Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

1. Пояснительная записка:

1.1. Общие сведения о ребенке:

Фамилия, имя: А.
Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.
Дата поступления в группу: сентябрь 2015
Срок реализации программы: 1 год

Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

(составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

– Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

– По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

– Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

– узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

– машет рукой на прощание (11 мес.)

– Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

Характеристика ребенка по итогам обследования:

Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.
Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

(отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

  • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
  • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
  • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
  • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
  • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.

Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.
Формы проведения организованной образовательной деятельности:

  1. Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
  2. Индивидуальные занятия
  3. Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов

Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

– социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).
– физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)
– познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)
– развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

2.1. Направление I. Социальное развитие

Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

Читайте также:
Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по теме Одежда и Обувь

Основное содержание работы:

  1. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
  2. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
  3. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
  4. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
  5. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
  6. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.
8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)
9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)
10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

2.2. Направление 2. Физическое развитие

Основное содержание работы:

  1. Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  2. Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  3. Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  4. Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)

2.3. Направление 3. Познавательное развитие

Основное содержание работы

1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);
2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»
3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.
4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)
6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.
7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;
9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

2.4. Направление 4. Речевое развитие

Основное содержание работы:

1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).
2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»
3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •
4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;
5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

Основное содержание работы

1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)
2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)
3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

3. Работа с родителями

(Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

  • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.
Читайте также:
Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

  • Ежедневные консультации родителями.

Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

  • Совместные индивидуальные игры-занятия.

4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

(по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

5. Программно – методическое обеспечение:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.
3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.
4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.
5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.
6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.
8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.
9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения для ребенка с синдромом Дауна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрено Утверждаю на педагогическом Совете Директор МБОУ ДО ДДТ протокол № 1

___________ О.В. Гончарова от «31» августа2020г. от «31» августа 2020г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для обучающейся Ивановой Марии

Третьякова Надежда Анатольевна

Паспорт индивидуальной коррекционно- развивающей программы

Наименование ОП

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Сведения об авторе

Ф.И.О. Третьякова Надежда Анатольевна

Место работы: МБОУ ДОД ДДТ пер. Пионерский, д. 23

Адрес: ул. Ленина д.14 ст. Тацинская, Тацинского района, Ростовской области

Телефон: 8-928-135-70-78

Должность:педагог дополнительного образования

Участие в конкурсах авторских образовательных программ.

Направленность ОП

Возраст обучающегося

Срок реализации ОП

Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об

образовании в РФ»

Конвенция ООН «О правах ребенка»

(принята резолюцией 44/25 Генераль- ной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);

«Федеральная программа развития образования 2011-2015 г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г. №61;

к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 1844).

Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015).

Год разработки и редактирование ОП

Сведения о ребенке

Учебно-тематический план реализации индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Мониторинг, диагностические материалы, механизмы отслеживания выполнения обучающимся программы.

1.Сведения о ребенке

ФИО, год рождения ребёнка

Иванова Мария С ергеевна

ст. Тацинская, ул. Станичная 38, тел: 89286106826

Мама: Иванова Ирина Михайловна

Папа: Иванов Сергей Николаевич

Общие сведения о ребенке

Девочка воспитывается в полной семье, имеет младшую сестру. Посещает Тацинскую ООШ № 345, 5 класс и детское объединение по интересам ДДТ по декоративно-прикладному творчеству.

Читайте также:
Пиктограммы для детей с ОНР

На контакт со сверстниками и взрослыми идет охотно. Эмоционально сохранна. Обладает хорошей зрительной памятью, с интересом выполняет все задания, очень старательная. Является ребенком инвалидом.

Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные и производные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: ориентируется во времени суток, определяет и называет время года.
Пространственные представления: выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (впереди, сзади).

Умеет списывать печатный текст прописными буквами. Счет до 100. Умеет писать цифры до 100, но допускает ошибки.

Читает по слогам, но плохо понимает прочитанное. Может пересказывать тексты, после рассказа взрослого.

Рисует по замыслу. Самостоятельно выполняет поделки.

Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; проблемы со зрением; проблемы с развитием речи; трудности с умением обобщать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.). Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, нарушение понимания лексической стороны речи, (поиск слов заменяет наглядным показом).

11. Пояснительная записка

Направленность индивидуальной коррекционно-развивающей программы – социально-педагогическая.

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития обучающегося с синдромом Дауна.

Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с синдромом Дауна.

Содействие развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие восприятия слухового, зрительного, тактильного.

Развитие памяти, внимания, восприятия, коммуникативных способностей.

Развитие зрительной, слуховой памяти и увеличение объема внимания и памяти.

Отслеживание динамики развития обучающегося.

Специфика реализации:

Программу должен вести педагог-психолог. Необходимо создать атмосферу доверия, в которой обучающийся сможет свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.

Важное условие реализации программы – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями.

Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки, ковровое покрытие.

Длительность занятия: 45 минут.

Режим проведения: 1 занятие в неделю.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:

К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение ребенка, дающие возможность проявить индивидуальность.

Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.

К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.

Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.

Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.

Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:

1. повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. активизации коммуникаций в семье.

Ожидаемый результат программы:

– оптимальная ориентация родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна;

– адекватное восприятие учебного материала ребенком;

– развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.

Учебный план

Название раздела и темы

Всего Теория Практика

Знакомство. Начальная диагностика.

Развитие словарного запаса и общей осведомленности

Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Инструктор по физической культуре: . _________

Содержание

I.Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

II.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)

2.2.1. Программа логопедической работы

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога

2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы

2.4. Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребёнка с ОВЗ

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)

2.6. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ

2.7. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

III.Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Описание кадровых условий реализации Программы

3.3. Расписание занятий, примерный режим дня

3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ЗПМРР, синдромом Дауна.

Александр посещает группу МБ ДОУ с октября 2015 года. Адаптационный период прошел тяжело. Детский сад посещает редко. Кушает хорошо самостоятельно, хорошо засыпает, спит крепко до окончания сон часа. В контакт с детьми и взрослыми вступает легко. Дети дружелюбно относятся к Саше, он с удовольствием играет с ними.

Согласно заключению ПМПК от 27.08.2015г. имеет диагноз плоско-вальгусные стопы, синдром Дауна, ЗПМРР. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы и требований адаптированной основной образовательной программы ДОО. Рекомендованы занятия с логопедом, дефектологом. В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы:

Физически развит соответственно возрасту. Координация движений нарушена. Затрудняется во всех видах движений. Не выполняет указания взрослого. Понимание обращенной речи – ограничено.

Читайте также:
Фронтальное итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе (Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи)

Мелкая моторика не развита.

Не умеет держать карандаш, рисовать простые предметы. Инициативу на занятиях не проявляет. Понимание обращенной речи – ограничено.

У мальчика синдром Дауна, частичная атрофия зрительного нерва. Контакт затруднен. Психомоторное и речевое развитие с задержкой, понимание обращенной речи ограничено, на обращение – улыбается, речевые инструкции выполняет избирательно. Речевое общение со сверстниками и взрослыми не вступает. Наблюдается недоразвитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления).Страдает артикуляционная моторика. Эмоционально – волевая сфера не развита. Внимание удерживает в течение непродолжительного времени. Приемлема только индивидуальная форма работы.

Самообслуживание развито частично. Самостоятельно принимает пищу, одевается с помощью взрослого. На просьбы взрослого не реагирует. Знает место размещения игрушек, книг. Проявляет избирательность в общении со взрослыми (предпочитает хорошо знакомых). Хорошо идет на контакт с детьми. В игре любит уединяться.

Представления об окружающем мире не сформированы. Динамика отсутствует.

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы.

Задачи:

  1. Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки.
  2. Расширять активный словарь ребёнка.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать социальные навыки и умения ребёнка
  5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия;
  6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПМРР, синдромом Дауна.
  7. Формировать обобщенные представления об окружающей действительности; развивать познавательную активность, всех видов детской деятельности, характерных для возрастного периода.

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

  • Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
  • Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
  • Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Выработать правильный артикуляционный уклад; выработать правильное речевое дыхание; фонетически правильно оформлять произносить поставленные звуки в активной речи; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);и т. д.);

Учить сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

Учить различать круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия;

Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);

Учить искать разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ЗПМРР, синдромом Даунав соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

Познание

Автор: Герасименко Татьяна Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 55 комбинированного вида”
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в образовательной области “Физическое развитие”
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна)

в образовательной области «Физическое развитие»

«Наши дети — это не следствие

генетического дефекта, мутации или

ошибки. Моя дочь — человек

и подарок от Бога».

/Слова матери, родившей ребёнка с синдромом Дауна/

Синдром Дуана — не приговор, не обуза, не крест — вот что хотят сказать нам

Читайте также:
Особенности развития и формирования словаря у детей с нарушениями речи

родители этих необычных деток.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был

разработан в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации» и на основе Конституции Российской Федерации с учетом

Конвенции ООН о правах ребенка.

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка,

связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые

условия получения им образования, в том числе индивидуальные потребности детей с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Для коррекционной

работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами должны создаваться условия в

соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся в полной мере реализовать

доступ к образованию для детей с особыми потребностями. И я хочу поделиться

опытом работы с детьми с синдромом Дауна.

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает

появление ряда характерных признаков и особенностей развития. На общий ход

двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения,

обусловленные наличием этого генетического состояния.

Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном

Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.

По статистике, один ребёнок из 700-800 новорожденных появляется на свет с

синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических

зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья,

возраста, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи и

национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при

этом имеют нормальный набор хромосом. В настоящее время вылечить синдром Дауна

Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, суставы

слишком подвижны из-за чрезмерно эластичных связок, поэтому возможны такие

ортопедические проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, вывихи или

подвывихи бедер, неустойчивость коленной чашечки, сколиоз, плоскостопие. У них

чаше, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или

пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также

снижение слуха, зрения и нарушения функции щитовидной железы. Раньше

существовало мнение, что наличие синдрома Дауна обязательно сопряжено с

серьёзной умственной отсталостью, но в наши дни хорошо известно, что это не так. И

для того, чтобы ребёнок с синдромом Дауна успешно рос и развивался, с ним с самого

раннего возраста необходимо проводить определённый комплекс мероприятий,

направленных на поддержку общего состояния здоровья и стимуляцию развития.

Двигательное развитие малышей с синдромом идет несколько медленнее и с

более долгими сроками возникновения тех или иных навыков, им труднее осваивать

координационные движения тела. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы

ребёнок приобретал двигательный опыт. К тому же при синдроме Дауна особенности

строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным

волокнам, поэтому детям требуется дольше времени на переработку информации и

отклик. Это следует иметь в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать

необходимые паузы, давая время на переработку информации. Процесс обучения

должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги. Для усвоения

того или иного навыка необходимо большее количество повторений.

Несмотря на всё вышеперечисленное, дети с синдромом Дауна вполне способны

ходить в детский сад, а затем в школу, хоть темпы их двигательного развития

Огромную роль в стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна играют

родители, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие

усвоению новых навыков и их отработке.

Начиная работу с ребёнком инвалидом, узкие специалисты нашего ДОУ в числе

дефектолога, психолога, логопеда, инструктора физкультуры и музыкального

руководителя разработали «Адаптированную образовательную программу

дошкольного образования для детей с синдромом Дауна».

В условиях инклюзивного образования, учитывая особые потребности ребенка с

синдромом Дауна и индивидуальную программу реабилитации ребёнка инвалида, был

так же составлен Индивидуальный коррекционно – развивающий (образовательный)

маршрут, для реализации которого поставлены следующие задачи:

Формировать знания и представления об окружающей действительности;

Развивать познавательную активность;

Развивать эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки;

Развивать психические функции;

Развивать слуховое восприятие;

Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

Развивать необходимые двигательные умения и навыки.

Чтобы успешно решить проблему социализации ребёнка с особыми потребностями

каждый специалист подготовил Индивидуальный план сопровождения ребенка с

Подходя к решению задач по развитию двигательных умений и навыков у

ребёнка с синдромом Дауна для того чтобы с уверенностью говорить о том, что он

усвоил определённый навык в образовательной области «Физическое развитие»,

необходимо выполнение следующих условий:

Ребёнок должен совершать соответствующие действия самостоятельно, без

какой бы то ни было помощи;

Ребёнка можно побуждать и мотивировать, но помогать нельзя;

Ребёнок должен демонстрировать владение этим навыком не случайно, а

Ребёнок должен продемонстрировать владение этим навыком повторно.

Основные навыки крупной моторики, которыми способен овладеть ребёнок

с синдромом Дауна:

Ползает на животе любым способом (S=1,5 м);

Передвигается на четвереньках не менее 3 м;

Перемещается на ступнях и ладонях (по-медвежьи, высокие четвереньки)

Самостоятельно встаёт из положения сидя на полу;

Самостоятельно встаёт из положения стоя на четвереньках;

Переходит из положения стоя в положение сидя на полу, сгибая ноги в

Ходит, держась за обе руки взрослого, гимнастическую палку;

Ходит самостоятельно, толкая перед собой фитбол;

Ходит с поддержкой за одну руку;

Ходит самостоятельно не менее 4,5 м;

Бегает с поддержкой за руку;

Бегает без поддержки в любом направлении;

Двигается в сторону приставным шагом, держась за руки взрослого, делая

подряд не менее 8 шагов;

Двигается в сторону приставным шагом, сохраняя равновесие правым

левым боком, делая подряд не менее 8 шагов;

Переходит из положения стоя на высоких четвереньках в положение стоя;

Проходит быстрым шагом расстояние 30 м менее чем за 25 сек.;

Пробегает расстояние 30 м менее чем за 15 сек.;

Читайте также:
Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Ходит по скамейке с поддержкой за руку, затем без;

Ходит по широкой доске без поддержки за руку;

Ходит по узкой доске без поддержки за руку;

Прыгает без поддержки за руку на месте, отрывая ступни от пола;

Огромное значение при обучении двигательным умениям и навыкам играет

речевое сопровождение упражнений и основных видов движений.

Индивидуальный план сопровождения ребенка инструктором по физической

– формировать умение сохранять устойчивое положение тела;

– формировать умение ходить, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять

движение по словесной команде и под музыку;

– учить ползать, лазать, действовать с мячом (брать, бросать, катать,

– учить прыжкам на двух ногах;

– учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия

некоторых персонажей (попрыгать, как зайчик; поклевать зернышки и водичку, как

– развивать координацию движений рук и ног;

– развивать координацию движений частей тела; (рук и ног, рук, ног, рук и головы и

– закреплять умение выполнять серию движений под музыку;

– закреплять пространственные представления и ориентировки;

– развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений,

пространственных отношений и характеристик объектов и т.п.);

– повысить общий тонус организма, улучшить функцию органов дыхания и

– способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШИ

«____»_______________2016 г «____»____________2016 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

На 2016 – 2017 учебный год

Ответственная за реализацию

программы: Панкратова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сведения о ребенке………………………………………………3
  2. Психолого-педагогическая характеристика……………………4
  3. Пояснительная записка…………………………………………..5
  4. Индивидуальный учебный план ………………………………..6
  5. Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов…………………………………. …..9

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…. …. 10

Индивидуальный учебно-тематический план

1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Дата рождения 10.12.2007

Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5

Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми

Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.

2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».

Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.

Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.

Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.

Внимание непроизвольное, неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.

На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.

Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.

Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) – адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалифи­кации работников образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).

Целью программы является включение ребенка с ТУО ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

У ********* не развита речь, имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:

– развитие сенсорных и моторных функций

– развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин

4. Индивидуальный учебный план

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Читайте также:
Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

Читайте также:
Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ на дому для обучающейся 1 класса

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.)
  • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (36 ч.)
  • Методики и технологии электронного и дистанционного обучения в условиях стандартизации современного образования (72 ч.)

государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнечирская школа – интернат»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

на дому для обучающейся 1 класса

8 занятий в неделю (272 занятия в год)

Индивидуальная программа для ребёнка с ДЦП

и тяжёлой умственной отсталостью

для обучающейся в 1 классе.

Пояснительная записка.

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами:

а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств;

в) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены.

2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функции является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия ( спереди, сзади, между, вверху, внизу ) усваиваются с трудом. Дети не могут определить пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения ( под, над, около). Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятие величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы – круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей - план-конспект занятия

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек, строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений). У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

3. Выраженность астенических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленное восприятия, снижение объема механической памяти.

Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность от части связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения (25%), слуха (20-25%), мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.

Таким образом, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи данной программы.

Цель программы:

коррекция и развитие ВПФ (эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи), развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук обучающегося.

Задачи программы:

– определить индивидуальные особенности психического развития ребёнка;

– развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, ощущения;

– формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

– коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов;

– совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

– Снижение эмоционального и мышечного напряжения, исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

– формирование точности и целенаправленности движений и действий, обучение навыкам произвольного поведения;

– формирование положительного эмоционального настроя на индивидуальных занятиях, способствующего освоению детьми образовательного пространства.

Формы работы:

– дидактические игры и упражнения;

– работа с бумагой;

– физические упражнения, пальчиковая гимнастика.

Принципы реализации программы:

Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики развития ребёнка проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении программы являются диагностическим показателем продвижения развития ребенка.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями слуха. На занятиях педагог ориентируется на индивидуальные способности и особенности ребенка.

Принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач. Занятия коррегируют нарушения в психическом развитии ребенка с нарушениями слуха и помогают в профилактике в сфере развития личности ребёнка с нарушением слуха.

Принцип комплексности методов педагогического воздействия. На занятии в комплексе используются методы коррекционного воздействия, влияя таким образом на все сферы личности (познавательную, личностную, социальную) ребенка с ДЦП.

Принцип системности. Занятия проводятся два раза в неделю.

Читайте также:
Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи

Содержание программы.

Программа включает в себя несколько этапов:

Диагностический этап–проведение работы поуточнениюзапроса (взаимодействие со всеми участниками дети, родители, педагоги); углубленное исследование познавательных процессовс использованием диагностических методов.

Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы.

Коррекционный этап – работа, направленная на коррекцию и развитие ВПФ.

Аналитический этап – проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы; анализ проведенной работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу.

Диагностический этап.

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделяют три основных направления диагностической работы.

Первичная диагностика – предваряет коррекционную работу.

Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы. В качестве диагностики являются сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики.

Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».

Первичная диагностика.

Задачи, решаемые на этом этапе:

– подбор диагностических методик для обследования;

– проведение диагностического обследования.

Работа педагога включает:

– первичное интервью с родителем;

– изучение личного и медицинского дела ребенка;

– наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).

Таким образом, педагог планирует дальнейшую диагностическую работу.

Подготовительный этап.

Информация, полученная педагогом в ходе диагностического этапа, поможет при подготовке на этом этапе в решении нескольких задач.

Проведение предварительной работы по организации коррекционно- развивающих занятий. Как уже указывалось ранее, в период адаптации была проведена работа, в задачи которой входила:

– сбор первичной информации о ребенке;

– отслеживание периода адаптации;

– знакомство с ребенком, установление с ним доброжелательных отношений. Сюда входит предварительное изучение всей информации о ребенке.

Подготовка коррекционной программы. С учетом индивидуальных особенностей ребенка можно заменить либо удалить некоторые упражнения (усложнить или упростить), расширив важные для ребенка разделы.

Подготовка материалов для проведения занятий. Для качественной реализации программы, работа этого этапа включает несколько компонентов.

Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал, средства для рисования (ватные палочки, краска пальчиковая, акварель, кисточки, карандаш простой и цветные) и т.д.

Подготовка помещения и согласование времени занятий. Необходимо согласовать с администрацией и родителями время проведения занятий.

Коррекционный этап.

Проведение непосредственно коррекционной работы по программе. Структура программы:

Предположительная частота проведения – 2 раза в неделю по 4 занятия. Продолжительность занятий 25 – 30 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Программа рассчитана на 1 год работы с ребенком.

Программа делится на 4 основных направления. Каждое направление включает последовательные уровни сложности, каждое из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии ребёнка. Данные направления в программе выделены условно, потому что каждое упражнение или игра может иметь несколько целей. Так, задания по развитию мелкой моторики корригируют и развивают мышление и внимание.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда:

– функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

– игрушки и пособия для развития мелкой и крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

– оборудование для занятий изобразительной деятельностью, конструирования (пластилин, изобразительные материалы, мозаика, строительный материал и др.);

– разнообразный арсенал для развития предметно –игровой деятельности (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности, машинки, самолётики и т.д.).

Основные направления:

Коррекция и развитие ВПФ

Физическое развитие и физическое воспитание.

Формирование предметно-игровой деятельности.

Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Первое направление (68 часов)

Коррекция и развитие ВПФ – это одно из основных направлений, включающих в себя познавательное развитие, развитие речи и развитие эмоционально-волевой сферы.

Познавательное развитие представлено играми и упражнениями по развитию ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонацию голосом, «большой – маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?”», доставать предметы и снова прятать; разлаживать предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; разлаживать большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.

Учить сосредоточивать внимание на конкретных тактильных раздражителях (щекотание, пошлепывание); контрастных тактильных раздражителях (горячий — холодный, мягкий — твердый).

Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цвета у цветовых фонарей). Содействовать зрительному сосредоточению на предмете при его перемещении в поле зрения ребенка, встряхивании погремушки, прикладывании ее к губам и т. п.; распределению внимания между взрослым и предметом при передаче предмета от взрослого к ребенку; распределению внимания между предметами; поиску внезапно спрятавшегося на глазах у ребенка взрослого, частично или полностью спрятанного предмета (заглядывать, сдергивать платочек).

Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенной, наглядно-образной и элементами логического мышления. Цель таких игр: научить анализировать предметы и явления окружающего мира. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: