, в большей степени нужно работать над коррекцией нарушений звукопроизношения, развитие артикуляторной моторики. То есть, акцент в логопедической работе нужно делать на формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне,развитие слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

На первом, подготовительном этапе предлагаются:

· Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

· Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (способности выполнения отдельных артикуляторных движений):

· Упражнения по формированию кинетической основы (способность выполнения серии артикуляторных движений).

· Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений (многократное повторение одного и того же артикуляторного движения).

После работы над звукопроизношением начинается работа по преодолению фонематических нарушений:

Iэтап.Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

· Формирование восприятия устной речи в процессе слогов;

· Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука;

II. Этап.Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне (фонематический анализ, синтез и представления).

· Уточнение артикуляции звука.

· Выделение звука на фоне слога.

· Выделение звука на фоне слова (определение наличия заданного звука в слове, вычленение первого и последнего звука в слове и местоположения заданного звука, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам, дифференциация звуков в слогах и в словах).

Литература

1. Волкова Л. С., Шаховской С. Н.. Логопедия. – М., 1998

2. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе./Метод. пособие. – М., 2008.

Этапы формирования фонематических функций у дошкольников с ТНР

Ольга Осипова
Этапы формирования фонематических функций у дошкольников с ТНР

Речь человека использует звуки особого рода. Эти звуки организованы в фонематическую систему языка. Чтобы различать их, нужен не только острый слух, биологический. Дети с хорошим фонематическим восприятием начинают рано говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки речи.

Тяжелые нарушения речи (ОНР, ФФНР) у детей характеризуются недостаточно развитым фонематическим слухом – способностью воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать их, обобщать в слова как смыслоразличительные единицы.

Усвоение новых слов, их грамматических форм, связей словосочетания и предложения невозможно без способности к звукоразличению, без развитого навыка определения на слух звуковых и морфологических элементов слова, их порядка и последовательности. Наличие даже слабо выраженных нарушений в фонематическом развитии создает для ребенка серьезную проблему препятствия для успешного овладения не только устной речью, но и письма, чтения. Потому формирование фонематических функций занимает особое место в логопедической работе.

Фонематические функции – это восприятие, анализ и синтез, представление.

1) Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно звуки, близкие по звучанию (П-Б, С-Ш, Л-Р и другие). Формирование фонематического восприятия является ключевым моментом в системе коррекции речи. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение ими звуковым анализом и синтезом.

2) Фонематический анализ (способность называть последовательность и количество звуков в слове) и синтез (способность составлять из заданных звуков слово) – это умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Читайте также:
Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

3) Фонематическое представление – это способность сохранять в памяти и воспроизводить звуковой образ слова.

Этапы формирования фонематических функций

1.Подготовительный: узнавание неречевых звуков.

Задачи: развивать слуховое внимание и слуховую память;

развивать способность различать неречевые звуки (звуки природы,

голоса животных, бытовые шумы, звучащие игрушки, музыкальные

учить определять направление звука;

учить отхлопывать заданный ритм.

Игры и упражнения: “Что звучало?”

«Назови по порядку, что звучало?»

«Где позвонили?»

«Повтори хлопочки»

2. Различение по высоте, силе и тембру голоса.

Задачи: учить различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по

высоте, силе, тембру голоса;

воспитывать звуковое внимание к речи окружающих;

развивать слуховую память.

Игры и упражнения: «Угадай, чей голосок?»

Чтение сказки «Три медведя» с изменением голоса.

«Угадай, кто это?» (по голосу: женский, мужской, детский)

«Скажи громко-тихо-шёпотом»

Прослушивание детских потешек.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Задачи: учить различать по звучанию правильные и неправильные слова;

учить вслушиваться, замечать ошибки.

Игры и упражнения: «Послушай и покажи на картинке» (мышка-мишка, уточка-

«Возьми картинку» (нужно взять ту, которая будет названа

«Повтори, если правильно» (бумага-пумага, вагон-фагон)

«Перепутанница» (В небе летела карета, а ехала ракета).

4. Различение слогов.

Задачи: учить различать слоги на слух;

формировать умение различать оппозиционные звуки на материале

учить анализировать слоги.

Игры и упражнения: «Послушай-Повтори» (па-по-пу, па-ба-па)

«Что лишнее?» (па-па-ба)

«Подними руку, если услышишь заданный звук»

«Сколько звуков ты услышал? Назови их»

5. Различение фонем.

Задачи: учить слышать заданный звук в ряду других звуков, слогов, слов;

учить определять, есть заданный звук в слове,

учить определять место звука в слове.

Игры и упражнения: «Поймай звук»

«Выбери картинку, в названии которой есть заданный

«Назови место звука в слове (начало, середина, конец)

«Назови первый звук в слове»

Пособия: карточки-символы звуков, условные обозначения гласных, согласных – твердые, глухие, твердые, мягкие; символы слова.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи: развивать умение детей определять последовательность, количество

определять место (по счету) звука в слове.

Игры и упражнения: «Назови первый, последний звук в слове»

«Назови гласные звуки в слове»

«Назови все звуки в слове»

«Составь из заданных звуков слово»

Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1964.

Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. М. ,1995.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 2004.

Логопедия / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально – художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: