Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

(Коноваленко, “Фронтальные логопедические занятия”).

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

1. “Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему 'Осень'

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми – один ребенок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Тема: Звуки [З – З’], буква З.

  1. Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з’], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

    Организационный момент

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

Психогимнастика

Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Определение темы занятия

Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах – звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з’]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з’]).

Читайте также:
Конкурсы для логопедов в 2020 году — Конкурс научных работ в области образования

Характеристика звуков

Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з’]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з’]? (Зеленым). Почему?

Знакомство с буквой

Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:

На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три.

На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.

Физминутка. Игра “Наоборот”

Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.

Д/и “Укрась платья”

Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з’]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

Работа по индивидуальным карточкам

Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з’] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

Звуковой анализ слов

Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.

Д/и “Разгадай слово”

Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово – ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

Д/и “Зашифрованные слова”

Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).

Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал.
Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Читайте также:
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Ниже мы приведём примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциация звуков.

1. Автоматизация изолированного звука

Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой:

Также для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используются пособие «Дорожка». На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.

2. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара (звук З), змеи (звук Ш) и т.д. Ребенок ставить указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.

3. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»

Оборудование: связанные шерстяные наперстки с буквами.

Содержание: На каждый палец ребенка одеваются наперстки (4 — наперстка с согласной буквой на указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, 1 — с гласной буквой, на большой палец). Педагог просит ребенка, прикасаясь противопоставленными пальцами к большому пальцу, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, проговаривать нужный слог. Например, СА, ЗА, ЗЫ

Дидактическое упражнение «Ножки»

Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: указательный палец «наступает» на зеленый кружок, если согласный звук мягкий, а средний – на красный кружок (гласный звук). На синий – если согласный звук твёрдый, — и на красный.

Например: «песенка маленького насосика» (звук Сь),- указательный палец на зелёный кружочек. Заданный гласный звук (Я, Ё, И и т.д.) средний палец на красный кружок.

Ребенок «ставит ножки» на линию старта и по команде логопеда начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно – он возвращается к началу дорожки и начинает всё с начала.

4. Дифференциация звуков в словах

Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Примером может служить материал на различение звуков С – Ш.

В клетке живет старая, умная… КРЫСА
А у нашего дома совсем старая, дырявая… КРЫША
У строителя на голове … КАСКА
В кастрюле на обед …. КАШКА»

5. Определение звука в слове

Дидактическое упражнение «Домик»

Эту игру можно использовать для формирования звукового анализа.

Логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые ему предметные картинки на два домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, в другом – в которых нет этого звука.

Также мы предлагаем вашему вниманию разработанные нами логопедические игры:

Игра «Божья коровка»

Цель: Закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: Кружочки из картона черного цвета.

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

Игра «Что за стук?»

Цель: Развивать динамический праксис, слуховое внимание.

1. Ребенка просят простучать ритм с опорой на одну из схем.

2. Взрослый стучит согласно одной из схем, а ребенок угадывает, какую мебель делает столяр (на каком дереве сидит дятел, кто из животных играет на барабане, какую обувь ремонтирует сапожник и т.д.)

Скачать логопедическую игру «Что за стук?»

Игра «Цветущий кактус»

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.

Страницы 3 и 5 распечатывать на одном листе с двух сторон, аналогично поступить со страницами 4 и 6. Перед тем как начать игру, потребуется вырезать все цветочки.

Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [Ш] (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Читайте также:
Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Когда все картинки будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).

1. Куликова Анна Владимировна, г. Архангельск

2. Катанова Нина Михайловна – г. Санкт-Петербург, ГБДОУ №41 Центрального района

3. Денисова Оксана Владимировна – г. Москва, ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», – подтолкнули на создание этого пособия.

Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.

Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.

Описание пособия и управление презентацией.

Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» – презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.

Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.

Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.

* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.

Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– формировать звуковую культуру речи;

– развивать фонематический слух;

– развивать чувство ритма;

– активизировать все компоненты речевой деятельности;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;

– воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Содержание презентации:

1 слайд – титульный слайд

23 слайд – Игра «Насос» – звук [С];

45 слайд – Игра «Комарик» – звук [З];

67 слайд – Игра «Змейка» – звук [Ш];

89 слайд – Игра «Божья коровка» – звук [Ж];

1011 слайд – Игра «Паровозик» – звуки [С-Ш];

1213 слайд – Игра «Помоги улитке» – звук [Л];

1415 слайд – Игра «Загони машину в гараж» – звук [Р];

1617 слайд – Игра «Помоги Колобку» – любой звук;

1820 слайд – Игра «Клумба» – любой звук;

2122 слайд – Игра «Бабочка» – любой звук;

2325 слайд – Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;

26 слайд – Спасибо за внимание.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

– «Знак вопроса» – нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.

– «Домик» – возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.

Читайте также:
Логодомик - альтернатива индивидуальной логопедической тетради

– Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке – .

На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

1. Игра «Насос», 23 слайд

Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.

Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.

Упражнение «Комарик», 45 слайд

Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.

Упражнение «Змейка», 67 слайд

Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.

Упражнение «Божья коровка», 89 слайд

Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.

Упражнение «Паровозик», 1011 слайд

Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.

Упражнение «Помоги улитке», 1213 слайд

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.

Упражнение «Загони машину в гараж», 1415 слайд

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.

Упражнение «Помоги Колобку», 1617 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.

Упражнение «Клумба», 1820 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).

Читайте также:
Путешествие в Цветочную Сказку - конспект логопедического занятия

Инструкция: слайд 18 – Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку и переходит на 19 слайд.

Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.

– Вот какая красивая клумба у нас получилась.

Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.

Упражнение «Бабочка», 2122 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).

Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.

Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.

Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.

Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об этом говорят следующие факты:

– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.

– В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.

– Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Анастасия Абатурова
Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Уважаемые коллеги! Я работаю на логопункте и постоянно испытываю недостаток игр и игровых приёмов при автоматизации и дифференциации звуков у детей. Эти процессы могут занять достаточно много времени и без хорошей наглядности являются скучными и не очень интересными для ребёнка. И поэтому мною были придуманы и изготовлены красочные игры, которые я и хочу представить вашему вниманию. Эти игры очень нравятся детям, они просят играть с ними снова и снова, и это значительно облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Перед тем, как начинаем играть в игру, мы повторяем с ребёнком, над какими звуками мы работаем, чтобы он знал, что именно от него требуется, а потом уже приступаем непосредственно к игре.

Игра “Лунтик-художник

Цель: дифференциация звуков [р] и [л].

Оборудование: картинка с изображениями Лунтика с красками; 2 мольберта – один с изображением буквы Р, другой – с изображением буквы Л; предметные картинки со звуками [л] и [р].

Инструкция: Лунтик очень любит рисовать. Он нарисовал уже очень много картин, но когда рисовал их, складывал в одну стопку. И теперь нам с тобой нужно помочь ему разобрать картины: на один мольберт мы будем класть картины, в названии которых есть звук [р], а на другой – со звуком [л].

Игра «Соберём ягоды в корзинки»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Оборудование: 2 корзинки с ягодами, на одной изображена буква Ш, на другой – С; картинки с изображением ягод, на обратной стороне которых наклеены предметные картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

Инструкция: Давай представим, что мы с тобой были в лесу и набрали там много-много ягод. А теперь нам нужно их перебрать. В одну корзинку мы будем класть ягодки, на обратной стороне которых изображена картинка со звуком [c], в другую – со звуком [ш].

Игра «Маша играет в снежки»

Цель: автоматизация звука [ш].

Оборудование: картинка с изображением Маши (или игрушка); картинки с изображением снежков, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуком [ш].

Инструкция: Маша очень любит играть. И одной из её любимых забав зимой является игра со снежками. Но вот лепить снежки она не очень любит. Давай мы с тобой поможем ей налепить снежки. Бери снежок и называй картинку, изображённую на обратной стороне. Если ты назовёшь картинку правильно, мы отдаём снежок Маше, а если неправильно – откладываем его в сторону. А потом посчитаем, сколько снежков ты слепил для Маши.

Читайте также:
Развитие фонематических процессов у дошкольников

Игра «Буратино и Мальвина собираются в школу»

Цель: дифференциация звуков [л] и [р]; закрепление знаний по лексической теме «Школа»

Оборудование: картинки с изображением Мальвины и Буратино (или игрушки); предметные картинки с изображением школьных принадлежностей, в названии которых есть звуки [л] и [р].

Инструкция: Буратино и Мальвина собрались идти учиться в школу. Давай поможем им вспомнить названия тех предметов, с которыми им придётся часто встречаться в школе. Давай ты будешь называть картинки, и те карточки, в названии которых встретился звук [л], будешь отдавать Мальвине, а карточки, в названии которых встретился звук [р], отдадим Буратино.

Игра «Шарик и Матроскин играют в хоккей»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш]

Оборудование: изображение Шарика и Матроскина с клюшками; картинки с изображением шайб, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [с] и [ш].

В Простоквашино наступила зима, Шарик и Матроскин захотели поиграть в хоккей. Посмотри, как много у них шайб. Давай ты будешь называть картинки, изображённые на обратной стороне шайбы. Если в картинке ты услышишь звук [с], то отдашь шайбу тому, в чьём имени есть звук [c]. Кто это? (Матроскин). А картинки, в которых слышится звук [ш], мы отдадим тому, в чьём имени есть звук [ш]. Кто это? (Шарик). И в конце игры мы посчитаем, сколько шайб досталось каждому. У кого шайб окажется больше, тот и одержал победу в игре.

Игра «Клоун-жонглёр»

Цель: дифференциация звуков [ч] и [щ].

Оборудование: картинка с изображением клоуна, жонглирующего разноцветными мячами; картинки с изображением разноцветных мячей, на обратной стороне которых наклеены предметные картинки со звуками [ч] и [щ].

Инструкция: Ты когда-нибудь был в цирке? Видел жонглёра? У него должно быть много мячиков для того, чтобы номер получился интересным. Сейчас ты будешь помогать клоуну. Бери мячик и называй картинку, которая изображена на обратной стороне. Если ты назовёшь картинку правильно, значит, отдаёшь мячик клоуну, а если называешь картинку с ошибкой – мячик клоуну не отдаём.

Игра «Детки и конфетки»

Цель: автоматизация звуков [л] и [л`].

Оборудование: картинка с изображением детей, которые сидят за столом и пьют чай; картинки с изображением конфет, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [л] и [л`].

Инструкция: Посмотри на картинку. Детишки сели пить чай, но на столе у них ни одной конфеты, а они такие сладкоежки! Давай ты сейчас постараешься и заработаешь конфеты для детишек. Бери конфетку и называй картинку, изображённую на обратной стороне. Если ты картинку назовёшь правильно, отдаёшь конфету детишкам, если неправильно – конфета остаётся у меня.

Игра «Белкины запасы»

Цель: автоматизация звуков [р] и [р`].

Оборудование: картинка с изображением белки (или игрушка); картинки с изображением грибов, желудей, орехов, шишек, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [р] и [р`].

Инструкция: Белочка начала готовиться к зиме и собирать к себе в дупло запасы. Давай и мы поможем ей в этом непростом деле. Ты называешь картинку, изображённую на обратной стороне шишки. И если картинка будет названа правильно, ты отдаёшь шишку белке, а если неправильно – шишка остаётся у меня.

Игра «Коза и капуста»

Цель: автоматизация звуков [с] и [з].

Оборудование: картинка с изображением козы (или игрушка); картинки с изображением капусты, на обратной стороне которой наклеены картинки со звуками [с] и [з].

Инструкция: Ты знаешь сказку «Семеро козлят»? Козу дома ждут 7 маленьких козлят, которые очень хотят кушать. Они любят полакомиться свежей, сочной капустой. Давай мы с тобой поможем козе накормить детишек. Называй картинку, изображённую на обороте капусты. Если ты называешь картинку правильно, мы отдаём капусту козе, а если неправильно, коза капусту не получает.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков. В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных.

Работа логопеда Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательном детском саду. Когда 4 года назад приступила к работе – встали вопросы: Как воспитателю.

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время.

Читайте также:
Логопедическая игра 'Познавательная коробочка'

Тема Деда Мороза и Снегурочки, новогодней елки и подарков всегда интересовала малышей. Данные веселые и красочные игры помогут взрослым весело и с пользой провести время, а также закрепят в речи поставленные звуки.

  1. Автоматизация звуков «С», «Ш», «З», «Ж», «Р», «Л»
  2. Дифференциация звуков «С» — «Ш»; «З» — «Ж»; «Р» — «Л»

Варианты игр:

1.«Украшение новогодней елочки».

Для данной игры вам понадобится распечатать макет елочки, звезды с буквами, новогодние игрушки с картинками и ножницы для вырезания. Лучше всего вырезанные игрушки и елку заламинировать. Так игра прослужит вам намного дольше.

Новогодние игрушки с картинками распределены по цветам:

  1. Желтые игрушки на автоматизацию звука «Л»
  2. Зеленые игрушки на автоматизацию звука «Р»
  3. Белые игрушки на автоматизацию звука «Ж»
  4. Красные игрушки на автоматизацию звука «С»
  5. Синие игрушки на автоматизацию звука «Ш»
  6. Оранжевые игрушки на автоматизацию звука «З»

Как играть?

Предложите ребенку украсить новогоднюю елочку, например, шарами красного цвета. Или выбираете любые другие новогодние шары, в зависимости от того, какой звук необходимо автоматизировать.

В коробку (или любую другую емкость) можно положить игрушки двух-трех цветов или все полностью. Это зависит от возраста малыша и развития его внимания.

На верхушку накладываете звезду с буквой С (или другой) и начинаете игру.

Главное правило: автоматизируемый звук нужно произносить правильно. Только в этом случает малыш может повесить игрушку на елку.

2. «Укрась елочки разными игрушками»

Данная игра предназначена для дифференциации звуков: «С» — «Ш»; «З» — «Ж»; «Р» — «Л»

Суть данной игры примерно, как и предыдущей. Отличие в том, что новогодние игрушки дифференцируемых групп одинакового цвета.

  1. Звуки «С» — «Ш» — игрушки красного цвета
  2. На звуки «Ж» — «З» — зеленого цвета
  3. Звуки «Л» — «Р» — желтого цвета

Ребенку предлагается выбрать из игрушек одного цвета картинки со звуками «С» — «Ш» («З» — «Ж», «Р» — «Л»). На елку со звездой С повесить игрушки со звуком «С», на другую елочку — со звуком «Ш» и т.д.

3. «Разложи подарки Деда Мороза».

Данная игра также предназначена для автоматизации и дифференциации звуков.

Она разработана, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Для тех, кому еще сложно ориентироваться в звуках можно брать мешочки одного цвета. Малыш быстро поймет, что красные мешки с подарками начинаются на звук «С», зеленые — на звук «Ж» и т.д.

Для «юных знатоков» подарки с мешочками разноцветные. Здесь уже не получится ориентироваться по цветам, необходимо прислушиваться к первым звукам в словах.

Игру можно начать так: «Дед Мороз принес ребятам подарки, но они все перемешались. Помоги разложить подарки по коробкам».

В красную коробку нужно положить мешки с подарками на звук «С», в синюю — на звук «Ш» и т.д.

Данную новогоднюю игру можно использовать для автоматизации одного звука. Главное давать четкие инструкции, например: «Выбери мешки с подарками только зеленого цвета. Что нарисовано на мешочке? На какой звук начинается данное слово?»

Если малыш уже произносит звуки «С», «Ш», «З», «Ж», «Р», «Л» тогда можно играть со всеми картинками одновременно. Это поможет ребенку в веселой и увлекательной форме научиться различать трудные звуки на слух и правильно произносить их.

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время, а также на любых занятиях по коррекции речи.

Вам также будет интересно:

  1. Дидактические игры
  2. Автоматизация свистящих звуков
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Звук Л и его автоматизация
  5. Автоматизация звука Р
  6. Дифференциация звуков

Всем хорошего настроения и положительных результатов!

Игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения

Игры-ходилки для дошкольников, направленные на автоматизацию и дифференциацию наиболее часто нарушаемых в произношении звуков.

Использование игр облегчает подготовку к занятиям, позволяет чутко реагировать на изменение личностных возможностей и потребностей детей, способствует не только автоматизации поставленных звуков, но и укреплению психологической базы речи. Внедрение данных игр в занятие создаёт благоприятную атмосферу на коррекционном зпнятии и снижает риск возникновения эффекта “кабинетной речи”.

Содержимое разработки

Авторские игры-ходилки
для автоматизации
и дифференциации звуков
на занятиях по коррекции
звукопроизношения.

Разработка учителя-логопеда
МБДОУ №257 г.Красноярск
Арефьевой З.А.

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой, продолжительной, а зачастую и монотонной работы по закреплению правильного произношения.

Читайте также:
Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике

Многократное повторение одних и тех же слов, предложений – условие необходимое, но утомительное для детей дошкольного возраста.

Именно поэтому мы разработали и активно используем на занятиях комплекс игр-ходилок для автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков.

Позвольте вас с ними познакомить.

– «Глупый осёл» (автоматизация звука Л)

– «Негритёнок и корона»
(автоматизация звуков Р и Рь)

– «Мишка и шишка»
(автоматизация звука Ш)

– «Старый лис»
(автоматизация звуков С и З)

Для проведения игр требуется:

– горизонтальная поверхность для раскладывания карточек (подойдёт обычный стол или ковёр, но мы используем специально изготовленный планшет, облегчающий раскладку карточек, их переворачивание и соблюдение порядка во время игры)

карточки с изображением предметов, названия которых содержат автоматизируемый звук. Слова подбираются в зависимости от звукопроизносительных возможностей детей на данный момент, а так же в соответствии с целями дополнительного этапа игры, о котором я расскажу немного позже. Важно, чтобы среди карточек была одна с ключевым словом-предметом («Глупый осёл» – «мыло», «Негритёнок и корона» – «корона», «Мишка и шишка» – «шишка», «Старый лис» – «заяц»)

– фигурки – игрушки, герои рифмованных коррекционных текстов: осёл, негритёнок, медвежонок, лиса. При разработке игр нами использовались обычные фишки – заменители, но введение игрушек, конечно же, повысило заинтересованность ребят

дополнительными атрибутами игр могут стать натуральные или нарисованные тележка, рюкзак (ранец), мешок, корзина (лукошко), сумка. Эти атрибуты пригодятся только в одном из вариантов проведения игр.

– для «вживания» в игру можно использовать предметы – иллюстраторы ключевых карточек.

На этом этапе дети знакомятся со стихотворением (коррекционным рифмованным текстом), насыщенным автоматизируемым звуком, уточняется значение незнакомых слов.

Предлагается взаимодействие с ключевым предметом каждой игры – найти в сухом пальчиковом бассейне игрушечную корону, кусок мыла (камешек), шишку, зайца (кусочек искусственного меха). Отыскать в «чудесном мешочке» главного героя стихотворения.

На столе прямоугольником раскладываются карточки, перевёрнутые рисунками вниз, а рубашками вверх – это игровое поле. Дети поочерёдно проговаривают стихотворение, передвигая фигурку по игровому полю в любом направлении, кроме диагонального и не перескакивая через карточки.

Картинка, на которой остановилась фишка, переворачивается и игрок составляет предложение типа:

– Осёл купил колбасу.
– Негритёнок подобрал сковородку.
– Мишка нашёл шайбу.
– В сугробе спряталась (или спит) собака.

Далее возможно 3 варианта продолжения игры:

вариант №1
Рекомендуется при освоении игры, с детьми младшего возраста и тогда,
когда время игры ограничено.

Картинка остаётся лежать лицевой стороной вверх, ход переходит к следующему игроку.

Ребёнку нужно рассчитать траекторию движения фишки так, чтобы проложенный маршрут не привёл его к уже «разгаданной» карточке.

Картинка снова переворачивается рубашкой вверх, ход переходит к следующему игроку.

Этот вариант тренирует зрительную память и внимание – ведь чтобы повторно не перевернуть уже «разгаданную» карточку, дети должны удерживать в памяти её расположение, а не только рассчитать маршрут, как в предыдущем варианте.

Разгаданная карточка убирается с игрового поля либо просто в стопку, либо в дополнительные атрибуты, о которых мы говорили ранее (тележка, корзина и т.п.) При этом прежде чем передать ход следующему игроку, водящий должен перечислить все предметы, убранные с игрового поля:

в тележке у ослика лежат яблоко, лом, колобок, лопата…
– в корзинке/рюкзаке/ранце у негритёнка хранятся рубин, сарафан, груша, карандаш
– в лукошке/мешке у мишки лежат шорты, шампунь и швейная машинка
– в сумке лис несёт самосвал, бусы, сапоги

К окончанию игры список предметов увеличивается, игра усложняется, у детей развивается речеслуховая память. Передвигаться по игровому полю тоже становится сложнее, ведь ни наступать, ни перепрыгивать «ямы» нельзя.

Основной этап игры заканчивается тогда, когда искомая карточка будет перевёрнута.

Обратите внимание, что одно и то же стихотворение во время игры, дети проговаривают до 10 раз, следя при этом за речью друг друга.

Детям предлагается рассказать, как герой стихотворения будет использовать найденные / купленные предметы

Можно предложить рассортировать эти предметы по количеству слогов, позиции автоматизируемого звука в слове, принадлежности к обобщающим понятиям. Найти слова-рифмы, составить предложения с найденными словами.

Читайте также:
Звуки К-Кь - конспект логопедического занятия

Если учитель-логопед предполагает проведение дополнительного этапа, особенно внимательно нужно отнестись к подбору карточек, выкладываемых на игровое поле.

Игры этого комплекса можно использовать и в случае, когда перед детьми и логопедом стоит задача дифференциации смешиваемых звуков. В таком случае рифмованный текст предлагается на один звук (или группу звуков), а картинки подбираются на оппозиционные звуки.

Компактность и мобильность этих игр облегчает подготовку к занятиям, даёт возможность чутко и своевременно отреагировать на изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений детей.

Во время этих занятий происходит не только автоматизация поставленных звуков в словах и фразах, расширяется словарный запас, но и улучшается функция самоконтроля, укрепляется психологическая база речи (память, восприятие, внимание, мышление)

Данные игры мы практикуем в течение трёх учебных лет. Благодаря использованию различных вариантов и постепенному введению дополнительных атрибутов, они не приедаются детям и всегда являются для них приоритетными при выборе. Положительный эмоциональный фон, непринуждённая атмосфера, а так же азарт и стремление к победе позволяют быстрее включить автоматизируемые звуки в спонтанную детскую речь, что и является целью нашей работы с дошкольниками в детском саду.

Мы надеемся, что предлагаемые игры смогут стать для практикующих логопедов и заботливых родителей бесценными помощниками в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

В Студии Мерсибо 27 игр на автоматизацию звуков и 5 — на дифференциацию. В них ребенок проговаривает «трудные» звуки в слогах, словах и свободной речи. Игры помогут автоматизировать шипящие, свистящие, сонорные, мягкие другие звуки, а также научиться звуковому анализу слов.

Упражнения понадобятся на занятиях по обследованию и коррекции звукопроизношения с детьми от 3 до 8 лет.

Автоматизация звуков

В играх дети автоматизируют «трудные» звуки в слогах, словах и свободной речи. Упражнения разнообразны: чистоговорки, логопедические задачи, составление рассказов, словообразование, загадки и другие.

В играх дети учатся различать на слух и соответственно произносить пары звуков: Л-Р, Ж-Ш, С-З и другие. В настройках игр можно выбрать нужную пару звуков.

Примеры игр на коррекцию звукопроизношения

Ребенок играет с попугаем Дармидонтом: тот предлагает сказать слово, и если ребенок говорит его четко, то попугай получает свое зернышко. Специалист выбирает звук, произношение которого хочет проверить: Р, Рь, З, К и другие варианты.

Игра проходит в темпе ребенка: нет тикающих счетчиков и попугай может повторить слово, если ребенок его забыл. В настройках можно выбрать уровень игры: простой или сложный.

Упражнение понадобится на занятиях по обследованию и коррекции звукопроизношения с детьми от 3 до 8 лет.

Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке.

Ребенок помогает капризной принцессе Марте выбрать достойного жениха. Для этого он внимательно слушает имена кандидатов, их комплименты и названия подарков. Затем отобрать те, в названиях которых есть звук «Р».

Например, к принцессе сватается командир роты, Ротатуев Макар. Этого жениха оставляем на второй тур.

Игра поможет специалисту автоматизировать звук Р у ребенка.

Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке.

Ребенок попадает к инопланетянам и знакомится с ними: внимательно рассматривает, описывает, говорит, на что оно похоже и почему. Мы выбрали инопланетян, похожих на окружающие вещи: лампу, стул, яблоко.

В настройках можно выбрать мягкий или твердый звук Л, количество раундов.

Игра поможет специалисту автоматизировать звук Л у детей.

Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке.

Кузнечик-огуречик знает множество словечек. Он их говорит, когда прыгает с листка на листок. Задача ребенка — четко повторять слова за кузнечиком.

В настройках игры можно выбрать звуки для дифференциации: З-Ж, СШЗЖ, Р`РЛ`Л, ЧТ`ЩС` и другие комбинации.

Игра поможет специалисту провести занятие на дифференциацию звуков.

Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке и флешке «Лого Ассорти».

Четыре близняшки-болтушки знают много скороговорок. Но каждая из них неправильно произносит один из звуков. Ребенок внимательно слушает их скороговорки, пытается определить, что сказала девочка, и произнести скороговорку верно.

В настройках можно выбрать звук для отработки: Р, Л или все подряд.

Игра поможет развить дикцию с помощью скороговорок.

Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке и флешке «Лого Ассорти».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: