Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

В статье раскрывается практическое применение игр по развитию мелкой моторики, как средства закрепления правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя и развития связной речи у дошкольников.

В своей практической работе я опираюсь на то, что для полноценного формирования навыков устной речи важно развивать у дошкольника мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движения пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельностью.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Игры на развитие мелкой моторики и упражнения — уникальное средство для развития речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры на развитие мелкой моторики мной используются на всех этапах речевого развития ребёнка.

Тренажёры

Мной изготовлены специальные тренажёры: на тканевую основу наклеивается шнурок в различном направлении, на концы шнурка наклеиваются предметные картинки, разной тематики в зависимости от назначения.

Так, например, для закрепления правильного звукопроизношения [Р], это может быть собака или машина. На первых этапах ребёнок может пальцем проводить по шнуровке и четко произносить звук РРРРРРРРР. Далее можно усложнять задачу, прокатывание мячика (это может быть гладкий или колючий, с мягкой или твердой основой) и произнесение заданного звука.

Данные тренажёры можно использовать и при закреплении звуков в связной речи. Ребёнок прокатывает мячик и проговаривает стишок с автоматизированным звуком.

Автоматизация звука [Ш]

Как у синей, у машины,
Об асфальт шуршали шины.
Едет, едет по дорожке
И пыхтит четвероножка.
На ногах – четыре шины,
А зовут её – машина.

Так же тренажёры можно использовать при заучивании стихотворений. Произнося, стихотворение ребёнок передвигает мячик по «дорожке».

Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит,
За витком идёт виток –
Вот и села на цветок.

Зелёная полянка

Данное пособие вяжется крючком, на него нашиваются пуговицы, и отдельно вывязываются цветы с отверстием в центре, чтобы они могли застёгиваться на пуговички.

Данное пособие можно использовать при подготовке к обучению грамоте. Например, для задания на определение количества слогов в слове.

На каждый слог ребёнку предлагается «срывать» или наоборот «посадить» цветок. Таким образом, ребёнок наглядно видит, сколько в слове слогов. В слове МАШИНА три слога.

Так же при подготовке к обучению грамоте можно использовать различный бросовый и природный материал (различные крупы, бобовые, спички, пуговицы), ими можно выкладывать изучаемые буквы.

Сухой бассейн

Это пособие можно изготовить из любого сыпучего материала (песок, крупы, бобовые). Я использовала аквариумные камешки.

Это пособие так же многофункционально. Можно использовать для любого раздела речевого развития.

Так, например, для формирования грамматического строя речи: бассейн помещаются парные игрушки разного размера. Ребёнку даётся задание найти большой и маленький предмет. Он ищет, например мяч – мячик, дом домик, козёл – козлик и так далее. Пособие можно использовать для активизации и актуализации словаря. В бассейн помещаются различные животные, ребёнок должен найти всех домашних животных, потом диких. Затем перечислить их названия. Так можно проиграть с любыми обобщающими понятиями.

Массажные тренажеры

Это может быть и массажные мячики, колючие коврики, обычные карандаши, бигуди для завивки, небольшие цилиндры, изготовленные из основания обоев и обклеенные цветной бумагой.

Эти пособия можно использовать при работе над слоговой структурой слов. Прокатывая между рук тренажёры, зажимая в кулачке мячи или продавливая ладошками коврик, ребёнок проговаривает ритмично слова с различной слоговой структурой. Использование данной методики очень хорошо подходит для детей с нарушением темпо – ритмической стороны речи (заиканием).

Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников

Асначева
Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше, тем лучше. Вспомним старую добрую «Сороку» или «Ладушки». Эти незамысловатые забавы весьма полезны. По данной теме я провели родительское собрание, анкетирование родителей, познакомили их с играми на развитие моторики, пальчиковой гимнастикой, некоторыми методами нетрадиционного рисования, оригами, выкладывание фигур из счётных палочек.

Читайте также:
План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Родители удивились простому пальчиковому массажору из еловых шишек, шишку которую нужно катать между ладонями 3 – 4 минуты в день, использование фасолевых, гороховых, крупяных «ванночек», изготовление бус из макарон, из тыквенных семечек, рисование пальчиковыми красками, по мимо основной цели – развития моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться. Для этого насыпаем на поднос крупу или муку, можно молотый кофе и пальчиком создаем шедевр, если что-то не понравилось, встряхнули и у нас снова чистый лист для творчества.

Для развития моторики много игр и одной из них является очень интересная игра «Золушка» смешиваем фасоль и горох и просим ребенка перебрать их по разным баночкам. Такими играми родители могут занять ребенка и дома.

Я предложила родителям организовать выставку поделок и игр на развитие мелкой моторики и они проявили свою богатую фантазию, используя в своих работах.

Родители приготовили на откручивании и закручивании пробок, это нос, пуговицы у клоуна, вишенки. Застегивание и расстегивание пуговиц в панно (грибы, бабочки, облака) .Интересны оказались «мякиши» выполненные из воздушного шарика, заполненного мукой, картины, композиции из природного материала, круп.

Данные пособия мы будем использовать в работе с нашими детьми по развитию моторики.

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для маленького ребенка. В пальчиковых играх отрабатываются статические и динамические движения.

В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа – пальчиковые игры без предметов;

2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов.

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением) ; сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям.

Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых.Например: игра «Скакалка».

Цель. Тренировать большие пальцы рук. Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя.Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую.Воспитатель сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Алочки

Вертит быстро Алочка

Ручки у скакалочки.

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используем различную атрибутику, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем дидактическую игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.

Упражнение «Фасолинка».

Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:

а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;

в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим)под слова педагога:

Мы фасолинку в двух пальцах помнем,

О фасолинке зеленой мы споем.

г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем.Сопровождаем движения словами:

Катись, фасолинка, за окошко,

Катись, фасолинка, к нам в лукошко.

Ты катись, фасолинка, по столу,

Развлекай, фасолинка, детвору.

Пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.

Упражнение «Лыжник».

Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев. Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.). Воспитатель дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец – это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.

Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли,

И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.

Дерево мы обошли Мы сугроб обошли

И дальше пошли. И дальше пошли.

Используем пальчиковые игры в непосредственной образовательной деятельности, во время игры, в режимных моментах. Детям очень нравится рассказывать маме вечером, что они быстрее всего запомнили.

Этот пальчик – дедушка, (поглаживаем большой палец)

это пальчик – бабушка, (указательный)

этот пальчик – папа, (средний)

это пальчик – мама, (безымянный)

этот пальчик –я. (мизинчик)

Вот и вся моя семья. (хлопки в ладоши) .

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много: нетрадиционные техники рисования, пластилинография, шнуровки. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Читайте также:
Тема Ягоды для детей

Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Дидактическое пособие из мягких кубиков для развития мелкой моторики «Речевой домик» Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ “Детский сад “Сказка” села Веселое” городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Семинар- практикум для педагогов “Мелкая моторика рук, как фактор согласованной деятельности речевых зон”

Семинар-практикум для педагогов: “Мелкая моторика рук, как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон”.

Просмотр содержимого документа
«Семинар- практикум для педагогов “Мелкая моторика рук, как фактор согласованной деятельности речевых зон”»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон»

Цель семинара – практикума:

Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Методические приёмы:

1. Доклад: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

2. Игра с педагогами «Развитие речи как средство общения»

3. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики»

Оборудование и средства: грецкие орехи, карандаши, дидактическая игра с прищепками, компьютер для просмотра презентации: «Развитие мелкой моторики»

1. Организационный момент.

Игра с педагогами.

Прежде чем начать наш семинар. Я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или )

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(педагоги говорят на что похожа их смятая бумажка)

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Тема нашего сегодняшнего семинара практикума:

«Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон».

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал:

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”

(В. А. Сухомлинский)

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

1 часть: теоретическая

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование усной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Об этом же говорят нам исследования М.М.Кольцовой, которая доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

– зрительная и двигательная память;

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

«Идет коза рогатая.»,

«Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

«Сорока-сорока.»,

«Ладушки-ладушки.»,

«Этот пальчик дедушка.» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

К традиционным относятся:

пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.

Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, колечки, застежки, мозайка и тд.

Изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала.

К нетрадиционным относятся:

Игры с массажными мячами. Такой мячик благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев. Массировать нужно как кончики пальцев, так и всю ладонь, перекатывая, перекладывая мячик.

Игры с прищепками. Поочередно кусать пальчики бельевой прищепкой или нанизывать на веревочку.

Рисование манкой на подносе.

Игры с грецкими орехами.

Массаж ладоней еловыми и сосновыми шишками.

Игры с решетками для раковин

Игры с шестигранными карандашами.

Такой массаж и игры будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т.д.).

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3.Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

Читайте также:
Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

3 часть: практическая

Выполнение творческих заданий.

Разделить слушателей на две команды.

Задание 1. Предлагается за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки и крылатые выражения о руках. Кто больше назовет та команда и победит.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Положа руку на сердце»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Задание №2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

Веселый кролик Банни

Резвился на полянке.

А если шорох слышит,

Замрет он – и не дышит.

И на его мокушке

Встают, как стрелки ушки.

А домик его – норка-

Под елкой у пригорка.

Он к норке подбегает.

И прыг – в нее ныряет!

Ах, обжора – черепашка!

Панцырь – вот ее рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко.

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара!

Но еды ей не хватило:

Цап! Меня за нос схватила!

3. Из чудесного мешочка капитаны достают предмет (грецкий орех, карандаш). Необходимо придумать сказку с этим предметом развивающую мелкую моторику.

Системная работа в этом направлении позволяет достичь хороших результатов в логопедической коррекции. Кисть детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия- игра «Закончи предложение»

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…..», «Я задумалась….», Мне бы хотелось в следующий раз…», Для своей работы я почерпну…», «Думаю, моим воспитанникам понравится….», «Я в первые услышала о…»

Развитие мелкой моторики как средство повышения речевой активности детей 3-6 лет

Подготовка руки дошкольника к письму

Когда дети идут в школу, им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку или карандаш. Для того, чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее.

Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
  • занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
  • игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т.п.);
  • развитие элементарных навыков самообслуживания;
  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать – наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.);
  • рисование карандашом (фломастером, кистью);
  • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
  • одевание и раздевание игрушек.

Игры для развития мелкой моторики

Упражнение с пинцетом

Пинцетом можно накладывать бусинки в различные ёмкости.

Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

Игры с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Читайте также:
Ищите ключ к себе - приемы саморегуляции

Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Наматывание ниток

Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с “переливания” семян, например, гороха. После этого можно учиться “переливать” песок, и только потом воду.

Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.

Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Детская рука. Как ее развивать?

«Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Как часто многие слышат от педагогов о том, что у дошкольников не развита рука. Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее развивать лучше и основательнее?

Лепка, рисование, аппликация – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Мелкие мускулы детской руки развиваются в различных упражнениях.

Положительное влияние на развитие мелких мышц руки оказывает:

• лепка из пластилина, глины, соленого теста

• рисование, которым очень любят заниматься дошкольники

• аппликация разными техниками

• игры, включающие в дело руку (подвижные и малоподвижные, с различными мелкими предметами)

• самообслуживание (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц)

• участие детей в домашних делах (перебрать крупу, макароны)

• пальчиковая гимнастика и упражнения для рук

• разные виды ручного труда (лепка, вышивание, плетение, мозаика, вязание, конструирование.)

• штрихование и графические лабиринты

• массаж и само-массаж кистей и пальцев рук

Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка, и их можно организовать в каждой семье.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, но нужно помнить, что любые занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, особенно для дошкольников, поэтому очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Широко используется в логопедической работе с дошкольниками пальчиковая гимнастика и речевые упражнения, которые способствуют координации речи с движением и устранению дефектов звукопроизношения у детей.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.

Необходимо приложить усилия, чтоб развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.

Читайте также:
Логопедическая игра 'Познавательная коробочка'

Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам

Тема « Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок, Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. «Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.

Тема « Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг. «Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Тема «Поздняя осень»

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Тема « Ягоды»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

Тема « Мебель»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мебель я начну считать. кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Вот сколько мебели назвал. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Одежда»

Постираю чисто, с толком. Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.

Вот устали мой руки! Встряхивают обе руки.

Тема «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила .

«Салфетки должны бить в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Дикие звери зимой»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мы развешали игрушки, бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Тема « Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Тема «Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок.

Тема « Животные жарких стран»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок,

За кем же торопится каждый ребенок. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Животные Севера»

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Тема « Дикие животные весной»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый,

Тема « Домашние птицы»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши Дети катают Су – Джок между ладонями.

Все красивы, хороши !

Тема « Домашние животные»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами! Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Перелетные птицы»

Тили – тели, тиле – тели, Дети катают Су – Джок между ладонями.

С юга птицы прилетели!

Читайте также:
Обучение глобальному чтению

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Дети катают Су – Джок между ладонями.

Что ты видишь, милый друг .

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Моторика
Автор: Гальцева Наталья Анатольевна
07.09.2020 08:25

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

В последнее время стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или центральной нервной системы. В чем же причины такой задержки?

Считается, что речь ребенка зависит от степени речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 183]. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Развитие мелкой моторики:

  • повышает тонус коры головного мозга
  • развивает речевые центры коры головного мозга
  • стимулирует развитие речи ребенка
  • согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи
  • способствует улучшению артикуляционной моторики
  • развивает чувство ритма и координацию движений
  • подготавливает руку к письму
  • поднимает настроение ребенка.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики?

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Игры с ребенком раннего возраста для развития мелкой моторики

Массаж кистей рук и пальцев с чтением потешек

  • поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;
  • разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек;
  • растирание пальчиков спиралевидными движениями.
  • Массаж Су -Джок шарами. Ребенок выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  • Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец в соответствии с текстом стихотворения пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Упражнения с использованием различных предметов

  • катание между ладошками и пальцами шариков разного размера, палочек, массажных мячиков, орехов, карандашей с гранями;
  • разрывание бумаги, отщипывание кусочков от куска глины или пластилина;
  • перекладывание из одной коробки в другую разных мелких предметов, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);
  • открывание и закрывание разных коробочек, откручивание и закручивание крышек на флаконах, на баночках из-под крема;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молнии на одежде;
  • завинчивание болтов и гаек

Ребенку можно предложить:

  • рисовать на песке пальчиками;
  • пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;
  • рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;
  • лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;
  • подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;
  • делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

«Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем»).

Вышла осень погулять, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Выполнение творческих заданий

  • Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
  • Рисование пальчиками, ладошками.

Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Игры на развитие мелкой моторики с использование «пальчиковой гимнастики”

Скачать:

Вложение Размер
Игры на развитие мелкой моторики 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.

Руководитель Л.Н. Комарова , заместитель заведующей по УВР ГБДОУ № 123 Центрального района СПб

Воспитатели А.С. Кузнецова, Е.А. Емельяненкова 2-ая группа раннего возраста, ГБДОУ № 123 Центрального района СПб.

Представление , что при любом двигательном тренинге . упражняются не руки , а мозг , вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов .

Н . А . Бернштейн

С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, к тому же, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, большим потоком информации, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формирование речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли и взаимодействуем с окружающем миром.

Игры на развитие мелкой моторики – уникальное средство для развитие речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  • Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В своей работе мы регулярно использую су-джок. Су-Джок предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействует на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с мячиками можно проводить, как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики очень легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание и передача из рук в руки, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.

Все началось с того, что мы воспитатели, работаем в ясельной группе. Дети всей группы проходили период адаптации. В этот период особенно важна организация игровой и развивающей деятельности. Мы решили применить игры с мячиком Су-джок. Предлагаем вашему вниманию методическую разработку по развитию мелкой моторики. Она составлена с опорой на примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми, которая предоставлена в примерной образовательной программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под. редакцией Н.Е Вераксы. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занятия проводятся ежедневно около 5 мин. перед обедом. Наша работа будет полезна и интересна педагогам, педагогам-психологам, родителям.

Осень. Формировать элементарные представления об осени. Дать первичные представления о сборе урожая.

1. Мячик сильно по сжимаю, и ладошку поменяю. (сжимать мячик правой рукой, затем левой)

2. Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает. (крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)

3. Тише, мяч, не торопись, Ты по ручкам прокатись, И обратно возвратись. (движение соответствует тексту)

Я в мире человек. Формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела. Формировать дружелюбное отношение в группе.

  1. Маленькие ножки шагают по дорожке! Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке. (указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.)
  2. Дружат в нашей группе, девочки и мальчики. (пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются). Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
  3. 1,2,3,4,5 (поочередно загибаем пальцы). Мы закончили считать. (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
  4. Пальцы очень крепко дружат, мне помощниками служат. ( все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны- пальчики поссорились. Затем все пальцы прижаты к друг -помирились.
  5. Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик –папочка, этот пальчик – мамочка, а это – наш малыш!
  6. Любят мои ушки (показываем ушки), мягкую подушку (рисуем в воздухе квадрат), глазки быстро закрываем (показываем глазки и закрываем), ручки, ножки отдыхают, и посапывает носик (имитация сопения). Мама песенку поет баю-бай, сладко спи и подрастай (имитация сна).

Мой дом. Знакомить с домом, предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

  1. Молоточком я стучу (стучим кулочком по кулачку). Дом построить я хочу (руки складываем над головой, изображая крышу).Дом высокий строю я! (поднимаем руки вверх). В нем живет моя семья! (хлопаем в ладоши).
  2. Спинка и сиденье – Стул на удивленье! Мы на стульях посидим, друг на друга поглядим! (левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка стула. К ней приставить кулачок правой руки – это сиденье).
  3. Кулачок – это толстая ножка. Сверху крышка – наша ладошка. Маленький столик. Время идет. Вместе с ладошкой и стол подрастет. (Левую руку сжать в кулак – это ножка стола. Сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки – это крышка стола.)
  4. Жил был гном, с круглыми ушами. Он на сахарной горе спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись появился великан. Скушать гору он хотел, только подавился! Ну, а что веселый гном?, так и спит глубоким сном!
  5. Мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущиеся движения), На замочек заперлась (скрещенные в замок пальчики), В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

Новогодний праздник. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

  1. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить), Фонарики погасли! (пальцы сжать).
  2. Наступает Новый год, дети водят хоровод. (круговые движения) Висят на елке шарики, (изображаем круг) светятся фонарики. В гости Дед мороз идет, всем подарки он несет. (шагают пальчики по столу).
  3. Утром дети удивились (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились, этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад, в ряд снеговики стоят (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят (закрывают и открывают ладонями глаза), А перед ним елочка (хлопают в ладоши), Пушистая в иголочках.

Зима. Формировать элементарные представления о зиме.

Мамин день. Организовать все виды деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Народная игрушка. Знакомить с устным народным творчеством (потешки, песенки).

  1. Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («позвенели у правого уха). Ходит кошка с бубенцом. Мыши сразу услыхали (руку к левому уху). Динь-бом, динь-бом. Быстро в норку убежали (бежим пальцами по столу). Динь-бом, динь-бом, Затворили крепко дом (спрятали руки под стол), Динь-бом, динь-бом, Не поймаешь их теперь (погрозить пальчиком).
  2. Кулачки сложили, Кулачками били, Тук-тук, тук да тук. Тук-тук, тут да тук! (стучим кулачками друг о друга).
  3. Вот кулак, а в нем ладошка, На ладошку села кошка. Вот пошла она пошла. И в подмышечку пришла.
  4. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик- прыг кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, этот крепко, крепко спит, и тебе он спать велит.
  5. Сидели два медведя, на тоненьком суку. (изображаем медведей), один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету), Другой молол муку (стучим кулаком о кулак), Раз – ку-ку, два ку-ку. Оба шлепнулись в муку (опускаем руки вниз), Нос в муке, хвост в муке (показываем нос), ушки в кислом молочке! (показываем уши).

Весна. Формировать элементарные представления о весне.

Лето. Формировать элементарные представления о лете.

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки.

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, направленная на развитие речи детей дошкольного возраста. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой М.М., пальчиковые игры для детей имеют особенное значение для развития речи дошкольников, которое заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование.

После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе обдумывания движения отпадает.

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков на развитие речи в у детей 3-4 лет может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки.
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи.
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность.
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание.
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку.
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов.
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения.
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал, развивающий тактильное восприятие у детей и подходящий для увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества! Такую технику можно использовать уже при рисовании с детьми 3 4 лет.

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. В этом возрасте интенсивно формируется грамматический строй речи. Поэтому важно использовать речевые игры, побуждать ребенка рассказывать, учить с ним скороговорки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: