Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи

Использование игр с прищепками в преодолении речевых нарушений у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_igr_s_prishchepkami.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с прищепками

в преодолении речевых нарушений

Подготовила: учитель-логопед Дроган И. В.

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров . На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей.

Воспитанники проявляют особый интерес к играм с разноцветными прищепками. Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Прищепки лежат в разноцветных коробочках и контейнерах в удобном месте для детей, привлекают их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. Если прицепить прищепки к разноцветным кружкам, то получим самые разные цветы: ромашки, васильки, подсолнухи и т.д. Прикрепив к зеленому треугольнику зеленые прищепки, получим елочку. А можно получить красивых бабочек и стрекоз прикрепив прищепки к разноцветным овалам. Фантазировать можно бесконечно. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.

Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье всем. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от прос-того к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

– развитие мелкой моторики рук,

– формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

– развитие чувства ритма;

– развитие конструктивного мышления;

– формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу;

Опыт работы показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Игра «Сказочный домик».

Возьмите обычную коробочку. На каждую сторону наклейте разную цветную бумагу. Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.

Игра «Состав числа».

Возьмите несколько листов плотного картона, фломастер и прищепки. На каждой картонной карточке напишите число от 0 до 10. Сначала покажите: ноль – это ни одной прищепки. Один – одна прищепка, два – две прищепки, три – три прищепки и т.д. Когда с этим разобрались можно переходить и к изучению состава числа. Три (3) – можно представить как 1 и 2, как 2 и 1, как 1, 1 и 1. И т.п. С прищепками можно играть и в другие игры. Например:

прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их; прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе и т.п.;

натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками – поиграть.

Сделайте удочку – к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом. Можно игру усложнить, прикрепив к прищепкам картинки. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь . Попросите ребенка «поймать» картинки, в названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш]. Спросите, какая картинка лишняя и почему и т.д.

Игра «Звуковые домики».

Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В Красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета.Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия. Например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.

Игра Повтори скороговорку «Пчела».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Такая игра подойдет для самых маленьких. Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.

Игра «Живая – неживая природа».

Предложите ребенку красными прищепками отметить картинки с живой природой, а синими – с неживой. Усложняя, выбираем картинки, сделанные руками человека.

Подобным образом отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.

Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ.

Игра «Развиваем фонематический слух» (после 3 лет).

Предложите малышу прикрепить прищепки красного цвета к тем словам, которые начинаются на букву «М», например. Или найти картинки, в которых заданная буква находится в середине или конце слова.

Игра «Буквы и слоги».

Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов – синими. Можно на карточке написать различные слоги и составлять из них слова, отмечая их прищепками.

Ах, лето жаркое, с овечкой на лугу

Тучка по небу несется,

Жаркий выдался денёк.

На лугу овца пасётся.

Не присесть ли на пенёк?

На овечку погляжу,

Тучку взглядом провожу.

А овца глядит на тучку,

Не её ли это там,

В небе отражение?

– “Поменяться-б с ней местами,

полетать бы над лесами”.

– Так мечтательны овечки,

Вы понаблюдайте сами!

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет –тепло нам даёт.

Отправляется в поход.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

Дом сломался – вот беда.

Где крылечко? Где труба?

Мы умеем мастерить,

Можем домик починить.

Очень наш жучок устал-

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников не бывает рыбки.

Игра «Овощи» (морковь, свекла, репа).

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

Игра «На лесной полянке».

Приготовьте коробку с разноцветными прищепками, вырезанные из цветного картона заготовки солнышка, ежика, стрекозы, кружок, прямоугольник и треугольник.

В гости к детям приходит Девочка-прищепочка с воздушными шарами. В воздушных шарах спрятаны загадки. Девочка-прищепочка просит детей отгадать загадки и предлагает поиграть с разноцветными прищепками.

Логопед. Отгадайте загадку.

Светит, сверкает, всех согревает.

Логопед. Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)

– Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)

– Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)

– Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.

Дети выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.

Логопед. Слушайте следующую загадку.

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда.

Логопед. Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)

Логопед раздает детям вырезанные из зеленого картона прямоугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и прикрепляют их к прямоугольникам.

Логопед. Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Логопед. Правильно, это ежик. Помогите нашему ежику найти иголочки.

Логопед дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Логопед. А вот новая загадка:

Зимой и летом одним цветом.

Логопед. Да, это елка. Помогите елочке найти все свои иголочки.

Логопед раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Логопед. Отгадайте, кто это:

На ромашку у ворот

Логопед. Правильно, это стрекоза. Давайте поможем нашей стрекозе найти крылышки.

Логопед дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку стрекозы. Дети прикрепляют к стрекозе прищепки – крылышки.

Логопед. Молодцы! Как красиво на ваших лесных полянках!

Игра «Мамины помощники».

Натяните веревку. Возьмите несколько разноцветных платочков (можно носочков, что угодно). Скажите ребенку, что они выпачкались. Поиграйте сначала в стирку. Потом развесьте белье на веревку, закрепляя его прищепками (веревку надо натянуть на уровне, удобном для ребенка). Можно подбирать по цветам: синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный – красной и т.д.

Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР

Пальмина Лариса
Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР

Методическая мастерская «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Мастер – класс в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Работе над мелкой моторикой воспитанников в группе компенсирующей направленности всегда уделялось большое внимание, в том числе и работе с прищепками. Планируя коррекционную работу в этом учебном году в группе для детей с ОНР 5-6 лет, главной своей задачей мы ставили развитие всех компонентов речи посредством развития мелкой моторики. Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй и связная речь. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Изучая материал по данной теме, в очередной раз приобщилась к системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей Марии Монтессори, которую более 70 лет используют в своей работе педагоги всего мира. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти М. Монтессори.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа.

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Главный принцип системы – «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковой хват, способность перераспределять мышечный тонус. При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитие пространственной ориентации, развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитие конструктивного мышления; стимуляция речевой активности; развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие речи.

К основным единицам языка, выделяемым в лингвистике и психолингвистике, относятся: фонема, морфема, слово (лексема, предложение и текст. Работа над которыми и является этапами нашей коррекционной работы.

Давайте поздороваемся

У каждого педагога в руке прищепка, с помощью которой он здоровается.

– Здравствуйте, Лариса Викторовна!

Повтори скороговорку «Пчела»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Прикрепите прищепку на правый рукав. (обозначение правой руки)

Для следующей игры вам необходимо разделиться на две команды: «Знайки» и «Почемучки»

1. Дидактическая игра «Кто больше назовет слов»

Назовите слова, которые начинаются со звука «В».

Инструкция: Поднять руку, назвать слово, прикрепить прищепку на край коробки своей команды.

2. Дидактическая игра «Определи первый (последний) звук в словах».

Каждый участник выбирает картинку, определяет первый звук в названии картинки, прикрепляет прищепку в левый нижний (правый нижний) угол картинки.

Красная прищепка – гласный звук

Синяя прищепка – твёрдый согласный звук

Зелёная прищепка – мягкий согласный звук

3. Дидактическая игра «Собачка»

Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»).

Каждый участник выбирает картинку, в названии которой есть звук «Ш» и

определяет место звука «Ш» в слове (прикрепляет к картинке синюю прищепку, т. к. звук «Ш» всегда твёрдый).

Прищепка, как собачка, ищет место звука в слове.

4. Дидактическая игра «Звуковой анализ слов»

Выложить прищепками по нижнему краю картинки звуковой анализ слова.

Красная прищепка – гласный звук

Синяя прищепка – твердый согласный звук

Зеленая прищепка – мягкий согласный звук

5. Дидактическая игра «Сколько слогов?»

Каждый участник выбирает картинку, определяет количество слогов в названии картинки и прикрепляет картинку прищепкой к рамке напротив соответствующей цифры.

6. Дидактическая игра «Дополни картинку недостающими деталями» (Работа с фигурами)

7. Развитие связной речи

I. РАБОТА СО СЛОВОМ

Расширение объема словаря существительных, прилагательных, наречий, глаголов.

Работа с редко употребляемыми словами (проталина, капель, желторотый).

* Образование уменьшительно – ласкательных существительных.

* Образование притяжательных прилагательных (воробьиный хвост, воробьиные крылья)

* Образование относительных прилагательных (дом соломенный, каменный, деревянный солнечные лучи, солнечные зайчики)

* Образование качественных прилагательных

Солнце зимой – холодное, бледное, белое. Солнце весной – теплое, весеннее, радостное, ласковое, желтое, приветливое. Солнце летом – жгучее, обжигающее, горячее, веселое, яркое.

* Образование сравнительной степени прилагательных

Сильный – сильнее, теплый – теплее, быстрый – быстрее.

Образование прилагательных с ласкательным значением

Цветок белый – цветочек беленький, дерево низкое – деревце низенькое, солнце теплое – солнышко тепленькое.

* Образование наречий от прилагательных

Чистый – чисто, низкий – низко, высокий – высоко

Как журчит ручей? – громко, звонко.

Облака летят высоко.

* Образование родственных слов

Здание – дом, льется – течет, крошечный – маленький, корм – еда, большой – огромный.

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит, как…

Туман стелется над озером, как…

Дождь течет по лицу, как…

* Развитие синтагматических связей слов

Подбор глаголов к существительным

Туча (что делает) – плывет по небу, налетает, закрывает солнце.

Дождь (что делает) – идет, моросит, брызгает, капает, льет, как из ведра.

Солнце (что делает) – светит, греет, обжигает, ослепляет, освещает землю.

II. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

* Правильное употребление предлогов: за, из-за, над, под, на, около

Дом из красных кирпичей, снеговик из снега, вышла на крыльцо.

III. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИГУР

IV. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ – ДИАЛОГАХ.

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.

– Ваня – Ванечка, куда ходил?

– Под пенечком что?

Хвать и в кузовок!

– Что ты, кошка, сторожишь?

– Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай,

Приглашу ее на чай!

– Что ж ты, ёж, такой колючий?

– Это я на всякий случай:

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Закончить свое выступление хочется словами римского поэта Публилия Сира: «РЕЧЬ – образ души».

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Час двигательного творчества «Секрет здоровья» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии. Задачи: – Совершенствовать.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние животные и их детёныши» Тема: «Домашние животные и их детёныши» Цель: активизация и расширение словаря по теме. Задачи: 1. коррекционно-образовательные: – актуализировать.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Дифференциация.

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста c ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида» Консультация Организация.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Развлечение «Чудный звон колоколов» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–6 лет) Составили: воспитатели МОУ детского сада №290 г. Волгограда Белоусова Н. А. и Джакашева Е. В. Пояснительная записка В наших давно отвыкших.

Сценарий Новогоднего праздника для детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности 5–7 лет Сценарий новогоднего праздника в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Новый путь в Новый год или что делать, если Дед Мороз.

Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Часто в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи логопеды дошкольных учреждений используют пластмассовые прищепки различных размеров, цвета, формы.

Бесплатные занятия с логопедом

Часто в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи логопеды дошкольных учреждений используют пластмассовые прищепки различных размеров, цвета, формы. Во время занятий с детьми прищепки «превращаются» в зверей, помогая логопеду развивать мелкую моторику рук детей, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать речь, фантазию.

Тематическая цепочка

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда».

Оборудование: коробка с прищепками.

Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребёнок берёт одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребёнок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.

Чья цепочка длиннее

Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.

Оборудование: две коробки с прищепками.

Дети разбиваются на две команды. Первой команде предлагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй – диких. При назывании животного каждый ребёнок прикрепляет прищепку к прищепке предыдущего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у которой цепочка из прищепок окажется длиннее.

Данную и предыдущую игру можно провести по любой другой лексической теме. Например:

– столовая и чайная посуда;

– взрослые животные и их детёныши;

– перелётные и зимующие птицы;

– цветы и деревья.

Для следующих игр логопеду нужно изготовить из плотного материала (картона или линолеума) наборную полоску размером 515 см.

Сколько слов?

Цели: учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками (по 3-4 прищепки одного цвета и одна красная) и наборная полоска.

1 вариант.

Каждый из детей получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении.

2 вариант.

Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог).

Так же, как и в первом варианте, дети определяют количество слов в названиях или в самостоятельно составленных по сюжетным картинкам предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под, и т. п., который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой.

Посчитаем слоги

Цель: учить слоговому анализу слова.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3-4 шт., наборная полоска.

Логопед напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.

Логопед называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед даёт ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог».

На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребёнок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в её названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки.

Угадай-ка

Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом (из одного, двух, трёх и четырёх (для детей подготовительной к школе группы) слогов, наборная полоска.

Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки.

Примерные наборы картинок:

– кит, чашка, лопата (полотенце);

– бант, шапка, капуста (велосипед);

– стул, платье, корова (телевизор);

– слон, мальчик, девочка (Буратино);

– шкаф, часы, колготки (поросёнок);

– хлеб, банка, баклажан (телевизор).

Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.

На тот же звук

Цели: расширять словарный запас; учить определять первый звук в слове.

Оборудование: коробка с прищепками.

На столе у логопеда стоит коробка с прищепками. Каждый ребёнок подходит к столу, берёт одну прищепку и называет слово, начинающееся с определённого звука (установка дана перед началом игры). Следующий ребёнок прикрепляет свою прищепку к прищепке предыдущего игрока, также называя слово на тот же звук. Таким образом, дети собирают из прищепок цепочку. Выигрывает последний участник игры, придумавший новое слово.

Новые слова

Цели: расширить лексический запас за счёт слов, образованных префиксальным способом; формировать коммуникативность речи на основе развития навыка составления предложений.

Оборудование: предметные картинки (самолёт, машина, корабль, несколько разноцветных прищепок.

На доске размещены три предметные картинки. Логопед просит детей назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделал?»

Логопед сообщает детям, что сейчас они будут заниматься очень увлекательным делом – образовывать новые слова. А частями новых слов будут прищепки.

Например, это будет «под» (логопед показывает прищепку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (логопед прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного самолёта, то получится слово «подлетел».

Логопед демонстрирует ребятам, как образовать слова «подъехала», «отплыл».

Далее дети по одному подходят к доске к картинкам и получают от логопеда прищепку. При этом логопед называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от» и так далее. Ребёнок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово.

Игру можно усложнить: после образования нового слова ребёнок составляет с этим словом предложение.

Собачка

Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право – лево»).

Оборудование: картинки с изображением различных предметов (шар, карандаш, шкаф, малыш, подушка, камыш, пушка, шорты, уши, мышь, шарф, крыша, шапка, рубашка, наборные полоски, прищепки (по количеству детей).

У каждого ребёнка на столе лежат наборная полоска и прищепка.

Логопед задаёт игровую направленность: «Сегодня ваши прищепки превратятся в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук [ш] (или любой другой звук в соответствии с темой занятия).

Полоска – это слово на картинке. Покажите, где начало слова (дети показывают левый край полоски, а где конец? (Дети показывают правый край полоски.)

Логопед показывает ребятам, как нужно прикреплять прищепку-собачку, которая нашла звук [ш] в начале, середине и конце слова.

Демонстрационные картинки размещаются на доске по одной.

Занимательные игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В последнее время, все актуальнее встает проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50 % детей в дошкольном возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Ежегодно среди детей пяти-, шестилетнего возраста, посещающих ДОУ, различные нарушения речи, по данным ПМПК, выявляются у 75 % дошкольников от общего числа детей 5-7 лет [1, с. 4].

Нарушения речи неизбежно приводят к низкому уровню подготовки к овладению чтением и письмом, т.е. различным видам дисграфий. По высказыванию Л.Г. Парамоновой: «Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста» [3, с. 6].

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от движений пальцев рук, позволяющих снять напряжение, улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь [4, с. 47].

И. Кант, великий немецкий мыслитель, сравнивал руку с головным мозгом. Современные педагоги заинтересовались проблемой сформированности тонких движений пальцев рук в связи с прямой зависимостью уровня развития речи детей от степени этой сформированности. Опыты и обследования проводили сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН Л.В. Фомина, М.М. Кольцова [5, с. 23].

Опираясь на данные исследования, педагоги (Т.С.Комарова, А.Г. Хрипкова, Е.В. Мальцева и др), считают необходимой задачей подготовки к школе, письму развитие «ручной умелости». Оно предполагает и усвоение определенных знаний, умений, навыков, которые «обслуживают и содержательную, и моторную, и двигательную стороны письма».

А.В. Антонова в книге «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи» также обращает внимание на трудности, связанные с овладением письмом: «… детям тяжело писать, появляются боль и дрожь в кистях рук. Это связано со слабым развитием тонкой координации пальцев рук» [5, с. 9-10].

Проведя анализ различных авторских методик и подходов, направленных на укрепление мелких мышц кисти, развитию гибкости и подвижности пальчиков рук, мы остановились на использовании в работе с детьми, бельевых прищепок разного цвета, размера и формы. Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице [6, с. 4]. Детям предлагаем «дорисовать» прищепками крылья, иголки, хвосты, или ритмично открывая и закрывая прищепку проговаривать слова, например:

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает [6, с. 5].

Или можно выполнить такое упражнение: поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это зайчик. У зайчика не хватает ушек. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять «Тематические цепочки» ряды слов. Например, составить ряд слов по теме «Транспорт» – автобус, трамвай, грузовик; «Посуда» – сковорода, стакан, блюдце, тарелка…и т.д. Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов.

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т.д.

Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различие предметов (поле, острота зрения, глазомер), интенсивно формируются именно в 5-7 лет. Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу по развитию пространственных представлений именно в дошкольный период. Параллельно с работай по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

Когда ребенок освоится с выполнением простейших упражнений с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве. Например: упражнение «Снаружи – внутри». На прищепках изображения разных насекомых (птичек, зверушек) – в зависимости от темы занятия. Попросите ребенка прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи (внутри) ведерка. Или игра «Клоун». Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку и т.д.). Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

Можно прикрепить к прищепкам предлоги-символы и, в зависимости от лексической темы и инструкции педагога (над березой, около пня и т.д.) и располагать прищепки на соответствующих картинках.

Дети с удовольствием выкладывают определенный сюжет (по инструкции педагога), по которому можно составить рассказ или пересказать текст. А в старшем дошкольном возрасте могут сами придумать определенный сюжет и составить по нему рассказ. Используя сказочных персонажей из прищепок, можно превратить рассказывание сказки в игру-драматизацию. Такие задания развивают творческие способности у детей.

При работе над звукопроизношением мы часто используем упражнение «Укрась дерево листьями» или «Солнышко и тучка». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его листочком. Работая над дифференциацией аппозиционных звуков, педагог, предлагает ребенку «украшать» дерево (тучку и солнышко) прищепками двух цветов. При работе над автоматизацией звука подбираем шаблоны животных, в названии которых, слышится этот звук. Например [Л]: Лось, воЛк, беЛка, козёЛ, Лошадь и т.д. Параллельно ведётся работа по лексической теме: «Дикие и домашние животные». Просим ребёнка, назвать животное и сказать к какому виду оно относится. Или например: автоматизация звука [Р]: коРова, жиРаф, носоРог, баРан, бобёР. А когда будет идти работа над дифференциацией звуков [Л-Р], можно объединить две эти группы.

Можно предложить детям поиграть в игру «Чья цепочка длиннее?», «Где спрятался звук?», выполнить звуковой анализ слова с помощью прищепок.

Упражнения с прищепками вполне приемлемы в процессе автоматизации звуков в предложениях и тексте. Подобные упражнения помогают не только разнообразить работу, но и действительно ускоряет процесс автоматизации звука в спонтанной речи. Например, при проговаривании текста ребенок выполняет определенные манипуляции с прищепками. Данный процесс довольно сложный, но в тоже время увлекательный.

Тучки очень скучные,
Потому что тучные.
Когда плачут тучи,
Тучам чуть-чуть лучше.

Перед тем, как перейти к заучиванию текста, ребенок рассматривает картинку, «дорисовывает» сюжет, а затем, переходит к непосредственному проговариванию текста.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

Список литературы:

  1. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
  2. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Половникова О.А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О.А.. // Логопед – 2012. – № 10. – С. 47-49.
  5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

Коррекционно-развивающие игры с детьми подготовительной группы с ОНР
Тема: «С прищепками играем – речь развиваем»

Цель: развитие тонких движений пальцев рук; создание весёлой атмосферы и хорошего настроения у детей.

Задачи:

развивать мелкую моторику рук дошкольников;

– развивать коммуникативную функцию речи, воображение;

– закреплять сенсорные навыки и пространственные представления;

– формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
– развитие чувства ритма;
– развитие конструктивного мышления;
– формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Оборудование: Предметныекартинки; прищепки разного цвета; коробка; поднос; картинки с цифрами; игрушки; магнитофон.

Ход игры:

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь вечер было хорошее настроение.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, вы внимательно её послушайте и обязательно отгадаете:

– На веревке пальцы,
Держат одеяльце. (Прищепки.)

– Хотите с прищепками поиграть?

– Сейчас наши прищепки будут «говорящими». Потренируем наши пальчики. Возьмите по прищепке.

Дети (назвать имена двух) расскажут диалог воробья:

– Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А дети (назвать имена двух) про волка и лису:

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
– Лизавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела,
Голова пока цела.

(Дети передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тематическая цепочка».(Дети, прикрепляя прищепку к прищепке, называют предмет одной лексической темы: например «Мебель» – диван, кровать, кресло, шкаф…. или «Посуда».) Брать ту тему, которая детям уже знакома.

Обратить внимание детей, на игрушки в разных сторонах группы. Провести игру: «Кот или собака?» Одной половине детей крепится прищепка на левый рукав, другой – на правый рукав. Кот собирает свою команду, тех. у кого прищепка на правом рукаве, а собака свою команду. Под музыку дети собираются к «своей» игрушке.

Воспитатель: «Ой, у нас кукла Маша сидит, скучает. Как вы думаете почему? (на ней прищепки). Она хочет с вами поиграть». Предлагает детям отцепить прищепку от разных частей одежды, передавая куклу друг другу, и составляя предложение, рассказать, где она находится.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, у вас на столе картинки, изображающие какой-то предмет – надо доделать недостающие детали предметам и рассказать: – какую часть предмета они доделали? (рассказ детей стихов о предмете) – какого цвета прищепки использовали и сколько прищепок понадобилось? (Например, чтобы сделать уши, хвост или ноги мне понадобилось2,3 или 4 прищепки). Затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок.

Воспитатель: Дети, а кто может придумать и рассказать, что произошло с предметами, к которым мы прикрепляли прищепки? Я вам помогу, начну рассказывать, а вы продолжите.

«Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло и тепло. Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела. Подумайте, что я могла увидеть».

(Дети составляют рассказы: светило солнце, летали стрекозы и бабочки, бежал ежик, набежала тучка, пошел дождь и т.д.)

Итог игры: Вы все молодцы. Внимательно слушали задания, правильно их выполняли, вместе у нас получился замечательный рассказ. Расскажите своим родителям о сегодняшних играх с прищепками.

Список использованных источников:

  1. Фадеева Ю.А. Игры с прищепками творим и говорим.– М.: ТЦ Сфера, 2011;
  2. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОНР// Дошкольная педагогика. – 2006. – №5

Материалы для игр с прищепками

Для игр нам потребуются следующие варианты прищепок:

  1. В методике обучения грамоте красные символы обозначают гласные звуки. И я для игры с гласными выбрала красные прищепки и наклеила кружки с гласными буквами.
  2. Зеленые прищепки обозначают мягкие звуки, а синие – твердые.
  3. Прищепки разного цвета, с наклеенными символами звуков.

Эти бельевые зажимы применяются для отработки навыков звукового анализа. Если ваш ребёнок знает буквы, вместо символов приклеиваем буквы. Но я на первом этапе обучения предпочитаю применять символы. О них я расскажу в следующих статьях.

Дети среднего и старшего возраста должны научиться слышать, выделять и не путать звуки. Мы много работаем с гласными звуками, и уже в старшей группе воспитанники знают соответствующие им буквы. Поэтому также пользуюсь гласными буквами. Если ребёнок знает согласные буквы, и мы научили его их различать, то в ход идут прищепки с согласными буквами.

Если воспитанник букв не знает, используем символы. Пример ниже.

Насос свистит «С-С-С», змея шипит «Ш-Ш-Ш». Положение стрелки «вверх-вниз» показывает положение языка во рту при произнесении того или иного звука. Такие символы приклеиваются на бельевые зажимы.

Игры с прищепками на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Звуковой круг 1

Цель: учить различать гласные звуки.

Оборудование: красные прищепки с наклеенными на них буквами.

Ход игры: Воспитаннику предлагается рассмотреть прищепки. Обсуждаем с ним, какие буквы напечатаны на них (например, [А-У]). Выясняем, почему они именно на красных, а не каких-либо других прищепках (красным цветом обозначаем гласные звуки).

Затем ребёнок называет картинку, нарисованную на круге. Определяет какой первый звук, спрятался в слове.

Например, на картинке нарисован «ананас». Ребёнок голосом выделяет первый звук, называет его [А] и прикрепляет красную прищепку с буквой «А» и т.д.

Важно при выборе предметных картинок подбирать слова с нужным звуком, который стоит в начале слова и ударный (утка, осы).

Звуковой круг 2

Цель: учить различать гласные звуки.

Оборудование: красные прищепки с наклеенными на них буквами.

Ход игры: Рассматриваем зажимы. Обсуждаем с воспитанником, какие буквы напечатаны на них (например, [А, О, У, Ы, И]). Выясняем, почему они именно на красных, а не каких-либо других прищепках (красным цветом обозначаем гласные звуки).

Затем, обращаем внимание на середину круга, где нарисован прямоугольник, а в серединке прямоугольника красная точка. Это значит, нам нужно найти звук, который спрятался в середине слова. Можно вместе с ребенком пропеть ударный звук и выделить его (сОООООм, звук [О]).

Далее ребёнок называет картинку, нарисованную на круге. Определяет, какой гласный звук, спрятавшийся в слове.

Например: На картинке нарисован «кот», ребенок голосом выделяет первый звук, называет его [О] и прикрепляет красную прищепку с буквой «О» и т.д.

Важно при выборе предметных картинок подбирать слова, состоящие из одного слога (дом, кот, шар).

Можно усложнить игру: предлагаем ребёнку прикреплять прищепку не ведущей рукой.

Звуковой круг 3

Цель: учить различать звуки по мягкости и твердости на примере звуков [Т-ТЬ]

Оборудование: синие и зелёные прищепки.

Ход игры: Обсудим, какие звуки обозначаем синим цветом (твердые), а какие зеленым (мягкие).

Затем дошкольник называет картинку, нарисованную на круге. Проговаривает слово и определяет, какой из звуков[Т-ТЬ] прячется в слове.

Например, на картинке нарисован «танк». Воспитанник голосом выделяет соответствующий звук и прикрепляет синюю прищепку, объясняет свой выбор. «Телефон» – зеленая прищепка и т.д.

Снова можно усложнить игру: предлагаем малышу прикреплять прищепку не ведущей рукой.

Звуковой круг 4

Цель: учить дифференцировать (различать) и правильно произносить звуки [Т] – [Д].

Оборудование: прищепки синего цвета с приклеенными к ним напечатанными буквами, круг с картинками, в названии которых звуки [Д], [Т] находятся в различной позиции.

Ход игры: Педагог предлагает воспитаннику прикрепить синие прищепки с буквами к изображениям предметов, в названии которых слышится звук [Т], или [Д]. Ребенок четко называет изображённые на картинках предметы и ставит соответствующую прищепку.

Звуковой круг 5

Цели: учить дифференцировать (различать) и правильно произносить звуки [С] – [Ш] в словах.

Оборудование: прищепки с символами звуков [С-Ш]; круг с изображениями предметов, содержащих в названии [С-Ш].

Ход игры: Воспитанник прикрепляет бельевые зажимы с символами звуков к изображенным картинкам, в названии которых слышится [С] или [Ш]. Он четко называет изображенные на картинках предметы и ставит соответствующую прищепку.

Благодаря таким играм ребёнок совместно со взрослым с удовольствием и с пользой проводит время. Получает много эмоций и умений. А педагог, в свою очередь, решает свои коррекционные задачи.

Автор: Резчикова Анна Николаевна – учитель-логопед первой категории

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Читайте также:
Как поставить звуки Л и Р
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: