Игры для развития речи и мышления дошкольников

Консультации для воспитателей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Составила: Вальтер Марина Николаевна

Составила:
Вальтер Марина Николаевна
Учитель-логопед

Консультации для воспитателей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Татарска

Игры для развития речи и мышления дошкольников»;

«Игры для развития речи и мышления дошкольников»;
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Предлагаю вам некоторые игры: «Четвертый лишний»

Предлагаю вам некоторые игры:

«Четвертый лишний»

Для игры подбираются четыре слова, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы называете ребенку слова и предлагаете определить, какие подходят друг другу и можно ли их назвать общим словом, а какое слово лишнее и почему. Эта игра предназначена для развития логического мышления и слухового внимания.

«Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку. Тот должен отгадать, что делали родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Эта игра развивает воображение, фантазию находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

«Потерявшаяся игрушка»

Подберите и поставьте на стол 5 – 6 игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответил правильно, поменяйтесь местами. Игрушки можно не только прятать, но и менять местами две из них. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредотачиваться. 2

Найди тайник» Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее нахождения

Найди тайник»

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее нахождения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации умению действовать по плану или схеме.

«Игры с буквами»

Если ребенок знаком с буквами, можно предложить ему игру в «Звуки». Взрослый называет слова, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки еще слышит ребенок. Можно подбирать слова на заданный звук – кто больше. Но помните, ребенок должен обязательно победить. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

«Я к вам пишу…»

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. В отсутствии ребенка напишите ему «письмо» (с помощью магнитной азбуки или на бумаге). Текст может быть любым, сначала из 2 – 3 слов, затем 5 – 7. Для обучения дошкольников чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему товарищу писать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки.
3

Игры на развитие речи, мышления у детей 4-8 лет

Игры, развивающие речь, мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Мышление и речь неразрывно связаны между собой: без речи нет мышления, и в то же время речь невозможна без работы мысли. Развитие речи, как это ни странно, начинается с тренировки мелкой моторики пальцев. Дело в том, что в коре головного мозга зоны мелкой моторики и речи находятся по соседству. Стоит начать стимулировать работу одной зоны, как за ней «потянется» и другая. Вот почему, если вы замечаете, что ваш ребенок плоховато говорит для своего возраста, попробуйте потренировать его пальцы — результат будет заметен уже скоро. Так что не удивляйтесь тому, что в главе, посвященной играм на развитие речи, вы найдете и так называемые пальчиковые игры.

Развитие речи — это не только составление связного рассказа на определенную тему, не только умение ребенка давать правильные и полные ответы на поставленный вопрос. Это и такие, казалось бы, мелочи, как постановка правильного речевого дыхания (мы произносим слова на плавном выдохе, а в паузах между ними делаем короткий вдох), и умение вычленять из слов отдельные звуки и слоги. Именно с таких «мелочей» и начинается речь.

Читайте также:
Тесты логопеда - Готов ли Ваш ребенок к чтению?

Что касается мышления, то оно, как вы уже поняли, может быть разных видов. Одно дело — логическое мышление и совсем другое — речевое, позволяющее ребенку увидеть связи между словами, между их значениями и формой.

В свою очередь, образное мышление и речевое мышление тесно взаимосвязаны между собой, об этом не следует забывать. Наверное, нелишним будет напомнить, что вы должны стимулировать у ребенка желание общаться. Почаще спрашивайте его о том, как он провел день в садике или что интересного рассказывала на уроке учительница. Читая с ним интересную книгу, останавливайтесь и задавайте ребенку вопросы. И, конечно, не стоит упускать из виду стимулирующие функции игры в развитии навыков речи и речевого мышления.

Предлагаем вашему вниманию некоторые такие игры.

Пальчики

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: тренировать мелкую моторику пальцев, которая связана с зоной речи коры головного мозга, учить детей синхронизировать речь с разнообразными движениями.

Ход игры (в нее могут играть как родители со своим ребенком, так и воспитатели со всей группой). Ведущий проговаривает слова, сопровождая их жестами. Дети должны повторять движения за взрослым.

Слова в этой игре могут быть любыми: главное, чтобы из их содержания было ясно, какой именно палец должен двигаться (например, всем известная «Сорока-воровка» — прекрасный текст, которым можно сопровождать пальчиковую игру).

В качестве предварительной работы предлагаем вам выучить русские народные потешки.

В начале чтения этой потешки ладонь должна быть раскрыта.

Ивану-большаку — дрова рубить, Загибается большой палец.

Ваське-указке — воду носить, Загибается указательный палец.

Мишке-среднему — печку топить, Загибается средний палец.

Гришке-сиротке — кашу варить, Загибается безымянный палец.

А крошке-Тимошке — песенки петь, Загибается мизинец.

Песни петь и плясать, Ладонь раскрывается, ребенок шевелит всеми пальцами.

Родных братьев потешать!

А вот еще один вариант потешки для пальчиковой игры.

Подставляй ладошку — Ребенок вытягивает руку ладошкой вверх.

Расскажу про кошку. Гладит ладонь другой рукой.

Будем пальчики считать? Шевелит пальчиками.

Будем пальчики считать! Сжимает пальчики в кулак и разжимает.

Раз-два-три-четыре-пять! Поочередно загибает все пальцы на руке.

Вот — кулак, Снова сжимает пальцы в кулак.

А вот — ладошка. Разжимает их.

На ладошку села кошка Ребенок ставит на вытянутую ладонь пальцы второй руки.

И крадется потихоньку, «Пробегает» пальцами по руке до плеча.

И крадется потихоньку. Прячет кисть другой руки в подмышку.

Видно, мышка там живет!

И последний вариант.

Перед началом чтения этой потешки пальцы сжимаются в кулак.

Настало утро. Солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, Большак! Ребенок выпрямляет большой палец.

Вставай, Указка! Ребенок выпрямляет указательный палец.

Вставай, Середка! Выпрямляет средний палец.

Вставай, Сиротка! Выпрямляет безымянный палец.

И крошка-Митрошка! Выпрямляет мизинец.

Привет, Ладошка! Машет рукой.

Примечание. Эту игру можно использовать не только для развития речи, но и в качестве физкультминутки в детском саду или в школе во время занятий, если детские пальчики уже устали от письма или рисования.

Снежинки

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развивать у ребенка правильное речевое дыхание (вдох и плавный длинный выдох).

Необходимое оборудование: вырезанные из тонкой бумаги снежинки (вместо снежинок можно использовать просто кусочки бумаги или ваты).

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество участников). Воспитатель рассказывает детям о снежинках, о том, что они падают с неба зимой, что они белые и легкие: если подуть на такую снежинку, она полетит. Потом ведущий раздает детям по снежинке и просит их рассмотреть, отмечает, какие они все разные и красивые. Затем каждый участник игры кладет снежинку перед собой на стол и дует на нее. Воспитатель должен проследить за тем, чтобы дети делали при этом плавный и медленный выдох.

Примечание. Если в игре участвуют дети младшего возраста, то цель игры может заключаться в самом процессе. Следить за тем, как «улетает» такая снежинка, само по себе интересно. Если же в игру вовлечены дети постарше, то можно добавить к игре элемент соревнования: объявить детям, что тот, чья снежинка пролетит больше, и будет объявлен победителем. Можно также в заключение игры попросить детей вспомнить стихотворения про зиму и снежинки.

В качестве предварительной работы предлагается разучить с детьми стихи про зиму.

Снежок

Снежок порхает, кружится,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Круглый год. Январь

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Скажи слово

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: научить детей различать тематические группы слов, делить слова на слоги. Игра способствует расширению лексикона.

Читайте также:
Как найти хорошего логопеда?

Необходимое оборудование: мячик средних размеров.

Ход игры (игра проводится в группе). Ведущий просит участников встать в линию, затем бросает мячик одному из участников игры, задавая тему (например, «предмет мебели», «день недели», «домашнее животное», «овощи» и др.). Участник должен поймать мяч и тут же произнести любое слово, которое соответствует этой теме. Например, если ведущий задает тему «овощи», участник игры может ответить: «Морковь». Надо следить за тем, чтобы, отвечая, участник игры произносил слово четко, по слогам. Произнося каждый слог, он должен делать шаг вперед, а с последним слогом бросить мячик обратно ведущему. Например, произнося слово «морковь», участник делает два шага вперед и с последним слогом бросает мячик. Ведущий должен поймать мяч и бросить его другому участнику, задав при этом другую тему для слова.

Цели у этой игры могут быть разными. Например, победителем может считаться тот, кто сделает как можно больше шагов вперед. Естественно, что для этого участнику игры придется быстро вспоминать самые длинные слова на заданную тему. А можно наоборот считать победителем того, кто сделает меньше всех шагов: разумеется, для этого игрокам придется вспоминать слова покороче.

Примечание. На самом деле возраст участников игры не очерчивается строго предложенными нами рамками. Все, как вы понимаете, зависит от заданных тем для подбора слов: у каждого возраста есть свои интересы и свои любимые темы.

Волшебные слова

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей делать логические умозаключения, ставить простейшие эксперименты (в данном случае чад словами).

Ход игры (игра проводится с группой детей). Воспитатель объясняет, что есть обычные слова, а есть волшебные: если их часто повторять, то они обязательно превратятся в другие. Например, если повторять слово «кто», то получится «ток». Затем ведущий предлагает участникам игры определить, во что превратится каждое из следующих волшебных слов: «мышка» (в «камыш»), «банка» (в «кабан»), «сплю» (в «плюс»), «чайка» (в «качай») «моя» (в «яма»). Для этого участникам игры придется быстро несколько раз подряд произносить каждое из этих слов. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее всех справился с заданием.

Примечание. Эту игру можно проводить и среди детей более младшего возраста (4—5 лет), но тогда нужно будет облегчить им задачу: запастись картинками-подсказками, на каждой из которых будет нарисован правильный ответ.

Паровозик

Возраст: 5 — 7лет.

Цель игры: помочь детям понять связь между словами, научить детей делить слова на звуки.

Необходимое оборудование: деревянные или пластмассовые кубики разных цветов.

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество человек). Участники игры вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий объясняет, что слова состоят из звуков и что разные слова могут начинаться и заканчиваться на одинаковые звуки. Затем приводит пример: слова «мальчик», «мячик», «мельник» начинаются на букву «м» и заканчиваются на букву «к», хоть и обозначают совершенно разные понятия. В доказательство он просит детей рассказать о том, что означает каждое из предложенных ведущим слов. Затем начинается собственно игра. Суть игры состоит в том, что каждый участник называет слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово, названное другим игроком. В результате выстраивается такая, например, цепочка из слов: доМ — МашинА — АрбуЗ — ЗемлЯ — ЯблокО — ОкнО — ОбруЧ и т. д. Ведущий объясняет, что слова должны «цепляться» друг за друга, как вагончики у паровозика.

Если игра проводится с детьми помладше (5 лет), то ее можно еще и наглядно проиллюстрировать с помощью кубиков. Каждый кубик — это «вагончик». Перед началом игры каждому участнику раздается равное количество кубиков какого-то одного цвета. Ведущий, начиная игру, ставит кубик на стол или на пол, после того как произнесет первое слово. Если следующий игрок правильно назовет слово-вагончик, то ставит кубик «своего» цвета вслед за первым. Третий игрок, правильно назвавший очередное слово, присоединяет к ним свой кубик. Тот, кто ошибся, не имеет права ставить свой кубик в ряд. Игра заканчивается после того, как у кого-нибудь из игроков заканчиваются кубики. Он и объявляется победителем. В заключение ведущий обращает внимание детей на то, какой длинный паровозик у них получился, и на то, как самые разные слова могут «цепляться» буквами друг за друга.

Рифмовалки

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей слуховое восприятие и слуховую память. Игра знакомит детей с понятием «рифма». Кроме того, игра способна расширить словарный запас детей.

Ход игры. Ведущий (старший) объясняет правила. Они просты: ведущий читает четверостишие без последнего слова. Задача игроков — правильно подставить слово так, чтобы оно правильно рифмовалось и подходило по смыслу. При этом ведущий может начать с текстов, хорошо известных детям, а потом перейти к незнакомым, чтобы дети могли сами, ориентируясь на смысл, подставлять нужное слово. Вот некоторые из таких четверостиший.

Игры на развитие мышления и речи для детей 3 — 8 лет

Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности. Развитие мышления приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления). Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

Читайте также:
Список книг для дошкольников по лексическим темам

Детские игры на развитие мышления и речи:

Игра «Помоги художнику»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: Индивидуальная и групповая.

Материал: простые рисунки, на которых дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т.д.)

Ход игры: ребёнку показывают рисунок, на котором есть не дорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т.д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.

Игра «Собери цветок»

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Ход игры: каждому ребёнку выдаётся круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т.д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздаёт карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т.д.).

Игра «На что похоже?»

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Ход игры: каждый ребёнок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко. Прямоугольник — чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно. Треугольник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, ёлка, египетская пирамида. Овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Игра «Противоположности»

Цель: развитие мышления, общей осведомлённости, быстроты реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Ход игры: ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжёлый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т.п.

Игра «Составление предложений»

Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразие, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: ведущий берёт наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интересного предложения.

«Исключение лишнего»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: ведущий выбирает любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Комментарии: Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравниваться их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

«Поиск аналогов»

Цель: научить детей выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: ведущий называет какой-либо предмет или явление, например «вертолёт». Детям необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

«Способы применения предмета»

Цель: развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Форма проведения: групповая.

Ходи игры: называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использоваться как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на название безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Благодаря такой программе, можно отлично помочь дошкольникам для интенсивного освоения навыков чтения, письма, счета и развития логического мышления. Предлагаем Вам список групповых игр на развитие мышления у детей в возрасте 9-10 лет.

  • ← Дошкольный возраст. Развитие детей дошкольного возраста
  • Победитель или проигравший, кто ты? 20 отличий →
Читайте также:
Развитие речи детей в игре, в повседневном общении

Игры на развитие мышления и речи для детей 3 — 8 лет : 5 комментариев

Игры на развитие мышления это реальный способ развивать детей. Сам практикую очень давно подобные игры, у меня двое детей и каждый прошёл через подобные игры. Отличная статья, надеюсь многие родители найдут подобные игры.

Прикольные детские игры. Попробовали игру «помоги художнику» и нам очень понравилось. Сейчас, в условиях пандемии ищем чем заниматься дома с семьёй, и находим много полезного. Спасибо вам список игр.

Игры очень интересные, нам с сынишкой понравились.

Игры интересные, мы попробовали несколько игр с сыном. Сейчас стараемся время с пользой проводить, больше активности. И я считаю, что подобные игры на развитие речи и мышления ребёнка это вообще находка. Спасибо большое

Хорошая подборка игр на вашем сайте, для развития мышления детей. У меня раньше была книга по развитию детей в дошкольном и в школьном возрасте, так вот там были эти игры. Книгу эту увы не могу найти, как переехала в другой город, так много литературы потерялось. А эти игры которые представлены на вашем сайте точно помню, что были включены в ту книгу. Просто мы практиковали их в кружке для детей, который организовывали с мужем. Вот хотим теперь это в новом городе реализовать.

Добавить комментарий Отменить ответ

SportsSelection это информационный сайт о правильном развитии в области спорта, для детей и взрослых.

Для связи с нами можете оставить сообщение Вконтакте

Игры и упражнения на развитие мышления у детей дошкольного возраста

подборка игр и упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста на все возрастные периоды

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на развитие мышления у детей дошкольного возраста»

2 младшая группа (дети 3 – 4 лет)

Игра «Во саду ли, в огороде. ».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи – в огороде, ягоды и грибы – в лесу, фрукты – в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду – перед посудным шкафом».

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим – широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Что на что похоже».

Цель: развивать навык сравнения.

Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Дает корова. ».

Цель: развивать логическое мышление с помощью связей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица – яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова – молоко (творог, сметана, кефир); коза – пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Средняя группа (дети 4 – 5 лет)

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать мышление.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

– Кем был старичок? (Мальчиком.)

– Чем было дерево? (Ростком.)

Читайте также:
Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

– Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать мышление.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Визуальные “да-нет-ки”».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» – нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Старшая группа (дети 5 – 6 лет)

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка – середина будущего цветка (одному – платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).

• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).

• Если два больше одного, то один. (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая. (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно – вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь – это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго – это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Подготовительная группа (дети 6 – 7 лет)

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Читайте также:
Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо – перелетных птиц, в другое – всех тех, кто имеет белое оперение, в третье – всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду

Игры, развивающие речь и мышление

Практически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Но в играх, указанных выше, использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли, а приведенные ниже, нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.

Зайчик и мишка

Цель: приучать детей различать и правильно обозначать пространственные отношения между предметами.

Оборудование: две игрушки (желательно зайчик и мишка), примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся при помощи действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). То они становятся друг напротив друга, то расходятся, то сходятся, то перегоняют друг друга и пр. С помощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Эмоциональная включенность детей в забавное зрелище — важное условие приобретения новых знаний.

Игра имеет коллективный характер. Все ее участники дружно отвечают на вопросы взрослого, сообща решают познавательную задачу, учатся у воспитателя и друг у друга. Даже те дети, которые еще не могут самостоятельно решить поставленную задачу, подражая другим, делают маленький шаг на пути к усвоению пространственных отношений и новых слов. При повторении игры их самостоятельность повышается.

Воспитатель. Жили-были два неразлучных друга: зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» (Дети вместе с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются с противоположных сторон стола (в руках воспитателя) и одновременно приближаются друг к другу — зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются.)

(Разными голосами.) Здравствуй, мишка. Здравствуй, зайка. Вот они и встретились. Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг друга или рядом? (Дети хором отвечают, выбирая нужное слово.) Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга.

(Голосом мишки.) Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе.

Зайка приближается, игрушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика.

Воспитатель. Теперь как они сидят? Подумайте и скажите — напротив или рядом? Правильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу.

Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от мишки.

Воспитатель (голосом зайчика). Догоняй меня!

Мишка неуклюже старается его догнать, но никак не может.

Воспитатель (голосом мишки). Ой, устал, отдохнем немножко!

Воспитатель. Только что они были близко, а теперь как — близко или далеко? (Дети отвечают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа.) А кто из них впереди и кто позади? Подумайте и скажите. (Дети отвечают, а воспитатель оценивает их ответ.)

Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и катает зайчика по сцене.

Воспитатель. Кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?

После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены.

Читайте также:
Как помочь ребенку с нарушенным слухом

Игра требует специальной подготовки. Нужно тщательно отрепетировать все игровые действия, научиться управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить голосом мишки и зайки, приготовить необходимый материал.

День рождения куклы Аленушки

Цель: развивать связную речь.

Оборудование: игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения. Их можно заменить картинками. Это могут быть предметы домашней утвари и посуды (чашка, блюдце, тарелка, ложка, кастрюля), личной гигиены (зубная щетка, сапожная щетка, мыло с мыльницей), веник, ванночка, расческа, предметы одежды и пр. Предметов-подарков должно быть много, по числу участников игры. Непременным условием подбора является знакомство детей с каждым из них.

Гости, приглашенные куклой Аленушкой надень ее рождения, приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами. При этом каждый ребенок в роли гостя не только производит условные игровые действия, но и учится подбирать нужные слова. С помощью взрослого дети приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Это очень важно для развития активного воображения и для подготовки более сложных форм мыслительной деятельности и ясного осознания каждым ребенком своего личного жизненного и практического опыта.

Дети рассаживаются, воспитатель достает нарядно одетую куклу Аленушку и усаживается с ней напротив.

Воспитатель. Какая нарядная сегодня Аленушка! Это потому, что сегодня у нее день рождения. Ей сегодня исполнилось четыре года. Аленушка приглашает вас к себе в гости отпраздновать день рождения. Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения? (Говорит вместе с ними.) Спасибо, Аленушка, непременно придем к тебе в гости и принесем много-много подарков.

Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), воспитатель подходит к детям поближе.

Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к ней и скажет: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик скажет: «Я принес тебе подарок». А как скажет девочка? Правильно: «Принесла подарок» — и назовет то, что принесла. Если Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и показать, а мы все поможем это сделать. Когда все гости принесут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, узнаете потом.

Воспитатель придвигает стол с Аленушкой, усаживается с ней перед малышами и начинает рассказ.

Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Миша. (Называет имя ребенка.) По дороге Миша зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Миша к Аленушке в гости и говорит: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что. » (показывает и называет предмет). (Под эти слова названный ребенок производит соответствующие игровые действия.)

Воспитатель (от лица куклы). Спасибо тебе, Миша! Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?

Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если ложку — как едят, если веник — как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, воспитатель вместе с остальными детьми помогает ему.

Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а воспитатель продолжает вызывать новых гостей. Так, вызывая малышей то по одному, то по двое, он дает возможность каждому ребенку побыть в роли гостя и выполнить связанную с ней обучающую речевую задачу.

Когда гости соберутся и подарят свои подарки, воспитатель предлагает всем вместе поиграть в каравай. Кукла передается кому-нибудь из детей, гости берутся за руки, Аленушка становится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.

Именинница благодарит своих гостей за поздравления и подарки.

Что на картинке

Цель: научить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи.

Оборудование: предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды (пальто, платье, рубашка), посуда (чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка), мебель (стол, стул, кровать, скамейка, шкаф), игрушки (мячик, прыгалки, кегли, велосипед, ведерко, формочки для песка).

В игре участвуют 10—J2 детей (примерно половина группы).

Перед началом игры воспитатель вместе с ребятами сдвигает два стола и предлагает детям занять места вокруг них. Сам садится среди детей и раздает сидящим с одной стороны стола по одной предметной картинке.

Воспитатель. Дети, получившие по картинке, будут загадывать про них загадки и предлагать их тому, кто загадку отгадает. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя никому показывать, это секрет. Пусть ваши друзья сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку. Например, на моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка. (Показывает картинку, чтобы дети убедились в правильности отгадки.) А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те, у кого в руках картинки. Основное правило игры — нельзя называть то, что нарисовано на картинке, а нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка.

Читайте также:
Как правильно читать ребенку

Детям с картинками предлагается внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен и какую загадку про него можно загадать.

Воспитатель вызывает по очереди детей с картинками. Каждый достаточно громко и отчетливо спрашивает: «Кому дать предмет, который нужен для. ». Дети с другой стороны стола отгадывают загадку, а тот ребенок, кто отгадает первый, получает картинку. Отдавший ее, получает новую.

Так постепенно разыгрываются все картинки.

Отгадай-ка!

Цель: развивать целостные представления об окружающих предметах.

Оборудование: предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты — и живые и неживые. Это могут быть овощи, фрукты, игрушки, животные, предметы бытового окружения (стакан, чайник, часы, кровать) и пр. Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни детей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются повседневно. Отобрать следует 10—12 картинок.

Воспитатель показывает детям коробочку с картинками и сообщает, что в коробке собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. Потом подзывает кого-нибудь из детей и назначает его своим помощником.

Помощник берет любую картинку, показывает ее только воспитателю и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай; этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета будут названы, воспитатель и его помощник произносят следующий текст, выполняющий роль сигнала.

Воспитатель и помощник. Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет.

Ребенок, который первым (после текста) отгадал загадку, получает картинку; если два малыша отгадали одновременно, оба получают по картинке.

Вызывая каждый раз нового помощника, воспитатель подсказывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загадывает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победители получают картинки с изображениями разгаданных предметов.

Как избежать ошибок при формировании письменной речи

Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение. Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения. Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10 – 11-м году жизни. Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора: Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука); Зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву); Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением). Речеслуховой анализатор. Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию. Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез. (Родителям даются рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей). Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок. 1. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да. 2. Использование графических обозначений звуков. 3. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце слова. (к___, ___к___, _____к). 4. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове. 5. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове. 6. Звукобуквенный анализ слов 7. Придумывание слова по заданной схеме. 8. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с заданным звуком. Двигательный анализатор. В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина: дрожание линии; быстрое наступление мышечного утомления; небрежное выполнение письменных работ. Для развития мелкой моторики можно использовать: 1. Пальчиковые упражнения. 2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос – ухо». 3. Изготовление буквы из различного материала. Например, из бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву. Либо выложить букву из ниток, крупы. Речедвигательный анализатор. Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Читайте также:
Ребенок не выговаривает слова - как ему помочь

Для развития речедвигательного анализатора рекомендуется:

1. Контролировать правильное произношение звуков ребенка.

2. Выполнять упражнения на развитие движений губ, языка, щек.

3. Выполнять упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха. Надувание воздушных шаров. Сдувать с носа кусочек бумаги. Дуть через соломинку. Сдувать с ладошки лист бумаги. «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса. «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе. Направлять ватку в ворота, сделанные, например, из кубиков.

4. Проговаривать чистоговорки, скороговорки. Зрительный анализатор.

При недоразвитии зрительного анализатора ребенок может допускать следующие ошибки:

1. Смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.

2. Зеркальность (буквы с, э, з, е)

3. Трудность удержания строки, наклона. Для развития зрительного анализа и синтеза рекомендуются задания: Назвать предметы по их контурам. Назвать и дорисовать предметы. Назвать перечеркнутые изображения. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга. Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке. Показать правильное написание букв. Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры). Для развития зрительной памяти рекомендуется: запомнить картинки (четыре – пять), а потом найти их среди других (восемь – десять); запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно; игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать какой игрушки или предмета не стало). Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.

Как избежать ошибок при формировании письменной речи
статья по теме

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.
Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Скачать:

Вложение Размер
kak_izbezhat_oshibok_pri_formirovanii_pismennoi_rechi.docx 40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение.

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.
Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Все эти сложные перешифровки происходят в теменно – затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10 – 11-м году жизни.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
– Речедвигательный , который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
– Речеслуховой , который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
– Зрительный , который подбирает соответствующую графему (букву);
– Двигательный , с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Речеслуховой анализатор.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п.

Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез. (Родителям даются рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей). Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

1. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
2. Использование графических обозначений звуков.
3. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце слова. (к___, ___к___, _____к).
4. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
5. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.
6. Звукобуквенный анализ слов
7. Придумывание слова по заданной схеме.
8. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с заданным звуком.

Двигательный анализатор.
В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
– дрожание линии;
– быстрое наступление мышечного утомления;
– небрежное выполнение письменных работ.

Для развития мелкой моторики можно использовать:
1. Пальчиковые упражнения.
2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос – ухо».
3. Изготовление буквы из различного материала. Например, из бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву. Либо выложить букву из ниток, крупы.

Речедвигательный анализатор.
Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Для развития речедвигательного анализатора рекомендуется:

1. Контролировать правильное произношение звуков ребенка.

2. Выполнять упражнения на развитие движений губ, языка, щек.

3. Выполнять упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.
– Надувание воздушных шаров.
– Сдувать с носа кусочек бумаги.
– Дуть через соломинку.
– Сдувать с ладошки лист бумаги.
– «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
– «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
– «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе. Направлять ватку в ворота, сделанные, например, из кубиков.

4. Проговаривать чистоговорки, скороговорки.

Зрительный анализатор.
При недоразвитии зрительного анализатора ребенок может допускать следующие ошибки:

1. Смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.

2. Зеркальность (буквы с, э, з, е)

3. Трудность удержания строки, наклона.

Для развития зрительного анализа и синтеза рекомендуются задания:
– Назвать предметы по их контурам.
– Назвать и дорисовать предметы.
– Назвать перечеркнутые изображения.
– Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
– Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
– Показать правильное написание букв.
– Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

Для развития зрительной памяти рекомендуется:
– запомнить картинки (четыре – пять), а потом найти их среди других (восемь – десять);
– запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
– игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать какой игрушки или предмета не стало).

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: