ИКТ в работе логопеда

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в данной работе рассматривается вопрос использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Описаны возможности использования программных продуктов и результаты использования ИКТ в логопедической практике.

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

  1. повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  2. обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  3. развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  4. совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  5. развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  6. совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  7. формирование личности ребёнка в целом;
  8. повышение качества обучения и работоспособности детей.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.

С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В.

Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов.

Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды.

Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью.

Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами.

Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью.

Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям.

Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Формирование звукопроизношения;
  • Развития фонематического восприятия;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Обучение грамоте;
  • Развитие связной речи.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи.

В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления.

При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.

Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику.

Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.

Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

Читайте также:
Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий.
  • Конструктор картинок.
  • Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
    Читайте также:
    Структура логопедического занятия

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия 'Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)'. Лексическая тема 'Профессии'

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

    Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

    В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи .

    Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

    USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

    In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

    Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»

    О.Н. ДВУРЕЧЕНСКАЯ, старший преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: penjksha@mail.ru

    ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

    USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

    В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерные технологии, дети с нарушениями речи.

    In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

    Keywords: information and communication technologies, computer technologies, children with speech fouls.

    Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей и применения компьютерных средств обучения в специальной педагогике показал актуальность данной проблемы как в аспекте теоретического анализа, так и в аспекте рассмотрения практических приемов использование данных средств в логопедической практике. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение специализированных компьютерных технологий, учитывающих общие закономерности и особенности развития дошкольников с речевыми нарушениями.

    Читайте также:
    Звуки С-Ш - конспекты для ФФНР

    В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи [4, 5, 18].

    Можно выделить два типа компьютерного обучения. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Он определяет то задание, которое предъявляется педагогом. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает педагогу в управлении учебно-коррекционным процессом, например выдает результаты выполнения тестовых заданий (введение электронной «речевой карты»); такие данные могут позволить отследить динамику речевого развития у детей с речевыми нарушениями [6, 9].

    Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной

    деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность [7, 10, 15, 16, 17].

    Развитие науки и техники в середине двадцатого столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития [1, 2, 12, 13, 19].

    Внедрение компьютерных технологий сегодня является еще одним важным направлением работы в коррекционно-образовательном процессе. Современные информационные технологии облегчают работу логопеда (составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации; позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям) и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребенка [3, 8, 11].

    Основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи:

    • системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

    • игровая форма обучения, интересная для детей;

    • интерактивное решение задач, поставленных в процессе коррекционного воздействия;

    • полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

    • дифференцированный подход к обучению, возможность выбора по сложности или объему варианты заданий и игр.

    Работа со всеми интерактивными играми проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [3, 21].

    На сегодняшний день разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Игры для Тигры», «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Видимая речь», «Дельфа -142», «Речевой калейдоскоп», «Алик. Скоро в школу», «Планета чисел для малышей», «Забавные картинки», «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь», «Флора и фауна», «Пятачок и разные звери», «Дракоша и занимательная география», «Винни-Пух учится читать», «Винни-Пух в волшебном лесу»; «Гарфилд – малышам. Развиваем мышление», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь», «Пятачок в волшебном лесу», «Дракончик Гоша спасает черепах», «Баба -Яга учится читать», «Игры для Тигры» и т.д. Данные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

    Целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении любой темы и на любом этапе логопедических занятий. При объяснении (введении) нового материала, при закреплении, при повторении, при обобщении, при обследовании, в коррекционной работе по формированию фонематического анализа и

    восприятия, в коррекционной работе на лексическом уровне, в коррекционной работе на синтаксическом уровне, в коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников [3, 20, 21].

    Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной сред, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

    Читайте также:
    Самоанализ работы учителя-логопеда

    Таким образом, цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

    1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 125 с.

    2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. – 352 с.

    3. Вальчук, Н.П., Шамшур, Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) //Дефектология. – 2000. – № 3. — С. 55-65.

    4. Гаркуша, Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 34-36.

    5. Гергей, Т., Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 41-48.

    6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / JI. В.Лопатина, Н. В.Серебрякова, Л.С.Соломаха. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 240 с.

    7. Жукова, П.С., Мастюкова, Р.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.

    8. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения //Дефектология. – 1997. – №5. – С. 25-27.

    9. Комарова, Т.С., Комарова, И.И., Туликов, А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 168 с.

    10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. -СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

    11. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1. – С.47-55.

    12. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. -231 с.

    13. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 45-48.

    14. Лизунова, Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. – М., 2007. – 86 с.

    15. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов /под ред. Р.И.Лалаевой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 368 с.

    16. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

    17. Лопатина, Л.В., Серебрякова, П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Л.И. Герцена, 2001. – 191 с.

    18. Лынская, М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»// «Логопед». -2011. – № 3. – С. 13-15.

    19. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.

    20. Репина, З.А., Лизунова, Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5 (14). – С. 285-287.

    21. Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 1997. – №2. -С.41-49.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    Содержимое публикации

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

    Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

    Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

    Читайте также:
    Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

    Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

    Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

    Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

    Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

    повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

    обес­печение психологического комфорта на занятиях;

    развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

    совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

    развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

    совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

    формирование личности ребёнка в целом;

    повышение качества обучения и работоспособности детей.

    Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

    Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

    – просодические компоненты речи;

    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

    – лексико-грамматические средства языка;

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

    Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

    Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

    Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

    Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

    Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

    Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

    Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

    знакомство детей с компьютерными программами;

    преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

    формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

    формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

    развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    компьютерные логопедические тренажёры;

    приключенческие квесты и обучающие игры;

    книги, учебники и энциклопедии;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

    веб-страницы и веб-сайты;

    подборки компьютерных тестов;

    цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

    Программа должна иметь указание на возраст ребенка

    Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

    Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

    Программа должна быть на русском языке

    Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

    Читайте также:
    Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером INFANT

    Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

    Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

    Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

    Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

    Чередование разных компьютерных игр.

    Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

    В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

    Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

    Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

    Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    ИКТ для логопеда:

    Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

    Развивать фонематические процессы

    Развивать мелкую моторику

    Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

    Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

    Использование современного компьютерного оборудования

    2. Интерактивные доски

    4. Логотренажер Комфорт Лого

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

    Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

    Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

    Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

    Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

    Формирование зрительно-пространственных отношений.

    Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

    Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

    Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    Разделы деятельности учителя-логопеда

    Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

    ИКТ в работе логопеда

    В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.

    Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.

    В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

    Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

    Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

    Читайте также:
    Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

    Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

    Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

    • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
    • Активизация познавательной деятельности детей.
    • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
    • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
    • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
    • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

    В чем преимущества использования ИКТ?

    Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

    Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

    Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

    Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

    Какие требования есть при использовании ИКТ

    Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

    Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

    • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
    • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
    • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

    Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

    Основные направления деятельности при использовании ИКТ

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

    Работа с детьми предполагает:

    • Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.), использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.
    • Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
    • Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

    Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

    Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

    В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

    • сохранение необходимой информации;
    • построение графиков и диаграмм;
    • оформление документации и стендовой информации;
    • с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
    • полноценный обмен информации с коллегами;
    • участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.

    Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.

    Конспект логопедического занятия Звук-слог-слово-предложение

    • Главная
    • Этапы развития речи в норме
    • Причины и виды нарушений речи
    • Исправление звукопроизношения
      • Артикуляционная гимнастика
      • Родителям: работа над звукопроизношением
      • Лингвистический материал
    • Формирование лексико-грамматических операций
    • Предупреждение и преодоление нарушений письма
    • Авторские находки
      • Проекты
      • Презентации
      • Конспекты занятий
      • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
    • Развитие фонематических процессов
    • Отзывы и предложения
    • Заикание. Как поставить развернутое заключение
    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р) - Путешествие Снеговика

    Конспект организации игровой деятельности с детьми подготовительной логопедической группы

    Автор: Азаренко Ю лия Степановна,

    учитель-логопед ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

    Тема: Звук – буква – слог – слово – предложение – рассказ

    Задачи:
    1. Обобщить и систематизировать знания детей о звуках, их акустических, артикуляционных признаках.
    2. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
    3. Закреплять навыки составления слогов из звуков, слов из слогов, предложений из слов, связного высказывания из предложений.
    4. Учить детей распростронять предложения с помощью дополнительных слов.
    5. Учить детей находить смысловые ошибки в предложении исправлять их.
    6. Развитие слухового внимания, памяти.
    7. Формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательного отношения друг к другу.

    Оборудование: Предметы для извлечения звуков (ножницы, бумага, шуршащий пакет, колокольчик и.пр, игровой модуль «телевизор», различные варианты фишек для обозначения звуков (крышки от бутылок, магниты, элементы конструктора и пр., мозайка, карандаши, палочки – для составления букв, игрушки для составления загадок по отгадыванию слов по первым звукам, геометрические формы на магнитах, Картинаки с изображением простых действий (девочка ест суп, моет посуду, собака сторожит дом и т.д.), 2 серии сюжетных картинок, медали «Я умник!»

    Ход игровой деятельности:

    1. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ветерка и т.д. (Дать детям послушать запись звуков природы, бытовых звуков).

    Предложить детям самим попробовать создать различные звуки из любых предложенных предметов: ножницы и бумага, стакан с водой и т. д.

    Ведущий игры – ребёнок.

    2. Среди всех этих многообразных звуков есть те, которые передают нам информацию, с помощью которой общаются люди: это звуки речи.

    Какие бывают звуки речи? (обсуждение: гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Как и с помощью чего можно определить, какой звук мы слышим.).

    Игра «Испорченный телевизор». В предложенном телевизоре не работает звук. Ребёнок водящий беззвучно произносит гласные звуки, другие дети пытаются его отгадать по артикуляции. (Можно усложнить игру, предложив ребёнку произносить звук с заданной интонацией).

    3.Ребята, а вы умеете правильно определять и обозначать, какие звуки вы слышите? Давайте проверим! Детям предлагается выполнить звуковую схему слов (на картинках) с помощью различных форм обозначений: фишки, цветная мозаика, цветные губки, магниты, крышки и т.д. Слова-картинки для разбора дети выбирают сами.

    4.Отгадайте загадку: 33 сестрички, ростом невелички. Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ! (буквы)

    Каждый звук обозначает какую-то букву. А вы знаете буквы? Составление букв из различных подручных материалов на ковре. (карандаши, пазлы, мозайка и т.д.) Задания задают сами дети.

    5.Динамическая пауза: Делим слова на слоги: можно отхлопывать, топать, прыгать необходимое число раз. Действие и слова предлагают сами дети.

    6. Что можно составить из слогов? (слова). Игра: Слова вокруг нас – поиск слов с заданным звуком и определение места этого звука в данном слове (звуки задают сами дети). Можно свободно перемещаться по группе.

    7.Игра «Составь слово по первым звукам». Дети сами друг для друга составляют загадки, используя предложенные предметы(игрушки)

    ЛУК – (игрушки и предметы: Лампа, Утка, Кошка)

    8.А что можно составить из слов? Зачем нам нужны слова? (чтобы общаться, составлять предложения).

    Упражнение «Укрась предложение». Детям предлагается простое предложение, они пытаются его «украсить» с помощью дополнительных слов. Считают слова в предложении.

    Дети гуляют в парке.

    Дети гуляют в городском парке.

    Дети с радостью гуляют в городском парке.

    Весной дети с радостью гуляют в городском парке.

    9.»Нелепицы» .Дети, глядя на предложенные картинки, придумывают сами предложения со смысловыми ошибками, исправляют их.

    Дом сторожит собаку.

    Суп ест девочку.

    Стена висит на часах. и т. д..

    10. Что же такое рассказ? Зачем он нам нужен? (обсуждение)

    Детям предлагается разделиться на две команды. Каждой команде нужно составить рассказ по серии сюжетных картинок, выложив правильно последовательность происходящих действий.

    Когда мы были маленькими, мы могли лишь только слышать разные звуки, потом научились сами произносить какие-то звуки, потом научились говорить слова, а теперь умеем составлять предложения и рассказы! В мире звуков и слов мы теперь можем всё! Можем общаться с другими людьми, писать, сочинять сказки, рассказы и т.д.

    Читайте также:
    Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

    Итоговое занятие «Умники и умницы» в подготовительной к школе группе

    Данное занятие я провела в конце обучения детей в логопедической группе. Целью такого занятия было показать достижения детей родителям и педагогам. Думаю, что конспект этого занятия поможет молодым логопедам организовать и провести подобные занятия.

    Тема: «Звук-Слог-Слово-Предложение»

    – Активизация словаря, развитие связной речи.
    – Закрепление навыка чёткого произношения поставленных звуков в словах, фразах, стихах.
    – Развитие фонематического восприятия, памяти, речемыслительной деятельности
    – Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.
    – Закрепить умение подбирать слова противоположные по значению и деление слов на части.
    – Формирование звукобуквенного анализа и синтеза.
    – Совершенствование навыка письма и чтения.
    – Снятие мышечного напряжения, преодоление двигательной неловкости.
    – Развитие общей и мелкой моторики.

    Телевизор, DVD, мультимедиа, наборное полотно, предметные картинки, модели артикуляции согласных и гласных звуков, пуфики, мольберт, карандаши, карточки с буквами, бочонки со слогами, корзина, схема кроссворда «Доброта», песня из мультфильма «Фунтик», комплекс № 5 ФМК.

    Послушайте загадку: «Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом) Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.

    Дети имитируют расслабление.

    Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

    Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

    Дети показывают расслабление и удовольствие.

    2. Сообщение темы занятия.

    Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочный лес. В лесу что-то произошло и мы должны помочь. Вы готовы?

    А поможет нам попасть в волшебный лес телевизор.

    На телевизоре слушаем и смотрим задание. Необходимо отгадать кроссворд и узнать главное слово.

    3. – Лети, лети лепесток…..волшебный дождь нам отыщи.

    Игра «Волшебный дождь». Звуковой анализ и синтез слогов. Определение первого звука в слове и выбор модели артикуляции звука.

    Когда все картинки выставлены и определены модели, ребёнок, прочитавший полученное слово «Радуга» вписывает в схему кроссворда.

    4. – Лети, лети лепесток…..нам зайчонка отыщи.

    Игра «Скажи наоборот». Деление слов на слоги.

    Ребёнок называет слово-антоним, делит его на слоги, перепрыгивает через пуфики столько раз, сколько в слове слогов. Слово (волк)- второе слово кроссворда.

    грустный-…(весёлый), мокрый-…(сухой),
    слабый-…(сильный), старый-…(молодой),
    больной-…(здоровый), добрый-…(злой).

    – Ребята, а кого боится заяц? (Волка)

    5. – Лети, лети лепесток….и к Незнайке попади.

    Игра «Шифровальщик». Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

    Детям предлагается «расшифровать» слова по моделям артикуляции звуков.

    – Ребята, что нужно знать, для того чтобы писать и читать?

    Слово (буквы)- третье слово кроссворда.

    6. — Лети, лети лепесток…к Винни-Пуху попади.

    Игра «Слово рассыпалось». Составление слов из слогов.

    На столе бочонки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, детям надо составить слова. Слово (кролик)- четвёртое слово кроссворда.

    ца, ов – овца ран, ба — баран
    ка, кош- кошка лик, кро — кролик
    за, ко – коза

    – Ребята, у кого Вини-Пух объелся мёда?

    7. — Лети, лети лепесток… в дом к Мальвине попади.

    Упражнение «Деформированные слова». Звуко-буквенный анализ и синтез.

    Ребята получают карточки с деформированными словами. Они должны написать не менее двух вариантов преобразованных слов.

    АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш
    НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила
    ОКТ — кот, ток ОНС – нос, сон

    – Ребята, кто из учеников Мальвины мог всё перепутать?

    – Буратино — пятое слово кроссворда.

    Встаньте дружно, потянитесь!
    Пошагайте, покрутитесь.
    Руки вправо, руки влево,
    А потом присядьте смело.
    Снова встаньте, потянитесь
    И друг другу улыбнитесь.

    9. — Лети, лети лепесток… в царство рыбок попади.

    Составить предложение (слова: на, кот, рыбка, смотрит, аквариум, в).

    – Кто попал в царство рыбок?

    Слово «кот» — шестое слово кроссворда.

    10. — Лети, лети лепесток… в дом знаний попади.

    Навык связного говорения.
    Чтение стихов о доме знаний.

    Слово «школа» — последнее слово кроссворда.

    Дети все вместе читают ключевое слово кроссворда — «доброта».

    11. Итог занятия.

    – Все молодцы. С заданием справились.

    – Какие игры понравились? Почему?

    – Какое задание было самое трудное? Почему?

    Вручение призов и подарков.

    Музыкальный подарок — песня «Доброта».

    Самонова Н. В., учитель – логопед
    МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1
    г. Курганинск, Краснодарский край

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: