Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

коррекции речевого развития

Фамилия, имя ребенка

______ОНР 3 уровня___________________________________________

Направления коррекционно-развивающей работы:

-Развитие речевой моторики.

-Развитие мелкой моторики.

-Развитие фонематического восприятия.

-Развитие мотивации к речевому общению.

-Обогащение активного и пассивного словаря.

-Формирование навыка согласования слов.

-Развитие связной речи.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие речевой моторики.

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мелкой моторики

– совершенствование статической организации движений;

– совершенствование динамической организации движений;

– совершенствование динамической и статической организации движений.

Постановка звуков Ш, Ж, С, З, Л, Р, Рь; Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия.

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ слов; составление слов из заданных звуков.

Развитие мотивации к речевому общению.

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением словарного запаса; формирование способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и месяцев; подбор прилагательных по лексическим темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Артикуляционная гимнастика

«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур.

Фонематические процессы

-дифференциация неречевых звуков;

-воспроизведение слоговых рядов;

-подбор слов на заданный звук;

-выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;

-формировать умения выделять слова из предложения;

Работа над силой голоса (тихо, громко)

Грамматический строй речи

-образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

-образование относительных прилагательных;

– составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.

Связная речь

– развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

-составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;

– пересказы с опорой на картинку;

Звукопроизношение

Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки – «Толстячок – худышка», «Сдуй снежинку»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять»,

Фонематические процессы

– формировать умения выделять слова из предложения;

– формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

– формировать умения различать слоги со сходными звуками;

– формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

– закреплять навык определения позиции звука в слове;

– закреплять навык выделения первого звука в слове;

– закреплять навык определения последнего звука в слове;

Грамматический строй речи

– образование множественного числа существительных;

– согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

– согласование числительных с существительными;

– согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;

– составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.

Связная речь

– тветы на вопросы полным предложением

– закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

– обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы»

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».

Дыхательная гимнастика

«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок».

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «8 Марта»

Фонематические процессы

– закреплять навык определения позиции звука в слове;

– закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;

– закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

– закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

– Формировать умения выделять слова из предложения.

Грамматический строй речи

– образование множественного числа существительных;

– согласование числительных с существительными;

– употребление существительных в косвенных падежах;

-согласование прилагательных с существительными;

Связная речь

– ответы на вопросы полным предложением;

-закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

– составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.

Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.

Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Педразвитие

Автор: Бухтоярова Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Алейск Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 20 – 20 уч. год

Логопедическое заключение ___________________________________________________

Основные направления логокоррекционной работы

Развитие артикуляционной моторики.

— самомассаж языка, губ

– Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние

– Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

– Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

Удерживать губы и язык в заданном положении.

– Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

– Развивать мышечную силу и подвижность губ.

– Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.

– Способствовать растяжке подъязычной связки.

– Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

– Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

– Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить

язык распластанным, широким.

– Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

– Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

– Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Общие речевые навыки

Постановка диафрагмально- реберного дыхания.

Увеличение обьема дыхания и нормализация его ритма.

Формирование длительного плавного выдоха чрез рот

-без речевого сопровождения

– с речевым сопровождением

а) пение гласных на выдохе;

б) произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х,гласных на длительном плавном выдохе;

в)произнесение изолированных щелевых глухих согласных

г) произнесение щелевых глухих согласных с сочетанием гласных

д) произнесение слов на плавном выдохе ( сначала односложных и двусложных, затем

многосложных) учитывая ударение ( сначала на 1-й слог, затем ударение менять).

– постепенное распространение фразы на длительном плавном выдохе.

4. Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать

фиксированный и форсированный выдохи.

5.Формирование интонационной выразительности в импрессивной речи: ритмические

упражнения,различение видов интонации.

6. Формирование интонационной выразительности экспессивной речи.(

мелодика,логическое ударение, паузы).

7. Формирование правильного темпа и ритма речи.

8.Формирование умения пользоваться громким и тихим голосом. Работа над силой голоса.

9. Совершенствование выразительного чтения стихов, используя естественные логические

Формирование правильного звукопроизношения:

а) постановка: Ш Ж Щ.

-в слогах (прямых, обратных, со стечением);

-в словах ( под ударением, в безударной позиции)

-в предложениях, чистоговорках

-в спонтанной речи

в) дифференциация: Ш-Ж; Ш-С; Ж-З; Щ-СЬ

-в слогах (прямых, обратных, со стечением);

-в словах ( под ударением, в безударной позиции)

-в предложениях, чистоговорках

-в спонтанной речи

а) постановка: Ц, Ч

-в слогах (прямых, обратных, со стечением);

-в словах ( под ударением, в безударной позиции)

-в предложениях, чистоговорках

-в спонтанной речи

в) дифференциация: Ц-ТЬ, Ц-С; Ч-Щ;Ч-ТЬ, Ц-Ч

а) постановка: Л,ЛЬ,Р,РЬ

-в слогах (прямых, обратных, со стечением);

-в словах ( под ударением, в безударной позиции)

-в предложениях, чистоговорках

-в спонтанной речи

в) дифференциация: Р-РЬ,Л-ЛЬ, Р-Л, ЛЬ-Й

а) постановка:К, КЬ.Г, ГЬ. Х, ХЬ, Й

-в слогах (прямых, обратных, со стечением);

-в словах ( под ударением, в безударной позиции)

-в предложениях, чистоговорках

-в спонтанной речи

в) дифференциация: К-Х. К-Г, Г-Х, К-Т, Й-ЛЬ

Развитие фонематических процессов

1.Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов:

– воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

– воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

– воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными

Читайте также:
Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе

– воспроизведение слоговых сочетаний с согласными различающимися по глухости-

звонкости: по два слога, по три слога

– воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по твердости-

– воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука( для образования

– воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и

5. Дифференциация фонем.

– выделение гласного звука в звуковом потоке

-повторение сочетания гласных звуков ( по два, по три, по четыре)

– выделение одного из согласных звуков в речевом потоке

6. Формирование фонематического анализа и синтеза.

– формирование умения подбирать слова на заданный звук

– формирование умения подбирать слова на заданный звук

– формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах,

– закрепление навыка определения позиции звука в слове

– закрепление навыка выделения первого звука в слове

– закрепление навыка определения последнего звука в слове

– закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове

– определение звонкости -глухости согласных

– определение мягкости-твердости согласных

– преобразование слов, путем замены одного звука

-подбор слов на заданное количество звуков по схеме

– подбор слов на заданное количество слогов по схеме

закрепление навыка выделения гласных звуков в слове

формирование умения слова из текста

формирование выделять предложения из текста

– Формирование умения выделять слова из предложения.

– Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

– Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах,

– Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

– Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

– Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

– Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

– Формирование умения выделять предложения из текста.

– Формирование умения выделять слова из предложения.

Формирование словарного запаса

1.Учить дифференцированно воспринимать вопросы: Кто? Куда? Откуда? С кем?

2. Накопление пассивного словаря.

3. Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

4.Учить называть родителей, родственников, имена друзей, кукол, подражать голосам

животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

5. Формирование глагольного словаря.

6. Формирование словаря существительных.

7. Уточнение, обогащение активного и пассивного словарей по лексическим темам.

8. Работа по формированию родовых и видовых понятий.

9. Обогащение глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

10.Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

11.Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут,

вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко,

тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

12.Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.

13.Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена

14 Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.

Работа над слоговой структурой

– Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков

– обучение отделению одного слога от ряда слогов

– работа над долготой звучания

-работа над слитностью звучаний

– работа над темпом произнесения

– работа над ритмами ( уровень гласных, уровень слогов)

– двусложные слова из открытых слогов

– трехсложные слова из открытых слогов

– двусложные слова с одним открытым слогом

– двусложные слова со стечением согласных в середине

– двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

– трехсложные слова с закрытым слогом

– трехсложные слова со стечением согласных в середине

– трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

– трехсложные слова с двумя стечениями согласных

– односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

– двусложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

– двусложные слова с двумя стечениями согласных

-четырехсложные слова из открытых слогов

– четырехсложные слова со стечением согласных

– трехсложные слова со стечением согласных в начале слова

– двусложные слова со стечением из трех согласных

– повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

– формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры сопряженно,

отраженно и самостоятельно по предметным картинкам

– упражнения в произнесении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и

Совершенствование грамматического строя речи:

1. Формирование понимания грамматических форм.

2. Формирование умения образовывать и употреблять имя существительное единственного и

множественного числа в им. Падеже.

3. Закрепление навыков употребления глаголов повелительного наклонения.

4.Закрепление навыков употребления личных форм глагола настоящего времени ед. числа

5. Закрепления умения образовывать падежные формы имени существительного в ед. числе

-винительный беспредложный падеж совпадающий с именительным

-винительный беспредложный падеж с окончанием -у-

– дательный беспредложный падеж1-го и 2-го склонения

– творительный беспредложный падеж 1-го и 2-го склонения

– родительный беспредложный падеж1-го и 2-го склонения

– винительный беспредложный падеж, одушевленные сущ. 2-го склонения на -а-, -я-.

6.Закреплять умение образовывать и употреблять имя сущ. ед.ч и мн.ч в косвенных падежах;

в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.

Читайте также:
Нетрадиционные формы работы в логопедии

7. Префиксальные изменения глаголов

8. Суффиксальные изменения существительных.

9. Закреплять умение образовывать и использовать имена сущ. и имена прил. С

уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.

10. Согласование сущ. с притяжательными местоимениями-мой. моя, моё, мои.

11. Образование относительных прилагательных.

12. Согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже.

13. Образование притяжательных прилагательных.

14. Наречие (с опорой на вопросы)

15. Согласование числительных с именем существительным.

16. Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с именем сущ. в роде,

17. Формирование правильного употребления предлогов:

– усвоение и практическое применение простых предлогов;

– употребление в речи сложных предлогов.

Развитие связной речи

– воспитание понимания связной речи.

– развивать умение вслушиваться в обращённую речь.

-вызывать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений

(однословные предложения из аморфных слов-корней)

– формирование потребности в общении; вызывание активной речевой реакции

– развитие побудительной формы общения

— формирование фразовой речи

– составление простого двусоставного предложения

– распространение двусоставного предложения

– формирование навыка по составлению предложений с помощью схемы

– совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по

демонстрации действия, по картине; распространение простых предложений однородными

– совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных

предложений и сложноподчиненных с придаточными времени и причины

– закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с

простыми предлогами ( со зрительной опорой и без нее)

– закрепление навыка составления графических схем предложений

– составление описательных рассказов

– закрепление навыка составления короткого рассказа по сюжетной картине, серии

сюжетных картин, пересказов

Совершенствование психологической базы речи

1.Развитие всех видов восприятия

2. Развитие воображения

3. Развитие слухового внимания

4. Увеличение объема внимания

5. Совершенствование способности к переключению и распределению внимания

6. Развитие способности к длительной концентрации внимания

7. Развитие словесной произвольной памяти

8.Увеличение объема слухоречевой памяти

9.Расширение объема зрительной памяти

10. Развитие мелкой и мимической моторики

11 Развитие вербального мышления

12. Развитие логического мышления

13. Формирование мыслительных операций:

-сравнения и обобщения

-установление причинно-следственных связей

Развитие мелкой моторики.

– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и

удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

– Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить

– Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых

– Совершенствовать динамическую и статическую организацию движени,развитие

конструктивного праксиса(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка,

работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

– Развитие реципрокной координации рук.

– Формирование графо-моторных навыков.

– Формирование различного вида захвата.

Т.А. Ткаченко « Развитие фонематического восприятия»

Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольника»

Л.Г.Парамонова « Воспитание связной речи у детей»

Г.В. Бабина, Н.Ю.Шарипова « Слоговая структура слова: обследование и

формирование у детей с недоразвитием речи»

З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей»

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева « Логопедическая работа в специальном детском

О.В.Епифанова «Логопедия ( уточнение и коррекция слоговой структуры слов).

Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова « Программа дошкольных

образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями

О.Н. Каушкаль « Оптимизация работы логопеда»

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития для детей с ЗПР

Евгения Сюткина
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития для детей с ЗПР

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Логопедическое заключение: ОНР III уровня, ЗПР

п/п Основные направления логокоррекционной работы Виды занятий

1 Развитиеартикуляционной моторики:

— самомассаж языка, губ

– Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

– Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

– Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

– Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

Развивать мышечную силу и подвижность губ.

– Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.

– Способствовать растяжке подъязычной связки.

Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

– Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

– Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

– Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

– Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

– Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Индивидуальные

2 Формирование правильного звукопроизношения:

ч, щ ш, ж л, ль Индивидуальные

3 Развитие фонематических процессов

– Дифференциация неречевых звуков.

– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

– Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

– Формирование умения выделять слова из предложения.

– Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

– Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.

– Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

– Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

– Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

– Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

Читайте также:
Карточки для автоматизации звуков

– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

– Формирование умения выделять предложения из текста.

– Формирование умения выделять слова из предложения. Индивидуальные, групповые

4 Уточнение,обогащение словаря по темам:

– человек, части тела

– одежда, обувь, головные уборы

– животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)

детеныши животных и птиц

– птицы (перелетные, зимующие, домашние)

– транспорт, правила дорожного движения

– Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

– Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

– Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь, количество (мало, много, ничего, оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо, ощущения (тепло, холодно, вкусно и т. д.).

– Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.

– Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

– Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. Групповые

5 Работа над слоговой структурой

– Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

– Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

– Работа над двухсложными словами без стечения согласных

– Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

– Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

– Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

– Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений Индивидуальные

6 Совершенствование грамматического строя речи:

развитие понимания устной речи

– употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

– согласование имен числительных с именами существительными;

– согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.

– образование относительных и притяжательных прилагательных

– согласование сущ с притяжательными местоимениями

– образование сущ во множественном числе

– образование уменьшительно-ласкательных форм

– практическое усвоение образования глаголов с помощью

приставок (приставочные глаголы)

– изменение форм глагола

– употребление в речи предлогов

-распространение предложений путем введения однородных членов

– употребление в речи несклоняемых существительных Индивидуальные, групповые

7 Развитие связной речи:

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

– Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам

– Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

– закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов Групповые, индивидуальные

8 Совершенствование психологической базы речи:

– расширение объема зрительной и слуховой памяти;

развитие вербального мышления

развитие логического мышления

– Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

– Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

– Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок Групповые, индивидуальные

9 Развитие мелкой моторики.

– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

– Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

– Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

– Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т. д.).

– Формирование графо-моторных навыков.

– Формирование различного вида захвата.

Индивидуальные

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Вестник Педагога

Автор: Гарифуллина Алсу Зиноровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №12” г.Канаш
Населённый пункт:
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ тяжелое нарушение речи
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальный маршрут развития

ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи)

воспитанника подготовительной к школе группы №4

МБДОУ «Детский сад №12» г.Канаш на 2017-2018 учебный год (первый год обучения)

Цель: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

подготовительной к школе группы

Гарифуллина А.З. старший воспитатель

Кравчнко И.П. учитель-логопед

Николаева Н.А. муз. руководитель

Канаш, 2017 г.

Общие сведения о ребенке

Дата рождения: 09.09.2011г.

Мышкин Александр Димитриевич, посещает подготовительную к школе группу №4 МБДОУ «Детский сад №12»г.Канаш с сентября 2017 года.

Группа здоровья III.

Андрей воспитывается в полной, малообеспеченной семье. Посещал общеразвивающую группу МБДОУ «Детский сад №12»г.Канаш

В отношениях с взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие, отмечается замкнутость, скованность в общении, поведение организовано, к

лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук (Л), этап автоматизации

ошибок, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.

Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая левая

Математические представления в прямой счет в пределах 10 затрудняется, цифры называет с помощью взрослого, с помощью взрослого называет

геометрические фигуры, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.

Сформированность пространственно-временных отношений ориентируется

в пространстве и времени не в полном объеме (путает понятия

право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).

Конструктивный праксис интереса в игры с конструктором не испытывает, постройки самостоятельно совершает неохотно, не достаточно владеет

работой с бумагой.

Развитие речи речь затруднена, встречаются ошибки в словах сложного слогового состава. Затрудняется в пересказе (с помощью наводящих

вопросов), не может выразительно и связно участвовать в диалогической беседе.

Звукопроизношение: характеристика по группам звуков: сигматизм шипящих, лямбдацизм, ротацизм; смешение звуков. Слоговая структура:

нарушена в словах, в предложениях Лексика: лексический запас не сформирован. Грамматический строй: ошибки в словоизменении, словообразовании.

Связная речь: по наводящим вопросам.

Логопедическое заключение: ОНР II уровень (отвечает на вопросы односложно, встречаются аграмматизмы в предложении, лексическое значение

слов объяснить не может, слоговая структура многих слов нарушена).

Интеллектуальное развитие: мыслительные операции не сформированы: затрудняется при исключении четвёртого лишнего предмета на наглядном

уровне, классифицирует предметы самостоятельно, подбирает обобщающее слово к ряду предметов с помощью педагога («Посуда», «Одежда», «Овощи»,

«Фрукты»). Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена.

Представления о сенсорных эталонах сформированы в неполном объеме: предметы по форме не соотносит, путает при показе геометрические фигуры; при

показе путает основные цвета. Соотносит предметы по величине (большой, маленький), собирает разрезные картинки из 4-5 фрагментов (не видит ошибки,

помощь не эффективна, ошибки не исправляет). Собирает пирамидку из 5-6 колец, совершая целенаправленные действия (замечает ошибки, исправляет их и

находит правильный способ).

Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, не всегда получается складывать бумагу,

штриховку и закрашивание фигуры выполняет не аккуратно.

Игровая деятельность предпочитает играть самостоятельно, любимых игр не имеет.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГАРМОНИЯ» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА 2018-2019 УЧ.Г.

Зуева Екатерина Борисовна

Срок реализации – 1 год

Пояснительная записка

Георгий В. (2014г.р.) воспитывается в дошкольном подразделении «УВК «Гармония» г. Донецка» с сентября 2016г. В мае 2018 г. был направлен на РПМПК и переведен с общеразвивающей младшей группы в специализированую речевую группу. По заключению РПМПК имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития и общим недоразвитием речи 2 уровня.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: тремор кончика языка при удержании статичной позы, объем движений неполный, темп выполнения медленный, замедленное переключение с одной артикуляционной позы на другую.

Понимание речи: понимание обращенной к себе речи приближено к норме.

Устная речь: не понятна, вялая, не интонирована, «телеграфного» стиля; свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, нестойкие замены (звук в разных словах произносится по-разному).

Фонематическое восприятие: недостаточно развиты – фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Словарный запас: активный и пассивный словарь развит на бытовом уровне; затруднён подбор прилагательных, наречий; предлоги употребляет с ошибками; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов.

Слоговая структура слова: сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Страдает звуко-наполняемость слов.

Фразовая речь: имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; не умеет строить сложные предложения.

Грамматический строй речи: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Связная речь: при составлении рассказа по серии сюжетных картинок наблюдаются нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные отношения, нарушены основные показатели связности речи: последовательность, логичность, композиционная целостность высказывания. Наблюдается логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов; нет целостного видения сюжета, отвлекается на детали; события излагаются без обобщающей сюжетной линии, путём перечисления изображённого.

Познавательная сфера: снижение познавательной активности, быстрая истощаемость, работоспособность неравномерная, волевые усилия недостаточные, темп деятельности – в зависимости от ситуации бывает

торопливый, суетливый, не обдумывает свои действия, а в некоторых случаях медлительный, заторможенный, не выполняет действия, инструкции понимает, но необходимо повторять, уточнять, удерживает их слабо, помощь принимает, использует не эффективно, перенос в новые условия затруднен, внимание неустойчивое, быстро отвлекается. Нарушения восприятия пространства и времени, целостной картины мира. Снижение запоминания и воспроизведения: легче запоминает и воспроизводит при включении всех анализаторов. Мышление преобладает наглядно – действенное, недостаточно развито наглядно – образное и словесно – логическое: не устанавливает логические связи, закономерности. Не критичен в своих действиях. Не может самостоятельно выстроить программу действий.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

Физическое развитие : слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость. Недостаточно развита моторика: основные движения и мелкая.

По рекомендации РПМПК с ребенком необходимо организовать коррекционные занятия, включающие работу всех прилегающих специалистов дошкольного подразделения, так как в данный период развития у ребенка происходит его физическое и психическое становление, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями его развития, социализации и интеграции и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из вышеизложенного, на основе данных рекомендаций РПМПК и диагностической работы специалистов дошкольного подразделения, был составлен индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника в течение учебного года, для освоения образовательных областей. В ИОМ учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.

Определение целей и задач ИОМ

Цели маршрута:

-обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития воспитанника;

-преодоление двигательной активности, мышечного напряжения, общей моторики и мелкой путём приобщения ребёнка к занятиям физкультурой, подвижным играм и так далее;

-повышение уровня развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий;

– купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника;

-профилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка;

-осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– диагностика и развитие индивидуальных особенностей ребенка для получения полноценного образования.

-развивать мыслительные навыки через вовлечение ребёнка в наблюдения, беседы, дидактические игры, умение действовать по правилам;

развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;

оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка;

-максимальная социализация и адаптация ребенка;

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков;

-коррекция и развитие речи ребенка;

-подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Основные направления образовательного маршрута:

1.Коррекционное: коррекция недостатков в двигательной сфере, в сфере познавательной деятельности, в эмоционально-волевой сфере; преодоление недостатков в речевом развитии; коррекция навыков культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных.

2.Познавательное: накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

3.Воспитательное:выстраивание отношений «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», выстраивание позитивного отношения ребенка к предметам и объектам окружающего мира, к манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности.

Организационный компонент:

-утверждение образовательного маршрута воспитанника и соглашение родителей на организацию ИОМ в ДОУ.

-консультационная работа, разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов, принимавших участие в ИОМ.

-междисциплинарное взаимодействие с педагогом – психологом.

Формы работы:

-Индивидуальная работа учителя- логопеда, педагога-психолога в тесном взаимодействии со всеми специалистами и педагогами ДОУ.

-Чтение художественной литературы.

-Рассматривание иллюстраций к произведениям.

-Работа с физкультурным и музыкальным руководителями.

-Игры: дидактические, театрализованные, сюжетно ролевые, настольно-печатные.

-Игры на развитие общения (ведущие роли).

-Хозяйственно – бытовой труд.

Формы взаимодействия с ребенком: групповые, подгрупповые, малыми подгруппами, индивидуальные. Мотивация – игровая. Смена деятельности в НОД через 10-15 мин.

Формы взаимодействия с семьей:

В реализации данного ИОМ предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания в речевом, психическом и в общем развитии.

Так же предусмотрены индивидуальные консультации, собеседования, наглядные пособия по обсуждению образовательной программы и образовательного маршрута, рекомендации по закреплению изучаемого материала дома.

Предполагаемые результаты:

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Таким образом, неоднократное выполнение упражнения ребёнком различного уровня сложности закрепляет и совершенствует способы действия, уровень развития ребёнка повысится.

Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Статья «Педагогические практики инклюзивного образования в дошкольных учреждениях: опыт и перспективы»

Педагогические практики инклюзивного образования

в дошкольных учреждениях:

опыт и перспективы

Учитель-логопед Степанова О. И. МБДОУ д/с №11 «Колокольчик» г.Шумерля

Учитель-логопед Балакирева Т. В. МБДОУ д/с №4 «Ладушки» г.Шумерля

Общение – одна из врожденных потребностей любого человека, в особенности ребенка. Особенное развитие ребенка часто ограничивает его социальные контакты, изолирует от общества сверстников. Чтобы избежать этого, детям с особенностями в развитии, необходима помощь специалистов и использование возможности инклюзивного воспитания и обучения.

Читайте также:
Загадки Зимушки-Зимы' - конспект занятия

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Инклюзивное обучение в детских учреждениях делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Преимущества получают все дети. В работе используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь по индивидуальному учебному плану.

Педагоги наших ДОУ считают, что иклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т. е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого мы создаем необходимую среду в группах ДОУ(доступную и развивающую). В детских садах имеется хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т. д. А самое главное – наличие хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители владеют приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Мы стараемся отходить от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с детьми. Развивающая среда формируется по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

При организации работы с детьми с ОВЗ мы особое внимание обращаем на:

– разработку и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ;

– обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами (педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т. п.);

– широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата (подбираем такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом);

– построение индивидуальных маршрутов по спирали : на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

– продолжительность занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день;

– тесное сотрудничество с родителями; проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Исходя из личного опыта работы с детьми, анамнез которых осложнялся то грубыми нарушениями речи (алалия), то нарушением слуха (сенсорная тугоухость), то зрения, то умственной отсталостью, то нарушением в работе опорно-двигательного аппарата ДЦП, а иногда несколькими сразу, можно было наблюдать нелегкий путь интеграции этих детей в среду нормально развивающихся сверстников. В силу разных причин не все прошли его успешно.

Мы, логопеды МБДОУ д/с №4 и №11 г.Шумерля, тесно сотрудничая на протяжении многих лет, обмениваясь накопленным опытом, объединили наши усилия и попытались определить, какие факторы мешают эффективно адаптироваться ребенку в среде сверстников. Каждый представленный здесь ребенок – типичный собирательный образ нескольких детей с определенным нарушением.

Илья в 5 лет поступил в МБДОУ с диагнозом: алалия и рекомендацией – занятия с логопедом. Адаптация проходила тяжело. Илья много плакал, очень часто болел, мало посещая детский сад. Не реагировал на обращение к нему. Любил, уединившись, что – то рвать, ковырять или просто сидеть с отсутствующим видом. К концу года узнавал педагогов, без опасения шел в музыкальный зал, кабинет логопеда и на прогулку. На втором году обучения эмоциональное состояние Ильи стало стабильным, он с удовольствием шел в детский сад. Мелкая моторика, как и речь, оставляли желать лучшего, но общение с детьми явно шло на пользу. Илья смеялся со всеми, неуклюже пытался бегать. Рос его пассивный словарь. Продолжительность занятия достигла 15 мин. Рассматривая фото близких, начал произносить слово «мама». Сама мама неохотно шла на контакт, раздражалась, считая, что ребенок заговорит, если его чаще брать на логопедические занятия и подольше с ним заниматься. В настоящее время Илья находится на домашнем обучении.

Даниил поступил в ДОУ с диагнозом: алалия. Привыкание к воспитателям и логопеду проходило непросто. Общение часто ограничивалось игрой с заводной игрушкой, киданием и швырянием всего, что попадало в его поле зрения. Тяжелый первый год адаптации, частые болезни. Для Даниила был составлен индивидуальный маршрут развития, где задействованы все педагоги ДОУ и родители. Со слов воспитателей, Даниил стал активнее на занятиях. Речь продолжала оставаться невнятной, но каждый предмет он оречевляет, на своем языке. Со временем это стали начальные звуки, затем слоги слов. На данный момент он произносит предложения из двухсложных слов. Еще много работы над звукопроизношением, грамматическим строем речи, пополнением словарного запаса. Но положительная динамика видна всем. Он с удовольствием поет песни, занимается с психологом и логопедом. В его поведении стало меньше негатива, он более усидчив. Диагноз алалия заменен на дизартрию.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

Глеб начал посещать ДОУ с трех лет. Очень ласковый и эмоциональный, он не всегда выполнял указания взрослых, молчал, часто использовал указательный жест. Логопедом был направлен к ЛОР врачу, далее к сурдологу, где определили тяжелое нарушение слуха. Акцентом логопедической работы стало развитие остаточного слуха. Воспитатели стали с пониманием относиться к его «непослушанию», родители были в шоке и с нетерпением ждали начала связной речи ребенка. Дети сопереживали, как могли и, подражая взрослым, кричали, тыча пальцем в игрушку – «МАШИНА». Через 2-3 месяца к новости привыкли. Громкую речь заменили на прикосновение. Новые слова, появляющиеся в активном словаре Глеба, закрепляли и воспитатели, и родители. Процесс шел, но по мнению родителей очень медленно. Им была предложена возможность ускорить этот процесс, перебравшись в Чебоксары. Еще год ушел на то, чтоб родители решились на переезд и воспользовались комплексной работой специалистов. Впоследствии при встрече папа радостно делился успехами ребенка и сетовал на то, что не решались уехать раньше.

Полина начала посещать ДОУ после очередной операции на ноги – ДЦП. Из-за страха падения, никак не решалась самостоятельно ходить. Мама сначала сама находилась с ней до обеда в дошкольном учреждении. Затем воспользовалась услугами няни. Первый год ребенок находился в детском саду до обеда. Второй год целый день, но с няней. В настоящее время няня присутствует до обеда. Вторую половину дня Полина обходится без помощи няни. Воспитатель знает ее особенности и учитывает их при проведении занятий, игр, в быту. Постепенный переход на самостоятельную ходьбу, воспитание и обучение по индивидуальной програм­ме, максимально приближенной к программе сверстников, помогают Полине на равных общаться с детьми в группе. Ограниченные возможности в подвижных играх и беге, она компенсирует относительно высоким уровнем речевого развития. Продолжается автоматизация звуков в речи и работа над дыханием; умелое владение ролевыми, дидактическими, настольными играми, соблюдение правил, богатый словарный запас делают ее желанным партнером в игре. Со слов мамы, Полина во всем ей помогает. Они планируют день, выходные, вместе играют, рисуют, конструируют, лепят. Закрепляют то, что пройдено в садике и создают что-то новое. Такая форма воспита­ния помогает Полине уже в дошкольном возрасте ус­пешно адаптироваться в среде нормально развивающихся сверстников

Но далеко не все воспитанники оказываются готовыми к такой интеграции. Низкий уровень речевого развития Кати, нарушение зрения и расторможенность не дали ей возможность общаться с нормально развивающимися сверстниками. Мама не любила обсуждать, говорить о делах и проблемах дочки. После 1.5 лет в ДОУ и незначительных успехов в речевом и эмоциональном развитии, для дальнейшего обучения по специальной школьной программе, мама перевела ее в специализированное учреждение.

Игорь поступил в ДОУ в три года, в свою возрастную группу с диагнозом: умственная отсталость. Был составлен индивидуальный маршрут развития ребенка, приблизительный период адаптации, который в последствии значительно изменился. Первые полгода он приходил вместе с мамой и находился в детском саду до обеда. Были частые простуды и смена настроения, но адаптация шла своим чередом. По выражению лица трудно было догадаться: понимает он или нет, о чем ему говорят. Но через 2-3 месяца по поведению стало ясно, что понимает. Он стал аккуратнее за столом. Игорь внимательно смотрел, как дети самостоятельно моют и вытирают руки и повторял эти движения. Отказывался от маминой помощи в одевании, до тех пор, пока ему не надоедали свои безуспешные попытки. В логопедической работе акцент был сделан на пополнение пассивного словаря, произношение отдельных звуков, совместном собирании картинок из 2-3 частей. В активном словаре появились отдельные упрощенные слова. Свои желания он определял жестами: брал взрослого за руку, вел и показывал пальцем на нужный предмет. С воспитателями играл, при условии, что мама рядом. Постепенно мама стала отходить от него, потом уходить на 5-10 мин. На второй год обучения Игорь самостоятельно оставался в группе. В активном словаре появились простые предложения, словосочетания.. На третьем году – предложения. Дети включали его в свои игры на второстепенные роли. В первый класс он пошел в общеобразовательную школу. Проучился полгода и перешел на индивидуальную программу домашнего обучения с посещением отдельных уроков в школе.

Это лишь часть деток с ОВЗ, посещающих наши ДОУ. Конечно, много недочетов в работе ( психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки, недостаточное понимание родителей возможностей таких детей, малый опыт работы педагогов ДОУ с такими детками). Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов города, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

Читайте также:
Наглядно-информационный материал по лексической теме Транспорт

Подводя итоги, можно отметить, что для успеш­ной инклюзии необхо­дим комплексный подход с распростране­нием его на систему всех социально-эконо­мических и общественных отношений. Необходимо объективно и всесторон­не оценивать возможности каждого ребен­ка. А пока мы в самом начале большой и кропотливой работы в результате которой маленький и слабый человек должен стать уверенным и сильным. Суметь адаптироваться в социуме и реализовать себя. Для этого необходимо, чтобы те, кто его окружает и ведет за руку, были готовы понять, принять и помочь.

Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка
материал по логопедии на тему

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование (включённое образование) даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Скачать:

Вложение Размер
inklyuzivnaya_praktika_v_do.docx 26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад подготовила и представила:

Учитель – логопед Кукушкина Г.Н.

Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка

(в рамках инновационной деятельности)

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование (включённое образование) даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи (ТНР), опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
  • Принцип междисциплинарного подхода. (комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения)
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.(наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды)
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. (Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов)

Предлагаю вашему вниманию основные этапы организации образовательного процесса в инклюзивной группе

Организация образовательного процесса в инклюзивной группе

1. Наблюдение и диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

2. Составление Индивидуального образовательного маршрута и АООП.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы

4 Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

5. Мониторинг инклюзивного образовательного процесса и подведение итогов.

Остановимся подробнее на некоторых этапах образовательного процесса в инклюзивной группе

Итак, в группе появился «особый ребенок». Встает вопрос: «С чего начать?». Ведущие специалисты по инклюзивному образованию рекомендуют начинать с наблюдения и диагностики.

  • лучше понять, что происходит с ребенком.
  • определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.
  • увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени.
  • внести изменения в развивающую среду.
  • определить моменты, вызывающие озабоченность.
  • найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации.
  • внести изменения в учебный план.
  • получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители.
  • дать возможность родителям больше узнать о своих детях.
  • получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка.
  • получить обратную связь об эффективности (или не эффективности) собственных педагогических действий.

После наблюдения переходим на следующий этап работы – к составлению индивидуального образовательного маршрута.

  • Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на основе диагностики ребенка.
  • Индивидуальный образовательный маршрут является ориентиром для педагогов, родителей и специалистов при работе с детьми.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута ведется командой из специалистов и воспитателей группы.
  • После разработки индивидуального образовательного маршрута члены команды несут ответственность за его реализацию в повседневной практической работе в группе и других местах дошкольного отделения (например, на игровой площадке).

При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать особенности формирования навыков у детей с ОВЗ. Надо помнить,что

  • Каждый отдельный навык в действительности складывается из нескольких промежуточных навыков. Поэтому просто не бывает занятий, позволяющих обучить чему-либо сразу. Такие навыки, как завязывание шнурков, вырезание ножницами круга из бумаги, кувыркание или счет, требуют поэтапного освоения многих промежуточных навыков.
  • Некоторые дети могут освоить что-то новое очень быстро при небольшой помощи с вашей стороны. Эти дети уже владеют промежуточными навыками, и пользуются ими. У детей с ОВЗ таких промежуточных навыков обычно нет, поэтому им необходимо сначала овладеть ими, чтобы добиться общего успеха. У умственно отсталых детей эта проблема существует во всех областях.

При формировании навыков у детей с ОВЗ используются различные методы:

  1. Метод «Анализа задания»- алгоритм действия

Он состоит в разбивке задания (занятия) на несколько мелких последовательных шагов и обучении им ребенка, пока ребенок не освоит всё занятие в целом.( Например, если ребенок никак не может научиться самостоятельно надевать футболку, воспитатель может разбить это задание на следующие мелкие шаги:

  • Положите футболку на стол спиной вверх и подолом в сторону ребенка.
  • Засуньте обе руки внутрь футболки.
  • Продвиньте руки вперед вдоль боков футболки к рукавам.
  • Поднимите футболку так, чтобы ворот находился над головой.
  • Опустите футболку, продев голову в ворот.
  • Потяните футболку за подол вниз – с подмышек на грудь.
  • Опустите подол футболки с груди на талию.)
  1. Метод: «Обратной последовательности»

Суть метода – педагог помогает (делает вместе с ребёнком всё действие), но последний шаг делегирует ребёнку (т.е.обучает делать этот шаг самостоятельно). Когда освоил последний шаг, воспитатель формирует предпоследний и т.д.

Удовлетворение от выполнения какого-либо задания – будь то надевание рубашки или сборка головоломки – значительно возрастает, когда сделан последний шаг . Применение метода обратной последовательности не только повышает шансы ребенка на успех, но и позволяет немедленно увидеть результат своих усилий, получить удовольствие от завершения работы.

  1. Метод «Подражание сверстнику»

Одно из преимуществ вовлечения детей с ОВЗ в дошкольную программу состоит в том, что им предоставляется возможность играть со сверстниками и учиться новым навыкам, наблюдая за теми, кто их уже освоил. Вы можете планировать и организовывать учебные ситуации так, чтобы такое взаимодействие, так называемое “подражание сверстнику”, стало возможным. В тех областях, где ребенок с ОВЗ отстает, другой ребенок (сверстник), обладающий необходимыми навыками, может служить в качестве модели. И, наоборот, там, где ребенок с ОВЗ превосходит других, он может послужить примером для отстающего ребенка.

Такой метод имеет и дополнительное преимущество: он способствует вырабатыванию у детей позитивного отношения к «особенным детям».

Вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей. Поэтому формированию навыков коммуникации у детей с ОВЗ надо уделять особое внимание с учётом следующих рекомендаций:

  • Привлеките к себе внимание детей.
  • Будьте хорошим слушателем
  • Разговорите детей
  • При разговоре с детьми используйте язык, соответствующий уровню их языкового развития
  • Давайте простые указания
  • Говорите медленно и четко.
  • Используйте то, что дети уже знают
  • Называйте то, что вы делаете и то, что делает ребенок.
  • Сопровождайте свои объяснения жестами, иллюстрирующими предполагаемые действия.
  • Используйте картинки и пиктограммы

Коснёмся следующего этапа образовательного процесса в инклюзивной группе, а именно

Практических рекомендаций по организации совместной жизнедеятельности детей (в условиях инклюзивной группы).

  • Предложите детям правила организации их жизни в группе.
  • Составляйте план на день так, чтобы спокойные и активные занятия были надлежащим образом сбалансированы.
  • Обсудите организацию занятий с детьми. График занятий в картинках, чтобы дети знали последовательность и характер занятий.
  • По окончании каждого занятия объясняйте детям, что вы будете делать дальше.
  • Следуйте одному и тому же порядку изо дня в день, чтобы дети заранее знали, какое занятие будет следующим.
  • Отдавайте четкие указания, но не более одного за раз.
  • Не прерывайте занятий резко. Объясните детям, что надо будет заканчивать, когда “зазвенит колокольчик” или “заиграет музыка”. Такой вариант позволяет детям подготовиться к смене занятий, и при этом избежать слез и скандалов.

Подводя итоги, хочется напомнить те принципы, на которых базируется инклюзивное образование

Принципы предоставления помощи детям с особыми потребностями

  • Поддержка должна быть как можно более ординарной, ненавязчивой и не унижающей ребенка.
  • Сверстники (другие дети) могут быть прекрасным источником помощи.
  • Помогая ребенку, необходимо учитывать его право делать выбор и принимать решения, связанные с его жизнью (например, где играть, с кем сидеть рядом во время еды, когда заканчивать сооружения башни, как рисовать).
  • Семьи должны привлекаться к определению методов поддержки их детей.
  • Необходимо постоянно контролировать и оценивать эффективность поддержки.
  • В группе необходимо создавать такой климат, чтобы дети чувствовали себя членами коллектива, в котором все поддерживают друг друга.

Наряду с положительными моментами инклюзивное образование столкнулось с рядом трудностей, а именно:

– психологическая неготовность многих родителей принять особенности своего ребёнка (замалчивание диагнозов, не идут на контакт со специалистами)

– неготовность родителей массовых групп принимать таких детей

– недостаточный уровень подготовки педколлектива для работы с детьми ОВЗ (необходимость курсов)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: