Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука (Р)

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука [Р] у детей

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука «Р» у детей.

  1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».
  2. Выработка правильного положения языка в ротовой полости ребёнка.
  3. Закрепление полученных навыков.
  4. Постановка непосредственно звука «Р».
  5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, речи.

Ход занятия

1. Подготовительный этап постановки.

Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, устранению гипо или гипертонуса. Работать над постановкой такого сложного звука необходимо после того, как большинство звуков в речи уже поставлены.

2. Логопедический массаж.

Логопедический массаж должен выполняться квалифицированным специалистом.

Виды массажных движений зависят от степени нарушений. При повышенном тонусе мышц массаж направлен на расслабление, а при пониженном на активизацию артикуляционного аппарата.

3. Артикуляционная гимнастика.

Если у ребёнка короткая подъязычная связка (уздечка), то можно попробовать её растянуть.

Подъязычная уздечка — это перепонка, которая соединяет ткани дна ротовой полости и язык.

В норме её длина составляет 1.5 см. В 5 лет у ребёнка она может быть 8 мм. Даже если уздечка короче 8 мм, то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. В случае сильно укороченной подъязычной связки необходимо обратиться к ортодонту.

Все упражнения должны выполняться медленно и плавно.

«Маляр»

Ребёнку необходимо улыбнуться и широко открыть рот. Широким кончиком языка провести несколько раз по твёрдому нёбу от верхних резцов в сторону горла, нёбного язычка. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Инструкция: «Давай с тобою красить забор (рисуете ребёнку в тетради забор). Сделаем упражнение несколько раз и закрасим одну «заборину». Сначала посмотри, как сделаю я, а потом будем делать вместе».

Показываете ребёнку правильное выполнение упражнения и только после этого выполняете задание вместе с ним.

«Лошадка»

Попросить ребёнка улыбнуться, широко открыть рот и пощёлкать язычком. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Кончик языка широкий и расслабленный.

Инструкция: «Ты видел(а) когда-нибудь лошадку? Когда она бежит, то цокает копытцами.

Давай и мы поцокаем язычком также как она».

«Грибок»

Попросить ребёнка улыбнуться, широко открыть рот и присосать язык к твёрдому нёбу. Кончик зыка не должен подворачиваться.

Если ребёнок не понимает, где находится твёрдое нёбо и не может повторить упражнение за Вами, то следует попросить его вытянуть указательный палец вперёд, затем широко открыть рот и провести указательным пальцем ребёнка по его твёрдому нёбу. При этом следует объяснить малышу, что именно сюда должен «прилипнуть» язычок.

«Гармошка»

Положение языка такое же, как и в упражнении «Грибок», губы находятся в улыбке. Язык не отрывается от твёрдого нёба. Нижняя челюсть открывается и закрывается.

«Барабан»

Попросить ребёнка улыбнуться, слегка приоткрыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «Д-Д-Д-Д…Д». При выполнении этого упражнения следите за тем, чтобы ребёнок не закрывал рот, а язык упирался в верхние зубы. Если у малыша не получается сразу произнести звук «Д», то можно заменить его звуком «Т», а через какое-то количество повторений попросить добавить голос.

Если, при выполнении этого задания, язык остаётся в нижнем положении, то необходимо попросить ребёнка закусить обычный карандаш, при этом продолжая произносить звук «Т» или «Д». В зависимости от возможностей ученика.

Инструкция: «Ты слышал(а) как стучат в барабан? Давай постучим ручками по столу и произнесём вместе: «Д-Д-Д-Д…Д». А теперь давай посмотрим, кто быстрее произнесёт этот звук я или ты?»

«Вкусное варенье»

Широким кончиком языка стараться дотянуться до носа, а затем опустить его до верхней губы. Следить, чтобы ребенок не закусывал язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Инструкция: «Ты когда-нибудь ел(а) варенье? Какое варенье твоё любимое? (ребёнок называет или Вы ему подсказываете). Давай и мы сейчас представим, что на нашей верхней губе осталось вкусное варенье и как бы слижем его».

Читайте также:
Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

«Умоемся»

Попросить ребёнка открыть рот и облизывать сначала верхнюю, а после нижнюю губу по кругу.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Инструкция: «Давай оближем губки от какой-нибудь вкусной еды (ребёнок называет, что он любит есть). Будем облизывать губки сначала по часовой стрелке, а потом против часовой. Повторяй за мной».

«Чашечка»

Попросить ребёнка широко открыть рот. Передние и боковые края широкого языка высоко подняты, но не касаются зубов.

«Качели»

Попросить ребёнка открыть рот. Напряжённый кончик языка тянуть сначала к носу, а затем к подбородку. Следите, чтобы ребёнок не подворачивал нижнюю губу, нижняя челюсть остаётся неподвижной.

4. Постановка звука «Р».

Есть много разных способов постановки этого звука. Каждый может выбирать наиболее удобный. Я ставлю детям звук «Р» от звука «Д-Д-Д-Д…Д» (см. упражнение «Барабан»).

Кладём ребёнка к себе на колени. В положении лёжа язык занимает необходимое место в ротовой полости. Далее берём обычный фломастер, протираем его влажной салфеткой и просим ребёнка закусить боковыми зубами край фломастера и чётко, быстро произносить звук «Д-Д-Д-Д-Дддддд».

После необходимо взять ручку с гладким концом или можно работать обратным концом зубной щётки ребёнка. Подносим гладкий край зубной щётки к кончику языка и выполняем быстрые колебательные движения из стороны в сторону. Язык при этом у ребёнка поднят к альвеоллам. Если мышцы языка достаточно разработаны, то в результате такого упражнения должен получиться рокочущий звук по типу «тр-трь».

5. Автоматизация звука «Р».

Ребёнок вместе с логопедом проговаривает обратные слоги и предложения, а после закрашивает одну картинку. Те картинки, которые не были закрашены на уроке, закрашиваются ребенком дома, после проговаривания предложений.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р” для ребёнка подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

1. Коррекционно-образовательные:

– Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;

-Уточнить артикуляцию звука [Р];

-Дать развернутую характеристику звука Р;

-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

-Закрепить зрительный образ буквы [Р];

-Расширять словарный запас;

-Корректировать лексико-грамматический строй речи.

2. Коррекционно-развивающие:

-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

-Формировать правильное речевое дыхание;

– Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные:

-формирование положительной установки на участие в занятии;

-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-стимулировать речевую активность.

Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук), картинка леса, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная), картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, нужных для игры «Доскажи словечко», сюжетные картинки для игры «Исправь предложение» (бобры строят дома, сорока сидит на ветке, рысь в зоопарке, муравей на травинке).

Ход занятия.

1. Организационный момент:

– К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Кружочек». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия ‘Проделки деда Буквоеда’

3. Игра “Отгадай – ка”.

Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.

(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).

Строят дом без топора (бобры).

-Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед (сорока).

-Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (рысь).

-Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи).

– Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).

– Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).

4. Сообщение темы занятия.

– Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).

– Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

5. Развитие навыков фонематического анализа.

-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).

6. Физкультминутка.

Вставай на ноги, будем играть.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”.

Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).

-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).

7. Звуковой анализ и синтез.

– Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).

-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).

8. Игра “Доскажи словечко”.

-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.

– Не нужны им топоры

Строят домики. (бобры).

-И кому не скажешь «брысь»?

Это хищная… (рысь).

Кто построил. (муравей).

-Вон летит она высоко.

Что за птица там. (сорока).

9. Игра “исправь предложение”.

Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.

1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).

2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).

3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).

4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).

10. Подведение итогов занятия.

О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!

Читайте также:
Как построить новый дом - конспект

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]»

Раисат Гаджиева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]»

Тема: звук “Р”.

Цель занятия: постановка звука “Р”.

– развитие артикуляционной моторики;

– развитие фонематического восприятия;

– развитие зрительно пространственных представлений;

– развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;

– развитие мелкой моторики.

Ход занятия:

– Здравствуй, садись перед зеркалом. Слушай сказку и повторяй движения Веселого Язычка.

Сказка «О Веселом Язычке».

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Стрелочка».)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело.

Но пора за дело.

(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение «Заборчик».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

2. Уточнение артикуляции.

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.

3. Постановка звука “р”.

Используем прием постановки от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

4.Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:

5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Стол, вертолет, ракета, лодка, корабль, перо, забор, молоток, рубка, скорлупа.

6. «Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, (Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Читайте также:
Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а

потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)

Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

7. Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит:

8. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец. Сегодня ты хорошо занималась. И за старательность я подарю тебе подарочек.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» Тема: Автоматизация звука Л в словах. Цели: – уточнить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях» Задачи: 1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях. 2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами. 3. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’] в словах» Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах. Задачи: Коррекционная: – выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Р]» Коррекционные цели: Образовательная: продолжать учить различать на слух и с опорой на зрительный образ гласные и согласные звуки, обосновывать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Конспект открытого индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [р] Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Читайте также:
Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука (Р)

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Читайте также:
Упражнения для речевого дыхания

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • Уточнить артикуляцию звука [Р];
  • Дать развернутую характеристику звука Р;
  • Развивать фонематическую базу;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
  • Закрепить зрительный образ буквы [Р];
  • Расширять словарный запас;
  • Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
  • Формировать правильное речевое дыхание;
  • Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Стимулировать речевую активность

Оборудование:

  • Зеркало;
  • Доска;
  • Зонд для развития правильной воздушной струи
  • мягкая игрушка “пес – Барбос”;
  • Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
  • Картинка с большой буквой Р;
  • предметные картинки со звуком Р;
  • картинка для игры “доскажи словечко”
  • Схема слова

1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок? (пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка” Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало? ”

Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

7. Звуковой анализ и синтез.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Зимние забавы и развлечения детей

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

8. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его. (жираф).

Удивленно смотрит Люда

На горбатого… (верблюда)

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув … (рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет … (нора).

На крылечке у ворот

Замяукал рыжий… (кот).

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р], 6-7 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] для ребёнка 6-7 лет.

• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз

• Учить правильно произносить звук [р] с механической по

• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков, слогов, слов .

• Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных;

• Развивать внимание, память, графомоторные навыки.

Оборудование :

игрушка Робот, ватные палочки; предметные картинки с изображением автобуса, рюкзака, школьных принадлежностей; карандаши, тетрадь в клеточку, азбука – закладка.

План занятия:

2. Дыхательная гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

5.Игра на развитие фонематического восприятия «Хлопни, топни, подними руку»

6. Характеристика звука. Игра «Повторюшки»;

7. Образование форм имён существительных во множественном числе в родительном падеже. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».

8. Развитие графомоторных навыков. Графический диктант. «Кораблик».

1. Организационный момент .

Логопед : Здравствуй Марк.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл грустный робот Рома. Посмотри, какой он грустный. Наш робот грустит потому, что ему скоро идти в школу, а он не умеет рычать. Давай попробуем его сегодня вместе научить рычать. Ты ведь тоже учишься рычать? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен?

Ребёнок отвечает: Да.

Сначала мы покажем ему, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый рычащий звук.

2. Упражнения для выработки напора воздуха.

Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

3. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давай покажем нашему роботу Роме, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным.

Упражнения для подвижности кончика языка :

Красить комнаты пора-

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

– Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

– Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Несколько секунд – молчок!

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем :

4 Постановка звука.

А теперь давай покажем нашему новому другу, что нужно делать губками и зубками, чтобы зарычать. Итак, наши губки открыты, зубки тоже открыты, кончик язычка поднят за верхние зубки, а язычок похож сейчас на чашечку. Давай покажем рукой чашечку. Показываем. А теперь мы попробуем поиграть в весёлого дятла, побарабаним вместе с тобой и роботом. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия «Деревья, Словообразование»

Произнеси быстро длинный ряд : «д-д-д-д» .

В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.

У нас получается. Но для того, чтобы добраться до школы, нашему роботу нужно сесть в автобус. Вот беда, у нашего автобуса не заводится мотор. Давай поможем его завести ( постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука Р .

5. Развитие фонематического слуха .

Ну что ж, наш автобус готов ехать в школу, а чтобы нам не скучно было в пути, давай поиграем вместе с ним в одну интересную игру. Она называется «Хлопни, топни, подними руку». Сейчас я буду произносить звуки, а когда ты услышишь звук Р, хлопни в ладоши. Логопед произносит изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р.

А сейчас нужно топнуть, когда услышишь звук Р в слогах РА ЛО ПА КО РУ ОР ОС МЫ ВЫ РА РУ РО КО АР.

А теперь нужно поднять руку, когда ты услышишь в словах звук Р (ЛАК, РАК, СОМ, КОМ, ДОМ, КОМАР, РУКА, ЯБЛОКО, ЗАБОР, ИГРА, ЗАЯЦ, КОРА.

Молодцы, у вас очень хорошо получается. Нам нужно проверить, хорошо ли работает наш автобус. Давай ещё раз заведём наш мотор. Воспроизводим рычание с помощью палочки и самостоятельно.

6. Характеристика звука Р. Игра «Повторюшки».

Логопед: Посмотри Марк, нам встретилась вот такая азбука на пути. Я, думаю, она пригодится нашему роботу в школе. Давай мы сейчас покажем ему, как выглядит наш сегодняшний друг – звук Р. Отыскиваем на алфавитной ленточке букву Р, характеризуем её.(звук согласный, звонкий, парный по твёрдости/мягкости)

Молодцы. Давайте вместе поиграем с этим звуком в игру «Повторюшка». Повторяем вместе :

Ра-ра-ра: в школу мне пора.
,Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

7. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».

Ну а теперь давай поможем роботу собрать необходимые принадлежности. Игра «Что лишнее». Предметные картинки. Нужно выбрать и положить в портфель, только школьные принадлежности.

Ребёнок отбирает школьные принадлежности, укладывает их в рюкзак, называет во множественном числе, родительном падеже, затем откладывает лишние картинки.

8. Графомоторные навыки.

Итак, портфель мы собрали, автобус готов, осталось подарить нашему роботу подарок и отправиться в путь. Давай мы нарисуем для нашего робота картину. А чтобы он догадался, какой его ждёт подарок, я сейчас загадаю загадку, а вы вместе подскажете мне отгадку.

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном корабле

Правильно, мы подарим нашему роботу сегодня кораблик. Давай его сейчас нарисуем. Графический диктант. Рисуем по клеточкам.

1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз,7 клеточек вправо,1 клеточка вверх,1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх,4 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево,1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево,6 клеточек вниз, 4 клеточки влево.

9.Итог занятия.

Мне кажется, наш робот начал улыбаться, а это значит, что мы его научили рычать. Ну что ж наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудился, и благодарный робот дарит тебе наклейку.

Конспект индивидуального занятия Постановка звука р

индивидуального логопедического занятия,

проведенного учителем-логопедом Кирсановой Н.С.

МБОУ «СШ № 16» г. Смоленска

1.Тема занятия: Постановка звука [Р].

2. Цель занятия: учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.

Читайте также:
Карта индивидуальной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР

Образовательные:

– формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];

– формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.

Коррекционные:

– развитие артикуляционной моторики;

– тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;

– учить выделять звук [Р] среди других звуков;

– учить определять место звука в слове;

– формировать сильную, длительную воздушную струю;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

– вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;

– повышать самооценку ребенка.

4. Оборудование: зеркало, зонд, индивидуальный зондозаменитель, вата, картинки-символы, профиль звука, тетрадь для индивидуальных занятий, карточки со слоговыми цепочками.

5. Речевой материал: слоги, слова со звуком [Р] , предметные картинки.

6. План занятия:

1) Организационный момент

2) Сообщение темы и цели занятия

3) Развитие фонематических представлений

4) Развитие фонематического анализа

5) Развитие фонематического слуха

6) Артикуляционная гимнастика

7) Анализ артикуляции звука. Характеристика звука

8) Постановка звука [Р] механическим способом

9) Пальчиковая гимнастика

10) Закрепление звука [Р] со стечением согласных

11) Итог занятия

13) Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент.

– Здравствуй, Паша! Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

2.Сообщение темы и цели занятия

Паша, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Выполним несколько заданий.

3. Развитие фонематических представлений

– Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

4. Развитие фонематического анализа.

Игра «Светофор»

– Определи место звука [Р] в слове и положи фишку на соответствующий цвет. Если звук [Р] услышишь в начале слова, то положи фишку на зеленый цвет, если в середине – на желтый и если в конце слова – то на красный цвет.

– Ракета, комар, рыба, марка, тигр, рука, кран, рога, зефир, горка, гром, ручка.

– Молодец, Паша! С заданием справилась.

5. Развитие фонематического слуха.

– Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р].

– а; и; у; р; с; и; а; р; м; н; дь; г; р; ж; вь; т.

– Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах.

– грузовик, тигр, автобус, вертолет, ракета, такси, зебра, лиса, забор, рысь, волк.

– Все выполнила верно.

6. Артикуляционная гимнастика.

Паша, чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

– Инструкция: Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения.

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка « погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).

– «Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

«Барабанщики»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Т-Т-Т-Т-Т-Т» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др…

– Дыхательная гимнастика

– «Подуть на снежинки»

– «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох

– «Бабочки». Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

7. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

– Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

– Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

– Какое положение принимают губы?

– Зубы разомкнуты, не соприкасаются.

– Как работает кончик языка?

– Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует.

– Где проходит воздушная струя?

– Воздушная струя идет по середине языка.

– Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту?

– Значит, какой это звук?

– Глухой или звонкий?

– Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?

– Я чувствую дрожание, значит звук – звонкий.

– Какой этот звук еще может быть?

– Твердый или мягкий.

8. Постановка звука [Р]механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

Послушай, как взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо -д-д-д-д.
– Произнеси быстро длинный ряд ДДДД.

– А теперь с акцентом Ддддд, Ддддд

(В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).

9. Пальчиковая гимнастика

Мы делили апельсин!

(Кулачок- «апельсин» перед собой.)

(Левая рука растопырена — это «мы».)

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,

(Отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура!

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Руки прячем за спину.)

10 .Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

– Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

11.Итог занятия

– Чему мы сегодня учились на занятии?

– Сегодня мы учились произносить звук [Р].

-Что происходит с губами, зубами, языком?

– Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят.

-Дай характеристику этому звуку.

– Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким.

12. Рефлексия.

– Паша, ты сегодня была очень внимательной, хорошо работала, у тебя получались все упражнения. Ты выполнила все задания! Молодец!

– За хорошую работу на занятии – ты получаешь звездочку. (Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания).

– Спасибо тебе за занятие. Занятие окончено.

13. Домашнее задание.

– Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски (зондозаменителя).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: