Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой занятий, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Задача логопеда состоит в том, чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, научить ребенка воспринимать и различать звуки речи.

В детском саду на логопедических занятиях с детьми с ОНР я использую нетрадиционные формы работы. Эти методики становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Игры с песком принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОНР.

На фоне комплексной логопедической работы инновационные методики, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для детей с ОНР характерны: бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. В связи с этим особое внимание я отвожу звуко-буквенному анализу и использованию различных традиционных и нетрадиционных работ с детьми с ОНР.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние гипервозбудимых детей. Применение в коррекционной работе этих игр позволяет будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.

Я использую игры с песком для развития мелкой моторики пальцев рук.

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладонями по тем же дорожкам;
  • сделать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней нарисовать разные узоры на поверхности песка;
  • пройтись отдельно каждым пальчиком по песку поочередно (указательным, средним, безымянным, мизинцем.)

Для применения в коррекционной работе приемов с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком наборы пластмассовых или деревянных букв, мелкие игрушки, изображающие животных, людей, растения, транспорт, предметы быта и т.д.

На 1-ом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать игрушки, в названии которых есть звук А, О, или другой гласный звук;
  • выбрать игрушки, в названии которых есть согласный звук;
  • выбрать фигурки, названии которых есть автоматизируемый звук (С или З, Ш или Ж );
  • найти фигурку и составить предложение, в котором слова со звуком С или Ш находятся в начале, середине или конце слова.

Эти игры помогают закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развивать умение слышать и вычленять отдельные звуки в слове.

Очень хорошо лепить буквы из влажного песка, сгребая его ладонями и превращая одну букву в другую (И в Н , Т в К , Л в А и т.д.)

Можно на песке писать слова пальчиком или палочкой, держа ее как карандаш или ручку.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.

Дети осваивают деление на слоги, выкладывая ступеньки из песка, по принципу:

  • первая ступень – односложные слова,
  • вторая – двухсложные,
  • третья – трехсложные и т.д.

Для развития навыка дифференциации звуков используется игра «Кто быстрее?».

Песочница разбивается на 2 поля, участники команды берут флажки и получают задание по дифференциации звуков (н-р Л – Р).

Если ребенок услышал слово со звуком Л, ставит флажок на 1-ом поле, со звуком Р – на 2-ом, при этом проговаривая эти слова.

Так же можно использовать для автоматизации звуков и лексические темы (фрукты, овощи, осень и т. д.), найти и назвать те фрукты или овощи, в названии которых есть автоматизированный звук.

Регулярное проведение речевых занятий по песочной терапии показало, что у детей сформировался навык общения, взаимодействия в коллективе, автоматизировался навык правильного звукопроизношения, улучшился фонематический слух и восприятие, закрепился навык звукового анализа и синтеза, активнее развивается мелкая моторика пальцев рук, закрепляются графические навыки, активизируется словарь, активно развивается связная речь, повышается речевая активность детей.

У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, у детей исчезает страх, что у них что-то не получится.

Таким образом, особая значимость этой работы состоит в том, что она представляет возможность свободного речевого общения детей, закрепление речевых навыков на логопедических занятиях и в повседневной жизни и деятельности дошкольников.

Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Автор: Дроздова Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Богородск

Список ключевых слов: песочная терапия , артетрапия, артикуляционные упражнения, связная речь.

Краткая аннотация: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Введение :
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Читайте также:
Аутизм в раннем возрасте

При наличии нарушений связной речи у дошкольников с ОНР выявляются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования коммуникативных навыков и развитие эмоционально-волевой сферы. Следовательно, дошкольникам указанной категории необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа по формированию навыков связной монологической речи.

В настоящее время игровое моделирование на песке – одна из наиболее известных и широко применяемых арттерапевтических технологий.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

памяти и внимания;

терапия, направленная на развитие самоосознания,

уважения к себе;

выявление негативных мыслей,

обучение справляться с ними;

воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным

Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении

Э Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций..

  • наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно, уверенность в себе.

Одним из вариантов песочной терапии является

– замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки

– непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда

– изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, -великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения)

– поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний и

– развитие связного высказывания у детей;

– развитие связной речи дошкольников с ОНР;

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Я предлагаю свой опыт работы при развитии связной речи у детей с ОНР 6-7 лет.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: – Я круглый.

Шар: – Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч: – А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар: – На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: – А я украшен разноцветными полосками

Шар: – Меня надувают воздухом.

Мяч: – И у меня внутри воздух.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Можно просто играть в песок вместе с ребенком. Класть ладони на песок и рассказывать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделает отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдется» по песку каждым пальчиком поочередно.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Можно оборудовать маленьку зона для игры с песком: на парте расположить песочницу, рядом в ящике на колесах положить цветной песок, формочки, мелкие игрушки, карточки. И самое главное это фантазия детей и их учителя.

Читайте также:
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Тема “Ударение” обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке “Волшебную палочку”, он дотрагивается до нужного места в схеме слова палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема “Деление слов на слоги” осваивается с помощью игры “Построй ступеньки”. На подносе с одним куличиком выкладываются односложные карточки – слова; с двумя – двухсложные; с тремя куличиками – трехсложные.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.) Заселяя их в замок определенного цвета.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ .

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги

– Использование песочной терапии дает положительные результаты:

– У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

– Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

– Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

песка, ,овобождается от самостоятельно.

1. Глухов А.П.Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод.пособие для пед.и гуманит.вузов.М.: МГТУ им.М.А.Шолохова, 2007.312 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред.и высш.пед.учеб.заведений.М.: Academia, 2001.246 c.

3. Кудрина Л.В., Панфиленко Г.И., Бондаренко Т.А., Григорян К.И.Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар.науч.конф.(г.Чита, июнь 2012 г.).Чита: Молодой ученый, 2012.169 с.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии.СПб.: Речь, 2005.340 с.

5. Венгер Л.А.Восприятие и обучение.М.: Просвещение, 1969.365 с.

6. Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте.М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1959.240 с.

7 Запорожец А.В.Избранные психологические труды: в 2 т.Т.I: Психическое развитие ребенка.М.: Педагогика, 1986.320 с.

8 Дахин А.Н.Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред.А.Ж.Жафярова.Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.202 с.

9. Панфилова А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под общ.ред.В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой.3-е изд., испр.М.: Академия, 2008.368 с.

Песочная терапия в работе логопеда

История метода «Песочная терапия»
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии» помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук:
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Читайте также:
Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка – своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников – это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат:
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии),
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов – цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок:
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

2
Супервижн –
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд. В нашей песочнице – это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно-образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы.

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Читайте также:
Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» – «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности
Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Выводы.
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
(Т. Грабенко)

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Елена Королёва
Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Существует много приемов и методов, которые используются в коррекции речевых нарушений. Хочу остановиться на одном из них. Это использование песочницы.

Именно в песочнице ребенок строит свой первый дом в жизни, сажает дерево, придумывает сюжет. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно.

Игры с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играя в песке, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Именно поэтому, в играх с песком можно проводить коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Читайте также:
Конспект занятия 'Комнатные растения"

Сам принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Я хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР.

Я начала свою работу с демонстрации песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта, они символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно, оно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный».)

Далее вместе детьми рассмотрели коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)

С правилами поведения в песочнице мне помог сказочный персонаж Песочная фея.

«Ребята, посмотрите Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

И после этого начала работу со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

При знакомстве с песком дети “здоровались” с ним, гладили, пересыпали, рисовали на нем; описывали и сравнивали свои ощущения, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, крупный или мелкий, мокрый или сухой.

Упражнения на совершенствование мелкой моторики

– скользили ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполняли те же движения, поставив ладонь на ребро;

– создавали отпечатками ладоней, кулачков всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

– “проходили” по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно. Затем группировали пальцы по два, три и т. д. Создавая загадочные следы, а затем вместе фантазировали, кому они принадлежат! (прошли медведи, проскакал заяц, проползла змейка, пробежали жучки-паучки)

«Играли» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигались не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

С помощью таких упражнений как «Песочный дождик» и «Песочный ветер» дети узнали, что в песочной стране может идти дождь (дети набирали в ладони песок, поднимали их и сыпали песок в песочницу.) и дуть ветер. Изображая ветер при выдохе они легко дули на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Перед упражнениями на развития

диафрагмального дыхания

обращала внимание детей на то, что песчинки очень мелкие и легко разлетаются в разные стороны. Они могут попасть в глаза соседу, если дуть очень сильно. Поэтому дуть в трубочку надо медленно, плавно и аккуратно.

– «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

– «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

– – «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь

Артикуляционные упражнения

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

– «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

– «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

– «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

автоматизации изолированных звуков

использовала такие игры:

– «Сильный мотор» автоматизация звука Р произносится звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку,

– «Горочка» Автоматизация звука С – набрать в руку песок у и произносить звук С, насыпая горку.

– «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

Читайте также:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

развития фонематического слуха

использовала такие игры:

– «Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки» – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города» – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Найди, что в песке» – дети отбирают только те игрушки в названии которых есть автоматизируемый звук или, отобрав игрушки с заданным звуком, определяют позицию звука в слове.

грамматического строя речи

, через игру «Лодочка» – можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

– предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

– наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Используя игровые упражнения:

«Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда дети отгадывают, дает инструкции словами «правее», «левее», «прямо» и т. д., чтобы дети нашли спрятанную вещь.

«Я делал – я сделал»

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)

Упражнение «Нет кого?» Возможны варианты: педагог прячет в песок животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?» Если стоит цель образование притяжательных прилагательных, то задача ребенка изменение слов по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

Обучение грамоте

– «Напиши на песке»– ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.

«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы “Л” в “А”, “Ч” в “Т”, “О” в “Я” и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

связную речь

, составляли предложения по найденным в песке игрушкам на автоматизируемые звуки.

В игре «Дорисуй картинку и составь предложение» – рисовали на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка была дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»).

Игра «Друзья» – при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?» – при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Начни предложение» – ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

Отыскивая картинки в песке, и через игру «Для чего это нужно?» учились отвечать полным предложением упражнялись в составлении описательных рассказов используя, лексические темы: «Домашние животные», «Рыбы», «Игрушки». Дети находили в песке игрушки и составляли рассказ – описание.

Итак, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

• игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

•позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

• песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.

• значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

Использование песочной терапии в коррекционной работе логопеда

Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии.

Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

  • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями; *существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности;
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность;
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Читайте также:
Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)

Организация игрового процесса включает 5 шагов:

Первый шаг – демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря —
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!

Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки…

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.
Хочу привести вам примеры игр и упражнений по использованию песочной терапии.

Развитие дыхания.

  • «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
  • «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  • «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
  • «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
  • «Песочный дождик» — учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
    Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са — за, ма — на — ма, да — та – да.
    Слова: кот – год – кот; том – дом — ком; басня – башня – пашня.
  • «Новоселье» — в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога …- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога.
Читайте также:
Логопедическое занятие по теме 'Игрушки'

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.).
  • «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)

Звуковой анализ слова и предложения

  • «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
  • «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).
  • «Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.

Развитие связной речи

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» — ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно — развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
  • пополняется и активизируется словарь;
  • корректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • формируются навыки чтения и письма;
  • развивается мелкая моторика;

В перспективе планирую: пополнить оборудование и создать альбом фотографий.

Сальникова Ирина Александровна
учитель-логопед, МДОУ детский сад №2 «Солнышко»
Пензенская область, село Наровчат

Кинетический песок как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Как играли мы в песок,
Насыпали в туесок.
Замесили тесто, –
Деткам интересно.

Разминали пальчики,
Вылепили зайчиков.
Мы катали шарики,
Делали смешариков.

Коррекционная работа – это великий труд для малыша. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» и нацеливает нас на то, чтобы ребенок мог свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…».

Для достижения у дошкольников с речевыми расстройствами данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Логопедам известно насколько процесс автоматизации звуков может быть длительный и однообразный, использование песка для работы над исправлением речи превращает монотонные занятия в увлекательный процесс.

Кинетический песок был создан 2013 году. Состоит песок на 98% из чистого песка и 2% – силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – “текуч”. До него дотрагиваешься, песок “движется”, “оживает”, течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство.

С кинетическим песком можно работать на любой поверхности.

Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.

Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В своей работе я использую фигурки персонажей из Киндер-сюрпризов, Лего, а также различные камешки, ракушки, пуговки, крупные бусины.

Читайте также:
Формирование русского языка в условиях двуязычия

Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:

  • развитие фонематических представлений;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • автоматизация поставленных звуков;
  • обучение грамоте;
  • развитие связной речи;
  • формирование слоговой структуры речи;
  • развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры с кинетическим песком, используемые в работе:

«Песочная фигура».

Ребенок рисует на песке фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Тем самым закрепляем названия геометрических фигур. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

«Чьи следы?»

«Следы медведя» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Следы зайца» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях (как прыгает заяц). «Следы змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Отгадай загадку».

Ребенок отгадывает загадку, а отгадку-игрушку ищет в песке.

«Чего не стало?»

Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

«Игра в машинки».

Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.)

«Подбери слова».

Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.

«Сосчитай».

Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

Будем мы зверей искать
И слова к ним подбирать.
Еж, лиса, медведь опять…
Их попробуй сосчитать.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др.

«Кто больше назовёт?»

Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др.

«Шаги» – произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку.

«Найди игрушки» – логопед закапывает в песок игрушки со звуком Л: лошадку, куклу, ложку, слона, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку найти игрушки и назвать их. Спросить, какой звук слышится во всех словах. Предложить составить предложение с каждой игрушкой.

«В поисках клада».

Этот сказочный песок
К нам приходит на урок.
Любим мы лепить, играть
И игрушки доставать.

Дети ищут в песке картинки, предметы. И проговаривают: « Я нашел кошку….»

«Подружки»

Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне – подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка.

Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Звуковая схема» Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.

«Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.

С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее.

«Найди буквы и назови».

Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

«Назови слово».

Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Составь слово».

Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово.

В своей работе я отметила, что использование кинетического песка дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Они чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.

Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования.

Пивоварчук Ольга Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ №233 г. Ульяновска

Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Используя кинетический песок,можно решать следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Как вы знаете, игра с песком – это одно из самых любимых занятий детей. Игра с песком – это не просто время провождение. Это много эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного «ковыряния» в песке получается образовательный процесс. Ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

В первый раз Вы можете поиграть с ребенком вместе, в дальнейшем он может сам или с кем-то из сверстников или других взрослых проигрывать уже известные ему игры. Даже 15 – 20 минут, которые ребенок проведет, играя в песочнице, положительно скажутся на его развитии и настроение.

Игры с песком отличаются простотой, возможностью создания новых форм, возможностью разрушения песочной композиции, ее реконструкции, а также многократного создания новых сюжетов. Ребенок строит замок из песка, какое – то время любуется им, а потом сам разрушает этот замок, и с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему – то новому. И так происходит бесконечно. Проживая это многократно, ребенок достигает состояния равновесия, успокаивается.

Упражнения и игры с космическим песком способствуют:

1. Снятию психоэмоционального напряжения и создания положительного настроения.

2. Развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.

3. Развитию воображения, творческого потенциала.

4. Развитию мышления, речи, памяти, внимания.

5. Развитию интеллекта, обучению новым навыкам.

6. Формированию положительных черт характера.

Упражнение «Необыкновенные следы»

(Развитие тактильной чувствительности, 2-5 лет)

Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке, то, как передвигаются животные.

«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.

Игра «Буквы» (Обучение алфавиту, 4-6 лет)

Для увлекательного и быстрого запоминания букв Вы можете смоделировать их вместе с ребенком. Для этого слепите вместе с ним любую букву. Оживите ее с помощью глазок, ротика или других предметов. Поговорите с ребенком об этой букве, о том какие слова начинаются на эту букву. Слепите эти предметы их песка.

Игра «Цветные острова» (Развивает воображение, 5-7 лет)

Предложите ребенку взять песок и создать острова.Затем украсить их с помощью миниатюрных фигурок или других сподручных материалов: пуговиц, камушек, бусин и т. д. Предложите ребенку отправиться в путешествие по этим островам. Рассказать, что на них растет, какие животные живут и т. д.

Игра «Песочные строители» (Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти, 5-6 лет)

Нарисуйте домик на листе бумаги или возьмите готовую картинку, предложите ребенку посмотреть и запомнить, а затем самостоятельно построить па памяти. Если он не справляется, помочь, дать инструкцию.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);

«Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

«Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок – соответствующих слогам слова);

«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок – соответствующих количеству слов в предложении);

«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)

«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: