Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения

Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения

Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

– игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
– подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  • “Найди звук” с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А.

  • “Божья коровка” украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук.

  • “Похожие слова” игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться.

  • “Аквариум” очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.

  • “Мы со звуком Р играем” стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р].

  • “Рыбалов” хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь.

  • “Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными.

  • “Улитка” я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках , где используются кубик и фишки , а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.

  • “Лягушка ловит комариков” в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.

  • “Лягушка убегает от цапли”, чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад.

  • “Где спрятался звук” что бы правильно расселить жильцов по квартирам, необходимо правильно определить заданный звук в слове. Очередной жилец ждет очереди на чердаке.

  • “Покорми клоуна” Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. “Слово называй – горошинку бросай”.

  • “Дружные пингвины” увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.

  • “Баскетбол” игру использую в нескольких вариантах:

1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3).

  • “Зашифрованные скороговорки” рекомендую вам эту игру, так как она позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков. Использовала прием мнемотехники, т.е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  • “Сундучки” дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С.

  • “Кубикония” существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса.

  • “Подсолнух” необычная красочная игра, вызывает большой интерес у детей. Элемент соревнования вносит в неё азарт. Ребенок достает семечко из подсолнуха, открывает его и произносит, что там изображено, если он произнес слово правильно, то забирает семечко себе, если нет, взрослый забирает его. По окончанию игры подсчитывается результат.

  • “Цветное лото” из пробок от бутылок я использую не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации поставленных звуков и развитие связной речи.

  • “Холодильник” эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.

Варианты игры:

  1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
  2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
  3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта ЛОГОРИНА.http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: “Логопед в детском саду”, “Обруч”, “Логопед” с приложением ”Библиотека логопеда”, “Конфетка”; “Дошкольная педагогика”.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

Система дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

автор: Наговицына Светлана Петровна

учитель — дефектолог МБДОУ детского сада № 112 «Лисичка» г.Брянска

Система дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Система дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Система дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.

  1. «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд слов, в которых есть данный звук, и в которых нет этого звука. Он должен хлопнуть в ладоши, если услышит слова с данным звуком.

Цель: развивать фонематический слух.

Ход. Ребенку предлагается из цепочек слов выбрать на слух те, в названии которых есть данный звук.

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд звуков, слогов, слов. Он должен хлопнуть в ладоши, если услышит данный звук.

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд слов. Ему нужно назвать первый звук в этих словах.

  1. «Хлопни — присядь».

Цель: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференциация звуков.

Ход. Ребенку предлагается слова с дифференцируемыми звуками. Ему нужно хлопнуть в ладоши, если он услышит один звук, и присесть, если услышит слова с другим звукам.

  1. «Назови последний звук в слове».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается назвать последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух.

Ход. Ребенку предлагается в стихотворном тексте найти слова с данным звуком.

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, дифференциация звуков.

Ход. Ребенку предлагается в стихотворном тексте найти слова с дифференцируемыми звуками.

  1. «Где спрятался звук?»

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагаются слова. Он должен найти и назвать слова с данным звуком, определить место звука в слове.

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд слогов с данным звуком. Ему нужно повторить слоги за педагогом.

Игры на формирование правильного уклада органа артикуляционного аппарата.

(На развитие артикуляционной моторики).

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» — опустить кончик язык за нижние зубы, на счет «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4 – 5 раз.

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Повторить 4 – 5 раз.

  1. «Вкусное варенье».

Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

Ход. Ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, широким кончикам языка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. Повторить 4 – 5 раз.

Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, щелкнуть языком и присосать его к небу. Удерживать его в течение 10 сек., повторить 3 – 4 раза.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу. Не опуская языка, закрывать и открывать рот. Повторить 3 – 4 раза.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а работал только язык. Выполнять в течении 20 сек.

Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Ход. Ребенку предлагается слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирать язык в зубы. Повторить 5 – 6 раз.

Цель: вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая его край и удерживая форму чашечки.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Удерживать в таком положении подсчет до 5. повторить 3 – 4 раза.

  1. «Киска сердиться».

Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые кроя языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении под счет до 10. Повторить 3 – 4 раза.

Цель: отработать подъем языка вверх и его подвижность.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить его по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 10. Повторить 4 – 5 раз.

Игры для развития мелкой моторики рук.

  1. «Заготавливаем капусту».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. Ребенку предлагается выполнять действия и произносить слова.

— Мы капусту рубим! (2 раза) – прямыми, напряженными ладонями имитировать движения топора: вверх – низ.

— Мы капусту солим! (2 раза) – пальцы собраны «щепотью», «солить капусту».

— Мы капусту жмём! (2 раза) – энергично сжимать пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

— Мы морковку трем! (2 раза) – пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки. Затем поменять руки.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. И. п.: сжать пальцы в кулак. Затем по очереди разжать их, начиная с большего пальца.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Это я.

Вот и вся моя семья.

На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. Поочередно соединять большей палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большей с указательным, большей со средним и т.д.). Через них попеременно «пропускаем колечки

Из пальцев правой руки.

Колечко с колечком соединяем,

Цепочку из пальцев мы получаем.

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. И.п.: ладони поднят вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Цветок распускается: развести одновременно пальцы рук в стороны, а потом свести пальцы вместе.

Солнце поднимается – Цветок распускается!

Солнышко садиться – Цветок спать ложиться.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. И.п.: пальцы сжаты в кулачек. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять – (разгибать пальцы)

Вышли пальчики гулять. (ритмично сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять – (сгибать все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять. (ритмично разжимать и сжимать пальцы в кулак)

  1. «Пальчики здороваются».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. И.п.: расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.

Кончиком большего пальца поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем – другой, после – двумя руками одновременно. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам.

  1. «Пальчик — мальчик».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. И.п.: пальцы сжимать в кулачок.

Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

— Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. Руками имитируют процесс вымешивания теста.

— Тесто мнем, мнем, мнем! – (очень энергично сжимать и разжимать руки в кулачки одновременно и поочередно)

— Тесто мнем, мнем, мнем!

Пироги мы испечем! – (руками совершать движения, как будто мнем снежки)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются).

Мы с тобой подружим

(Одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять…

(Поочередно соединять одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы закончили считать

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть).

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. И.п.: Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движения имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы слог?

(Пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)

(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе)

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

Дидактические игры на формирование и закрепление правильного произношения звуков.

  1. «Найди и назови».

Цель: автоматизация звука в словах, фразах.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагается среди картинок найти и назвать картинки с данным звуком. Составить с ним предложения.

Цель: автоматизация звука в начале слова, развитие звукового анализа слов.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагаются картинки. Ему нужно выбрать те, в названии которых данный звук стоит в начале слова.

  1. «Разложи картинки».

Цель: дифференциация звуков в словах.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Предлагаются предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенку необходимо разложить их на 2 стопки: в первой картинки с одним из дифференцируемых звуков, во второй – с другим дифференцируемым звуком.

  1. «Подарок для куклы».

Цель: автоматизация звука в словах

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагают предметные картинки. Он должен отобрать те картинки, в названии которых есть данный звук.

  1. «Где спрятался звук?»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие звукового анализа слов.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагают предметные картинки. Ему нужно назвать картинки с заданным звуком.

Цель: автоматизация звука в словах.

Ход. Ребенку предлагается придумать и назвать слова с данным звуком.

  1. «Фрукты и овощи».

Цель: дифференциация звуков в словах.

Оборудование: предметные картинки, 2 корзинки.

Ход. Ребенку предлагаются предметные картинки с изображением фруктов и овощей. Ему нужно разложить картинки с дифференцируемыми звуками в 2 корзинки.

  1. «Закончи предложения».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления.

Ход. Ребенку предлагаются незаконченные предложения. Ему нужно закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова с данным звуком.

Цель: автоматизация звука в словах.

Ход. Педагог бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая его, называет слово с данным звуком.

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах.

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках), большой треугольник (крыша).

Ход. Ребенку предлагается построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть данный звук), выбирая только кирпичики, в в названии картинок которых слышится данный звук.

  1. «Собери цветочек».

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие зрительной памяти.

Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход. Ребенку предлагается собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется данный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие звукового анализа слова.

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход. Ребенку предлагается собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится данный звук.

Цель: закрепления умения дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезами.

Ход. Ребенку предлагается собрать яблоки в корзину. В одну корзину нужно собрать яблоки, на которых нарисованы картинки с одним из дифференцируемых звуков, а в другую – со вторым дифференцируемым звуком.

  1. «Кукла наряжается».

Цель: автоматизация звука в словах, фразах.

Оборудование: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход. Перед ребенком раскладываются платья, и предлагается нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с данным звуком в её названии.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги.

Ход. Ребенку предлагается собрать бусы, выбирая из них те, в названии которых есть данный звук.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительной памяти.

Оборудование: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками.

Ход. Ребенку предлагается составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Затем ребенку предлагается отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на ёлочки разной величины.

Ход. Ребенку предлагается разложить ёлочки в порядке убывания – от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с данным звуком в названии.

  1. «Сложи пирамидку».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки разной величины.

Ход. Ребенку предлагается сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которых наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамиду по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.

Цель: автоматизация звука в словах, фразах.

Оборудование: силуэт ёлочки, «ёлочные шары» с наклеенными предметными картинками.

Ход. Ребенку предлагается украсить ёлочку шарами, выбирая те, на которых нарисована картинка с данным звуком в названии. Затем предлагается составить предложения про самые красивые шары.

  1. «Весёлые матрёшки».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на силуэты матрёшек разной величины.

Ход. Ребенку предлагается построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

Для педагога

Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад ” Снегурочка”
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для педагогов “Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов”
Раздел: дошкольное образование

Консультация для педагогов «Игры с мячом, направленные на формирование

правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов»

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям

предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем

фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у

детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и

синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению

грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

Игра в мяч положительно влияет на развитие общей моторики, поднимает ребенку

настроение и главное помогает решать коррекционные задачи по исправлению речи.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь дошкольника. Все дети без исключения любят

играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.

Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его

Подвижные игры несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и

В активном движении, ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное

им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует

вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает

работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и

самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.

Подвижные игры способствуют развитию и внимания, и воображения, мышления и

развития речи. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют все вместе.

Таким образом, спецификой подвижных игр, направленных на развитие речи является то,

что их использование не только развивает общую моторику, но и активизирует детей.

Используя специальные игры можно решить несколько задач:

-Эмоционально положительный настрой на взаимодействие с логопедом.

-Преодоление речевого дефекта

-Закрепление и отработка полученного звукового навыка.

-Формирование фонетических процессов, в дальнейшем которые способствуют чистому

-Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

-Игры с мячом положительно влияют на гиперактивность детей.

Примерный перечень игр, использованный на прогулке с детьми, имеющих речевые

Игра: «Повтори звук»

Цель: развитие фонетических процессов, закрепление знаний гласных звуков.

Ход игры: логопед называет цепочку из гласных звуков, если дети услышат звук «А»,

стукните об пол поймав мяч , повторите этот звук.

Игра: «Тихо- громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия,

формирование силы голоса.

Ход игры: дети пропевают звуки вслед за воспитателем. По мере движения (подбрасывая

мяч вверх) дети увеличивают силу голоса, бросая мяч вниз , дети понижают силу голоса.

Игра: «Хитрый слог»

Цель: развитие фонетических процессов

Ход игры : Воспитатель просит детей послушать слоги и повторить только тот слог в

котором есть звук ш (например) и выборочно бросает мяч кому-то из детей. Дошкольник

должен внимательно слушать произнесенные слоги и повторить только тот в котором был

заданный звук например ш (он-ор-ос-ош -оч).

Цель: Развитие фонематического слуха

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на произнесенные им слова и

поочередно просит повторить только те слова, в которых есть заданный звук например

Воспитатель бросает мяч и говорит: Маша послушай слова, которые я сейчас назову и

повтори за мной только то слово, в котором ты услышишь звук р.

Ребенок называет слово и бросает мяч участнику игры.

Игра: «Назови братца»

Цель : закрепление знаний о согласных звуках .

Ход игры: Воспитатель объясняет детям то что у согласных звуков есть братцы: у

большого брата звука м есть маленький братик мь , у звука б есть маленький братик бь.

Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, и называть большого братца какого-нибудь

звука, а вы подумайте и назовите мне маленького братца этого звука и перебросите мяч

Игра: «Внимательный малыш»

Цель игры: развитие мышления и фонетических процессов.

Воспитатель: ребята сейчас я буду бросать вам мяч и называть предметы. Если я назову

живой предмет, вы стукните мячом по полу , если неживой подбросите вверх и передадите

соседу. В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.

Игра: «Закончи рифмовку»

Цель игры: развитие фонематических процессов.

Воспитатель произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать

соответствующие завершение рифме.

Ша-ша-ша-в кастрюле варится ….ЛАПША

Ро-ро-ро под землей везет….. МЕТРО

Ол-Ол-Ол на кухне деревянный….. СТОЛ

Со –со-со у машины круглое ….КОЛЕСО

За- за –за у меня два ….ГЛАЗА

Цо-цо-цо снесла курица ……ЯЙЦО

Жи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ.и.т.д.

Игра: « Попробуй отгадай!»

Цель игры: развитие фонематических процессов.

Воспитатель произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах

будет звук р , то детям нужно бросить мяч обратно воспитателю .Если услышите в словах

звук рь, то так же передайте мяч мне т.к звук рь это младший братик звука р.

Игра: «Где спрятался звук?»

Цель игры: развитие фонематических процессов

Воспитатель называет слова и выделяет в нем тот или иной звук называет его дольше или

громче. Дети должны внимательно послушать и назвать звук , который спрятался в слове.

Например : «молллоко –звук л., камышшш-звук ш.,рррррррррррручка-звук р. Для

выделения используются согласные твердые и мягкие звуки.

Игра «Мячик мы ладошкой “стук”, повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот

звук. А — У— О — У —А—А — О — У

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного

гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А —

Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая

шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А —

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные

логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч

нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями.

Воспитатель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют

индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с

постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ

эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО

Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие

фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех

метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний

звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок

катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и

произнесение гласного звука.

Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания,

быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч

красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного

цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия,

работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса

соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на

горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном

движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В

дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному

большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и

передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст

поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч

передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный

звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова.

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и

только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Воспитатель д бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч

воспитателю, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с

заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А

фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? —

Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным?

— Ириски и игрушки.

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са

— хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети

ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Воспитатель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или

«шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары

са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их

повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает

слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Воспитатель: Дети: релтака

тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами,

обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и

говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести.

«Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к

детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно

«прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым,

какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем

обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

Дидактическая игра как средство формирования звукопроизношения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дидактическая игра – это серьезная умственная деятельность, направленная на развитие всех видов способностей ребенка, обогащение его представлений об окружающем мире, развитие речи, мышления, памяти и внимания.

Структура дидактической игры как средства формирования звукопроизношения

В настоящее время существует большое количество разнообразных средств по формированию и развитию звукопроизношения у детей. Одним из таких средств является дидактическая игра.

Дидактическая игра, используемая как средством формирования звукопроизношения, включает в себя ряд компонентов:

  • Дидактическая задача – определяется в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной цели формирования звукопроизношения, а также в соответствии с образовательной программой возрастной группы ДОУ.
  • Игровые действия – это определенная дидактическая игровая задача, которая реализуется детьми в процессе игры.
  • Игровые правила – определяют организованные действия детей в процессе игры. Наличие игровых правил отличает дидактическую игру от дидактического упражнения. Значимость правил состоит в том, что они приучают детей с самого раннего возраста контролировать собственное поведение.
  • Дидактический материал – это средство по решению поставленной дидактической задачи.
  • Дидактический результат – успешное решение дидактических и игровых задач, является показателем эффективности проведенной игры.
  • Сюжет.
  • Роль.

Таким образом, дидактические игры, используемые с целью формирования звукопроизношений, включают в себя несколько последовательных игровых действий, правил и вариантов усложнения.

Типы дидактических игр, используемых в качестве средства формирования звукопроизношения

На каждом этапе формирования звукопроизношения, педагогом используется специальная система дидактических игр. Дидактические игры, включенные в систему, подбираются педагогом так, чтобы их можно было провести в индивидуальной, групповой и фронтальной форме организованной деятельности.

Так, в работе с детьми по формированию звукопроизношения могут быть использованы следующие типы дидактических игр:

  1. Дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения, например: «Кто больше знает?», «Угадай, что изменилось?», «Наоборот» и т.п.
  2. Дидактические игры, направленные на овладение навыком по различению неречевых звуков, например: «Угадай, какой инструмент звучит?», «Угадай, что звенит?», «Угадай, сколько инструментов одновременно прозвучало?» и т.п.
  3. Дидактические игры, направленные на овладение навыком по различению звуков речи, например: «Скажи слово с заданным звуком», «Большие и маленькие колокольчики?», «Назови схожий звук» и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо работы, осуществляемой педагогом, большое значение имеет и работа, которая проводится дополнительно с родителями (законными представителями) детей. Взаимодействие педагога и родителей по вопросам использования дидактических игр как средства формирования звукопроизношения, направлена на расширение и обогащения опыта родителей в сфере воспитания звуковой культуры речи детей, организации ими дидактических игр, а также с целью оптимизации детско-родительских отношений и установления домашних традиций (например, организация совместных дидактических игр по выходным).

При организации дидактической игры с целью формирования звукопроизношения важно правильно выбрать форму игровой деятельности. Выбор формы деятельности зависит от типа игры и поставленной дидактической задачи.

Основные формы деятельности при организации работы по формированию звукопроизношения:

  • Групповая форма работы – задействованы все дети и, при необходимости, их родители. Основные мероприятия при групповой форме работы: открытые занятия, совместный досуг, родительские собрания, праздники и т.д. Важным условием является то, что все они должны включать в себя различные виды дидактических игр.
  • Индивидуальные формы работы – проводятся индивидуально с каждым ребенком, содержание работы соответствуют имеющимся речевым проблемам. Данная форма работы может быть организована в виде беседы или консультации, на которых помимо педагога и ребенка, может присутствовать родитель (законный представитель). Как показывает практика, посещение родителями индивидуальных заданий дает положительную динамику в развитии речи у ребенка и непосредственно формирования звукопроизношения у него.

Таким образом, формирование звукопроизношения у детей может осуществляться в разных видах деятельности, в которую включены дидактические игры. При этом подбор дидактических игр необходимо осуществлять так, чтобы они постепенно усложнялись с учетом закономерности овладения детьми звуковой стороны речи.

Виды дидактических игр, используемых для формирования звукопроизношения

В практике работы по формированию звукопроизношения, используются следующие виды дидактических игр:

  1. Дидактические игры с использованием дидактических игрушек и предметов. Дидактические игрушки используются для многократного повторения определенного действия, которое сопровождается ребенком словесно. Эффективность данного вида дидактических игр состоит в том, что в обыденной жизни многократное повторение является рутинным, в игре же оно не утруждает ребенка, а напротив, приносит удовлетворение и позитив. Кроме того, играя с дидактической игрушкой, которая имеет «глубокое» содержание, ребенок познает ее строение, рассказывает устройство и детали, возможности использования в игре.
  2. Дидактические настольно-печатные игры – это игры, представленные в основном печатными картинками, рассматривание которых ребенок должен сопровождать речевым образцом, пояснениями, многократным проговариванием слов в разном контексте.
  3. Дидактические словесные игры – это прекрасное средство развития правильного звукопроизношения, посредством поговорок, пословиц, загадок, приговорок, прибауток и т. д.

Сборник дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сборник специальных дидактических игр

1 блок – Развитие моторики (общая, мелкая, мимическая, артикуляционная)

Игра «Сделай также»

Цель:развитие статической и динамической организации движений.

Оборудование: карточки со схематичным изображением движения или позы.

Ход игры: дети встают около своих мест, логопед показывает карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу [37].

Игра «Снеговик»

Цель: развитие статической организации движений.

Ход игры: исходное положение – стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать “снеговика” на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала “тает” голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант “растаять”, начиная с ног [37].

Игра «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине.

Оборудование: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки, карточки с изображенными бусами.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности, которая изображена на карточке [20].

Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Оборудование: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры: логопед раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными.: Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» Нужно спрятать так, чтоб не было видно и покрепче [20].

Игра «Зашифрованная буква»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление о буквах, память, внимание.

Оборудование: карточки с нумерованными точками, карандаши.

Ход игры: детям предлагаются карточки с нумерованными точками и алгоритм. Они по команде логопеда берут карандаш и по заданному алгоритму соединяют цифры, например: 1-5, 3-4 и т.д. чтобы получилась буква [36].

Игра «Назойливая муха»

Цель: развитие мимической мускулатуры

Ход игры: логопед рассказывает детям, что сейчас они находятся на лесной полянке и вокруг летают разные насекомые. Воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, села на глаз- зажмурили, махнули рукой, нахмурились и т. д. [37].

Цель:развивать артикуляционную моторику

Оборудование:кубик с символами-картинками артикуляционных упражнений

Ход игры: ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба, если выпадает упражнение повторно, то кубик перекидывается еще раз [19].

Игра «Собери картинку»

Цель:развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Оборудование:разрезанные картинки с артикуляционными упражнениями.

Ход игры: детям предлагается собрать пазл с артикуляционным упражнением и выполнить его перед зеркалом [35].

2 блок – развитие и коррекция нарушений звукопроизношения

Игра «Замени звук»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход игры: логопед бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.) [35].

Игра «Кладовка бабы Клавы»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Оборудование:картинка с изображением старого сундука, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры: логопед объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.) [32].

Игра «Кто внимательнее»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: картинки на определенный звук.

Ход игры:дети сидят за столами. Логопед говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенный мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем логопед показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, сумка, стакан, слон, скамейка. Дети говорят: “с“. Логопед: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком [35].

Игра «Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Ход игры: логопед предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных [32].

Игра «Помоги Маше и Мише одеться»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Оборудование: картинки с изображением девочки и мальчика, картинки с изображением одежды.

Ход игры: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.) [32].

Игра «Лягушки и комары»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Оборудование:картинка с изображением болота с кочками,

Ход игры: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за логопедом слоги со звуком Л [32].

Игра «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, отрабатывать поставленные звуки в словах и предложениях.

Педагог показывает ребенку картинку, например, лису и предлагает рассказать о ней, что умеет делать, какая она по характеру и внешности, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: лиса рыжая, хвост у нее пушистый, хитрая, быстрая, проворная, опасная; она живет в лесу, бегает в ближайшие деревни, забирается в дома, ворует кур.

Такое же дается задание и про других животных: белочка маленькая, пушистая, быстрая, делает запасы на зиму; медведь большой, сильный, косолапый, впадает в спячку [28].

3 блок- развитие просодики

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: Дети сидят на стуле, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше. Выигрывает тот, кто дольше тянет слог [11].

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: в игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет. Затем меняются местами [32].

Игра «Футбол»

Цель игры: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Оборудование: «воротики», теннисный мяч

Ход игры: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки [32].

4 блок- развитие фонематического слуха

Игра «Повтори»

Цель игры: развить слуховое внимание, фонематический слух, память.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры: В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши [11].

Игра «Что лишнее?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог [35].

Игра «Общий звук»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: логопед называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук [35].

Игра «Попугай»

Цель:развитие фонематического слуха.

Оборудование: игрушка Попугай

Ход игры: создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал: па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п. [27].

Игра «Шутки-минутки»

Цель:развитие фонематического слуха.

Ход игры: логопед читает стихотворение, заменяя буквы в словах. Ребенок должен услышать ошибку и исправить ее.

Хвост с узорами,
Сапоги со ш
торами.
К
от плывёт по океану,
К
ит из блюдца ест сметану.
Божья коро
бка, полети на небо,
Принеси нам хлеба
[27].

5 блок- развитие звуко-слогового анализа

Игра «Слова-перевертыши»

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова

Ход игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать [41].

Игра «Какого звука не хватает?»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама – пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а – звук [к], конфе[ ]а – звук [т], марты[ ]ка – [ш], мака[ ]оны – [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка [41].

Игра «Дом для звука»

Цель игры: учить детей давать характеристику звуку, самостоятельно принимать решение.

Материалы: Бумажные домики трех цветов: красный (гласный), синий

(согласный, твердый), зеленый (согласный, мягкий); разные звуки на листах бумаги.

Ход игры: Детям предлагается выбрать себе лист бумаги со звуком, трем детям даются домики. Дети с домиками встают в одну линию, чтобы их было видно всем. Остальные ребята по команде должны определить характеристику своего звука и выбрать дом, в котором живет его звук. После того, как все дети найдут дом своему звуку, педагог проверяет правильность выполнения задания. Каждый ребенок должен проговорить, почему он выбрал тот или иной дом для звука [34].

Игра «Покажи домик»

Цель: формировать навыки элементарного звукового анализа.

Материал: распечатать домики в нужном количестве.

Ход игры: На доске расположены три домика с тремя окнами, в первом домике горит первое окно, во втором – второе, в третьем – третье. Педагог называет различные предметы или использует картинки, подобранные на необходимый звук и просит детей показать подходящий домик. Если заданный звук (например, звук Л) стоит в начале слова, то ребенку нужно показать домик, где «горит» первое окошко, в конце – последнее окошко, середине – среднее окошко.

Слова со звуками Л-Ль: капелька, лампа, луч, клоун, пол, улов, клюв, укол и т.д. [34].

Игра «Фишечный диктант»

Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове.

Оборудование: фишки, карточки со схемой.

Ход игры: у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта провидится проверка [11].

Игра «Письмо на ладошке»

Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память.

Ход игры: Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий [ 36].

Список используемых источников:

Гаврилова, А. С. Логопедические игры [Текст] / А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина.  М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010 г.  168 с.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики [Электронный ресурс] // Инфорурок-ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-3896227.html (дата обращения: 05.09.20)

Михайловская О. А. Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/03/08/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha (дата обращения: 20.05.20)

Пожиленко, Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Л, Р [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2006. – 256 с.

Сбруева А. Н. Сборник дидактических игр по развитию всех компонентов речи [Электронный ресурс] // Инфорурок-ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/sbornik-didakticheskie-igri-po-razvitiyu-vseh-komponentov-rechi-2516357.html (дата обращения: 04.03.19).

Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов.  М. : ВЛАДОС, 1994.  344 с.

Смоляная, В. С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению [Текст] / В. С. Смоляная. – Мозырь: Содействие, 2010.  84 с.

Солдатова Е. С. Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/08/22/kartoteka-igr-po-razvitiyu-obshchey-motoriki (дата обращения: 12.09.20)

Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника [Текст] / Т. А. Ткаченко. M. : Издательство Гном и Д, 2005. 32 с.

Игры для формирования правильного звукопроизношения: автоматизация и дифференциация различных звуков

Данные игры на автоматизацию, “трудных” для детей звуков можно включать в обычные и логопедические занятия в детском саду.

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Выбираются мальчик и девочка. Они сидят на стульях в кругу и ритмично, под стихи детей, как будто подносят ложку ко рту. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг Маши и Саши и говорят:

Наша Маша ела кашу,

Брат Саша помогал.

После этих слов Саша и Маша говорят:

Кто нам будет мешать,

Того мы будем догонять.

Цель: Автоматизация звука шв связном тексте.

На стуле сидит с закрытыми глазами ребенок – это «кот». Остальные дети- «мыши». Под народную музыку они тихонечко на цыпочках ходят вокруг кота и говорят:

Шуршали наши мыши,

Про кота не забывай,

Скорее, мышка, убегай.

На музыкальную часть «кот» просыпается, говорит «мяу» и начинает догонять «мышат», которые убегают в свою «норку» (за чертой). «Мышки», которых «кот» поймал, должны произнести слово со звуком ш. Игру можно проводить до тех пор, пока все «мышки», кроме одной, не будут пойманы. Ловкая «мышка» становится «котом».

Цель: Автоматизация звука жв связном тексте.

Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Все время жужжу:

Звучит народная мелодия «Жуки». Дети «летают» по «поляне» и жужжат: ж-ж-ж. Характер музыки меняется – это начался дождь. Дети «летят» к своим «домикам» (стульям) и там садятся. Снова звучит начало мелодии.

Воробьи и автомобиль

Цель: Автоматизация звука чв связном тексте

Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят.

В гнезде живут воробьи

рано утром они встают.

И зернышки весело клюют.

Под «Весеннюю песенку» Г. Фрида дети, разбегаются по комнате, «клюют зернышки» «летают». Неожиданно звучит музыкальный сигнал – гудок автомобиля. Дети возвращаются на свои места.

Цель: Автоматизация звука с в тексте

Выбирается «сова». Все другие дети – «птички». «Сова» сидит на «дереве» (стул) Под веселую польку дети тихонько бегают вокруг нее. По окончании музыки они говорят, приближаясь к «сове»:

Сова, сова, большие глаза,

На суку сидит, очень крепко спит.

Утром птички запели:

«Сова» начинает ловить «птичек». И «птичка», которую она поймала, становится «совой» и должна произнести слово со звуком с.

Охота на зайцев

Цель: Дифференциация звука с в тексте.

Выбираются три «охотника». Остальные дети-«зайцы». Они стоят в очерченном мелом кольцах – их норках, а охотники – в стороне с мячами-«ружьями».

Нет сейчас здесь никого,

Давайте все играть,

По снегу санки катать.

Под народную музыку они разбегаются по всей комнате, прыгают. Музыка меняется. Воспитатель бьет в барабан, выбегают «охотники» и начинают охотиться на «зайцев». Они должны попасть в «зайца» мячом до того, как тот добежит до своей норки. Пойманные вспоминают слово со звуком с и садятся на стулья. Игра продолжается.

Выбираются «пастух» и «волк». Остальные дети – «гуси»

Гуси-гуси, откуда вы?

Там растет трава.

Под веселую польку «гуси» ходят и «щиплют траву». Вдруг музыка прерывается, это появился «волк».

Надо вам домой бежать,

Будет волк вас догонять.

«Гуси» гогочут и бегут домой (к стульям). «Волк» их ловит. Те, кто пойман, выходят из игры. Они должны сказать слово с обозначенными звуками.

Похожие материалы

Похожие материалы и статьи

Вход на сайт

Новые статьи

Сайт адресован родителям, воспитателям, логопедам, психологам, всем работникам российских детских садов и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, всем тем, кто готов поделиться своим опытом, рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольников.

Здесь можно найти полезные материалы по различным направлениям деятельности, которые помогут воспитателю работать качественно, творчески, эффективно, ежедневно самосовершенствоваться. А родители смогут узнать много интересного и полезного, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
методическая разработка по логопедии

Маршрут коррекции речевого развития для детей с ОНР

Скачать:

Вложение Размер
marshrut_ind._kor._raboty_logopeda.docx 19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Направление коррекционной работы

– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

– Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

– Совершенствовать ритмическое чувство.

– Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

– Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

– Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

– Статические упражнения с функциональными нагрузками

– Совершенствование пространственной организации движений.

– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

– Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

– Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

– Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

(пальчиковый игротренинг»Пальчики шагают»,пальчиковые игры и гимнастики, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур, игры с прищепками, с бусинами, массажный мячик, рисование по манке, Су-джок мяч, камушки Марблс, счетные палочки и т.д.).

– Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

– Формирование графомоторных навыков.

– Формирование различного вида захвата.

– Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

– Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

– Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

– Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

– Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.

– Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

– Развивать мышечную силу и подвижность губ.

– Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

– Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

– Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

– Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

– Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

Воспитание длительного ротового выдоха.

– Отработка слитности нескольких гласных.

– Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса)

– Воспитание правильного темпа и ритма речи.

– Воспитание интонационной выразительности речи.

– Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

– Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

– Дифференциация неречевых звуков.

– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

– Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

Формирование умения выделять слова из предложения.

-Формирование артикуляционного уклада для автоматизации звуков.

Слоговая структура слова

– Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

– Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

Развитие словарного запаса по темам:«Осень» «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород»,«Лес.Деревья», «Грибы-ягоды»,»Перелетные птицы», «Зимующие птицы». «Части тела», «Посуда», «Продукты питания», «Одежда, обувь, головные уборы», «Зима», «Новогодний праздник», «Домашнии животные», «Дикие животные наших лесов», «Дикие животные холодных и жарких стран», «Рыбы», «Город. Село», «Наша улица», «Дом и его части»,«Мебель», «Моя семья», «Профессии», «Хлеб», «Транспорт», «Весна», «Насекомые», «Школа», «Лето».

Грамматический строй речи

. – Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– Образование множественного числа существительных.

– Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

– Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

– Образование относительных прилагательных.

– Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

– Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

– Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

– Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

– Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

– Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

– Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок

Читайте также:
Как устроена речь
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: