Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, фразе, связном тексте (Дифференциация звуков Л – Р)

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Читайте также:
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно- образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционно- развивающие

-развивать целостное восприятие, память, внимание;

– развивать фонематический слух;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать плавный продолжительный выдох.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_r-l.docx 19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация звуков р, л»

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, внимание;

– развивать фонематический слух;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать плавный продолжительный выдох.

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: игрушка пчела Клара , картинки с изображением цветов (орхидея, астра, лотос, лилия, сирень, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка); разрезная картинка с изображением Клары; игрушки для задания «Где спрятался звук».

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.

Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.

2. Артикуляционная гимнастика.

-А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал.

Чистим зубки мы умело.

Как чистюля Котик.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Как маляр наш Язычок,

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» – гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» – летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

3. Дыхательная гимнастика.

Наша пчелка Клара позвала своих друзей, давай поиграем с ними. Подуй на них, они полетают.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе.

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (ребёнок дует на бабочек).

4. Автоматизация звука [Р], [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар – ал

лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур – ул

лы-ры-лы ылы-ыры-ылы ыл – ыр – ыл

ло-ро-ло оло-оро-оло ол – ор – ол

5. Автоматизация звука [Р], [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].

Ла-ра-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-ру-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-ры-лы, испугались мы…(пчелы).

Ло- ро- ло, убежали … (далеко).

Ро-ло-ро – у орла огромное … (крыло).

Ры-лы-ры – шары всегда … (круглы).

Ар-ал-ар – папа прочитал … (журнал).

Ар-ал-ар – завтра праздник … (карнавал).

6. Зрительная гимнастика.

Наша пчелка хочет показать нам лужайку, где она живет давай посмотрим.

7. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Клара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Р] [Л].

(орхидея, астра, лотос, лилия, сирень, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка);

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчёлкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро хлопни, улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.Умница!

9. Игра «Где спрятался звук».

Клара принесла с собой мешок. Тут много игрушек, в названии которых, спрятался звук [Р] [Л]. Нам нужно выбрать игрушки в которых есть звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

10. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Клары. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Клара очень довольна.

11. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.

– Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки, и где нужно вставь пропущенные слоги РА-ЛА, РУ-ЛУ, РЫ-ЛЫ, РО-ЛО.

Салазки везут Рому.

Пол упал на стул.

Лопатка взяла Влада.

Ладони вымыли Клару.

Кукла купила Марго.

У камина стоит т….н (ро)

На него сел с…н (ло)

Кусают больно кома…(ры)

Хоть и очень они мА… (лы)

В сказке фея жи…(ла)

Искрится …чей (ру)

От солнечных … чей (лу)

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою цветочную лужайку. Какой звук мы учились правильно произносить? Какая игра тебе понравилась больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия : «Дифференциация звуков /ш-с/ в словах».

Целями данного занятия являются: учить различать /ш/- /с/ в словах; закреплять произношение звука /ш/; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков р-л”

Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация р-л” с использованием мультимедийной презентации.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р], [л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Дифференциация звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Р]-[Л].

Цель: Автоматизировать четкое произношение звуков [Р], [Л] и дифференцировать их на материале темы «Приключения с роботом Брониславом».Задачи:Коррекционно-образовательные:закр.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Ш – Ж]

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи – фонемы.

Конспект логопедического занятия на тему дифференциация звуков [р] – [л], букв р-л

Цель: дифференциация звуков [Р] и [Л], буквы Р И Л в слогах ,словах, предложениях и связной речи.

Формировать умение дифференцировать звуки Р и Л,
Развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление.
Развивать фонематический анализ,

Активизация словарного запаса,
Отработка техники чтения.

  1. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
  2. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки с изображением лестницы, флага, зеркала, рабочие детские тетради, классная магнитная доска, логопедические зонды, мяч, графическая схема звуков [Р] и [Л]

I. Организационный момент.

На руке у Ромы рана,
И рукав у Ромы рваный.
Дрался Рома утром рано
У своих ворот с бараном.

Плакала белка – она на балу
Лапки испачкала в желтом мелу.
Милую белочку лось пожалел:
Лапки погладил – и мел облетел.
Белка атласное платье надела

II. Введение в тему.

1. Сравнительная характеристика звуков.

Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
Давайте, сравним произношение звука [р] и звука [л], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Р похожа на флажок –
Палочка, на ней кружок (буква Р)
Чтоб испорченную лампу
На другую заменить,
Надо лестницу-стремянку
Принести, установить.
А стоит она в прихожей,
Угадай, на что похожа? (буква Л)

2. Артикуляционная гимнастика.

улыбочка – трубочка , заборчик – трубочка, грибочек, лошадка
вкусное варенье, гармошка, пароход гудит, грибок.

3. Развитие фонематического и слухового восприятия.

Логопед произносит слова, которые содержат звуки [Р] и [Л] ,дети когда слышат звук [Л] поднимают левую руку, [Р]правую руку.
Рыба, лак, ромашка, торт, лук, рысь.

4. Дифферциация звуков в слогах.

Логопед произносит слоговые ряды и бросает детям мяч, дети по очереди повторяют слоги.
ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы
ар-ал, ор –ол, ур-ул, ыр -ыл

5. Дифференциация звуков в словах.

5.1. Игра «новое слово»
рожь-ложь
роза-лоза
рак-лак,
рама-лама,
игра-игла

5.2. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы Л и Р.
Со.онка
Ка.тина
Бу.очка
Циф.а
К.оун
Г.уша

6. Игра « слушай внимательно»

Цифра, голубой, зеркало, врач, кран, пружина, журнал, пробка, глобус, осел, молоко, эскалатор, крокодил.
Запишите данные слова в тетрадь в три столбика.

7. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

Буквы «Р» подчеркните одной чертой, букву «Л» – двумя чертами.

Солёные клюква
Золотая совет
Крупная рыбка
Протёртая помидоры
Кислая фасоль
Красные смородина
Полезный пузырь
Большой огурцы

8. Физкультминутка с речевым сопровождением.

Поизнеси чистоговорки с разной интонацией
Мы идем на физкультуру
Развивать мускулатуру
* * *
Пела песенку пила
Что березонька бела

9. Составь и напиши предложения, используя данные слова.

портит, деревьев, крот, корни
грома, раздались, раскаты, громкие
Рита, сказки, русские, любит
природы, русской, картины, прекрасны

10. Дифференциация звуков в связанной речи.

Отработка техники чтения с соблюдением всех компонентов речи.
На бульваре познакомились две девочки. Одну звали Лара, другую — Вера.
— Как тебя зовут? — спросила Вера.
— Лала, — ответила Лара.
— Ой, мою куклу тоже зовут Лала! — обрадовалась Вера.
— Да я не Лала, а Лала! — обиделась Лара. На помощь Ларе пришла её бабушка, которая тоже гуляла на бульваре. – Её зовут Лариса, Лара, а не Лала,— объяснила она Вере.— А тебя как зовут?
— Меня зовут Вела,— ответила Вера.
— Вела? Переспросила бабушка

Тогда обиделась Вера:
— Я не Вела, а Вера!
— Не сердись,— сказала бабушка.— Я поняла,что тебя зовут Вера. Ты так же, как Лара, не выговариваешь звук [р]. А знаете, как это исправить?
— Как? — спросили Вера и Лара.
— Пусть родители отведут вас к логопеду, и он научит правильно произносить этот звук.

III. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали, закрепляли в устной и письменной речи?
Чем похожи звуки?
Чем различаются?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

“Дифференциация звуков Р-Л”

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков Р-Л

Содержимое разработки

Дифференциация звуков Р – Л

Дифференциация звуков Р-Л в слогах

1) Дифференциация звуков Р и Л в прямых слогах.
Повтори слоги, чётко проговаривая звуки Р и Л.
лэ – рэ – рэ
ра – ла – ла
ро – ло – ро
ру – лу – ру
ры – лы – ры

2) Дифференциация звуков Р и Л в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звки Р и Л.
ар – ал – ар
ор – ол – ол
ур – ул – ул
ил – ир – ир
эр – эл – эр

3) Дифференциация звуков Р и Л в интервокальной позции. Повтори слоги, чётко проговаривая звуукки Р и Л.
ара – ала – ала
оро – оло о- оло
уру – улу – улу
илы – иры – иры
эрэ – элэ – эрэ

4) Дифференциация звуков Р и Л в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звуки Р и Л.
лва – лва – рва
рна – лна – лна
лно – лро – лно
лва – рва – лва
вру – влу – влу
влы – вры – влы

Дифференциация звуков Р-Л в в словах

1) Дифференциация звуков Р и Л в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
раз – лаз
рай – лай
рак – лак
рама – лама
рампа – лампа
рань – лань
ров – лов
рожа – лоза
рожки – ложки
рожь – ложь
розы – лозы
ром – лом
рот – лот

2) Дифферециация звуков Р и Л в обратных слогах. Повтори слова. чётко проговаривая звуки Р и Л.
укор – укол
вар – вал
вор – вол
помор – помол
костёр – костёл
мор – мол
навар – навал
отвар – отвал

3) Дифференциация звуков Р и Л в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
баллон – барон
полоть – пороть
корона – колонна
колобок – коробок
булочка – курочка
пора – пола

4) Дифференциация звуков Р и Л в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
барка – балка
бурка – булка
жарко – жалко
игра – игла
парка – палка
полка – порка
прут – плут

Дифференциация звуков Р-Л в словосочетаниях

Дифференциация звуков Р и Л в словосочетаниях.
Повтори словосочетания, чётко проговаривая звуки Р и Л.

глубокая тарелка
горячая грелка
журавлиное крыло
концертный рояль
кривые зеркала
курлыканье журавля
лапа леопарда
рослый подросток
рулон поролона
скоростной вертолёт
шоколадный рулет
шустрая белка

Дифференциация звуков Р-Л в предложениях

Дифференциация звуков Р и Л в предложениях.

В воде ребята играли в поло.
В жаркий полдень приятно выпить прохладный лимонад.
В концертном зале висела нарядная люстра.
В мармеладе вкусная прослойка.
В трюме рыболовного судна богатый улов: крабы, кальмары и омары.
Кролики резвились и прыгали в траве.
лариса рассматривала картинки в журнале.
Леопард – красивое и сильное животное.
Маляр красил красной краской стены и белил мелом потолок.
На террасе прохладно.
Поезд “Красная стрела” курсирует между Москвой и Петербургом.
Продавец складывал на полку рулоны марли.
Реку вернули в прежнее русло.
Рыболов показал Родиону вечерний улов.
Туристы быстро добрались до лагеря.
У орла огромный размах крыльев.

Измени по образцу:
Образец:
я протирал(а) зеркало.
Ты протирала(а) зеркало.
Он протирал зеркало.
Она протирала зеркало.
Мы протирали зеркало.
Вы протирали зеркало.
Они протирали зеркало.

Я сорвал(а) ромашку.
Я говорил(а) с Ларисой.
Я сворачивал(а) рулон.

Запомни и правильно повтори предложения.

Лариса играла.
Лариса играла на рояле.
Лариса играла на рояле баркаролу.
Лариса играла на концертном рояле баркаролу.

Шкипер управлял.
Шкипер управлял траулером.
Шкипер управлял рыболовецким траулером.
Говорливый шкипер управлял рыболовецким траулером.

Ворона не боится пугала.
На сыроежку забралась улитка.
Слонёнок радуется разноцветным шарам.
Рома гладит Рыжика.
Лодыри не делают уроки.
Мальчик ловит рыбу.
Парусник плывёт по замёрзшей луже.
Кенгуру играют на ксилофоне.

Дифференциация звуков Р-Л в скороговорках

Орёл на горе,
Перо на орле.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

За деревней, за посёлком,
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.

На болоте,на лугу
стоит крынка на творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Пётр Первый
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать,
просил полтинник,
Получил подзатыльник.

Наловил Валерий
Полведра форели.
Угостил форелью
Дарью и Лукерью.

Стоит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберёт.
Где ворота, а где рот.

Протокол про протокол
Протоколом запротоколировали.

Лавировали лавировали корабли,
Да не вылавировали.

Лара и Валя играют на рояле.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
Воробьи – под кровлю, а сова – на ловлю.
Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Летели три вороны – чёрны, пёстроголовы.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Морская волна сильна и вольна.
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Орёл укрыл крылом орлёнка.
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
Риту и Наталию отправили в Италию.
Как брёвна, по Нилу плывут крокодилы.

Дифференциация звуков Р-Л в стихотворениях

Федя, Филя и Федот
Охраняли огород.
И козлы благодарили
Их за это целый год.

*****
Мысль пришла к лосю не вся.
Мысль пришла к лосю частями.
Очень длинными путями
Ходят мысли до лося.
(Валерий Смульф)

*****
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

*****
За стеклянными дверями
стоит Катя с пирогами.
“Катя, миленький дружок,
Сколько стоит пирожок?” –
“Три копейки с половиной” –
Отвечает Катерина.
“Что так дорого берёшь?” –
“посмотри, товар хорош”.

*****
Лена кукле платье сшила –
Любит Лена Аллочку.
К волосам ее решила
Приколоть фиалочку.

*****
Комочек серых пёрышек.
Весёлый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится.
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
(А. Прокофьев)

Три хозяйки
Что за сёстры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает.
Ставит всё на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки.
(Е. Ильина)

*****
Белые и мелкие лепестки ромашки,
У ромашек белых жёлтенькие глазки.
Жёлтенькие глазки у ромашек белых,
Вижу на ромашках я бабочек несмелых.

Улетели, улетели.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетели, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели.
Улетели и грачи!

Маляры

Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и весёлый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: “Ура!”

На огороде
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
тут копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают,
Дружно грядки поливают.

*****
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(А.С. Пушкин)

Земляника
У пней, погляди – ка.
Растёт земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые – спелы,
Которые – белы,
Которые – сладки,
Которые – гладки.

*****
Тихо рысь на дерево взобралась
И сидит под ветками затаясь.
Чтоб в лесу улавливать каждый шаг
Кисточки антеннами на ушах.

*****
Плывёт под парусами
Эскадра кораблей.
И всеми кораблями
Командует Андрей.
Они в огромной ванне
Плывут как в океане.

Дифференциация звуков Р-Л в загадках

Вверху зелено,
Внизу красно,
А в землю вросло.
(свёкла)

Не вода, не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(болото)

Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(пила)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит.
(крапива)

Едет воз без колёс,
Колеи не оставляет.
(лодка)

чёрный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червячкам враг.
(грач)

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
(Гриб)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, фразе, связном тексте (Дифференциация звуков Л – Р)

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект индивидуального занятия по дифференциация звуков [р]-[л] в слогах и фразах по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»

СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Конспект индивидуального занятия по дифференциация звуков [р]-[л] в слогах и фразах по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»

Конспект индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков р- л в слогах и фразах (по мотивам сказки К. ЧуковскогоАйболит“)

Задачи: Развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание; закреплять навык дифференциации звуков л-р в слогах, словах, и фразах, навык чтения прямых и обратных слогов, умение определять; воспитывать чувства сострадания и сопереживания.

Оборудование: предметные картинки с изображением, голубя и вороны; дидактические игры “Цветы для коровы”, “Покорми птиц”, “Сосчитай животных”, “Слоговые вогончики“, “Кому что нравится”

Ход занятия.

1. Организационный момент

– Отгадай загадку: Всех излечит, исцелит

Добрый Доктор. (Айболит)

– Сегодня лечится к Айболиту придут особенные животные. Чем же они особенные?

– Послушай внимательно. Приходи к нему лечится.

И коРова и воЛчится

Может быть жучок – нет!

БеЛка и свеРчок – да!

Ты послушай и скажи,

Что за больные к доктору пришли

– В названии этих животных есть звук р или л. Да, сегодня к доктору Айболиту придут только те животные, в названии которых есть звук р или л. А мы будем стараться правильно произносить эти звуки в слогах и словах.

2. Основная часть

Игра “Хлопни или топни”

Давай узнаем, какие животные придут к Айболиту лечится. А буду называть животных, а ты хлопать в ладоши если услышишь в название животного звук р, а если услышишь звук л топнешь ножкой

(зебра, волк, кенгуру, страус, лось, тигр, морж, белка, носорог, лама, рысь, жираф, лошадь, баран)

– Кто бы из животных к Айболиту не пришёл он всем улыбается Упр. “Улыбка”

– Придёт слон подудит хоботком упр. “Хоботок”

– А Доктор Айболит снова улыбнётся Упр. “Улыбка

– Прискачет к Айболиту лошадка Упр. “Лошадка”

– А индюки сегодня придут? – нет –

– А как они разговаривают, когда приходят? упр. “Индюки”

– Все будут качаться на качелях упр. Качели”

И угощаться чаем. Нам нужна чашка Упр. “Чашечка”

И кушать вкусное варенье. упр. “Вкусное варенье”

А потом все будут убираться. Упр. “Маляр”

Первая к Айболиту пришла корова.

Дыхательное упражнение “Корова”

– Давай покажем, какие рога у коровы. Указательные пальцы приставим к голове(“рога”)

Делаем глубокий вдох через нос, немного задержать дыхание и на выдохе продолжительную тянуть “Му. “, стараясь чтоб звук был ровным.

Дифференциация звуков р – л в слогах

Дидактическая игра “Цветы для коровы”

– Корова жалуется что стала давать мало молока. Поможем корове, соберём для неё луговые цветы и она будет давать больше молока. Проговорим слоги на каждом лепестке

Дифференциация звуков р – л в словах. Развития фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра “Покормим птиц”

– Посмотри, кто прилетел к Айболиту?

– Ворона и голубь отвернулись друг от друга, что произошло

(перед картинками выкладываются зернышки, фасоль)

– Оказывается, голубь и ворона не могут поделить эти зёрна. Давай поможем

_ Я буду произносить слова, а ты за мной повторять. Если в слове услышишь звук Р, зёрнышко кладёшь вороне. А если звук Л, то голубю.

– Слушай внимательно мир – мил бал- бар

Мерко -мелко рад-лад

Игра “Сосчитай животных”

– Кто это пришёл к Айболиту, давай сосчитаем, сколько их

1,2,3,4,5,6. зебра, волк.

Дифференциация звуков р-л во фразах. Развитие фонематического восприятия.

Дидактическая игра “Слоговые вагончики

– Посмотри на эту картинку, а эти животные приехали к Айболиту из далека. Они заболели. Назови их.Говорить нужно так:

Рак заболел, тигр заболел.

– Давай сосчитаем количество слогов в словах и мы узнаем кто в каком вагоне приехал. Если в название животного один слог – он приехал в первом вагоне, если два слога – во втором, если три то в третьем

(рак, жираф, зебра, страус, баран, морж, рысь, тигр, носорог, кенгуру)

Массаж биологически активных зон “Пчёлка”

– Кто там жужжит, кто это. Прилетела пчёлка. Простыла, она не может собирать мёд. Сделаем массаж, чтобы не простывать,делаем и проговариваем:

Ра-ла -ра-ла — на цветке сидит пчела

(провести пальцами обеих рук ль середины лба к в вискам)

Ур-ул-ур-ул— ветерок подул

(провести по щекам сверху вниз)

Ара-ала -ара-ала— пчёлка крыльями махала

(Кулачками провести по крыльям носа)

Ира-ила ира-ила— пчёлка мёд носила

(растереть лоб ладонями, приставленными к нему казырьком)

(пощипать ушные раковины

Босиком и без рубашки

Ходим и плетём венки

(легко похлопать по щекам)

Работа над грамматическим строем речи

Дидактическая игра “Кому кто нравится”

-. Наступил обед. Животные проголодались, расскажи и покажи кто что ест. Рассказывать будем так: голодная ворона ест зерна, голодная корова ест траву

(корова, крот, ворона, кролик, морж, тигр, морковь, рыба, зерна, корни, мясо)

3. Итог занятия :

– Так доктор Айболит трудится целый день и помогает многим больным животным. Помогая Айболиту, какие звуки ты старался произносить правильно.

Доктор Айболит говорит тебе спасибо и приготовил для тебя гостинцы – витамины. Чтобы ты не болел.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Конспект индивидуального занятия Тема:Дифференциация звуков [С] – [Ш] Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш]. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах и предложениях» Групповое логопедическое занятие Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» в слогах, словах и предложениях. Цели: • Развитие речи, памяти, логического.

Интегрированное занятие по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит» в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит». Цель: Способствовать формированию основ.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» (старшая.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ФН «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: научить ребенка дифференцировать звуки Л и Ль в слогах, словах, в предложениях. Задачи: обучающие: • формировать понятие «согласные».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.

Конспект урока для 1 класса коррекционной школы «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях» Конспект урока по произношению 1 класса. Тема урока: Дифференциация звуков и букв С-Ш. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: научить различать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах и фразовой речи» «Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи» Цель: 1. Закреплить навык дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах.

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит» Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе Чтение «Айболит» К. И. Чуковского Программные задачи. 1) Продолжить знакомство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: