Игры с песком в логопедии

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

В современном мире всестороннее развитие детей, которое также включает в себя и коррекционно-развивающее обучение, невозможно без использования современных образовательных технологий.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Эти методы становятся частью общепринятых проверенных временем традиционных технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Одна из таких технологий, применяемая мной в процессе коррекции речевых нарушений, – это частичный перенос логопедических занятий в песочницу . Она оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, развивает тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – логопедов – речь и моторика. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песок способствует развитию мелкой моторики рук. Дети более старшего возраста, играя в песочнике, выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому на первоначальных этапах применяется метод действия «рука в руке».

Игры и задания с песком, используемые мной на логопедических занятиях

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевна) – положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он на ощупь. Открыть глазки и рассказать о своих ощущениях. Сделать то же самое, повернув ладошки тыльной стороной.

«Необыкновенные следы» – пройтись ладошками по песку, как медвежата (дети кулачками силой надавливают на песок); попрыгать как зайцы (кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях); проползти как змейки (дети расслабленными (напряженными) пальцами делают поверхность песка волнистой); пробежать как жучки-паучки (дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погрузить ладони в песок)).

Различные действия с песком (сжать его в кулачке, а потом разжать; сжать песок, но при этом кулачок приподнять над поверхность песочницы; захватить песок в щепотку и мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать его из пальцев; высыпая песок, образовывать дорожки из песка; засыпать палец или ладонь другой руки песком; перетирать песок между ладонями и т.д.).

Отыскивать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, бусины и т.д.). Но первоначально предметы могут использоваться и достаточно крупные, с учетом неразвитости детских пальчиков, например каштаны, крупные пуговицы, фигурки животных и т.д.

Отыскать конкретный предмет, с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы).

Охарактеризовать предметы , расположенные в определенном месте. Например, отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу песочницы и расскажи о них).

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Выложить фишками, камешками геометрическую фигуру.

Рисование на песке: дорожки – начинаем с простых прямых линий, например, «дорожка для слоненка к его домику», затем постепенно переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности; заборчики – которыми огораживаем все, что лежит в песочнице; дожди – вертикальные линии; лесенки – для разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцами контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом; насыпание песка на шаблон.

Можно печатать буквы на песке, с целью закрепления их образа, писать слова печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Работа в песочнице не только позволяет развивать мелкую моторику детей, но также позволяет работать над фонематическим слухом, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки .

Для развития фонематического слуха детям можно предложить выбрать фигурки (животных, птиц, растений и т.д.) из песка с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собери в зоопарк (магазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук «Л»: слон, крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка и т.д. Естественно перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.

Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Например, дифференциация «С» – «Ш». Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши и т.п. После их рассмотрения ребенок должен разделить пространство песочницы и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиуионером.

Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить ребенка и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, предметами мебели и посуды и т.д.

Играя с песком, можно работать и над развитием лексико-грамматической стороны речи . В песочнице, во-первых, можно расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а так же дюны, барханы, караваны и многие другие слова.

Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (сыпать, гладить, грести, превращать и т.п. В песочнице речь ребенка можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, золотой, золотистый и т.д.

Читайте также:
Логопедические технологии

В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов.

Выполнение действий с песком, их повторение и называние (проговаривание), будет способствовать лучшему запоминанию, пониманию и усвоению данных действий. Конечно, наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые слова и конструкции (насыпать, пересыпать, засыпать и т.д.). Можно модифицировать и предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными корнями: насыпать, накрыть, написать и т.д.

В основе возможностей формирования фразовой речи лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием (игрой) ребенка в песочнице. Мы заменяем выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, который мы предлагаем детям, имеет вид сказки, иногда это рассказ, где главным героем выступает сам ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий будет ограничено, так как мы прежде всего решаем вербальные задачи, т.е. не поразить воображение ребенка, а выявить его реальные возможности последующего воспроизведения услышанного.

Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа создавать декорацию сюжета (деревья, дома, мебель) и, естественно, совершать все действия главного героя. После первичного рассказа, ребенку предлагается повторить сказку (рассказ) для какого-нибудь игрового персонажа.

Логопед может применять несколько стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник и провокатор. Вначале он вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок в это время слушает, переживает и при несогласии с высказыванием взрослого обязательно возразит (вербально или паралингвистически). А вот в положении любознательного путешественника логопед может задавать множество уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, предметы, выстраивать диалог. Развивая связную речь, мы порой увлекаемся формированием монологической речи, незаслуженно забывая о диалоге. Диалог – это более ранняя форма речи, и для ребенка с речевыми нарушениями она более проста. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха. Позднее, когда ребенок достаточно развит для довольно длительного и распространенного самостоятельного высказывания, можно попробовать использовать стратегию провокатора. Когда в ходе высказывания логопед может попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу. Это слова типа «Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что …» и т.п.

Проигрывания (драматизации) литературных произведений с последующим их пересказов детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Здесь можно применять как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и д.р. К тому же сказки, как правило, хорошо известны детям, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием.

Таким образом, опыт работы показал, что использование игр с песком в коррекции речевых нарушений, как нетрадиционный метод в логопедической работе дает положительные результаты:

у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

дети чувствуют себя более успешными;

повышается мотивация речевого общения;

развиваются первичные произносительные умения и навыки;

пополняется и активизируется словарь;

корректируется грамматический строй речи, связная речь;

развивается мелкая моторика и зрительное восприятие;

лучше формируются навыки чтения и письма.

Естественно, главным в работе коррекционного педагога, по-прежнему, остается индивидуальный подход к каждому ребенку. Об этом следуем помнить, выбирая способы, методы и формы работы.

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Читайте также:
Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Игры с песком в логопедии

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Читайте также:
Методическая разработка мероприятия с детьми 'Педагогическая находка'

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Используя кинетический песок,можно решать следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Как вы знаете, игра с песком – это одно из самых любимых занятий детей. Игра с песком – это не просто время провождение. Это много эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного «ковыряния» в песке получается образовательный процесс. Ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

В первый раз Вы можете поиграть с ребенком вместе, в дальнейшем он может сам или с кем-то из сверстников или других взрослых проигрывать уже известные ему игры. Даже 15 – 20 минут, которые ребенок проведет, играя в песочнице, положительно скажутся на его развитии и настроение.

Игры с песком отличаются простотой, возможностью создания новых форм, возможностью разрушения песочной композиции, ее реконструкции, а также многократного создания новых сюжетов. Ребенок строит замок из песка, какое – то время любуется им, а потом сам разрушает этот замок, и с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему – то новому. И так происходит бесконечно. Проживая это многократно, ребенок достигает состояния равновесия, успокаивается.

Упражнения и игры с космическим песком способствуют:

1. Снятию психоэмоционального напряжения и создания положительного настроения.

2. Развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.

3. Развитию воображения, творческого потенциала.

4. Развитию мышления, речи, памяти, внимания.

5. Развитию интеллекта, обучению новым навыкам.

6. Формированию положительных черт характера.

Упражнение «Необыкновенные следы»

(Развитие тактильной чувствительности, 2-5 лет)

Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке, то, как передвигаются животные.

«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.

Игра «Буквы» (Обучение алфавиту, 4-6 лет)

Для увлекательного и быстрого запоминания букв Вы можете смоделировать их вместе с ребенком. Для этого слепите вместе с ним любую букву. Оживите ее с помощью глазок, ротика или других предметов. Поговорите с ребенком об этой букве, о том какие слова начинаются на эту букву. Слепите эти предметы их песка.

Игра «Цветные острова» (Развивает воображение, 5-7 лет)

Предложите ребенку взять песок и создать острова.Затем украсить их с помощью миниатюрных фигурок или других сподручных материалов: пуговиц, камушек, бусин и т. д. Предложите ребенку отправиться в путешествие по этим островам. Рассказать, что на них растет, какие животные живут и т. д.

Игра «Песочные строители» (Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти, 5-6 лет)

Нарисуйте домик на листе бумаги или возьмите готовую картинку, предложите ребенку посмотреть и запомнить, а затем самостоятельно построить па памяти. Если он не справляется, помочь, дать инструкцию.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);

«Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

«Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок – соответствующих слогам слова);

«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок – соответствующих количеству слов в предложении);

«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)

«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Использование песочной терапии в коррекционной работе логопеда

Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии.

Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

  • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями; *существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности;
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность;
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка.
Читайте также:
Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Организация игрового процесса включает 5 шагов:

Первый шаг – демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря —
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!

Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки…

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.
Хочу привести вам примеры игр и упражнений по использованию песочной терапии.

Развитие дыхания.

  • «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
  • «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  • «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
  • «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
  • «Песочный дождик» — учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
    Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са — за, ма — на — ма, да — та – да.
    Слова: кот – год – кот; том – дом — ком; басня – башня – пашня.
  • «Новоселье» — в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).
Читайте также:
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

Формирование слоговой структуры слова

  • «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога …- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.).
  • «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)

Звуковой анализ слова и предложения

  • «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
  • «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).
  • «Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.

Развитие связной речи

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» — ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно — развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
  • пополняется и активизируется словарь;
  • корректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • формируются навыки чтения и письма;
  • развивается мелкая моторика;

В перспективе планирую: пополнить оборудование и создать альбом фотографий.

Сальникова Ирина Александровна
учитель-логопед, МДОУ детский сад №2 «Солнышко»
Пензенская область, село Наровчат

Игры с песком в логопедии

Автор: Дроздова Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Богородск

Список ключевых слов: песочная терапия , артетрапия, артикуляционные упражнения, связная речь.

Краткая аннотация: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Введение :
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

При наличии нарушений связной речи у дошкольников с ОНР выявляются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования коммуникативных навыков и развитие эмоционально-волевой сферы. Следовательно, дошкольникам указанной категории необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа по формированию навыков связной монологической речи.

В настоящее время игровое моделирование на песке – одна из наиболее известных и широко применяемых арттерапевтических технологий.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

памяти и внимания;

терапия, направленная на развитие самоосознания,

уважения к себе;

выявление негативных мыслей,

обучение справляться с ними;

воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным

Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении

Э Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций..

  • наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.
Читайте также:
Овощи - план-конспект НОД

Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно, уверенность в себе.

Одним из вариантов песочной терапии является

– замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки

– непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда

– изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, -великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения)

– поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний и

– развитие связного высказывания у детей;

– развитие связной речи дошкольников с ОНР;

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Я предлагаю свой опыт работы при развитии связной речи у детей с ОНР 6-7 лет.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: – Я круглый.

Шар: – Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч: – А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар: – На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: – А я украшен разноцветными полосками

Шар: – Меня надувают воздухом.

Мяч: – И у меня внутри воздух.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Можно просто играть в песок вместе с ребенком. Класть ладони на песок и рассказывать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделает отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдется» по песку каждым пальчиком поочередно.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Можно оборудовать маленьку зона для игры с песком: на парте расположить песочницу, рядом в ящике на колесах положить цветной песок, формочки, мелкие игрушки, карточки. И самое главное это фантазия детей и их учителя.

Тема “Ударение” обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке “Волшебную палочку”, он дотрагивается до нужного места в схеме слова палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема “Деление слов на слоги” осваивается с помощью игры “Построй ступеньки”. На подносе с одним куличиком выкладываются односложные карточки – слова; с двумя – двухсложные; с тремя куличиками – трехсложные.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.) Заселяя их в замок определенного цвета.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ .

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Читайте также:
Эссе учителя-логопеда по теме 'Моя профессия – учитель-логопед'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги

– Использование песочной терапии дает положительные результаты:

– У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

– Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

– Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

песка, ,овобождается от самостоятельно.

1. Глухов А.П.Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод.пособие для пед.и гуманит.вузов.М.: МГТУ им.М.А.Шолохова, 2007.312 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред.и высш.пед.учеб.заведений.М.: Academia, 2001.246 c.

3. Кудрина Л.В., Панфиленко Г.И., Бондаренко Т.А., Григорян К.И.Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар.науч.конф.(г.Чита, июнь 2012 г.).Чита: Молодой ученый, 2012.169 с.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии.СПб.: Речь, 2005.340 с.

5. Венгер Л.А.Восприятие и обучение.М.: Просвещение, 1969.365 с.

6. Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте.М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1959.240 с.

7 Запорожец А.В.Избранные психологические труды: в 2 т.Т.I: Психическое развитие ребенка.М.: Педагогика, 1986.320 с.

8 Дахин А.Н.Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред.А.Ж.Жафярова.Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.202 с.

9. Панфилова А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под общ.ред.В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой.3-е изд., испр.М.: Академия, 2008.368 с.

Правильная постановка произношения шипящих звуков
консультация по коррекционной педагогике на тему

Работаем вместе с ребенком

Скачать:

Вложение Размер
pravilnaya_postanovka_proiznosheniya_shipyashchih_zvukov.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 4–5 годам. Однако, не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

Чаще вызывают затруднения у детей

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные звуки: р, рь, л, ль.

Произношение, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим косноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков сознательным пропуском их в своей речи.

Постановку любого звука можно начать с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук р (рычание собаки или звук работающего мотора), звук ш (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), ж (жужжание жука), з (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.

Если же ребенок не сумел воспроизвести звук по подражанию, то занятия рекомендуется начинать с отработки отдельных элементов звука. При этом используется система артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, которые подготовят органы речи к произношению определенного звука.

Приведу примеры артикуляционной гимнастики:

Подготовительные упражнения, статистические (неподвижные):

  • “Лопаточка”. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10–15 секунд.
  • “Чашечка”. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10–15 секунд.
  • “Иголочка”. Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед. Удерживать 10–15 секунд.
  • “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.
  • “Часики”. Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: “Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок”.
  • “Лошадка”. Показать ребенку как скачут лошадки. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. Язык должен присасываться к небу, а потом отрываться от него со звуком похожим на топот копыт.
  • “Качели”. Скажите ребенку: “Высунь узкий язычок. Тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай”. Повторить так 10–15 раз.
  • “Вкусное варенье”. Необходимо сидя с ребенком перед зеркалом представить, что вы съели вкусное варенье. И у вас испачкалась верхняя губа. “Давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так”. Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, но не из стороны в сторону.
  • “Почистим зубы”. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. “Посмотри как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь давай вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище.”. Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева-направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.
  • “Маляр”. Скажите ребенку: “Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу.” Повторить 10 раз.

При всех видах коррекционной работы с ребенком обязательно используйте зеркало, которое дает ему возможность видеть, как нужно ставить язык, зубы и губы при произношении каждого определенного звука.

Этапы коррекции звуков:

  1. Первый этап работы по преодолению нарушений произношения — постановка звука. Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук, приступайте ко второму этапу — закрепление звука.
  2. Закрепление звука в слоге (прямом — ла, лу, ли, лы; обратном — ал, ул, ил, ыл), между гласными в середине слога — ала, оло, улу..). Тренировка звука на аналогах слов (лала, пала, лалала. ).
  3. Закрепление звука в словах: рабочий звук в начале слова (лампа, ложка, лодка), в конце (стол, стул, сигнал, смял, стал), в середине (неделя, золото, желтый).
  4. Ввод слова с отработанным звуком в предложения, работа с картинками, подбор специальных стихотворений, где часто встречается рабочий звук.

Одновременно с закреплением рекомендуется проводить дифференциацию звуков.

  1. Ребенок произносит звук в сопоставлении — с–т, в разной последовательности в слогах (са-та, су-ту, та-са, ту-су, то-со), в словах (санки-танки, лист, мост, стул, стол), во фразах (стены, стулья и столы были светлого цвета).
  2. Ставим вопрос и получаем ответ с условием, что в вопросе и ответе обязательно должны быть дифференцируемые звуки. Например: Где стоит стул? — Стул стоит у стены.
  3. Поручаем ребенку самостоятельно следить за своей речью, контролируя ее.

Правильная постановка произношения шипящих звуков

Для начала необходимо вспомнить с ребенком артикуляционную гимнастику, а именно упражнение “чашечка”: — Пожалуйста: сделай язык “чашечкой”, теперь переведи чашечку за зубы, удерживая язык вверху, сомкни зубы, слегка вытяни вперед губы (можете двумя пальцами сами слегка выдвинуть губы ребенка вперед), и произнеси звук.

Если ребенок удерживает язык в верхнем положении, будет слышаться звук ш, если язык не удерживается, нужно подвести под язык шпатель или плоский конец чайной ложки. Упражняться с механической помощью до тех пор, пока ребенок не сможет произносить правильный звук без помощи. Потом предложите ребенку с таким же положением артикуляционного аппарата произнести звук ж. Если ребенок произносит звук ж как ш, приложите одну его руку на свою гортань, а другую на его гортань, и снова произнесите звук. Чтобы поставить правильный звук ч, нужно объяснить ребенку, что звук ч состоит из слитно произнесенных звуков ть и щ-тьщ. Сначала можно произносить раздельно ть-щ, ть-щ, потом постепенно слить эти звуки. При постановке звука щ предложите ребенку повторить звук, если не получается по подражанию, то свой палец (в горизонтальном положении) подложите под язык. Палец должен удерживать язык у средней части неба. Добивайтесь долгого звучания щ.

Постановка правильного произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц.

Правильная артикуляция свистящих звуков:

  • губы принимают положение последующего главного звука;
  • зубы сближены на расстояние одного миллиметра;
  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам;
  • спинка языка (его средняя часть) выгнута посередине, образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам (передним зубам).

При произношении мягкого с спинка языка сильнее выгнута, язык более напряжен. Звук з, зь произносится так же, только здесь уже включается голос (благодаря смычке голосовых связок), за счет чего и образуется звонкий свистящий звук.

Самое главное при произнесении с, з, ц , то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести, подражая вам, нужно прибегнуть к механической помощи. Прижмите кончик языка спичкой (концом спички, предварительно отломив серную головку), и пусть ребенок, закусив зубами спичку, произнесет звук с, потом з. Если ребенок с помощью спички произносит правильно звуки, а без спички не может, потренируйтесь подольше со спичкой, потом опять попробуйте без нее, до тех пор, пока ребенок не станет произносить самостоятельно правильное звуки с, з, ц.

Если не получается сразу звук з (ребенок произносит его как с) положите его руку на вашу гортань, а другую руку на свою, произнесите сначала, протягивая, звук с (Слышишь, горлышко молчит?), а потом протяните звук :”з. з..з..” и ребенок “услышит”, как “загудело горлышко”. Для произнесения правильного звука ц предложите произнести слитно звук тис, сначала медленно, потом быстрее, в итоге получится звук ц (т+с). При произнесении ц поднесите тыльную сторону ладони ребенка к своему рту, и он почувствует струю воздуха.

Постановка правильного произношения звука «л»

Для исправления недостатков произношения звука л советую вам самый простой способ, я всегда пользуюсь им в своей работе. Сначала вы перед зеркалом (ребенок сидит рядом) зажимаете зубами кончик языка, потом предлагаете ребенку проделать то же самое, и, не меняя положения языка, произнесите протяжный звук а или ы. Потом делаете то же самое, только беззвучно, а ребенок с включением голоса. Должен получиться протяжный звук «л».

Постановка правильного произношения звука «р»

Предложите ребенку вспомнить упражнение “чашечка”. Проделайте его вместе несколько раз обязательно перед зеркалом следующим образом:

— Сделай язык “чашечкой”, прижми сильно кончик языка к нёбу, оттолкнись, и силой произнеси звук д (следи, чтобы язык был вверху, зубы не закрывались и челюсть была неподвижна). Своим чистым пальцем или пальцем ребенка произведите быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. (На палец можно надеть соску для бутылочки). Сначала вы держите руку ребенка за кисть и его пальцем осуществляете движения, потом ребенок будет делать это упражнение самостоятельно. Делать надо до тех пор, пока не появится самостоятельная, без помощи пальцев, вибрация кончика языка. Повторять это упражнение несколько раз в день по 10–15 минут, или хотя бы один раз в свободное время, но тоже не более 20 минут.

Обязательно давайте ребенку отдыхать!

Чаще всего произносите сами сочетания др (язык вверху), чтобы ребенок, видя вашу артикуляцию и слыша правильный звук, подражал вам, но только при условии, если звук «р» вы произнесете правильно.

Работая с ребенком над исправлением дефектов звукопроизношения, необходимо иметь наглядный материал. Подберите цветные картинки, желательно по сериям (цветы, овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь), различные лото, домино, кубики.

Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще хвалите, поощряйте ребенка за его старание и труд.

Формирование правильного произношения у дошкольников (звуки ш, ж, ч, щ)

Разделы: Логопедия

Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений

Воспитание звуковой культуры речи у детей является составной частью работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме.

На занятиях решаются следующие задачи:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Работа над голосом и темпом речи.
  4. Совершенствование дикции, выразительности речи.
  5. Развитие лексико-грамматических структур речи.
  6. Воспитание культуры речевого общения.

С детьми, которые не усвоили материал на фронтальном занятии, целесообразно проводить подгрупповую и индивидуальную работу. В подгруппу подбираются дети со сходным речевым нарушением. Активное участие в работе над произношением могут принимать родители, выполняя дома задания, предложенные воспитателем.

Особенности произношения шипящих звуков

Звуки Ш, Ж. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Язык поднят кверху, к передней части твердого неба и образует с ним щель, через которую проходит воздух. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Звук Ш – глухой, звук Ж – звонкий. В произношении звука Ж участвуют голосовые связки.

Звук Щ произносится как звук Ш, но мышцы языка более напряжены и язык выдвигается ближе к зубам.

Звук Ч возникает в результате быстрого соединения звуков ТЬ и Щ.

Неправильная артикуляция:

  • язык находится между зубами,
  • язык находится за нижними зубами внизу,
  • язык отклоняется вбок, воздух проходит в щеку,
  • губы сильно вытянуты вперед, язык находится внизу.
  • Этапы работы по формированию правильного произношения

    Работа по формированию правильного произношения шипящих звуков проводится по традиционной схеме:

    1. Артикуляционная гимнастика для тренировки речевых органов.
    2. Постановка звука.
    3. Закрепление произношения звука в слогах.
    4. Закрепление произношения звука в словах.
    5. Закрепление произношения звука в предложениях, текстах.

    Артикуляционная гимнастика.

    Ребенку предлагаются упражнения для подъема широкого переднего края языка вверх, для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, для удерживания языка в форме “чашечки”.

    1. Широкий спокойный язык расположить между губами и пошлепать губами, произнося “пя-пя-пя”.
    2. Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий спокойный язык на нижнюю губу, удерживать неподвижно под счет от 1 до 5-10.
    3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подуть, как бы длительно произнося звук “Ф”.
    4. Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (Нижней губой не помогать).
    5. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и подуть на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка. (Нижней челюстью не помогать).
    6. Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. (Нижняя челюсть неподвижна).

    Постановка звуков

    Основной прием постановки звуков – подражание. При этом обращается внимание ребенка на правильное положение языка и губ. Если не удается получить звук по подражанию, можно использовать дополнительные приемы постановки:

    Звук Ш.

    1. Предложить ребенку сделать язык в форме “чашечки”, завести язык вглубь рта. Произнести звук Ш.
    2. Произносить на выдохе звук Т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами.

    Звук Ж. Произносится так же, как звук Ш, только с участием голоса.

    ЗвукЧ

    1. Произнести звук ТЬ при поднятом вверх кончике языка и отодвинуть язык вглубь рта, повторяя звук ТЬ. Получится звук Ч.
    2. Предложить ребенку произнести сочетания звуков Т-Ш, сначала медленно, затем убыстряя темп.

    Звук Щ. Часто появляется автоматически, после того как будут поставлены звуки Ш, Ж, Ч.

    1. Предложить ребенку произнести звук Ш и передвинуть язык вперед, ближе к зубам.
    2. Произнести звук Ш и растянуть губы в улыбку.

    Примерные занятия по закреплению шипящих звуков

    ЗАНЯТИЕ 1

    Тема: Автоматизация звука Ш в слогах, словах. Игры с Гномом Шушей.

    Цели:

    1. Закреплять произношение звука Ш в слогах, словах.
    2. Развивать фонематические процессы: выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов; договаривать слоги в словах в соответствии с рифмой.
    3. Активизировать словарный запас.
    4. Развивать связную речь на материале предложений.

    Оборудование: Игрушка – гном, набор картинок, мелких игрушек, цветок с разноцветными лепестками.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Детям знакомятся с Гномом, который любит произносить звук Ш-Ш-Ш, и угадывают его имя.

    2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в слогах.

    Дети повторяют песенки – слоги, из которых состоит имя Гнома:

    Гном слушает и подтверждает, что его зовут Шуша.

    3. Игра “Кто внимательный?”. Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

    Дети поют любимые песенки Гнома Шуши. Гном просит детей быть очень внимательными, чтобы ничего не перепутать.

    Ши-ша-ше
    Шо-ши-шу
    Шу-ша-шо
    Ша-шу-ше
    Аш-аш-аш – вот дом наш.
    Уш-уш-уш – это душ.
    Ош-ош-ош – дом хорош.

    4. Игра “Хлопаем в ладоши”. Развитие фонематических процессов.

    Гном Шуша просит назвать, какой звук был во всех песенках? (Звук Ш-Ш-Ш).

    Тогда хлопайте в ладоши, когда услышите этот звук:

    • М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш – Н – Р – Ш
    • МА – ши – на – бу – сы – ши – пы – пи – шу – ма – шу
    • Шар – хор – сыр – шум – лук – шаг – мак – шип – рысь

    5. Игра “Договори слог”. Угадывание слов в соответствии с рифмой.

    Дети отгадывают загадки Гнома Шуши, договаривая слова:

    Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Домик есть у Шу… (ши)
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Он живет в шала… (ше)
    Ша-ша-ша, ша-ша-ша
    Вышел он из шала…(ша)
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Идет в гости к Ми…(ше)

    6. Игра “Цветик – семицветик”.

    Подарите Гному Шуше в подарок цветик – семицветик. Но сначала нужно его собрать и назвать картинки на лепестках.

    • Дети собирают цветик-семицветик, называют картинки на лепестках.
    • Дети рассматривают все лепестки и отвечают на вопросы:

    Что надевают на голову? (шапку)
    Что накачивают у машины? (шины)
    Что режет хлеб и мясо? (нож)
    Кто боится кошки? (мышь)
    Кто скачет и цокает? (лошадь)
    Что кладут под голову? (подушку)
    Что носят зимой? (шубу, шарф)

    • Дети называют предмет по действию, рассказывают, кто что делает, кто шумит, шагает, шуршит, кушает, дышит, лежит, висит.

    7. Домашнее задание.

    Гном просит детей дома рассказать маме, какой цветик-семицветик ему подарили, повторить его любимые песенки, которые он написал на открытке в подарок детям.

    Дети получают домой карточку с речевым материалом из слогов, слов для повторения.

    ЗАНЯТИЕ 2

    Тема: Автоматизация звука Ш в словах, предложениях. Игра “В гостях у Миши”.

    Цели:

    1. Закреплять произношение звука Ш в словах, предложениях.
    2. Развивать фонематические процессы: называть слова со звуком Ш; определять место звука в слове.
    3. Совершенствовать грамматический строй речи.

    Оборудование: Сюжетная картина, набор предметных картинок, схемы слов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Детям предлагается пойти в гости к мальчику Мише, у которого есть много игрушек. Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением игровой комнаты и набор предметных картинок с изображением игрушек.

    2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в предложениях.

    Аш-аш-аш – вот Миша наш!
    Ош-ош-ош – Миша хорош!
    Ыш-ыш-ыш – он не малыш!

    3. Автоматизация звука Ш в ходе выполнения грамматических заданий:

    Игра “ Один – много”.
    Вот шар. У Миши шары.
    Вот машина. У нашего Миши машины.
    Вот неваляшка. У Миши неваляшки. и т.д.

    • Дети считают игрушки.

    Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров…
    У Миши пять шаров.
    Одна машина, две машины ……..У Миши шесть машин.
    Одна клюшка, две клюшки. У Миши две клюшки. и т.д.

    4. Развитие фонематических процессов:

    Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.
    Шар, машина, хлопушка, ведерко.

    5. Домашнее задание.

    Найдите дома игрушки со звуков Ш. Расскажите, какие вы нашли игрушки, Сколько их было?

    ЗАНЯТИЕ 3

    Тема: Автоматизация звука Ш в предложениях, текстах. Игра “Грустный кот”.

    Цели:

    1. Закреплять произношение звука Ш в предложениях и текстах.
    2. Формировать фонематические процессы звукового анализа и синтеза.
    3. Активизировать словарный запас.
    4. Развивать связную речь на материале сложных предложений, творческих рассказов.

    Оборудование: Мягкая игрушка – кот, набор предметных картинок, символы звуков для составления схемы слов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Детей знакомят с проблемной ситуацией: Наш кот грустит. Он никому не жалуется, потому что не может рассказать, что его так огорчило. Давайте подумаем, почему загрустил кот.

  • Игра “Помоги коту найти “лишнюю” картинку”. Дети называют “лишнюю” картинку, объясняют свой выбор, используя обобщающие понятия “животные, насекомые, игрушки, одежда, цветы”.
  • – шмель, кошка, лошадь, еж;
    – шапка, шуба, каша, шарф;
    – ландыш, ромашка, щиповник, машинка.

    2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в предложениях.

    Дети договаривают слова, помогая коту выбрать подходящее по рифме название картинки. Затем повторяют предложения.

    Шка-шка – У кошки вкусная .. (кашка).
    Шка-шка – Шла добрая … (старушка).
    Шка-шка – Под ушком мягкая … (подушка).
    Шка-шка – Лежит рыжая …(кошка).
    Ош-ош – Бежит колючий … (ёж).
    Шин-шин – Упал пустой …(кувшин).

    3. Развитие фонематических процессов: звукового анализа и синтеза.

    Дети угадывают слова, сказанные по звукам.

    У кота улетел Ш-А-Р. Что улетело у кота?
    У кота болят У-Ш-И. Что болит у кота?
    Кот не любит Д-У-Ш. Что не любит кот?
    Кота напугал Ш-У-М. Что напугало кота?

    • Назовите по порядку звуки в словах.

    Рассматривая картинки, дети придумывают, чем можно порадовать кота. Называют слова по звукам. (Каша, шуба, шарф). Составляют звуковую схему слов.

    4. Игра “Угадай, почему кот грустит?”

    Давайте попробуем догадаться, что произошло с котом. (На предметных картинках изображены: ошейник, кувшин, еж, шмель, лошадь, старушка, кошка-подружка, подушка, кашка). Детям предлагается высказывать свои предположения, почему кот грустит. Педагог дает образец: Может, наш кот хотел пить? Он заглянул в кувшин, а в кувшине пусто. Теперь у нашего кота жажда.

    Дети могут предположить следующее:

    Может, наш кот захотел спать, но у него не было подушки. Ему некуда было положить ушки.
    У нашего кота пропала подружка. Он её долго искал и не нашел. И теперь коту скучно.
    Наш кот пошел в лес и наткнулся на колючего ежика. Ёж уколол кота. И теперь кот лижет лапку и грустит.
    Нашему коту надели на шею ошейник и теперь у кота болит шея.
    Нашего кота ужалил шмель. И теперь у кота болит ушко.

    5. Составление рассказа по опорным картинкам. “Что нужно сделать, чтобы кот не грустил”.

    6. Домашнее задание.

    Нарисуйте нашего кота. Расскажите, из-за чего грустил кот, и что мы решили сделать, чтобы улучшить его настроение.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: