Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе: Автоматизация звука (Р) в словах

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Конспект

индивидуального занятия

«Автоматизация звука [Р]

в слогах и словах»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_logopedii_koroleva.docx 15.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [Р]

в слогах и словах»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

1. уточнить артикуляционного уклада звука [Р];

2. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

3. закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слога,слова;

4. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова.

5. развивать мелкую моторику рук;

6. развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: зеркало, картинный материал, игрушка собаки, раскраска «собака» .

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятие к нам в гости прибежал пес, а зовут его Рекс. Рекс очень расстроился, что все собачки уже научились рычать, а он нет. Поможем Рексу? Покажи ему как рычат собачки.

Логопед : Правильно. Давай вспомним, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук р, губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает (кладет руку на горлышко и проверяем, что идет вибрация). Давай покажем Рексу как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Чашечка»- 5 секунд.
«Маляр»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.
«Барабанщики»- 5-7 раз.
«Мотор»- 5-7 раз.

Логопед: Молодец ты все выполнила правильно, Рекс слушал тебя очень внимательно.

3. Воздушная струя.

Логопед: Пока мы делали упражнения, Рекс спрятался в траве, давай найдем его. Дыхательное упражнение «Подуй на травку». Сначала тихо, затем прибавляя силу воздушной струе.

4 . Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
Логопед : Посмотри Рекс в траве нашел конверт, давай посмотрим что в нем.

Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из палочек по образцу.
(Картинки: морковь, забор, ракета).

5. Автоматизация в слогах

Логопед : Пока мы выкладывали предметы из палочек, Рекс забыл все слова, которые знал. Давай ему поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.

Логопед: Ко…. но…. го…., вед…, пе…, мет…., топо…., кома…….

6. Дидактическая игра «Поймай звук»

Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [Р], поймай его – хлопни в ладоши».

ряд звуков: [с, ш, р , с, т, м, р , л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру , …

Ряд простых слов: рука , дом, санки, рот , кот, и т.д.

7. Автоматизация в словах.

Логопед : Рекс принес нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:

Обучающийся: Рыба, рубашка, рот, ромашка.

Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.

Обучающийся : Рыбочка, рубашечка, ротик, ромашечка.

Логопед : Умница ты все сказала правильно.

Логопед: Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р] в слогах, словах, и этому научил Рекса. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Вручается картинка собачки и предлагается дома раскрасить ее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация индивидуального занятия “Автоматизация звука “Ш” в слогах, словах”

Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:- повысить мотивацию детей к лого.

Конспект индивидуального занятия -автоматизация звука с

Конспект индивидуального занятия -автоматизация звука с.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [ш] в слогах и словах

Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизации звука «С» в слогах и словах. «Путешествие кляксы».

Автоматизация звука -С-. Индивидуальное занятие.

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука “Л” в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука “Л” в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

Индивидуальное занятие “Автоматизация звука [P’] в слогах. словах, предложениях”.

Представлено индивидуальное занятие на автоматизацию звука [P’] для учащихся младших классов. Приводятся артикуляционные упражнения, чистоговорки, а также работа над предложением.

Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.1 класс, ФФНР.

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

Виктория Балашова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

I.Тема урока: “Звук Р“. (1-2 класс)

II.Цель урока: правильное произношение звука «Р» в предложениях и тексте.

1) автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте;

2) развивать фонематическое восприятие при выделении на слух слогов и слов со звуком [Р];

3) развивать умение использовать в процессе произношения различную силу голоса;

4) совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

5) формировать навык фонемного анализа слов и слогового анализа и синтеза слов;

6) развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений, а также понимания прочитанного;

Предметные картинки: барабан, гитара, труба, арфа, рукавица, руль, русалка, роза, радуга, топор, ранец, рыба, мухомор, сыр, баранка, караван, шар, корона, таракан, марка, гармонь, картина, фартук, барсук, горка, форма, торт, корм, шорты, шнурки, огурцы, урна, куртка, рама, роза, рука, горы, борода, а также арбуз, ширма, карман, парта, трава, труба, дракон, графин-разрезанные на две части.

Карточки со слогами: РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР, АР, ОР, УР. Буквы Р.

Фотографии и надписи к ним «У Рады розовые розы», «У Рады красные розы», «Ира ест мороженое», «Ира ест пирожное», «Вера собирает помидоры», «Вера собирает огурцы», «Рая кормит кур», «Рая кормит кролика».

У Рады розовые розы. У Рады красные розы.

Ира ест мороженое. Ира ест пирожное.

Вера собирает помидоры. Вера собирает огурцы.

Рая кормит кур. Рая кормит кролика.

Индивидуальные схемы слогового анализа слов, магнитно-маркерная доска, магниты, зеркала, игрушка рак.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Жил в подводном городе рак, с рыбами дружил, ходил в гости к карасю. Но однажды ему стало грустно и скучно в родном городе и рак отправился к нам в школу.

По дороге рак проползал мимо цирка и услышал звуки музыкальных инструментов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА. Но несмотря на то, что мелодии очень понравились, рак Рок поспешил на наш урок.

3.Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: СА-ЗА-РА-ЛА-ЛЭ-СЭ-РЭ-КЭ СО-РО-ЛО-ЗО-МУ-СУ-ЛУ-РУ

4.Слова для развития фонематического восприятия: КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

5. Слоги для автоматизациии развития интенсивного компонента интонации: РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел.Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно,но он сказал: «Я разбил».Отец похвалил: «Спасибо за правду».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в класс пришёл гость. Для того, что бы узнать кто он необходимо отгадать загадку.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Логопед: Ребята, так кто же будет сегодня заниматься с нами? Правильно, рак! И зовут нашего рака Рок.

2. Подведение к теме урока.

Логопед: Жил в подводном гоРоде Рак, с Рыбами дРужил, ходил в гости к каРасю. Но однажды ему стало гРустно и скучно в Родном гоРоде и Рак отправился к нам в школу.

По доРоге Рак пРоползал мимо циРка и услышал звуки музыкальных инстРументов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА (Логопед произнося слова акцентирует звук [Р] и прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку). Но несмотря на то, что мелодии очень понРавились, Рак Рок поспешил на наш уРок.

Логопед: Кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы слышали часто? В названии каждой картинки он есть. Молодцы ребята.

Логопед сообщает тему урока: «Звук [Р]».

3. Развитие фонематического восприятия

а) дифференциация на слух звука [Р] в слогах.

Логопед: Ребята, сейчас я буду произносить разные слоги, а вы поднимайте букву Р, если услышите слог со звуком [Р].

б) дифференциация на слух звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а что вы поднимите, если услышите слово со звуком Р? Правильно, букву Р!

КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

4. Характеристика звука.

Логопед: Наш рак Рок совершенно не умеет произносить звук Р, как хорошо, что он пришёл в школу! Давайте его научим? Расскажите Року какой звук Р.

(Один из учеников дает характеристику звука: согласный, твердый, звонкий. Затем еще несколько учеников повторяют это.)

5. Артикуляционная гимнастика.

*Что бы не перегружать урок можно просто сделать артикуляционную гимнастику см. сноску в конце текста.

Логопед: Я расскажу Року сказку про язычок, а вы помогайте мне и выполняйте движения.

(Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука).

Проснулся язычок рано утром. Зевнул, широко открыв рот и отправился завтракать.

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так.

(Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта).

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали.Вот так: бл, бл, бл.

(Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы).

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так.

(Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком).

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы.

(Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть).

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так.

(Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами,многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”).

6. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Кто из вас помнит в каком положении должны находиться губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р] ?

(Проводится уточнение артикуляционного уклада звука [Р] и его произношение несколькими учениками и всем классом).

7. а) Автоматизация звука в слогах+ работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Ребята, повторите произнесенный мною ряд слогов сначала шёпотом, а затем с каждым слоговым рядом прибавляя силу голоса.

РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

б) Работа над структурой слогов со стечением согласных. + работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Я буду хлопать в ладоши то громко, то тихо. Если я хлопаю тихо, то вы проговариваете слог, напечатанный на карточке, тихо, если хлопаю громко, то проговариваете громко. Сначала, а потом все вместе.

РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР

Логопед: Дети, давайте представим, что сами мы раки.

– Как хватает рыбу рак? (Пожимают плечами)

– Да клешней своей – вот так! (Двумя пальчиками изображается движение клешни рака)

– Манит он своей клешнею:

– “Пощипаемся с тобою!” (Щипают себя за щеки, руки)

8. Автоматизация звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, у рака Рока есть любимая считалка, давайте произнесем её опираясь на картинки?

(Логопед показывает детям картинки и произносит с ними первые два три слова, затем дети самостоятельно (хором) произносят названия картинок.)

Вот со звуком [Р] считалка:

Рукавица, руль, русалка,

Роза, радуга, топор,

Ранец, рыба, мухомор,

Сыр, баранка, караван,

Шар, корона, таракан.

Логопед: Ребята, встретились ли вам не знакомые слова? (Логопед поясняет значение таких слов как рукавица, караван).

Логопед: Дети, на доске нарисованы схемы, где находится звук Р в начале, середине или конце слова. Прикрепите эти слова под соответствующими схемами.

б) Работа над структурой слов со стечением согласных.

Логопед: Ребята, а сейчас я вам покажу картинки, один из вас будет называть это слово, а остальные повторять и поднимать карточку с тем сочетанием звуков, который слышат в этом слове.

Ар: марка, гармонь, картина, фартук, барсук.

Ор: горка, форма, торт, корм, шорты.

Ур: шнурки, огурцы, урна, куртка.

в) Работа над структурой слов со стечением согласных. +слоговой синтез.

Логопед: Ребята, посмотрите, а эти карточки у меня порвались, помогите найти половинки слов.

ар-буз, шир-ма, кар-ман, пар-та

тра-ва, тру-ба, дра-кон, гра-фин

• если позволяет время, то можно поработать над грамматикой

Логопед: Дети, я укажу на слово, а вы называйте если было бы нарисовано много (арбузы, ширмы, карманы, парты, травы, трубы, драконы, графины)

9. Формирование навыка слогового анализа.

Логопед: Посмотрите, на магнитной доске картинка «рама». Один ученик у доски, остальные – за партами, составьте фишками схему слогового состава слова. (Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования слогов, их количестве, а также выделении ударного/безударного слогов.Далее осуществляется слоговой анализ слов: роза, рука, горы, радуга, гитара, борода).

10. Автоматизация звука в предложениях. Развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений. +понимание прочитанного

Логопед: Ребята, рак Рок любит фотографировать и хотел показать нам свои снимки, но перепутал их с чужими. Давайте поможем ему? (Детям раздаются фотографий и надписи к ним, дети должны прочитать предложения и верно приклеить их, затем поочередно задают вопросы раку).

1-ый: У Рады розовые розы?рак: Нет, у Рады не розовые розы!

2-ой: У Рады красные розы?рак: Да, у Рады красные розы!

2-ой: Ира ест мороженое?рак: Нет, Ира не ест мороженое!

1-ый: Ира ест пирожное?рак: Да, Ира ест пирожное!

1-ый: Вера собирает помидоры?рак: Нет, Вера не собирает помидоры!

2-ой: Вера собирает огурцы?рак: Да, Вера собирает огурцы!

2-ой: Рая кормит кур?рак: Нет, Рая не кормит кур!

1-ый: Рая кормит кролика?рак: Да, Рая кормит кролика!

11. Автоматизация звука в тексте.

Логопед: Раку Року очень понравилось у нас в гостях. В благодарность он хочет рассказать нам одну историю. (Чтение рассказа логопедом. Беседа по содержанию. Заучивание и пересказ рассказа учениками.)

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел.Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно,но он сказал: «Я разбил».Отец похвалил: «Спасибо за правду».

12. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р]. Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.

Для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил звук [Р] красиво и правильно, нужно сделать гимнастику. (Дети выполняют упражнения «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»)

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе: Автоматизация звука (Р) в словах

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [р] в предложениях”

Бережанская Татьяна Владимировна , учитель-логопед
Сахалинская область, Охинский район, город Оха

Цель закрепить звук [р] в словах, автоматизировать звук в предложениях. Задачи – закреплять произношение звука [р] в словах, автоматизация в предложениях – продолжать учить давать характеристику звуку, определять место звука в слове, составлять предложения – развивать артикуляционную моторику, внимание и логику – воспитывать усидчивость и желание говорить правильно.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект индивидуального логопедического занятия

(подготовительная к школе группа)

Тема: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Цель: – закрепить произношение звука [р] в предложениях;

– продолжать учить определять место звука в слове, составлять

– развивать артикуляционную моторику, внимание и логику;

– воспитывать усидчивость и желание говорить правильно.

Оборудование: лэпбук, мяч.

– Здравствуй! Сегодня на занятии мы отправимся в гости, а к кому ты узнаешь, отгадав загадку:

Звук такой нам очень нужен,

Чтоб собаке подражать и слова все называть.

Язычок ты подними и моторчик заведи.

– Правильно, это звук [р]! Какие слова тебе помогли догадаться, что это звук [р]? (собака рычит, мотор машины и т.д.)

– Как ты думаешь, как выглядит дом звука [р]? (он большой, в нем есть предметы с названием этого звука)

(педагог кладёт на стол лэпбук)

– Вот так выглядит домик звука [р], он похож на книгу. Чтобы этот домик открылся ты должен (а) громко и правильно произнести звук [р] (РРРРР)

2. Характеристика звука [р].

– Что ты знаешь про этот звук? (он согласный, твердый и звонкий)

– Посмотри сколько в домике звука [р] интересного: разноцветные кармашки, сказочные герои, паровозик. Сейчас с помощью вот такой подсказки (логопед кладёт перед ребенком прямоугольную полоску, на которой наклеены разноцветные квадраты) мы будем открывать кармашки этих цветов (оранжевый, фиолетовый, зелёный)

(ребенок отрывает первый кармашек оранжевого цвета)

– И здесь нам предлагают сделать артикуляционную гимнастику, для того чтобы правильно произносить звук [р] в предложениях. Так как сегодня на занятии мы будем учится правильно произносить предложения, в которых будет этот звук. (ребенок и педагог выполняют артикуляционную гимнастику)

Улыбка, Заборчик, Маляр, Лошадка, Гриб, Барабан

(ребенок убирает карточки в кармашек)

4. Определение места звука в слове.

(ребенок открывает след. кармашек фиолетового цвета)

– Тебе необходимо назвать все предметы, которые изображены и правильно произносить звук в названиях этих предметов. (роза, барабан, арбуз, забор, топор и т.д.)

– Теперь распредели эти предметы в паровозике, у каждого предмета свой вагончик. В первом вагончике едут предметы, в названиях которых звук в начале слова и т.д., в середине и в конце.

– Молодец, ты отлично справился (лась)

Игра в мяч «Кто больше знает слов со звуком [р]»

6. Автоматизация звука [р] в предложениях.

(ребёнок открывает кармашек зелёного цвета)

Игра «Четвёртый лишний»

– Определи какой из этих предметов лишний и объясни почему.

РОБОТ, ВОРОНА, КОРОВА, БАРАБАН

РЫБА, РАК, РУКИ, ТОПОР

ГОРОХ, МУХОМОР, КУКУРУЗА, МОРКОВЬ

ПОМИДОР, РАДУГА, ЗАБОР, САМОВАР

– Это еще не всё, тебе необходимо придумать предложения с теми предметами, которые оказались лишними.

– Давай вспомним что такое предложение. (предложение-это несколько слов, которые связаны друг с другом и о чём-то рассказывают)

– Правильно, теперь придумай предложения и не забывай правильно произносить звук [р].

(ребенок должен придумать предложения со словами: робот, топор, мухомор, радуга)

7. Итог занятия. Рефлексия.

– Вот и закончилось наше не большое путешествие по домику звука [р]

– Тебе понравилось? (Да)

– Что тебе запомнилось? Хотелось бы тебе еще вернуться в гости к звуку?

– Но это ещё не всё, посмотри в конце последней странички кто-то прячется за травкой (Это смайлики)

– Правильно! Укажи стрелочкой с каким настроением ты уходишь с занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе на тему: «Автоматизации звука Р в словах»

Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме, автоматизировать звук Р в словах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе на тему: «Автоматизации звука Р в словах»»

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизации звука Р в словах»

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Р в словах.

Коррекционно – развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.

Ход занятия
I. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.

Он хочет показать тебе слайды.

На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.

Показ слайдов.

Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.

Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?

Ребёнок. Овощи.

Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?

Ребёнок. Звук Р.
II. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р.
III. Артикуляция звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
IV. Характеристика звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
V. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.

Показ бумажных пчёл на ниточках.

Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
VI. Артикуляционная гимнастика.

VII. Речевая зарядка.

Логопед. Буратино любит играть на трубе.

У него их две и звучат они по – разному.

Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.

Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой.

Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.

РУ- РА –РЫ
VIII. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра « Звуковая мозаика».

Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А так же лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.

Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.

Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р, ты внимательно их слушай.

Если я произнесу слово со звуком Р, клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р , то тогда клади в следующий квадрат круг.

Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.

Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.

Затем два квадрата (логопеда и ребёнка ) сравниваются между собой.
IX. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.

Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.

Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.

Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.

Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по-порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями.

Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
X. Упражнение в образовании творительного падежа.

Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.

Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
XI. Итог занятия. Оценка деятельности.

Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?

Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Развитие зрительного восприятия образа буквы А
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: