Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт? )

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? ( прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Читайте также:
Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Альманах педагога

Автор: Пирожкова Ольга Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Светлячок”
Населённый пункт: п. Пеледуй, Ленский район, РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: “Познавательно–исследовательская и экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях”
Раздел: дошкольное образование

Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей

на логопедических занятиях

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Чем внятнее и

выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и

малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и

взрослыми т.е его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Все это

предъявляет большие требования к качеству нашей речи

отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами ( до 60%). Дети с

речевыми нарушениями составляют группу педагогического риска.

проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности,

нежелание посещать логопедические занятия, повышение утомляемости.

нестандартные подходы, новые технологии.

Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их

усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались

Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и

запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и

Анализ моей работы показал, что логопедические занятия дают большой

простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно

отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом

собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию

речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их

самих к находкам и открытиям.

пассивны: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков,

анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций, дается им очень трудно и

работы я использую различные направления исследовательской деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность при работе над

звукопроизношением

Исследование

артикуляционного

артикуляции

произношении

отрабатываемых звуков;

Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом, изучает свой речевой

аппарат, сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует,

как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как

сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык,

профили артикуляции звуков, анализирует, сравнивает разные артикуляционные

Методом эксперимента выясняет:

Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы,

язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко

открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит,

а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются.

Исследование особенностей произношения изучаемого звука

аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и

гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Исследуя и экспериментируя дети выясняют:

-какие особенности артикуляции и произношения имеет изучаемый звук,

постановки каждого конкретного звука. Например, трудный для произнесения

Шипящие звуки требуют, подъема языка в форме “чашечки”, округления губ и

вытягивания их слегка вперед и т.д.

опустим его вниз, звук будет правильно звучать?)

делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные

Исследование речевого дыхания.

развитию речевого выдоха и воздушной струи.

длительности, силе, направленности. Как правило, смычные взрывные и смычно –

Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

При произнесении звуков Ф В,Т, Д, С ,З, Ц и др. воздушная струя проходит

по центру языка прямо.

При произнесения шипящих Ш, Ж, Щ, Ч, Р воздушная струя проходит по

центру языка вверх.

При произнесении Л, Л’ струя проходит по боковым краям языка.

При изучении речевого дыхания, дети узнают, что:

воздушная струя может быть сильная или слабая. (Например, если

подуем в трубочку сильно-шарик полетит высоко, слабо- низко; чтобы

перышко с ладони нужно дуть слабо.

Упражнение «Две вертушки»

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у

одной вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у другой вертушки – необходимо

дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с

несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Упражнение «Задуй свечу»

Ставить перед ребенком на столе свечу на разном расстоянии от него и попросить его

Читайте также:
Совместная деятельность В гостях у сказки

задуть. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе

игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть свечу, которая близко достаточно подуть

слабо, чтобы задуть свечу, поставленную далек – необходимо дунуть как можно сильнее.

Подув на ладони разными способами дети узнают, что воздушная струя

может быть теплая или холодная

Упражнение «Согреем руки»

Ребѐнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же

упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребѐнок ладошкой

контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит

звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тѐплый, «летний»,

направлении: вперед, вбок или в щеки. для проведения эксперимента ребенку

предлагается «поймать» воздушную струю в различных игровых дыхательных

Упражнение «Поймай воздушную струю» или «Капризная вертушка»

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том

случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную

струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где

вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

выдох может быть коротким и длительным

Упражнение «Фокусник»

Ребенку предлагается положить перышко на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот,

загнуть широкий язык кверху, и с силой подуть, стараясь сдуть перо с носа. чтобы удержать

перышко наверху подольше – выдох должен быть длительным.

Во время таких игр-экспериментов дети учатся тактильному контролю

(когда ладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, другая

руки ребенка подносится ко рту логопеда. Ребенок ощущает производимую им

воздушную струю и сравнивает ее с образцом), учатся регулировать силу и

направленность, воздушной струи, тренируют дыхательные мышцы.

Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Ирина Караваева
Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте.

Малыши — очень любознательный народ. Дошколята очень любопытны. Им хочется самим потрогать, пощупать, рассмотреть. Опыты и эксперименты просто обожают.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт развитие памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?».

Основной задачей годового плана, нашего детского сада,в текущем году является: «Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников».

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я решила составить картотеку игр- экспериментов которые применяю в своей работе.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Учиться играя, экспериментируя!

Через игры-эксперименты на логопедических занятияхреализуются следующие задачи:

• расширение и углубление информации об окружающем мире,

• формирование на этой основе системы представлений;

• развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;

• формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;

• развитие абстрактного и логического мышления детей;

• а самое главное, дети учатся найти правильный ответ и сделать вывод.

• Активная, заинтересованная деятельность способствует активизации и пополнению словаря, развитию связной речи, пониманию особенностей грамматического строя речи родного языка.

Игры я разделила по трём направлениям.

• на развитие слухового восприятия

• на развитие воздушной струи

• на развитие мелкой моторики

Представляю вашему вниманию несколько примеров этих игр.

Игры на развитие слухового восприятия.

Почему все звучит?»

Цель:Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: стакан, резинка для банкнот.

Ход эксперимента:

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать.

Надеваем резинку на стакан так, чтобы она прошла через дно и верхнюю часть стакана, образовав струну. Фиксируем резинку на стакане пальцами. Подносим дно стакана к уху. Играем на полученной «струне».

Слышен громкий звук от резинки.

Почему так произошло?

Читайте также:
Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Звук будет издавать любой предмет, который начнет колыхаться, т. е. совершать колебания. Мы услышим звук, только если он сможет попасть к нам в ухо. Через стенки стакана звук от резинки попадает сразу в ухо, мы хорошо его слышим.

Игра «Шумящие коробочки»

Цель: учить детей определять на слух, что звучит, находить пару.

Материалы и оборудование: коробочки, контейнеры из-под киндер-сюрприза, горох, косточки, семена и т. д.

Методика проведения: составить парные коробочки с одинаковым «шумом». В контейнеры из-под киндер-сюрпризов насыпать разные предметы (горох, косточки, семена льна, песок и т. д.). Взрослый предлагает детям найти одинаковые по звучанию коробочки.

«Зачем зайцу длинные уши?»

Цель: Дать понятие причины усиления звука.

Материалы и оборудование: Два плотных листа бумаги А-4, ширма, газета, полиэтиленовый пакет, бубен, колокольчик, свисток.

Ход эксперимента:

Послушай звуки и угадайте что «шумит».Взрослый за ширмой издает звуки предметами: (газета, полиэтиленовый пакет, бубен, колокольчик, свисток). Ребёнок отгадывает, какой предмет «шумел», уточняя, при помощи какого органа он услышал звук.

А теперь сверни из бумаги два рупора и поднеси их к ушам. Ещё раз послушай те же звуки.

Звуки стали громче.

Почему так произошло?

Для того чтобы в узкое горлышко бутылки попало больше воды, используют воронку. Так же, как воду, воронка может собирать звуки и делать их громче. У животных часто встречаются большие уши-воронки, которые хорошо собирают и усиливают звук.

«Поющие бокалы».

Цель: Дать понятие, как меняется звук.

Материалы и оборудование: одинаковые стеклянные бокалы, вода, пластмассовая палочка.

Ход эксперимента:

В одинаковые стеклянные бокалы налить разное количество воды (воду можно подкрасить) и расположить их по нарастанию уровней воды. Тихонько ударяйте палочкой о каждый бокал.

Каждый бокал издаёт свой звук.

Почему так произошло?

Когда палочка ударяется о бокал, то воздух в бокале начинает содрогаться. А это и есть звук, т. е. определенные колебания воздуха. Налитая в бокал вода уменьшает количество воздуха, тем самым меняя звучание.

Игры на развитие воздушной струи.

«Как взять в руки мыльный пузырь»

Цель: Определить, что поможет удержать мыльный пузырь в руке.

Материал и оборудование: мыльные пузыри, перчатка резиновая, перчатка кожаная, перчатка шерстяная.

Ход эксперимента:

Надуть мыльные пузыри и по очереди ловить их в разных перчатках.

Вывод: Мыльный пузырь «поймала» только шерстяная перчатка. Он не лопнул. Плёнка мыльного пузыря делает его упругим. На шерстяной перчатке есть много ворсинок. Пузырь от них немного отталкивается и словно «зависает в воздухе».

Цель: Дать понятие, что сопротивление воздуха зависит от формы падающего предмета.

Материал и оборудование: Два одинаковых кусочка ваты.

Ход эксперимента:

Возьмите два кусочка ваты один скомкайте, а другой сделайте плоским. Положите скомканный кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Тоже проделать с плоским кусочком.

Вывод: Скомканный кусочек упал быстро, а плоский плавно опустился. Плоский кусочек ваты имеет такую форму, что воздух может его «поддержать», оказывая сопротивление падению.

Цель: Обнаружить силу воздуха.

Материал и оборудование: Два пластмассовых прозрачных стаканчика, трубочки для коктейля, вода.

Ход эксперимента:

В один стакан наливаем много воды, почти до краев, а в другой – чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в “буль-бульки” с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в “Буль-бульки”, чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному.

Вывод – в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно.Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Игры на развитие мелкой моторики.

«На что способен рис»

Цель: Познакомить с понятием -утруска.

Материал и оборудование: литровые стеклянные банки с крышками, рис, гречка, перловка, горох.

Ход эксперимента:

Наполнить банку наполовину рисом. Утопить в него орех. Предложите ребенку потрясти банку из стороны в сторону (только в горизонтальном положение).

Грецкий орех появился на поверхности. Его место занял рис.

Почему так произошло?

Между рисовыми зернышками есть пустые места. Когда мы трясём банку, зёрнышки двигаются и сближаются. Это называется утруской. Орех не может поместиться между зёрнышками. Они как бы толкают его вверх.

Тоже проводим с другими продуктами.

«Когда бумага рвётся лучше»

Цель: Определить когда бумага рвётся лучше.

Материал и оборудование: газета, журнал, картон.

Ход эксперимента:

Предложите ребенку порвать газету вдоль, затем поперёк. Повторите тоже с журналом и картоном.

В одном направление газета, журнал. Картон рвутся легко, а в другом- криво и тяжело.

Почему так произошло?

Бумага изготовлена таким образом, что имеет слоистую (волокнистую) структуру. Между отдельными местами есть слабые места. Вдоль слоев бумага рвется лучше, потому что один слой отделяется от другого. Чтобы порвать бумагу поперек волокон, надо приложить больше усилий, т. к. сами слои крепче.

«Каковы овощи изнутри?»

Читайте также:
Логопедический проект 'Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями'

Цель: Определить, что овощи имеют разную структуру.

Материал и оборудование: чисто вымытые овощи (картофель, морковь, чеснок, луковица и т. п., губка, краска, бумага.

Ход эксперимента:

Разрежьте овощи разными способами (вдоль, поперек, а капустный лист сверните трубочкой) и внимательно рассмотрите их-это ваши печатные формы (штампы).Сделайте из губки штемпельную подушечку: пропитайте губку краской.

Обмокните овощные штампы в штемпельную подушечку и сделайте оттиски на бумаге.

Каждый овощ оставляет свой характерный след и всегда его повторяет.

Почему так произошло?

Овощи имеют не только разную форму, но и разную внутреннюю структуру. Разрезанные вдоль овощи сохраняют признаки, по которым их можно узнать с первого взгляда.

Также проводится с фруктами.

Заключение: Нам очень важно дать ребенку все посмотреть, пощупать, послушать, понюхать и попробовать на вкус. Игры-эксперименты дают нам такую возможность. В процессе экспериментально – игровой деятельности логопед решает коррекционные задачи. Таким образом, игры-эксперименты могут служить эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям.

Закончить своё выступление я хочу словами из песни «Нано-техно» «Дискотека Авария».

Вставай на нано-лыжи,

Садись за нано-книги,

На нано-позитиве огромная страна

Страна на-на-на пике,

И самый лучший в мире

Прикреплённые файлы:
kartoteka-igr_afcb8.ppt | 4330,5 Кб

«Колодец». Оригинальное пособие для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт Уважаемые, коллеги, хочу рассказать об играх на логопедических занятиях. С нами в группе, вот уже 10 лет, работает Комарова Елена Валерьевна.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

«Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый материал можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Скачать:

Вложение Размер
eksperimentirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 26.55 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так – ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе.

Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Игра «Слово рассыпалось» . На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).

Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

«Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.

Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка. Игра «Замени звук» при дифференциации звуков Ш-С, Р-Л.
Подбор слов к данной рифме.

Разгадывание ребусов. Решение кроссвордов.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка»).
Составление рассказа из двух текстов , прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В начале учебного года при рассматривании вопроса «Что помогает нам говорить?» проводится опыт «Работа голосовых связок». Целью которого является: понять происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук. В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Например, долговременный проект «Наши цветы», который длился 6 месяцев, как раз показал, что знания, полученные путем экспериментов, были глубокими и прочными. Даже спустя год с начала данного проекта, дети помнят его и рассказывают о том, что делали, для чего и чему научились.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Через эти игры реализуются следующие задачи:

  • расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;
  • развивать у детей мыслительные операции – анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей;
  • учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.

Игры-эксперименты с мячом.

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй – из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?

C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.

«Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)

Задание. Придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей:
– обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению;
– создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
– развивают различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь;
– закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
– формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
– формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
– снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
– позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
– налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях – как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня – в коррекционной работе с воспитателем и дома.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – звонкости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
  5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Фоминых Е.Н., учитель-логопед МДОУ № 102, г. Екатеринбург
Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.
На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Ниже приведены некоторые задания и упражнения, используемые автором в своей работе.
Конструирование букв. На столах – палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.)
Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна – насос, терка – актер).
Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).
Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?
Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка.
Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое – море, нож, морж и т.д.
Подбор слов к данной рифме. Например: сок – лесок, носок, поясок, голосок и т.д.
Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Юли красивая кукла у».
Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».
Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.
Развивающая игра «Читайка на шариках» (центр Воскобовича и другие подобные игры).
Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов – умение выбрать нужный предлог).
Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).
Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам. Сначала в практике использовались карточки с заданиями, опубликованными в методической литературе. Затем, видя интерес детей к подобному роду заданий, автором были изготовлены карточки с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для воспитателя.
Для детей:
– обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению;
– создают условие для ориентировочно-исследователь-ской деятельности детей;
– развивают различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь;
– закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
– формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
– формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
– снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
– позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
– налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях – как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня – в коррекционной работе с воспитателем и дома.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены специальной пленкой, что дает возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.
Примерные задания.
1. Составь звуковые модели слов, сравни их.
2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
4. Соедини картинку со звуковой моделью.
5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.
6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.
7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.
8. Подбери три слова к звуковой модели.
9. Составь слово по первым звукам названий картинок.
10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.
11. Составь слово по последним звукам названий картинок.
12. Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).
13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.
14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – твердости.
15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?
16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.
17. Соедини картинку со слоговой схемой.
18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.
19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.
20. Составь слово по первым слогам названий картинок.
21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.
22. Составь предложение по картинке и графической схеме.
23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по преду-преждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

Использование конструктора Лего в работе логопеда

Ксения Фетисова
Использование конструктора Лего в работе логопеда

МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида»

Фетисова Ксения Александровна,

учитель-логопед.

«Развиваем речь с помощью LEGO»

«Развитие речи детей с помощью конструктора ЛЕГО»

Современные дошкольники часто отдают своё предпочтение ЛЕГО-конструктору. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения,так как способствует:

– развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определённых тем;

– формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами м без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование новых слов);

– постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

– формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

– овладению звукобуквенным анализом и слого-звуковым составом слов;

– раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, разрешение его психологических и речевых затруднений, развитию способности осознать свои желания и возможность их реализации.

«Заведи мотор»

Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Р»; развивать мышление, воображение, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: ребёнок конструирует ЛЕГО-машину. После того, как ребёнок сконструировал её, взрослый рассказывает небольшую сказку, чтобы заинтриговать ребёнка.Например: «У Ромы сломалась его любимая машина. Рома очень расстроен, ведь ему нужно ехать на работу. Помоги ему! Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Машина волшебная, ведь ты собрал её из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик». Ребёнок, нажимая на каждый кирпичик, произносит изолированно звук «Р».

«Слоговая лесенка»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО. Сконструированная лестница из конструктора ЛЕГО.

Ход игры: взрослый называет слово, ребёнок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька — это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребёнка, столько и слогов в заданном слове.

Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети, придумывая слова на заданный звук, конструируют из ЛЕГО-элементов гусеницу. Один кирпичик-одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.

«Пингвины на льдине»

Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети, придумывая слова на заданный звук, продвигают фигурки пингвинов по платформе – льдине. Один ход – одно слово. Выигрывает тот, чей пингвин первым доберётся до края платформы.

«Подарки для роботов»

Цель: закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети конструируют синего и зелёного роботов. Необходимо разложить перед ними предметные картинки с нужным звуком. Синий робот – картинки с твёрдым звуком, зелёный робот – картинки с мягким звуком.

Цель: закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети конструируют домики с синей и зелёной крышей. Далее им нужно «поселить» в домики тех или иных животных. В домики с синей крышей – животных с твёрдым звуком, в домики с зелёной крышей – животных с мягким звуком.

Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные, соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки/фигурки к сконструированным схемам.

Ход игры: ребёнок должен подобрать предметную картинку/фигурку к заданной звуковой схеме.

Предлагаю вам окунуться в мир ЛЕГО и на практике увидеть, как конструктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего» Добрый день гости моей странички! Очень рада, что могу поделиться сегодня с вами прошедшим, замечательным занятием по конструированию из.

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора» Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора» В нашем детском саду ежегодно проводится праздник конструирования из Лего, в этом.

Дидактические игры с использованием конструктора Лего Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее на основе Лего – конструирования осуществляется.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Использование Лего- технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Консультация для логопедов, воспитателей как можно применять Лего для коррекционно- развивающих занятий с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_lego-_tehnologiy_dlya_publikatsii.docx 29.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»

«Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

В должности учителя- логопеда я работаю третий год, и поэтому считаю, что я только учусь быть логопедом. За это время опробовала разные инновационные технологии, в числе которых мнемотехника, биоэнергопластика, пластилинография, но остановиться подробнее я бы хотела на ЛЕГО- технологии, к тому же, наш детский сад является участником городской образовательной творческой группы,
“Образовательный технопарк”, направление “ЛЕГО-конструирование.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Использование инновационных технологий в логопедической практике

это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, это:

– новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности логопеда;

– новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

– новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи, что в дальнейшем очень пригодится при обучении в школе на уроках письма. Вы замечали, что почерк у мальчиков в наше время порой аккуратнее, чем у девочек? Я считаю, что ЛЕГО к этому имеет непосредственное отношение, так как мальчики сейчас охотно возятся с мелкими деталями не только в образовательной деятельности, но и в свободное время.

Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе, также мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
  • Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности :

– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции);

– в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

ЛЕГО-технологии также позволяют:

  • оптимизировать педагогический процесс
  • расширяют образовательное пространство
  • обогащают развивающую предметно – пространственную среду
  • способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников
  • обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук
  • дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Участникпми процесса выступают:

  1. Логопед
  2. Воспитатели группы
  3. Дети группы

ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

Таким образом, использование ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.

Использовать кубики ЛЕГО можно в любом из структурных компонентов занятия:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Элементы логопедического занятия: развитие фонематического восприятия и слуха , артикуляционная гимнастика , мимическая гимнастика , развитие речевого дыхания, голоса, интонации , развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи , развитие связной речи.
  4. Задания на развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.

Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО бывают как направленными, так и ненаправленными.

В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры. Детям предлагаем задание, а в некоторых случаях разрабатываем сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль).

В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок.

После использования ЛЕГО – конструкторов с мелкими деталями для снятия зрительного напряжения провожу в конце коррекционного занятия гимнастику для глаз.

Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Эти и другие методики я использую не только с детьми с ОНР, ФФНР, но и с детьми, имеющими задержку речевого развития, в рамках деятельности педагога дополнительного образования студии “Говоруша” нашего ДОУ. Я постоянно повышаю свой профессиональней уровень, имею также специальность педагога- дефектолога, что дает возможность оказывать консультативную и коррекционную помощь таким деткам.

Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с нарушениями речи, тем более успешным будет формирование речи, это позволяет решать одновременно несколько задач, одной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Предложенные способы и приёмы реализации данных методов дополняют, совершенствуют мой профессионализм и творческий потенциал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: