Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная программа развития ребенка с РАС

Содержимое разработки

Индивидуальная программа развития ребенка с РАС

Программа развития ребенка,

Поведение ребенка

Критерий усвоения

Дата начала работы

Навык освоен (дни недели)

Инструктор дает инструкцию «Посмотри на меня»

Ребенок должен посмотреть на инструктора

Можно использовать игрушку на уровне глаз для формирования навыка

При инструкции «Посмотри на меня» ребенок без игрушек смотрит на инструктора, удерживая взгляд 1-2 секунды в 8-10 случаях.

Установить глазной контакт с ребенком

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Невербальная имитация

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Инструктор демонстрирует действие и дает инструкцию:

На начальном этапе родитель сзади помогает выполнить действие вслед за инструктором.

Ребенок зеркально повторяет действия инструктора.

Инструктор: поднимает руки вверх,

хлопает в ладоши, стучит по столу, топает ногами, разводит руки в стороны.

Всегда начинать с более простых действий крупной моторики (руки вверх). Самое главное – это имитация, если ребенок выполняет самостоятельно без помощи взрослого.

Манипуляция с предметами

(воспитатели, дефектолог, логопед)

Инструктор бросает кубик в корзину и дает инструкцию:

«Сделай так». Ребенок должен повторить действие.

Ребенок повторяет за инструктором: бросает кубик в корзину.

Примеры действий с предметами:

Ложка: помешать а стакане, положить в кружку, постучать по столу. Кубик: положить на другой кубик, постучать по столу, бросить в корзину. Мяч: покатать, бросить в корзину. Машинка: покатать, положить на стул, разыграть аварию.

Каждый предмет использовать разными способами, чтобы убедиться, что это имитация, а не механическое действие, добиваться самостоятельных игровых действий.

Имитация с использованием игрушек

(дефектолог, логопед, воспитатели)

Инструктор строит из трех блоков лего башню, перед ребенком три таких же блока.

Ребенок строит такую же башню из своих блоков (если ребенок не понимает, помогаем и постепенно уходим от подсказки)

Ребенок строит башню, и Вы включаетесь в процесс игры. Блоки увеличиваются по мере прогресса ребенка.

Ребенок демонстрирует 8 из 10 правильных реакций.

Крупная моторика

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Используя моделирование, физическую подсказку, отрабатывать простейшие действия крупной моторики.

Ребенок встает по команде инструктора: «Встань». Если не понимает, повторяем инструкцию и физически помогаем встать.

Движения для отработки: «Встань»,

«Сядь», «Подпрыгни», «Повернись», «Стой на одной ноге», «Брось мяч», «Беги».

Ребенок демонстрирует навык самостоятельно без подсказки 8 из 10.

Сопоставление

(дефектолог, логопед, воспитатели)

Инструктор выкладывает три картинки. Например: (Яблоко, банан, груша) и просит: «Положи грушу на грушу» и предоставляет ребенку по одной картинке из перечисленных предметов.

Ребенок должен положить грушу на грушу, яблоко на яблоко, банан на банан.

Использование картинок из знакомого репертуара ребенка и обязательно такой же комплект второй.

Ребенок сопоставляет картинку к картинке 8 из 10.

Развитие графомоторных навыков

Воспитатели: изо деятельность)

Инструктор использует доску, с которой легко стирать фломастер. Держит фломастер и проводит линию, просит ребенка: «Сделай так».

Ребенок проводит точно такую же линию вслед за нарисованной инструктором, повторяя ее в точности (в начале использовать физическую подсказку «рука в руке»)

Инструктор дает разные образцы линий, стирая, когда ребенок повторил.

Ребенок точно копирует 8 из 10 образцов.

Игра, как замещающее поведение при аутостимуляции

Обучение в неформальной обстановке, выбрать целевой навык для игры.

Ребенок должен использовать имитации с предметами и включать в предложенную игру.

Игра в ладошки, стройка разных домов и башен с разрушением в конце, куклы (обнять, погладить, уложить спать, покормить), лего, пение и танцы под музыку, игры в мяч.

Ребенок включается в процесс игры 8 из 10 раз.

Улучшение понимания речи

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Инструктор просит выполнить действие, и убирать постепенно демонстрационные подсказки.

Положив перед ребенком два предмета или две карточки, напри-мер: яблоко и мяч, инструктор говорит: «мяч» и направляет руку ребенка к мячу, ребенок указы-вает на мяч.

Ребенок должен различать множество предметов из жизни: еда, игрушки, средства гигиены, одежда, обувь). Сразу не берется большое количество предметов. Сначала отбирается напри-мер 10 предметов.

Ребенок без подсказки указывает на правильный предмет, сразу 8 из 10.

Улучшение понимания речи,

(а именно звуков: а, о, у)

Инструктор показывает картинки и просит произнести соответствующий звук. (Например: укачиваем куклу: а-,а-,а-; пароход гудит: у-,у-,у-)

Ребенок глядя на предмет или картину, произносит соответствующий звук самостоятельно.

Использование картинок из знакомого репертуара ребенка: Пароход гудит: у-, куклу укачиваем: а-, зуб болит: о-……

Ребенок без подсказки указывает на правильный предмет, произносит соответствующий звук.

Различие названий

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Перед ребенком выложены стимулы, например печенье, шоколадные шарики или звездочки, кукла.

Ребенок показывает на предмет, который хочет, после вопроса инструктора: «Что ты хочешь». Ребенку дают, то на что он показал.

Используются любые мотивационные стимулы (любая еда или игрушки).

Правильная реакция ребенка: 8 из 10.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука Л в словах и предложениях

Развитие вокализаций

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Каждый раз, когда инструктор удерживает очень желаемый предмет, он называет его: «ПЕЧЕНЬЕ». Ребенок должен произнести: «ПЕ».

Ребенок произносит: «ПЕ» и тут же получает печенье, как вознаграждение. Инструктор засчитывает такую реакцию ребенка, как за произнесенное слово «ПЕЧЕНЬЕ».

Теперь родители вознаграждают за звуки ребенка, удерживая любимый желаемый предмет и ожидая реакции в виде слога или звука. Ребенок хочет воды «ПИТЬ», произносит: «ПИ», и тут же даем воду.

Постоянное подкрепление произносимых звуков, то есть постоянное предоставление желаемого за вербальную просьбу.

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Краткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):

  1. I период сентябрь-октябрь-ноябрь
  2. IIпериод декабрь-январь-февраль
  3. III период март-апрель-май

Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.

Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.

По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.

Читайте также:
НОД по ознакомлению с окружающим на тему 'Во саду ли, в огороде'

Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.

I Этап

-сидение за столом

-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)

-подражание артикуляционным движениям

-мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)

-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла

-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)

II Этап

-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам

-подражание артикуляционным движениям

-рифмовки с движениями, хороводные игры

-Дай! (предмет, фото, картинка)

-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)

-предметы и фотографии этих предметов

-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)

-порядковый счет до 5

-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)

-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)

-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок

-игры с песком и водой

-занятия с фитболом

-прохождение спортивных дорожек

-чиркание по бумаге, обводка по трафарету

-умение пользоваться ножницами

-разных вариантов одного предмета

-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых

-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

-«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям)

-«чтение» визуальных расписаний

-инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа»

-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)

-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?

-оречевление собственных действий

-порядковый счет до 5

  • с помощью предметов
  • с помощью фотографий

-обозначение количества до 5

-соотнесение количества и числа

-складывание разрезных картинок,

-собирание матрешек и пирамидок

-компьютерные игры для детей младшего возраста

-настольные игры: лото, домино

-продолжение последовательности с повторяющимися элементами

Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра

Содержимое публикации

Коррекционно-развивающая программа

психологического сопровождения

ребенка с расстройством аутистического спектра,

воспитанника средней группы МБДОУ детский сад № 8 «Мозаика»

2019-2020 учебный год.

Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи ребенку с РАС являются:

 воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении,

 формировать коммуникативные умения и навыки;

 формировать сенсорное развитие;

 развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

 развивать и корректировать детско-родительские отношения;

 повышать двигательную активность ребенка;

 стимулировать звуковую и речевую активности.

Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста (4 года) с нарушениями аутистического спектра.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 5 до 10 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

 налаживание эмоционального контакта с ребенком;

 регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

 смена видов деятельности в процессе одного занятия;

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год

Социально-коммуникативное развитие – реализует педагог-психолог.

 формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

 формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

 формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).  формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.

 формировать навык преодоления аффективных состояний.

 развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

 развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

 развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,

 развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).

 корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Основные этапы психологической коррекции:

Первый блок (диагностико-консультативный)

Определение индивидуальных особенности ребенка.

Определение содержания и организации коррекционной работы.

Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.

Наблюдение за ребенком в процессе не директивной игры.

от 2 до 5 занятий

Беседа с родителями.

Получение дополнительной информации о ребенке.

Читайте также:
Интегрированное занятие Путешествие в Подземное царство

Консультации с другими специалистами.

Получение дополнительной информации о ребенке.

Второй блок (ориентировочный)

Установление эмоционального контакта психолога с ребенком.

Психотехнические игры:

Игра «Реагирование на свое имя»

Формирование эмоционального контакта с психологом.

от 4 до 6 занятий

Третий блок (основной коррекционный)

1. Формирование способности к подражанию через разнообразные манипулятивные игры с предметами в процессе взаимодействия.

3. Формирование интереса к совместным играм

Психотехнические игры:

Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

от 4 до 6 занятий

Игра «Наш малыш»

Вызывать желание подражать мелким движениям рук.

Игра «Подражание стуку»

Вызывать желание слушать и понимать речевую инструкцию, подражать действиям взрослых.

Игра «Брать маленькие предметы»

Обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

Игра «Собери пирамидку»

Игра «Башенка»

Игра «Дорожки»

Обучение ребенка различению формы, цвета, величины.

от 3 до 5 занятий

Упражнение “Найти игрушку, спрятанную под платком”

развитие визуального внимания памяти, удерживание представления о предмете в течение короткого периода.

Четвертый блок (закрепляющий)

1. Активизация речевых проявлений (разнообразие вокализации)

2. Выработка целенаправленного поведения.

Психотехнические игры:

Игра «Ам» (с прищепками)

Побуждение его к более разнообразным вокализациям.

от 5 до 7 занятий

Игра «Колокольчик»

Развитие слухового сосредоточения.

Имитация звука машины

Примерное тематическое планирование занятий

Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активн о сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог прод олжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на ко нтакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка.

Упражнение: “Реагировать на свое имя”

Цель: научить ребенка смотреть на того человека, который зовет

Содержание: подойти близко к ребенку и пару минут повторять его имя. Всегда хвалить его, если повернет к вам голову. Если ребенок начинает реагировать, постепенно увеличивать расстояние между ним и собой, когда называете его имя

Игра в “ку-ку”.

Цель :совершенствование способности взаимодействия и

Содержание: сядьте напротив ребенка, чтобы ваши коленки касались его

коленей. Поднимайте перед собой платок так, чтобы

ребенок не мог вас видеть. Потом позовите ребенка, уберите платок и скажите: “ку-ку”! Повторите этот процесс много раз.

Упражнение: “Пирамида из колец

Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета.

Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды.

Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо И опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать

Упражнение ” Подражание стуку” (имитация)

Цель: подражание при использовании различных предметов.

Действиям взрослого как условие социального опыта.

Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две ложки. Одну ложку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения.

Упражнение “Найти игрушку, спрятанную под платком”

Цель: развитие визуального внимания памяти, удерживание представления о предмете в течение короткого периода.

Содержание: Показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком. Ребенок должен отыскать игрушку

Упражнение: “Поднять упавший предмет”

Цель: формирование учения понимать и выполнять простую

инструкцию, развитие контроля и произвольности.

Психолог разбрасывает на ковре игрушки

Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку

Упражнение: “Брать маленькие предметы”

Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности.

Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы)

и по одной собирать в чашку

Упражнение: “Имитация звуков”

Цель: развитие навыков взаимодействия.

Содержание: Ребенок спонтанно произносит звуки, копируйте его

Непосредственно и следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Если ребенок скопирует звук, повторите его еще пар

у раз, чтобы завязался контакт

Упражнение: “Складывание башни”

Цель: Развитие восприятия цвета и формы предмета. Формирование

Содержание: Взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга

Упражнение: ” Наш малыш” (психогимнастика)

Цель Развитие мелкой моторики.

Содержание: согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их.

Этот пальчик –дедушка

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик –папочка

Этот пальчик –мамочка

Этот пальчик –наш малыш

Упражнение:” Пирамида из колец”

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков

Упражнение: “Подражать шуму предметов”.

Цель: Развитие слухового восприятия, развитие умения понимать и выполнять простую инструкцию, подражать взрослым.

Взять 1 предмет (колокольчик) и продемонстрировать ребенку шум,

который ассоциируется с этим предметом. Затем дать

предмет ребенку и коснуться его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму и с другими предметами.

Упражнение: “Реагировать на свое имя”

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков

Упражнение: “Отвинтить крышку”

Цель: Развивать координацию обеих рук. Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции.

Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребенку конфету и поместите

Читайте также:
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе

ее в банку. Протяните ребенку банку и дайте понять, что он должен отвинтить

крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите руку ребенка в правильное положение и помогите ему от винтить крышку и взять конфету

Упражнение: “Наименование животных”

Цель: Развитие понимания речи взрослого, обозначение животных

(3 игрушки –собака, кошка, корова.)

Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных

животных. Называйте каждое из них несколько раз, давая их, попросите: ” Дай мне собачку?”. Если ребенок даст вам не ту игрушку, исправьте его и попросите еще раз, до тех пор, пока не будет результата

Упражнение «Построим дорогу для машинок»

Цель: Понимание большая, маленькая, закрепление цвета (желтый, красный).

Содержание: показать ребенку 2 машинки: машинка желтого цвета (маленькая), машинка красного цвета (большая). Давай построим для машинок дорогу: для желтой машинки – желтую, а для красной – красную.

Упражнение «Дай такую же игрушку»

Цель: понимание речи взрослого, концентрации внимания на предмете, закрепление навыков взаимодействия

Содержание: взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку и просит дать ему точно-такую же.

Программа психокоррекционныз занятий с обучающимся РАС вар.8.2., 1 класс

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Программа психокоррекционно-развивающих занятий

для обучающегося с расстройством аутистического спектра (вар. 8.2)

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося:

Контакт с ребенком неустойчивый, повышенная чувствительность к тактильным, звуковым раздражителя, недостаточное потребности в контактах с окружающими.

Поведение в ситуации обследования: поведение полевое, определяется непосредственными побуждениями , вербальному контакту мало доступен, в виду нарушения процессов регуляции речевой деятельности; инструкцию взрослого не понимает даже после многократного повторения, интерес к заданиям не стойкий и быстро проходящий,аутостимуляцией (в виде потряхивания руками перед глазами)

Отношение к обследованию: не адекватное, преобладает хаотичное поведение; с повышенной психомоторной расторможенностью.

Темп работы и работоспособность: темп работы неравномерный, переключаемость затруднена, наблюдается зациклиность на одном действии, стереотипия.

Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка) на имя иногда взглядом реагирует, названия с картинками не соотносит, не сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

Особенности латерализации: левосторонняя, правополушарная

Характеристика моторики: отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации (захват карандаша не правильный, рисование на уровне 2-х летнего ребенка).

Особенности памяти: уровень развития произвольной зрительной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, объем слухоречевой памяти недостаточный, воспроизведение затруднено;

Особенности восприятия: основные цвета знает и не всегда соотносит, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно (подбирает форму и величину путем проб и ошибок). Уровень пространственного восприятия низкий.

Особенности внимания: отмечается неустойчивость внимания, обнаруживается повышенная отвлекаемость, общий уровень произвольного внимания снижен по сравнению с возрастной нормой.

Особенности мышления: навыки обобщения и классификации не сформированы. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности низкий. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости в наглядной и вербальной ситуации.

Особенности речевого развития: разговорной речью не владеет, изъясняется жестами и звуковыми комплексами, иногда повторяет слова но не соотносит их по смысловому содержанию.

Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально лабилен; неустойчивые эмоциональные реакции, на одобрение и похвалу не реагирует, проявляет аутоагрессию на отказ(бьет себя, собеседника, раскидывает игрушки, тетради, книги,)

Особенности мотивационно-волевой сферы: саморегуляция и контроль низкие из-за низкой концентрации внимания, организующая помощь взрослого мало эффективна, выраженная привязанность к постоянству(стереотипным играм), слабый познавательный интерес

Характер межличностных отношений: избирательно, не ориентирован на собеседника, с другими детьми не играет, держится обособленно, отстраненно;. комфортно себя чувствует когда один

Заключение: уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, Трудности обучения связаны с незрелость эмоционально-волевой сферы, уровень развития психических процессов ниже показателей возрастной нормы: низкая концентрация внимания, незрелость тонкой моторики и несформированность саморегуляции и контроля поведения (аутоподобное поведение).

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

для обучающихся с РАС (вар. 8.2)

Основные этапы психологической коррекции:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.

Первый этап

– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

Второй этап

– усиление психологической активности обучающегося, стимулирование к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение обучающегося , понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Читайте также:
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

На третьем этапе

– важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для коррекции психоэмоциональных нарушений и познавательного развития обучающегося , расширение его социального опыта и формирования коммуникативных навыков.

– расширять сенсорные представления и формировать восприятие окружающего пространства.

– развивать когнитивные процессы, мелкую и общую моторику;

– формировать у обучающегося, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

– осуществлять коррекцию поведенческих нарушений, аффективных состояний;

-способствовать обогащению и развитию эмоционально-волевой сферы;

– обогащать их социальный опыт посредством выстраивания межличностных отношений с окружающими;

Направленность программы: коррекционно-развивающая.

Направления коррекционной работы:

– коррекция дезадаптивного поведения;

– формирование стереотипа учебного поведения;

– формирование коммуникативных навыков;

– формирование навыков социального взаимодействия;

– развитие социально-бытовой ориентировки;

– формирование представлений о себе и своем социальном окружении;

Также важными направлениями коррекционной работы являются следующие:

– развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);

– коррекция нарушений устной и письменной речи;

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые занятия,

― игры, упражнения, этюды,

― беседы с учащимся,

― организация продуктивной деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

Программа содержит три этапа:

1.Этап психодиагностики (на начало)

2.Этап практический (проведение коррекционных занятий).

– Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений.

3.Этап психодиагностики (конец года)

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.

Для реализации программ используются:

– оборудованная сенсорная комната (на базе —————-);

– учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными

потребностями (межполушарные доски);

Место курса в учебном плане:

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 занятия в неделю, 34 учебных недели.)

Специалист, реализующий данную программу – педагог-психолог ГБОУ «РЦО»

Длительность индивидуальных занятий составляет – 25-30 минут, групповых 35-40 мин.

План занятия:

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы ребенок мог настроиться на совместную деятельность (использование ритуалов приветствия и прощания).

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости особенностей обучающегося).

3.Заключительная часть. Рефлексия.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА КУРС 1 КЛАССА

Рабочая программа на ребенка с РАС с ЗПР

Приложение к адаптированной образовательной программе для воспитанника средней группы с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР

Срок реализации программы: один год.

I. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи программы.

1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

II. Содержательный раздел:

Содержание Индивидуальной учебной программы (ИУП): 2.1. Примерная структура индивидуального занятия.

2.2. Примерное перспективное тематическое планирование.

III. Организационный раздел:

3.1. Методы и средства реализации программы.

3.2. Материально-техническое оснащение.

3.3. Список литературы.

1. Целевой раздел:

1.1 Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка.

Рабочая программа воспитателей с воспитанником средней группы Каминским Артемом разработана на основе, следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа №1391;
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с задержкой психического развития) ГБОУ Школа № 1391 ДОП № 1;
  • Устав ГБОУ Школа №1391.

Рабочая программа разработана на период – один год.

При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития воспитанника средней группы ДОП № 1 для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР, (далее – ЗПР с РАС). Рабочая программа воспитателей (далее – РПВ) для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР (далее – ЗПР с РАС) нацелена на создание условий для всестороннего развития ребенка с особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

1.2 Цели и задачи программы

Повышение познавательной активности, посредством различных видов деятельности, формирование навыков речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

– формирование познавательных процессов и речевой деятельности, посредством знакомства с окружающим миром;

– развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление;

Срок реализации рабочей программы определен для Каминского Артема протоколом ППк ГБОУ Школа № 1391 № 113 от 14.08.2018.

Количество индивидуальных занятий воспитателей определены протоколом ППк 2 раза в неделю не более 20 минут. Содержание занятий предполагает интеграцию образовательных областей: познавательное развитие (окружающий мир); познавательное развитие (ФЭМП), речевое развитие ; художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация); социально-коммуникативное развитие; физическое развитие (мелкая моторика рук), игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевая игра).

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом определенных психолого-педагогических принципов:

1. Принцип целостности. Содержание воспитательно-образовательного процесса направлено на создание у воспитанника целостного представления о мире.

2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей. Содержание программного материала, методы, приемы и формы взаимодействия соответствуют возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям.

3. Принцип систематичности предполагает изложение материала дается в определенной последовательности, и были взаимосвязанными.

4. Принцип наглядности. Данный принцип основан на особенностях развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, схем, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

5. Принцип интеграции.

Воспитательно-образовательный процесс строится посредством интеграции речевой, социально-коммуникативной, физической, познавательной и продуктивной деятельности дошкольника.

Целевые ориентиры воспитанника с ЗПР с РАС.

В результате индивидуального педагогического воздействия должны быть:

– обеспечены равные возможности для полноценного развития воспитанника;

– раскрыты потенциальные возможности воспитанника через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирования уровня готовности к школе;

– реализована преемственность содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР с РАС;

– обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательного развития (окружающий мир, ФЭМП), речевого развития, художественно-эстетического развития, социально-коммуникативного развития, физического развития (развитие мелкой моторики), игровой деятельности (физкультминутка, дидактические игры, упражнения).

1.4 Планируемые результаты освоения программы:

К концу периода реализации программы воспитанник должен освоить:

– определять части суток (утро-день-вечер);

– уметь составлять простое предложение, состоящее из двух слов (сущ.(местоимение) +глагол);

– уметь составлять описание предмета по признакам (форма и цвет);

– уметь различать и воспроизводить в речи некоторые свойства и качества предметов (большой – маленький, круг, квадрат);

– уметь складывать разрезную картинку из четырех частей;

– уметь различать и называть количество предметов (один-много);

– уметь называть и различать круг, квадрат

– уметь ориентироваться в окружении, формировать понятия вверх, вниз.

– уметь положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

– уметь раскатывать цилиндр (прямыми движениями вперед, назад) и шар ( круговыми движениями);

– уметь закрашивать силуэт посредством трафарета;

– уметь наносить клей по всей поверхности детали предмета;

– уметь выполнять упражнения по самомассажу ладоней с использованием массажного мячика по показу взрослого;

– уметь выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

– уметь выполнять простейшие поручения и просьбы;

Содержание Индивидуальной учебной программы (ИУП):

2.1. Примерная структура индивидуального занятия

Первая часть занятия: Познавательное или речевое развитие

В этой части занятия предполагается формирование кругозора воспитанника об окружающем мире посредством дидактических игр и упражнений. Активизация психических процессов восприятия, внимания, памяти. Активизация речевой деятельности. Формирование фонематического слуха

Вторая часть занятия: В этой части занятия предполагается снятия эмоционального и мышечного напряжения, посредством подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток и динамических пауз.

Третья часть занятия: Продуктивная деятельность.

В этой части занятия предполагается развитие способностей воспитанника в продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), развитие мелкой моторики посредством дидактических игр, упражнений.

1. Дидактическая игра (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное)

2. Физкультминутка (физическое развитие, речевое);

3. Дидактическая игра (продуктивная деятельность: художественно-эстетическое развитие, сенсорное развитие)

3.1 Методы и формы взаимодействия с воспитанником:

– Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у воспитанника наиболее полного и конкретного представления об окружающем мире, активизирующий развитие его сенсорных способностей;

Словесный метод, обращенный к сознанию воспитанника, помогающий осмысливанию поставленной перед ним задачи и в связи с этим сознательному осмыслению материала, играющий большую роль в усвоении знаний об окружающем мире, самостоятельном их применении в различных ситуациях;

Практический метод, связанный с практической деятельностью воспитанника, обеспечивающий расширению кругозора ребенка посредством выполнения упражнений, заданий. Все это содействует лучшему освоению знаний, умений и навыков, развитию речи;

– Игровой метод, эмоционально – эффективный в работе с воспитанником, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно действенного мышления. В процессе игровых действий у воспитанника формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

Читайте также:
Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

На индивидуальных занятиях используются следующие формы работы:

– рассказ взрослого и ребенка;

3.2 Материально-техническое оснащение

№ п/п Наименование Назначение Особенности Дополнение педагогами
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Доска маркерная. Демонстрация наглядного материала.
Рисование схем, знаков и др.
Расположение на уровне глаз воспитанника.
2. Доска магнитная. Демонстрация наглядного материала.
Игры с магнитными фигурами.
Расположение на уровне глаз воспитанника.
3. Доска с покрытием для рисования и письма мелом. Рисование и запись знаков и образов. Расположение на уровне глаз воспитанника.
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ
1. Предметные – по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию. Размер: разный (от А-1 до А-8). Яркое и чёткое изображение.
Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям воспитанника.
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью.
2. Сюжетные – по познавательному развитию (окружающий мир), социально-коммуникативному развитию. Размер: разный (от А-1 до А-8). Яркое и чёткое изображение.
Соответствие возрасту воспитанника.
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью.
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ
1. Наборы игрушек по данным темам. – игрушки разных видов; игры-шнуровки Из разных материалов.
Реалистичные.
Соответствие возрасту воспитанника.
2. Предметы по основным темам – картинки и муляжи по темам Соответствие возрасту воспитанника.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Раздаточный материал Выкладывание предметов Разные по цвету и форме. Карточки-схемы для образца.
2. Тактильные предметы. Сравнение на ощупь, обведение по контуру. Разные по материалу изготовления, цвету, форме, определенного размера
3. Шнуровки и наборы верёвочек. Игры на шнурование.
Выкладывание геометрических фигур – круг и квадрат.
Разные по цвету и фактуре. Карточки-схемы для образца.
4. Прищепки. Изготовление предметных изображений. Разные по цвету и размеру. Карточки-схемы для образца.
5. Контейнер с песком. Игры на нахождение и называние предметов. Наполнение: цветные крышки, объемные геометрические формы
6. Дидактические и развивающие игры. – Развитие мелкой моторики Мозаики, настольно-дидактические игры, трафареты В том числе и сделанные руками педагогов.
7. Приложение к играм. Методические рекомендации проведения игр. В том числе и сделанные руками педагогов.

3.3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию

1. Учебно-методическое пособие «Развитие речи и общения детей во второй младшей группе детского сада» – В.В. Гербова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;

2. Учебн-методическое пособие «Математика в детском саду» Вторая младшая группа, сост. В.П. Новикова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2010 г.

3. Учебно-методическое пособие «Ознакомление с природой в детском саду» Вторая младшая группа – О.А. Соломенникова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;

4. Учебно-методическое пособие «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Вторая младшая группа – О.В. Дыбина, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;

5. Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» Вторая младшая группа – Т.С.Комарова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;

Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС)

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Жирятинского района Брянской области

ПРИНЯТО
Педагогический совет
МБУ «ЦППМСП»

приказом МБУ «ЦППМСП»

от 31. 01.2020 № 5

Рабочая программа

индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС)

Составитель: М. С. Здоровцова учитель – логопед МБУ «ЦППМСП»

Жирятино
2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы:

Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка – дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является – общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно – развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы :

Нормативно – правовые основания:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Читайте также:
Квалификационная характеристика учителя-дефектолога, учителя-логопеда

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи” (авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина)

Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (авт.Н.В.Нищева)

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. (Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.)

Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. (Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.)

Теоретической основой Программы стали:

• концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский);

• учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);

• концепция о соотношении мышления и речи (Л. С.Выготский, А.А.Леонтьев, А. Р.Лурия, Ж.Пиаже и др.);

• концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М.Солнцев);

• концепция о соотношении элементарных и высших психическихфункций в процессе развития ребенка (Л. С.Выготский, А. Р.Лурия);

• современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, .М.Мастюкова, Е. Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркинаи др.).

Практическая направленность программы:

Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы :

Главной целью данной программы является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Задачи программы:

Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

Стимулировать звуковую и речевую активность;

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация данной программы предназначена для детей с РАС и другими нарушениями коммуникативной функции речи с 4 до 7 лет.

Сроки и этапы реализации программы :

Программа рассчитана на 66 учебных часов. Продолжительность одного занятия до 30 мин. Режим занятий: 2 раза в неделю.

Требования к результату усвоения программы.

– Развивать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

– Способствовать проявлению речевой активности, взаимодействию с окружающими, желанию общаться с помощью слова;

– Научить понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

– Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

– Научить различать лексические значения слов и грамматических форм слова;

– Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
– Научить использовать для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух – трех слов, которые могут добавляться жестами;
– Научить произносить простые по артикуляции звуки.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие диагностические методики:

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской (2004)

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 164 с.+ Прил.(268 с.: ил.)

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». СПб, «Детство-Пресс», 2014 г.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации

Программа апробируется специалистами МБУ «ЦППМСП» впервые с 2019г с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет имеющими РАС.

Методы и приёмы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

С каждым годом в России число детей-аутистов растет. Статистика распространения болезни заставляет бить тревогу. За последние 10 лет количество таких детей выросло в 10 раз. К сожалению, тенденция к росту сохраняется. Порой родители не знают, к кому обратиться, как правильно воспитывать ребенка-аутиста и что его ждет в будущем.

Ключевым признаком раннего детского аутизма является отсутствие у детей интереса к другим людям.

В младенчестве такие дети не тянутся к родителям, когда те подходят, и проявляют недовольство, если их берут на руки. Часто они не способны узнавать других людей или общаться с ними, однако многие тепло контактируют с животными. Нередко дети, страдающие аутизмом, сильно привязываются к определенным предметам: пластмассовым крышкам, резинкам или пуговицам. Они могут коллекционировать их и постоянно играть с ними.

Заболевание проявляется уже в первые годы жизни. В 70 – 80% случаев для него также характерно снижение интеллекта, страхи перед изменением обстановки, немотивированные приступы ярости и самоповреждения, многократное повторение фраз, сказанных другими, а также ходьба на цыпочках и стереотипные, повторяющиеся движения. При мягкой форме раннего детского аутизма – синдроме Аспергера – снижения интеллекта нет. Нарушение поведения у таких детей заметно в школьном возрасте. У них мало друзей, ограниченный круг интересов, неуклюжесть.

Читайте также:
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Каждый ребёнок с РАС вырабатывает свои способы взаимодействия с миром и защиты от мира.

Важно, как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Большое значение имеет рано поставленный диагноз и семейная психотерапия. Под руководством психотерапевта родители учат ребенка новым видам поведения, социальным навыкам и навыкам самообслуживания. Чаще всего используются приемы моделирования поведения. Взрослый демонстрирует образец желательного поведения, помогая больному учиться повторять его. А для закрепления использует вознаграждение.

Подход к ребёнку с РАС должен быть максимально индивидуален, иначе возможности проводить коррекционную работу не будет. Нужно стараться строго соблюдать режим дня и ритм жизни ребёнка. Создавать обстановку, в которой ребенку захочется общаться. Необходимо принять и понять ребёнка таким, какой он есть, и относиться к нему бережно.

При работе с ребёнком с РАС необходимо соблюдать следующие правила:

  • Никогда не тащить ребёнка за руки, куда бы то ни было;
  • Если возникает необходимость перейти в другое помещение, а ребёнок отказывается это сделать, нужно приподнять ребёнка со спины, возможно, он опустит ноги и пойдёт самостоятельно за другими детьми, если это произойдёт, то необходимо очень сильно похвалить ребёнка. В случае отказа, взрослый, находясь сзади, ведёт ребёнка со спины (физическая подсказка).
  • Создавать благоприятную окружающую среду и контролировать её;
  • Необходимо учиться предупреждать плохое поведение ребенка;
  • Продумывать предлагаемые задания так, чтобы ребёнок мог с ними справляться, особенно на первых порах;
  • Если возникают трудности при выполнении задания необходимо своевременно оказывать помощь (давать подсказки), стараться делать это незаметно, чтобы не спровоцировать нежелательное поведение и не лишить ребёнка уверенности в своих силах;
  • Чётко давать инструкции, не стоит часто обращаться к ребёнку по имени;
  • При обучении способам взаимодействия использовать те виды деятельности, которые представляют интерес для ребёнка, особенно на начальных этапах работы;
  • Всегда хвалить за выполненное задание;
  • Заканчивать любое занятие положительным результатом – пусть последнее задание будет простым (педагог знает, что ребёнок с ним справится), использовать поощрение.
  • Ребёнок должен уходить с занятия в хорошем настроении, в конце занятия можно: организовать игры с мыльными пузырями или воздушным шариком, подарить наклейку.

Для аутизма характерны тяжелое недоразвитие или поломка самой структуры базальной аффективной организации. Поэтому особенностью коррекции является задача на формировании и по возможности завершении этой структуры, развитие отсутствующих уровней регуляции и отлаживание отношений между ними.

Психологическая коррекция строится поэтапно:

1.Установление эмоционального контакта;

2.Стимуляция активности, направленной на взаимодействие;

4. Купирование агрессии, самоагрессии, негативизма и других отрицательных форм поведения;

5.Формирование целенаправленного поведения.

Для решения задач каждого этапа могут быть использованы разные методы и их подбор индивидуален в каждом конкретном случае. Коррекционная работа строится с учётом на уровень (группу) аутистических расстройств.

Преимуществом данного подхода является то, что обучение направлено на осмысленное, а не на механическое понимание окружающего мира и то, что коррекционная работа опирается на собственные сохранные механизмы и резервы аффективной сферы ребёнка, на его спонтанную активность во взаимодействии с окружающим миром и другим человеком.

Коррекция аутизма при данном подходе понимается как комплексная медико-психолого-педагогическая проблема.

Методы коррекционной работы с детьми с РАС

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Что это такое? Давайте разберемся в данной статье.

В чем суть методики? Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия — что это такое?

Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Что дает модификация поведения?

АВА-терапия для аутистов — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.

Преимущества данной методики

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект занятия

TEACCH программа. Данная программа начала разрабатываться Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х годов.

Цель: добиться возможности жить “независимо и самостоятельно”, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

Данный подход не может быть выбран для детей раннего возраста; специально разработан для работы с людьми с расстройствами аутистического спектра, подходит, как для детей, так и для взрослых.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost.

PECS – это система коммуникации путём обмена изображениями.

Она предполагает невербальную символическую коммуникацию.

Система общения при помощи обмена карточками PECS была разработана в 1985 году для работы с детьми-дошкольниками с расстройствами аутистического спектра и другими социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи.

Такие дети или не разговаривают вообще, либо разговаривают только для «самостимуляции». Для некоторых детей характерна высокая степень эхолалии.

В основе методики обучения PECS лежат исследования и практика в области прикладного поведенческого анализа – АВА. Конкретные стратегии обучения, стратегии подкрепления, стратегии исправления ошибок и стратегии обобщения имеют большое значение при обучении каждому навыку.

Первое, чему учится человек по системе PECS – подойти к партнеру и дать ему изображение желаемого предмета в обмен на этот предмет. Таким образом, ученик инициирует акт общения для получения конкретного результата в социальном контексте. Дети, использующие PECS, сначала учатся общаться с помощью отдельных карточек, но позже овладевают навыками комбинирования карточек и создают различные грамматические структуры и смысловые связи, выполняя множество коммуникативных функций.

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы, отвечать на вопрос “что ты хочешь?” и реагировать на другие простые вопросы.

Холдинг-терапия

В зарубежной психологической практике при работе с аутичными детьми особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов показали следующее:

  1. Холдинг-терапия может быть использована как способ восстановления ранних форм привязанности ребенка к близким, и прежде всего к матери.
  2. Данный метод формирует новые способы эмоционального взаимодействия между ребенком и родителями.
  3. Основная задача холдинг-терапии заключается в преодолении защитного аутистического барьера, негативных аффектов, страхов, агрессии путем насильственного удерживания ребенка на руках.
  4. Холдинг-терапия стимулирует дальнейшее развитие и психическую активность ребенка.
  5. Метод дает возможность родителям наладить взаимодействие с ребенком, поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать ребенка, защищая его от житейских невзгод.

Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: