Индивидуальное занятие по дифференциации звуков (С), (Ш) — Путешествие за шишками

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [С], [Ш] — Путешествие за шишками

На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

– развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

– развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

– развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

– создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
– уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;
– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
– развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
– развивать речевое дыхание;
– развитие мелкой моторики рук;
– дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
– формировать положительную мотивацию к занятиям;
– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
– индивидуальное зеркало;
– квадраты синего, зеленого и красного цвета;
– мяч;
– сюжетные картинки.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Читайте также:
Развитие связной речи (консультация логопеда)

Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика.

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

– сжимания пальцев в кулаки;
– вращение кулаков;
– выгибание кистей рук;
– соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

. ишка . уба мы . ь
. ова . орока
. камья . анки
. арф . апоги

7. Деление слов на слоги, составление схем слов:

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»
план-конспект

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .

Задачи:

– уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

– коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;

– развивать речевое дыхание;

– коррекция мелкой моторики рук;

– дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

– коррекция умения согласовывать числительные с существительным.

– формировать положительную мотивацию к занятиям;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

– шишки для счета

– куклы Миша и Соня

Скачать:

Вложение Размер
konsp.dif_.s-sh_1.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]

«Путешествие в сосновый лес»

Цель : Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .

– уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

– коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;

– развивать речевое дыхание;

– коррекция мелкой моторики рук;

– дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

– коррекция умения согласовывать числительные с существительным.

– формировать положительную мотивацию к занятиям;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

– шишки для счета

– куклы Миша и Соня

1. Оргмомент. (музыка релакса)

Денис, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю тебя побывать в деревне у дедушки и погулять в сосновом лесу. Хочешь? Тогда закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажите, какие там большие деревья.

Ученик поднимает руки.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Ученик быстро-быстро шевелит пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

Ученик покачивается и машет руками.

Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Снова подул ветер.

Ученик вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется.

2. Сообщение темы занятия

Давай вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. (Слайд №1)

Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).

Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

Анализ артикуляции звуков.

– Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.

– Андрей, посмотри на меня и скажи какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

– Губы занимают положение «улыбочки».

– Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

– Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».

– Андрей, скажи, какое положение занимает язычок при произношении [С]?

– Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».

– Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

– Язычок находится вверху, в виде «чашечки».

– Давай проверим характер воздушной струи.

– Воздушная струя теплая.

– Проверяем работу голосовых связок.

– Голосовые связки не работают. (Ученик осуществляет кинестетический контроль).

– Чем отличаются артикуляции этих звуков*

– Положением губ, языка…

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотри, кто к нам пришел? Правильно, это наши знакомые – Соня и Миша. Они поедут с нами в деревню к дедушке. Смотрим в зеркало и сделаем упражнения.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодец, Андрей. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Массаж пальцев эластичным кольцом. /Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Денис, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)

Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам.

Произнести (прочитать) слоговые ряды (тихо – громко, грустно – весело, вопросительно – утвердительно)(Слайд №3)

са – ша са – са – ша

со – ша са – ша – ша

су – шу са – ша – са

сы- ши ша – ша – са

ша – са ша – са – са

шо – со ша – са – ша

6.Работа с загадками.

Ребята предлагают отгадать загадки и красиво, произнести отгадки, определить позицию звука в слове.(Слайд №4)

Гимнастика для глаз.

7. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Соня и Миша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Соне и Мише вернуть звуки на место и разделить слова на слоги»

Игра «Отгадай слово»

. ишка . уба мы . ь

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

Понес мешок с песком.

9. Развитие звукового анализа. (Слайд №5)

-Рассмотрите картинки, из первых звуков составь слово.

Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (Свеча)

Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос. (Шашка)

10. Дидактическая игра «4-й лишний» (Слайд №6, 7)

-Какая картинка лишняя?

11. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте .

Учитель: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (Предлагается картина с изображением соснового леса).

-Прочитай текст, кратко перескажи и назови слова, которые часто употребляются в тексте.

Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

12. Игра «Посчитайка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

13. Итог занятия

Учитель: «Ну вот , мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?

Оценка речевой деятельности

Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ.

Методическая разработка логопедического занятия “Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов”

Темы:- Коррекционная – развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов;- Грамматическая – деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во.

Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст” Весна”

Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В .

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”

Конспект лоопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”»

Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. («Путешествие в сосновый лес»).

Цель: закрепить правильное произношение слов, словосочетаний и предложений со звуками [С] – [Ш] .

1. Коррекционно – обучающие:

– развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;

– совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

– формирование грамматического строя речи.

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

– развитие речевого дыхания;

– развитие чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации;

3. Коррекционно – воспитательные:

– формирование положительной мотивации к занятиям;

– воспитание умения выполнять задание по инструкции;

– воспитание самоконтроль за речью.

Оборудование: массажный шарик «Су-Джок» предметные картинки со звуками [С], [Ш], табличка с текстом, шишки для счета, куклы Миша и Соня.

работа со скороговорками

II. Сообщение темы занятия

соотнесение звука и буквы

IV Работа с ритмизованной строкой

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

VI Игра «Посчитай-ка»

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Ход занятия:

I. Оргмомент

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли две куклы. Их имена ты узнаешь, разгадав ребусы. Чтобы приступить к нашему занятию, нужно поработать со скороговорками. (Логопед предлагает повторить скороговорки и назвать наиболее часто повторяющиеся в них звуки)

работа со скороговорками

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопед: Давай вспомним, какие звуки часто повторялись в скороговорках.

Ребёнок: Часто повторяющиеся звуки в скороговорках [С] и [Ш].

Логопед: Молодец! Осталось узнать имена наших гостей.

решение ребусов

Логопед: Решаем ребусы. Выделяем первый звук из названия картинок.

Шишка, утка, рак, арбуз – Шура

Слон, ослик, нитки, автобус – Соня

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Ребёнок: Мы сегодня будем учиться различать звуки [С] и [Ш].

Логопед: Давай вспомним характеристику звуков.

[С] – согласный, глухой, твёрдый.

[Ш]- согласный, глухой, твёрдый.

2) соотнесение звука и буквы

III Физминутка

Логопед: Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

(быстро – быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

(покачивается и машет руками)

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

IV Работа с ритмизованной строкой

Логопед: Сначала громко произносятся слоги, тихо – слова. Потом наоборот.

ша-ша-ша – наша Маша хороша

шо-шо-шо – как мне хорошо

шу-шу-шу – в школу я спешу

ши-ши-ши – вот какие малыши

са-са-са – прилетела к нам оса

со-со-со- вот какое колесо

су-су-су – сумку я несу

сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Логопед даёт образец, а ребёнок повторяет.

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

Логопед: Что же здесь случилось? Соня и Шура придумали слова со звуками [С] и [Ш], но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем ребятам вернуть звуки на место и разделить слова на слоги и поставить ударение.

Игра «Четвёртый лишний»

. ишка, .ум, о.а, мы.ка

. ова, ма.ина, . орока, .урок

ти.ина, .ук, .о.на, .умка.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему?

VI Игра «Посчитай-ка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

Одна шишка, две шишки….

Одна сумка, две сумки…..

VII Физминутка

Су-Джок терапия (массаж пальцев эластичным кольцом) поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Логопед: А теперь, чтобы нам прийти на лесную опушку, надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

Понес мешок с песком.

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Логопед: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!

(картина с изображением соснового леса)

Послушай текст и назови слова, в которых встречаются звуки [С] и [Ш].

Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

Соня и Миша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

X Итог занятия

Логопед: Вот мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.

XI Рефлексия

Логопед: Всё ли у тебя получилось? Какое задание тебе больше всего понравилось? Ты молодец!

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками»

Лариса Гутиева
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками»

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].

1.Образовательные: – уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно –развивающие:

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш];

– развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

– развивать речевое дыхание;

– развитие мелкой моторики рук;

дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

– формировать положительную мотивацию к занятиям;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.Оборудование:

индивидуальное зеркало;

– квадраты синего, зеленого и красного цвета;

– мяч; – сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим). Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.Сделаем гимнастику для рук: – сжимания пальцев в кулаки; – вращение кулаков; – выгибание кистей рук; – соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.) Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.) са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов). Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово». ишка. уба мы. ь. ова. орока. камья. анки. арф. апоги

7. Деление слов на слоги,составление схем слов:

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему» (кошка, сани, мышь).

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки). Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст.Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.Текст: Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек. Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу.Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.

Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звуков [р]-[р’] по сюжету сказки «Теремок» ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: автоматизировать звуки р и рь в слогах, словах и предложениях; упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [р]-[р’] в логопедической подготовительной к школе группе Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р-Рь. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки р-рь;.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ц] «Спор совы и цапли» ” Дифференциация звуков (с-ц): Спор совы и цапли” для подготовительной логопедической группы. Цель:закрепление знаний о звуках и буквах.

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш Тема занятия: Различай звуки [С] и [Ш]. Этап: дифференциация звуков [С] и [Ш] (указать этапы:.

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях. Задачи. Коррекционно-образовательные.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме “Дифференциация звуков и букв С-Ш”

Разделы: Логопедия

  • Коррекционно-образовательные:
    • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
    • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
    • составлять предложения с данными словосочетаниями.

  • Коррекционно-развивающие:
    • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
    • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
    • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

– Меня зовут Фафа.

– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

– Я не умею произносить только некоторые звуки.

– Но как мы узнаем твоё имя?

– Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? Саша.

– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
в лесу бегает лиса.
Со-со-со
у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

– Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

– Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

мискамишка

каскакашка

кассакаша

маскаМашка

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Остановка «Магазин. Покупай-ка».

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).

– Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Конспект индивидуального занятия “Дифференциация С-Ш”

Содержимое публикации

Конспект индивидуального занятия

Тема:Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель:дифференциация звуков[С] – [Ш].

Образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи

Учить различать эти звуки на слух и в произношении,

Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,

Определение места звука в словах.

Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;

Знать артикуляционные упражнения;

Знать графический образ буквы Ш и С;

Развивающие:

Развивать фонематический слух

Способствовать развитию логического мышления

Совершенствовать слуховое внимание, память

Развивать целостное восприятие

Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

Воспитание стремления овладеть правильной речью;

Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

– Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер (С-с-с).

– Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

– Какой у нас звук С?

– согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

-с огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

-Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

– Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

– Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

– Пошли звуки С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они в Страну Чудес. «Ой,да здесь все предметы с нашими звуками!»

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

-Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

– А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

– А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

4. Динамическая пауза

– Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

– Сейчас в нашей стране время года – зима.

– И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

– Где находятся звуки – в начале, середине или в конце?

-Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

– Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

– Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

-Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

-А как надо правильно сказать?

-Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

– Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

– Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

-Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

– Сколько слогов. посчитай.

– Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

– Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

-Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

Дальше в лес – больше дров.

8. Мелкая моторика рук.

– Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

12. Итог занятия

– Вот мы уехали из Страны Чудес.

– Тебе понравилось путешествие?

– С какими звуками мы путешествовали?

Международный конкурс детского творчества к Дню здоровья «ЗА ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ »

Всероссийский конкурс народной песни и танца, посвященный Году народного искусства и культурного наследия народов России «РОДНЫЕ МЕЛОДИИ »

Олимпиада по правилам безопасности для дошкольников «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.ЗИМНИЙ СЕЗОН »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков [с] – [ш]»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с] – [ ш ] »

подготовила учитель-логопед Викторова Елена Сергеевна

  • Формировать умения образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
  • Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы слова имен существительных.
  • Закреплять согласование прилагательного с существительным вмуж., жен. Р., ед. ч., Им.п.
  • Закреплять согласование числительного с существительным в жен.р., ед.ч., И.п.
  • Дифференцировать звуки [с]-[ш] в словах и фразах.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематическое восприятие
  • Развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки, счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Посмотри, у нас сегодня гости, поздоровайся.

Логопед: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

Логопед: Скажи, какое сейчас время года?

Ребенок: Сейчас время года осень.

Логопед: Верно. Давай вместе со мной, выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: Листья с деревьев опали. На улице становится холодно и идет снег. Давай покажем, как дует ветер. Вдыхаем через нос, не поднимая плеч, выдыхаем ртом, не надувая щек. (дыхательная гимнастика, дуем на ватку)

Логопед: Молодец. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Услышь звук» (развитие слухового внимания).

Я буду произносить разные звуки, когда услышишь звук [С] – хлопай в ладоши, а когда услышишь звук [Ш] – поднимай руки вверх.

Логопед произносит звуки: а, у, ш, и, с, о, ш, з, сь, с, д, х, ш. Слоги: ма, са, ко, ву, ша, мы, зо, шу, бы, сэ. Слова: нос, рука, шапка, собака, сыр, вата, шуба (с закрытой артикуляцией).

Дифференциация звуков [с] – [ш]в словах и фразе.

Упр. «Живое – неживое»

Логопед: Посмотри и найди картинки с изображениями живых предметов и положи их справа (сова, собака, сом, лиса), а картинки с изображениями неживых предметов положи слева (машина, шуба, шишка, шкаф). Назови их.

Ребенок: Справа я положил картинки с изображением совы, собаки, сома и лисы. Слева я положил картинки с изображением машины, шубы, шишки, шкафа.

Игра «Какой? Какая? Какое?» (образование относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательного с существительным)

Логопед: Подумай и скажи, стакан из стекла, это какой стакан?

Ребенок: Стеклянный стакан.

Логопед: Поднос из пластмассы, это какой поднос?

Ребенок: Пластмассовый поднос.

Логопед: Кастрюля из железа, это какая кастрюля?

Ребенок: Железная кастрюля.

Логопед: Чашка из фарфора, это какая чашка?

Ребенок: Фарфоровая чашка.

Упр. «Четвертый лишний» (закреплять обобщающие понятия)

Логопед: Посмотри внимательно на картинки и скажи кто лишний? (кошка, стакан, поднос, кастрюля)

Ребенок: Лишняя кошка, это домашнее животное, а стакан, поднос и кастрюля это посуда.

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным)

Логопед: Молодец. Давай сосчитаем, сколько кошек? (кошки расположены на листе в произвольном порядке, ребенок считает)

Ребенок: Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек.

Упр. Чего не стало? (развитие зрительного внимания, памяти)

Логопед: А теперь посмотри на картинки (ананас, кувшин, компас, камыш, самокат, шляпа). Назови их. Посмотри еще раз и запомни. Закрой глаза. Открывай, скажи, чего не стало? (игра проводится несколько раз)

Ребенок: Не стало ананаса.

Не стало самоката.

Не стало кувшина.

Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова)

Логопед: Послушай внимательно, я тебе назову большой предмет, а ты мне назови маленький. Самолет.

Развитие мелкой моторики.

Логопед: Молодец. Выложи домик мышки ( выкладывает шнурком норку мышки по контуру).

Итог занятия.

Логопед: на этом наше занятие заканчивается. Ты молодец, справился со всеми заданиями!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: