ИКТ в работе логопеда
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обеспечение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.
При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
1. Готовый продукт.
- компьютерные логопедические тренажёры;
- компьютерные тесты;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
- составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
- веб-страницы и веб-сайты;
- подборки компьютерных тестов;
- цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:
Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
- Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
- Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Особенности программы:
- Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
- Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
- Несколько уровней сложности в каждом задании.
- Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
- Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.
«Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:
- Понятие буквы как графического символа звука,
- Понятие слова как упорядоченного множества букв,
- Смыслообразующая роль буквы в слове,
- Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
- Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.
В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.
Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:
- Быстрый поиск
- Половинки слов
- Поврежденный текст
- Скорость и понимание
Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:
- Развития фонематического слуха,
- Постановки звуков,
- Развития связной речи,
- Обучения чтению,
- Обучения счету,
- Общей дошкольной подготовки,
- Развития грамотности.
А также профессиональные дополнения:
- Материалы для подготовки занятий,
- Конструктор картинок,
- Рабочий стол специалиста.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.
ИКТ в работе логопеда
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.
Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.
В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.
Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.
Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
- Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
- Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
В чем преимущества использования ИКТ?
Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.
Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.
Какие требования есть при использовании ИКТ
Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.
Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:
- Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
- Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
- Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.
Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.
Основные направления деятельности при использовании ИКТ
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.
Работа с детьми предполагает:
- Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.), использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.
- Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
- Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.
Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.
Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.
В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:
- сохранение необходимой информации;
- построение графиков и диаграмм;
- оформление документации и стендовой информации;
- с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
- полноценный обмен информации с коллегами;
- участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.
Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР
С помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР»
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.
Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).
Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.
Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность[8].
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.
Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей.
Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.
Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.
Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь»[3], «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142»[9].
В своей практике я использую компьютерную технологию логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями[6]. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
– системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
– полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
– дифференцированный подход к обучению;
– игровая форма обучения.
Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.
Также в работе использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра «Баба-Яга учиться читать» – предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;
· Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;
· Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
· Программа должна быть на русском языке;
· Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;
· Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;
· Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
· Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;
· Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
· Чередование разных компьютерных игр.
Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. – С-Пб., 2000.
3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. – №1.
4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М., Вентана-Граф, 2004.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2007.
7. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.
«Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» (из опыта работы)
«Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений
у детей дошкольного возраста с ОНР» (из опыта работы)
воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №32 г. Ельца «Солнышко»
Компьютер активно вошел в нашу жизнь и стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а так же внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, разработка интегрированных занятий, проектная деятельность.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования , И. Пашелите, , Б. Хантер и др.).
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные , , и др.
Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (, ), деятельностный подход в обучении (, , ), концепция применения компьютерных учебных средств (, , и др.), концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании ().
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы обеспечить устойчивый интерес дошкольников к получению новых знаний, образовательная деятельность должна стать эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
– повышает интерес к занятиям;
– стимулирует познавательную активность;
– помогает в реализации индивидуального подхода;
– создает «ситуацию успеха»;
– сокращает сроки реабилитации.
Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Широкое применение компьютерные технологии нашли и в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатели коррекционных групп МБДОУ детский сад №32 г. Ельца «Солнышко» не остались в стороне, а активно включились в процесс широкого использования ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Данные нарушения характеризуются сложной структурой. В связи с этим процесс их коррекции, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение воспитателями логопедических групп специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволило повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Использование компьютерных программ воспитателями логопедических групп нашего детского сада в работе с воспитанниками, позволяет решать ряд коррекционных задач:
1. Постоянно совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
2. Закреплять произношение поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленно активизировать отработанную лексику.
4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.
6. Формировать связную речь.
7. Закреплять навыки чтения и письма.
Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает нам решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по использованию ИКТ в условиях логопедической группы нашего дошкольного учреждения. Образовательная деятельность с использованием компьютера проводится с обязательным соблюдением условий для сбережения здоровья детей, т. е. в соответствии с нормами СанПиНа: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); проведение гимнастики для глаз до начала занятия и после, периодический перевод взгляда ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. Помимо того, обязательно включаются в образовательную деятельность игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
В своей работе мы используем компьютер, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с воспитанниками. Использование ИКТ на фронтальных занятиях позволяет вызвать интерес у детей, активизировать внимание, повысить познавательную активность, предотвратить утомление. Чтобы образовательная деятельность давала больший результат, стараемся каждое занятие сделать комплексным, сочетающим в себе традиционный подход и наличие компьютерных средств коррекционного обучения. Для этого в качестве наглядности используются презентации по лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Профессии», «Домашние и перелетные птицы», «Животные жарких стран», «Деревья наших лесов», «Артикуляционная гимнастика», «Звуки и буквы» и многие др. Некоторые из них создаем сами. Помимо презентаций во время образовательной деятельности используется материал, созданный на основе дидактических игр, способствующий развитию внимания и наблюдательности «Сравни картинки», «Что изменилось», «Что лишнее» и др., развитию словесно-логического мышления «Выдели главное», «Узнай и подбери схему», «Составь схему», формированию навыков анализа и синтеза «Что сначала, что потом» и т. п.
Очень нравится детям, когда в образовательную деятельность включаются компьютерные игры. Здесь нам на помощь приходят готовые компьютерные программы. Одна из таких программ – «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения данной программы построены в игровой форме и направлены на активизацию лексики, употребление сформированных грамматических категорий, формирование связной речи, закрепление навыков чтения. Со стороны компьютера выступает веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
Второй помощник – программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги». Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными, не смешивать схожие по каким-либо параметрам звуки. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогают расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Для автоматизации поставленных логопедом звуков используется программа «Домашний логопед», в которой предоставлены красочные слайды-картинки и образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Ребёнок сам или с помощью воспитателя находит слова-названия на определённый звук.
Для подготовки к обучению грамоте используем компьютерную игру «Букварик-Смешарик», содержащую четыре раздела: дифференциация гласных-согласных, деление на слоги, выделение первого звука, игра на закрепление образов букв. Приключения вместе с любимыми героями помогают детям сделать звуко-буквенный анализ слова, выделить определённую букву во всех словах текста, разделить слова на слоги, запомнить графическое изображение букв. Оживающая картинка-иллюстрация указывает ребенку на правильность выполнения задания. Результат работы – у детей закрепляется в сознании образ буквы и звуки, которые буква обозначает. «Букварик-Смешарик» – игра с воспитательным моментом. Программа не пропустит на следующий уровень (новая буква), если не все нужные буквы в тексте будут отмечены.
Таким образом, целенаправленное системное полисенсорное воздействие, интерактивные формы обучения, а также создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации, позволило нам достичь в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи значительных успехов. Это видно из результатов коррекционной работы за последние 4 года. Так в 2012 году при поступлении в логопедическую группу высокий уровень речевого развития не был диагностирован ни у кого, средний – имели 46% воспитанников, а низкий – 54%. На выпуске в школу в 2013 году эти же дети показали следующие результаты: высокий уровень речевого развития вырос с 0% до 16%, средний поднялся с 46% до 52%, а низкий снизился с 54% до 32%. В 2014-2015 учебных годах в коррекционной работе стали широко применяться ИКТ, что значительно улучшило качество обучения: выпускники 2015 года имели высокий уровень речевого развития 19% (2010 -16%), средний показатель подрос с 52% до 61%, а низкий снизился с 32% до 20% по сравнению с 2013 годом.
В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в логопедической группе ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Лизунова технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005 Киселькова – коммуникационные технологии как средство коррекции речи дошкольников» Кострома, 2012 Фисенкова -коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда ДОУ. Екатеринбург, 2010
Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда. – презентация
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемyu-urzpmss.edusite.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.” — Транскрипт:
1 Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда
2 Компьютерные технологии помогают в: коррекционно – развивающей работе с детьми ; работе с родителями ; самообразовании.
4 Цель работы показать возможности применения компьютерных программ в практической работе логопеда
5 Задачи работы: Проанализировать проблему использования компьютерных программ в работе логопеда. «Плюсы» и «минусы» используемых в практической работе коррекционных программ. Показать использование коррекционных программ в практической работе логопеда.
6 Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55
7 Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. АнимацияЗвук Возмож- ность использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из15 54,4
8 Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из 4 55
9 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из7 54,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии “Союзмультфильм”. 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.
10 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.
11 Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из6 43
12 Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.
13 Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл ,8
14 Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55
15 Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55
16 Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», ‘говорящими’ буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 4445все54,4
17 Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55
18 Программно-методический комплекс Развитие речи.
19 В первом разделе два режима работы : « Изучение » и « Задание », что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание » предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел Речевые звуки включает в себя : Голосистые звуки ( три уровня сложности ), Безголосые звуки, звуки – двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен играми – заданиями следующих типов : – Слово – действие, Подбери действие, Слово – признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложностями ; – Составляем описание ; – Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
20 Домашний логопед Домашний логопед Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами : Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами : – правильная артикуляция звуков ; – подготовительные упражнения ; – постановка звуков ; – автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи ; – весёлые скороговорки ; – поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.
21 «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.
22 Компьютерные программы «Лента времени» – программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» – серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» – развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» – формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.
23 Компьютерные программы МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ – программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» – авторами создан уникальный инструмент обучения – Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.
24 Компьютерный комплекс “РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП” Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. “Речевой калейдоскоп” может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.
25 Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия ; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут ; периодичность – 2 раза в неделю ; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз ; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах ; противопоказания – эпилепсия.
26 При создании презентаций необходимо помнить: размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100; Количество слайдов 15 – 25; должен быть контраст фона с текстом; при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.
27 Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Содержимое публикации
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
обеспечение психологического комфорта на занятиях;
развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;
совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;
формирование личности ребёнка в целом;
повышение качества обучения и работоспособности детей.
Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
знакомство детей с компьютерными программами;
преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
развитие познавательной активности.
На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
1. Готовый продукт.
компьютерные логопедические тренажёры;
приключенческие квесты и обучающие игры;
книги, учебники и энциклопедии;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
веб-страницы и веб-сайты;
подборки компьютерных тестов;
цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
Программа должна иметь указание на возраст ребенка
Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям
Программа должна быть на русском языке
Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения
Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Чередование разных компьютерных игр.
Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.
Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:
Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
ИКТ для логопеда:
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:
Развивать фонематические процессы
Развивать мелкую моторику
Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления
Использование современного компьютерного оборудования
2. Интерактивные доски
4. Логотренажер Комфорт Лого
Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда
Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности
Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей
Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Разделы деятельности учителя-логопеда
Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:
Коррекционные задачи в логопедической работе
статья на тему
Логопедическая работа носит коррекционную направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_zadachi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционные задачи в логопедической работе.
К.С.Аксаков:
«Слово есть первый признак
сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира»
Воспитание и образование – две основополагающие составляющие процесса формирования личности.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания», – писал В.А.Сухомлинский.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития его речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Зачастую дети поступают в школу, имея различные нарушения устной речи и недостаточный уровень развития других психических процессов. Такие учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, позволяющих восполнить пробелы в различных сторонах психической деятельности.
Логопедическая работа носит коррекционную направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности.
Особенность логопедической работы состоит в том, что это не столько сообщение знаний, сколько воспитание чувства языка. По мнению психологов и лингвистов, родной язык усваивается «на уровне чувства», потому что «чувство образует основу всякой психической деятельности». И лексические, и грамматические значения языка человек чувствует задолго до того, как обретает способность осознавать их. По словам К.С.Аксакова, «…слово есть воссоздание внутри себя мира».
Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося.
Основная задача работы – это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения».
Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.
Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.
В логопедии выделяются различные нарушения устной и письменной речи. Например, у одного ребенка могут быть на письме ошибки, обусловленные несколькими видами дисграфий (нарушениями письма): артикуляторно-акустической, аграмматической и оптической. Поэтому, обобщив все виды нарушений речи, всречающихся у школьников, представлю основные коррекционные направления в логопедической работе.
Основные коррекционные задачи:
- Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
-узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
-отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
-осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
-безошибочно использовать звук во всех видах речи;
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
-развитие языкового анализа и синтеза(умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.
- Формирование связной речи:
-развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой структуры высказывания;
-установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
-способности к запоминанию;
способности к переключению;
-навыков и приемов самоконтроля;
-произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
-планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
-контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
-работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
-применение знаний в новых ситуациях;
-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
-умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
– умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
-умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
-умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
- Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
-ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
-ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
-ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
-применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
-употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
-обращение к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
-пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
-развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
-формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
-проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
-соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.);
-составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
- Развитие неречевых процессов:
-общей и мелкой ручной моторики;
-развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
-развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы);
-развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.
Данные коррекционные направления работы осуществляются со всеми детьми. Но при определенном виде речевого нарушения работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок.