Индивидуальный коррекционный логопедический маршрут для учащегося 4 класса с ЗПР

Индивидуальня коррекционная программа для учащегося с ЗПР и нарушением речи
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа для индивидуальной работы с ребёнком, обучающимся по индивидуальной программе для детей с ЗПР и нарушениями речи

Скачать:

Вложение Размер
korrektsionnaya_programma_bakunina_o.yu_.docx 36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Донская общеобразовательная школа I –III ступеней

Симферопольской РГА в Республике Крым

Согласовано Согласовано «Утверждаю»

Методист ЦДЮТ на МО учителей начальных классов директор школы

_______________ протокол № __ от_ _____2014г. ______________

_______________ Н.В. Мельник

коррекционно – развивающих занятий

для учащейся 4 класса

( для учащихся с ЗПР и нарушениями речи)

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .

При работе с ребёнком учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

Цель этой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.

Обучающие коррекционно-развивающие цели:

1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно – моторной координации ;

2. развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности;

3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с выполнением недостающих компонентов;

5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

6. подведение под понятие, выведение следствий;

7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

– умение ориентироваться в задании;

– планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным

образом или словесном указании педагога;

– осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,

явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику

воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений

(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,

логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных

отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня

развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в

развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.

Формирование ИКТ компетенции.

1. Формирование социально-нравственного поведения:

– ответственное отношение к учебе;

– соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

– осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);

– осознание необходимости самоконтроля;

2. Эстетическое и экологическое воспитание.

4. Принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной

пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и

развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции

нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением

интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,

взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,

участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

* принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных

функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений ;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;

* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,

применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя

задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя

знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования

включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают

ее основное содержание:

5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2. развитие навыков каллиграфии;

3. развитие артикуляционной моторики

5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

2. развитие зрительной памяти и узнавания;

3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

4. развитие пространственных представлений и ориентации;

5. развитие временных понятий;

6. развитие слухового внимания и памяти;

7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

5.3. Развитие основных мыслительных операций:

1. формирование навыков относительно анализа;

2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

4. формирование умения планировать свою деятельность;

5. развитие комбинаторных способностей

5.4. Развитие различных видов мышления:

1. развитие наглядно-образного мышления;

2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы

соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

7. Методы по степени активности познавательной деятельности:

8. Методы организации деятельности и опыта поведения:

Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР ( по рекомендации ЦПМПК)

МОУ Бурмакинская СОШ №2

Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР

( по рекомендации ЦПМПК)

Пояснительная записка

Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программе МОУ Бурмакинской СОШ№2. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий, программ:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

Цель : организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.

Развивать артикуляционную моторику.

Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.

Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.

Развивать пространственно-временные представления.

Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:

Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности .

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Особенности сопровождения детей с ЗПР

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• формирование морфологической и синтаксической системы языка;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР

Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.

Работа с воспитателями.

Знакомства воспитателей с результатами обследования.

3.Работа с родителями.

3.1 Индивидуальные беседы, консультации.

Знакомство родителей с результатами обследования.

4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.

5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

Содержание работы

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Постановка звуков в последовательности:

– свистящие с, з, сь, зь

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.

3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.

4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля – проверка знания изученного материала

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Учебно-методические средства обучения:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011

4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

8. Наглядно – дидактические пособия издательство «Сфера», «Мозаика- синтез» ( автоматизация звуков, дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие словаря и др.)

Перспективный план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Оборудование

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;

Развитие мелкой моторики рук;

Развивать фонематический слух;

Формировать правильную воздушную струю;

Отработка опорных звуков.

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ –по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ – смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память, мышление.

Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

Картинки игры на разв. мелкой моторики и др.

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

Зеркало, таблица слогов

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

г) автоматизация в словах ( в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры .

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

Зеркало, серия картинок , игры .

е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото» и др.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок , Игра « Умный телефон», «Лото» и др.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

Развивать мелкую моторику рук.

Пополнять словарный запас.

Развивать речь ребенка.

Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото».

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

Зеркало , игра «Лото», Умный телефон»

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

Зеркало, серия картинок, игры.

в) автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.

Зеркало, серия картинок, игры

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

Зеркало, серия картинок, игры

5. Автоматизиция звука :

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

народное творчество» серия картинок, игры

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

серия картинок, игры.

7.Автоматизация в рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

истощаемость психических функций;

отставание в развитии психомоторных функций;

низкая интеллектуальная продуктивность;

недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

низкая прочность запоминания;

неумение применять дополнительные средства запоминания;

низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

инертность мыслительной деятельности;

длительный период приема и переработки информации;

нарушения пространственной ориентировки;

стремление избегать трудности;

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

    способность пользоваться оказанной помощью;

способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

способность понимать условие простой задачи;

способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

интерес театральному и изобразительному искусству;

стремление к творческому самовыражению;

любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Индивидуальный образовательный маршрут по логопедии для ребёнка с ЗПР

Юлия Данченкова
Индивидуальный образовательный маршрут по логопедии для ребёнка с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

Этапы работы Направления работы Кор­рекци­он­но-ре­чевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап (октябрь)

Сенсорное развитие 1. Развивать органы чувств (слух, зрение,

обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов иоттенков,форме и величине предметов,

обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации,

сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать те­лес­но-ори­ен­ти­рован­ные

упражнения, гла­зод­ви­гатель­ные упражнения,

релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы пси­хогим­насти­ки.

Развитие психических функций

1. развивать все виды восприятия, учить

воспринимать и учитывать при сравнении

предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Со­вер­шенс­тво­вать, характер и

содержание способов обследования

предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память,

стимулировать развитие творческого

воображения, исключать стереотипность мышления.

1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?»,

«Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай

шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком»,

«Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу»,

«Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный

мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и

со­вер­шенс­тво­вать графические навыки.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по

трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем

лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью

спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем

лексическим темам, ки­нези­оло­гичес­кие пальчиковые

упражнения («ку­лак-реб­ро-ла­донь» и пр.) и при

знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

1. Вырабатывать чёткие,

ко­ор­ди­ниро­ван­ные движения органов

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой

4. Работать над мягкой атакой голоса.

Выработка у детей умения пользоваться

громким и тихим голосом.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция зву­коп­ро­из­но­шения

1. Разрабатывать речевой аппарат,

подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное

произношение и первоначальное закрепление

неправильно произносимых звуков и

отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Ав­то­мати­зиро­вать звуки в слогах,

словах, предложениях, сло­восо­чета­ни­ях,

1. Проведение общей и специальной

2. использовать элементы би­оэнер­гоплас­ти­ки

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой

(индивидуально, на

ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной

слоговой структуры сначало изолировано,

потом в сло­восо­чета­ни­ях, потом в

предложениях, соблюдая пос­ле­дова­тель­ность

и количество слогов, интонационно

правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез

слов из одного, двух, трех слогов; подбирать

слова заданным количеством слогов.

1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги,

называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

слуха и навыков

языкового анализа и

синтеза, подготовка к

1. Развивать слуховое внимание на

материале неречевых звуков (звучащие

2. Развивать слуховое внимание на

материале гласных звуков.

1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных

звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце

обучению грамоте 3. Развивать слуховое внимание на

материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать

слоги, слова, предложения, тексты с

слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык,

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками.

Со­вер­шенс­тво­вание умения выделять звук из ряда звуков,

на фоне слога, слова.

6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и

«согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый

согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова

(начало, конец, середина).

8. Определение пос­ле­дова­тель­нос­ти звуков в слоге,

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение

прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Со­вер­шенс­тво­вание умения «печатать» буквы,

слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из

палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из

пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами

или «зашумленные» буквы; различать правильно и

неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с

16. Закрепление знания известных детям правил

17. Формирование умения решать кроссворды,

разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и

активизировть словарь на основе

систематизации и обобщения знаний об

окружающем в рамках изучаемых

1. Пополнение активного словаря

су­щес­тви­тель­ны­ми с уменьшительными и

2. Обогащение экспрессивной речи сложными

словами, неизменяемыми словами, сло­вами-ан­то­нима­ми

3. Упражнять в сло­во­об­ра­зова­нии.

3. Расширение представления о переносном

значении и активизация в речи слов с переносным

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными

с уменьшительными суффиксами, относительными и

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми

предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен

числительных, местоименных форм, наречий,

1. Формировать грамматические

категории имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий (по лексическим

2. Формировать навыки правильного

согласования имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

3. Формировать навыки грамматически

правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа

предложений и составления графических схем

1. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

употреблять имена существительные единственного и

множественного числа в именительном падеже по всем

изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки,

гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять

имена существительные единственного и

множественного числа в косвенных падежах как в

беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с

предлогами по всем изучаемым лексическим темам

(дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по

конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам,

жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о

3. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

использовать имена существительные и имена

прилагательные с уменьшительными суффиксами по

всем изучаемым лексическим темам (листочек,

картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и

использовать имена существительные с

увеличительными суффиксами (медведище, головища) и

суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать

прилагательные и числительные с су­щес­тви­тель­ны­ми в

роде, числе и падеже; подбирать однородные

определения к существительным (косой заяц, голубая

стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная,

6. Закрепление умения образовывать и использовать

возвратные глаголы, глаголы в разных временных

формах (собираться, притаиться; улетает, улетел,

7. Согласование глаголов с су­щес­тви­тель­ны­ми

единственного и множественного числа (яблоко растёт,

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с

притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с

11. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления

простых предложений по вопросам, по демонстрации

действия, по картине; распространения простых

предложений однородными членами.

12. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления и

использования слож­но­сочи­нен­ных предложений и

слож­но­под­чи­нен­ных предложений с придаточными

времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда

закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому

что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых

рас­простра­нен­ных предложений без предлогов и с

простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее)

и навыка составления графических схем предложений.

1. Составлять простые рас­простра­нён­ные

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на

1. Формирование желания рассказывать о

собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не

только познавательного интереса, но и познавательного

вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных

рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с

5. Обучать пересказу небольших рассказов и

сказок (дословный и свободный пересказ).

2. Со­вер­шенс­тво­вание навыков ведения диалога,

умения задавать вопросы, отвечать на них полно и

3. Закреплять умение составлять описательные

рассказы и за­гад­ки-опи­сания о предметах и объектах

по заданному плану и самостоятельно составленному

4. Со­вер­шенс­тво­вание навыка пересказа сказок и

небольших рассказов по заданному или коллективно

составленному плану. Обучение пересказу с

изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Со­вер­шенс­тво­вание навыка составления

рассказов по серии картин и по картине по заданному

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут по О. О. «Обучение грамоте» для воспитанника старшей группы. Наименование организации:.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с Фнр, ОНР Индивидуальный план коррекционной работы На 2017-2018 учебный годФ. И. ребенка: Лог. заключение: 1. Подготовительный этап Цель: тщательная.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения Индивидуальный образовательный маршрут 1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Виды трудностей: 1. Трудности.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника второй младшей группы «Гармоничное физическое развитие» Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника 2 младшая группа. Возраст ребенка: 3 года. Проблема: недостаточно физически развитый,.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. Петров Ваня, средняя группа. Образовательная область «Речевое развитие» Проблема:.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Для воспитанника: Попроцкой Анастасии Возраст ребенка: 5 лет По данным диагностики педагогического.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Презентация «Индивидуальный образовательный маршрут» Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и.

Примерный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ Примерный индивидуальный образовательный маршрут ребенка с кохлиарным имплантом на 2016-17 уч. год Ф. И. ребенка: _, дата рождения: Группа:.

Примерный индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ

Содержимое разработки

«Согласовано»

Родители (законные представители)

«Согласовано»

на заседании ПМПк МОУ «СОШ №44»

протокол № ___ от «__»________20___ г.

Председатель ПМПк МОУ «СОШ №44»

«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №44»

_____________________ « » _________ 20__ г

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ОВЗ

на 2020-2021 учебный год

Ф.И. ребенка: Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 16.12.2009

Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ

Фамилия, имя, отчество: Дата рождения 16.12.2009

Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение №355 от 22.09.2020

Фамилия, имя, отчество матери –

Фамилия, имя, отчество отца –

Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 7.2 в 2020 -2025г.

Рекомендованная образовательная программа – АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2

Фактически реализуемая образовательная программа – АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2

Форма обучения – очная

Пояснительная записка

Иванов Иван по заключению ОГКУ «КО ПМПК» имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития. Обучается в очной форме по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в объеме 100% учебной нагрузки, инклюзивно, с использованием методов коррекционно-развивающего обучения. По рекомендации ОГКУ «КО ПМПК» с мальчиком организованы подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.

В данный период развития ученика происходит его физическое и психическое становление, формирование личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями развития ребенка, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.

Задачи программы:

Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения

Развивать потребность в непрерывном образовании

Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.

Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.

Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,

Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения.

Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования.

заместитель директора по УВР

Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка;

Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм

Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:

– уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;

– здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;

– социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка

План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ

Содержание работы

Ответственные

Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР

Классный руководитель, медработник, педагог психолог

Изучение личности учащегося с ОВЗ

Классный руководитель, педагог психолог

Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ

Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ

Классный руководитель, педагог психолог

Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность

Классный руководитель, педагог – организатор

Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся

Индивидуальный план логопедической работы для детей с ЗПР

В индивидуальном плане даны цели и задачи.

1.Развитие общей моторики.

2.Рахзвитие слух внимания и восприятия.

3.Развитие памяти и мышления.

4 Коррекция звукопроизношения.

5. Развитие фонематических процессов.

7..Развитие связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план логопедической работы для детей с ЗПР»

Индивидуальный план логопедической работы на I полугодие

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________

1.Развитие общей и мелкой моторики.

1.1.Совершенствование статистической и динамической организации двигательных навыков средствами использования специально подобранных физических упражнений на развитие мышечной активности общей моторной сферы.

1.2. Совершенствование статистической и динамической организации двигательных навыков средствами использования специально подобранных упражнений на развитие мышечной активности мелкой сферы (работа с шаблонами, шнуровка, нанизывание бусинок разной величины, самомассаж пальцев рук и внутренней стороны ладони).

1.3. Совершенствование статистической организации двигательных навыков органов артикуляционного аппарата средствами использования специально подобранных упражнений, направленных на развитие подвижности, объема, силы, точности движений:

– упражнения для губ

– упражнения для нижней челюсти: открывание рта вниз при сомкнутых и разомкнутых губах; движение нижней челюстью вверх при закрытом рте; движения челюстью вправо-влево при открытом и закрытом рте;

-упражнения для языка: удерживать высунутый язык 6-7 сек; поднимать кончик языка вверх; опускать кончик языка вниз; удержание языка в положение «лопата» в течение 5-7 сек;

1.4. Совершенствование динамической организации двигательных навыков органов артикуляционного аппарата средствами использования специально подобранных упражнений, направленных на развитие плавности, переключаемости движений, темпа и точности выполнения, правильной последовательности и организованности:

-угадывание по беззвучной артикуляции звуков: а, о, у, и, ы;

-чёткое произнесение сочетаний типа АУ, АУО (тихо – громко, шёпотом);

2. Развитие слухового восприятия и внимания:

2.1.Удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций);

2.2.Различение звуков: а, и, о,у,ы;

2.3.Обучению удерживать в памяти задания из 2-3 инструкций;.

3. Развитие памяти и мышления.

4.1.Постановка и автоматизация звуков:

5. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов: одно-, двух-, трёхсложные слова разного слогового состава с простым наполнением.

6.Развитие фонематических процессов.

6.1.Обучение узнаванию, различению речевых звуков;

6.2.Обучение определению места, количества и последовательности звуков в словах;

6.3.Обучение умению различать фонемы родного языка, дифференцировать гласные и согласные звуки

(по твердости – мягкости, глухости-звонкости) на слух, удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций);

6.4.Подборы слов заданным звуком;

6.5.Учить буквы: Аа, Ии, Оо, ы, Уу, Мм, Нн, Вв.

7.1.Систематизация словаря по темам: осень, деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты, наш детский сад и игрушки, столовая и кухонная посуда, чайная посуда, поздняя осень, мебель, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, дикие и домашние животные, новый год и зимние забавы.

7.2..Практическое употребление предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, ПЕРЕД, ЗА обозначающих пространственное расположение предметов в сочетании с соответствующими падежными формами.

7.3..Практическое употребление слов с ласкательными и увеличительными оттенками; глаголов с оттенками значений; прилагательными со значениями соотнесенности; сложных слов, употребление слов с эмоционально-оттеночным значением, объяснение переносного значения слов и словосочетаний.

7.4.Закрепление правильного употребления грамматических категорий: употребления в речи глаголов в разных временных формах; практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе; согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус; подбор однородных прилагательных к существительному; практическое употребление притяжательных прилагательных.

8. Развитие связной речи.

8.1.Развития самостоятельной связной речи при составлении предложений по вопросам, демонстрации действий, картине; распространение предложения однородными членами; составление рассказов по картине ( в объеме 4-6 предложений), по серии сюжетных картин, в пересказе коротких рассказов, составление рассказов-описаний по заданному плану; рассказывании сказов-драматизаций; заучивание коротких стихотворных текстов.

Модель индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ЗПР

Бершова Юлия Викторовна , педагог-психолог
Иркутская область, город Усть-Кут

Планирование работы с дошкольниками, имеющими особенности развития.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Модель индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ЗПР

Цель: создавать условия для коррекции нарушений в развитии эмоционально – личностной и волевой сферы.
Задачи:
1.Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
2. Формировать умение выполнять действия по словесной инструкции.
3. Развивать умения отражать в речи свои суждения, эмоции, побуждения, мотивы, интересы; прогнозировать возможные последствия своих поступков, стимулировать способность к волевому усилию.
Имя ребёнка Фёдор
Возраст 5 лет
Диагноз ЗПР
Семья полная
Мать Ирина Александровна, работает
Отец Сергей Георгиевич, работает
Индивидуальные особенности ребенка:
У ребёнка наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Отсутствуют проявления ярких эмоций, повышенная утомляемость, гиперактивность. Ребенок испытывает трудности в установлении коммуникативных контактов со сверстниками, в некоторых случаях проявляет агрессию. Ребенок не умеет целенаправленно выполнять задания, отличается несамостоятельностью. Наблюдается неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. На занятиях не внимателен, не усидчив. Эмоции у ребенка неустойчивы, но ребенок внушаем и склонен к подражанию. Отличается низкой работоспособностью и низкой познавательной активностью, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. Уровень знаний не соответствует возрасту.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА С ЗПР
Ф.И. ребенка: Фёдор Заключение ПМПК ЗПР
Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления 12. 11. 2016 г
Дата обследования 10. 10. 2016 г Срок реализации: 2- период обучения (январь – май)
Специалисты

Выявленные нарушения Задачи коррекционной работы Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений Рекомендации для родителей Результат

Учитель-логопед Коррекция произносительной стороны речи:
1.Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
2.Выполняет артикуляционные упражнения не в полном объеме.
Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
1.Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.
2.Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
3. Допускает ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
4. Ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода
Развитие самостоятельной связной речи.
1.Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.
2.При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.
3.Недостаточный активный словарь
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
1.Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».
2. Затрудняется в изображении фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий
1.Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
2. Учить поднимать язык вверх при выполнении артикуляционных упражнений.
1.Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
2.Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
3.Развивать умение образовывать правильную форму существительных в единственном и множественном числе
4.Учить правильно употреблять существительные мужского и женского рода
1.Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
2.Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
2.Учить пересказу по схеме с помощью иллюстраций
3. Пополнять активный словарь используя слова-признаки, художественное слово
1.Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
2. Развивать способность в изображении вертикальных и горизонтальных линий, ориентироваться на листе бумаги с помощью клеток
1.«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.
2. «Чашечка», «Грибок», «Качели».
1.«Исправь ошибку», “Чей хвост, чья морда?”
«Какой лист, какая ветка?»
2.«Назови ласково»,
«Магазин»
3. «Один-много»,
«Выбери картинку»
4. «Он-она», «Посели животных в домик»

1.«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?»

2.«Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»,
«Построй предложение»
2.Использовать различную тематику схем, опорных картинок, знаковые рисунки
3. «По признаку», «Что делает?»
1.«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слово в домик»
«Цепочка слов»,
2.Рисовать по точкам Закрепление
поставленных звуков
Закрепление положения языка приопределенных артикуляционных упражнений

Развитие внимания и памяти.
Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала
Выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя, связной речи
Совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Домашние задания
Воспи-
татели1.Не имеет представления о пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не понимает зеркальное отображение.
2.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет.
3.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.
4. Затрудняется устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на расстоянии друг от друга и отличающихся по величине
5. Затрудняется в выражении количественных представлений выраженных разными по названию, но одинаковыми по значению: такой же, одинаковый; много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало.
6. Затрудняется в счете до 5.
7.Вызывает затруднение определения временного отрезка
8. Затрудняется в использовании понятий «что близко и что далеко»
9.Наблюдается слабо выраженная эмоциональная активность
низкая познавательная активность 1.Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.
3.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.
4. Развивать умение определять равное и неравное количество предметов в группе, разных по величине и находящихся на разных расстояниях
5.Развивать умение различать и использовать в своей речи количественные представления разные по названию, но одинаковые по значению.
6. Развивать умение в счете по осязанию, на слух и счет различных движений
7. Развивать умение определять временные отрезки для каждой части суток по различной деятельности людей и иллюстрациям (использование режимных моментов)
Определять части суток по объективным показателям, символизирующим время: цвет неба, положение солнца, степень освещенности земли и т.д.
8. Учить определять положение предмета по отношению к себе.
9. Повышать эмоциональную активность путем непосредственного участия ребенка, используя элементы «куклотерапии и сказкотерапии» 1.«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».
2.«Трафареты», «Раскраски».
3.«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».
4. «Поезд»,
«Сколько мышек маленьких и сколько больших», «Какие машинки находятся ближе к тебе»
5.«Назови по другому»
6.«Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столь же»
7. Иллюстрации «Дети идут в детский сад», «Дети возвращаются домой из детского сада, «Салют на фоне вечернего города» и т. д.
«Когда это бывает», «А что потом», « Так бывает или нет»
8. «Впереди тебя стол или стул», «Справа от тебя шкаф или кровать»
9.«Кукла заболела»
«Путешествие колобка по лесу», аудиосказки из серии антикапризин: «Пламенное сердце», «Полезное колдовство», «Белыш и Черныш»
Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».
Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур.
Закреплять навыки самообслуживания.
Домашнее задание
на способность группировать предметы
Предложить дидактический материал
Домашнее задание на закрепление умений в счете до 5.
Предоставить иллюстрации на развитие умений определять временные отрезки частей суток.
Консультация для родителей по использованию игр на определение положения предмета по отношению к себе.
Консультация по использованию куклотерапии и сказкотерапияОткрытое показное занятие
Предоставить аудиозапись сказок

1.Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
2.Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
3. Наблюдается негативное отношение к окружающим, проблемы с самооценкой
4. Нарушения в сенсорном развитии 1. Повышать объем произвольной памяти
2.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
Развивать способность к определению эмоционального состояния своего и окружающих используя психогимнастические упражнения и ролевые игры.
3. Способствовать развитию внимания и наблюдательности необходимых для общения.
4.Формирование сотрудничества со взрослым в овладении сенсорного опыта «Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии«Не сердись-улыбнись»
«Прислушайся к своему настроению»
«Посмотри, угадай, настроение называй»
3. «Что изменилось»,
«Как ты себя чувствуешь?»
«Моё настроение»
«Подарок для всех(цветик-семицветик»
4. «Узнай, кто я», «Попробуй угадай», «Собери картинку», «Фигуры» Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Домашнее задание: составить словарь добрых слов.
Мини беседа «В какие игры по сенсорному развитию можно поиграть дома»

Инструктор по Физ.

1.Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).
2.В беге на скорость – шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.
3.Плохо ориентируется в пространстве
4.Есть трудности при выполнении движений по словесной инструкции
5.Нарушение осанки 1.Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
2.Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры
3.Формировать умение ориентироваться в пространстве посредством игровых упражнений
4.Приучать ребенка действовать по команде используя схемы модели, замещающие инструкции при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения.
С помощью схем-моделей развивать внимание, ориентировку в пространстве
5.Формировать правильную осанку посредством физических упражнений на укрепление мышц спины, брюшного пресса, вытяжения позвоночника Имитация движений животных
3. Игровые упражнения «Веселые игрушки», «Далеко близко», «Жмурки»
4.Схемы-модели «Ходьба на носках», «Ходьба с высоко поднятыми коленями», «Быстрый бег», схемы с различными стойками исходного положения
5.»Лодочка», «Зайчик», «Рыбка», «Ножницы» и др. Выполнять дома физические упражнения.
Посещать ЛФК Музыкальный руководитель 1.Не устойчиво внимание при прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.
2.Нарушено чувство ритма
3.Нарушение тембрового слуха 2.Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость .Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).
2.Развивать чувство ритма посредством ритмических упражнений
3. Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов 2. «Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,
«Зимушка-зима»,
«Песня осенних листочков»
«Сами саночки бегут», «Детский сад»,
2. «Повтори ритмический рисунок»
3. «Трубы и барабаны», «Угадай на чем играю» Слушать дома спокойную классическую музыку
Консультация по развитию чувства ритма дома используя различные бытовые преметы Специалисты:
учитель-логопед____________/ФИО/
педагог-психолог___________/ФИО/
воспитатели________________/ФИО/ ________________/ФИО/
муз.руководитель___________/ФИО/
инструктор по ФК ___________/ФИО/
Родители: _______________/ФИО/ _______________/ФИО/
Рекомендации для родителей:
Родители: _______________/ФИО/
_______________/ФИО/

Читайте также:
Что такое Культура речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: