Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

План работы с детьми инвалидами

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эжанская средняя общеобразовательная школа»

Директор МБОУ «Эжанская СОШ»

План социально-психологической службы школы по работе с детьми инвалидами

На 2015-2016 год

Раздел 1. Социально-педагогическое сопровождение

детей-инвалидов

Этапы работы с семьей.

Этапы

Определение необходимости и возможности работы с обучающимися и его семьей.

Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах работы.

Обследование жилищно-бытовых условий.

3. Вхождение в семью.

Организация работы с семьей.

Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах работы.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи.

4. Изучение семьи ребенка – инвалида

Предложение членам семьи, окружающим более адекватное отношение к ребенку, его болезни и статусу в семье, к собственному образу жизни и к будущему в целом.

Сбор сведений о семье. Формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи.

Беседа, анкетирование, тестирование, тренинги.

5. Анализ информации.

Выбор направлений, способов и средств работы.

Обработка информации и выбор форм и методов работы.

Обсуждение в сети взаимодействия.

6. Организация работы с семьей и ребенком инвалидом.

Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками.

Предложения друзьям, одноклассникам, учителям поддерживать его самостоятельность и инициативу.

Организация консультаций для детей – инвалидов и их семьей.

Организация досуга детей (кружки, секции), развития творческих способностей.

Помощь детям – инвалидам в учебе и личном росте.

7. Помощь в реабилитации ребенка.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

Решение конкретных проблем семьи.

Оказание материальной помощи через УСЗН.

Этапы работы с детьми – инвалидами

Формы работы

Метод индивидуальной работы

Ответственные

1. Знакомство с детьми-инвалидами

1). Беседа с классным руководителем

2). Беседа с медицинским работником школы.

3). Индивидуальная беседа с обучающимся.

1). Анкетирование, тестирование, социометрия.

1). Вовлечение в кружки, секции по интересам, учреждения дополнительного образования, факультативы.

2) Оказание помощи в учебной деятельности, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребенком-инвалидом.

3). Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудности в общении).

4). Вовлечение детей-инвалидов в общественную жизнь школы, города, класса, конкурсы, фестивали, конференции, семинары, спортивные конкурсы, спартакиады.

4. Оказание социальной помощи и поддержки.

1). Ходатайства в УСЗН, УО, общественные организации.

2) Санаторно – курортное лечение, медицинское обследование, оздоровительный лагерь.

5. Правовая поддержка.

Соблюдение прав ребенка, социально правовое консультирование.

Характеристика

(алгоритм составления характеристики)

Число, месяц, год рождения ______________________________________________

Постоянное место жительства ____________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы ___________________________

В каком классе обучается (лся), с какого года ______________________________

Переводился ли из школы в школу (причина)______________________________

Каково отношение к учебе, выполнению заданий, успеваемость______________

Какими предметами интересуется, в каких кружках, секциях занимается____________________________________________________________

Какое участие принимает в общественной жизни школы____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения в школе, дома, в общественных местах _________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья: (состоял ли на учете в психоневрологическом диспансере, с какого времени, по какой причине) ______________________________________

С кем дружит, как характеризуется_______________________________________

Имеет ли вредные привычки, наклонности ____________________________

Совершал ли правонарушения, имеет ли приводы в полицию ____________

Причина отклонения от поведения _______________________________________

Взаимоотношения между членами семьи, имеются ли в семье отклонения от норм поведения (алкоголизм, хулиганство, судимость) ______________________________________________________________________

Характер влияния семьи на несовершеннолетнего ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие меры воспитательного воздействия применялись, кем, когда, какие

Директор школы ___________________

Классный руководитель ______________

«_____» ____________________ 20___г.

Социальный паспорт семьи ребенка-инвалида

Фамилия, имя, отчество подростка_________________________________________

Дата рождения _______________________________класс_____________________

Домашний адрес _______________________________________________________

Дата постановки на контроль_____________Дата заполнения паспорта__________

Причина постановки на контроль _________________________________________

Классный руководитель _________________________________________________

Общие сведения о родителях и других членах семьи

Специальность, место работы, учебы

Тип семьи _____________________________________________________________

Материальное обеспечение семьи _________________________________________

Жилищно-бытовые условия семьи_________________________________________

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, отсутствие желания заниматься детьми) ____________________________________

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с родителями и другими членами семьи ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания __________________________________________________________________

В каких видах помощи нуждается семья __________________________________________________________________

Заключение (цель и задачи, основные направления работы с семьей): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог МБОУ «Эжанская СОШ» __________________________________________________________________

Акт изучения условий жизни семьи

(указывается ФИО, год рождения)

от «___»__________ _____года

Проведено обследование жилищно-бытовых условий в связи, с тем что_______________________________________________________________

Обследованием установлено, что семья состоит из ______ человек.

(указывается Ф.И.О., год рождения, место работы, должность)

В доме имеется_________________________________________________________

(указывается размер площади жилого помещения)

Характеристика условий жизни подростка________________________________________________

(указать наличие места для сна, уроков, санитарное состояние, необходимая мебель)

Материальное обеспечение семьи_______________________________________________

Наличие подсобного хозяйства____________________________________________

(полноценное, неполноценное, наличие необходимых продуктов)

Взаимоотношения между членами семьи__________________________________________________________

(указать какие меры требуется принять к родителям или другим лицам, создавшим неблагополучную обстановку в семье)

социально – педагогического сопровождения ребенка-инвалида

Формы и содержание работы

Отслеживание результатов социально-педагогического воздействия

Раздел 2. Социально-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом.

Перечень документов

для карты социального сопровождения

подростка, вступившего в конфликт с законом, предоставляемых образовательным учреждением

в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Информация органов и учреждений образования в отношении несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом (Приложение 8.1).

Примерная схема психолого-педагогической характеристики несовершеннолетнего (Приложение 8.2).

ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ____________________________________

В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, ВСТУПИВШЕГО В КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ

Читайте также:
Открытое логопедическое занятие по теме Космос

Дата и место рождения ________________________________________________________________________

Место жительства, телефон ________________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

(или законных представителях)

Ф.И.О. матери (или законного представителя) __________________________________________

Возраст _______________________ образование ________________________________________

Место жительства, телефон__________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________________

Ф.И.О. отца (или законного представителя) ____________________________________________

Возраст _______________________ образование ________________________________________

Место жительства, телефон__________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________________

Состав семьи ______________________________________________________________________

Характеристика близких родственников _______________________________________________

Кто фактически занимается воспитание несовершеннолетнего ____________________________________________________________________________

Взаимоотношения в семье (между родителями и членами семьи)_______________________________________________________________________

Имеет ли подросток имущество или самостоятельный заработок и в каком размере ____________________________________________________________________________

Наличие регистрации по месту жительства, тип и правовой статус жилья ___________________

Наличие и место нахождения паспорта несовершеннолетнего _____________________________

Имеется ли отдельная комната у подростка, созданы ли условия для учебы и отдыха

Иные данные об особенностях проживания _____________________________________________________________________________

В какой школе (обычной или вспомогательной) ранее учился (переезды, переводы, причины переводов) ________________________________________________________________________

В какой школе (обычной или вспомогательной) учится ____________________________________________________________________________

В каком классе и какова успеваемость, поведение _____________________________________­­­­­­­­________________________________________

Принимал (ет) ли участие в общественной жизни школы _____________________________________________________________________________

С кем дружит ______________________________________________________________________

Применялись ли к несовершеннолетнему меры воспитательного характера и за какие проступки _____________________________________________________________________________

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется: _____________________________________________________________________________

когда и по каким причинам он оставил учебу или работу _____________________________________________________________________________

Был ли факт оставления учебы или работы известен семье, если да, то какая реакция на это членов семьи ____________________________________________________________________________

Где и как проводит свободное время ____________________________________________________________________________

Связи подростка (характеристика ближайшего окружения: возраст, количество, имена) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками _____________________________________________________________________________

Круг знакомых, отрицательно влияющих на подростка ____________________________________________________________________________

Интересы, склонности, способности _____________________________________________________________________________

Профессиональная ориентированность _____________________________________________________________________________

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Источники возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек _____________________________________________________________________________

Отношение подростка к содеянному _____________________________________________________________________________

Мотивы совершения преступления (специфические возрастные мотивы: реакции эмансипации, аутоагрессивные, протестные реакции, мотивы выживания, самосохранения)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Личностные особенности _____________________________________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы _____________________________________________________________________________

Особенности коммуникативной сферы _____________________________________________________________________________

Примерная схема психолого-педагогической характеристики несовершеннолетнего

Наименование учреждения __________________________________________

1. Основные данные на несовершеннолетнего: дата и место рождения, место жительства, телефон, образование.

2. Сведения о семье: состав семьи, Ф.И.О., возраст родителей, образо­ вание, место работы, телефон, социально-бытовые условия.

3. Специфика внешнего вида и поведения несовершеннолетнего: кон тактность, характер его эмоционального реагирования, адекватность поведения.

4. Особенности личности: сформированность морально-нравственных взглядов, установок. Ценностные ориентации: интересы, склонности, способно­сти. Выраженное своеобразие, утрированность, ригидность и другие проявления со стороны интересов и способностей несовершеннолетнего, приводящие к ос ложнениям социальной адаптации. Подверженность влиянию окружения. Прояв ление доминантных, лидерских черт характера, упрямство, обидчивость. Адек ватность самооценки, критичность. Способность к осознанию вины.

5. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: общая мотивация, особенности проявления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения), спо собность к волевому усилию, уверенность в себе. Потребность в самоутвержде нии и самореализации. Повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда. Асоциальные, суицидальные тенденции.

6. Коммуникативная сфера: взаимоотношения со сверстниками, в се­мье, контактность, чувствительность к обратной связи. Стремление быть в центре внимания, черты негативизма, протестные реакции. Трудности в обще­ нии со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу.

7. Интеллектуальная сфера: отставание несовершеннолетнего в интел лектуальном развитии; трудности формирования и автоматизации учебных навы­ ков, умений и знаний. Учебно-познавательная активность.

8. Рекомендации по дальнейшему сопровождению несовершеннолетне­ го с использованием выявленных ресурсов и потенциала личности, оптимизации его жизнедеятельности, стабилизации психо-эмоционального состояния.

«_______»___________ 20 _____ г.

Перечень документов

для карты социально- педагогического сопровождения

ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика ребенка с ОВЗ (Приложение 1.7.

Социальный паспорт семьи ребенка с ОВЗ (Приложение 2.7).

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи ребенка с ОВЗ

Дневник социально-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (Приложение 4.7).

Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

  1. В МБ ДОУ «ЦРР- детский сад №6 » в рамках педагогического совета на ребенка – инвалида составляется индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) с учетом требований Закона № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № 379 –н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы, порядок их разработки и реализации».

1.2. При составлении ИПР учитывается медицинский диагноз, по которому дана инвалидность и определяются пути компенсации и коррекционной работы.

1.3. Работа по реабилитации осуществляется три этапа:

1.3.1. На первом этапе реализации ИПР в дошкольной организации (далее ДО) планируются следующие мероприятия:

– знакомство с ребенком – инвалидом и его семьей, проведение первичного приема ребенка – инвалида для диагностики и разработки рекомендаций;

– создание предметно – развивающей среды;

– определение основных мероприятий по адаптации ребенка – инвалида в ДО.

1.3.2. На втором этапе:

– проводится комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка – инвалида специалистами ДО;

– определяются педагоги и профильные специалисты, разрабатывающие и реализующие ИПР ребенка – инвалида;

– педагогом ДО разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная коррекционная программа) на основе ИПР для конкретного ребенка.

– оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка – инвалида на реализацию ИПР;

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

– с ребенком – инвалидом проводится психолого – педагогическая реабилитация по ИПР;

– с ребенком – инвалидом проводится промежуточная психолого – педагогическая диагностика;

1.2.4. На третьем завершающем этапе:

– по завершению ИПР проводится психолого – педагогическая диагностика;

– на педагогическом совете проводится анализ и оценка работы с ребенком – инвалидом по ИПР;

– поводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком – инвалидом; педагоги и профильные специалисты ДО дают рекомендации, советы, консультации, памятки.

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида,

ребенка с ОВЗ, воспитанника МБ ДОУ «ЦРР – детский сад №6»

  1. I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  1. Дата и место рождения _______________________________________________________
  2. Социальный статус___________________________________________________________
  3. Социальная справка __________________________________________________________
  4. Адрес: по прописке __________________________________________________________

по месту проживания ___________________________________________________________

  1. Состав семьи ________________________________________________________________
  2. Сведения о родителях (законных представителях):

а) статус _____________________________________________________________________

ФИО матери ________________________________________________________________

год рождения _________________________________________________________________

место работы, должность______________________________________________________

особые отметки _______________________________________________________________

б) статус _____________________________________________________________________

ФИО отца __________________________________________________________________

год рождения _______________________________________________________________

место работы, должность________________________________________________________

особые отметки _______________________________________________________________

  1. Другие родственники __________________________________________________________
  2. Жилищные условия: ____________________________________________________________
  3. Материальная обеспеченность семьи: _____________________________________________________________________________
  4. Пребывание в других детских учреждениях: ________________________________________
  5. Дата поступления в МБ ДОУ « ЦРР – детский сад №6»____________________________
  6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок- инвалид:

от ________________г. основной диагноз__________________________________________

  1. № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________

срок назначения_____________________ продление _____________________ ИПР №______________________

  1. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
  2. II. Социальная характеристика семьи:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида)

  1. IV. Основные особенности развития ребенка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательной сферы:

внимание ___________________________________________________________________

восприятие__________________________________________________________________

память ___________________________________________________________________

мышление _________________________________________________________________

Личностные особенности______________________________________________________

Развитие речи (речевая карта)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. V. План работы-алгоритм ведения сопровождения.

Этапы реализации Индивидуального Развивающе-Образовательного Маршрута.

  1. I. Подготовительный этап.
  2. Наличие у воспитанника направления в ДОО и заключения ПМПР с указанием типа дошкольного образовательного учреждения «дошкольное учреждение общего назначения». Согласование программы обучения с планом индивидуальной реабилитации ребенка-инвалида МСЭ.
  3. Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей ДОО в реализации ИОМ.
  4. Формирование команды сопровождения, назначение координатора ИОМ.
  5. Составление ИРОМ.
    • Проводится и утверждается на педагогическом совете в ДОО, при учете ИПР;
    • Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании педагогического совета;

Мероприятия:

  1. Программы обучения и воспитания указать вид: общеобразовательная (интегрированная), специальная (коррекционная),индивидуальная (дополнительная) иная. (подчеркнуть)
  2. Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки); (указать какие)
  3. Дополнительные услуги профильных специалистов (коррекционные программы, тренинги, психотерапевтические методы, БОС-терапия, индивидуальные, групповые занятия); (указать какие)
  4. Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты)
  5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих), психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ»)
  6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)

III. Результаты работы.

Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

1.Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.

2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы.

3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.

4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.

5.Анализ всех проводимых консилиумов.

  1. VI. Долгосрочная цель сопровождения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Использование ресурсов других учреждений

_______________________________________________________________________________

VIII. Срок реализации индивидуального маршрута.

С ___________________20_____года по _______________________20______года.

ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ

Основные задачи

Задействованные педагоги

Направления работы

1 этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ):

Выявление запросов семьи на образовательные услуги

·встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей

Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ

· обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

члены педагогического совета

· проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

Разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости)

· составление индивидуального образовательного маршрута

· реализация индивидуальной образовательной программы

Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

· комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи

Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом

· работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида

· осуществление связи со специалистами поликлиники

2 этап – группа общеобразовательного вида: полная интеграция ребенка-инвалида в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – сентябрь 201__ – май 201___ г.

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

· корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы

Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе

· индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций

· формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе

Координация работы с семьей ребенка-инвалида

· медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану

Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде

· использование игровых технологий социализации

Читайте также:
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида в макросреде)

· установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида в социум

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида (родители – ребенок – ДОУ – школа)

педагог, члены ПМПк

· организационное взаимодействие со школой по организации преемственности

· определение оптимального продолжения образовательного маршрута

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· осуществление связи со специалистами детской поликлиники

Самое интересное в группе детского сада ___________________________________________

Самое неинтересное _______________________________________________________________

Ситуация вызывающая беспокойство_______________________________________________

Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Данная информация должна быть объективной и достоверной.

План работы социального педагога по работе с детьми – инвалидами Прилоус Л.А.

помочь детям-инвалидам в социальной адаптации в условиях общеобразовательной школы.

1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровне социальной защищенности и адаптации.

2. Своевременное оказание социальной помощи и поддержка учащихся.

3. Принятие мер по социальной защите и помощи, поддержка обучающихся в реализации прав и свобод личности.

4. Организация мероприятий, направленных на развитие социальных программ.

5. Координация взаимодействия учителей, родителей (лиц их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

1.Регистрация движения детей с ограниченными возможностями. Выявление и учет детей-инвалидов и обучающихся на дому.

2. Встреча директора школы, классных руководителей, социального педагога с родителями детей-инвалидов (решение текущих вопросов).

3. Посещение и обследование условий проживания семей детей – инвалидов.

4. Консультативная помощь педагогам по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями (помощь в составлении индивидуальных планов обучения с учетом заболевания).

5. Индивидуальная работа с детьми-инвалидами.

6. Работа с центром социальной защиты «Семья» города Подольска. Консультативная беседа с родителями детей-инвалидов города «Как помочь ребенку с ОВЗ в обучении».

7. Повышение квалификации социального педагога.Изучение литературы по социальной защите и нормативных документов по защите прав детства.

1. Консультативная помощь родителям по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

2. Оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.

3. Посещение и обследование условий проживания семей детей – инвалидов.

4. Консультативная помощь педагогам по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

5. Индивидуальная работа с детьми-инвалидами.

6. Работа с бюро по трудоустройству города Подольска. Организация консультативной беседы детей-инвалидов и их родителей на тему: «Профессиональная ориентация детей с ОВЗ».

7. Повышение квалификации социального педагога.Изучение литературы по социальной защите и нормативных документов по защите прав детства. Сбор материалов в помощь родителям и классным руководителям по вопросам детей-инвалидов.

8. Организация поздравлений с праздниками детей-инвалидов.

Январь, февраль, март

1. Консультативная помощь родителям по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

2. Оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.

3. Консультативная помощь педагогам по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

4. Индивидуальная работа с детьми-инвалидами.

5. Работа с центром занятости города Подольска. Организация консультативной беседы детей-инвалидов и их родителей на тему: «Профессиональная ориентация детей с ОВЗ».

6. Повышение квалификации социального педагога. Участие в проблемных семинарах, консультациях для социальных педагогов. Сбор материалов в помощь родителям и классным руководителям по вопросам детей-инвалидов.

7. Организация поздравлений с праздниками детей-инвалидов.

1. Консультативная помощь родителям по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

2. Оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.

3. Консультативная помощь педагогам по вопросам индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

4. Индивидуальная работа с детьми-инвалидами. Помощь в подготовке, организации и проведении итоговой аттестации.

5. Работа с центром занятости города Подольска. Организация консультативной беседы для детей-инвалидов-выпускников и их родителей на тему: «Я выбираю профессию».

6. Повышение квалификации социального педагога.Изучение и сбор материалов в помощь родителям и классным руководителям по вопросам детей-инвалидов. Участие в проблемных семинарах, консультациях для социальных педагогов.

7. Организация поздравлений с праздниками детей-инвалидов.

Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

с детьми – инвалидами и детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья

«ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ВСЕХ»

на 2018 – 2021 гг.

Наименование Программы

Программа работы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья «Школа, открытая для всех» на 2018 – 2021 гг.

Основание разработки Программы

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. №140 –р.

Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г. № 803.

Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступил в силу с 01.09.2013 года

ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации »

Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.02. 2008 г. №26. раздел III , п.5

Читайте также:
Характеристика речи воспитанника

Распоряжение Министерства образования ,науки и молодежной политики Забайкальского края №141-р от 23 мая 2018 г О присвоении статуса «региональная инновационная площадка»

Разработчики Программы

Дудкина Мария Вячеславовна, методист-координатор по инклюзивному образованию, учитель-логопед

Основные исполнители

Педагогический состав школы, родители обучающихся, представители, работающие в системе профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

Цель Программы

Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «СОШ № 19» города Читы

Задачи Программы

· Обеспечение максимально полного охвата детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное

· Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;

· Формирование активной педагогической позиции родителей;

· Активное привлечение родителей к включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;

· Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

· Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;

· Предупреждение родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

· Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

· Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

· Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;

· Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки реализации

2018- 2021 гг.

2018/2019 – учебный год

2019/2020 – учебный год

2020 / 2021 учебный год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

– Совершенствование обучения детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.

– Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.

-Активное привлечение детей с ОВЗ и детей –инвалидов в культурно-массовые мероприятия школы и района.

-Формирование умений замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети, оценить на сколько необходима помощь социально – психолого – педагогической направленности семьям, детям, на сколько она важна для них и полезна.

– Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

– Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.

Осуществление координации за исполнением Программы

Методист-координатор по инклюзивному обучению

Дудкина Мария Вячеславовна

Оценка эффективности Программы

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Эффективность реализации Программы оценивается по тому насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми – инвалидам, детьми с ограниченными возможностями здоровья системы отношений с окружающими и самим с собой, а так же для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.

Действия по реализации цели и задач Программы

Подготовительный этап: сентябрь-декабрь 2018 года.

1. Нормативно-правовое обеспечение:

    • Изучение нормативных документов;
    • Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений района, края, страны;
    • Разработка перспективного плана мероприятий.

2. Педагогическая поддержка:

· Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов.

Практический этап: январь 2019г-май 2012 г.

1. Реализация мероприятий школьной Программы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

2. Организация и проведение районных акций и школьных мероприятий с учащимися данной категории, родителями.

3. Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной Программе.

Заключительный (обобщающий этап): 2021 г.

1. Анализ работы по Программе.

2. Подведение итогов реализации программы.

3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

Форма подведения итогов

Промежуточные результаты 2018-2020 гг.

Ежегодный отчёт работы по Программе на заседаниях различного уровня: совещание при директоре, ШМО классных руководителей, учителей начальных классов, педсовет.

Подведение итогов – май 2021 г.

Школьный семинар по подведению итогов работы по данной Программе

Дальнейшее развитие Программы

В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются новыми именами. Поэтому Программа будет актуальна и после её завершения. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа Программы останется без изменения.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия во второй младшей логопедической группе

Содержание проблемы и её обоснование.

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.34, 41, 42,79.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.

Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Проведение анкетирования учащихся данной категории и их родителей показывает, что почти каждый ребенок – инвалид нуждается не только в медицинском обслуживании, но в других видах реабилитации. В школе на протяжении

многих лет ведется работа с данной категорией детей и семьями, в которых они проживают.

Всего детей – инвалидов за 5 последних учебных лет:

Бронхиальная астма -1 чел,

Нарушения опорно-двигательного аппарата -5 человек,

Задержка психического развития-58 чел

Данные о наличии детей-инвалидов и детей с ОВЗ показали, что необходимо создать в школе Программу работы с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, хроническими заболеваниями. Учащихся, имеющих отклонения в здоровье, увеличивается с каждым годом, меньше становится практически здоровых детей, поэтому получение детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.

Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по профилактике инвалидности, улучшению жизни детей с ограниченными возможностями является комплексность различных мероприятий.

Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2. Не ожидайте слишком многого сразу.

3. Будьте реалистичны.

4. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.

5. Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

7. Проявляйте гибкость.

8. Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.

9. Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.

а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

д) делайте акцент на хорошем;

е) делайте замечания спокойным тоном;

ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

з) не забывайте о значении языка тела;

и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

11.Назовите врага по имени.

12.Делите радость и боль.

Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.

Читайте также:
Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

Рабочий план мероприятий

Программы психолого-педагогической службы сопровождения школы по работе с детьми – инвалидами и детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья

План работы с детьми-инвалидами на учебный год ГКСОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида о. Муром»

Завуч по УВР Директор школы – интерната

План работы с детьми-инвалидами

ГКСОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида о. Муром»

Рассмотрено и утверждено на заседании МО

Протокол №___________ от _______________

Цель: создание адаптивной среды, условий, обеспечивающих оптимизацию учебно-воспитательного процесса детей, с ограниченными возможностями здоровья

1) мониторинг состояния здоровья детей-инвалидов,

2) развитие и коррекция возможностей детей-инвалидов в учебно-воспитательном процессе;

3) оказание психологической и информационной помощи родителям детей-инвалидов.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Формирование базы данных детей-инвалидов школы-интерната.

Мониторинг данных о количестве детей-инвалидов, их статуса, сроках инвалидности.

Изучение личных дел, протоколов ПМПК, медицинских карт.

Организация обучения детей-инвалидов в школе, на дому. Согласование учебных планов.

зам. директора по УВР, учителя

Распределение детей по группам трудового обучения с учетом диагноза.

зам. директора по УВР,

Посещение семей детей-инвалидов.

Предоставление характеристики на ребенка-инвалида для освидетельствования инвалидности.

Обеспечение подарками к праздникам.

Лечебно-профилактическая работа

Организация медицинского обслуживания: оказание медицинской помощи, проведение осмотров, вакцинации, стоматологическая помощь.

Мониторинг состояния здоровья детей-инвалидов.

Включение детей-инвалидов в группы занятий ЛФК.

специалист по ЛФК

Направление на прохождение диспансеризации.

Отслеживание прохождения санаторного лечения, оздоровительного отдыха, реабилитационного центра.

медработники, соц. педагог,

Психолого-педагогическое сопровождение

Проведение диагностических обследований, с целью определения индивидуального маршрута развития.

Ведение «Дневника наблюдения учащегося», отслеживание результатов развития.

кл. руководит., воспитатель,

Индивидуальные беседы с детьми-инвалидами, их родителями.

кл. руководит., воспитатель,

Анкетирование родителей с целью изучения проблем в воспитании детей.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами по развитию психомоторики. (2-в класс)

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с глубокой умственной отсталостью «Чувствуем, познаём, размышляем». (7-в, 9-в кл.)

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами надомного обучения

Диагностика, коррекция и профилактика различных нарушений устной и письменной речи.

Семейный клуб для родителей, воспитывающих детей-инвалидов: «Школа для родителей»

Просветительская деятельность

Оказание родителям консультативной помощи в обучении и воспитании детей-инвалидов.

Занятие с учащимися 9в класса: «Моя будущая профессия»

«Успехи вашего ребенка»

Родительское собрание «Культура русского языка» (в 9-в, 7-в кл.)

Занятие с учащимися 9в класса: «Профессии наших пап»

Занятие с учащимися 9в класса: «Профессии наших мам»

Род. собр. в 2-в классе: «Развитие мелкой моторики руки в домашних условиях»

Родительское собрание «Развитие ребенка в повседневной жизни». 7-в класс

Родительское собрание: «Ребенок-инвалид и будущая профессия». 9-в класс

Открытое занятие детей и родителей в 7-в классе: «Здорово жить!»

Выступление на родительском собрании и МО «Как правильно организовать досуг ребенка в семье»( 2-в)

Родительское собрание: «Трудовое право ребенка-инвалида». 9-в класс

Родительское собрание: «Куда пойти работать». 9-в класс

Индивидуальные и групповые беседы-лекции «О правах и гарантиях, предоставляемых детям-инвалидам и их семьям» (родители детей-инвалидов)

Проведение лекций, бесед, выпуск санбюллетений по предупреждению заболеваемости учащихся.

Предоставление родителям литературы, памяток, буклетов, рекомендаций.

Досуговая деятельность

Выставка творческих работ детей-инвалидов «Мир вокруг нас»

кл. руководит., воспитатели

Праздничная программа «Добро пожаловать», посвященная Дню инвалида. Чаепитие.

Экскурсия в Дом народного творчества.

Семейный вечер «Неразлучные друзья – родители и дети» (для детей-надомников и их родителей)

Вовлечение семей детей-инвалидов в общешкольные дела, совместные мероприятия.

кл. руководит., воспитатели

Участие детей-инвалидов в школьных праздниках, конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.

Занятия детей-инвалидов в школьных кружках.

Методы диагностики нарушения слуха
статья на тему

Данная статья подробно раскрывает медицинские и педагогические методы исследования слуха, которые позволяют проводить успешное слухопротезирование, которое является основой для развития, обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Скачать:

Вложение Размер
metody_diagnostiki_narusheniya_sluhovoy_funkcii.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы диагностики нарушения слуховой функции

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

По данным Министерства здравоохранения в России в настоящее время насчитывается более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть – 64% – составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. По мнению Загорянской М.Е. число детей-инвалидов по слуху за последние 2-3 года выросло на 20%. Кроме того, данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана (1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом – это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.

Данные медицинских методов диагностики слуховой функции чрезвычайно важны, в первую очередь, для качественного слухопротезирования, которое является одним из первых условий реабилитации лица с нарушенным слухом.

Медицинские методы исследования делятся на субъективные и объективные. В процессе проведения субъективных методик регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. Объективные методики позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки.

К субъективным методикам относятся такие, как:

  1. регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;
  2. условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;
  3. игровая аудиометрия;
  4. тональная аудиометрия.

Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев), а также глаз в сторону зрительного подкрепления при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны. Метод начинают использовать, когда у ребенка начинает формироваться умение локализовать звуки в плоскости «право-лево» и достаточно развиты мышцы шеи.

Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].

Главными недостатками данного метода является:

  1. небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;
  2. не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;
  3. не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].

Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.

Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.

Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].

Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии . Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

Преимущества данного метода следующие:

  1. есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;
  2. колебания постоянные, незатухающие;
  3. звук можно усиливать до определенного предела;
  4. Недостатками являются:
  5. требуется специальная аппаратура;
  6. аппаратура немобильна;
  7. требуется специальное заглушение помещений.

Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.

В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:

  1. импедансометрию;
  2. аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;
  3. регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.

Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.

Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.

Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала .

На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.

Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.

Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов. Сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные (или стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы (КСВП).

Преимущества данного метода:

  1. КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;
  2. регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);
  3. регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.

Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).

Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR ( Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.

Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].

Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.

При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Данные колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в органе Корти, а именно в наружных волосковых клетках.

ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

  1. методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;
  2. методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;
  3. методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;
  4. методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].

Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

  1. в слуховом сосредоточении;
  2. активизации или торможении общих или сосательных движений;
  3. в расширении глазных щелей;
  4. в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике [6.18].

Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип [22.28-37].

После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Нейман. Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо  6.20-22  .

Педагогическое обследование слуха у детей

Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие (барабан, громкий голос) или на непривычные звуки.

Бесплатные занятия с логопедом

Получить достоверную педагогическую характеристику состояния слуха у детей с его нарушениями на основе регистрации безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций возможно лишь до 1,5 лет. У детей более старшего возраста происходит затухание безусловного ориентировочного рефлекса, и они уже не дают видимых реакций на многие слышимые звуки. Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие (барабан, громкий голос) или на непривычные звуки. Достоверные данные о состоянии слуха этих детей можно получить лишь в ходе целенаправленной работы по выработке условной двигательной реакции на звук: звучание низко-, средне- и высокочастотных игрушек (барабан, дудка и шарманка) и голоса (шепот, разговорная громкость, громкий голос). Под такой реакцией понимается определенное игровое действие ребенка в ответ на звуковой сигнал.

Ира Б. (I г. 10 мес.) – здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту, речи нет. При первичном предъявлении различных звучаний обернулась лишь на звук барабана и громкий голос. После этого в течение двух недель с девочкой проводились диагностические занятия, в ходе которых и педагог, и мама вырабатывали у нее условную двигательную реакцию на различные звуки. Выявилось, что слуху Иры доступно восприятие не только барабана, но и дудки, гармошки, шарманки, погремушки, а также голоса разговорной громкости.

Таким образом, детей старше 1,5 лет к исследованию слуха нужно специально готовить. Эта подготовка осуществляется сурдопедагогом и родителями в течение 2—4 недель. В это время их учат реагировать каким-либо игровым действием на звук, например в момент звучания игрушки или голоса надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговку в баночку, класть кубик в кузов машины и т.п. (см. методику выработки условной двигательной реакции на звук).

После выработки реакции определяется максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звучание голоса и игрушек.

Когда условная двигательная реакция на звук у ребенка уже выработана, то в качестве источника звука может выступать и тон аудиометра. Следовательно, становится возможным аудиометрическое обследование малыша повсеместно используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условно-рефлекторной методике.

Подготовка к исследованию тонального слуха предполагает выработку условной двигательной реакции на вибрацию костного телефона в руке и лишь затем — на звучание тона в воздушном телефоне аудиометра. При этом исследование лучше начинать с частоты 250 Гц при интенсивности 70—80 дБ, так как этот сигнал не должен вызывать болевых ощущений и в то же время восприниматься абсолютным большинством детей.

Тональная аудиометрия в диагностический период проводится неоднократно до получения стабильных порогов. В ходе обследования у большинства детей наблюдаются значительные изменения в получаемой аудиограмме: пороги понижаются, и расширяется диапазон воспринимаемых частот.

При тональной аудиометрии исследуются пороги восприятия как по воздушному проведению (через головные телефоны – наушники), так и по костному (через костный телефон). Полученные данные позволяют врачу-сурдологу уточнить форму поражения слухового анализатора (кондуктивная, смешанная или сенсоневральная тугоухость).

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка как на звучащие игрушки, голос и шепот, так и на тоны аудиометра. Совокупность результатов педагогического и аудиометрического обследования позволяет оценить степень снижения слуха на начальном этапе коррекционной работы.

На основании получаемых данных можно выделить детей с нормальным слухом, с легкой, средней и тяжелой тугоухостью и глухотой.

Дети с нормальным слухом реагируют на звучание всех игрушек и шепота на расстоянии не менее 5 м.

Дети, отнесенные к слабослышащим с легкой тугоухостью, слышат звучание всех предлагаемых игрушек и голоса разговорной громкости на расстоянии не менее 4-5 м., а шепот — от ушной раковины до 1,5—2 м.. При аудиометрическом исследовании у этих детей отмечается снижение слуха до 55 дБ * при полном диапазоне воспринимаемых частот.

Дети, отнесенные к слабослышащим со средней тугоухостью, воспринимают низко- и среднечастотные звучания на расстоянии 4—5 м., а высокочастотные — 0,5—1,5 м. и реагируют на голос разговорной громкости на расстоянии 1—4 м., но шепот, как правило, не слышат. При аудиометрическом исследовании у этих детей имеет место снижение слуха на 55—75 дБ при частотном диапазоне до 4000— 8000 Гц.

Дети, отнесенные к слабослышащим с тяжелой тугоухостью, слышат низко- и среднечастотные звучания игрушек на расстоянии 3—5 м., а высокочастотные—близко от ушной раковины (0,1— 0,5 м.) и воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии 0,4—1 м. (шепота не слышат). Эти дети имеют снижение тонального слуха на уровне 75—85 дБ при частотном его диапазоне до 4000—8000 Гц.

Среди глухих детей можно выделить две группы.

Первую составляют глухие дети со значительными остатками слуха. Они реагируют на звучание низкочастотных игрушек на большом расстоянии (2,5—5 м), среднечастотных — значительно ближе к уху; высокочастотные игрушки эти дети, как правило, не слышат. Они воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии до 0,3 м. от ушной раковины. При аудиометрическом исследовании слуха отмечается его снижение на уровне 85—100 дБ при диапазоне воспринимаемых частот до 2000—8000 Гц.

Ко второй группе относятся глухие дети с незначительными остатками слуха. Они воспринимают только низкочастотные звучания (барабан) и голос повышенной громкости у ушной раковины. Эти дети имеют снижение тонального слуха более чем на 100 дБ при суженном частотном диапазоне.

Сопоставляя данные педагогического обследования слуха с результатами аудиометрического исследования, необходимо учитывать степень сохранности восприятия низких частот. У детей с относительно хорошей сохранностью восприятия частот 125 и 250 Гц при педагогическом обследовании слуха могут быть получены значительно лучшие резуль- таты, чем те, которых можно было бы ожидать исходя из средней потери слуха по данным тональной аудиометрии.

Таня А. (2г. 1 мес.) — здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту, в речи отдельные лепетные слова. Девочка имеет среднюю потерю слуха 68 дБ, исходя из этого, следовало бы ожидать реакций на игрушки и голос, характерных для слабослышащих детей со средней тугоухостью. Однако вследствие того, что пороги слуховой чувствительности на частотах 125 и 250 Гц составляют 30 и 35 дБ, девочка реагирует на звучание барабана на расстоянии 5 м, а дудки, гармошки, погремушки и шарманки — 4м.; она воспринимает голоса разговорной громкости на расстоянии 4 м. и шепот у ушной раковины. Следовательно, имеют место результаты, аналогичные тем, которые отмечены у детей с легкой тугоухостью (до 55 дБ). Это связано с тем, что благодаря хорошей сохранности низких частот девочка может воспринимать на достаточно большом расстоянии низкочастотные компоненты предъявляемых звучаний, в том числе и высокочастотных (шарманка). Вместе с тем ее реакция на шепот подтверждает данные аудиологического обследования.

Сопоставление результатов тональной аудиометрии и педагогического обследования имеет большое значение при первичной оценке состояния слуха ребенка. В дальнейшем, в ходе целенаправленной работы по развитию слуховой функции, возможности ребенка в восприятии неречевых и речевых звучаний, как правило, расширяются. Особенно наглядно это проявляется при повторных обследованиях слуха детей, рано начавших заниматься.

При первом подозрении на снижение слуха нужно немедленно обратиться к врачу- сурдологу сурдологического кабинета по месту жительства. При этом ребенка до 1,5 лет не надо специально готовить к обследованию, скорее, наоборот, следует прекратить все проверки его слуха домашними способами, чтобы многократным повторением звуковых сигналов не вызвать торможения безусловных ориентировочных реакций на звук.

Ребенка же старше 1,5 лет целесообразно подготовить к исследованию слуха, т.е. начать вырабатывать условную двигательную реакцию на звучание речи и игрушек. Такая подготовка ускорит диагностику и позволит своевременно начать занятия с малышом.

Родителям полезно вести дневник наблюдений над реакциями ребенка. В нем отмечается, на какие звуки реагирует ребенок и с какого расстояния, может ли он определить местонахождение источника звука. В зависимости от возраста малыша в дневнике отмечаются результаты, получаемые либо на основе безусловных ориентировочных реакций (до 1,5 лет), либо на основе выработки условной двигательной реакции (после 1,5 лет). Дневник может выглядеть, например, так:

Таблица 1. Результаты наблюдений за реакциями ребенка

Источник звука 15 марта 17 апреля 20 мая
Шарманка 10 см.
Погремушка 30 см. 25 см.
Дудка 3 м. 2,5 м. 2 м.
Гармошка 3,5 м. 3 м. 2 м.
Барабан 5 м. 5 м. 5 м.
Шепот
Голос разговорной громккости 50 см. 30 см. У/Р*. 1

*У/Р здесь означает восприятия звукового сигнала у ушной раковины

Как видно из таблицы, ребенок стал воспринимать меньшее число звучаний и с более близкого расстояния. Это свидетельствует о возможном дальнейшем понижении слуха. В подобных случаях нужно срочно обращаться к врачу-сурдологу, так как своевременное лечение может приостановить этот процесс.

Если в ходе аудиолого-педагогического обследования у малыша выявлено хотя бы незначительное снижение слуха, необходимо немедленно начать проводить с ним коррекционную работу.

Здесь и далее имеется в виду средняя потеря слуха на основных речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц. У/Р здесь означает восприятия звукового сигнала у ушной раковины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: