Игровые упражнения по автоматизации звука С

Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с])

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);
  2. Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций);
  3. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).

Как отмечает Л.Н.Смирнова, зачастую самым трудным и длительным является третий этап. [4]. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

В словаре практического психолога приводится следующее определение самоконтроля. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. [3, с. 580].

Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.

В этом же словаре приводится и определение саморегуляции. «Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [3, с. 584].

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;
  2. Модель значимых условий деятельности;
  3. Программа собственно исполнительских действий;
  4. Система критериев успешности деятельности;
  5. Информация о достигнутых результатах;
  6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности [3].

Таким образом, становится понятным тот факт, что самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Как отмечает Р.В.Овчарова, у ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. [2]. Этот процесс довольно сложный и длительный.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, т. к. отличительной особенностью учебной деятельности, по мнению Н.В.Нижегородовой, является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. [1].

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровые комплексы по автоматизации звуков именно для них.

Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)

– для шипящих «Больница»;

Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка.

Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков. То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Читайте также:
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие чувства ритма, рифмы;
  • развитие вербальной памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо – Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

Читайте также:
Ребусы для профилактики ошибок на письме

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Картинки к предложенным играм можно найти в презентации «Игры на автоматизацию звука [с]. (См. презентацию)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нижегородцева Н. В., Щадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  3. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.

Игры на закрепление звука С у дошкольников

Цель: автоматизация звука “С”.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи.
2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука “С”. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Превращалка
Превращаясь в ветерок,
Дую я в сквозной замок: “С-с-с”

Театр
Педагог предлагает ребенку поиграть, как артист в театре. При этом перед началом “Театра” предлагается уточнить с детьми эмоциональное состояние тех людей, кого они будут изображать. Предлагается объяснить, почему у “артистов” такие фамилии.

– Скажи, как “Добряков”, улыбаясь: “Са-са-са”.
– Скажи, как “Злюкин”, нахмурив лицо: “Су-су-су”.
– Скажи, как “Удивляшкин”, приподнимая от удивления брови: “Со-со-со”.
– Скажи, как “Разочаровашкин”, выражая досаду и розочарование: “Сы-сы-сы”.

В ладоши хлопай!
Параллельно с постановкой и автоматизацией звука необходимо вести работу по развитию фонематического восприятия. Данное упражнение решает именно эту задачу. Перед тем как выполнять задание на выделение звука, надо сначала прочитать всё задание ребенку полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. И только потом, читая второй раз, добиваться выделения им звука.

Ну-ка, хлопни мне в ладоши,
Если звук услышишь С!

– Сода, Соня, сок, кусок,
Кукла, ослик, поясок,
Вата, совы, ананас,
Книга, стол, очки и квас.

– Саня, Софа, сук, носок,
Песня, хвостик, колосок,
Дача, мачта, колбаса,
Вечер, кухня и оса.

– Вечер, встреча, паруса,
Слово, снег, часы, коса,
Бантик, майка, нос, усы,
Таракан, комар, мосты.

Читайте также:
Предлог НА - логопедическое занятие

Веселый металлофон
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в такт ударных слогов и поет.

– Су-су-су – мы споем вам про лису.
Са-са-са – ходит по лесу лиса.
Сы-сы-сы – у лисы хвост и усы.

Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Бу-бу-сы-сы,
Получились бусы.
Ко-ко-сы-сы,
Получились кокосы.

Пальчики-помощники
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
Сы-со-са,
Загибаем пальчики на одной руке.
Сын-сок-оса,
Загибаем пальчики на другой руке.
Са-су-сы,
Загибаем пальчики на одной руке.
Санки-суп-носы.
Загибаем пальчики на другой руке.

Игра с мячом “Доскажи словечко”

Данная игра направленна на закрепление звукопроизношения, на развитие речи и мышления, на слоговой анализ и синтез. Взрослый катит ребенку мяч, произнося часть предложения, а также часть слова. Ребенок должен откатить мяч, заканчивая предложение и называя слово полностью.

Доскажи СА.
Ходит рыжая ли. (са).
Укусила нос о. (са).
Выросла длинная ко. (са).

Доскажи СЫ.
Летят о. (сы).
В лесу живут ли. (сы).
У мужчин борода и у. (сы).
У женщин длинные воло. (сы).
У девочки длинные ко. (сы).
Девочки и женщины любят носить бу. (сы).
Малыши испачкали но. (сы).

Доскажи СУ.
Я боюсь о. (су).
В лесу можно встретить ли. (су).
Катя хочет отрезать ко. (су).

Вот сколько на звук С я сумею назвать!

При назывании слов загибаем пальчики.
Вот сколько на С я сумею назвать:
Собака, сапог, сарафан и салат,
И снег, и сарделька, гусыня и слон,
Снегурочка, сыр, самосвал и салон!
Вот сколько на С
Я сумею назвать,
Что пальчиков всех
Разводим в стороны руки.
Может мне не хватать!
Делаем отрицательный жест головой.

Найди ошибку.
Данное задание направленно на закрепление обобщающих понятий при изучении лексических тем, на развитие слуховой памяти, мышления, а также на закрепление произношения. Исключение лишнего предмета на слух можно предлагать детям после того, как они научатся совершать операцию обобщения и исключения на наглядном материале.

“Посуда”
Когда посуду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.
То четко С. мы повторяем.
Протяжно произносим звук.
Слушай внимательно
И отгадай, что же здесь лишнее
Называй:
Солонки, столы, сковородки, стакан,
Загибаем пальчики.
Найди ошибочку быстренько сам!

“Птицы”
И птиц когда мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.
То четко С. мы повторяем.
Протяжно произносим звук.
Слушай внимательно
И отгадай, что же здесь лишнее
Называй:
Собака, снегирь, сова, соловей,
Загибаем пальчики.
Найди-ка ошибку мою поскорей!

“СССпешилки” Игра для автоматизации звука С в словах.

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов

«Логопедическая настольная игра»

Развивающая логопедическая настольная игра «СССпешилки»

Автор игры: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна

Актуальность

Закрепление навыков произношения поставленного логопедом звука требует от ребёнка ежедневных многократных повторений его в словах и фразах. Но однообразные логопедические упражнения делают процесс коррекции дефектов произношения скучным и поэтому малопродуктивным. Для того чтобы естественная для дошкольников игровая мотивация дала толчок к формированию мотивации коррекционной, детям нужны интересные эмоционально насыщенные игры с духом соревнования, с радостью побед и горечью поражений. Данный материал превращает однообразную, монотонную, рутинную работу по закреплению произношения звука в увлекательное, интересное занятие для ребёнка, а логопеду даёт возможность «играючи» осуществлять методичный логопедический тренинг. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, а значит, способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи.

Цель данной логопедической игры : автоматизация звука С в начале, середине, в конце слова, в словах со стечением согласных.

закрепление правильного произношения звука С в словах в разных позициях, во фразах;

обогащение предметного словаря;

развитие мелкой моторики рук;

развитие коммуникативных навыков.

Возрастная аудитория : дети 4-9 лет, имеющие недостатки произношения звука С.

Описание игры и рекомендации по её использованию

Игра «СССпешилки» состоит из набора игровых полей. Для игры необходим игральный кубик, фишки. Фишками могут служить цветные камушки, крупные пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона.

В данной игре, как и в большинстве игр – «ходилок», используется игральный кубик. Я обучаю детей не просто бросать его на стол, а при помощи кубика выполнять массаж ладоней. Для этого следует поместить кубик между ладонями и с усилием растирать его. Затем, не выпуская кубика из рук, поставить сложенные вместе ладони рёбрами на стол, округлить их и выпустить кубик. Таким образом, ладони не дают кубику укатиться и упасть на пол.

Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Так как цель каждого ребёнка – поскорее добраться до финиша, поэтому задание четко проговаривать в словах звук С воспринимается как обуза, тормозящее движение. В этом случае игра теряет свою коррекционную логопедическую направленность. Логопеду следует требовать, чтобы ребёнок передвигал фишку только после правильного называния картинки. Это требование должно стать частью правил игры.

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия

Содержание заданий

«Шустрый мышонок»

Цель: автоматизация звука С в начале слова.

В игре принимают участие два игрока.

Логопед: «Два мышонка заметили кусок сыра и наперегонки бросились к нему. Самому шустрому мышонку достанется сыр».

Один игрок ставит фишку над клеткой с сумкой, второй игрок – над клеткой с совком. Дети договариваются с помощью считалки, кто будет первым делать ход.

Сидел петух на скамеечке,

Считал свои семечки:

В этот счет выходишь ты!

Затем игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук С в словах: «С-сумка – один, с-салат – два. » Игроки движутся навстречу друг другу, обходят полный круг. Игрок, начинающий движение с картинки с сумкой, заканчивает игру на картинке с совком, а второй игрок, начиная с картинки с совком, заканчивает на картинке с сумкой.

Слова: сумка, салат, самолёт, сухари, сук, собака, сабля, соль, сок, спутник, сом, сандалии, санки, сундук, суп, самокат, соты, сова, сахар, сапоги, скамейка, совок.

«Весёлая геометрия»

Цель: автоматизация звука С в середине слова.

В игре принимают участие два-три игрока.

Игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество фигур, четко проговаривая звук С в словах. Если фишка игрока останавливается на картинке в квадрате , то игрок получает задание повторить чистоговорку:

Асса-асса-асса, в магазине касса.

Сунок-сунок-сунок, на стене рисунок.

Сылка-сылка-сылка, тяжёлая посылка.

Сы-сы-сы, точные весы.

Сок-сок-сок, в песочнице песок.

Если фишка игрока останавливается на картинке в круге, то игрок выполняет задание на согласование прилагательного «круглый» с существительным-названием картинки: круглый патиссон, круглые часы, круглое колесо, круглая капля росы.

Если фишка игрока останавливается на картинке в треугольнике, игрок составляет с названием картинки предложение, например: Траву косят косой. У девочки длинная коса. В комнату влетела оса. Соня потеряла носок.

И наконец, если фишка игрока останавливается на картинке в многоугольнике, игрок добавляет к названию картинки слово «много».

Слова: касса, патиссон, коса, мясо, рисунок, часы, коса, посуда, посылка, колесо, оса, бусы, весы, роса, носок, косынка, песок.

Можно дать предложить детям «покрасить» предмет в цвет фигуры, внутри которой этот предмет находится. Или поиграть в игру «Бывает – не бывает» : «Зелёная касса бывает? А голубой патиссон? И т. д.»

Словарный материал этого игрового поля позволяет поиграть в игру «Рифмы» . С этой целью логопед даёт задание найти слова, которые одинаково заканчиваются.

Рифмы: коса-оса, носок-песок, часы-весы, роса-коса, роса-оса.

«Любопытные сороки»

Цель: автоматизация звука С в конце слова.

В игре принимают участие два игрока.

Логопед: «Две сороки поспорили, кто первой долетит до леса и узнает все лесные новости».

Игроки ставят фишки на клетках с сороками в правом и левом нижних углах. Договариваются, кто будет делать ход первым. Затем поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук С в словах.

Сначала игроки передвигают свои фишки вверх, затем вниз, а потом опять вверх по направлению к лесу.

Слова: лотос, пояс, кактус, компас, кокос, ананас, квас, поднос, абрикос, кекс, нос, колос, автобус, глобус.

Можно предложить детям задание на развитие зрительного внимания: «Найдите и назовите все повторяющиеся предметы». «Найдите и назовите предметы, которые не повторяются». «Найдите предметы, которые называются одним словом». (нос человека и нос самолёта)

Цель: автоматизация звука С в словах со стечением согласных.

В игре принимают участие два игрока. Возраст игроков – 6-9 лет.

Для игры нужны комплекты фишек двух цветов. Количество фишек в каждом комплекте 7-10.

Игроки определяют, кто будет первым делать ход. Затем поочереди начинают ставить фишки на клетки и называть предметы. Выигрывает тот, кому удаётся поставить три фишки в ряд по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали.

Игрок ставит фишку на «хвост» и выигрывает, т. к. поставил в ряд три фишки: маска-пистолет-хвост.

Слова: стакан, скат, свитер, светофор, стул, стадион, спутник, стол, скамейка, статуя, скат, носки, капуста, коляска, хвост, ласты, пистолет, лестница, куст, галстук, остров, брусника, маска, смородина, лист.

Постепенно правила игры можно усложнить: выиграет тот, кто поставит в ряд четыре фишки.

Задание на развитие зрительного внимания: какой предмет встречается два раза?»

«Слова-однофамильцы»

Задачи: автоматизация звука С в словах в разных позициях, знакомство со словами, имеющими несколько значений.

Перед началом игры логопед знакомит участников игры с игровым полем.

Логопед: «Ребята, посмотрите: это соль и это тоже соль. Слова одинаковые, а предметы разные: в первом случае это пищевая добавка, а во втором – нота. Найдите ещё предметы, которые имеют одинаковые названия. Все эти предметы находятся в зелёных рамках».

Игроки ставят свои фишки на старт, поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями чётко называют определённое количество картинок на игровом поле: «Соль – один, коляска – два, хвост – три. ». Если фишка останавливается на картинке в зелёной рамке, она переносится на квадрат с парным предметом. Можно дать задание составить предложения с этими словами. Например, фишка остановилась на клетке, где «соль». Ребёнок составляет предложение: «В суп положили соль». Затем передвигает фишку на клетку с парной картинкой и тоже составляет предложение: «Музыкант играет ноту соль».

Читайте также:
Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп

«Бег с препятствиями»

Цель: автоматизация звука С в разных позициях в слове.

Логопед: «В этих соревнованиях победит тот, кто первым доберётся до финиша, преодолев препятствия: два звука С в каждом слове».

Игроки договариваются, кто первым делает ход. Затем поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая два звука С в каждом слове.

Информационные ресурсы

Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук  Л  . – Изд-во «Детство-Пресс», 2016 г.

Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук  Р  . – Изд-во «Детство-Пресс», 2017 г.

Игровые упражнения по автоматизации звука С

Приглашаю всех на мой канал с терапевтическими аудиосказками.

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)

Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным

Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)

Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!

Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)

Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.

Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)

Дисграфия – это нарушение письма.

Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)

Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!

Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)

Огромное спасибо за материал!

Елена (Monday, 22 February 2021 05:58)

Благодарю за полезный материал!

Евгения (Thursday, 18 March 2021 04:10)

Спасибо Вам за материал! Я начинающий логопед, Ваш материал очень помогает в работе с детками и вдохновляет на творчество! Вы -пример того, каким должен быть специалист !

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)

Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо

Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)

Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.

жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)

Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.

Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)

Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.

Галина (Sunday, 03 February 2019)

Спасибо за очень нужный материал

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)

Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)

Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь

Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)

Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.

Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)

NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)

Благодарю Вас за хороший материал!

Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)

Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)

Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.

Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)

Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора – Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)

Анастасия (Monday, 09 August 2021 14:12)

Максим (Tuesday, 10 August 2021 16:44)

Добрый день! Нас заинтересовал ваш сайт. Как мы могли бы пообщаться по поводу сотрудничества? Как пример, мы бы хотели разместить статью на вашем сайте про наш. Ответьте пожалуйста на почту maks89of@mail.ru, если вас это заинтересовало, заранее спасибо!

Читайте также:
Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта

Павел (Thursday, 26 August 2021 13:11)

Спасибо большое за материал!) Мне 29 лет)) Использовал его, что бы исправить свой ламбдацизм) Справился за 3 месяца) Так же, советую тем у кого такая же проблема, уделять большое внимание на разминку/прокачку языка и губ. Плюс скороговорки на Л. И не ленитесь)) успехов!

Юлдашева Анастасия Павловна (Friday, 03 December 2021 18:34)

Всем ответила на почту. Если кому-то не пришёл ответ пишите: uld-ap@bk.ru.

Буду рада помочь.

Sethacis (Tuesday, 18 January 2022 13:27)

Автоматизация звука [С]

Упражнения по автоматизации звука [C]. C__ – длительное произношение звука [C].

1) Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э

Звук [С] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [C] в начале

3) Произносить (читать) слова со звуком [C] в середине

4) Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__

Звук [С] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине

7) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Солёное масло.
  • Солёная капуста.
  • Сладкий арбуз.
  • Кисло-сладкий квас.
  • Спелый абрикос.
  • Салат из редиски.
  • Колбаса с чесноком.
  • Миска с рисом.
  • Высокая берёзка.
  • Густые леса.
  • Пустой сарай.
  • Пёстрая собака.
  • Старый костюм.
  • Узкие сапоги.
  • Чистая посуда.
  • Вкусный суп.
  • Соня устала.
  • Слава в кустах.
  • Саня уснул.
  • У Ларисы коляска.
  • Сыпь песок, Настя.

9) Проспрягать предложения

  • Я спилил(а) на сосну.
  • Я поставил(а) суп на стол.
  • Я съел(а) стакан сметаны.
  • Я сломал(а) сук с куста.
  • Я спал(-а) на софе.
  • Ты спал(-а) на софе.
  • Он (она) спал(-а) на софе.
  • Мы спали на софе.
  • Вы спали на софе.
  • Они спали на софе.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: У С__они с__умка.

  • В лесу лиса.
  • На осоке сидит оса.
  • На полке посуда.
  • В лесу высокие сосны.
  • У Стаса светлые волосы.
  • Неси песок совком.
  • Собака своих не кусает.
  • Я упал из санок в кусты.
  • На письменном столе стойкие солдаты.
  • Судно встало у скалы.
  • Самолет летит высоко над лесом.
  • Собака видит на суку сову и лает.
  • Осока сохнет на солнце.
  • Неси для ослика сухую солому.
  • В саду сладкие сливы.
  • На улице сыро, надевай сапоги.
  • Соня, смотри – сом!
  • У сома усы.
  • В буфете сайка, сахар, сыр, сало.
  • Соня смахнула соль со стола.
  • Стас ест колбасу с чесноком.
  • Лось сломал сук сосны.
  • У вас вкусный квас.
  • Слава съел весь ананас.
  • В кустах кто-то пискнул.

11) Произносить (читать) скороговорки

  • У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  • Сенокос, сенокос, луг остался без волос.
  • Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон.
  • Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех!
  • Слоны спокойны и сильны.
  • Я несу суп, суп, а кому, псу, псу.
  • У маленького Сани сани едут сами.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака.
  • Оса боса и без пояса.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

13) Произносить (читать) стихотворения

На санках

На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух в сугроб.

Гусаки

Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

14) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Спят спокойно Соня, Саня,
Пес и кот во сне сопят,
Засыпает сом с усами,
На суку совята спят.

Автоматизация звука С

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [С:

– губы растянуты в улыбке;

– зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);

– кончик языка за нижними зубами;

– воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)

После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука С в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

СА – СА – СЫ СО – СУ – СО СУ – СА – СЫ

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект НОД для старшей группы

СЫ – СО – СА СУ – СЭ – СО СА – СЫ – СУ

АС – АС – АС ОС – ОС – ОС ЯС – ЯС – ЯС ЮС – ЮС – ЮС

УС – УС – УС ЁС – ЁС – ЁС ИС – ИС – ИС ЕС – ЕС – ЕС

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

СА – СА – СО АС – УС – АС ИС – ЯС – АС

СО – СО – СУ ОС – ОС – УС ЕС – ЮС – ЮС

СА – СУ – СУ ОС – УС – УС ИС – ЁС – ЁС

СО – СЫ – СЫ ЯС – ИС – ИС ЁС – ЕС – ЕС

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ

СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ и т.д.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова

Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: вес, лес, на-вес.
ЯС: по-яс.

Звук С в конце слова в ряду слов

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас, матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус спелый абрикос

высокий утёс пустой автобус

серый пёс мясной соус

Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Звук С в начале слова в ряду слов

Перечень слов: сок, собака, сумка, сода,
суп, судак, сырок, суббота.

Перечень слов: санки, самолет, салат,
сапоги, совенок, сад.

Повтори словосочетания:

сани у Сани сосновая смола

суп с салом сытный суп

ствол сосны сытая собака

сломанный сук пустой стакан

сафьяновые сапоги сладкие соты

сытный студень сухая солома

старый судья соленое сало

соленое масло смолистая сосна

Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

Звук С в сочетаниях СТА, СКА в ряду слов

Перечень слов: стая, стол, станок, скамейка,
скатерть, старичок, ступенька.

Перечень слов: сковородка, стадо, слон,
скалка, слоги, ступа, склон.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;
ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
СУ: не-су, па-су, по-су-да;
УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
ЮС: бюст;
ЯС: яс-ный.

Звук С в середине слова в ряду слов

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Вкусный суп опасный выступ

искусный фокусник пустая миска

сосновый сук усатый сом

сухая косынка синие бусы

сатиновый поясок усатый сом

густой сок тенистый сад

ананасовый сок толстое сукно

лесная сова быстрые самолеты

Сдобное тесто высокий мост

постная колбаса ананасное суфле

высокая сосна соленая треска

наваристый суп густой лес

сонная киска автобусная остановка

густой кустарник красные сандалии

солист ансамбля сырой песок

парусный спорт солёная капуста

Читайте также:
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

миска с рисом вкусный салат

масса советов пёстрая собака

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад. В саду оса.

У самого носа оса. Оса полосатая.

Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку. Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях.

Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад. Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает.

На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок. Соня кусает сахар.

В сотах мёд. Песок в совке.

Соль в солонке. Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды. Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе. Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку. В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу. Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу. На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок. Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег. Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду. Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет. На ёлке сухой сук.

В сумке судак. В лесу лиса.

В лесу высокие сосны. У сома усы.

У осы усы. В саду осы.

Сане купили весы. У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка. У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар. Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы. У Сони русые косы.

У Сони густые волосы. У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Читайте также:
Проект 'Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС'

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало.

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В начале учебного года ребенок с ОВЗ проходит диагностику на выявление индивидуальных психологических особенностей. Результаты проведенной оценки развития ребенка используются для составления индивидуального образовательного маршрута. Заполняется индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в которой отражается для данного ребенка план мероприятий, специальные условия, психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Индивидуальная карта обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Содержание работы с детьми данной категории определяется индивидуальными программами психолого-педагогическими сопровождения, реализуемыми в ДОУ. Педагоги в рамках единого воспитательно-образовательного процесса варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При этом детям с ограниченными возможностями здоровья уделяется немного больше внимания, т.к. для них характерно:

плохая координация движений,

медленное усвоение материала,

достаточно быстрая утомляемость,

трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Получение образования детьми с ОВЗ – одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

1. Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Цель: обеспечение системного подхода к условиям для развития детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательных программ дошкольного образования.

выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

обеспечивать возможность освоения детьми с ОВЗ основной или адаптированной образовательной программы на доступном им уровне и их социализацию в образовательном учреждении.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

Цель: обеспечение условий для оптимального развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает:

проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сфер личности, педагогические наблюдения;

создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;

осуществление конкретной психолого-педагогической помощи ребенку.

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Советы родителям, воспитывающим “особого” ребенка

Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.

Усталость от переживаний за ребенка-инвалида порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.

Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.

Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: